Сущность спорта и его роль в обществе. Теоретическое изучение сущности понятия «спорт» и его особенности Сущность и значение спорта

  • 15.03.2024

Спорт немыслим без соревнований и состязаний, которые включены в саму его природу, внутренне присущи ему. Само по себе соревнование свой-ственно не только спорту, но и другим видам человеческой деятельности. Соревнуются между собой отдельные фирмы, компании; проводятся кино-фестивали, конкурсы пианистов и певцов, артистов балета и цирка. Однако исключение состязательного момента из этих видов деятельности не разрушит их существа, поскольку он не является их специфической основой. Спортив-ная же деятельность без своего главного составного элемента - соревнования полностью утрачивает свой смысл, свою специфику. Показано, что в разви-тии человеческой культуры различные виды противоборства, состязаний, игр первичны; лишь позже начали появляться и закрепляться в практике элемен-ты, методы, формы подготовки к их участию (В.А. Демин, 1974). Стало быть, генетически и субординационно спортивные состязания «старше» спортивной тренировки и других форм подготовки спортсменов. Спортивное соревнование выступает как причина, породившая тренировку, а не наобо-рот. В.А. Демин выдвинул оригинальную точку зрения, относительно при-чин возникновения спорта. Как считает автор, спортивные состязания яви-лись одной из гениальных попыток греков найти форму в высшей степени демократической организации, способной мирным путем разрешить спорные вопросы, возникающие между соперничающими общинами. Такая форма регулирования межплеменных отношений была найдена задолго до появле-ния политически оформленного государства.

В связи с тем, что основой спорта являются соревнования, для обес-печения их функционирования в процессе исторического развития общества формируется и соответствующая сфера спорта. Сфера спорта - это специализированная социально-организованная система, которая образо-валась вокруг соревнования (СВ. Брянкин, 1983). Она включает в себя: идеологическое, научное и методическое управление; материально-техни-ческое и финансовое обеспечение; подготовку кадров; отбор и подготовку спортсменов и связи с другими сферами человеческой деятельности.

Аналогично сферы спорта структурированы сложившиеся полноцен-ные, автономные виды спорта. Каждый вид спорта является составляю-щей частью сферы спорта, но имеет в своей функциональной структуре все необходимые (кадровые, научные, финансовые, материально-техни-ческие службы и т.п.) для автономного существования.

Вид спорта способствует развитию и проявлению различных видов со-ревнований. Как отмечает Л.П. Матвеев (1978), в сферу спорта истори-чески вошли достаточно разнообразные виды соревновательной деятель-ности. Вокруг конкретных состязаний, выделившихся в ходе развития спорта, формировались и продолжают формироваться по настоящее время относительно самостоятельные виды спорта. Вид спорта - это область сферы спорта, ядром которой является исторически сложившаяся соци-ально значимая соревновательная деятельность, характеризующаяся мес-том и временем ее реализации, применяемыми средствами и обусловлива-ющими их нормативными актами.

Следовательно, вид спорта выступает как отдельная область сферы спорта. Каждый вид спорта характеризуется: 1) своим предметом состяза-ний и характером активности спортсмена; 2) особым составом действий и способом ведения соревновательной борьбы (техникой, тактикой); 3) сво-ими правилами состязаний.

Следует иметь в виду, что специфика тех или иных соревнований мо-жет значительным образом влиять на сферу спорта в целом и на структуру отдельных видов спорта. К примеру, выход какого-либо вида спорта на международную арену ведет к появлению новой организационной структу-ры - международной федерации. Высокая конкуренция на крупнейших соревнованиях (Олимпийских играх, чемпионатах мира), большая плот-ность спортивных результатов заставили проводить жесткий отбор спорт-сменов в национальные сборные команды, т.е. создавать службы спортив-ного отбора и прогнозирования результатов. Сложное техническое и аппаратное оснащение соревнований по автомобильному спорту обуслов-ливает наличие в структуре видов спорта многочисленных технических ко-миссий. Соревнования в футболе, хоккее, собирающие огромные массы болельщиков, вынуждают вводить в организационные структуры особые подразделения для контроля над болельщиками и управления ими. Опыт показывает, что отсутствие подобных подразделений влечет отрицатель-ные последствия: введение в практику спорта допингов, анаболиков и других стимулирующих средств работоспособности спортсменов остро поставило вопрос о создании антидопинговых комиссий, которые могли бы проти-востоять этому.

Итак, соревнование - узловое образование системы спорта в обще-стве. По существу, без соревнований спорт невозможен, а без любого другого элемента (к примеру, спортивной ориентации или отбора), но при наличии соревнований спорт не утрачивает свой смысл, хотя значи-тельно может обедняться. Именно в соревновании и просвечивается наиболее концентрированно социальная сущность спорта, через соревнова-ние и в соревновании спорт предстает в качестве специфических обще-ственных отношений, которые называются спортивными отношениями.

