Как называется уровень спортивного мастерства. Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике

  • 15.04.2024

Показатели технического мастерства

Техническая подготовленность (или, другими словами, техническое мастерство) спортсменов характеризуется тем, что умеет делать спортсмен и как он владеет освоенными действиями.

В первую группу показателей входят: а) объем; б) разносторонность; в) рациональность технических действий, которые умеет выполнять спортсмен. Во вторую: а) эффективность, б) освоенность выполнения.

Объем технической подготовленности определяется числом технических действий, которые умеет выполнять или выполняет спортсмен. В этом случае технику обычно оценивают по факту исполнения (выполнил - не выполнил, умеет - не умеет).

Различают общий и соревновательный объем технической подготовленности.

Общий объем характеризуется суммарным числом технических действий, которые освоены данным спортсменом;

Соревновательный объем - числом различных технических действий, выполняемых в условиях соревнований. Так, например, гимнасты - мастера спорта международного класса умеют выполнять на каждом из снарядов (кроме опорного прыжка) 120-200 элементов. Таким образом, на всех шести снарядах гимнасты "высокого класса могут выполнить примерно 750-1000 различных элементов. В других видах спорта, например в борьбе, сходная картина. Хотя техника борьбы (в частности, вольной) насчитывает свыше 1000 приемов, большинство ведущих борцов владеет в совершенстве лишь небольшим числом атакующих действий (нередко лишь одним-двумя). Это, конечно, не означает, что квалифицированные борцы умеют выполнять только эти действия; в схватках со спортсменами низкой квалификации они могут продемонстрировать большой объем технических действий, однако в решающих поединках они отдают предпочтение лишь излюбленным приемам.

Разносторонность технической подготовленности

Разносторонность характеризуется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен или которые он" применяет на соревнованиях. Соответственно и здесь выделяют общую и соревновательную разносторонность. У более разносторонних в техническом отношении спортсменов более гармонична и физическая подготовленность, в частности топография силы.

Объем и разносторонность технической подготовленности являются важными показателями мастерства спортсменов, особенно в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий (игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание на коньках и др.).

Рациональность технических действий определяется возможностью достичь на их основе высших спортивных результатов. Рациональность техники - это характеристика не спортсмена, а самого способа выполнения движения, используемой разновидности техники. В истории почти каждого вида спорта были периоды смены одних способов выполнения движений другими, более рациональными.

Рассмотренные три показателя технической подготовленности спортсмена (объем, разносторонность и рациональность технически действий) говорят лишь о том, что умеет выполнять спортсмен. Но они не отражают качества исполнения - как спортсмен выполнял движения, насколько хорошо он владеет ими. Ведь может случиться так, что из двух спортсменов с равными физическими возможностям победит тот, кто хорошо овладел нерациональной техникой. Поэтому при оценке технической подготовленности необходимо учитывать качественную сторону владения движением - эффективность и освоенность его выполнения.

Эффективностью владения спортивной техникой (или эффективностью техники) того или иного спортсмена называется степень близости ее к наиболее рациональному варианту. Эффективность техники (в отличие от рациональности) - это характеристика не того или иного варианта техники, а качества владения техникой.

В зависимости от того, как определяется рациональная техник (образец, стандарт), различают три группы показателей е эффективности.

Абсолютная эффективность

Показатели абсолютной эффективности характеризуют близость к образцу, в качестве которого выбирается наиболее рациональный вариант техники, определенный на основе биомеханических, физиологических, психологических, эстетических соображений.

В простейшем случае мерой эффективности техники может явиться показанный спортсменом результат. Таким способом часто оценивают эффективность технических приемов в единоборствах и спортивны играх. Например, в баскетболе эффективность техник; штрафных бросков естественно оценивать по проценту попаданий.

В большинстве случаев оправдан другой способ - сопоставление характеристик выполненного движения с некоторым идеалом. В основе рациональной техники могут лежать разные критерии:

а) биомеханические;

б) физиологические: при нерациональной технике у специализирующихся в спортивной ходьбе нередко возникают резкие болезненные ощущения в передней большеберцовой мышце из-за ухудшения кровообращения вследствие того, что время ее расслабления в одном шаге оказывается недостаточным;

в) психологические; техника в спортивных играх и единоборствах в решающей мере определяется стремлением выполнить движение так, чтобы оно было возможно более неудобным для противника (хотя оно может быть неудобно самому спортсмену или приводить к снижению силы и скорости движения). Например, желательно, чтобы технические действия были неожиданными для противника, поэтому их целесообразно проводить внезапно (без подготовки) или после обманных движений («финтов»). С точки зрения механики движений такие действия нерациональны (сила, скорость, а иногда и точность движения при этом снижаются), однако именно они позволяют переиграть противника. Поэтому подобные способы выполнения технических действий являются в играх и единоборствах наиболее рациональными;

г) эстетические: критерии этой группы являются определяющими в тех видах спорта, где красота движений - основа мастерства (гимнастика, фигурное катание на коньках и др.).

Сравнительная эффективность

В этом случае за образец берется техника спортсменов высокой квалификации. Те признаки техники, которые закономерно отличаются у спортсменов разной квалификации (т. е. изменяются с ростом спортивного мастерства), называются дискриминативными 1 признаками . Такие признаки эффективности техники используют в качестве основных показателей лишь тогда, когда техника движений очень сложна и на основе биомеханического анализа не удается определить ее наиболее рациональный вариант. В других случаях дискриминативные признаки дополняют показатели абсолютной эффективности, очень часто совпадая с ними.

При оценке эффективности техники с помощью дискриминативных признаков надо помнить, что техника даже выдающихся спортсменов может быть не вполне рациональной. Например, в начале 50-х годов некоторые чемпионы по лыжным гонкам имели значительные ошибки в технике (слишком низкая посадка, незавершенный толчок рукой и ногой и др.). Эти ошибки копировали молодые лыжники.

Для определения дискриминативных признаков:

а) сравнивают показатели техники спортсменов высокой и низкой квалификации.

б) рассчитывают коэффициенты корреляции и уравнения регрессии между спортивным результатом, с одной стороны, и показателем техники - с другой.

Реализационная эффективность (эффективность реализации)

Идея этих показателей состоит в сопоставлении показанного спортсменом результата либо с тем достижением, которое он по уровню развития своих двигательных качеств потенциально может показать (вариант «А»), либо с затратами энергии и сил при выполнении оцениваемого спортивного движения (вариант «Б»).

Вариант «А». В данном случае эффективность техники оценивается по тому, насколько хорошо спортсмен использовал в движении свои двигательные возможности. При таком подходе опираются на существование связей между тремя показателями: спортивным результатом, уровнем развития двигательных качеств, эффективностью техники.

Практически это осуществляется путем сравнения результатов спортсмена:

а) в технически сложном действии (как правило, это то движение, в котором специализируется спортсмен);

б) в технически более простых заданиях, требующих развития тех же двигательных качеств, что и основные.

Вариант «Б». В этом случае эффективность техники оценивают определяя энерготраты или проявляемую в движении силу при выполнении одного и того же задания, иными словами - определяя функциональную экономизацию. Экономичность спортсмена (т. е. умение выполнить работу с возможно меньшим расходом энергии) зависит как от его технического мастерства, так и от таких функциональных показателей, как МПК и порог анаэробного обмена (ПАНО). Из биохимии спорта известно, что к.п.д. анаэробных реакций энергопреобразования значительно ниже, чем у аэробных процессов. Поэтому, если у спортсмена уровни МПК и ПАНО низки (а эти две величины взаимосвязаны), он уже при относительно низкой мощности упражнения начинает использовать энергетически невыгодные анаэробные источники энергии. Это увеличивает энерготраты организма.

Все описанные показатели эффективности техники (абсолютные, сравнительные, реализационные), дополняя друг друга, характеризуют ее с разных сторон. Обычно они соответствуют друг другу.

