Разносторонняя подготовка спортсмена и ее составляющие. Основы технической подготовки спортсменов Виды технической подготовки в спорте

  • 16.04.2024

Под технической подготовкой следует понимать процесс освое­ния спортсменом системы движений (техники вида спорта), со­ответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

Основной задачей технической подготовки спортсмена явля­ется обучение его основам техники соревновательной деятельно­сти или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники.

В процессе технической подготовки необходимо до­биться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям.

1. Результативность техники обусловливается ее эффективно­стью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, мини­мальной тактической информативностью для соперника.

2. Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответ­ствием уровню физической, технической, психической подготов­ленности.

3. Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спорт­смена.

Современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуются большим количеством сбивающих факторов. К ним относятся активное противодействие соперни­ков, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжела­тельное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных усло­виях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.

4. Вариативность техники определяется способностью спорт­смена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранить временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях со­ревновательной борьбы к успеху не приводит. Например, в цик­лических видах спорта стремление сохранить стабильные характе­ристики движений до конца дистанции приводит к значительно­му снижению скорости. Вместе с тем компенсаторные изменения спортивной техники, вызванные прогрессирующим утомлением, позволяют спортсменам сохранить или даже несколько увеличить скорость на финише.

Еще большее значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острым лимитом времени для выполнения двигательных действий, активным про­тиводействием соперников и т.п. (единоборства, игры, парусный спорт и др.).

5. Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При про­чих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энерготрата­ми, наименьшим напряжением психических возможностей спорт­смена.

В спортивных играх, единоборствах, сложно-координационных видах спорта важным показателем экономичности является спо­собность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.

6. Минимальная тактическая информативность техники для соперников является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические за­мыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень техни­ческой подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной сто­роны, достаточно эффективны для достижения цели, а с другой - не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирую­щих тактический замысел спортсмена (В.Н.Платонов, 1987).

Условно различают общую техническую и специальную спортив­но-техническую подготовку . Задачи общей технической подготов­ки заключаются в расширении фонда двигательных умений и на­выков (школы движений), а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническо­му совершенствованию в избранном виде спорта.

Основной задачей в специальной спортивно-технической под­готовке является формирование таких умений и навыков выпол­нения соревновательных действий, которые позволяют спортсме­ну с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях и обеспечивают прогресс технического мас­терства в процессе занятий спортом.

Средствами технической подготовки являются общеподго­товительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения.

В процессе спортивной тренировки двигательные умения несут вспомогательную функцию. Она может проявляться в двух случаях:

1) когда необходимо освоить подводящие упражнения для последующего разучивания более сложных двигательных действий;

2) когда необходимо добиться простого освоения техники соот­ветствующих двигательных действий, формирование умений яв­ляется предпосылкой для последующего формирования двигатель­ных навыков.

Основные положения стабилиза­ции спортивных навыков следующие.

1. Стабилизация навыка происходит тем легче, чем стандарт­нее в процессе повторного выполнения действия воспроизводят­ся его закрепляемые черты. Отсюда следует правило: вначале зак­репления навыков целостного выполнения действий следует по возможности исключать факторы, способные вызывать отклоне­ния от оптимальных параметров техники движения (затрудняю­щие условия внешней среды, утомление, психическая напряжен­ность) и создавать условия, уменьшающие вероятность таких от­клонений путем регулирования нагрузок и отдыха, распределе­ния упражнений в структуре занятий, способствующих закрепле­нию навыков, использования соответствующих технических средств, тренажеров, лидирующих устройств, стандартизации ус­ловий внешней среды.

2. Повторять упражнения сле­дует без ошибок и с точностью закрепляемых параметров движе­ния. На этапе стабилизации и на всех других этапах техническую подготовку необходимо сочетать с развитием способности точ­но регулировать и определять пространственные, временные и динамические параметры движения, рационально чередовать мы­шечные напряжения и расслабления, управлять переменными моментами действия в целом.

3. В процессе закрепления сформированных навыков соревно­вательных действий все параметры упражнений, обеспечивающие стабилизацию, рекомендуется постепенно приближать к целевым, к достижению, намеченному в данном цикле тренировки.

Целесообразная вариативность техники соревновательных дей­ствий характеризуется их оправданной изменчивостью, которая одинакова в условиях соревнований и способствует сохранению результативности действий. Она допускает отклонения от закреп­ленных форм движений, но не больше, чем это необходимо для достижения соревновательной цели. Степень вариативности в раз­личных видах спорта неодинакова. Одна из основных задач технической подготовки спортсмена при совершенствовании закреплен­ных навыков состоит в том, чтобы обеспечить вариативность, со­ответствующую особенностям вида спорта. Это достигается путем направленного варьирования отдельных характеристик, фаз, форм упражнения, а также внешних условий их выполнения.

Наряду со стабильностью и вариативностью навыков необходи­ма также их надежность . Она определяется психической устойчиво­стью, специальной выносливостью, высокой степенью координа­ции и других способностей спортсмена. Надежность действий спорт­смена в соревнованиях есть комплексный результат совершенство­вания его навыков и способностей, гарантирующий высокую эф­фективность действий вопреки возникающим внешним и внут­ренним сбивающим факторам (помехоустойчивость).

Основными путями и условиями повышения сформированных навыков помехоустойчивости являются следующие.

1. Адаптация навыков к условиям предельных проявлений двигательных способностей в тренировке .

Техническая подготовка спортсмена в этих условиях органи­чески сливается с его специальной физической подготовкой. Глав­ными адаптирующими факторами при этом являются объем и ин­тенсивность специфических тренировочных нагрузок, приближен­ных к соревновательным и превышающих их. Соотношение числа упражнений, выполняемых с околопредельной и предельной ин­тенсивностью, следует изменять в сторону постепенного уве­личения (особенно в скоростно-силовых видах спорта).

Надежность спортивной техники в видах спорта, требующих пре­дельных проявлений выносливости, зависит от степени устойчиво­сти навыков в условиях утомления. Поэтому задача упрочения на­выков выполнения соревновательных действий решается в един­стве с задачами воспитания специальной выносливости. Одним из основных методических направлений при этом является расшире­ние объема упражнений, выполняемых с целевой интенсивностью и сопряженных с нарастанием утомления по ходу работы. В видах спорта ациклического характера увеличиваются число повторений соревновательного упражнения, моторная плотность занятий. Сте­пень утомления следует лимитировать так, чтобы оно не допускало существенных отклонений от заданных оптимальных параметров движений. Утомление, если оно не чрезмерно, не только не разру­шает прочно закрепленные навыки, но и может способствовать совершенствованию координации движений.

2. Моделирование соревновательных напряженных ситуаций и введение дополнительных трудностей.

Устойчивость навыков обеспечивается путем взаимодействия технической и специально психической подготовки. С началом стабилизации навыка необходимо исключать приемы, облегчаю­щие выполнение упражнений, и вводить отдельные трудности, усложняющие задачи управления движениями (усложнять про­странственные и временные условия, ограничивать зрительный самоконтроль, использовать отягощения). С приближением сорев­нований нужно моделировать в тренировке соревновательные ситу­ации, отличающиеся высокой психической напряженностью, что способствует повышению степени надежности навыков, исполь­зуя при этом методы контроля и коррекции возникающих оши­бок, а также методы специальной психической подготовки, мо­билизующие спортсмена на преодоление трудностей.

