7 сентября 11. Катастрофа самолета Як‑42 с ХК "Локомотив" в Ярославской области

  • 15.02.2024

«Мы научились любить, что имеем» 7 сентября 2011 года в авиакатастрофе погиб ярославский «Локомотив»

7 сентября в древнем Ярославле в память о трагически погибших хоккеистах «Локомотива» пройдет марш тишины. В нем примут участие тысячи болельщиков.

7 сентября в древнем Ярославле в память о трагически погибших хоккеистах «Локомотива» пройдет марш тишины. В нем примут участие тысячи болельщиков.

Как выяснил «Советский спорт», у этой народной инициативы есть автор. Это скромная ярославская девушка Екатерина Кожан. Как не поцеловать такой руку?..

Катя болеет за «Локомотив» с 2005 года. С тех пор, как студенткой переехала в Ярославль из Карелии…

– Официального фан-клуба в Ярославле нет. Зато какие преданные команде болельщики! И я постепенно влилась в эту семью… – вспоминает Екатерина. – Вообще на выезды за «Локомотивом» езжу не так уж часто. Но горжусь тем, что в декабре отправилась с нашими в Челябинск на матч чемпионата ВХЛ.

– Видели игру нового «Локомотива», которому предстоит стартовать в чемпионате КХЛ?
– Да. Два матча во время предсезонки. В Москве с ЦСКА и в Ярославле с питерскими армейцами. Важно было увидеть не только новые фамилии игроков, но и то, как играют ребята в хоккейных свитерах нашего любимого «Локомотива».

– Понравилась игра?
– Видно было, что многие молодые ребята буквально зубы оставляли на льду! Так они хотели себя проявить, попасть в основной состав. Ну и мячиками отскакивали от матерых соперников. Приятно было, что наши взрослые за них заступались. Алексей Калюжный рванул в драку… Сразу видно, что коллектив сплоченный.

«КАПИТАНОМ ВИЖУ КОЗЛОВА»

– А кто, на ваш взгляд, является лидером нового «Локомотива»?
– Пока не могу определить. Мне бы хотелось, чтобы им стал защитник Виталий Вишневский. Он ведь играл в «Локомотиве». И, значит, может передать новичкам особый дух нашей команды.

– И каков он, этот дух?
– «Локомотив» всегда был семейной командой. Наши ребята не просто играли вместе. Они и по жизни дружили. Я заметила, что люди с гнильцой в «Локомотиве» надолго не задерживались… Игроки часто собирались вместе. Могли всей командой укатить за город, душевно и тепло пообщаться с болельщиками. Потому и мы – фанаты – считали себя с болельщиками одной семьей.

– О лидере вы сказали. А кого бы вы хотели видеть капитаном нового «Локомотива»? Или капитан и лидер – это одно лицо?
– Виктор Козлов достоин быть капитаном. Знаю, к нему все игроки уважительно относятся. И сам он очень открытый человек.

ЭМИЛЯ ГАЛИМОВА ПРИНЯЛИ ТЕПЛО...

– Как ярославские фанаты отнеслись к тому, что в «Локомотиве» появился однофамилец Александра Галимова – Эмиль?
– Когда в декабре в «вышке» Эмиль забил в Ярославле первый гол, а диктор объявил: гол забил Эмиль… люди так прокричали фамилию Галимов, что у меня слезы брызнули из глаз. Этого новичка приняли болельщики очень тепло.

– Как вы думаете, а примут ли в целом новый «Локомотив» давние поклонники команды?
– Кому-то, конечно, сложнее, чем, например, мне принять новых игроков. Но ведь они же будут выступать в нашей, «классической» форме. Год без команды научил нас, болельщиков, ценить и любить то, что имеем здесь и сейчас. Нельзя все время жить одним только прошлым…

КАК ЭТО БЫЛО
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ ПОД ЯРОСЛАВЛЕМ ГОД НАЗАД


7 сентября в 15.58 самолет Як-42 с «Локомотивом» на борту получил разрешение на взлет в ярославском аэропорту «Туношна». Чартерный рейс должен был доставить команду в Минск. В столице Белоруссии на следующий день была запланирована встреча регулярного чемпионата КХЛ с местным «Динамо».