Освоенность техники

Техническое действие может быть освоено (заучено, закреплено) спортсменами в разной степени. Освоенность движения - относительно самостоятельная характеристика технического мастерства, не зависящая от эффективности техники. Спортсмен может хорошо освоить то или иное действие, но с существенными ошибками в технике (его техника при этом будет неэффективна) и, наоборот, буквально с первых попыток выполнять движение правильно, хотя и недостаточно хорошо освоив его. Он может быстро забыть правильное выполнение и уже на следующем занятии быть не в состоянии повторить свои первые правильные попытки.

Именно в связи с разной степенью владения движением издавна были введены понятия о двигательных умениях и двигательных навыках.

Двигательное умение - это приобретенная способность выполнять движение.

Под двигательным навыком понимают достаточно хорошо освоенное умение.

Для хорошо освоенных движений типичны:

1) стабильность спортивного результата и ряда характеристик движения при выполнении его в стандартных условиях;

2) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении движения в меняющихся, в частности усложненных, условиях;

3) сохранение двигательного умения при перерывах в тренировке;

4) автоматизированность выполнения.

Стабильность техники

Спортсмен, хорошо освоивший какое-либо движение, выполняет его в стандартных, неизмененных, условиях с относительно малой дисперсией (разбросом, диапазоном отклонений) существенных характеристик. Конечно, если ему приходится выполнять движение несколько раз, то от попытки к попытке ни результат, ни тем более другие характеристики движения не остаются вполне постоянными. Однако при этом у квалифицированных спортсменов дисперсия спортивного результата и существенных характеристик движения в ответственные его фазы меньше, чем у неквалифицированных спортсменов; отклонения не выходят за допустимые пределы, при которых движение оказывается невыполненным или значительно снижается спортивный результат.

Устойчивость техники

Устойчивость техники характеризуется степенью изменения ее эффективности. Чем меньше снижение эффективности, тем выше устойчивость техники. Основными факторами, под действием которых изменяется эффективность техники, являются: изменение состояния спортсмена, действия противника, изменение внешних условий.

1.Изменение состояния спортсмена , в частности утомление и эмоциональное возбуждение, связанное с ответственными соревнованиями, присутствием зрителей, преодолением страха. В условиях ответственных соревнований эффективность техники может снизиться. Это особенно касается технических действий, требующих высокой точности выполнения. В то же время эмоциональное возбуждение способствует проявлению больших величин силы, быстроты, выносливости, гибкости.

2. Действия противника . Существует давнее изречение: «Игрок играет настолько хорошо, насколько ему позволяет противник». Это справедливо и для единоборств. Однако спортсмены высокого класса при встрече с любым противником сохраняют достаточно высокую эффективность действий.

Сохранение высокой эффективности действий достигается благодаря превосходству в скоростных и силовых качествах, тактическом мастерстве, морально-волевой подготовке. Существенное значение имеет и техническое мастерство. Спортсмены высокого класса могут выполнить один и тот же прием при широком варьировании начальных условий и подготовительных действий.

3. Внешние условия . Иногда даже незначительное изменение внешних условий существенно затрудняет выполнение движения.

Сохранение двигательного умения при перерывах в тренировке

Чем лучше освоено движение, тем прочнее сохраняется двигательное умение. Степень сохранения ее оценивают:

а) по уровню (качеству) выполнения движения после перерыва (например, если до перерыва в тренировке спортсмен выполнял движение правильно всегда, а после перерыва только в половине всех случаев, то степень сохранения двигательного умения равна 50%).

б) по скорости (времени, числу попыток), необходимой для восстановления умения до первоначального уровня (например, если прыгуну в воду для первоначального овладения прыжком «три с половиной ооорота вперед» с вышки понадобилось 200 попыток, а после длительного перерыва он вновь достиг тех же оценок за этот прыжок через 50 попыток, то степень сохранения будет: 100% х 150 / 200=75%)

Для длительного сохранения движения необходимо его «сверхзаучивание», т.е. длительное закрепление, многократные повторения уже после того, как достигнута необходимая эффективность техники экспериментально показано, что чем продолжительнее время в течение которого движение выполнялось; тем прочнее сохраняется спортивная техника.

Автоматизированность

Автоматизированность характеризуется возможностью выполнять движения не фиксируя специально внимания на процессе выполнения. О степени автоматизированности движений судят с помощью так называемого метода дополнительных заданий, который позволяет установить, насколько внимание спортсмена концентрируется на выполнении движения. Для этого определяют способность человека к переработке информации в спокойных условиях (например, наговаривают ему с магнитофона трехзначные числа, а он должен быстро решить, делится ли очередное число на три; подсчитывается общее число ошибок), а затем то же задание предлагают ему во время выполнения какого-либо движения. При этом подсчитывают, насколько увеличивается число ошибок, а затем определяют степень автоматизированности движения.

Некоторые движения, например ходьба, могут быть настолько хорошо освоены, что умственная работа во время их выполнения становится даже эффективнее, чем в покое.

Таким образом, техническое мастерство спортсменов не может быть оценено каким-либо одним показателем. Его полная характеристика требует многостороннего подхода. Помимо объема, разносторонности и рациональности технических действий, которыми владеет спортсмен, необходимо учитывать их эффективность (с помощью абсолютных, сравнительных либо реализационных критериев) и освоенность техники.

Деятельность тренера

Тренер – педагог, специалист в каком-либо виде спорта, занимающийся подготовкой спортсмена.

Цели в работе тренера:

  1. Создавать условия для занятий спортом с увлечением и с укреплять дружеские взаимоотношения между спортсменами;
  2. Формировать хорошие, здоровые привычки у воспитанника;
  3. Создавать возможности всем занимающимся участвовать в интересных соревнованиях;
  4. Давать спортсменам такую подготовку, которая гарантировала бы им дальнейшее спортивное совершенство;
  5. Показать оптимальный спортивный результат.

Цели в работе тренера достигаются с помощью:

  1. Определённых тренировок в пределах способностей учеников;
  2. Привлечение узких специалистов (врач, массажист, психолог и т.д.~);
  3. Рациональная практика соревнований:
  4. Наблюдение за своими воспитанниками от начала занятий за их прогрессом и спортивным результатом.

Специфические особенности деятельности тренера:

  • Вероятность достижения поставленных целей (выключение музыки при выступлении в синхронном плавании);Специфическая регламентация труда (подготовка к уроку занимает намного больше времени, чем сама тренировка);
  • Существенная зависимость от одарённости своих учеников;
  • Высокий эмоциональный фон деятельности, значительное число конфликтных ситуаций и периодические действия в экстремальных ситуациях;
  • Внеранговая конкуренция;
  • Обучение двигательным действиям, которое тренер никогда не выполнял сам с оптимальным результатом.

Уровни деятельности тренера:

Уровень начальной подготовки : тренер имеет цель - привлечение юных спортсменов, создание базы общефизической подготовки и отбор детей пригодных к данному виду спорта;

критерий эффективности на данном уровне - количество регулярно занимающихся и переданных на следующий этап спортсменов, выполнение разрядных нормативов.

Уровень углублённой специализации: цель специализация в избранном виде спорта (игровое амплуа); критерий эффективности - количество подготовленных спортсменов 1-го и 2-го разрядов, а так же результаты в городских, областных, районных соревнованиях.

Уровень базового мастерства: цель - выявление одарённых спортсменов; критерий эффективности - результаты в юношеских чемпионатах страны, количество спортсменов переданных в сборные, количество подготовленных КМС и МС.

Уровень высшего спортивного мастерства - МС и МСМК : цель - подготовка спортивного резерва для сборной страны, выступление в чемпионате страны; критерии эффективности - количество подготовленных МС и МСМК, количество спортсменов переданных в сборную, результаты на международных чемпионатах.

