Основные даты в истории гимнастики. История гимнастики и перспективы ее дальнейшего развития

  • 18.04.2024

Принято думать, что местом возникновения является древняя Греция. Однако здесь речь скорее идет о сформированной древними греками концепции физического воспитания. Самостоятельные гимнастические элементы и комплексы появились задолго до н.э. Например, в Китае издавна уделяют особое внимание развитию равновесия, растяжки и силы. В древней Греции гимнастикой называли физическую культуру в целом. В нее входили борьба, атлетика, верховая езда, гиревой спорт, бег, плавание и т.д. Даже являясь соперниками в философских вопросах, Гомер и Платон сходились во мнение о том, что регулярные и тренировки способствуют как физическому, так и умственному здоровью.

Существуют две теории происхождения термина «гимнастика»:

Не всегда и не во всех культурах гимнастика считалась благом. Так первые христиане называли гимнастические упражнения сатанинским занятием. Они считали, что в этом случае человек создает себе культ тела и не развивается духовно. В 4 веке физическое воспитание с элементами гимнастики в Христианстве было под строгим запретом.

Древнеримская история возникновения гимнастики содержит информацию о прототипах современных спортивных снарядов. Подобие гимнастического коня римляне применяли для обучения навыкам езды верхом.

Новый виток интереса и повышенного внимания к гимнастике начинается в Европе по времена Ренессанса. Выдающиеся деятели того времени называют гимнастику великолепным средством для укрепления здоровья, духа и гармоничного развития человека.

В Европе интерес к гимнастике, как системе упражнений, появляется во времена Ренессанса.

С течением временем римляне разработали теорию гимнастики и описали основы европейского физического воспитания. Временем формирования первых элементов в Европе можно считать 16-17 века. Именно тогда было очень модно заниматься «вольтижировкой». Это акробатические упражнения, сложные прыжки, лазания по канату, элементы на координацию и т.п.

История развития гимнастики в Европе

Германия стала родиной возникновения современной спортивной гимнастики. Немецкий педагог Фридрих Людвиг Ян в конце 18 — начале 19 веков разработал систему физического национального развития и основал первое в Европе спортивное гимнастическое сообщество. В начале 1800-х он основал первую школу гимнастики, а также в соавторстве со своим учеником Эрнстом Айзеленом издал книгу. В этой книге он называет физические занятия неотъемлемой частью общеобразовательного процесса и становления личности и приводит примеры и правила выполнения многих гимнастических упражнений. Примерно в это же время начинают проводиться первые соревнования гимнастов.

По примеру Германии другие европейские страны стали разрабатывать национальные системы не только общеобразовательного, но и физического образования. Общий набор гимнастических упражнений включал прыжки и элементы с использованием снарядов. Вольные выступления в те времена не признавались гимнастикой. Они вошли в гимнастическую систему гораздо позже.

Первыми последователями Германии стали Швеция, Французская Республика и Чехия. Постепенно подтягивались и другие страны.

Именно в шведской современной гимнастике впервые было уделено внимание вольным упражнения и соревнованиям. История гимнастики 19 века была отмечена явным противоборством между немецкой и шведской школами. Немцы предпочитали силовые элементы на гимнастических снарядах, шведы продвигали вольные выступления. В это время постоянно менялись требования к набору гимнастических элементов и правила их выполнения.

В середине 19 века появляются первые спортивные залы в помещениях, начинают проводиться первые официальные состязания. Гимнастика становится общепризнанным видом спорта. Начиная с середины 19 века не только в Европе, но и в Америке отмечается невероятный «гимнастический» ажиотаж.

Следующие 100 лет можно назвать гимнастической эрой. Изначально программа состязаний, требования к оценке и месту проведения очень сильно отличались от современных. В основном состязания проходили под открытым небом, очень сильно разнились размеры и вид снарядов, сборным разрешалось привозить и выступать на собственном «оборудовании».

В период до II мировой войны самые успешные спортсмены представляли Германию, Швецию, США, Чехословакию. Эру в целом и гимнастики в частности прервала война.

В 50-х годах 20 века яркими выступлениями на соревнованиях выделялись японские гимнасты и представители Советского Союза. Спортсмены этих стран стремительно ворвались в гимнастическую элиту и оставили в ней значимый след. Невероятная Полина Астахова на трех олимпийских играх подряд взяла 5 золотых медалей. После раскола СССР сильные школы сохранились в Украине, Беларуси и России.

Международная федерация гимнастики (IFG)

В бельгийском Льеже в 1881 году состоялся конгресс, посвященный развитию спортивной гимнастки. Бельгиец Н. Куперус предложил создать Европейскую гимнастическую ассоциацию, призванную объединить Бельгию и соседей. Ассоциация разрабатывала требования и правила соревнований, принципы выставления оценок и т.п. С течением времени к ассоциации присоединились многие страны Европы, а в 1921 году – страны остального мира. Именно тогда она изменила название и стала именоваться Международной федерацией гимнастики.