Выделяют первичные и вторичные функции спортивных соревнова-ний. Первичная (специфическая) функция соревнования - это определе-ние иерархии мест участников состязаний, т.е. ранговая оценка всех со-перников, нахождение победителя и призеров состязаний или фиксация рекорда. Эта функция в первую очередь относится к классу социальных оценок. Вторичные (неспецифические) функции соревнований весьма разнообразны. Этими функциями являются следующие: нормативная, подготовительная, селекционная, стимулирующая, самоутверждения, зрелищная, воспитательная, информационная, познавательная, творческая, коммуникативная, престижная, управления, моделирования, контроля, агитационное-пропагандистская, культурного обмена, рекреационная, эконо-мическая, осуществления международных связей, интеграционная и мно-гие другие.

Соревнования возникают, когда у человека появляется как минимум установка «сделать что-то лучше, чем кто-то» и превзойти кого-либо в каком-либо отношении. Более полноценным является вариант, когда все соперники осознают соревновательность своих действий и одновременно имеют установку на выигрыш друг у друга. Особый статус имеет «рекорд-ный» вариант соревновательного проявления, когда спортсмен имеет ус-тановку «сделать что-то лучше всех» в прошлом, настоящем и будущем.

Соревнование как неотъемлемый атрибут спорта имеет свои специфи-ческие особенности, отличающие от других элементов спорта. На основе анализа многочисленных исследований можно считать, что главными осо-бенностями спортивных соревнований являются:

1) строгая регламентация деятельности участников соревнований, об-служивающего персонала и других лиц;

2) полифункциональность, полиструктурность и полипроцессуальность деятельности, протекающая в экстремальных условиях;

3) наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противоборства, неантагонистического соперничества, конкуренции, которые проявляют-ся в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата;

4) высокая общественная и личная значимость для каждого спортсме-на и самого процесса борьбы и.достигнутого спортивного результата;

5) высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максималь-ными физическими и психическими напряжениями (нередко превосходя-щими возможности спортсмена) в условия непосредственной борьбы за результат;

6) непосредственное или опосредованное взаимодействие соревную-щихся противников, при котором каждый стремится к достижению пре-восходства над соперниками и в то же время противодействовать им;

7) равенство условий и сравнимость результатов каждого участника соревнований с помощью определенного стандарта с результатами других спортсменов, знакомых с критериями сравнения и имеющих возможность оценить результат выступления.

Сравнимость результатов возможна, бла-годаря наличию тщательно разработанных правил и положений о соревно-ваниях, института квалифицированных судей, технических средств и на-выков фиксирования спортивных достижений. Равные условия участия и справедливое определение победителя создают на соревнованиях ту соци-ально-нравственную микросреду, в которой полнее и свободнее раскрыва-ется спортивный потенциал, создаются предпосылки для проявления воз-можного доверия и бескорыстного обмена спортивно-техническими и духовными ценностями.