Через полторы минуты после взлета, пролетев около 120 метров, Як-42 упал на левое крыло. Практически сразу произошел взрыв керосина…

На борту находился весь основной состав ярославской команды – 37 хоккеистов, тренеров и персонала, а также 8 членов экипажа.

В момент авиакатастрофы выжили лишь два пассажира – нападающий команды Александр Галимов, у которого было 90 процентов ожогов тела, и бортинженер Александр Сизов с 15 процентами ожогов.

12 сентября Александр Галимов, боровшийся со смертью пять суток после катастрофы, скончался в столичном Институте хирургии имени Вишневского. Позже специалисты скажут, что выжить при таком проценте ожогов практически невозможно.

«90 процентов ожогов…Как бы вам объяснить, что такое столь обширный ожог, – рассказали врачи. – Ну, если очень приблизительно… Это как раздетого догола человека выгнать на лютый сорокаградусный мороз на несколько часов. В такой ситуации можно было надеяться только на чудо. К сожалению, его не случилось…».

Александр Сизов через некоторое время был выписан из больницы.

12 ноября Межгосударственный авиационный комитет обнародовал результаты расследования катастрофы Як-42, которая привела к гибели «Локомотива». Крушение самолета, по данным комиссии, спровоцировали действия одного из пилотов, который ошибочно использовал притормаживание вместо того, чтобы «жать на газ»…

Где взять патроны, которые не сдувает? В Рупольдинге сборной надо исправлять стрельбу В среду стартует 5-й этап Кубка мира. Российская команда попробует реабилитироваться после неудачного выступления в Оберхофе на минувшей неделе. 14.01.2020 19:30 Биатлон Тигай Лев

Сергей Шахрай: Где судьи нашли недочеты у Косторной? Обозреватель «Советского спорта» подвел итоги второго дня чемпионата России по фигурному катанию. 28.12.2019 08:00 Фигурное катание Волохов Юрий

Жизнь кипит, а результат – тот же. Сборная России в начале этого и прошлого сезонов Подводим итог выступления наших биатлонистов в первой трети Кубка мира-2019/20 и сравниваем показатели команды с тем, что было год назад. 02.01.2020 22:00 Биатлон Тигай Лев

С Надалем не справились. А с Джоковичем сможем? Россия сыграет с Сербией в четвертьфинале Сборная России вышла в четвертьфинал Кубка Дэвиса, пусть и со второго места в группе. И теперь в плей-офф сыграет против Сербии, ведомой самим Новаком Джоковичем. «Советский спорт» – о промежуточных итогах турнира. И фаворитах решающей стадии. 21.11.2019 22:30 Теннис Мысин Николай

Год назад, 7 сентября 2011 года пассажирский самолет Як‑42Д с бортовым номером RA‑42434 ЗАО "Авиационная компания "Як Сервис", выполнявший нерегулярный международный рейс по перевозке пассажиров по маршруту Ярославль (Туношна) - Минск, из аэропорта "Туношна" в Ярославской области.

На борту самолета находились 45 человек: команда ярославского хоккейного клуба "Локомотив" ‑ 37 пассажиров ‑ и восемь членов экипажа. Игроки основного состава хоккейной команды направлялись в Минск, где на следующий день была назначена игра с хоккейным клубом "Динамо" ‑ первый матч "Локомотива" в сезоне Континентальной хоккейной лиги (КХЛ).

Ярослав Неелов

Хоккейный клуб "Локомотив" (Ярославль)

В простых метеоусловиях самолет начал разбег на взлетно‑посадочной полосе (ВПП) аэропорта "Туношна".

Самолет набрал высоту не более пяти‑шести метров, затем столкнулся с антенной системой курсового радиомаяка (КРМ), расположенной в 435 метрах от торца ВПП и имеющей высоту около трех метров, с контейнером КРМ, затем с интенсивным левым креном столкнулся с основанием огней подхода (светосигнальная система аэродрома) и деревьями, ударился о поверхность земли примерно в 600 метрах от торца ВПП, на берегу реки Туношонки, и разрушился. Основная часть фрагментов самолета была разбросана на расстоянии 800‑900 метров от торца ВПП.