Помимо Международной федерации существует Европейский гимнастический союз (UEG). Он был организован в 1982 году. Союз проводит независимые Чемпионаты Европы.

Штаб-квартира Союза, объединяющего 46 стран, находится в Лозанне. UEG организовывает чемпионаты Европы, фестивали и другие мероприятия.

Ни одни летние Олимпийские игры не обходятся без гимнастических дисциплин. Современную гимнастику по праву называются одним из самых зрелищных и захватывающих видов спорта.

Термин "Гимнастика" примерно в V веке до н.э. в Древней Греции означал комплекс упражнений для образования, военного искусства и здоровья. Древние Греки считали, что гимнастика придаёт телу ловкость, силу, быстроту, грацию, красоту, а также развивает у человека чувства храбрости и благородства.

1. Гимнастика у древних народов.

Физические упражнения, напоминающие современные гимнастические, применялись людьми еще в глубокой древности. Они не были выделены в самостоятельный объект познания и использования в подготовке человека к жизни и трудовой деятельности. Все двигательные действия использовались для удовлетворения основных жизненных потребностей в пище, жилье, одежде. Дети в своих движениях подражали взрослым охотникам, земледельцам, скотоводам, воинам, деятельность которых была насыщена самыми разнообразными движениями: продолжительной ходьбой, бегом, преодолением всевозможных препятствий, лазанием по деревьям, ползанием, переползанием, метанием различных предметов, стрельбой из лука, переправой через водные преграды разными способами и др.
За много тысячелетий до нашей эры широко применялись физические упражнения: с лечебной целью (Китай), в виде специальной «дыхательной» гимнастики (Индия), при отправлении религиозных церемоний (Египет, Крито- Микенская культура). Из тех же источников известно, что у древних народов Закавказья некоторые акробатические упражнения использовались, как подготовительные при обучении борьбе.

Впервые термин «гимнастика» появился у древних греков в период расцвета древне-греческой (эллинской) культуры в восьмом веке до нашей эры. Занятия физическими упражнениями у древних эллинов проводились в специальных заведениях «гимнасиях». Занимались эллины в обнаженном виде (по древне-гречески «гимнос» - значит обнаженный). Уже в то время эллины подразделяли физические упражнения, используемые с различной целью, на две группы:

· Агонистика - упражнения, применяемые для подготовки к соревнованиям;

· Гимнастика - упражнения, используемые с целью общего физического развития.

Преемниками древне-эллинской культуры стали древние римляне. Они ввели снаряды для лазанья (для обучения преодолению препятствий), деревянный конь (для обучения приемам верковой езды) и, по некоторым данным, деревянный стол для прыжков. Необходимо также отметить, что римляне широко использовали различные акробатические упражнения, которые в то время достигли довольно высокого технического уровня благодаря искусству странствующих артистов-акробатов, пользовавшихся большой популярностью в широких народных массах.

Таким образом уже в древние времена начали определяться особенности современной гимнастики. Занятия физическими упражнениями, а следовательно, и «гимнастическими» в те времена были доступны только представителям господствующих классов. Рабы и простой народ к этому не допускались.

2. Гимнастика в средневековье.

В средние века, с появлением христианства, когда церковь и феодальная знать заключили тесный союз для защиты своих экономических и духовных интересов гимнастика подверглась ожесточенным нападкам католической церкви. Забота о человеческом теле счиалась делом греховным. Любая форма двигательной активности, не связанная с профессионально-трудовыми, бытовыми и религиозными обязанностями рассматривалась как ересь, достойная отлучения от церкви. Кроме этого, ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало – под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, – духовному, возвышенному.

Уступка была сделана только феодалам. Они занимались физическими упражнениями, чтобы воспитать себя как воинов. Таким образом, средства физического воспитания продолжали все-таки совершенствоваться в двух направлениях:

· широко распространенные рыцарские турниры - развитие верховой езды и фехтования (Боевые действия воинов, вооруженных тяжелыми доспехами, требовали большой физической силы, выносливости и ловкости. Для их развития применялись гимнастические и акробатические упражнения, бег, поднятие и перенос тяжестей, упражнения в прыжках, лазании, перелезании через различные препятствия; сложные боевые приемы предварительно изучались на деревянном коне);

· искусство странствующих артистов-акробатов.

3. Создание национальных систем гимнастики.

Создание национальных систем гимнастики относится к началу XIX в., что было обусловлено общественными запросами. Для успешного ведения захватнических и оборонительных войн нужны были массовые регулярные армии, хорошая вневойсковая военно-физическая подготовка молодежи. Педагогам и врачам того времени гимнастика представлялась единственно правильным методом физического воспитания молодежи.

В первой половине XIX в. наметились три направления в развитии гимнастики:

· атлетическое (гимнастика расценивалась как средство развития двигательных возможностей человека путем применения сложных упражнений, в том числе и на гимнастических снарядах);



· гигиеническое (гимнастика рассматривалась как средство укрепления здоровья и развития физических сил человека);

· прикладное (гимнастика использовалась как средство обучения солдат преодолению различных препятствий, встречающихся на войне).