В каждом большом цикле у прогрессирующего спортсмена можно выделить три этапа технической подготовки:

1-й этап совпадает с первой половиной подготовительного пе­риода больших тренировочных циклов, когда вся подготовка спорт­смена подчинена необходимости становления спортивной формы. Это этап создания модели новой техники соревновательных дви­жений (ее улучшения, практического освоения, разучивания от­дельных элементов, входящих в состав соревновательных действий) и формирования их общей координационной основы;

2-й этап . На этом этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков сорев­новательных действий как компонентов спортивной формы. Он охватывает значительную часть второй половины подготовитель­ного периода больших тренировочных циклов (специально подго­товительный, предсоревновательный этапы);

3-й этап . Техническая подготовка строится в рамках непосред­ственной предсоревновательной подготовки и направлена на совершенствование приобретенных навыков, моделирование со­ревновательных программ, увеличение диапазона их целесообразной вариативности и степени надежности применительно к усло­виям основных соревнований. Этот этап начинается с завершаю­щей части подготовительного периода и распространяется на со­ревновательный период.

Одним из важнейших методических условий совершенствова­ния технического мастерства являются взаимосвязь и взаимозави­симость структуры движений и уровня развития двигательных способностей. Соответствие уровня физической подготовленности спорт­смена уровню владения его спортивной техникой - важнейшее положение методики технической подготовки в спорте.

На эффективность спортивно-технической подготовки влияют уровень предварительной подготовленности, индивидуальные осо­бенности, особенности избранного вида спорта, общая структура тренировочного цикла и другие факторы.

Техническую подготовку нельзя рассматривать изолированно, она является составляющей единого целого, в котором техничес­кие решения тесно взаимосвязаны с физическими, психически­ми, тактическими возможностями спортсмена, а также конкрет­ными условиями внешней среды, в которой выполняется спортив­ное действие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Задачи и содержание

2.1 Предварительные замечания

Список литературы

1. Задачи и содержание

«Технической подготовкой» спортсмена называют обучение его основам техники действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки, и совершенствование избранных форм спортивной техники. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена предъявляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков (в данном случае -- знаний, умений и навыков, относящихся к технике двигательных действий).

Говоря о «спортивной технике», надо различать два значения этого термина. Во-первых, идеальная «модель» соревновательного действия (мысленный или описанный в словах, в графической, в математической либо другой форме его образец), выработанная на основе практического опыта или теоретически («модель спортивной техники»). Во-вторых, реально формирующийся (либо уже сформированный) у спортсмена способ выполнения соревновательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективного использования спортсменом своих возможностей для достижения спортивного результата. Спортивная техника как способ выполнения отдельных соревновательных действий непосредственно связана со спортивной тактикой как общим способом объединения всей совокупности данных действий ради достижения соревновательной цели (т.е. формой организации соревновательной деятельности в целом). Различия между этими понятиями не абсолютны. В процессе состязаний спортивная техника практически неотделима от тактики, что находит свое выражение в понятии «технико-тактические действия».

Существующие взгляды на спортивно-техническое мастерство связаны с предположением, что в процессе спортивного совершенствования техника спортсмена должна приближаться к некоторому идеалу, отражающему наиболее эффективные способы выполнения спортивных действий. Правда, поиск эталона идеальной техники привел пока к выявлению лишь некоторых биомеханических закономерностей спортивных действии. Практически перед тренером и спортсменом всегда возникает проблема разработки и коррекции конкретных моделей спортивной техники, которые соответствовали бы его индивидуальным морфо - функциональным особенностям и намечаемым достижениям. Причем реальные формы действий, осваиваемых спортсменом в начале спортивного пути, полностью не могут совпадать с моделями техники, пригодными для последующих этапов, поскольку техника движений в решающей мере определяется степенью развития физических и психических качеств спортсмена, закономерно изменяющихся в процессе спортивного совершенствования. В соответствии с их изменением должны меняться и формы индивидуальной техники. А это означает, что техническая подготовка спортсмена не имеет «конечного пункта»: она осуществляется на протяжении всей спортивной деятельности.

Самый общин критерий эффективности спортивен техники определяется разницей между фактическим спортивным результатом и расчетным результатом, который спортсмен мог бы показать, если б полностью использовал свои физические возможности. Для количественной оценки степени - совершенства техники по этому критерию разработан ряд измерительных и расчетных процедур, которые применяются в тех случаях, когда спортивный результат поддается объективному измерению. Вычисляют, например, коэффициент технической эффективности -- КТЭ (В.М. Дьячков) по формуле:

где W -- двигательный потенциал спортсмена, выявляемый посредством специальных тестов и расчетов, h -- расчетный спортивный показатель. Очевидно, что чем полнее использует спортсмен свой двигательный потенциал, тем совершеннее его техника.

Используется также достаточно много частных показателей эффективности техники в отдельных видах спорта, например:

в тяжелой атлетике -- высота подъема штанги в момент подседа (при прочих равных условиях чем меньше эта высота, тем «техничнее» выполняет спортсмен данную фазу упражнения -- (А.В. Черняк);

в беге на длинные дистанции -- отношение продолжительности полетной и опорной фаз бегового шага или отношение между частотой и длиной шагов (Ю. Тюрин);

в акробатике -- разница времени нахождения в полете при выполнении простых и сложных акробатических прыжков (чем она меньше, тем техника лучше-- Л.М. Райцин, Б. А. Бураков).

Сложнее определить общую эффективность техники в видах спорта, результаты в которых не измеряются пока объективными количественными мерами. Для суждения о ней здесь пользуются экспертными оценками (например, в баллах), расчетными оценками, вводимыми по частным показателям результативности действий в соревнованиях (например, атакующих действий в играх, единоборствах), а также биомеханическим анализом, основанным на сопоставлении отдельных параметров техники движений с эталонными величинами, и другими методами.

Критериями спортивно-технического мастерства являются наряду с этим показатели надежности техники, объема (количества) и разнообразия освоенных технических приемов. Простейшим показателем надежности техники может служить процент удачных и неудачных попыток в общем числе попыток, использованных спортсменом в соревнованиях или в прикидках для достижения намеченного результата (В. М. Дьячков). Объем и разнообразие технического фонда спортсмена имеют неодинаковое значение в различных видах спорта -- наибольшее в спортивных играх, единоборствах и многоборьях, наименьшее в моноструктурных видах спорта, но в любом случае это немаловажные факторы спортивно - технической подготовленности.

Задачи и разделы технической подготовки спортсмена. Центральная задача в спортивно-технической подготовке -- сформировать такие навыки выполнения соревновательных действии, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать его возможности в состязаниях, и обеспечить неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом. В этой формулировке, по сути, заключен целый ряд задач: познание теоретических основ спортивной техники (что относится к числу основных задач теоретической подготовки); моделирование индивидуальных форм техники движений, соответствующих возможностям спортсмена; формирование умений и навыков, необходимых для успешного участия в текущих состязаниях; последующее преобразование и обновление форм техники (в той мере, в какой это диктуется закономерностями спортивного совершенствования), создание на достаточно высокой ступени спортивного мастерства принципиально новых вариантов спортивной техники, никем не применявшихся ранее, и т. д. Все это относится преимущественно к содержанию специальной спортивно-технической подготовки.

Основные особенности постановки и реализации задач технической подготовки в различных видах спорта вытекают из специфических требований, предъявляемых к составу необходимых умений и навыков, их свойствам (стабильности, вариативности и пр.) и соотношению технической подготовленности с другими сторонами подготовленности спортсмена.

Так, при специализации в моноструктурном виде спорта предметом углубленного технического совершенствования на протяжении многих лет является одно и то же (в основе) соревновательное упражнение (прыжок, толкание ядра, бег (на заданную дистанцию и т. п.). Одна из наиболее трудных задач здесь -- периодическое преобразование и обновление чрезвычайно прочно закрепляющихся форм движений с целью привести их в соответствие с возрастающим уровнем физической подготовленности спортсмена. Во всех полиструктурных видах спорта (не считая двоеборий и многоборий с постоянной соревновательной программой) технический арсенал спортсмена в принципе не ограничен: он обновляется либо по условиям периодической смены обязательной программы соревнований (в гимнастике и аналогичных видах спорта), либо по собственной инициативе тренера и спортсмена. В связи с этим возникают проблемы оптимального распределения во времени чрезвычайно обширного учебного материала и другие специфические проблемы. Особенно тесная взаимосвязь техники и тактики в этих видах спорта требует, чтобы в процессе подготовки технические навыки были представлены главным образом в форме единых структур -- технико-тактических действия. Поэтому техническая подготовка в полиструктурных видах спорта не только этапе совершенствования навыков, но и на этапе формирования их непосредственно переходит в тактическую подготовку.

