Буддийская россия. Атлас тибетской медицины голубой берилл Необычный узник ГУЛага

  • 13.02.2024

В XVII веке Тибет пережил расцвет медицинской науки: построен «колледж» для монахов, составлено несколько важных текстов.

Наверное, самый впечатляющий из дошедших до нас трудов того времени - это четырёхтомный «Голубой берилл» (между 1687 и 1703 годами). Трактат содержит описание примет и сновидений, помогающих установить диагноз, сотен лекарственных трав и медицинских инструментов, а также анатомических схем - 79 поразительных иллюстраций (танка). Это настоящая вершина образовательного искусства: научные знания переплелись здесь с традициями буддийско-тибетской живописи.

Картины были выполнены по заказу Дези Сангье Гьяцо, регента при пятом далай-ламе, который исполнял обязанности временного правителя Тибета после смерти предыдущего далай-ламы в 1682 году. Гьяцо придавал большое значение точности иллюстрации, часто консультировался с медицинскими специалистами и поощрял использование свежих трупов в качестве моделей для анатомических картин. В то же время он не возражал и против символизма. Так, желудок изображался в виде красного алмаза, тонкий кишечник - красных завитков, а толстый - синих волн.

Танка несколько раз тщательно перерисовывались монахами: это была обязательная часть их медицинского образования. Они по сей день актуальны в учебных заведениях Непала. Вслед за журналом Scientist мы воспроизводим здесь несколько копий, созданных в начале 1990-х под руководством непальского художника-самоучки Ромио Шрестха с использованием пигментов из естественных источников: для красной краски применялась ртутная руда, синей - лазурит, жёлтой - соли серной кислоты и т. д.

Эта иллюстрация содержит основные сведения о расположении костей и внутренних органов человека. Тибетские анатомы насчитали в человеческом теле 360 костей. У современных западных медиков получается всего 206, но это связано лишь с тем, что они не принимают во внимание хрящи и ногти. На голове монахи увидели 21 тыс. волос, тогда как у нынешнего представителя западной цивилизации их там около 100 тыс. (Все картинки кликабельны!)

На этой танка указаны наиболее уязвимые места человеческого организма.

В арсенале тибетских медиков были инструменты для изучения переломов, открытых ран и гениталий, щипцы и щипчики для извлечения тканей и инородных тел из организма, хирургические инструменты (ножи и пилы), инструменты для облегчения задержки мочи, введения слабительного и др.

Для того чтобы поставить диагноз, тибетскому врачу надлежало смотреть, прикасаться и спрашивать. Эти действия составляют три ствола изображённого здесь дерева, которые в дальнейшем разделяются на восемь ветвей и 38 листьев. Они представляют части тела, которые подлежат указанным действиям.

Здесь, в частности, рассказывается о прижигании, которое осуществлялось путём прикладывания зажжённой «сигареты» из полыни к различным частям тела. Оно до сих пор используется в традиционной китайской медицине для улучшения кровообращения и лечения хронических заболеваний. Точки прижигания обозначены красным, точки кровопускания - синим, точки хирургического вмешательства - жёлтым.

Эта танка иллюстрирует процесс развития плода, начиная с момента зачатия (левый верхний угол), когда через семя и дыхание отца плод получает сознание.

Растения были основным источником лекарств в тибетской медицине. Дези Сангье Гьяцо потратил много сил и времени на то, чтобы монахи изобразили их с большой точностью, имея под рукой образцы.

Рассказ о том, как следует лечить людей, страдающих ветрами, сексуальным истощением, анемией беременных, бессонницей, депрессией, переутомлением, расстройством желудка и др. Среди методов - изменение диеты и образа жизни.

Будда медицины (Бхайшаджьягуру) находится в центре Сударшаны - города на вершине горы с пышными лесами, которые полны мощных лекарственных средств. Он окружен различными божествами, среди которых пятый далай-лама (в верхнем левом углу).