  • 1. Средства физического воспитания
  • 2. Физические упражнения как основное средство физического воспитания
  • Направления воздействия физических упражнений на человека
  • 3. Понятие о технике физических упражнений
  • 4. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как Вспомогательные средства физического воспитания
  • 1. Общая характеристика методов физического воспитания
  • Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании
  • 2.2. Нагрузка и отдых как основные компоненты методов упражнения
  • 1. Основы обучения двигательным действиям
  • 2. Основы формирования двигательного навыка
  • 1. Общие понятия
  • 2. Основные закономерности развития физических качеств
  • 3. Общие механизмы развития физических качеств
  • 1. Общие понятия физического качества «сила».
  • 2. Виды силы, измерение показателей силы
  • 3. Средства воспитания силы
  • 4. Методы силовой тренировки
  • 5. Возрастные особенности развития силы и резервы силы
  • 6. Методы измерения силы
  • Общие основы быстроты
  • 2. Тренировка быстроты и ее компонентов
  • 3. Возрастные особенности развития быстроты
  • 4. Измерение быстроты движений
  • 5. Скорость и скоростно-силовые качества
  • 6. Скоростная подготовка
  • 1. Общая характеристика ловкости и координационных способностей
  • 2. Физиологическая характеристика координационных способностей
  • 3. Методика воспитания координации
  • 4. Возрастные особенности развития координации
  • 5. Методы оценки координационных способностей спортсмена
  • 1. Общие понятия
  • 2. Средства и методы воспитания гибкости
  • 3. Методы измерения и оценки гибкости
  • Виды и измерение выносливости
  • Физиологические механизмы развития выносливости
  • 2. Биоэнергетические механизмы выносливости (работоспособности)
  • 3. Факторы, определяющие аэробную производительность
  • 4. Методы развития выносливости
  • 5. Методы измерения выносливости
  • 1. Основные тенденции развития системы спортивной тренировки
  • 2. Сущность спорта и его основные понятия
  • 3. Структура многолетнего учебно-тренировочного процесса
  • 4. Общая характеристика системы поэтапной подготовки спортсменов
  • 5. Цель и задачи спортивной тренировки
  • 6. Физические упражнения как основное средство спортивной тренировки
  • 7. Методы спортивной тренировки
  • 8. Принципы спортивной тренировки
  • 4 Семестр:
  • Тема 1. Лекция 1-2. ФизичесКая культура в системе воспитанИя детей раннего и дошкольного возраста (4 часа).
  • Особенности развития морфо-функциональных систем организма дошкольников
  • Морфо-функциональная характеристика детей периода раннего детства
  • Морфо-функциональная характеристика детей периода первого детства
  • 2. Задачи и содержание физического воспитания детей дошкольного возраста
  • 3. Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей раннего и дошкольного возраста
  • 4. Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
  • 5. Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного возраста
  • 6. Методические особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 2. Лекция 3. Общая характеристика системы физического воспитания в общеобразовательной школе (2 часа)
  • 1. Значение и задачи школьного физического воспитания.
  • 2. Принципы, методы и средства школьного физического воспитания
  • 3. Формы проведения школьного физического воспитания и организации детей на занятиях по физической культуре
  • 4. Организационное обеспечение урока физической культуры
  • 5. Гигиенические основы физического воспитания в общеобразовательной школе
  • Список рекомендуемой литературы
  • Содержание
  • 1. Возрастные и методические основы физического воспитания детей младшего школьного возраста
  • 2. Возрастные и методические основы физического воспитания детей среднего школьного возраста
  • 3. Возрастные и методические основы физического воспитания детей старшего школьного возраста
  • Список рекомендуемой литературы
  • I. Программа
  • Обязательный минимум содержания
  • Программа
  • Основное общее образование
  • Обязательный минимум содержания
  • Программа
  • 1. Культурно-историческое содержание
  • Пояснительная записка
  • 2. Планирование процесса физического воспитания в общеобразовательной школе
  • 2. План распределения учебного материала на учебный год
  • 3. Рабочий план на четверть
  • 4. План – конспект урочного занятия
  • 4. Система проверки успеваемости и контроль процесса физического воспитания в общеобразовательной школе
  • 2).Система проверки успеваемости.
  • 3). Учет учебной работы.
  • Контроль процесса физического воспитания в общеобразовательной школе
  • Список рекомендуемой литературы
  • Содержание
  • 1. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школьников
  • 2. Физическое воспитание детей подготовительной и специальной медицинских групп
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 3. Лекция 7-8. Физическая культура в системе воспитания студентов пту, ссуЗов и вуЗов (4 часа) содержание
  • 1. Значение, цель и задачи физической культуры студентов
  • 2. Структура и особенности содержания действующих программ физической культуры в вузах
  • 3. Основные направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба и спортивно-оздоровительного центра
  • 4. Специфические особенности работы преподавателя кафедры физического воспитания вуза
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 4. Лекция 9. Профессионально-прикладная физическая подготовка (2 часа) Содержание
  • 1. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки
  • 2. Построение и основы методики ппфп
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 5. Лекция 10-11. Физическая культура в системе научной организации труда, расширенного отдыха и восстановления работоспособности людей молодого и зрелого возраста (4 часа) Содержание
  • 1. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения
  • 2. Мировые тенденции развития физической культуры
  • 3. Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта
  • 4. Уровень развития массовой физической культуры России
  • Тема 6. Лекция 13-14. Особенности направленного использования средств физической культуры в жизни людей пожилого и старшего возраста (4 часа) Содержание
  • 1. Оздоровительная физическая культура в практике физического воспитания
  • 2. Современные двигательные системы
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 7. Лекция 15-16. Современные физкультурно-оздоровительные технологии в физическом воспитании (4 часа)
  • Список рекомендуемой литературы
  • 2. Сущность спорта и его основные понятия

    Итак, что такое спорт? Дать обобщенный анализ спорта очень непросто. Социологи рассматривают спортивную деятельность как од­но из общественных явлений в жизни человека; физиологи - как средство сильнейшего влияния на организм человека в экстремальных условиях; педагоги - как процесс воспитания подрастающего поколе­ния и, главным образом, двигательных качеств и т.п.

    Вся история спортивной науки связана с познанием законов о спортивной деятельности человека, закономерностей роста мастерс­тва атлетов, направленных в конечном итоге на создание системы тренировочного процесса как постоянно развивающегося объекта и на разработку эффективных способов управления этой деятельностью.

    Спорт можно рассматривать как совокупность достигнутых на тот или иной исторический период жизни общества материально-ду­ховных ценностей, которые позволяют направить их на развитие спе­циализированной деятельности людей: двигательных и функциональных способностей. Причем эта деятельность имеет четко направленный характер - на целенаправленную интенсификацию двигательных, морфо-функциональных, психических и интеллектуальных возможностей человека с целью реализации их в соревновательной деятельности.

    Следовательно, спорт необходимо связывать прежде всего с со­ревнованиями, демонстрацией достижений в специализированной спортивной деятельности в условиях обязательной регламентации поведе­ния соревнующихся (в соответствии с принципами неантагонистического соперничества) и стандартизации правил соревнований. Кроме этого, к данной характеристике спорта следует добавить черты, ко­торые позволяют отделить эту деятельность человека от другой его деятельности:

      спорт непосредственно не связан с производством (однако это в полной мере можно отнести только к спорту высших достиже­ний);

      спорт без интенсивной специальной подготовки не может су­ществовать;

      занимающиеся спортом нацелены на достижение максимальных результатов, реализацию на этом же уровне своих двигательных, психических и интеллектуальных способностей;

      максимальные спортивные достижения сопоставляются только в сравнимых формах соревнований (единых правил, спортивной квалифи­кации, одинаковых условии состязаний, материально-технической ба­зы и др.).