Уровень высших достижений - сборные команды страны: цель - достижение максимальных результатов в международных соревнованиях, поддержание спортивного долголетия; критерий эффективности - результаты в международных соревнованиях, призовые места, мировые рекорды.

Факторы, определяющие эффективность в работе тренера.

Эффективность деятельности тренера зависит от объективных и субъективных факторов.

Объективные – природно-климатические условия местности.

Субъективные:

  1. возрастные и половые особенности спортсмена;
  2. личностные качества тренера (профессиональная компетентность, организаторский талант, обладание ораторским искусством);
  3. личностные качества спортсмена (врождённые качества и способности к восприятию двигательной информации, антропометрические качества - рост, вес и т.д., строение мышц);
  4. состав у населения традиций и интересов (массовость).

Функции тренера

1. Воспитание культуры:

Интересы своих воспитанников, их способности, темперамент. Социальное положение и обеспеченность семьи спортсмена. Отношение в школе, институте, на работе к занятиям спортом ученика.

Уметь:

Проводить специальные беседы о моральном облике спортсмена. Поддерживать связь с общеобразовательной школой, институтом, производством, семьей. Подбирать различные формы соревнования по трудовым и спортивным показателям. Находить и применять разнообразные меры поощрения и наказания занимающихся.

2. Функция отбора

Основные закономерности развития организма:

а) морфологические;

б) физиологические;

в) психические;

г) физические и модельные характеристики спортсмена.

Как найти одаренных детей. Ведущие качества, необходимые спортсмену для выполнения II p., I р., КМС, МС и достижения высших спортивных результатов. Закон Гаусса - закон нормального распределения, который предусматривает наличие в любом контингенте занимающихся определенного процента людей, не способных к конкретной специфической деятельности.

Уметь:

Прогнозировать и предвидеть спортивные результаты. Осуществлять набор способных детей в группы начальной подготовки. Проводить отбор в учебно-тренировочные группы, группы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Пользоваться средствами и методами отбора (общие, специальные, инструментальные). Систематизировать материалы наблюдений тренировочного процесса и анализировать литературу по вопросам отбора.

  1. 3. Функция планирования

Знать :

Сроки официальных соревнований. Как подобрать нагрузки по объему и интенсивности.

План подготовки спортсмена (команды) на определенный (соответствующий) год, годы. Учебный план и график распределения рабочих часов на определенные месяцы.

Уметь :

Прогнозировать конечную цель подготовки спортсмена. Установить сроки контрольных, прикидочных, отборочных соревнований по отношению к главным соревнованиям и

спортивные результаты, которые необходимо достичь. Установить тренировочные нагрузки по времени, интенсивности и объему и дни восстановления. Финансовые возможности, материально-техническое обеспечение и график загруженности спортсооружения.

  1. 4. Учебно-тренировочная функция

Знать:

Принципы, средства, формы и методы обучения и совершенствования. Физические упражнения из других видов спорта. Специальные способности ученика, его черты характера, интеллектуальный уровень, творческое мышление, отношение к выполнению тренировочной работы.

Уметь :

Использовать многообразные принципы, средства, формы и методы обучения и совершенствования. Обучать мерам безопасности. Обучать наиболее рациональной технике и тактике. Формировать, совершенствовать определенные физические и психические качества спортсменов. Выделять основные элементы техники. Включать в тренировочный процесс мысленные упражнения.

  1. 5. Функция контроля, учета и коррекции

Знать :

Виды контроля: самоконтроль; педагогический; врачебно-педагогический; врачебный; КНГ. Направления контроля: коровье; функциональное состояние (способность переносить нагрузки и восстанавливаться); контроль за уровнями подготовленности (физической, технической, тактической, интеллектуальной, моральной и специальной психической, функциональной и комплексной). Разрядные нормы и порядок присвоения очередного спортивного разряда или звания.

Уметь :

Следить за состоянием здоровья спортсмена. Вести педагогические наблюдения и анализировать их. Определить уровень моральной и специальной психической, физической, технической, тактической, интеллектуальной подготовленности, функциональных возможностей. Анализировать динамику спортивных результатов и вводить коррекцию.

  1. 6. Функция материально-технического обеспечения

Знать :

Новинки технического обеспечения появляются в данном виде спорта. Знать цены на инвентарь, оборудование, форму и т. д. Как составляется заявка на приобретение спортивной формы, инвентаря, оборудования и акт на списание имущества, пришедшего в негодность.

Уметь:

Вести различную документацию хозяйственно-финансовой деятельности: ведомости, отчеты, расписки, заявки, приказы. Привлекать занимающихся к изготовлению нестандартного оборудования для занятий.

  1. 7. Судейская функция

Знать :

Досконально правила соревнований по своему виду спорта и последние изменения и добавления. Обязанности судей на всех участках судейской работы. Как пишется заявка на участие в соревнованиях. Как оформляется протокол соревнований.

Уметь:

Выполнять обязанности судей на всех участках судейской работы. Разрабатывать положение о соревнованиях. Подготавливать соответствующую документацию. Проводить со всеми спортсменами семинары по подготовке судей и беседы по правилам соревнований. Привлекать к соревнованиям зрителей, спонсоров, журналистов и телевидение.

  1. 8. Секундантская функция

Знать:

Своих подопечных (положительные и отрицательные качества, внешние признаки проявления эмоционального состояния). Права спортсмена и тренера на соревнованиях. Признаки различных предстартовых психических состояний и способы управления ими. Средства секундирования: словесные, условные сигналы, мимика и жесты, аппаратурные.

Уметь:

Пользоваться средствами, формами и методами секундирования. Создавать оптимальный настрой у спортсмена на выполнение упражнения (игру, забег и т. д.). Снимать излишнее нервное напряжение. Помогать обрети уверенность в своих силах. Определять тактику выступления и выполнения упражнения. Давать спортсмену установку не на результат, а на соревновательную деятельность. Анализировать выступление спортсмена (хорошее или плохое) не сразу и только в спокойной обстановке и доброжелательности.

  1. 9. Научно-исследовательская функция

Знать:

Методы и средства исследования. Последние достижения в науке и технике. Правильное использование и обработку литературных источников. Основные методы исследования, принятые в избранном виде спорта.

Уметь:

Обрабатывать полученные данные, излагать результаты исследований и математически их обрабатывать. Подготовить иллюстрированный материал и наглядные пособия по результатам исследований и своевременно внедрить их в практику тренировки. Владеть навыками записи спортивных действий во время соревнований и обработки полученных данных. Владеть навыками устного и письменного изложения результатов исследования.

  1. 10. Функция самосовершенствования

Знать:

Как правильно оценивать свои знания и умения. Как совершенствовать свои физические данные. Принципы, средства, формы и методы самосовершенствования и саморегуляции.

Уметь:

Постоянно совершенствовать культуру речи, поведения. Совершенствовать свои физические качества; соблюдая нормы общественной и личной гигиены. Управлять своим психическим состоянием и психологической настройкой на занятия. Осуществлять контроль за своим поведением, действиями, движениями, мимикой, эмоциями и т. д. Регулярно проходить переподготовку на факультете усовершенствования с получением лицензии на право работы.

  1. 11. Представительская функция

Знать:

Положения о соревнованиях. Особенности условий в месте проведения соревнований (проживание, питание, спортивное сооружение, климат). Распорядок дня спортсменов (режим, соревнования). Количественный состав команды, возрастные ограничения и т. д. Упражнения, выполняемые на данных соревнованиях.

Уметь:

Оформлять документацию при выезде на соревнования (заявки, письма на освобождения, заявки на проездные билеты, получение подотчетных денег). Подготавливать необходимые для поездки документы (постановление, смету, командировочное удостоверение, заявку на билеты, официальную заявку на участие с визами и печатями руководства и врачебно-физкультурного диспансера, классификационные и Обеспечивать участников соревнований проживанием, питанием. Организовывать быт спортсменов и поддерживать соблюдение ими распорядка дня.