Атлас тибетской медицины Голубой Берилл (аюрведа, буддизм, йога, оздоровление, здоровье)

​Атлас тибетской медицины Голубой Берилл (аюрведа, буддизм, йога, оздоровление, здоровье)

Атлас Тибетской Медицины «Голубой Берилл» написан в 17 веке крупнейшим ученым Сангье Гьямцо (1653-1705).
Традиционная тибетская медицина — уникальна. Она интегрировала медицинские знания древнего государства Шанг — Шунг, индийской Аюрведы, соединила в себе лучшее из медицинских традиций Индии, Греции, Цейлона, Персии, Кашмира, Афганистана, Непала, Монголии, Китая с богатым опытом врачей Тибета и философией буддизма. Тибетская медицина сильно связана с Аюрведой: в 8-12 в. тибетские врачи путешествовали в Индию и изучали аюрведические тексты, с 4-5 в. правители Тибета приглашали врачей из Индии.

В 10 в. Ринчен Занпо изучил и перевел тексты аюрведы на тибетский язык, которые во времена исламского нашествия и междоусобиц были уничтожены в Индии и позднее вернулись обратно уже из Тибета.

Атлас Тибетской Медицины првосходный сборник текстов и иллюстраций, детально проясняет все главы основного трактата по индотибетской медицине «Чжуд Ши» (8-12в.) и является основным комментарием к этому тексту. Он содержит 77 листов красочных иллюстраций и пояснений к ним.
Атлас тибетской медицины — уникальный свод иллюстраций к медицинскому трактату XVII века, по которому учились поколения тибетских медиков. В альбоме воспроизводятся все 76 листов свода, хранящегося в краеведческом музее города Улан — Удэ. Каждый лист снабжен пояснениями, все подписи к рисункам переведены с тибетского. Во вступительной статье рассказывается об истории тибетской медицины, памятник анализируется как часть теоретического сочинения и как произведение искусства. Издание позволит специалистам, медикам и историкам медицины, познакомится с одним из видов средневековой научной иллюстрации и будет интересна широкому кругу лиц, увлекающихся культурой и искусством Востока.
В подборку включены: 77 красочных листов атласа в цветном и черно-белом хорошем качестве, текст 76 глав атласа (62 глава давно утеряна), текст первоисточника индотибетской медицины — «Четырех тантр» — «Чжуд Ши».

Подробнее о тибетской медицине:

Тибетская Медицина, геомантия – Саче, и астрология являются частями знания о гармоничной, счастливой, здоровой и благополучной жизни. Комплексный подход приносил максимальный эффект и наибольшую пользу от их применения. Медицина заботится о нашем здоровье изнутри, Са Че снаружи, а астрология подсказывает кратчайшие пути к достижению целей. Основа у этих наук одна — теория пяти первоэлементов объясняющая, что тело и окружающий мир состоят из пяти элементов, а гармония внешнего и внутреннего является основой нашего здоровья, благополучия, счастья и долгой жизни.

Геомантия и астрология учат нас гармоничному существованию в окружающем пространстве и постоянно меняющихся обстоятельствах жизни.

Капитальный труд в медицине Тибета «Вайдурья-онбо» Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо был дополнен уникальным «Атласом тибетской медицины», иллюстрированный цветными рисунками.

«Атлас тибетской медицины» был выполнен тибетским врачами, художниками по заказу Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо в Сэртог-манба - это медицинский монастырь, находящийся в восточном Тибете. Полностью комплект книги состоит из семидесяти семи листов, размер листа составляет 81,5×66,5 см., в них насчитывается больше 10000 рисунков.

Очень интересная история происхождения данного «Атласа». Как указывалось выше, эта книга была изготовлена неизвестными художниками по заказу Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо в Тибете.