    Спортивные соревнования являются ведущей функцией спортивной деятельности и обеспечивают выявление победителей среди спортсме­нов и спортивных коллективов, распределяют всех участников сорев­нований по рангу их спортивного мастерства. Только соревнования могут быть объективным критерием творческой работы тренера и спортсмена, достижений науки н практики. Соревнования позволяют в полной мере выявить резервные возможности человека.

    Спортивная деятельность - это регламентированное с учетом определенных правил соревнований действия спортсмена. Она включа­ет в себя не только характер индивидуальных действий в условиях тренировки и соревнований, но и поведение в рамках норм спортив­ной этики. Спортивная деятельность всегда направлена на достиже­ние спортивных результатов.

    Все перечисленные понятия можно условно принять за исходные.

    Спортивная тренировка - это управляемый научно-педагогичес­кий процесс подготовки спортсменов, направленный на спортивное совершенствование через планомерное и целеустремленное воздействие на физические, морфо-функциональные и психические возможнос­ти спортсмена с целью достижения высоких результатов.

    Спортивная подготовка в узком смысле слова понимается как тесно взаимосвязанные между собой физическая, морально-волевая, психическая, техническая и тактическая подготовки, осуществляемые посредством физических упражнений.

    Остановимся на данных компонентах спортивной подготовки бо­лее подробно.

    Физическая подготовка - это процесс развития физических воз­можностей (способностей) человека, особенно основных его двига­тельных качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости и коор­динации.

    Показатели развития этих качеств и составляют основу спортивной работоспособности. Как правило, физическая подготовка направлена в том или ином виде спорта на преимущественное разви­тие двигательных качеств, составляющих основу избранной спортив­ной специализации. Физическая подготовка подразделяется на общую (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

    Спортивно-техническая подготовка - достижение рациональной, экономной и оптимальной техники выполнения специальных и специ­ально-вспомогательных упражнений. При этом особенно большое зна­чение имеет характеристика технической подготовки спортсмена в условиях его выступлений на соревнованиях.

    Тактическая подготовка - это в определенной степени уровень проявления теоретических н интеллектуальных знаний в области дан­ного вида спорта. Тактическая подготовка направлена на освоение совершенствования тактики в избранном виде спорта, эффективного применения всего набора умений и навыков с учетом тех или иных условий соревнований, а также других объективных факторов. Эта подготовка делится на общую тактическую и специальную тактическую подготовку. В первом случае спортсмен учится использовать тактику ведения спортивной борьбы из опыта других видов спорта, а во вто­ром - используются тактические приемы избранного вида спорта.

    Психическая подготовка - это спортивно-педагогический про­цесс, направленный на воспитание личности спортсмена, его мораль­но-волевых качеств, психологической устойчивости и готовности к напряженной борьбе с целью победы над соперником. Эта подготовка осуществляется на всем протяжении многолетнего тренировочного процесса.

    Спортивная форма - это такое состояние спортсмена, когда им достигается оптимальный уровень взаимоотношения физических, пси­хических к технических возможностей на том или ином этапе подго­товки и реализованный в условиях соревновании. Как правило, такое оптимальное соотношение различных компонентов тренировки достигается путем специальной подготовки в течение длительного времени. В тот период организм спортсмена постепенно подводился к ответственным соревнованиям. Еще более сложный процесс - поддержание высокой спортивной формы в течение длительного периода, осо­бенно там, где но необходимо (футбол, хоккей и др.). Однако надо знать, что сохранение высокого состояния спортивной формы не только крайне сложно, но и недеятельно, так как приводит к быст­рому истощению нервных и физических возможностей спортсменов.

    Спортивные достижения. В каждом виде спорта они представляют собой демонстрацию индивидуальных и групповых возможностей спорт­сменов и рассматриваются как признанный критерий успехов. Спортивные достижения - исторически обусловленный этап человеческих возможностей, реализованных в спортивной деятельности. Они оцени­ваются в каждом виде спорт прежде всего в выигрыше у соперника, а критерий этих достижении может быть выражен в баллах, килограм­мах, секундах, занятом месте и других видах измерений.

    Спортивные достижения могут быть обусловлены следующими фак­торами:

      индивидуальной спортивной одаренностью и степенью подго­товленности к достижению высоких результатов (рекорда);

      образом жизни;

      условиями окружающей среды;

      материальными предпосылками;

      научно-методическим обеспечением подготовки спортсменов и степенью внедрения передовых научных разработок в практику спорта;

      размахом спортивного движения в данном обществе.

    Спортивный результат . Он отличается от понятия ""спортивное достижение", гак как характеризует только лишь количественный и качественный показатель, достигнутый на тот или иной период тренировки и показанный в условиях соревнования. Рост спортивного результата находится в тесной зависимости от методики тренировки, применения более повышенных объемов и интенсивности тренировочных нагрузок, особенно на первых этапах многолетнего тренировочного процесса.

    Спортивная квалификация - количественный и ка­чественный уровень подготовленности спортсмена в данном виде спорта. Это показатель имеет относительный характер и изменяется в зависимости от уровня спортивных достижении на том или ином этапе жизни общества.

    Типы спорта . Условно спортивная деятельность человека делит­ся на два основных направления - спорт высших достижений и массо­вый спорт. В то же время принято различать в качестве компонентов массового спорта: "общекондиционный спорт" (обеспечивающий дости­жение и сохранение базовой физической подготовленности), профес­сионально-прикладный спорт (направлен на подготовку человека к профессиональной деятельности), оздоровительно-рекреационный спорт (использование элементов спорта в качестве средства отдыха, восстановления работоспособности, а также для организации инте­ресного отдыха и т.п.).