  1. 12. Правовая функция

Знать:

Положения, правила, законы, постановления и нормативные документы. Нормативные документы о наполняемости групп, табельном обеспечении, Зрителей (пример с волейбольной командой) суточными, зарплатой.

Положения об освобождении спортсменов от учебы и работы:

  1. заработная плата (тарификация, стаж, категория, звание, старшинство, кооперация);
  2. рабочее время (1,5 ставки - 150 ч/в мес.) 8 час. рабочий день, включая 45 мин. - обед, 1 ставка - 100 ч/в мес. - 6 час., включая 45 мин обед;
  3. время отдыха - отпуска, выходные и праздничные дни;
  4. как оформлять документы к всероссийским или республиканским сборам.
  • социальное страхование (больничный лист, льготы, премия, пенсия);

Уметь:

Оформлять деловые и финансовые документы. Оформлять документацию на присвоение разрядов, судейских категорий и почетных званий. Что тренер несет моральную, профессиональную и юридическую ответственность за здоровье, воспитание и спортивные результа­ты спортсменов. Рационально использовать финансовые возможности спортивного коллектива.

  1. 13. Организаторская функция

Знать:

Задачи, которые необходимо решить на очередном этапе или периоде подготовки. Критерии отбора на различных этапах подготовки. Индивидуальные особенности характера отдельного спортсмена.

Уметь:

Организовать обучение, совершенствование и воспитание культуры спортсменов. Сплотить спортсменов в единый дружный коллектив, развивать их инициативу и активность. Организовать досуг спортсменов на сборах, в пути, на соревнованиях. Создавать условия, повышающие творческую атмосферу, познавательный интерес и положительные стимулы членов коллектива, готовить актив и направлять их усилия на достижение цели, руководить размещением участников УТС.

Общая характеристика педагогических способностей тренера.

Способности - свойства личности, обеспечивающие пригодность к обучению, деятельности и обеспечивающие успешность их осуществления.

Способности включают:

  1. Познавательную (совершенствование этой составляющей);
  2. Эмоционально - волевую (контроль над э.-в.);
  3. Психомоторную (позволяет воспринимать двигательную информацию) составляющие.

Качественные признаки способностей:

  1. Скорость обучения
  2. Широта переноса знаний, умений и навыков
  3. Уровень достижений и оригинальность приёмов деятельности.

Выделяют два вида способностей: общие - высокая концентрация внимания; специальные - влияющие на определённый вид деятельности.

Уровни развития способностей:

1. Репродуктивный (воспроизведения);

2. Творческий;

3. Талант;

4. Гениальность.

Педагогические способности тренера:

  1. Академическая - проявляются в творческом, научном подходе к работе, применение в тренировочном процессе новых методик, в повышении общей и спец. образованности, применять на тренировках элементы программного и проблемного обучения.
  2. Дидактические - умение передавать учебный материал в доступной форме; добиваться активного и сознательного восприятия учебного материала; обеспечивать наглядность в обучении; систематически и последовательно планировать учебный процесс внося соответствующие коррективы; добиваться прочного усвоения учащимися соответствующих навыков; обеспечивать единство обучения и воспитания.
  3. Коммуникативные - проявляются в умении легко: вступать в контакты и доброжелательные отношения с др. людьми; управлять и моим психическим состоянием, эффективно реагировать на различные эмоциональные, стрессовые ситуации; быть выдержанным при общении с учениками, уметь спокойно выслушивать мнение занимающихся; в повседневной жизни являться примером для спортсменов.
  4. Гностические («гнесиос» - знания) - это не просто знания, но и умение анализировать свою деятельность и деятельность своих воспитанников; эффективно использовать опыт др. тренеров; анализировать объективные и субъективные факторы, влияющие на тренировочныйй процесс; анализировать достоинства и недостатки в личности ученика.
  5. Психомоторные - проявляются: в умении опираясь на свои знания и опыт правильно и доходчиво продемонстрировать отдельные элементы или целостную технику при обучении или совершенствовании; тренер должен учитывать индивидуальные способности учеников по усвоению отдельных двигательных навыков; способствовать к объяснению тех элементов, которые не поднял сам.
  6. способность завоевания авторитета - проявляется: в умении тренера влиять на деятельность и личность спортсмена; спортсмены хотят видеть в своём тренере человека, который приводит их к вершинам спортивного мастерства; кроме этого тренер должен быть энтузиастом, преданным своему делу, достойным человеком, показывать пример в жизни и труде. Тренер должен выполнять свои обещания, а в случае ошибки он обязан извиниться перед своим воспитанником.
  7. способность предвидения и прогнозирования - эта способность позволяет своевременно выявить задатки у своих воспитанников и спрогнозировать их путь к достижению спортивных результатов. Важным является умение в определении узкой специализации.
  8. персептивные способности (воспитание) - обуславливается умением тренера воспринимать отношения учеников к учебно-тренировочному процессу; по незначительным признакам улавливать малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика; умение найти правильный подход к спортсмену.
  9. экспрессивные - умение тренера чётко и ясно выражать свои мысли с помощью речи, мимики и жестов, речь должна быть чёткой, понятной, без стилистических и орфографических погрешностей. Однообразная и монотонная речь быстро утомляет; во время соревнований тренеру необходимо говорить то, что нужно или необходимо делать, а не то, где совершаются ошибки. Во время неудачного выступления тренеру не следует повышать голос, ему необходимо оказать моральную поддержку спортсмену и сказать слова одобрения (для 90% спортсменов).

Трудности

Под трудностями понимают субъективное состояние напряженности, тяжести неудовлетворенности, которое вызывается внешними факторами деятельности и зависит от характера самих факторов образовательной и физической подготовленности человека к деятельности и отношения к ней.

Трудности в деятельности тренера обусловлены двумя группами причин:

Объективными (дефицит свободного времени; недостаточная помощь руководства; отсутствие координации между школой, вузом и тренировочным, и соревновательным процессом; недостаток материальных средств).

Субъективными (слабое знание спорта; психологии; низкий уровень планирования; неумение проводить соревнования; отсутствие организаторских способностей).

Наибольшие трудности тренеров в начале карьеры:

  1. ошибки, связанные с недостаточной общей и теоретической подготовкой, неумение управлять своими психическими состояниями в соревновании, медленная реакция.
  2. ошибки, связанные с переоценкой своих возможностей: самоуверенность, неприятие советов, категоричность суждений
  3. ошибки, связанные с установлением взаимоотношений со спортсменами, проявление невнимания к слабо подготовленными, невыполнение обещаний, жалобы на подростков родителям;
  4. ошибки, связанные с взаимоотношениями с коллегами, со школами, пренебрежение традициями;
  5. ошибки, связанные с недостаточным уровнем воспитанности и общей культуры, отсутствие инициативы, стремление завоевать авторитет любой ценой.

Условия эффективной деятельности:

  • Систематическое прогнозирование тренировочного процесса
  • Единство организации, регулирования, контроля
  • Положительный стиль руководства
  • Развитие коллективных форм в обучении и коллективных отношений
  • Учет возраста, возможностей и особенностей

Лидеры

Лидер - английское слово, которое переводится как «ведущий, возглавляющий». Однако в социальной психологии оно получило несколько иное содержание. Под лидером понимают члена спортивной группы, регулирующего межличностные отношения в группе, носящих неофициальный или неоформленный характер.

Выделение лидеров , так как последнему признаку соответствуют три варианта:

  1. своими действиями член группы способствует достижению групповой цели в большей мере, чем другие (например, игрок, забивающий больше всего голов);
  2. своими действиями член группы способствует достижению другими членами групповой цели (например, удачно отбитая вратарем шайба может воодушевить всю команду);
  3. своим руководством член группы способствует достижению другими членами группы общей цели.

В связи с этим выделяют несколько видов лидеров :

Выделяют лидеров ситуативных и постоянных. К первым относят, например, игроков, вдохновивших своей удачной игрой команду (лидеры-вдохновители).