По мнению одного из ученых, атлас был вывезен из восточного медицинского монастыря Сэртог-манба бурятским ламой, лекарем Ширабом Сунуевым, где он больше десяти лет (конец 19-го начало 20-го века) занимался изучением тибетской медицины.

Книга по примерным данным до 1926 года хранился в Цугольском дацане, а далее, по просьбе А. Доржиева (хамба-лама), настоятелем Цугольского дацана Ганжарва-гэгэн, был передан в Ацагатский медицинский дацан. В 1936 году атлас тибетской медицины был найден и передан в фонды Республиканского краеведческого музея г. Улан-Удэ, где он и хранится. П. Балданжапов пишет: «В настоящее время мы не имеем сведений о наличии полного комплекта «Атласа» в какой-либо стране.

Из некоторых источников стало известно, что в библиотеке Калифорнийского университета имеется 12 картин «Атласа тибетской медицины». Данные рисунки являются копиями с оригиналов, находившихся в буддийском монастыре в г. Пекине, и были привезены в 1947 году в США. Известным тибетологом и синологом Ф. Лессингом. В конце 50-х годов данные двенадцать картин были опубликованы Леверкузене издательством «Бауэр» с предисловием Ильзы Вейт. Ильза Вейт преподавательница истории медицины Чикагского университета США». Эти же рисунки повторно издавались в конце 60-х годов в Париже с предисловием Пьера Хурара – профессор медицинского факультета Парижского университета. В предисловии указанных изданий не говорилось, все ли картины скопированы Фердинандом Лессингом.

Полный комплект иллюстраций к «Вайдуья-онбо» состоит из 77 картин. В нашем комплекте, к сожалению, нет картины №62. Каждый лист (плакат) иллюстрирует одну или несколько глав. На листе размером в 65*88 см (по внутренней рамке) помещается от 7–9 до 170–180 рисунков. На верхней части каждого листа имеется надпись на тибетском языке, указывающая на то, к каким частям, главам или разделам относятся иллюстрации в целом.

Если один лист иллюстрирует несколько глав, что обычно и наблюдается, то перед рисунком или группой рисунков, относящихся к одной главе, в желтом прямоугольнике дано название и порядковый номер этой главы, а иногда и раздела, когда глава большая. Каждый рисунок снабжен надписью. Такова краткая характеристика этой удивительной и ценной книги. Этот «Атлас» представляет интерес не только с медицинской точки зрения, но и является ценнейшим памятником тибетской культуры, ибокартины и тексты содержат массу этнографических подробностей, относящихся к жизни и быту тибетского народа, его мировоззрению.

Текстологические исследования «Атласа» в последние годы показали, что авторами при нумерации листов была допущена ошибка, вместо №62 был поставлен №63. Поэтому следует считать, что общее количество картин составляет не 77 а 76. Ныне существует изданный перевод текста «Атласа» с соответствующими комментариями.

медициной Атласе тибетской медицины Атлас тибетской медицины

https://www.сайт/journal/14657

Больной, болезнь и время приема воды или лекарства. Также находятся параллели с арабской медициной . Э.Г. Базарон указывает, что изображение одного из врачей в "Атласе тибетской медицины " похоже на портрет Авиценны. Надо сказать, что структура "Канона врачебной науки" Авиценны... Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо поручил двум своим ученикам проиллюстрировать "Вайдурья-онбо". Таким образом, появился "Атлас тибетской медицины " содержащий 76 листов с более чем десятью тысячами рисунков. Он был закончен после смерти...

https://www.сайт/religion/1348

Книги, когда бывают пациенты, которым сложно поставить диагноз. - А что такое настоящая тибетская медицина ? - Истинная тибетская медицина возникла четырнадцать-шестнадцать тысяч лет назад в легендарном государстве Шанг-Шунг, о существовании и местоположении... До такой степени, что невозможно было удержаться от страдальческой гримасы и окружающим приходилось рассказывать историю про тибетскую медицину и мой поход к врачу. Через несколько дней действительно все прошло, но жизненный опыт подсказывает...