3.1. Немецкая система гимнастики.

Немецкая система гимнастики складывалась в период оккупации Пруссии войсками Наполеона. Основателем, отцом немецкой гимнастики принято считать Иоганна Фридриха Людвига Кристофора Яна (1778 – 1852). Он стремился использовать гимнастику для военной подготовки молодежи в целях освобождения страны от оккупации. Ян создал свою систему, в которую входило 24 группы упражнений. Особое внимание уделялось упражнениям на гимнастическом коне, козле, параллельных брусьях, турнике, упражнениям со скамейкой и обручем, акробатике, танцам. Применялись и военно-прикладные упражнения: стрельба из лука и огнестрельного оружия, переноска тяжестей, верховая езда и др. Он назвал свою гимнастику «турнкунст» (искусство изворотливости), а учеников - «турнерами». Позднее немецкую гимнастику стали называть «тур-нен».

Основателем школьной гимнастики в Германии считается Адольф Шписс (1816 – 1858). В 1840 г. он опубликовал труд «Учение о турнерском искусстве». Урок гимнастики Шписса содержал порядковые упражнения (строевые упражнения и перестроения), затем следовали вольные упражнения (движения из суставной гимнастики Песталоцци и гимнастики Фита), подготавливающие к упражнениям на снарядах. Шписс ввел групповые снаряды: длинную перекладину и брусья, ряды лестниц, шестов и т. п. В последней части урока проводились игры и массовые упражнения. Упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение, сочетались с пением и демонстрировались на гимнастических праздниках.

3.2. Шведская система гимнастики.

Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой гимнастикой. В ней удачно разработано было гигиеническое направление. Основателем был Пер Генрих Линг (1776 – 1839).

В 1813 г. в Стокгольме был открыт специальный институт, в котором П. Линг начал создавать национальную систему гимнастики. В основу ее он положил гигиенический принцип: укрепление здоровья, развитие организма человека. В основу методики шведской системы гимнастики П. Линг положил анатомический признак - подбирать упражнения для развития отдельных частей тела (мышц рук, ног, брюшного пресса, спины). Предусматривалась четкая дозировка физической нагрузки. С этой целью были введены новые снаряды: шведская (гимнастическая) стенка, гимнастическая скамейка, канаты и др.

3.3. Французская система гимнастики.

Полковник Аморос (1770-1848 гг.), один из приверженцев Наполеона, считается создателем французской системы гимна­стики. Главным мотивом его системы была подготовка закаленного воина, способного переносить тяжелую физическую нагрузку и преодолевать опасности. Лучшими он считал такие упражнения, которые помогают приобрести навыки, необходимые в жизни и военных условиях: ходьба и бег на местности с препятствиями, всевозможные прыжки в снаряжении, переноска груза или «раненого», плавание и ныряние, борьба, метания, стрельба, фехтование и вольтижировка. Применялись снаряды, которые следовало преодолевать с наибольшей скоростью и экономией сил (лестницы, канаты, шесты, заборы).

Проводя урок, он не придерживался определенной схемы, а установил лишь общие принципы:

· упражнения должны быть доступны занимающимся и по возможности просты;

· проводить их надо последовательно, от легких к трудным, от простых к сложным;

· на занятиях учитывать индивидуальные особенности занимающихся.

Изменяя скорость, направление и амплитуду движений, можно усилить или ослабить действие одного и того же упражнения. Иногда упражнения исполнялись под военные песни, что содействовало развитию навыков правильного дыхания. Это была первая попытка своеобразного музыкального сопровождения на занятиях. Упражнения французской системы гимнастики использовались и в русской армии.

3.4. Сокольская система гимнастики.

Основателем сокольской системы гимнастики был профессор Пражского университета М. Тырш (1832-1884 гг.). Сокольская система по своему содержанию была близка к немецкой, но имела свои особенности. М. Тырш стремился к тому, чтобы упражнения были красивыми и привлекательными (ведь М. Тырш был профессором эстетики).

Для нее характерны:

· выполнение упражнений с вытянутыми носками и пальцами рук, прямолинейность и резкость движений;

· выполнение вольных упражнений и упражнений на снарядах в виде комбинаций, причем особое внимание обращалось на красоту переходов из одного положения в другое и положения тела во время пауз (в вольных упражнениях особенно);

· прыжки, так же как вольные упражнения и упражнения на снарядах, должны выполняться точно и красиво.

Взамен многократного повторения одного и того же упражнения на снарядах «соколы» ввели комбинации различных движений, а с 1862 г. стали проводить соревнования по гимнастике. Также была разработана терминология гимнастических упражнений, в которой почти каж­дое упражнение называлось одним-двумя словами, чтобы было удобно. Занятия в единообразных костюмах, под музыкальное сопровождение, четкость выполнения упражнений, организация соревнований и массовых выступлений обеспечили успех сокольской гимнастике во многих странах. Она явилась основой современной спортивной гимнастики.

4. Гимнастика в дореволюционной России и в СССР.