43 человека погибли сразу (39 человек ‑ от мгновенных механических повреждений тела, три человека ‑ из‑за утопления, один человек погиб из‑за термических повреждений тела).

Выжили только двое ‑ хоккеист Александр Галимов и бортинженер Александр Сизов. Оба после крушения самолета оказались в реке. Галимов был в сознании, смог сам уйти от горящего самолета и назвал свою фамилию сотрудникам полиции.

Выжившие были госпитализированы.

Спортсмен, получивший ожоги 90% тела, был доставлен в ожоговое отделение Института хирургии имени Вишневского в Москве, где скончался 12 сентября.

Сизов на следующий день после катастрофы НИИ скорой помощи имени Склифосовского в Москве с множественными переломами ребер, оскольчатым переломом бедра, проникающим ранением головы с повреждением головного мозга и ожогами 15% тела. Состояние пациента было крайне тяжелым.

Нападающий команды "Локомотив" 20‑летний Максим Зюзякин и финский тренер вратарей Йорма Валтонен, работавший в ярославском клубе, на матч в Минск и остались живы.

7 сентября Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сформировал комиссию для расследования причин и обстоятельств катастрофы.

По факту катастрофы было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса Российской Федерации. Следствием о технической неисправности самолета и ошибке пилотирования.

В связи с гибелью основного состава команда "Локомотив" ‑ Континентальной хоккейной лиге (КХЛ) ‑ в сезоне 2011‑2012.

10 сентября в ледовом дворце спорта Ярославля . Непосредственно в Ярославле были похоронены 14 человек, тела остальных погибших были доставлены в другие города и страны. Среди погибших были граждане Украины, Белоруссии, Чехии, Словакии, Германии, Швеции и Латвии.

РИА Новости. Владимир Терентьев

"Локомотив", каким мы его запомним

К 15 сентября Ространснадзор проверил все 15 авиакомпаний, эксплуатирующих самолеты Як‑ 42. По итогам проверки были отстранены от полетов три воздушных судна, всего было проверено 28 самолетов Як‑42.

22 сентября выживший в катастрофе наземный инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александр Сизов был допрошен заместителем председателя МАКа по расследованию авиационных происшествий, заслуженным пилотом СССР Георгием Ячменевым. По словам Александра Сизова, никаких замечаний к работе авиатехники ни при подготовке к полету, ни в ходе взлета не было. Сизов отметил, что не видел, кто управлял самолетом во время взлета. Момент самой катастрофы Сизов не запомнил, он помнил только, как лайнер взлетал, а в следующий момент очнулся в воде, где горел разлившийся керосин.
По показаниям Сизова МАК уточнил фактическое размещение пассажиров и багажа: в переднем салоне находился руководящий состав команды и тренеры, команда находилась во втором салоне, основная масса багажа была загружена в задний багажник. Это о том, что самолет не смог штатно взлететь по причине смещения центровки, так основная часть пассажиров якобы находилась в переднем салоне.

В начале октября 2011 года бортинженер Александр Сизов успешно перенес пластические операции на лице и шее.

РИА Новости. Ярослав Неелов

Мемориальный комплекс членам хоккейного клуба "Локомотив", погибшим в авиакатастрофе 7 сентября 2011 года, на Леонтьевском кладбище в Ярославле.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Пять лет назад, 7 сентября 2011-го, разбился хоккейный «Локомотив». Официальные результаты расследования авиакатастрофы, унесшей жизни 44 человек, были оглашены в октябре 2014 года. Виновным признан заместитель генерального директора авиакомпании «Як-Сервис» Вадим Тимофеев. Сразу после оглашения приговора его амнистировали. Родственники погибших считают, что истинная причина трагедии не установлена до сих пор.

Пилот нажал на тормоза

Расследование продлилось около года. Согласно выводам Межгосударственного авиационного комитета (МАК), командир воздушного судна либо второй пилот неосознанно нажимали на тормозные педали во время разбега, и скорость в конечной стадии взлета оказалась ниже необходимой.