https://www.сайт/religion/11221

Был создан научно-исследовательский отдел биологически активных веществ индо-тибетской медицины с целью исследования различных аспектов тибетской медицинской системы. Тибетская медицина представляет собой свод знаний об организме человека, приобретённых в... региона проживания, сезонов года, времени суток, образа жизни, характера питания, которые заложены в тибетской системе. Знания о тибетской медицине содержатся в трактате "Джуд-Ши", записанном в 11-ом и переведенным в 17-ом веке. Повествование...

https://www.сайт/journal/11593

Друга, используя похожие методы диагностики, лечения, составления лекарств и т.д. Какую бы из двух основных версий о происхождении тибетской медицины мы не приняли (буддийскую или бонскую), главным, что объединяет и роднит эти две традиции, остается одно – цель... создает текст «Чжуд-ши» («Четыре тантры»), который до настоящего момента является основным пособием по изучению тибетской медицины . Жизнь этого выдающегося врача требует отдельного внимания. В возрасте трех лет Ютог-па заявил своему отцу...

https://www.сайт/journal/15397

Своей кульминации, затем затухают, чтобы начать увеличиваться при приближении к очередной точке. Эти точки называются определенными тибетскими слогами и привязаны к тому или иному дню лунного месяца. Таким образом, полный циркуляционный цикл "жизненных... второй сустав пальца правой ноги 30 АА первый сустав пальца правой ноги Теперь, когда вы узнали некоторые тибетские термины, можно использовать полученные знания не только для профилактики заболеваний, увеличения продолжительности жизни, но и для...

https://www.сайт/magic/17671

Тибетская медицина

Тибетская медицина - наука, искусство и философия, которая обеспечивает целостный подход к здравоохранению. Это - наука, потому что ее принципы перечислены в систематической и логической структуре, основанной на понимании тела и...

- выдающийся памятник науки и культуры Востока, свод иллюстраций к трактату тибетской медицины XVII века под названием "Вайдурья-онбо ", что означает "Голубой берилл" . По этим пособиям учились многие поколения тибетских медиков.

В Тибете

Художественный атлас был создан в конце XVII века тибетскими врачами, художниками в восточном Тибете в медицинском монастыре-университете Сэртог-манба, по заказу Дэсрида Санчжяй Чжамсо (1653-1705 гг), регента V Далай-ламы, выдающегося политика и незаурядного ученого своего времени.