Постоянные лидеры соответствуют двум структурам команд: деловой и эмоциональной. Лидер в деловой структуре ориентирован на решение задачи, стоящей перед группой; эмоциональный лидер ориентирован на межличностные отношения в сфере досуга. Тренеры хорошо выявляют лидеров в сфере организации совместной спортивной деятельности (на тренировках, в соревновательной деятельности), но часто не знают, кто является лидером в быту, в сфере организации межличностных отношений, особенно в детских и юношеских командах.

«Деловые» лидеры (ориентированные на задачу) часто мало интересуются межличностными отношениями.

Лидер, ориентированный на задачу

Преимущества

Недостатки

Более эффективен, усилия направлены главным образом на задачу. Мало времени тратит на межлич­ностное общение.

Быстро распределяет задания в ситуациях, требующих решения четко сформулированных тдач. Эффективен в ситуациях, когда необходимо сильное влияние лидера, задачи очевидны и когда члены группы выражают недовольство.

Может повысить уровень тревожности у некоторых членов группы. В жертву целесообразности при­носит уверенность и спокойствие членов группы. Менее эффективен в умеренно стрессовых ситуациях, когда члены группы стремятся к общению. Может неудачно взаимодействовать с членами команды, играющими важную роль в деятельности, а также не удовлетворяет потребности других в лидерстве.

Лидер, ориентированный на межличностные отношения

Мотивация

МОТИВАЦИЯ - побудительное состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата.

Мотивация динамична по своему содержанию. В процессе спортивного совершенствования мотивация изменяется, преобразуется под влиянием уровня притязаний, обстоятельств, самооценок и целенаправленной воспитательной работы со стороны тренера. Мотивация базируется на потребностях спортсмена, отражается в иерархии его целей в спорте (стратегических, тактических, операционных) и находит выражение в конкретных побуждениях к деятельности. Мотивация строится по принципу "хочу - могу - должен".

"Хочу" - это потребности спортсмена, его желания, влечения, стремления различной степени осознанности.

"Могу" - это уровень притязаний и самооценки возможностей его реализации, понимание вероятности достижения

"Должен" - это осознанное чувство ответственности за результаты своих действий, обязательной их необходимости для себя, команды, общества.

Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру.

  1. Непосредственные мотивы спортивной деятельности
    1. потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;
    2. потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью,
    3. ловкостью;
    4. стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;
    5. стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;
    6. потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе.
    7. Опосредованные мотивы спортивной деятельности
      1. стремление стать сильным, здоровым;
      2. стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;
      3. чувство долга;
      4. потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.

Начальная стадия занятия спортом. В этот период предпринимаются первые попытки включиться в спортивную деятельность. Побуждающие мотивы:

а) характеризуются диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают обычно заниматься не одним, а несколькими видами спорта);

б) имеют непосредственный характер (занятия спортом нравятся, главная движущая сила - любовь к физической культуре);

в) связаны с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным видом спорта (популярность вида по месту жительства, интерес окружающих людей);

г) часто включают в себя элементы долга (обязанность посещать уроки физической культуры, секции).

Стадия специализации в избранном виде спорта. На этой стадии мотивами являются:

а) развитие интереса к определенному виду спорта;

б) стремление развить обнаруженные способности к определенному виду спорта;

в) стремление к закреплению успеха;

г) расширение специальных знаний, приобретение более высокой степени тренированности (выражается в стремлении к уста­новлению личных рекордов - выполнение третьего разряда, второго, первого и т.д.). Кроме того, спортивная деятельность стано­вится потребностью (на фоне привыкания к физическим нагрузкам необходимость испытывать их входит в привычку).

Стадия спортивного мастерства. Здесь основные мотивы выражаются в стремлении:

а) поддержать свое спортивное мастерство на высоком уровне и добиться еще больших успехов;

б) служить своими спортивными достижениями Родине;

в) содействовать развитию данного вида спорта, потребности передать свой опыт молодым спортсменам.

Мотивы спортивной деятельности характеризуются ярко выраженной социальной направленностью и педагогическими стремлениями.

Конфликты в спорте

Конфликт - реальное ситуационное проявление социально - психологического противоречия дестабилизирующее взаимоотношение субъектов в спортивной деятельности.

Конфликты могут быть:

По времени протекания

а) длительными;

б) затяжными.

По направленности

а) обоюдными;

б) односторонними.

По форме проявления

а) скрытыми;

б) открытыми.

По последствиям

а) конструктивными;

б) деструктивными;

в) смешанными.

По сфере, в которой они возникают

а) профессиональные;

б) бытовые.

Динамика конфликта (изменение конфликта во времени):

  1. Стадия конфликтной ситуации;
  2. Стадия конфликта;
  3. Стадия завершения конфликта;
  4. Стадия послеконфликтного взаимодействия.

Конфликтная ситуация носит - явный и скрытый характер (скрытый - конфликтуют разноуровневые люди - тренер-лидер ругает спортсмен молчит).

Причины конфликта бывают :

  1. Уровень специфических качеств являющимися главным компонентом спортивного мастерства;
  2. Росто-весовые данные спортсмена;
  3. Различия в психофизиологических характеристиках (связана с различной мерой восприятия);
  4. Качества личностей взаимодействующих сторон - отсутствие выдержки, недисциплинированность, неисполнительность.
  5. Разногласия между спортсменами, спортсменом и тренером по поводу: системы ценностей, взглядов на систему подготовки, различные жизненные позиции.
  6. Причины, кроющиеся в процессе общения и межличностных контактах;
  7. Негативные психологические состояния - повышенное состояние возбуждения у человека (спортсмена);
  8. Спортивно производственные причины (если условия адекватные, то таких причин нет);
  9. Причины организационного порядка:
  • отсутствие критериев оценки действия спортсменов;
  • неразработанность форм поощрений и наказаний;
  • отсутствие перспективы роста для спортсменов.
  1. Группа причин бытового характера:
  • конфликты в семье;
  • бытовые неурядицы, неудобства (плохое размещение в гостинице).

Функции конфликта.

В конфликте бывают как отрицательные, так и положительные функции:

Деструктивные (отрицательные) - снижение или отказ от сотрудничества, нарастание враждебности, психологичный дискомфорт, увеличение текучести кадров.

Конструктивные (положительные) - конфликт поддерживает социальную активность индивидов (конкуренция), служит источником развития межличностных отношений, сигнализирует о возможных дисфункциях.

Смешанные - функция, которая сочетает и положительные и отрицательные моменты (когда конфликт быстро начинается и так же быстро заканчивается, но профессиональные отношения остаются на том же уровне).

Профилактика и предупреждение конфликта.

  1. В случае возникновения конфликтной ситуации необходимо снизить объём технической и физической нагрузки;
  2. Наладить межличностные отношения в профессиональной и неформальной сфере взаимодействия, используя спортсменов пользующихся авторитетом;
  3. Сконцентрировать внимание спортсмена на спортивном результате, а не на межличностных отношениях;

Разрешение конфликта.

  1. Исключить эскалацию конфликта;
  2. Особое внимание уделить речи, неречевым жестам, мимике;
  3. Если конфликт происходит между тренером и учеником (вертикален), тренер не должен демонстрировать превосходство, не должен поддаваться эмоциональному восприятию ситуации и не использовать наказание на этапе противостояния;
  4. Справедливо относиться к противостоящему спортсмену.

Классификация тренера по виду деятельности:

  1. Контингент спортсменов;
  2. Половые различия;
  3. Квалификация;
  4. Специализация.

Тренеры делятся по типу:

1. Личные;

2. Коллективные.

Но виду деятельности:

  1. По отбору;
  2. По учебно-тренировочному процессу;
  3. Тренер для соревнования.

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА.