4.1. Гимнастика в дореволюционной России.

Широкое развитие гимнастики в России началось в XVIII веке. Серьезное внимание гимнастике, как прикладной дисциплине, уделял Петр I и А.В. Суворов. Как и в других странах, в России спортивная гимнастика первоначально культивировалась в основном в армейской среде.

До середины XIX в. царское правительство серьезного значения гимнастике не придавало, и лишь после Крымской войны (1853-1856 гг.) она вводится как обязательный предмет обучения солдат. Сначала в гвардейском и гренадерском корпусах, а затем во всех воинских частях.

Существенную роль в развитии гимнастики в России сыграл известный ученый и педагог П.Ф.Лесгафт (1838-1909). Он является первый создатель отечественной системы гимнастики.
П.Ф.Лесгафт разработал систему физического образования детей школьного возраста на гимнастической основе. Его методические требования сводились к следующему:

· цель физического образования заключается во всестороннем гармоническом развитии личности;

· выбор применяемых упражнений должен определяться педагогическими задачами физического воспитания;

· при подборе упражнений должны учитываться возрастные и другие особенности учащихся и сами упражнения должны быть естественными;

· в занятиях должен соблюдаться принцип постепенности и последовательности;

· физическое образование учащихся должно быть тесно связано с умственным образованием и нравственным воспитанием.

Первые соревнования по гимнастике, организованные в Москве Русским гимнастическим обществом, прошли в 1885 г. В них приняли участие всего 11 человек, но начало было положено.

В 1889 г. гимнастика вводится в программу мужских учебных заведений. В конце XIX - начале XX века в различных городах России создаются гимнастические общества и кружки, начинают регулярно проводиться чемпионаты страны.

4.2. Гимнастика в СССР.

В СССР гимнастика стала по-настоящему массовым видом спорта.

Развитие спортивной гимнастики в СССР в 20-е годы связано, прежде всего, с осуществлением всеобуча. В 1918 г.был создан Всевобуч - организация, которой партия поручила подготовку резервов для Красной Армии. Работники Всевобуча под руководством Н. И. Подвойского широко использовали гимнастику для боевой и физической подготовки молодежи.

Первый чемпионат страны прошел в 1928 г. (в рамках Всесоюзной Спартакиады). В командном зачете победила сборная Украины, а абсолютным чемпионом страны стал Мечислав Мурашко. В программу первых соревнований по гимнастике включались не только «классические» ее дисциплины, но и бег, лазанье по канату, метание гранаты и другие прикладные упражнения.

В начале 30-х годов создается Всесоюзная секция по гимнастике, позже преобразованная в Федерацию спортивной гимнастики СССР. В 1932 г. было разыграно второе по счету абсолютное первенство страны, - на этот раз в соревнованиях приняли участие и женщины. Первой абсолютной чемпионкой стала Татьяна Вощинина.

В 1949 г. Федерация гимнастики СССР вступила в ФИЖ. А в 1952 г. советские гимнасты впервые участвовали в Олимпийских играх. В общей сложности советские гимнасты завоевали на Олимпийских играх более 300 наград: около половины из них - золотые. А на 14 чемпионатах мира, прошедших с их участием, наши спортсмены выиграли более 400 медалей, среди которых тоже немало «золота».

Советская школа гимнастики подарила миру немало выдающихся спортсменов: Лариса Латынина, Людмила Турищева, Борис Шахлин, Виктор Чукарин, Михаил Воронин, Юрий Титов, Валентин и Софья Муратовы, Наталья Кучинская, Полина Астахова, Юрий Титов, Николай Андрианов, Ольга Корбут, Александр Дитятин, Юрий Королев, Нелли Ким, Виталий Щербо, Елена Шушунова, Дмитрий Билозерчев, Елена Мухина, Ольга Бичерова и мн. др.

5. Развитие гимнастики в Республике Беларусь.

На Беларуси спортивная гимнастика развивается с 1920 года. С 1889 занятия гимнастикой включались в учебные программы учительских семинарий (г. Молодечно, Несвиж, Полоцк, Свислочь); как элемент общефизической подготовки – в школьные программы.
В 1909 в г. Гродно было образовано гимнастическое общество «Сокол». В 1910–1914 в г. Вильня, Гродно, Могилев, Слуцк и др. проходили гимнастические праздники учащейся молодежи.
На начало 1914 насчитывалось 50 спортивных организаций. В 1920–1921 годах в отделах Всеобуча проходили занятия по гимнастике на отдельных снарядах.
Первенство Беларуси по спортивной гимнастике впервые проведено в 1927 (среди мужчин).
I Всебелорусский зимний гимнастический праздник состоялся в 1933.
Наиболее интенсивно спортивная гимнастика развивается с начала 1950-х. В 1960-х сформировалась белорусская женская гимнастическая школа (тренеры В.Д. Дмитриев, Р.И. Кныш и др.), которая повлияла на развитие спортивной гимнастики в СССР и других странах. Затем сформировалась и мужская сборная гимнастическая школа (тренеры Р.С, Ваткин, В.В. Дойлидов и др.). На Беларуси проводились крупнейшие международные турниры по спортивной гимнастике, в том числе и чемпионат Европы (1971). Белорусские гимнасты начали участвовать в Олимпийских играх с 1960 года в г.Риме. Первым серебряным призёром в спортивной гимнастике стал Николай Милигуло.