Именно он написал в 1688-1689 гг. трактат "Голубой берилл" - комментарии к фундаментальному своду медицинских знаний "Чжуд-ши". Мудрость и польза этого учения сравниваются с блеском драгоценного камня Тибета, божественного берилла - Вайдурья .
Дэсрид Санчжяй Чжамсо пишет: "Создавая комментарии к "Чжуд-ши", я постарался показать себя как ткач и проявить все искусство пальцев, чтобы сущность смысла "Чжуд-ши" осветить в зримом, наглядном обличии (как рисунки) на основах полотна красочной ткани".
Когда создавались эти цветные иллюстрации, их показывали многим ламам-медикам, знатокам, чтобы обнаружить и устранить ошибки. На составление полного свода иллюстраций ушло несколько лет, сначала было создано 50 листов, затем их дополнили до 62. А в главной и последней своей работе - труде по истории тибетской медицины "Кхогбуг" (1703 г) Дэсрид Санчжай Чжамцо называет окончательное число - 79 листов иллюстрированного свода, получившего название Атласа тибетской медицины. Этот оригинальный Атлас сохранился, о чем немногие сейчас знают, поскольку распространилась версия, что он погиб во время китайских погромов в Тибете в 60-70-е гг XX века. Большинство ученых и лам в России считают, что судьба его неизвестна. Однако буддолог, д-р ист.н., Н.Л.Жуковская пишет: "Я знаю лишь одного человека в России, который не только видел, но и держал в руках листы тибетского оригинала Атласа тибетской медицины, находясь в 1991 году в Лхасе в научной командировке по приглашению тибетского Центра медицины и астрологии - это Н.Д.Болсохоева, научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Бурятского научного центра СО РАН. Она - один из ведущих современных специалистов по источниковедению тибетской медицины".
В XX веке ряд листов Атласа был перерисован заново, в связи с совершенствованием медицинских знаний. Кое-что в листах Атласа было уточнено. Некоторые листы плохо сохранились от частого использования, и возникла необходимость их обновить. Джампа-Принлэй, врач Центра медицины и астрологии г.Лхаса: в это же время появляется последний по счету 80-й лист, представляющий собой "тханку преемственности лам, входящих в число могущественных знатоков, приобретших известность в истории медицины".
"Атлас тибетской медицины" представляет интерес как с научной точки зрения, так и с культурологической, поскольку является ценнейшим памятником тибетской культуры. Рисунки и тексты в нем содержат массу этнографических подробностей, относящихся к жизни и быту тибетского народа, его мировоззрению.
С "Атласа" на протяжении истории его существования были сделаны только несколько копий. Считается, что наиболее полная из трех дошедших до нас копий этого раритета, существующих в мире, сделанная в 19 веке, и известная как "Атлас тибетской медицины", является государственной собственностью Российской Федерации и более 60 лет хранится в Национальном музее Республики Бурятия .

В Бурятии

Бурятский Атлас тибетской медицины - это копия с тибетского оригинала, насчитывающая 77 листов (один из них утерян), выполненная в конце XIX века и тогда же привезенная в Бурятию.

Трактат "Вайдурья-онбо" издания печатни Агинского дацана "Дэчен Лхундублинг" по объему превышает "Чжуд-ши" почти в три с половиной раза.

В этом трактате подробно раскрывается значение условных аллегрических слов и выражений, специальных терминов и понятий, дополнены главы, касавшиеся лекарственных средств и методов терапии.

Атлас тибетской медицины в Бурятии состоит из 76 листов, размер одного такого листа 81,5 х 66,5 см, в них содержится более 10 000 рисунков.

Каждый лист иллюстрирует одну или несколько глав трактата и вмещает от 7 до 180 рисунков. Все иллюстрации выполнены в едином формате и композиции, одинакового размера, в традиционной технике свитковой живописи тханка на грунтованном льняном полотне минеральными красками.
На верхней части каждого листа есть надпись на тибетском языка, указывающая на то, к каким частям, главам или разделам трактата "Голубой берилл" относятся иллюстрации. Каждый рисунок снабжен надписью.

Н.Л.Жуковская: "История появления этой копии до сих пор окутана тайной, в ней больше предположений, чем известных во всех подробностях фактов. Вероятнее всего, что копия Атласа была заказана и оплачена Агваном Доржиевым (1853-1938 гг), одним из семи учителей Далай-ламы XIII".
Существует мнение, что "Атлас тибетской медицины" был привезен в Россию бурятским эмчи-ламой (врачом) Ширабом Сунуевым, который более 10 лет изучал тибетскую медицину в Восточном Тибете в монастыре Сэртэб-манба.
"Атлас" предположительно до 1926 года хранился в Цугольском дацане . Затем по просьбе Агвана Доржиева настоятель Цугольского дацана Ганжарва-гэгэн передал "Атлас" в Ацагатский дацан , центр тибетской медицины.
В то время в обоих этих буддийских монастырях имелись манба-дацаны - медицинские факультеты, где обучались основам тибетской медицины будущие эмчи (врачи, лекари) и Атлас использовался как пособие при обучении.

В 30-е годы в период антирелигиозной политики в России все дацаны закрыли, а реликвии попали в музеи или были уничтожены.