Поощрение - приём педагогических воздействий, реализующий один из основных методов воспитания - стимулирование. Поощрение применяется с целью закрепить положительное у спортсмена, стимулирует стремление быть лучшим.

Поощрение осуществляется различными средствами:

1. Похвала;

2. Одобрение;

3. Благодарность;

  1. Награждение - от простой грамоты заканчивая премией.

На эффективность поощрения влияет:

  1. Своевременность;
  2. Гласность (особенно важно для новичков, эмоционально неустойчивых спортсменов и спортсменов с высоким уровнем тревожности);
  3. Ценность поощрения возрастает если инициатива исходит от коллектива;
  4. При поощрении важно соблюдать чувство меры;
  5. Поощрение должно сопровождаться ростом требований;
  6. Поощрение влияет на весь коллектив и его нельзя применять постоянно к одним и тем же спортсменам.

Наказание - приём педагогического воздействия реализующих один из основных методов воспитания - принуждение.

Наказание осуществляется в различных формах:

  1. Неодобрение;
  2. Выговор;
  3. Отстранение от задания или соревнования;
  4. Требование публичного объяснения;
  5. Материальное наказание.

Действенность наказания определяется:

  1. Справедливостью – то есть наказание не должно реализовываться поспешно;
  2. «Дозой» наказания - штраф должен быть одинаков для всех;
  3. Форма наказания - определяются индивидуально - психологическими особенностями спортсмена, возрастом занимающегося и спортивным опытом.

Наказание обязательно должно быть доведено до конца. Самым действенным наказанием является порицание со стороны кол-ва. Педагогу при применении наказания следует проанализировать: суть поступка; его мотивы; последствия, и только тогда определить степень вины и преминуть наказание. Самый высший уровень наказания - когда коллектив занимается, а наказанный спортсмен нет.

Показатели технического мастерства

Техническая подготовленность (или, другими словами, техническое мастерство) спортсменов характеризуется тем, что умеет делать спортсмен и как он владеет освоенными действиями.
В первую группу показателей входят: а) объем; б) разносторонность; в) рациональность технических действий, которые умеет выполнять спортсмен. Во вторую: а) эффективность, б) освоенность выполнения.

1.1. Объем технической подготовленности
Объем технической подготовленности определяется числом техни¬ческих действий, которые умеет выполнять или выполняет спортсмен. В этом случае технику обычно оценивают по факту исполнения (выполнил - не выполнил, умеет - не умеет).
Различают общий и соревновательный объем технической подготовленности. Общий объем характеризуется суммарным числом технических действий, которые освоены данным спортсменом; соревновательный объем - числом различных технических действий, выполняемых в условиях соревнований. Во время заезда на чемпионате мира спортсмен выполняет 13-15 перехватов. Это, конечно, не означает, что квалифицированные райдеры умеют выполнять только эти действия; просто выбор программы зависит от критериев судейства. Так же на сложность выполняемых элементов влияет квалификация соперника. Спортсмен может продемонстрировать большой объем технических действий, однако в решающих заездах отдают предпочтение лишь достаточно стабильным элементам.

1.2. Разносторонность технической подготовленности
Разносторонность характеризуется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен или которые он применяет на соревнованиях. Соответственно и здесь выделяют общую или соревновательную разносторонность. Технические действия, освоенные спортсменом, могут принадлежать к одной группе прыжки только на трапеции или к разным группам прыжки на трапеции и в . В последнем случае разносторонность технической подготовленности спортсмена выше. У более разносторонних в техническом отношении спортсменов более гармонична и физическая подготовленность, в частности топография силы.
Объем и разносторонность технической подготовленности являются важными показателями мастерства спортсменов, особенно в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий.
1.3. Рациональность техники
Рациональность технических действий определяется возможностью достичь на их основе высших спортивных результатов. Рациональность техники - это характеристика не спортсмена, а самого способа вы¬полнения движения, используемой разновидности техники. Та или иная техника может быть более или менее рациональной (например, техника отталкивания может сильно отличаться в зависимости от состояния воды. Навык прыжков на чопе, позволит стабильно выступать в разных условиях). Или к примеру низкое положение кайта на флете облегчает перехваты после провисания строп, но на волне особенно в условиях не достаточного ветра с высоким кайтом проще выпрыгнуть. В истории почти каждого вида спорта были периоды смены одних способов выполнения движений другими, более рациональными. Часто на это влияет новшество в оборудовании.
Рассмотренные три показателя технической подготовленности спортсмена (объем, разносторонность и рациональность технических действий) говорят лишь о том, что умеет выполнять спортсмен. Но они не отражают качества исполнения - как спортсмен выполняет движения, насколько хорошо он владеет ими. Ведь может случиться так, что из двух спортсменов с равными физическими возможностями победит тот, кто хорошо овладел нерациональной техникой, а не тот, кто разучил пусть и рациональную технику, но владеет ею плохо.
Поэтому при оценке технической подготовленности необходимо учитывать качественную сторону владения движением - эффектив¬ность и освоенность его выполнения.

2 . Эффективность владения спортивной техникой
Эффективностью владения спортивной техникой (или эффективностью техники) того или иного спортсмена называется степень близости ее к наиболее рациональному варианту. Эффективность техники (в отличие от рациональности) - это характеристика не того или иного варианта техники, а качества владения техникой.
В зависимости от того, как определяется рациональная техника (образец, стандарт), различают три группы показателей ее эффективности.
2 .1. Абсолютная эффективность
Показатели абсолютной эффективности характеризуют близость к образцу, в качестве которого выбирается наиболее рациональный вариант техники, определенный на основе биомеханических, физиологических, психологических, эстетических соображений.
В простейшем случае мерой эффективности техники может явиться показанный спортсменом результат. Таким способом часто оценивают эффективность технических приемов в единоборствах и спортивных играх. Например, в баскетболе эффективность техники штрафных бросков естественно оценивать по проценту попаданий.
Однако, к сожалению, в большинстве случаев спортивный резуль¬тат не является убедительным показателем эффективности техники, так как* помимо техники он зависит еще от других факторов, в частности от развития двигательных качеств. Например, один райдер может победить другого в заезде при слабом ветре потому что он просто легче, а не из-за преимуществ в технике.
Поэтому описанный метод оценки эффективности техники пригоден в основном в тех случаях, когда технические действия не требуют предельного проявления двигательных качеств.
В большинстве случаев оправдан другой способ - сопоставление характеристик выполненного движения с некоторым идеалом. Например, в прыжках с перехватом планки одним из показателей эффективности техники является расстояние от ЦТ тела до планки в момент начала перехвата (отпускания руки).
В основе рациональной техники могут лежать разные критерии:
а) биомеханические (примеры приведены выше);
б) физиологические; при нерациональной технике нередко возникают резкие болезненные ощущения на во время приземления в коленях, голеностопе, пояснице. Так же подвержены перенапряжениям локтевые и плечевые суставы.
в) психологические; техника в решающей мере определяется стремлением выполнить движение так, чтобы оно было возможно более неудобным для соперника (хотя оно может быть неудобно самому спортсмену). Например, желательно, чтобы технические действия были выполнены с максимальным power часто при этом спортсмен пролетает большое расстояние теряя высоту (по ветру) в зоне соревнований, рискуя не приземлить элемент или получить травму. С точки зрения механики движений такие действия нерациональны (сила, скорость, а иногда и точность движения при этом снижаются), однако именно они позволяют переиграть противника. Поэтому подобные способы выполнения технических действий являются наиболее рациональными;
г) эстетические; критерии этой группы являются определяющими в тех видах спорта, где красота движений - основа мастерства. К ним относится и кайтбординг.