2. Основы методики технической подготовки в процессе тренировки

2.1 Предварительные замечания

Состав средств и методов. Основными практическими средствами технической подготовки спортсмена служат подготовительные упражнения, имеющие существенную структурную общность с соревновательными действиями, тренировочные формы соревновательных упражнений и сами соревновательные упражнения со всеми присущими им особенностями, а дополнительными - общеподготовительные упражнения. В ходе разучивания техники соревновательных действий, закрепления и совершенствования сформированных навыков находят применение многие разновидности методов упражнения (методы расчленено - конструктивного и целостного упражнения с избирательным вычленением деталей, стандартно-повторного и вариативного упражнения и т. п.), которые сочетаются в определенном порядке, зависящем от особенностей техники избранного вида спорта и этапов технической подготовки.

Этапы технической подготовки. В самом общем виде многолетний процесс технической подготовки спортсмена можно подразделить на две основные стадии: первую стадию «базовой» технической подготовки и вторую стадию углубленного технического совершенствования и овладения высотами спортивно - технического мастерства.

Первый этап. Он в основном совпадает с первой половиной подготовительного периода больших тренировочных циклов, когда вся подготовка спортсмена подчинена необходимости создать (расширить, улучшить) предпосылки для становления спортивной формы. В технической подготовке это этап «конструирования» модели новой техники соревновательных действий (или ее обновленного варианта), улучшения предпосылок ее, практического освоения, разучивания (или переучивания) отдельных движений, входящих в состав соревновательных действий, и формирования их общей координационной основы.

Второй этап. На этом этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий как компонентов спортивной формы. Он охватывает, как правило, значительную часть второй половины подготовительного периода больших тренировочных циклов (специально-подготовительный этап).

Третий этап. Техническая подготовка на данном этапе строится в рамках непосредственной предсоревновательной подготовки направлена на совершенствование приобретенных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности и степени «надежности» применительно к условиям основных соревнований. Этот этап обычно начинается с завершающей части подготовительного периода тренировки и распространяется на соревновательный период (период основных соревнований). В случае большой протяженности последнего техническая подготовка в основном сохраняет черты, характеризующие ее на третьем этапе, и лишь частично видоизменяется в зависимости от особенностей структуры соревновательного периода.

Следует учесть также, что указанные этапы выделены лишь относительно основного объекта технической подготовки спортсмена-- техники соревновательных действий. Фактически же процесс технической подготовки всегда «многослоен»: одновременно с формированием одних, новых, навыков (или их элементов) происходит разрушение, преобразование, стабилизация и совершенствование других.

2.2 Особенности методики формирования навыков при становлении новой спортивной техники (либо частичном обновлении ее)

Преобразование навыков, перестающих содействовать росту достижений, и формирование новых навыков, соответствующих целевому достижению, -- главные задачи в технической подготовке прогрессирующего спортсмена, которые должны решаться в первой половине тренировочного цикла.

Наибольшее число новых навыков приходится осваивать, как известно, в полиструктурных видах спорта. В моноструктурных видах спорта, где соревновательное упражнение остается в своей основе одним и тем же на протяжении ряда больших циклов тренировки, сложность задач технической подготовки определяется во многом трудностями перестройки прочно закрепленных навыков и перехода к новым вариантам техники, соответствующим возрастающему уровню физической подготовленности спортсмена. Самые сложные задачи возникают при достижении высших ступеней спортивного совершенствования, когда тренер и спортсмен стремятся создать новые формы техники, не имеющие прямых аналогии в существующей практике. В таких случаях моделирование техники и поиск путей практического воплощения модели приобретают характер подлинно творческой проблемы. Чем сложнее задача, тем, понятно, более основательные предпосылки требуются для ее решения.

Потому независимо от квалификации спортсмена в каждом большом цикле тренировки прежде, чем формировать или закреплять технику соревновательных действий в целом, необходимо создать возможно благоприятные предпосылки к ее прогрессивным изменениям.

Важнейшие из таких предпосылок заключаются в повышении уровня физической и психической подготовленности спортсмена, воспитании его координационных и связанных с ними способностей, а также в пополнении фонда двигательных умений и навыков, способствующих становлению новых форм (вариантов) соревновательных действий

Формирование ориентировочной основы нового соревновательного действия. В современных психологических исследованиях процесса обучения подчеркивается первостепенная роль в становлении действия его ориентировочной основы (исходные образы, представления, которые складываются у обучаемого о содержании, способах и условиях выполнения действия).

Особенности формирования ориентировочной основы соревновательных действий у квалифицированного спортсмена обусловлены во-первых, тем, что создаваемый им образ - модель новой (или обновленной) техники действия с самого начала опирается на приобретенный ранее двигательный опыт. Во-вторых, если форма действия действительно новая (не имеет прямых аналогий в существующей практике спорта), она первоначально не может быть наблюдаема в натуральном виде (как внешний объект наблюдения), и потому ее приходится представлять лишь в форме модели (мысленной, графической и т. д.).

Такие методы и приемы разрабатываются в настоящее время по нескольким направлениям. Наряду с методами теоретической разработки модели действия пользуются различными способами графического изображения движений, приемами моделирования пространственных параметров движений на муляжах и механических моделях (например, на модели системы «тело гимнаста -- гимнастический снаряд»), скорости, темпа и ритма движений с помощью электронной аппаратуры (магнитофона, светолидеров, звуколидеров, ритмолидеров и др.) и т. п. Но ориентировочная основа двигательного действия остается крайне неполной, пока не возникают реальные мышечно-двигательные ощущения и представления. Сформировать их на первом этапе помогают квалифицированно подобранные подводящие упражнения, направленное «прочувствование» движений иа специальных тренажерах и других устройствах с введением предметных ориентиров в обстановку действия, а затем -- после образования первоначальных представлений -- и идеомоторные упражнения.

Пути практического разучивания. На первом этапе в технической подготовке спортсмена при формировании новой (или обновленной) техники соревновательных действий преобладают, как правило, методы расчленено - конструктивного упражнения. Целостное соревновательное действие выполняют как бы в расчлененном виде, выделяя его фазы, с последующим объединением частей в целое.

Исключения чаще всего бывают в видах спорта циклического характера, где естественная слитность движений побуждает отдавать предпочтение методам целостного упражнения. Однако и в этих видах спорта в настоящее время все шире практикуют подход, связанный с использованием имитационных и других специально-подготовительных упражнений.

Для конкретизации общих правил разучивания двигательных последствий применительно к технической подготовке спортсмена а имеют значение следующие положения.

1. Упражнения, направленные на формирование (преобразование) соревновательных действий «по частям», не должны по главным структурным признакам существенно отличаться от воспроизводимых «частей» соревновательного упражнения (чтобы убедиться в этом, нужен достаточно квалифицированный анализ).

2. Порядок формирования или перестройки фаз (операций) соревновательного упражнения зависит как от особенностей его структуры, так и от подготовленности спортсмена, в том числе приобретенного им двигательного опыта. B пределах выполняемых фаз целесообразно вначале сформировать или уточнить конкретные двигательные задачи, граничные -- «входные» и «выходные» -- положения (исходные и конечные позы в опорном положении тела, взаиморасположение звеньев двигательного аппарата), а затем -- способ перехода из начального в конечное положение (X. X. Гросс).