    Спорт высших достижений. Это понятие в спортивной практике принято относить к тем спортсменам, которые подошли к этапу ре­кордных достижений, готовятся к завоеванию призовых мест в прес­тижных соревнованиях, стремятся получить высокое спортивное зва­ние: мастера спорта международного класса, заслуженного мастера спорта. По достижению спортсменами этих критериев оценивается пе­дагогическое мастерство тренера, спортивного коллектива, спорт­клуба, обслуживающего персонала, наук и др. Контингент спортсме­нов на этапе рекордных достижений формируется, как правило, на протяжении длительной целенаправленной многолетней подготовки из числе наиболее одаренных атлетов, проявивших свои способности уже на начальном этапе тренировочного процесса.

    Профессиональный спорт (коммерческий спорт) по своему харак­теру очень близок к спорту высших достижений, но в своей основе базируется на соревнованиях, где ставится цель не только победить своего соперника, но, главное, получить за свою победу как можно *\ более высокое вознаграждение. Следовательно, в этом типе спорта на первый план выступает экономический стимул как самого профес­сионала, так и клуба, который его содержит. Важнейшими особеннос­тями профессионального спорта являются его зрелищность, позволяю­щая привлекать большое число зрителей, средства массовой информа­ции и телевидения, а также престижность и экономичность. Этот вид деятельности спортсмена стопорится для него профессией, опреде­ленной трудовым законодательством, контрактом, пенсионным обеспе­чением.

    Спорт для всех ориентирован на освоение и распространение культуры двигательной деятельности с учетом склонности занимающе­гося, его физических и функциональных возможностей. Для массового спорта, как и для спорта в целом, характерными являются состяза­тельность, предельное усилие, специализация и ориентация па высо­кий результат. Но при этом важно учитывать, что в этом виде спор­та состязания проходят на уровне равных возможностей, проявление усилий - на уровне доступного. Допускается возможность освоения нескольких видов порта.

    Виды спорта (группы). Их различают по признаку предметной основы соревновательной деятельности человека. В процессе истори­ческого развития сформировалось большое разнообразие видов спор­та, причем более 60 из них признаны на международном уровне и это признание таких видов спорта продолжается. Итак, в практике име­ются вилы спорта, входящие в программу Олимпийских игр, чемпиона­та мира, Европы и других регионов Земли, например программы Все­мирных студенческих игр, спартакиад с т.д. С другой стороны, толь­ко в нашей стране проводится масса различных соревнований по на­циональным видам спорта (их более 100), которые не входят в число официальных, общепринятых в мире спорта.

    Виды спорта группируются по следующим признакам:

      первая группа - самая большая, в нее вошли виды, в которых спортивные достижения зависят от двигательной активности (возмож­ности) самого занимающегося (легкая атлетика, тяжелая атлетика, гимнастика, спортивные игры, борьба и др.);

      вторая группа охватывает виды спорта с действиями по управляемым специальными техническими средствами передвижения (мотоцикл, автомобиль, самолет, яхта и т.д.);

      третья группа - в нее входят виды спорта, в которых двигательная активность связана с поражением цели из спортивного ору­жия (винтовка, пистолет, лук);

      четвертую группу составляют виды спорта, в которых сопос­тавляются результаты модельно-конструкторской деятельности (мыс­ли) спортсменов (авиамодельный и др.);

      пятая группа - в ней объединяются виды спорта с абстрактно-логическим обыгрыванием (шахматы, шашки).

    Определение понятий: «спорт» (в узком и широком понимании), «соревновательная деятельность», «спортивная деятельность», «система подготовки спортсмена», «спортивное движение», «спортивные достижения», «спортивная тренировка. Соотношение понятий: «спорт», «физическая культура» и «культура».

    Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания.

    В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкретных социальных условий приобретает различные черты и формы.

    Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.

    Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей.

    Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.

    Достижение высоких спортивных результатов невозможно без Достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контак- t ob , которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.

    Таким образом, спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.

    Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том случае, если есть хорошо отлаженная система подготовки спортсмена . Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.

    Система подготовки спортсмена включает в себя четыре крупных блока:

    Систему отбора и спортивной ориентации;

    Спортивную тренировку;

    Систему соревнований;

    Внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации тренировочно-соревновательного процесса.

    Основная подготовительно-тренировочная деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки . Она является основной формой подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловливающий его готовность к достижению высших результатов.

    Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Соревнования определяются как специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления.

    Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях и достижение высоких спортивных результатов возможны при условии современного научно-методического обеспечения всей системы подготовки. Отсюда вытекает понятие «школа спорта», под которым понимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших научных данных и передовой спортивной практики.

    В практике спорта широко распространены понятия «спортивная деятельность» и «соревновательная деятельность» . Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга. Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранное общественное явление, так как она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального результата невозможно без включения в сферу спорта большого количества людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, инженеры, специалисты из аппарата управления, сферы искусства, материально-технического обеспечения и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. Причем деятельность этих людей определяется социальными и экономическими условиями жизни общества.