Список погибших в авиакатастрофе представителей ХК «Локомотив»

1. Вьюхин Александр Евгеньевич, 38 лет
2. Лив Стефан Даниэль Патрик, 30 лет

Защитники

3. Аникеенко Виталий Сергеевич, 24 года
4. Баландин Михаил Юрьевич, 31 год
5. Дитрих Роберт Генрихович, 25 лет
6. Калимулин Марат Натфуллович,23 года
7. Рахунек Карел, 32 года
8. Скрастиньш Карлис Мартинович, 37 лет
9. Траханов Павел Сергеевич, 33 года
10. Урычев Юрий Олегович, 20 лет
11. Шувалов Максим Алексеевич, 18 лет
12. Салей Руслан Альбертович, 36 лет

Нападающие

13. Васюнов Александр Сергеевич, 23 года
14. Вашичек Йозеф, 30 лет
15. Демитра Павол, 36 лет
16. Калянин Александр Игоревич, 23 года
17. Кирюхин Андрей Анатольевич, 24 года
18. Клюкин Никита Сергеевич, 21 год
19. Марек Ян, 31 год
20. Остапчук Сергей Игоревич, 21 год
21. Снурницын Павел Сергеевич, 19 лет
22. Собченко Даниил Евгеньевич, 20 лет
23. Ткаченко Иван Леонидович, 31 год
24. Чурилов Геннадий Станиславович, 24 года
25. Ярчук Артем Николаевич, 21 год
26. Галимов Александр Саидгереевич, 26 лет

27. МакКриммон Брэд Байрон (главный тренер)
28. Королев Игорь Борисович (старший тренер)
29. Карповцев Александр Георгиевич (тренер)
30. Кривоносов Николай Иванович (тренер)
31. Сидоров Евгений Владимирович (тренер-методист)

Технический персонал

32. Бахвалов Юрий Алексеевич (техник)
33. Беляев Александр Владимирович (техник/массажист)
34. Зимин Андрей Валерьевич (врач)
35. Куннов Евгений Геннадьевич (массажист)
36. Кузнецов Вячеслав Михайлович (массажист)
37. Пискунов Владимир Леонидович (администратор)

В качестве сопутствующих причин указывались серьезные недостатки в переучивании членов экипажа на самолет Як-42 (в аварийном полете имел место негативный перенос навыков управления Як-40 на Як-42 на взлете, выразившийся в неправильном положении ног на педалях в процессе разбега); отсутствие контроля со стороны авиакомпании за уровнем подготовки экипажа; ошибки и невыполнение технологических процедур, допущенные экипажем при подготовке и расчете параметров взлета, а также в процессе разбега; несогласованные, нескоординированные действия экипажа в заключительной фазе разбега.

Кроме того, в крови одного из пилотов был обнаружен фенобарбитал - седативный препарат, по сути являющийся снотворным. Выполнение полетов под воздействием данного препарата, а также при наличии заболеваний у второго пилота (проблемы с чувствительностью ног), отмеченных по результатам анализа медицинской документации, запрещено российским авиационным законодательством.

Единственным обвиняемым по делу проходил Вадим Тимофеев, который был ответственным лицом, контролирующим допуск экипажа к полету. В частности, он отвечал за организацию летной работы, поддержание квалификации летного состава, повышение их профессионального уровня, проведение тренировок и проверок пилотов.

Изучив все обстоятельства и факты, предшествовавшие трагедии, следователи установили, что именно Тимофеев допустил к полету экипаж, который не имел на это права, поскольку не завершил переобучение на управление судном Як-42. Кроме того, допуск командира судна был оформлен на основании сфальсифицированных документов.

Обвиняемый и ранее нарушал правила безопасности - не осуществлял контроль за прохождением профессиональной учебы пилотов, регулярно отзывал их с учебных мероприятий и, несмотря на неоконченную программу, незаконно допускал до полетов.

В ходе расследования выяснилось, что командир, погибший в авиакатастрофе, допускал серьезные ошибки во время других полетов. При этом, по данным Следственного комитета, Тимофеев практически не анализировал данные бортовых самописцев, фиксировавших эти ошибки, и не принимал никаких мер. К тому же два пилота и бортмеханик погибшего экипажа выполняли совместно всего лишь третий рейс.