2 .2. Сравнительная эффективность
В этом случае за образец берется техника спортсменов высокой квалификации. Те признаки техники, которые закономерно отличаются у спортсменов разной квалификации (т. е. изменяются с ростом спортивного мастерства), называются дискриминативными 1 призна¬ками. Такие признаки эффективности техники используют в качестве основных показателей лишь тогда, когда техника движений очень сложна и на основе биомеханического анализа не удается определить ее наиболее рациональный вариант. В других случаях дискриминативные признаки дополняют показатели абсолютной эффективности, очень часто совпадая с ними.
При оценке эффективности техники с помощью дискриминативных признаков надо помнить, что техника даже выдающихся спортсменов может быть не вполне рациональной. Например, в несколько лет назад некоторые чемпионы имели значительные ошибки в технике. К примеру в демонстрируя в учебных фильмах элементы, эти ошибки копировали начинающие райдеры.
В современном спорте вероятность значительных ошибок в технике у лучших спортсменов мира с каждым годом уменьшается. Поэтому в большинстве случаев показателями сравнительной эффективности можно пользоваться, особенно если все сильнейшие спортсмены применяют один и тот же вариант техники.
Для определения дискриминативных признаков используют один из двух исследовательских подходов:
а) сравнивают показатели техники спортсменов высокой и низкой квалификации, либо
б) рассчитывают коэффициенты корреляции и уравнения регрессии между спортивным результатом, с одной стороны, и показателем техники - с другой.
Не всегда дискриминативные признаки легко видны.

2 .3. Реализационная эффективность (эффективность реализации)
Идея этих показателей состоит в сопоставлении показанного спортсменом результата либо с тем достижением, которое он по уровню развития своих двигательных качеств потенциально может показать (вариант «А»), либо с затратами энергии и сил при выполнении оцениваемого спортивного движения (вариант «Б»).
Вариант «А». В данном случае эффективность техники оценивается по тому, насколько хорошо спортсмен использовал в движении свои двигательные возможности. При таком подходе опираются на существование связей между тремя показателями: спортивным результатом, уровнем развития двигательных качеств, эффективностью техники.
Практически это осуществляется путем сравнения результатов спортсмена:
а) в технически сложном действии;
б) в технически более простых заданиях, требующих развития тех же двигательных качеств, что и основные.
Так, например амплитуда прыжка при инвертном вращении и при выполнении перехвата.
В простом инвертном (когда доска во время вращения оказывается выше головы) прыжке амплитуда зависит главным образом от скоростно-силовых возможностей спортсмена. При выполнении перехвата спортсмен должен эти возможности использовать максимально (в идеале на 100%). Это удается только спортсменам высокого класса, у которых выше как сам двигательный потенциал, так и степень использования его. Показателем потенциальных возможностей спортсмена является в данном амплитуда в простом вращении (оно тем больше, чем выше прыжок), а степень использования двигательного потенциала характеризуется коэффициентом эффективности техники.
Должный результат определяется обычно с помощью уравнений регрессии. Показателем эффективности техники в этом случае является так называемый регрессионный остаток, т. е. разность между действительным и должным результатами.

Например, у копьеметателей разной квалификации определили их достижения в метании копья и в распространенном тренировочном упражнении - метании ядра весом 3 кг с места, оно выполнялось из исходного положения - ядро в. руке вверху, разноименная нога сзади; с шагом и постановкой ноги - замах и бросок. Метание ядра с места технически намного проще метания копья и поэтому используется для оценки скоростно-силовой подготовленности (двигательного потенциала) метателей.

В качестве показателей двигательного потенциала используют не только результаты двигательных тестов, но и другие характеристики функциональных возможностей организма, в частности физиологические показатели, особенно часто такой информативный признак, как МПК. В этом случае регрессионный остаток говорит о том, насколько эффективно спортсмен использует свои функциональные возможности.
При оценке технического мастерства по уравнению регрессии необходимо иметь в виду, что все суждения об эффективности техники в таком случае имеют относительный характер: вывод о том, что у данного спортсмена техника эффективна или, наоборот, неэффективна, делается на основе сопоставления со средним уровнем владения техникой, типичным для данной совокупности спортсменов («хорошо» означает «лучше среднего», а «плохо» - «хуже среднего»).
Вариант «Б». В этом случае эффективность техники оценивают определяя энерготраты или проявляемую в движении силу при выполне¬нии одного и того же задания, иными словами - определяя функциональную экономизацию. Например, величина потребления кислорода у спортсменов разной квалификации во время заезда будет различной.
Экономичность спортсмена (т. е. умение выполнить работу с возможно меньшим расходом энергии) зависит как от его технического мастерства, так и от таких функциональных показателей, как МПК и порог анаэробного обмена (ПАНО). Из биохимии спорта известно, что к. п. д. анаэробных реакций энергопреобразования значительно ниже, чем у аэробных процессов. Поэтому, если у спортсмена уровни МПК и ПАНО низки (а эти две величины взаимосвязаны), он уже при относительно низкой мощности упражнения начинает использовать энергетически невыгодные анаэробные источники энергии. Это увеличивает энерготраты организма.
Поэтому показатели экономичности нельзя рассматривать только как показатели технического мастерства. Это комплексные показатели, зависящие как от эффективности техники, так и от функциональных возможностей (МПК, ПАНО) спортсмена.
Все описанные показатели эффективности техники (абсолютные, сравнительные, реализационные), дополняя друг друга, характеризуют ее с разных сторон.
В практике можно пользоваться как критериями из всех трех групп, так и выборочно отдельными из них.

Повышение профессионализма тренера как один из ведущих факторов роста спортивного мастерства cпортсменов

Президент Городской федерации бокса И.С. Колесник, Ульяновск

Проблемой поиска инновационных подходов к повышению тактической и стратегической подготовленности спортсменов в каждом виде спорта должны заниматься тренеры. Именно тренер должен получать новую информацию об особенностях методики подготовки боксеров в разных регионах, странах, национальных школах и своевременно ее перерабатывать и трансформировать с учетом личного опыта практической деятельности в принципиально новый подход к разработке собственной информативной методики. О наличии творческого подхода наставника к достижению его подопечными спортивного мастерства свидетельствует прежде всего динамика устойчивого прироста показателей тренированности по всем основным направлениям спортивной подготовки.

Для доказательства выдвинутого положения - зависимости роста от степени профессионального мастерства спортивного педагога - нами было предпринято специальное исследование. В трех спортивных школах, специализирующихся в подготовке боксеров, были выявлены тренеры, желающие принять участие в данном педагогическом эксперименте. 7 тренеров с высшим специальным образованием, но с разным опытом практической деятельности (от 3 до 18 лет тренерского стажа) в возрасте 26 - 46 лет вошли в состав экспериментальной группы (ЭГ), остальные 6 человек, также с разным уровнем теоретической и практической подготовленности и возрастом, составили контрольную группу (КГ). Перед началом эксперимента спортсмены, ученики, участвующие в эксперименте тренеров, прошли тестирование по общей, специальной физической и технико-тактической подготовленности. Кроме того, учитывались их достижения по результатам участия в соревнованиях за предыдущий год.

Для тренеров ЭГ и КГ был разработан специальный опросник, позволяющий определить следующие важные данные, характеризующие стремление педагога к расширению своего кругозора и повышению профессионального уровня:

Знание тренером научно-методических публикаций по методике подготовки боксеров разной квалификации и другим вопросам воспитания и тренировки;

Перечисление наиболее значимых лично для данного тренера вопросов, нашедших отражение в той или иной работе;

Умение объективно оценивать информацию, содержащуюся в той или иной научно-методической публикации;

Готовность к применению в собственной практике подготовки боксеров новинок, заслуживающих внимания и нашедших отражение в специальной литературе;

Один раз в неделю мы знакомили тренеров ЭГ и КГ с различными системами упражнений, используемыми спортсменами высокого класса на разных этапах своей подготовки; новыми методическими приемами, позволяющими более доходчиво излагать особенности различных форм и видов тактики ведения боя, использования различных дистанций в процессе поединка; современными разработками тренажеров и тренажерных устройств, специализированных в области развития ведущих двигательно -координационных качеств, и т.д.