3. Независимо от того, разучивается ли действие преимущественно по частям или сразу в целом, спортсмен должен на первом этапе научиться «пооперационно» контролировать и корректировать движения (вначале зрительно, затем кинестетически, без участия зрения), для чего необходимо точно знать главные «контрольные точки» в каждой фазе (положения и взаиморасположения звеньев двигательного аппарата и т. д.). Пофазно формирование действия позволяет преодолеть трудности самоконтроля быстропротекающих спортивных движений, особенно когда параллельно используются методы объективной «срочной информации».

4. Закреплять навыки расчлененного выполнения соревновательного упражнения целесообразно лишь в том случае, если не возникает серьезных препятствий для объединения частей в целое.

5. Успешная реализация задач по формированию новой техники соревновательных действий к преобразованию старых навыков на первом этапе во многом определяется использованием методических подходов и приемов, облегчающих технически верное выполнение упражнений, особенно когда они отличаются координационной сложностью и связаны с предельными усилиями скоростно-силового характера.

Главный методический вопрос при облегчении -- оптимальное формирование его, ибо чрезмерное облегчение ведет к формированию навыка, не соответствующего особенностям соревновательного упражнения. Отсюда понятно всевозрастающее внимание к разработке «обучающих» тренажеров и других устройств с дозированным приложением внешних механических сил и ограничительными условиями, помогающими спортсмену соблюдать заданные параметры движения (тренажеры для разучивания и уточнения вращательных движений в гимнастике, финальных усилий в метаниях, отталкиваний в прыжках, пространственных параметров и координации движений в плавании, гребле, беге на лыжах, на коньках и т.д.).

Формирование ритма как стержневая линия в технической подготовке. Важнейшей комплексной характеристикой техники целостного спортивного действия является, как известно, его ритмичность, выражающая закономерный порядок соединения всех его компонентов. Формирование и оптимизация ритма соревновательных действий представляют, по существу, центральную проблему всей технической подготовки спортсмена, связанную одновременно с задачами воспитания координационных способностей, совершенствования точности движений во времени и пространстве, способности оптимально регулировать мышечные напряжения и расслабления.

Так как ритмическая структура вновь формируемых сложных спортивных действий первоначально не существует у спортсмена в готовом виде, на пути к формированию ее прежде всего стоит задача создать представление об эталонном ритме. Когда техника действий не является принципиально новой, эта задача решается такими методами и приемами, как демонстрация примеров технически совершенного выполнения действия с сосредоточением внимания на его ритме, кино- и видеомагнитофонная демонстрация в обычном и замедленном темпе со звуковым сопровождением, воссоздающим размерность движений, воспроизведение ритма по заданному образцу голосом (ритмическим подсчетом), имитационными движениями (отстукивание ритма), идеомоторными представлениями и т. д. Эталонный ритм новых движении создают по аналогии с ритмической структурой известных форм, видоизменяя ее на основе ориентировочных наметок или аналитически -- расчетным путем.

Как отмечалось, рационализация средств и методов спортивно-технической подготовки выразилась и в разработке новых подходов к формированию ритма движений на современной аппаратурной основе. Уже создан ряд экспериментальных вариантов ритмолидеров (автоматических устройств, задающих по определенному эталону формируемый ритм движений звуковыми и световыми сигналами) и ритмоинформаторов (сличающих фактический ритм движений с заданным и сигнализирующих о рассогласовании). В качестве ритмолидера используют, например, магнитофон, на котором воспроизводится эталонный ритм в форме музыкальноподобных фраз или ритмических сигналов, составленных на основе анализа примеров образцового выполнения упражнения (ритмические сигналы многотонного звучания воспринимаются и воспроизводятся спортсменом, как показал эксперимент, лучше, чем однотонные,-- Р.В.Галстян).

Проблема индивидуализации ритма движений возникает сразу же, как только создано представление об эталонном ритме поскольку последний не может в полной мере соответствовать индивидуальной размерности движений спортсмена. Ритм индивидуализируется путем контролируемого воспроизведения его спортсменом (вначале мысленно в сочетании с речевой и двигательной имитацией, затем в процессе целостного выполнения формируемых действий с объективной оценкой параметров движений и их общей результативности).

Режим занятий. Техническая подготовка на первом этапе большого тренировочного цикла проходит в условиях особенно объемной физической подготовки. Определяя в этих условиях целесообразную частоту занятий, направленных на образование новых форм координации движений и объем работы, обычно руководствуются правилом «лучше чаще, но понемногу». Достаточно высокая эффективность работы по формированию и перестройке сложных спортивно-технических навыков, по-видимому, в большинстве случаев обеспечивается при ежедневных занятиях, каждое из которых включает в себя такую работу в относительно небольшом объеме. Ее эффективность существенно уменьшается с увеличением интервалов между занятиями, причем и в том случае, если разовый объем работы.

Эффективность упражнений «на технику» определяется не величиной функциональных сдвигов, приводящих к утомлению, а безошибочностью и точностью вырабатываемых форм координации движений

О соединении технической и физической подготовки. В начале подготовительного периода тренировочного цикла физическая подготовка по своей направленности и эффективности как бы опережает ход формирования (или преобразования) техники движений: *общий уровень физической подготовленности возрастает особенно высокими темпами, а уровень технической подготовленности неизбежно лимитируется тем, что новые (или обновляемые) навыки еще только формируются. При этом большой объем физических нагрузок, характерный для этого этапа, может временно затруднять формирование навыков.

Чтобы исключить чрезмерное «расхождение» эффектов технической и физической подготовки, нужно, во-первых, обеспечить оптимальное распределение нагрузок, связанных с этими сторонами подготовки (как в структуре отдельных тренировочных занятий, так и в целом по этапам); во-вторых, использовать специальные методические подходы, способствующие органическому соединению физической и технической подготовки. Общую идею подходов выражает «принцип направленного сопряжения» (В. М. Дьячков и др.). Он предусматривает, в частности:

приближение способа выполнения подготовительных упражнений, служащих средствами воспитания физических способностей, к особенностям техники формируемых соревновательных действий;

выполнение упражнений, включающих сформированные ранее соревновательные действия (или их элементы), с дополнительными дозированными отягощениями.

технический подготовка спортсмен

2.3 Особенности методики стабилизации и совершенствования сформированных навыков

Определяющая направленность и частные задачи. По мере завершения подготовительного периода и в соревновательном периоде большого тренировочного цикла в технической подготовке спортсмена последовательно усиливаются тенденции, ведущие к стабилизации навыков соревновательных действий и достижению целесообразной степени их вариативности. Эти тенденции предполагают противоположные и вместе с тем внутренне взаимосвязанные методические подходы. Вначале решаются преимущественно задачи уточнения и относительного закрепления технических характеристик соревновательных действии применительно к достигаемому уровню специальной тренированности, затем -- задачи обеспечения необходимой вариативности и высокой «надежности» техники действий применительно к специфическим условиям соревнований.

Пути и условия начальной стабилизации навыков.

Правила целесообразной методики стабилизации спортивных навыков определяются, в частности, следующими положениями.

1. Стабилизация навыка происходит тем легче, чем стандартнее в процессе повторного выполнения действия воспроизводятся его закрепляемые черты.

2. Усилия, направленные на стабилизацию навыков, понятно, теряют смысл, если при этом закрепляются ошибки и несовершенства.

3. Закреплять навыки соревновательных действий целесообразно в той мере, в какой это придает им необходимую стабильность но не превращает в стереотипы и согласуется с общей тенденцией развития тренированности на данном этапе тренировки. В различных видах спорта требуется, как известно, не одинаковая степень стабилизации навыков и их компонентов.

4. В процессе закрепления сформированных навыков соревновательных действий все параметры упражнений, обеспечивающих стабилизацию, должны постепенно приближаться к целевым (адекватным спортивному достижению, намеченному в данном цикле тренировки.

Методические подходы и приемы, направленные на расшире ние диапазона вариативности навыков. Надежность спортивной техники зависит также от возможности изменять сформированные навыки соответственно меняющимся условиям состязаний, а следовательно, и от диапазона вариативности навыков.