«Причины катастрофы не установлены»

В октябре Тимофеев был осужден на пять лет лишения свободы, но в зале суда его амнистировали. Свою вину он так и не признал. «Считаю, что основной причиной авиакатастрофы стало нарушение центровки (расположение пассажиров и багажа - прим. «Ленты.ру» ). Экипаж был высококлассным, но ситуация была выше их. Я не уверен, что другой экипаж справился бы в этой ситуации. Географии полетов этих ребят могут позавидовать многие пилоты-профессионалы», - заявил Тимофеев.

Объяснение катастрофы непроизвольным нажатием на тормоз Тимофеев отвергает. «Я не верю, что пилоты жали на тормоза в течение такого длительного времени, и никто из летчиков не верит», - говорит он. По его словам, погибший экипаж был хорошо подготовлен и до катастрофы пилоты на этом же самолете налетали не менее 60 часов, совершая авиарейсы в Махачкалу, Томск, Ригу, Актюбинск.

Родственники погибших в авиакатастрофе также считают Тимофеева невиновным и ходатайствовали о направлении дела на дорасследование. В сентябре 2015-го матери погибших хоккеистов Артема Ярчука, Александра Васюнова и Ивана Ткаченко сообщили о намерении добиваться справедливости. «Основное дело о гибели наших детей еще не завершено Следственным комитетом», - заявила Анжелика Ярчук. «Мы будем ходатайствовать о назначении новых экспертиз, так как, на наш взгляд, причины катастрофы не установлены», - добавила Любовь Васюнова.

Они потребовали повторных экспертиз аудиопереговоров погибшего экипажа, видеофиксации в аэропорту Туношна 7 сентября 2011 года, экспертизы взлетной полосы в Ярославле и передней стойки шасси разбившегося Як-42. В версию МАК о непроизвольном нажатии на тормоза они тоже не верят. «Пока Следственный комитет не известил нас о том, как идет расследование и когда оно может быть передано в суд», - отметила Ярчук.

Не добились пострадавшие и адекватной компенсации. В декабре 2015-го Мосгорсуд оставил прежней сумму страхового возмещения родственникам погибшей в авиакатастрофе хоккейной команды.

Основной объем выплат пришелся на страховую компанию «Лексгарант», в которой на сумму приблизительно 1 миллион долларов было застраховано каско воздушного судна и ответственность авиаперевозчика. Сумма выплат по каждому погибшему пассажиру составила 2 миллиона рублей.

Помимо этого, все хоккеисты были застрахованы от несчастного случая в страховой компании «СОГАЗ» в рамках страхования команд Континентальной хоккейной лиги. Общая сумма выплат по пакету превысила 90,5 миллиона рублей. Дополнительное страхование от несчастного случая игроков этой команды проводилось в компании «УралСиб», страховая сумма составила 100 тысяч рублей на каждого.

Согласно результатам независимого расследования причин крушения самолета, к трагедии привели не действия одного из летчиков, а недостатки конструкции разбившегося лайнера и нарушения в работе авиакомпании «Як-Сервис». По просьбе родственников погибших хоккеистов и членов экипажа анализ трагедии провели летчик-испытатель, пилот 1-го класса Владимир Герасимов, ведущий эксперт России по авиакатастрофам Валентин Дудин и летчик-испытатель 1-го класса Александр Акименков.

Эксперты пришли к выводу, что катастрофа была вызвана конструктивными и аэродинамическими недостатками самолета Як-42. По мнению специалистов, один из пилотов действительно мог жать на педаль тормоза, но причину этого следует искать в несовершенстве конструкции педалей, а также в отсутствии рекомендаций по правильному положению ног летчиков на педалях этих лайнеров.

Авторы расследования считают, что раз пилоты сумели поднять самолет в воздух, то изначально никакой катастрофической или даже аварийной ситуации не было. Герасимов заявил, что непосредственная причина катастрофы - отсутствие поперечной управляемости самолета, то есть Як-42 в воздухе просто завалился на бок.

«Что ты делаешь-то?» — фраза одного из пилотов злополучного рейса, унесшего в 2011 жизни основного состава хоккейного «Локомотива» из Ярославля. Эти слова вмиг разошлись миллионным тиражом в российской печати и по просторам интернета.