    Спортивная деятельность есть упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимального оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными условиями функционирования спорта в обществе.

    Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью которой является установление общественно значимых и личных результатов. Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях. Соревнования - важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей. Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте.

    Спортивное достижение - это показатель спортивного мастертства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных pe зультатах.

    Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях последнего (массовый общедоступный спорт и спорт высших достижений) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение - это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

    Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

    Такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно- конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям.

    Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.

    Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) -вольного сокращения первоначального слова disport - игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда - различное толкование термина «спорт». В зарубежной печати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном, рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по физической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое определение.

    Спорт - часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человек нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений.

    Спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и норд поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижениям высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

    «Cпорт» - обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

    Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, передвигающегося по аллеям сквера «джогингом» - смесью быстрой ходьбы и медленного бега. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физкультурник, использующий ходьбу и бег для поддержания своего здоровья и работоспособности.

    Однако все эти рассуждения и примеры хотя и помогают договориться о едином толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого общественного явления, каким является современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд.

    Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его отдельных направлений, их принципиальное отличие.

    2. ОПТИМАЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

    Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках короткого рабочего дня выполнить все намеченные дела.

    Мышцы составляют 40-45% массы тела человека. За время эволюционного развития функция мышечного движения подчинила себе строение, функции и всю жизнедеятельность других органов, систем организма, поэтому он очень чутко реагирует как на снижение двигательной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки.

    Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок — один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности.

    Специалист, завершивший обучение по дисциплине «Физическая культура», должен обнаружить мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, сформированную потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, в физическом самосовершенствовании.

    3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

    Специальная физическая подготовка - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.

    Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

    – спортивная подготовка;

    – профессионально-прикладная физическая подготовка.

    Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

    В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.

    Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.

    Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

    Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

    Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

    Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – разновидность специальной физической подготовки, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к профессиональному труду.

    4. ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ И УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ

    В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел - головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций. В среднем масса мозга составляет 2- 2,5% общей массы тела, однако кислорода мозг потребляет до 15-20% используемого организмом. В течение 1 мин мозгу необходимо 40- 50 см 3 кислорода, что свидетельствует о высокой интенсивности обменных процессов в нем. Для этого мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения. Тем не менее энергетический баланс организма при умственной деятельности изменяется незначительно - на 500-1000 ккал выше, чем уровень основного обмена.

    Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснаб-. жение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови и по сонным артериям го- : лобного мозга. Помимо этого, уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы. Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа - замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Все то, что обозначается как неприятности, волнения, нетерпение, все условные рефлексы на I обстановку, в которой неоднократно действовали «отрицательные эмоции», напряженная работа в условиях дефицита времени, высокой ответственности за результат, - все это неизменно сказывается на 1 циркуляторном аппарате кровообращения.

    Так, до начала учебной работы у студентов была зафиксирована частота пульса, в среднем, 70,6 удар/мин; при выполнении относительно спокойной учебной работы - 77,4 удар/мин. Такая же работа средней степени напряженности повысила пульс до 83,5 удар/мин, а при сильном напряжении до 93,1 удар/мин. У переводчиков, занятых синхронным переводом, зафиксирована частота сердцебиений до 160 удар/мин. У научных сотрудников во время выступления на коаЯ ференциях наблюдалось повышение индекса напряженности сердечной деятельности от 200 до 1300%. У преподавателей после лекций обнаружены заметные гормональные изменения. Если умственная работа без резко выраженного эмоционального компонента ведет к увеличению выделения надпочечниками адреналина в кровь на 20%, то при стрессовых ситуациях - на 50-300% (содержание же норадреналина в крови возрастает только при значительных эмоциональных напряжениях).

    При эмоционально напряженном труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%. Изменяется морфологический состав крови (количество лейкоцитов повышается до 8000-9000, уменьшается свертываемость крови, нарушается терморегуляция организма, что приводит к усиленному потоотделению - более интенсивному при отрицательных эмоциях, чем при положительных).

    Все эти изменения часто более выраженно проявляются у студентов дневных отделений, вынужденных совмещать учебу с подработкой, у студентов вечерних отделений, а также у тех, кому не удается совместить время учебной деятельности со своим биоритмологическим оптимумом; наконец у тех, кто имеет существенные отклонения в здоровой организации своей жизнедеятельности.

    В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления, как нормальная реакция организма на выполняемую работу. Объективно она характеризует снижение возможностей организма успешно продолжать ее. Утомлению сопутствует субъективное чувство - усталость. Утомление часто смешивают с усталостью, считая ее легкой степенью первого.- Усталость - психическое явление, переживание, вызванное утомлением. Степень усталости и утомления может не совпадать из-за положительного или отрицательного эмоционального фона деятельности. Однако усталость, по определению А.А. Ухтомского, чуткий «натуральный предупредитель о начинающемся утомлении». Усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, непонимании ее значения, неудачах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижает чувство усталости. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе. Бывают состояния усталости, при которых еще можно совершать умственную работу, но в ней уже не обнаруживаются творческие начала. Усталый человек может выполнять такую работу относительно долго. Затем наступает другой период, сопровождаемый чувством напряжения, когда для выполнения работы необходимо волевое усилие. Дальнейшее продолжение работы в таком состоянии приводит к появлению чувства неудовольствия, нередко носящего оттенок раздражения.