Целесообразная вариативность техники соревновательных действий характеризуется их оправданной изменчивостью, которая адекватна условиям соревнований и способствует ранению результативности действий. Она допускает отклонение от закрепленных форм движений, но не больше, чем это необходимо для достижения соревновательной цели.

Наиболее широкий диапазон оправданных вариаций оперативных установок характерен для видов спорта с нестандартным составом действий, непрерывно меняющимся по ходу изменения соревновательных ситуаций (спортивные игры и единоборства).

В методическом отношении надо различать два типа подходов и соответствующих частных приемов, направленных на расширение диапазона вариативности закрепленных навыков:

а) строго регламентированное варьирование, когда направленность и степень его строго предписаны тренировочным заданием, отражены в соответствующей установке спортсмена и обеспечены точной регламентацией внешних воздействий;

б) не строго регламентированное варьирование, когда установка на варьирование хотя и задана, но ее реализация зависит от неопределенных вариаций внешних условий.

Задания по варьированию, выполняемые без регулирующих воздействий извне, предъявляют повышенные требования к умению точно регулировать свои движения, действия, что может способствовать совершенствованию специализированных ощущений, восприятий, представлений («мышечного чувства», «чувства скорости», «чувства темпа», «чувства ритма» к др.), воспитанию координационных способностей, а следовательно, и обеспечению надежности сформированной техники движений.

Приемы варьирования, связанные с намеренным изменением внешних условий, которые как бы «принудительно» придают вариациям действий строго направленный характер (введение точно обусловленного противодействия партнера в единоборствах и спортивных играх, дозированное изменение внешних отягощений, применение тренажеров, устройств и оборудования, позволяющих направленно варьировать упражнение, и т. д.), используются как для облегчения, так и для усложнения задач управления действиями. В первом случае они обеспечивают наибольшую точность выполнения задания, но освобождают спортсмена от необходимости преодолевать координационные и другие трудности. На этапе совершенствования сформированных навыков такие методические приемы должны быть сугубо дополнительными по отношению к приемам, требующим значительной мобилизации психических и физических возможностей спортсмена.

Приемы не строго регламентированного варьирования связаны с несколькими методическими подходами, которые различаются по конкретному смыслу, способам и условиям варьирования. В частности, надо иметь в виду:

а) варьирование, связанное с решением тактических задач в условиях строго регламентированных взаимодействий противников или партнеров. Это, так сказать, свободное тактическое варьирование (вольные бои и схватки в единствах, отработка технических приемов в составе игровых комбинаций, накладывающихся по ходу тренировочных игр и т. п.);

б) игровое варьирование, связанное с использованием элементов игрового и соревновательного методов в тренировке («беговая игра» -- фартлек, игровое соперничество в искусстве построения новых движений и связок у гимнастов, акробатов, прыгунов в воду и т. п.);

в) варьирование, связанное с использованием в тренировке необычных условий естественной среды и непривычных снарядов, инвентаря, оборудования в целях специальной психической подготовки и повышения устойчивости навыков выполнения упражнений циклического характера на сильнопересеченной местности, в неблагоприятных метеорологических условиях, периодический перенос занятий из привычных условий спортивного зала в непривычные, выполнение упражнений на непривычной опорной поверхности с различными по качеству спортивными снарядами и т.п.

Пути и условия увеличения «помехоустойчивости» навыков . Не трудно сделать вывод, что большинство методических приемов, обеспечивающих целесообразную стабильность и вариативность спортивных навыков, можно рассматривать и как способы обеспечения надежности техники соревновательных действий. «Надежность» действий спортсмена в соревнованиях есть комплексный результат совершенствования его навыков и способностей, гарантирующий высокую эффективность действий, вопреки возникающим внешним и внутренним помехам («помехоустойчивость»). Наряду со стабильностью и вариативностью навыков она определяется психической устойчивостью, специальной выносливостью, высокой степенью развития координации и других способностей спортсмена. Основными путями и условиями повышения их «помехоустойчивости» (кроме упомянутых ранее) являются:

Адаптация навыков к условиям предельных проявлений физических качеств в тренировке. Техническая подготовка спортсмена в этих условиях органически сливается с его специальной физической подготовкой. Главным адаптирующим фактором при этом являются объем и интенсивность специфических тренировочных нагрузок, приближенных к соревновательным и превышающих их (по отдельным параметрам).

Моделирование психически напряженных ситуаций и введение дополнительных трудностей. По мере стабилизации вновь сформированных (или преобразованных) навыков соревновательных действий одним из необходимых условий дальнейшего повышения их надежности становится преодоление дискоординирующих помех, которые возникают в технически напряженных ситуациях, типичных для спортивных состязаний. С приближением периода основных состязаний нужно более полно моделировать в тренировке соревновательные ситуации, вносящие психическую напряженность, это способствует повышению степени надежности сформированных навыков, если, конечно, одновременно используются достаточно эффективные методы объективного контроля и коррекции проникающих ошибок, а также методы волевой и специальной психической подготовки, мобилизующие спортсмена на преодоление трудностей.

Соревновательная практика. Систематическое участие в тренировочных и официальных состязаниях разного ранга в качестве фактора закрепления и совершенствования новых обновленных) форм спортивной техники целесообразно использовать после того, как обеспечена первоначальная стабилизация сформированных навыков (пока они неустойчивы, нет смысла испытывать их прочность в состязаниях: это будет способствовать реставрации старых навыков.

Список литературы

1. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физ. культуры под общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. М., ФиС, 1976. Том II, гл. 2.2.

2. О структуре многолетней тренировки. Сб. научн. работ под общ. ред. Л. П. Матвеева. М., ГЦОЛИФК, 1974.

3. Учение о тренировке (введение в общую методику тренировки). Под общ. ред. Д. Харре. М., ФиС, 1971. Разд. 2.2.

4. Тренировка юных спортсменов. Сб. под Общ. ред. В. П. Филина. М., ФиС, 1965.

5. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для институтов физической культуры. М., «Физкультура и спорт», 1977. Под общ. ред. Л.П. Матвеева.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, признаки, физиологические закономерности формирования двигательных умений. Роль спортивной техники в различных видах спорта. Виды, средства и методы технической подготовки спортсмена. Тематический план учебного процесса по физической культуре.

    контрольная работа , добавлен 11.07.2011

    Гармоничное физическое развитие, всесторонняя физическая подготовка и укрепление здоровья учащихся. Подготовка у спортсмена волевых качеств. Роль спортивной техники в различных видах спорта. Основное содержание тактики и тактической подготовки.

    реферат , добавлен 05.05.2009

    Физическая подготовка спортсмена. Принцип единства общей и специальной физической подготовки. Техническая, тактическая, психологическая, морально-волевая подготовка спортсмена. Физические (двигательные) качества. Средства и методы и развития. Форма.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2004

    Характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки. Основные виды подготовки спортсмена. Понятия о физических качествах спортсмена: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Спортивные соревнования как средство и метод подготовки спортсмена.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2013

    Понятие о спортивной тренировке и его основные компоненты. Физические качества спортсмена. Соревнования как средство и метод подготовки спортсмена. Физиологическая классификация спортивных упражнений. Особенности и методы тренировки в силовом троебории.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2010

    Спортивная тренировка как часть системы подготовки спортсмена. Достижение высоких спортивных результатов. Структура подготовки спортсмена. Понятия спортивной тренировки и подготовленности легкоатлета. Принципы и построение тренировочного процесса.

    реферат , добавлен 27.02.2010

    Тактические подготовки и элементы боя. Подготовка спортсмена и команды в целом к предстоящим соревнованиям. Сбор сведений о противниках разведкой. Морально-волевые качества спортсмена. Основные разделы тактического плана. Успех кикбоксера в бою.