"Атлас тибетской медицины" чудом уцелел. Когда в 1936 году пришел черёд закрытию Ацагатского дацана и ликвидации его имущества, один из лам сумел спрятать Атлас в тайнике. Чтобы оградить этого ламу от опасности и сохранить Атлас, в том же году большой знаток сокровищ и раритетов бурятского буддизма Ж.Ж.Жабон уговорил отважного спасителя Атласа, передать этот свод иллюстраций в музей. В то время Ж.Жабон занимал должность ответственного инструктора Союза воинствующих безбожников. Лама согласился, и Атлас был передан в фонды Республиканского краеведческого музея г.Улан-Удэ. С того время и по настоящее место пребывания Атласа не менялось. Менялось лишь название музея: с 1937 г. он назывался Антирелигиозным музеем, позднее, в начале 1950-х гг, он был переименован в Краеведческий музей и уже в годы перестройки - в Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова. Со временем Атлас был введен в научный оборот в качестве источника по изучению тибетской медицины. В 1968 году в Бурятском филиале СО АН СССР под руководством П.Б. Балданжапова была создана группа по изучению наследия индо-тибето-монгольской медицины, в которую вошли врачи, ботаники, востоковеды-тибетологи и монголоведы, а также эмчи - ламы-медики, вернувшиеся в тому времени из тюрем и лагерей. Н.Л.Жуковская: "Прибывшие из мест заключания ламы не имели права жить не только в столице республики, г.Улан-Удэ, но даже в своих родных селах. Их приходилось отыскивать на дальних окраинах, привозить в город, чтобы они смогли дать консультацию, а затем они должны были возвращаться назад. Большинство лам консультировало ученых бесплатно, но некоторых со временем все-таки удалось оформить на работу в БФ СО АН СССР в качестве младших научных сотрудников.
По мнению П.Б.Балданжапова, в его время не было "сведений о наличии полного комплекта ранних копий "Атласа" в какой-либо другой стране, кроме России. В библиотеке Калифорнийского университета имеется 12 картин, копий с оригиналов, находившихся в буддийском монастыре г.Пекин, которые были привезены в 1947 году в США тибетологом и синологом Ф.Лессингом".

Буддийская святыня России

22 апреля 2003 года было принято Решение Буддийской традиционной сангхи России "утвердить в качестве буддийских святынь России: статую Зандан Жуу, Атлас тибетской медицины, Драгоценное тело Хамбо Ламы Д-Д.Итигэлова.

Литература:
Санджей Гьямцо. Атлас тибетской медицины "Голубой берилл", Галарт, 1998 г.
Жуковская Н.Л. Атлас тибетской медицины на перекрестке религии и политики//О буддизме и буддистах: Статьи разных лет, 1969-2011. М.,"Ориенталия", 2013. С.188-212.

Как сообщил «Новой Бурятии» ширетуй Ацагатского дацана Тарба Доржиев, недавно изданная учеными брошюра «Атлас тибетской медицины в культурном пространстве Центральной Азии» фальсифицирует историю буддизма в Бурятии.

В издании анализируется уникальный памятник тибетской культуры «Атлас тибетской медицины», который находится в Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова. Такое резкое заявление Тарба-ламы связано с тем, что, по его мнению, в издании принижается роль Агвана Доржиева.

– В данном издании ученые стараются принизить вклад видного религиозного деятеля Агвана Доржиева в создание копий «Атласа тибетской медицины», – заявил Тарба Доржиев.

Также он предостерег читателей издания:

– Жители Бурятии, будьте осторожны, таким образом ученые хотят стереть имя Агвана Доржиева из памяти бурятского народа. Но это им не удастся.

По словам Тарбы Доржиева, в данной книге отражено отрицательное отношение руководителя сангхи к Ацагатскому дацану и выходцам из него.