Среди белорусских гимнасток наиболее известны Т. Аржанникова, С. Баитова, С. Богинская, Е. Волчецкая, Н. Ким, В. Корбут, А. Кошель, Т. Лазакович, Л. Петрик, Е. Пискун, Е. Полевая; среди мужчин – Ю. Балабанов, В. Волынчук, И. Иванков, А. Кан, Д. Касперович, А. Кружилов, А. Малеев, Н. Милигуло, И. Павловский, В. Рудницкий, Д. Савенков, А. Синкевич, А. Тумилович, А. Шостак, В. Щербо, В. Щукин и др.

Список литературы:

1. В.В. Столбов, книга / Физическая культура и спорт в XVIII в. и первой половине XIX в. / В.В. Столбов, История и организация физической культуры и спорта. - М., 1982. - 68 - 70 с.

2. В.В. Столбов, книга / Физическая культура и спорт во второй половине XIX в. и первой половине XX в. / Столбов В.В., История и организация физической культуры и спорта. - М., 1982. - 77 - 79 с.

3. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. – М., «Радуга» 1982.

4. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г484 М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.; Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002

5. Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорт. Оренбург, 1997

Введение

Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.

Гимнастика (от греческого "гимназо" - обучаю, тренирую) - система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, - служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого "гимнос" - обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными.

Существует множество видов гимнастики: спортивная, художественная, гигиеническая, оздоровительная и другие.

В данной работе описана сама история возникновения гимнастики, как неотъемлемой части жизнедеятельности человека от древнейших времён до современности.

История возникновения гимнастики

Гимнастика представляет собой систему телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии человеком. Создана эта система была в Древней Греции задолго до новой эры. Кроме общефизических упражнений, верховой езды, плавания, танцев гимнастика включала в себя и публичные состязания в беге, прыжках, метания копья и диска, борьбе, кулачном бое, езде на колесницах. Все эти состязания входили в состав соревнований, включенный в Олимпийские Игры.

В древности с гимнастикой были знакомы не только греки. К примеру, в Китае и Индии несколько тысячелетий назад тоже практиковались гимнастические упражнения - в основном в лечебных целях. Уже тогда были известны и специальные приспособления, похожие на некоторые современные гимнастические снаряды. Так, в древнем Риме для обучения основам верховой езды использовалось некое подобие известного нам «коня».

Ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало - под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, - духовному, возвышенному. В 393 гимнастика была официально запрещена и лишь в XIV в. началось её возрождение как системы физического воспитания.

На рубеже XVIII - XIX столетий в Германии возникло течение филантропистов, в котором большое внимание уделяли развитию физического воспитания. Активное участие в этом принимали Герхард Фит, Иоганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян. В немецкой гимнастике были популярны упражнения на перекладине, кольцах, брусьях и коне. Оригинальные системы гимнастики создали француз Франс Аморос, швед Пер Линг, чех Мирослав Тырш. Эти люди внесли большой вклад в историю развития гимнастики.

Гимнастика, как вид спорта

Известно, что в 1817 г. 80 учеников Ф. Амороса провели публичные состязания в Париже, что в Греции, в Афинах, начиная с 1859 г., не раз предпринимались попытки возродить античные Олимпийские игры, и проводились соревнования по многим видам физических упражнений и гимнастике. Можно предположить, что ученики Ф. Яна пытались мериться силами, соревноваться в выполнении упражнений, а ученики М. Тырша - "соколы" - проводили слеты, на которых гимнасты демонстрировали свои успехи и, естественно, эти успехи как-то сравнивались.

Признанным видом спорта гимнастика стала в 1896 г., когда была включена в программу первых современных Олимпийских игр. И с тех пор остается их подлинным украшением.

С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике - системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке - лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья.

В середине столетия в Германии появляются первые закрытые гимнастические залы (до этого действовали лишь открытые площадки). Начинают проводиться официальные соревнования по спортивной гимнастике. Во второй половине XIX в. Европа, а позже и Америка переживают настоящий гимнастический бум.

А следующий век можно с полным основанием назвать «веком гимнастики». Хотя современная программа гимнастических соревнований определилась далеко не сразу. К тому же проходили они необычно. Состязания гимнастов нередко устраивались на открытом воздухе. Не существовало поначалу и единых технических требований к гимнастическим снарядам: зачастую национальные сборные приезжали на международные соревнования с собственным «реквизитом».

Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. (Амстердам, Нидерланды) впервые соревновались и женщины. Правда, следующие, Х Игры (1932, Лос-Анджелес, США), они пропустили, но с XI Игр (1936, Берлин, Германия), участвовали постоянно во всех играх. Поначалу женщины соревновались только в командном первенстве, а с XV Игр (1952, Хельсинки, Финляндия) оспаривают и личное первенство в многоборье - опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения - и по отдельным видам.