    Степень усталости студент может оценить баллами: не устал -О баллов, легкая усталость - 1, средняя усталость - 2, сильная усталость - 3, очень сильная усталость - 4 балла. Если через каждые два часа работы оценивать степень усталости в баллах, можно получить картину ее изменений. Это позволит более эффективно и рационально распределять учебную нагрузку и оценивать влияние средств, направленных на компенсацию усталости.

    При утомлении деятельность внешних органов чувств или заметно повышается, или до крайности ослабевает; снижается сила памяти быстро исчезает из памяти то, что незадолго до этого было усвоено. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности. В связи с этим условно различают местное и общее утомление. Так, снижение эффективности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором необходим отдых, сон.

    Основной фактор утомления - сама учебная деятельность. Однако утомление, возникающее в процессе ее, может быть значительно осложнено дополнительными факторами, которые также вызывают утомление (например, плохая организация режима жизнедеятельности). Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появлению (хронические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное питание и др.).

    5. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА СНА

    Сон - обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5-8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто И безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

    Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 ч до отхода ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Интенсивная деятельность мозга продолжается даже тогда, когда человек закончил заниматься. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном, затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям, вялости и плохому самочувствию после пробуждения. Перед сном необходимо проветривание комнаты, а еще лучше сон при открытой форточке.

    Малоспящим людям для хорошего самочувствия и высокой работоспособности достаточно 5-6 ч сна. Это, как правило, люди энергичные, активно преодолевающие трудности, не задерживающие чрезмерно внимание на неприятных переживаниях. Многоспящие люди нуждаются в 9 ч сна и даже более. Это преимущественно люди с повышенной эмоциональной чувствительностью.

    Наиболее распространенное расстройство сна, когда человек мало и плохо спит, называют бессонницей. Иногда не дают заснуть дела: переволновался или растревожился человек. Такую бессонницу называют ситуативной. Обычно она проходит вместе с исчезновением причин беспокойства или конфликта. Случается, что кризисная ситуация проходит, но оставляет вредную привычку «слишком сильно стремиться заснуть». Она может вызвать обратную реакцию - развитие стойкой бессонницы от боязни бессонницы. Причиной стойкого расстройства сна могут стать успокаивающие и снотворные средства, если их долго принимать. Снотворные лекарства выключают механизм сна, ломают и перекраивают его фазы.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      Большая советская энциклопедия, М.: Советская энциклопедия, 1971.

      Васильева З. А., Любинская С. М. Резервы здоровья, М., 1984.

      Гусалов А. Х. Физкультурно-оздоровительная группа. М, 1987.

      Комаров Ю. М. Концепция дальнейшего развития здравоохранения и прикладной медицинской науки в Российской Федерации. - М., 1994.

      Коц Я.М., Спортивная физиология. — М.: Физкультура и спорт, 1986.

      Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. -М.: Высш. школа, 1983.

      Кузьменко М. М., Баранов В. В., Шиленко Ю. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. М., 1994.

      Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. –М.: ПРОФИЗДАТ, 1987.

      Лисицын Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Проблемные лекции: Учебное пособие. - М.: Медицина, 1992

      Орешкин Ю. А.. К здоровью через физкультуру. М., 1990.

      Популярная медицинская энциклопедия, -М.: Советская энциклопедия, 1979.

      1. Общая характеристика физической культуры и спорта
      В настоящее время трудно представить общественную жизнь без тех или иных проявлений физической культуры и спорта. Они имеют большую популярность, становятся наряду с наукой и искусством полноправными компонентами социальной жизни общества.
      Что же представляют собой физическая культура и спорт? В чем смысл этих социальных явлений?
      В научной и методической литературе по теории физического воспитания понятия «физическая культура», «спорт» трактуются как в узком, так и в широком смысле. Наиболее емкое, на наш взгляд, их определение дает Л.П.Матвеев (1991,1997,1999).
      Физическая культура в узком смысле – это часть культуры личности, основу которой составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического совершенствования.
      В широком смысле физическая культура рассматривается как органическая часть (отрасль) культуры общества, включающая всю совокупность его научных и практических достижений в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности населения.
      Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, без которой он существовать не может. Исходя из этого, спорт в узком смысле можно определить через собственно соревновательную деятельность, т.е. способ регламентировано противобоческого выявления сопоставления и оценки человеческих возможностей в самой этой деятельности, а вместе с тем и как действенное средство максимизации их (сил, способностей, умения искусно пользоваться ими для реализации достиженческих целей).
      Вместе с тем, спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности. Определяемое понятие имеет и более глубокий смысл, обусловленный социальной сущностью и назначением спорта в современном обществе.
      Для того чтобы достичь высоких спортивных результатов, необходима отлаженная система подготовки спортсменов, складывающаяся и действующая в сфере многообразных человеческих контактов между спортсменами, тренерами, научными и медицинскими работниками, судьями, организаторами соревнований, обслуживающими персоналом, зрителями, спонсорами, представителями средств массовой информации и т.д. Эти контакты осуществляются на разных уровнях, начиная с межличностных отношений в отдельном спортивном коллективе и заканчивая стратегической управленческой деятельностью организаций самого высокого, в том числе международного, уровня.
      Таким образом, спорт в широком понимании представляет собой собственно соревновательную деятельность, процесс специальной подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие
      отношения, поведенческие нормы и достижения в сфере этой деятельности.
      По мнению Л.П.Матвеева (1999) в таком широком понимании спорт представляется весьма сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества.
      С определенных позиций, спорт, использующий двигательную деятельность как фактор физического совершенствования и направленного развития физической дееспособности населения, является составной частью физической культуры. Однако следует отметить, что некоторые виды спорта не связаны непосредственно с высокой физической активностью (радиоспорт, шахматы и т.д.). Наряду с этим, занятиям физической культурой не всегда свойственна ярко выраженная «достиженческая» соревновательная деятельность. Именно поэтому справедливо дифференцировать физическую культуру и спорт как различные понятия.