    реферат , добавлен 22.12.2012

    Ориентирование как один из видов спорта. Основы многолетней подготовки юных ориентировщиков. Физическая подготовка спортсмена-ориентировщика, применяемые методики тренировок, типы тестирования. Методы контроля за состоянием тренированности спортсмена.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2010

    Характеристика системы спортивной подготовки спортсмена. Структура спортивной подготовки. Методические принципы спортивной тренировки. Методы подготовки в лыжном спорте. Спортивные соревнования как одно из важнейших средств специализированной тренировки.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2012

    Понятие базовой техники и ее значение в совершенствовании мастерства. Способы формирования и совершенствования технико-тактической подготовки в спортивной борьбе. Соревновательная деятельность, как совокупность действий спортсмена в процессе состязания.

Реферат

по дисциплине: Теория спорта

тема:

спортивно-техническая подготовка в спорте


План

1. Задачи и требования спортивной техники.

2. Средства технической подготовки.

3. Формирование двигательных умений и навыков.


1. Задачи и требования спортивной техники

Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

Основной задачей технической подготовки спортсмена является обучения его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники.

В процессе спортивно-технической подготовки необходимо добиться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям :

1. Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.

2. Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности.

3. Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена.

Современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуются большим количеством сбивающих факторов. К ним относятся активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжелательное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.

4. Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранить временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях соревновательной борьбы к успеху не приводит. Например, в циклических видах спорта стремление сохранить стабильные характеристики движений до конца дистанции приводит к значительному снижению скорости. Вместе с тем компенсаторные изменения спортивной техники, вызванные прогрессирующим утомлением, позволяют спортсменам сохранить или даже несколько увеличить скорость на финише.

Еще большее значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острым лимитом времени для выполнения двигательных действий, активным противодействием соперников и т.п. (единоборства, игры, парусный спорт и др.).

5. Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энергозатратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена.

В спортивных играх, единоборствах, сложно-координационных видах спорта важным показателем экономичности является способность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.

6. Минимальная тактическая информативность техники для соперников является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной стороны, достаточно эффективны для достижения цели, а с другой - не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирующих тактический замысел спортсмена (В.Н. Платонов, 1987).

Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку.

Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков (школы движений), а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта.

Основной задачей в специальной спортивно-технической подготовке является формирование таких умений и навыков выполнения соревновательных действий, которые позволяют спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях и обеспечивают прогресс технического мастерства в процессе занятий спортом.

2. Средства технической подготовки

Средствами технической подготовки являются общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения, которые должны отвечать следующим требованиям:

1. Упражнения, направленные на формирование соревновательных действий по частям, не должны отличаться по главным структурным признакам от воспроизводимых частей соревновательного упражнения.

2. Порядок формирования или перестройки фаз соревновательного упражнения зависит как от особенностей структуры, так и от подготовленности спортсмена, в том числе от имеющегося у него двигательного опыта. Чем сложнее соревновательная комбинация и отдельные элементы, которые войдут в нее, тем труднее затем собрать все расчлененные упражнения и сформировать необходимый ритм всего соревновательного действия в целом.

В пределах выполняемых фаз необходимо сформировать и уточнить двигательные задачи, положения тела (исходные, конечные), взаиморасположение звеньев тела, а затем способ перехода из начального в конечное положение.

3. Независимо от того, разучивается ли действие преимущественно сразу в целом или по частям, спортсмен должен на первом этапе научиться контролировать и корректировать движения (сначала зрительно, затем без участия зрения), для чего необходимо знать главные «контрольные точки» в каждой фазе (положения и взаимоположения звеньев двигательного аппарата).

4. Закреплять навыки расчлененного выполнения соревновательного упражнения целесообразно, если не возникает серьезных препятствий для объединения частей в целое. Это зависит от того, насколько органически они связаны друг с другом. Например, в гимнастических комбинациях опасность чрезмерного закрепления этих элементов как отдельных навыков сравнительно невелика, а при вычленении фаз прыжков, метаний - гораздо больше.

5. Успешная реализация задач по формированию новой техники соревновательных действий и преобразованию старых навыков на первом этапе (этапе начального разучивания) определяется использованием методических подходов и приемов, облегчающих технически верное выполнение упражнения, особенно когда они отличаются координационной сложностью и связаны с предельными усилиями скоростно-силового характера.

Кроме приемов расчленения упражнения на части и прямой физической помощи тренера применяются:

1) технические средства:

а) средства формирования и уточнения представлений о движениях в сознании занимающихся;

б) средства, вводящие в обстановку обучения (различного рода ориентиры);

в) средства срочной и сверхсрочной информации о выполняемых движениях;

г) тренажеры, применяемые для обучения движениям;

д) тренажеры для совершенствования двигательных действий и развития специальных двигательных качеств;

е) средства, обеспечивающие страховку.

2) облегченные тренировочные снаряды и специальное оборудование: подвесные лонжи, подкидные мостики для прыжков, батуты, наклонные дорожки, беговые, гребные и плавательные тредбаны.

3. Формирование двигательных умений и навыков

В процессе технической подготовки спортсмена осуществляется большая кропотливая работа по усвоению знаний, формированию двигательных умений и навыков.

Двигательное умение - это способность выполнять двигательные действия на основе определенных знаний о его технике, наличия соответствующих двигательных предпосылок при значительной концентрации внимания занимающихся построить заданную схему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания. Многократное повторение двигательных действий приводит к постепенной автоматизации движений и двигательное умений переходит в навык, характеризующийся такой степенью владения техникой, при которой управление движениями происходит автоматизировано, а действия отличаются высокой надежностью.

В процессе спортивной тренировки двигательные умения несут вспомогательную функцию. Она может проявляться в двух случаях:

1) когда необходимо освоить подводящие упражнения для последующего разучивания более сложных двигательных действий;

2) когда необходимо добиться простого освоения техники соответствующих двигательных действий, формирование умений является предпосылкой для последующего формирования двигательных навыков.

Формируемые двигательные навыки стабилизируются тогда, когда система необходимых воздействий воспроизводится часто и относительно стереотипно. Основные положения стабилизации спортивных навыков следующие:

1. Стабилизация навыка происходит тем легче, чем стандартнее в процессе повторного выполнения действия воспроизводятся его закрепляемые черты. Отсюда следует правило: вначале закрепления навыков целостного выполнения действий следует по возможности исключать факторы, способные вызывать отклонения от оптимальных параметров техники движения (затрудняющие условия внешней среды, утомление, психическая напряженность) и создавать условия, уменьшающие вероятность таких отклонений путем регулирования нагрузок и отдыха, распределения упражнений в структуре занятий, способствующих закреплению навыков, использования соответствующих технических средств, тренажеров, лидирующих устройств, стандартизации условий внешней среды.