Фраза хлёсткая, эмоциональная, берущая за душу и проливающая свет на то, кто, возможно, стал виновником трагедии. Всё это правда. Но эта фраза не позволяет нам понять причины случившегося. Скорее, это крик отчаяния, который вырвался у пилота в адрес бортмеханика в тот момент, когда изменить что-то было уже поздно. После неё только 12 секунд, и дальше — молчание длиною в вечность.

Ошибка на стадии подготовки

До последней фразы пилотов в радиоэфире в 15:59:57 «Всё, конец» (только нецензурно) и обрыва записи в 15:59:59 есть ещё почти десять минут переговоров, из которых становится ясно, что на самом деле могло стать причиной крушения самолёта, что позволяет забыть про мифические литерные рейсы, теории заговоров и прочие псевдонаучные расследования.

Интересующие нас переговоры начинаются в 15:51 по московскому времени с фразы «Сколько тебе? Девять?» Пилоты наугад выбирают положение стабилизатора из-за того, что им не известен точный вес снаряженного для полёта судна. Так происходит потому, что багаж перед взлётом не прошёл процедуру взвешивания.

Далее, в 15:57, следует команда начинать движение — стандартное российское «Поехали!» и предложение взлететь на номинальном режиме, который обычно используется для незагруженного самолёта. Проблема заключается лишь в том, что на борту этого Як-42 присутствовало 45 взрослых людей и огромный багаж хоккейной команды. На каждого игрока приходится не менее 50 килограммов снаряжения. В общем, самолёт был не просто загружен, а даже нагружен больше привычного.

После этого пилоты начинают спорить, с какого места им лучше начинать взлёт. Один предлагает начать с дальнего края взлётной полосы, сделав разгонное расстояние максимальным. Но первый пилот принимает решение разгоняться с точки, где было легче вырулить, лишив себя нескольких сотен метров разгона, которого, возможно, и не хватило для взлёта.

После руления пилоты решают, что в качестве «рубежа» должна быть выбрана скорость судна 190 километров в час. Рубеж — скорость, при которой должна окончательно оторваться от земли передняя планка самолёта. Если отрыва не происходит, пилоты обязаны начать торможение. Скоростью взлёта были выбраны 200 километров в час.

Начало движения

Начинается разгон — в Москве на часах 15 часов 58 минут 36 секунд. До катастрофы остаётся менее полутора минут. Двигатель набирает обороты, нормальные для номинального режима, судно начинает ускоряться.

«Скорость растёт. Параметры в норме. 130... 150... 170... 190...», — комментирует выживший бортмеханик. Передняя стойка начинает подпрыгивать на взлётной полосе, но никак не может оторваться от земли. Позже выяснится, что кто-то из пилотов мог случайно слегка нажать на педаль тормоза, что допустимо в похожих моделях самолетов Як, но не в этой, не в Як-42.

«Поднимайте!» — командует первый пилот. В этот момент скорость уже достигла 210 километров в час, но экипаж так и не начал торможение.

«Взлётный!» — говорит командир, решая врубить двигатели на полную мощность и идти до конца. В этот момент до края взлётной полосы остаётся менее полукилометра — точка невозврата уже пройдена. Дальше можно либо оторвать машину от земли, либо отказаться от взлёта и, выехав на самолёте далеко за пределы полосы, привести машину в негодность, либо при неудачной попытке взлёта попасть в авиакатастрофу.

«220... 230...» — комментирует бортмеханик набор скорости. Но самолёт продолжает всеми шасси касаться земли.

«Мы мало, наверное, стабилизатор развернули», — слишком поздно предполагает второй пилот.

«Взлётный! Взлётный!» — в панике кричит командир судна. Скорость достигает 250 километров в час. «Взлётный! Стабилизатор!» — продолжает отдавать команды первый пилот, начиная осознавать, что произойдёт через 17 секунд.

Только вперёд

Видимо, начинается паника, потому что в этот момент, когда самолёт на скорости 250 километров в час покидает взлётную полосу, командир отводит штурвал от себя, прижимая нос самолёта к земле.

Сейчас уже никто не сможет сказать, что было у него в мыслях. То ли он хотел остановиться. То ли пытался раскачать самолёт и, резко дёрнув штурвал на себя из нижней точки, в последний момент взмыть в воздух... то ли у него на уме было что-то другое.