Спортивные педагоги получали возможность убедиться в целесообразности использования разнообразных тестов для определения разных видов подготовки спортсменов на том или ином этапе тренировки в зависимости от поставленных задач; применения простейших технических средств контроля за основными параметрами выполняемых двигательных действий (миллисекундомера, динамометра и их различных модификаций); разнообразных приспособлений, имитирующих изображение человека с обозначенными зонами для выполнения ударных действий, что способствовало повышению их точности; подвешенных груш, мешков со специальными разметками, имеющих конкретную методическую направленность.

Тренеры, входивших в ЭГ на добровольной основе, как правило, живо откликались на все предложения по модернизации учебно-тренировочного процесса и охотно принимали на вооружение рекомендуемые нами комплексы физических упражнений для решения конкретных задач тренировки. Шесть тренеров из семи силами занимающихся подготовили по нашим эскизам специальные щиты-тренажеры различной методической направленности, приобрели динамометры и миллисекундомеры с соответствующими приспособлениями для измерения силы ударных воздействий в разных условиях и ситуациях боксерского поединка, обусловленных тактическим замыслом тренера.

Мы использовали также методику приобщения спортивных педагогов к разработке новых вариантов предложенных нами двигательных заданий с целью формирования у них творческого подхода к содержанию каждого учебно-тренировочного занятия. Необходимо отметить, что педагоги проявили очевидную заинтересованность и активность, так как понимали и на собственном опыте убеждались в том, что предложенный нами подход к организации и проведению занятий стимулировал активность занимающихся, способствовал повышению их заинтересованности. Это выражалось в большом количестве подходов к выполнению тех или иных заданий, стремлению получить обратную информацию о параметрах каждого двигательного действия и т.д.

В КГ спортивные педагоги проводили тренировочные занятия в обычном режиме, используя традиционные, устоявшиеся способы организации и проведения занятий, не отвлекаясь на ненужные, по их мнению, малопонятные новшества. Некоторые просили разрешения ознакомиться с творческими заданиями, не применяя их в своей практической деятельности.

Через полгода после начала нашего исследования был проведен повторный опрос тренеров ЭГ и КГ с тем же перечнем вопросов. Педагоги ЭГ не только лучше ориентировались в особенностях каждого задания, но быстрее и правильнее называли работы и их авторов по проблеме, на их взгляд, более значимой и актуальной. Они лучше ориентировались в особенностях методики подготовки боксеров ведущими тренерами страны, а также перечисляли отличительные особенности деятельности национальных школ бокса.

Практически все тренеры ЭГ на своих занятих использовали предложенные нами новые комплексы физических упражнений, направленные на повышение уровня развития ловкости и точности нанесения нападающих ударов. Их ученики стали пробовать себя в разных формах ведения боя, стремились к поиску оптимального темпа и ритма движений в каждом раунде. Значительно возрос арсенал используемых ими финтов и специальных подготовительных действий. Наблюдения показали повышение плотности учебно-тренировочных занятий, увеличение разнообразия используемых средств и методов подготовки.

Повторное тестирование уровня физической, тактико-технической подготовленности боксеров по тем же тестам показало, что в ЭГ тренеров уровень спортивного мастерства учеников существенно выше.

Таким образом, проведенные исследования подтвердили, что уровень профессионального мастерства тренера обусловлен постоянным развитием и совершенствованием направлений и подходов в подготовке спортсменов высокого класса, что обусловлено изменениями в социальной, экономической и других сферах нашей жизни, улучшением условий подготовки спортсменов, в том числе материально-спортивной базы, внедрением в учебно-тренировочный процесс новейших достижений, современных разработок, тренажеров, тренажерных устройств, специального инвентаря и другого оборудования. Жизнь не стоит на месте, и, чтобы успешно учить других, нужно постоянно учиться само

Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса – это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких факторов – отбор одарённых детей и подростков, их спортивная ориентация .

1. Спортивный отбор - это комплекс мероприятий, позволяющий определить высокую степень предрасположенности (одарённость) ребёнка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта) .

Спортивный отбор – длинный многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).

Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов.

На основе медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма и состояние здоровья спортсмена.

С помощью психологических методов определяются способности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой.

Социалогические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

2. Спортивная ориентация система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определённом виде спорта .

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которого производится выбор наиболее подходящего для него вида спортивной деятельности.

Таким образом, спортивный отбор должен решать задачу выявления перспективных людей, из которых можно подготовить выдающихся спортсменов, а спортивная ориентация – определять стратегию и тактику этой подготовки в системе обучения и тренировки.

Слабое проявление физических способностей и свойств личности применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться, как отсутствие спортивных способностей. Мало предпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде.

3. Спортивные способности это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определённой деятельности и обеспечивающая успешное её выполнение .

В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие относительную лёгкость в овладении знаниями, умениями и навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретном виде спорта).

Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных (генетических) задатков, которые отличаются стабильностью и консервативностью. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание, прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обуславливают успешность будущей спортивной деятельности.

Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показателей, которые могут существенно изменяться под влиянием тренировки. При этом необходимо принимать во внимание, как темпы роста показателей, так и их исходный уровень.

Важно учитывать, что спортивный отбор и ориентация – не одномоментные события на том или ином этапе спортивного совершенствования, а практически непрерывный процесс, охватывающий всю многолетнюю подготовку спортсмена.

Отбор и ориентация тесно связаны со структурой многолетнего совершенствования спортсмена. В соответствии с этим целесообразно выделять пять этапов отбора, в результате каждого из которых должен быть дан ответ на вопрос: способен ли обследуемый решить те задачи, которые стоят на конкретном этапе многолетней подготовки?

В соответствии с этим и устанавливается основная задача отбора на каждом из его этапов.

Связь спортивного отбора с этапами многолетней подготовки

Спортивный отбор Этап многолетней подготовки
Этап Задача
Первичный Установление целесообразного спортивного совершенствования в данном виде спорта Этап начальной подготовки
Предварительный Выявление способностей к эффективному спортивному совершенствованию Этап предварительной базовой подготовки
Промежуточный Выявление способностей к достижению высоких спортивных результатов, перенесению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок Этап специализированной базовой подготовки
Основной Установление способностей к достижению результатов международного класса Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей
Заключительный Выявление способностей к сохранению достигнутых результатов и их повышению. Определение целесообразности продолжения спортивной карьеры. Сохранение высшего спортивного мастерства. Постепенного снижения достижений.

В процессе отбора и ориентации используются разнообразнейшие исследования, которые позволяют получить достаточно полную информацию о спортсмене:

Состояние здоровья и уровень физического развития;

Особенности биологического созревания;

Свойства нервной системы;

Функциональные возможности и перспективы совершенствования важнейших систем организма спортсмена;

Уровень развития двигательных качеств и перспективы их совершенствования;

Способности к освоению спортивной техники и тактики;

Способности к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок, интенсивному протеканию восстановительных процессов ;

Мотивация, трудолюбие, настойчивость, решительность, мобилизационная готовность;

Соревновательный опыт, умение приспосабливаться к партнёрам и соперникам, особенностям судейства.

Уровень спортивного мастерства и способность реализовать его в экстремальных условиях соревнований.

Задачи конкретного этапа отбора и ориентации определяют роль и значение информации, полученной по каждому из указанных направлений.

Информация о состоянии здоровья одинаково важна для каждого из пяти этапов.

Данные о телосложении, особенностях нервной системы, возможностях и перспективах совершенствования важнейших функциональных систем организма особенно необходимы на первом и втором этапах.

Уровень спортивного результата, способность показывать наивысшие результаты в экстремальных условиях, соревновательный опыт, способность приспосабливаться к условиям конкретных соревнований приобретают решающее значение на четвёртом и пятом этапах.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается отбором в сборные команды страны по видам спорта и выявлению способностей к сохранению высших спортивных достижений. Он осуществляется в пять этапов.