С XI Игр программа соревнований мужчин стабилизировалась и приняла современный вид - шестиборье: вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина.

До Второй мировой войны успешнее других выступали гимнасты Германии, Чехословакии, Франции, Италии, Швейцарии Финляндии, США, Югославии, Венгрии. В 50-е в мировую гимнастическую элиту вошли спортсмены СССР и Японии, позже - Румынии, Китая и Болгарии, а с распадом СССР - представители России, Украины и Белоруссии.

В современной спортивной гимнастике огромное число общеразвивающих и прикладных упражнений для мышц рук, туловища и ног, как на снарядах, так и без них. В ней используются гимнастическая палка, набивные мячи, шведская стенка, канат, шест, кольца, перекладина, бревно, и брусья. Гимнастика включает в себя бег, ходьбу, прыжки через планку и опорные: через козла и коня, преодоление препятствий и эстафеты.

гимнастика спортивный олимпийский игра

Гимнастика у древних народов

В глубокой древности, в двигательной деятельности людей находятся истоки гимнастики как средства физического воспитания, не выделенного отдельно от труда, охоты, военной деятельности. Дети подражали родителям, взрослые выполняли упражнения прикладного характера: бег, прыжки, лазание, метания предметов и т.д.

Гимнастика как средство физического развития, укрепления здоровья, военно-прикладной подготовки и лечения была известна еще в глубокой древности. Термин гимнастика появился примерно в V в. до н. э. в Древней Греции и означал комплекс физических упражнений для образовательных, военных и оздоровительных целей. Древние греки считали, что гимнастика придает телу гибкость, силу, ловкость, стройность, развивает чувство красоты, храбрости, благородства. Другое значение слова «гимнастика» связывается с греческим словом «гимназо» - упражняю, тренирую. Древние греки использовали гимнастические упражнения не только для физического развития, но и в военной подготовке воинов, а также в системе подготовки атлетов-олимпийцев.

В древнегреческом рабовладельческом государстве Лаконика с главным городом Спартой (IХ до н.э.) свободно рожденные граждане жили за счет труда порабощенных народов. Главной направленностью физического воспитания мужчин и женщин – военная подготовка. В Афинах – центре древнегреческой культуры того же времени хорошо развито ремесленное производство, торговля, мореходство, наука, искусство, возникла и практически воплотилась идея воспитания гармонически развитой личности.

До 7 лет дети воспитывались родителями, затем мальчики богатых родителей посещали платные мусические школы (от слова «муза» - покровительница науки, искусства), а с 12-13 лет обучались в государственной школе – палестре («палес» - борьба). Из гимнастики широко использовались игры в мяч, перетягивание каната, упражнения в лазании и равновесии, игры, преодоление препятствий. Большое внимание уделялось не только физическому, но и духовному воспитанию детей. С помощью гимнастических упражнений воспитывались сдержанность, умеренность, самообладание, терпение и чуткость. Музыкальное сопровождение занятий позволяло уменьшить их огрубляющее влияние.

Древний Рим вел захватнические войны и жил за счет труда порабощенных народов. Для этого нужна была сильная, выносливая, безжалостная к другим народам армия. В неё вступали юноши 16-17 лет. В течение долгого времени они проходили хорошо организованную специальную физическую и военную подготовку. В качестве упражнений применяли бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, лазание по канату, шесту, скалам, упражнения на деревянном коне, лестницах и специальных бревнах для обучения штурмовым приемам. В гладиаторских школах гимнастику использовали для развития ловкости, силы и выносливости гладиаторов.

В Древнем Китае зародились две формы национальной гимнастики под общим названием – Ушу. Каждое из них имела свое наименование.

Первая – солин, или «внешняя» носила ярко выраженную военную направленность. В гимнастике солин все движения выполнялись с максимальным напряжением основных групп мышц. Отдельные упражнения объединялись в комплексы.

Вторая форма – тай-дзи – сохранилась до наших дней. Она носит явно выраженный гигиенический характер. В ней хорошо разработана дозировка упражнений по числу повторений и тем более по темпу и времени, отводимому на выполнение каждого упражнения. Движения рекомендуется выполнять с некоторым расслаблением мышц, и воздействие осуществляется, преимущественно на внутренние органы. Занятия сочетаются с гигиеническими процедурами.

Гимнастика тай-дзи используется как религиозно-мистическая практика достижения бессмертия. Это учение направлено на развитие тела и духа, на подготовку человека к активным действиям в стрессовых ситуациях.

В древней Индии в основе гимнастических упражнений лежало религиозно-философское учением – йога. Согласно этому учению, человек может познать сущность вещей и самого себя, если пройдет длинный путь – с помощью специальных гимнастических упражнений сформирует в себе целый ряд «добродетелей» и соответственным образом подготовит свой организм к активной двигательной деятельности.