  • 9 Характеристика общепедагогических методов, используемых в физическом воспитании (словесные, наглядные, направленного прочувствования двигательного действия, срочной информации).
  • 11. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
  • 12. Двигательный навык. Условия и фазы его формирования.
  • 13. Характеристика методов строго регламентированного упражнения (методы обучения двигательным действиям, методы развития физических качеств, их сущность и педагогические возможности).
  • 14. Игровой и соревновательный методы в системе физического воспитания (сущность, основные методические особенности, положительные стороны и недостатки).
  • 15. Средства и методы воспитания двигательно-координационных способностей. Понятия о двигательных умениях и навыках.
  • 16. Методика воспитания скоростных способностей (определение скоростных способностей, факторы, влияющие на скоростные способности, формы проявления, критерии и способы их оценки).
  • 17. Средства и методы воспитания гибкости
  • 18. Методика воспитания силовых способностей (определение, факторы, влияющие на силовые способности, виды силовых способностей, жесты определения).
  • 19. Методика воспитания общей выносливости (типы выносливости, определение понятия и выносливости, факторы, влияющие на выносливость, жесты определения).
  • 20. Характеристика средств и методов воспитания скоростно-силовых способностей
  • 21. Формирование осанки. (Профилактика).
  • 22. Особенности физического воспитания школьников (цель и его основные задачи).
  • 23. Современные требования к организации и проведению уроков физической культуры
  • 24. Характеристика урочных форм занятий физическими упражнениями.
  • 25. Структура урока физической культуры и характеристика его частей (задачи, средства, продолжительность, методы).
  • 26. Особенности физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня школьников.
  • 27. Внеклассные и внешкольные формы организации физического воспитания
  • 28. Технология планирования физического воспитания в школе (виды, направленность, основные документы).
  • 29. Педагогический контроль и учёт в физическом воспитании (виды контроля и методы).
  • 30. Методические особенности урока физической культуры в начальных классах (задачи, содержание).
  • 31. Методические особенности урока физической культуры в начальных классах (задачи, содержание).
  • 32.Методические особенности урока физической культуры с учащимися среднего школьного возраста (задачи, содержание, средства).
  • 33. Методические особенности урока физической культуры с учащимися старших классов (задачи, содержание, средства).
  • 34. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися специальной и подготовительной медицинскими группами (средства, физическая нагрузка).
  • 35. Методические особенности проведения уроков физической культуры с учащимися женского пола.
  • 36. Определение общей и моторной плотности уроков физической культуры.
  • 37. Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений (задачи, формы, программа).
  • 38. Физическое воспитание студенческой молодёжи (задачи, содержание программы по физическому воспитанию, направленность занятий, формы).
  • 39. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности: задачи, формы, методические особенности.
  • 40. Нормативно-правовые документы в области фк и с
  • 1. Законодательные акты Российской Федерации.
  • 2. Подзаконные акты.
  • Глава 1. Общие положения.
  • Глава 6. Ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта.
  • Глава 7. Заключительные положения.
  • 42. Профессионально прикладная физическая подготовка(понятие ппфп, задачи, средства, методы).
  • 43. Общая характеристика спорта: классификация видов спорта, система подготовки спортсмена, задачи.
  • 44. Основы спортивной тренировки: цель, задачи, средства, методы, принципы.
  • Принцип единства офп и сфп
  • Принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам
  • 45. Характеристика основных разделов подготовки спортсмена в процессе тренировки.
  • 46. Структура построения спортивной тренировки (микроциклы, мезоциклы, макроциклы)
  • 47 Роль науки в фк и с
  • 48 Оздоровительная физическая культура.
  • 49 Адаптивная физическая культура.
  • Задачи: у человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
  • 50. Характеристика восстановительных средств после физических нагрузок.
  • 51. Органы чувств, классификация и морфофункциональная характеристика.
  • 52. Структурные изменения в костной системе под влиянием физических нагрузок.
  • 53. Структурная перестройка мышечной системы под влиянием физических нагрузок.
  • 54. Состав и функции крови. Изменение состава крови при мышечной деятельности.
  • 55. Сердце, строение, топография, кровоснабжение. Проводящая система сердца.
  • 56. Типы реакций сердечно сосудистой системы на физическую нагрузку.
  • 57. Газообмен в легких и тканях.
  • 58. Общий план строения нервной системы. Строение спинного мозга.
  • 59. Физиологическая характеристика пищеварительных процессов. Влияние мышечной работы на ее деятельность.
  • 60. Физиологическая характеристика выделительных процессов. Влияние мышечной работы на их деятельность.
  • 61. Физиологическая характеристика желез внутренней секреции. Характеристика действия гормонов.
  • 62.Физиологическая характеристика циклических упражнений максимальной мощности.
  • 63. Физиологическая характеристика циклических упражнений субмаксимальной мощности.
  • 64. Предстартовые реакции. Разминка.
  • 65. Врабатывание. Закономерности врабатывания.
  • 66. Характеристика утомления при выполнении физической нагрузки (понятие, виды, признаки).
  • 67. Восстановительные процессы в организме, его закономерности.
  • 68.Показатели тренированности при стандартной и предельной работе.
  • 69. Физиологические основы развития быстроты.
  • 70. Функциональные пробы. Классификация.
  • 71. Гарвардский степ-тест. Тест на тредмиле.
  • 72. Допинг – контроль. Группа фармакологических препаратов, отнесенных к допингам.
  • 73. Возрастная периодизация.
  • 74. Реабилитация: медицинская, социальная, профессиональная.
  • 75. Средства лечебной физической культуры.
  • 76. Формы лечебной физической культуры.
  • 77. Стенокардия лфк. Задачи, методика. Функциональные классы.
  • 1 Ф.Кл.
  • 2 Ф.Кл.
  • 3 Ф.Кл.
  • 4 Ф.Кл.
  • 78. Травмы опорно-двигательного аппарата. Профилактика.
  • 79. Двигательная единица. Биохимия мышечного волокна.
  • 80. Охрана природы и перспективы рационального природопользования.
  • 85 Возрождение Олимпийских игр
  • 88. Возникновение национальных систем гимнастики
  • 91. Национальные Олимпийские Комитеты (нок)
  • 110 Олимпийские игры в Москве (1980 г.)
  • 111. Понятие педагогической технологии. Ее основные качества.
  • 112 Классификация педагогических технологий.
  • 114 Характеристика групповой технологии обучения
  • 115 Технические приемы оратора.
  • 116 Стили руководства, их характеристики.
  • 117. Технология поиска работы.
  • 118 . Самоменеджмент
  • 119. Характеристика технологии воспитательной деятельности учителя физической культуры (тренера): стратегия и тактика воспитания, методы, средства.
  • 120 Характеристика профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры (функции и основные этапы деятельности).
  • 45. Характеристика основных разделов подготовки спортсмена в процессе тренировки.

    Спортивно-техническая подготовка

    Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

    Основной задачей технической подготовки спортсмена является обучение его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники.

    В процессе спортивно-технической подготовки необходимо добиться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям.

    1. Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.

    2. Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности.

    3. Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена.

    4. Вариативность техники определяется способностью спорт­смена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы.

    5. Экономичность техники характеризуется рациональным пользованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства.

    6. Минимальная тактическая информативность техники для соперников является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах.

    Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку. Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков (школы движений), а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому -совершёнствованию в избранном виде спорта. Основной задачей в специальной спортивно-технической подготовке является формирование таких умений и навыков выпол­нил соревновательных действий, которые позволяют спортсменов наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях и обеспечивают прогресс технического мас­терства в процессе занятий спортом.

    Средствами технической подготовки являются общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения, которые должны отвечать следующим требованиям

    1. Упражнения, направленные на формирование соревновательных действий по частям, не должны отличаться по главным структурным признакам от воспроизводимых частей соревновательного упражнения.

    2. Порядок формирования или перестройки фаз соревновательного упражнения зависит как от особенностей структуры, так и от подготовленности спортсмена, в том числе от имеющегося у него двигательного опыта. Чем сложнее соревновательная комбинация и отдельные элементы, которые войдут в нее, тем труднее затем собрать все расчлененные упражнения и сформировать не обходимый ритм всего соревновательного действия в целом.

    3. Независимо от того, разучивается ли действие преимущественно сразу в целом или по частям, спортсмен должен на первом этапе научиться контролировать и корректировать движения (сначала зрительно, затем без участия зрения), для чего необходимо знать главные «контрольные точки» в каждой фазе (положе­ния и взаимоположения звеньев двигательного аппарата).

    4. Закреплять навыки расчлененного выполнения соревновательного упражнения целесообразно, если не возникает серьезных препятствий для объединения частей в целое.

    5. Успешная реализация задач по формированию новой тех­ники соревновательных действий и преобразованию старых навыков на первом этапе (этапе начального разучивания) определяется использованием методических подходов и приемов, облегчающих технически верное выполнение упражнения, особенно когда они отличаются координационной сложностью и связаны с предельными усилиями скоростно-силового характера.