– Это параноидальная «девичья ревность» к прошлому нашего дацана. Выходцы из Ацагатского дацана внесли значительный вклад в историю тибетского, монгольского буддизма и распространения его в целом по России, – отметил Тарба Доржиев. – Дамба Аюшеев называет Агвана Доржива и нас раскольниками, хотя на самом деле он сам является главным раскольником буддизма в Бурятии.

В настоящее время Ацагатский дацан не входит в состав Буддийской традиционной сангхи России, резиденция которой находится в Иволгинском районе.

Издание «Атлас тибетской медицины в культурном пространстве Центральной Азии» вышло в текущем году под руководством кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника отдела философии, культурологии и религиоведения ИМБТ СО РАН Натальи Болсохоевой и ширетуя МРО Хойморского буддийского дацана «Бодхидхарма» Владимира Шаглахаева (Даши-лама).

По словам Тарбы Доржиева, раскол начался в период вывоза «Атласа тибетской медицины» на реставрацию за границу. В 1998 году атлас был вывезен на выставку в США. Ламы из Буддийской традиционной сангхи России не были уверены в том, что атлас после зарубежного турне вернется на родину. Они настаивали на передаче атласа в церковную собственность, обосновывая свое требование тем, что 76 листов иллюстраций приобретались в XIX веке в Тибете бурятскими ламами на деньги, собранные паствой.

Из-за противоречий между буддийскими священнослужителями и руководством республики возник конфликт. Хамбо-лама Дамба Аюшеев подверг резкой критике действия властей Бурятии, назвав вывоз атласа в США «трагедией для священнослужителей и верующих». Дело дошло до прямого столкновения сил правопорядка с ламами. Однако в то время не все ламы поддержали хамбо-ламу, часть поддержала идею вывоза святыни для блага всех людей.

– В этот момент между представителями буддизма в Бурятии произошел некий раскол. Атлас нужно воспринимать как учебно-наглядное пособие, созданное для блага всех людей. Все, что создается в буддизме, направлено на благо других. Это достояние всех людей, не следует относиться к атласу, как к собственности. У нас с традиционной сангхой России взгляды расходятся не только по поводу атласа, но и в целом по развитию буддизма в Бурятии и в России, – отметил Тарба-лама.

После демонстрации и реставрации в Америке атлас благополучно вернулся на родину. Отреставрированные в США за счет американской некоммерческой корпорации «Про-культура» листы позволяют экспонировать памятник культуры федерального значения без ущерба для его сохранности. В настоящее время музейные работники хранят атлас в отдельных шкафах, в соответствующих условиях, поддерживая в хранилище оптимальный температурно-влажностный режим.

Напомним, что копии «Атласа тибетской медицины» хранятся в фондах Музея истории Бурятии имени М.Н. Хангалова с 1936 года. В конце XIX века копии были привезены в Бурятию эмчи-ламой из Цугольского дацана Ширабом Сунуевым. Сначала атлас хранился в забайкальском Цугольском дацане, а затем, в 1926 году, был передан в Ацагатский музей. Необходимо отметить, что заказчиком этих копий в конце XIX века был известный религиозный и политический деятель Бурятии, наставник Далай-ламы XIII Агван Доржиев. Они были созданы в тибетском монастыре. После изъятия из дацана атлас побывал еще в двух музеях.

Оригинал «Атласа…» был создан в 1687 году, как иллюстрации к четырехтомному медицинскому трактату «Чжуд-ши». Атлас представляет собой сборник иллюстраций из 76 одноформатных таблиц к одному из тибетских медицинских трактатов XVII века. Он является памятником культуры федерального значения. В «Атласе тибетской медицины» содержится описание основ клинической медицины, методов диагностики, лечения. В основном все работы анонимны. Иллюстраторам удалось отразить в своих рисунках широкую панораму средневековых естественно-научных и философских представлений о физической, духовной и социальной природе человека. По иллюстрациям можно изучать образ жизни, материальный быт, внешний вид, нравы, религиозные представления тибетцев ХVIIвека.