Йога – в переводе с санскрита (древнеиндийский язык) означает «единение, гармония». Это явление индийской культуры является одним из древнейших среди систем разностороннего формирования человека. Философами йога понимается по-разному – от мистического единения индивидуального сознания с космическим разумом до более близкого нашему пониманию единения человека и создавшей его природы.

В древнем Египте гимнастические упражнения служили главным образом для воспитания подрастающего поколения. Особенно популярны были акробатические упражнения. Известно о существовании школ физического воспитания в Персии. Гимнастические, акробатические упражнения, канатохождение были популярны у народов Закавказья.

Многие достижения гимнастики тех времен достойны применения в современных системах физического воспитания.

Гимнастика в Средневековье

В ранний период Средневековья церковь считала всякую заботу о человеческом теле делом греховным. Уступка была сделана феодалам. Они занимались физическими упражнениями с тем, чтобы воспитать себя как воинов. Основой подготовки была верховая езда, вольтижировка. Боевые приемы изучались на деревянном коне. Для развития силы, выносливости и быстроты применялись гимнастические и акробатические упражнения, поднятие и переноска тяжестей, упражнения в прыжках, лазании, переползании. Подготовленность воинов проверялась на рыцарских турнирах.

Гимнастика в эпоху Возрождения.

Возрождение (Х1У-ХУ в.в.) – это период становления и раннего буржуазного общества. Представители передовой части его были гуманисты. Они считали, что гимнастика должна воздействовать умственному и нравственному развитию учащейся молодежи, служить отдыхом от умственных занятий и средством восстановления сил. Лютер Мартин (1483-1546), Иероним Меркулиалис (1530-1606) создал классификацию видов гимнастики. В этот период большой популярностью пользовались акробатические упражнения. Приемник Меркуриалиса Арканджело Туккаро (1538-1616) написал первое руководство по акробатике. Для развития теории и методики гимнастики огромное значение имели труды Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он выдвинул важнейшие для физического воспитания принципы обучения: воспитывающий характер обучения, связь с жизнью, сознательность, активность, наглядность, систематичность, доступность, принцип упражнений (многократное выполнение действий). Джон Локк (1632-1704) предложен спортивно-игровой метод обогащения знаниями, умениями и навыками с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

С утверждением на рубеже XIV-XV вв. гуманизма - направления общественной мысли, характеризующегося защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего, в том числе и физического, развития борьбой за человечность общественных отношений - начинается обращение к культурному наследию античности. В систему воспитания постепенно внедряется физическое воспитание - гимнастика. Значительную роль в ее возрождении сыграло сочинение итальянского врача Иеронима Меркуриалиса (1530-1606) "Об искусстве гимнастики", взгляды на воспитание французского писателя, автора романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле (1494-1553), швейцарского педагога Песталоцци (1746-1827), французского философа-просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778), чешского педагога Яна Амоса Каменского (1592-1670).

Возникновение национальных систем гимнастики

Развивались идеи гимнастов. В этот период наиболее сильное влияние на развитие гимнастики оказали Жан-Жак Руссо (1712-1778) и Иоган Генрих Песталоцци (1746-1827). Физическое воспитание по убеждению Руссо является основой умственного, трудового и нравственного воспитания. Средством решения этих задач Руссо считал гимнастические упражнения, бег, метания, прыжки, игры, прогулки и др. Рекомендовал соревновательный метод. Песталоцци предлагал обучение детей сделать доступным и понятным. Упражнения должны выполняться сознательно. Предложил идею прикладной направленности действий. Таким образом, гимнастика получает дальнейший толчок к развитию под влиянием более прогрессивного способа производства.

В конце XVIII - начале XIX вв. в Германии в педагогике под влиянием идей гуманистов сложилось течение филантропистов. В созданных ими школах - филантропинах - важное место заняла система физического воспитания - гимнастика, которую разработали и преподавали Г. Фит (1763-1836), И. Гутс-Мутс (1759-1839). Завершил создание системы немецкой гимнастики Ф. Л. Ян (1778-1852), разработавший гимнастическую систему, названную "турнен", и обогатившую немецкую гимнастику упражнениями на перекладине (турнике), кольцах, брусьях и коне.

Оригинальные системы гимнастики были созданы: во Франции Ф. Аморосом (1770-1847), в Швеции (шведская) П.-Г. Лингом (1776-1839), а в Чехии (сокольская) - Мирославом Тыршем (1832-1884).

Немецкая система гимнастики . Генрих Ульрих Антон Фит (1763-1836) изложил и систематизировал все, что до него было сделано в области физических упражнений. Иоган Христофор Гутс Мутс (1759-1839) написал ряд работ по гимнастике: «Гимнастика для юношества», «Игры для развития и отдыха тела и духа», «Гимнастическое руководство для сынов отечества», Идеи Гутс Мутса легли в основу немецкого Турнена и шведской системы гимнастики.