    Спортивно-тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнова­ниях; моделирование необходимых условий в тренировке и конт­рольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.

    Практическая реализация тактической подготовленности пред­полагает решение следующих задач: создание целостного пред­ставления о поединке; формирование индивидуального стиля ве­дения соревновательной борьбы; решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

    Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специаль­ная тактическая подготовка - на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

    Специфическими средствами и методами тактической подго­товки служат тактические формы выполнения специально подготовительных и соревновательных упражнений, так называемые тактические упражнения. От других тренировочных упражнении их отличает то, что:

    Установка при выполнении данных упражнений ориентирована в первую очередь на решение тактических задач;

    В упражнениях практически моделируются отдельные тактические приемы и ситуации спортивной борьбы;

    В необходимых случаях моделируются и внешние условия соревнований.

    В процессе совершенствования тактического мышления спортсмену необходимо развивать следующие способности: быстро вос­принимать, адекватно осознавать, анализировать, оценивать со­ревновательную ситуацию и принимать решение в соответствии с создавшейся обстановкой и уровнем своей подготовленности и своего оперативного состояния; предвидеть действия противника; строить свои действия в соответствии с целями соревнований и задачей конкретной состязательной ситуации.

    Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяем их на общую и специальную.

    Общая физическая подготовка предполагает разносторонне развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена к их числу относятся различные передвижения - бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др. Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.

    Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижении в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнении и специально подготовительные упражнения.

    Психическая подготовка - это система психолого-педагогичес­ких воздействий, применяемых с целью формирования и совер­шенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировоч­ной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного вы­ступления в них.

    Принято выделять общую психическую подготовку и психи­ческую подготовку к конкретному соревнованию.

    По цели применения средства и методы психической подготов­ки делятся на:

    1) мобилизующие;

    2) коррегирующие (поправляющие);

    3) релаксирующие (расслабляющие).

    По содержанию средства и методы психической подготовки делятся на следующие группы:

    1) психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двига­тельные, поведенческо-организующие, социально-организующие, комбинированные);

    2) преимущественно психологические (суггестивные, т.е. Внуша­ющие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые, комбинированные);

    3) преимущественно психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные).

    По сфере воздействия средства и методы психической подготовки делятся на:

    1) средства, направленные на коррекцию перцептивно-пси­хомоторной сферы (т.е. На качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);

    2) средства воздействия на интеллектуальную сферу;

    3) средства воздействия на волевую сферу;

    4) средства воздействия на эмоциональную сферу;

    5) средства воздействия на нравственную сферу.

    По адресату средства и методы психической подготовки де­лятся на:

    1) средства, направленные на психическую подготовку тренера:

    2) средства управления непосредственно спортсменом или командой.

    По времени применения эти средства и методы делятся на:

    1) предупреждающие;

    2) предсоревновательные;

    3) соревновательные;

    4) постсоревновательные.

    По характеру применения их подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействия других участников педагогического процесса - тренера, психолога, врача, массажиста и т.д.).

    На выбор конкретных средств и методов существенное влия­ние оказывают фактор времени, место соревнования, социально-психологический климат в команде, индивидуальные особеннос­ти спортсмена.

    Понятие о технической подготовке спортсмена. Место и значение спортивной техники в различных видах спорта

    Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.

    Спортивная техника - это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей .

    Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова . Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.

    • 1. Скоростно-силовые виды. В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т.д.
    • 2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости. Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена .
    • 3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений. Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.
    • 4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы. Данный вид характерен игре волейбол

    Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий . Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются:

    • - объем техники - общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.
    • - разносторонность техники - степень разнообразия технических приемов. Так, в спортивных играх это - соотношение частоты использования разных игровых приемов. Данные показатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий, - спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание.
    • - эффективность владения спортивной техникой характеризуется степенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту .

    Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами:

    • - сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если техника близка к биомеханически рациональной, она признается наиболее эффективной;
    • - сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокой квалификации;
    • - сопоставление спортивного результата с результатами в технически более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спортсмена - силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег на 30 м с низкого, а затем высокого старта. Разница во времени будет характеризовать эффективность техники низкого старта;
    • - сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энергии, т.е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники .

    Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие. Для хорошо освоенных движений типичны:

    • - стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях;
    • - устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий противника в усложненных условиях);
    • - сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;
    • - автоматизированность выполнения действий.

    Виды, задачи, средства, методы и этапы технической подготовки спортсмена

    Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности .

    Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:

    • 1. Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.
    • 2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП. Специальная техническая подготовка направлена на овладение техникой движений в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач:
    • 1. Сформировать знания о технике спортивных действий.
    • 2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена.
    • 3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.
    • 4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).
    • 5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее (например, «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту; техника толкания ядра по принципу поворота, как в метании диска; «коньковый» ход в лыжах и др.) .

    В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:

    Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия к ним относятся:

    • 1. беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;
    • 2. показ техники изучаемого движения;
    • 3. демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.;
    • 4. использование предметных и других ориентиров;
    • 5. звуко и светолидирование;
    • 6. различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.

    Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений. В этом случае применяются:

    • 1. общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;
    • 2. специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта;
    • 3. методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;
    • 4. равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений .Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки .

    Процесс технической подготовки осуществляется в течение всей многолетней тренировки спортсмена.

    Многолетний процесс технической подготовки спортсмена можно подразделить на 3 стадии:

    • 1. Стадию базовой технической подготовки.
    • 2. Стадию углубленного технического совершенствования и достижение высшего спортивно-технического мастерства.
    • 3. Стадию сохранения спортивно-технического мастерства. Каждая стадия включает этапы, состоящие из годичных циклов. Например, первая стадия состоит обычно из 4 - 6 годичных циклов, вторая -6 - 8, третья - 4 - 6 .

    Поэтому построение, конкретное содержание и методика технической подготовки спортсмена на каждой стадии, как правило, подчиняется периодизации годичного цикла тренировки. Чаще всего это наиболее ярко выражено в подготовке высококвалифицированных спортсменов. Дело в том, что у начинающих спортсменов годичный цикл не подразделяют отдельно на подготовительный, соревновательный и переходный периоды. У них в течение всего года тренировочные занятия носят подготовительный характер .

    Отсюда следует, что процесс овладения и совершенствования техники движений в рамках годичного цикла тренировки у квалифицированных спортсменов во многом зависит от закономерностей приобретения, сохранения и дальнейшего развития спортивной формы .

    В связи с этим в годичном цикле выделяют 3 этапа технической подготовки:

    • 1) поисковый;
    • 2) стабилизации;
    • 3) адаптивного совершенствования (приспособительного).

    Техническая подготовка на 1-м этапе направлена на формирование новой техники соревновательных действий (или ее обновленного варианта), улучшение предпосылок ее практического освоения, разучивания (или переучивания) отдельных движений, входящих в состав соревновательных действий. Этот этап совпадает с первой половиной подготовительного периода. На 2-м этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий. Он охватывает значительную часть второй половины подготовительного периода. На 3-м этапе техническая подготовка направлена на совершенствование сформированных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности (изменчивости), стабильности (устойчивости), надежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап обычно начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательный период в целом. Главными задачами каждого этапа технической подготовки при совершенствовании технического мастерства являются . (В.И. Дьячков, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов):

    • 1. достижение высокой стабильности и рациональной вариативности двигательных навыков, составляющих основу технических приемов в избранном виде спорта, повышение их эффективности в соревновательных условиях;
    • 2. частичная перестройка двигательных навыков, совершенствование кинематики или динамики отдельных деталей навыка с точки зрения достижений современной науки и требований спортивной практики.

    Для решения первой задачи, как правило, применяются метод усложнения внешней обстановки, метод упражнения при различных состояниях организма; для решения второй - метод облегчения условий технических действий, метод сопряженных воздействий.