Не понял задумки и бортмеханик, который решил, что командир начинает торможение. Механик сбросил мощность всех двигателей на минимум...

«Да что ты делаешь-то?» — прокричал в этот момент второй пилот в адрес командира, понимая, что тормозить уже поздно. В этот же момент оба пилота начинают изо всех сил тянуть штурвал на себя, а бортмеханик врубает полную мощность, всё же пытаясь оторвать судно от земли. Они уже понимают, что другого выхода нет. Попытка торможения приведёт к трагедии, а взлететь чудом, но ещё можно.

Спустя полкилометра после выезда со взлётной полосы самолёт всё же отрывается от земли, но, набрав высоту лишь в 6 метров, всей массой обрушивается обратно.

«Всё, конец!» — говорит командир (в оригинале из уст командира звучит нецензурная лексика). Самолёт падает в овраг. Спустя две секунды запись обрывается. Ещё секунду спустя московские куранты бьют 16:00.

Давать оценку новым данным будут специалисты. Решение, кто прав, а кто виноват, примет суд. Но в любом случае всё это не вернёт ни хоккеистов, ни пилотов, ни все тех, кто погиб в этот злополучный день, 7 сентября 2011 года.

© РИА Новости


© РИА Новости


© РИА Новости


Всем, кто хоть иногда одним глазом смотрит матчи Континентальной хоккейной лиги, не надо объяснять, что за дата такая - 7 сентября 2011 года. В этот день в авиакатастрофе погиб ярославский «Локомотив» . Весь, в один миг. Як-42, на котором команда отправлялась в Минск , выкатился за пределы ВПП, попытался взлететь с грунта, столкнулся с радиомаяком и рухнул. 44 человека - 36 пассажиров и 8 членов экипажа - погибли.

С тех пор 7 сентября стал мемориалом в память о разбившейся команде. В КХЛ действовал закон - не назначать на этот день матчей. Никогда, что бы не случилось, какие бы не приходилось неудобства терпеть другим клубам, жизнь в лиге замирала. 7 сентября в хоккее был днем настоящей тишины. Грустная традиция, в чем-то даже страшная. Но она хотя бы на один день напоминала, что есть более важные вещи, чем хоккей. Да и как-то неуместно было в эту дату устраивать шоу, которым по определению должен быть любой хоккейный матч.

Человечности в КХЛ хватило только на 6 лет. Сухой расчет хоккейных менеджеров, которым непременно нужен каждый день календаря, оказался сильнее эмоций. 7-го сентября 2018 года впервые поле трагедии Континентальная хоккейная лига проводит матчи, причем целых 6. Возможно, в этом нет ничего страшного. Первая боль того чудовищного кошмара затихла, жизнь продолжается, и с каждым годом все меньше и меньше вспоминают погибший клуб.

Но как-то грустно, что 7 сентября в КХЛ превратился в обычную дату. Все-таки этот день памяти сейчас отняли не у того «Локомотива» - что им сейчас? Не у родственников погибших хоккеистов - для них это число в календаре останется черным навсегда, независимо от того, что думают в КХЛ. Мы его отняли у самих себя: оказалось, что целый день памяти - это слишком большая роскошь для бизнеса под названием хоккей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Очевидцы авиакатастрофы: «Лайнер горел еще в воздухе...»

Самолет Як-42, на борту которого была ярославская хоккейная команда «Локомотив», разбился вчера, едва успев подняться в воздух с взлетной полосы аэропорта «Туношна». Спортсмены летели чартерным рейсом на матч стартующего чемпионата КХЛ с минским «Динамо». На борту находился весь основной состав ярославцев - 35 человек, а также 8 членов экипажа

Прерванный полет

История отечественного хоккея, увы, состоит не только из побед, кубков и медалей. Случались и по-настоящему черные дни. Один из них - 7 сентября 2011 года, когда под Ярославлем разбился Як-42, на котором местный «Локомотив» летел на матч с минским «Динамо». Погибли 25 игроков (еще один хоккеист позже скончался в больнице) и 11 тренеров команды, по праву считавшейся одной из самых ярких в чемпионате. В живых остались лишь те, кто не полетел в Минск, - форвард Максим Зюзякин и тренер вратарей Йорма Валтонен