Основателем, отцом немецкой гимнастики принято считать Иогана Фридриха Людвига Кристофора Яна (1778-1852). Система Яна ставила своей целью гармоничное сочетание духовной и телесной сущности человека. Она состояла из 24 групп упражнений. Упражнения выполнялись на коне, козле, брусьях, турнике, упражнениям со скамейкой, обручем, акробатике, танцах. Зарождался стиль выполнения упражнений, соревновательный характер. Слово «гимнастика» он заменил словом «турнен», что значит изворотливость. Издал учебник «Немецкая гимнастика». Организовывал гимнастические праздники. Основателем школьной гимнастики в Германии считается Адольф Шписс (1816-1858). Издал четырехтомный труд «Учение о турненском искусстве».

Шведская система гимнастики . Ее основателем был Пьер Генрих Линг (1776-1839). Добился открытия в Стокгольме института для подготовки преподавателей гимнастики. Линг выделил педагогическую (теперь основную), военную, врачебную и эстетическую гимнастики. Классифицировал упражнения по анатомическому признаку. Большое внимание уделялось точности движений. Урок гимнастики состоял из 16 частей. Шведскую гимнастику выгодно отличали ее оздоровительный характер, подбор упражнений в зависимости от анатомических возможностей их выполнения.

Французская система гимнастики . Дон Франциско Аморос (1770-1848) издал «Руководство к воспитанию физическому, гимнастическому и моральному» и атлас с 53 таблицами упражнений. Опирался на идеи Локка и Руссо. Военно-прикладной характер гимнастики.

Сокольская система гимнастики (вторая половина ХIХ до 30-х годов ХХ вв.). Возникла в связи с национально-освободительным движением славянских народов, находившихся в это время под игом Австро-Венгрии. Создателем сокольской гимнастики считается Мирослав Тырш (1832-1884). Он предложил стиль выполнения, комбинационный характер упражнений. Большое разнообразие средств - упражнений с предметами: булавы, гантели, ленты, шарфы. Музыкальное сопровождение, единая спортивная форма, четкая организация занятий содействовали воспитанию у занимающихся дисциплины, организованности, эстетических, эмоционально-волевых и нравственных качеств, развитию координации движений, мышечной силы, быстроты, выносливости.

Непросто установить, когда гимнастика, как система физического воспитания, стала видом спорта. Известно, что в 1817 г. 80 учеников Ф. Амороса провели публичные состязания в Париже, что в Греции, в Афинах, начиная с 1859 г., не раз предпринимались попытки возродить античные Олимпийские игры, и проводились соревнования по многим видам физических упражнений и гимнастике. Можно предположить, что ученики Ф. Яна пытались мериться силами, соревноваться в выполнении упражнений, а ученики М. Тырша - "соколы" - проводили слеты, на которых гимнасты демонстрировали свои успехи и, естественно, эти успехи как-то сравнивались. Но все это эпизоды. Признанным видом спорта гимнастика стала в 1896 г., когда была включена в программу первых современных Олимпийских игр. И с тех пор остается их подлинным украшением.

» Летние виды » Гимнастика

История развития гимнастики с древних времен

История гимнастики необычайно богата.
Гимнастика представляет собой систему телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии человеком. Создана эта система была в Древней Греции задолго до новой эры. Кроме общефизических упражнений, верховой езды, плавания, танцев гимнастика включала в себя и публичные состязания в беге, прыжках, метания копья и диска, борьбе, кулачном бое, езде на колесницах. Все эти состязания входили в состав соревнований, включенный в Олимпийские Игры.

В средние века гимнастика была забыта. О ней в эпоху возрождения в XIV в. Началось возрождение гимнастики как системы физического воспитания.
На рубеже XVIII - XIX столетий в Германии возникло течение филантропистов, в котором большое внимание уделяли развитию физического воспитания. Активное участие в этом принимали Герхард Фит, Иоганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян. В немецкой гимнастике былт популярны упражнения на перекладине, кольцах, брусьях и коне. Оригинальные системы гимнастики создали француз Франс Аморос, швед Пер Линг, чех Мирослав Тырш. Эти люди внесли большой вклад в историю развития гимнастики.

История спортивной гимнастики

Сложно определить когда гимнастика стала видом спорта. В 1817 г. 60 учеников Амороса провели публичные состязания в Париже. В Афинах начиная с 1859 г. не раз пытались возродить античные Олимпийские игры, в том числе и состязания по гимнастике. Как признанный вид спорта гимнастика утвердилась в 1896 г. на I Олимпийских играх в Афинах.
В 1881 г. была создана Европейская гимнастическая ассоциация. В 1897 она преобразовалась в Международную федерацию гимнастики. В России гимнастика как средство физического воспитания утвердилась в конце XVIII в. при Екатерине II, которая благоволила.

В современной спортивной гимнастике огромное число общеразвивающих и прикладных упражнений для мышц рук, туловища и ног, как на снарядах, так и без них. В ней используются гимнастическая палка, набивные мячи, шведская стенка, канат, шест, кольца, перекладина, бревно, и брусья. Гимнастика включает в себя бег, ходьбу, прыжки через планку и опорные: через козла и коня, преодоление препятствий и эстафеты.