      2. Классификация видов спорта

      Развитие спортивного движения во всем мире привело к возникновению и формированию более двухсот самостоятельных видов спорта. В нашей стране культивируются около ста пятидесяти из них. При этом многие виды спорта включают в себя несколько соревновательных дисциплин, каждая из которых характеризуется особым составом действий, собственными способами ведения спортивной борьбы и правилами проведения состязаний.
      В Олимпийской хартии вид спорта определяется как исторически сложившийся тип соревновательной деятельности, сформировавшийся как самостоятельная ее составляющая (легкая атлетика, плавание, борьба, футбол, гимнастика и т.д.). Он может включать в себя одну или несколько спортивных дисциплин.
      Спортивная дисциплина – это составная часть вида спорта, курируемого одной спортивной федерацией, которая отличается от других входящих в вид спорта дисциплин формой или содержанием соревновательной деятельности (ходьба, бег, прыжки и метания в легкой атлетике; греко римская и вольная борьба; художественная и спортивная гимнастика и т.д.).
      Соревновательная дисциплина это вид соревновательной деятельности, в котором проводятся состязания спортсменов.
      При изучении общих и частных закономерностей спортивной деятельности, безусловно, необходима систематизация видов спорта по наиболее характерным для них признакам.
      В наиболее широко известной классификации Л.П.Матвеева (1977, 1999) предлагается подразделять виды спорта по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на 6 групп:
      1. Виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность с предельным проявлением физических и психических качеств занимающихся (большинство видов спорта).
      2. Виды спорта, основа которых заключается в действиях по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.).
      3. Виды спорта, двигательная активность в которых лимитируется условиями регламентированного поражения цели из специального оружия (стрельба пулевая, стрельба из лука, дартс и т.д.).
      4. Виды спорта, в основе которых лежит модельно конструкторская деятельность спортсмена (авиамодельный, судомодельный и т.д.).
      5. Виды спорта, смысловое содержание которых заключается в абстрактно логическом обыгрывании соперника (шашки, шахматы, бридж и т. д.).
      6. Виды спорта, основу которых составляют двигательные действия, входящие в различные виды спорта (спортивное ориентирование, биатлон, морское многоборье, современное пятиборье и т.д.).
      В спортивной практике виды спорта и отдельные спортивные дисциплины, входящие в основном в первую группу (см. выше), могут также классифицироваться по характерному типу проявления физических и технико тактических способностей занимающихся на 6 подгрупп:
      – скоростно силовые (прыжки, метания, спринтерский бег, тяжелая атлетика, велосипедный спринт и т.д.);
      – циклические (требующие преимущественного проявления выносливости локомоции: бег, плавание, лыжные гонки, гребля, шоссейные велогонки и т.д.);
      – сложно координационные (гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание, акробатика, горнолыжный спорт и т.д.);
      – спортивные игры (футбол, волейбол, водное поло, теннис и т.д.);
      – единоборства (бокс, борьба, фехтование и т.д.);
      – многоборья.

      3. Основные направления развития спортивного движения

      Спорт во всем мире в настоящее время развивается по двум основным направлениям (рис. 1.1):
      1) массовый общедоступный спорт;
      2) спорт высших достижений.
      Массовый общедоступный спорт имеет следующие разновидности: детско юношеский или школьный, студенческий, профессионально прикладной, кондиционный, рекреативный и инвалидный.
      Во многих странах мира эти разновидности включены в движение «спорт для всех». В зависимости от направленности занятий в массовом спорте преимущественно решаются конкретные задачи: воспитательные, оздоровительные, рекреативные, профессионально прикладные, связанные с поддержанием занимающимися своего оптимального физического состояния (кондиции).
      Школьный спорт и студенческий спорт ориентированы на приобретение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности, реализуемых через достижение спортивных результатов массового уровня. Практика использования спорта в системе образования подчинена, прежде всего, общепедагогическим принципам и строится в соответствии с единой логикой и условиями организации многосоставного учебно воспитательного процесса (Л.П.Матвеев, 1999).
      Профессионально прикладной спорт используется как средство подготовки к определенной (в основном – экстремальной) профессиональной деятельности. Он, как правило, ориентирован на формирование специфический двигательных навыков и развитие приоритетно значимых физических качеств (морское, военное, милицейское многоборья, пожарно прикладной спорт, различные виды боевых и восточных единоборств и т.д.).
      Оздоровительно рекреативный спорт служит средством здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения оптимального уровня работоспособности.
      Кондиционный спорт используется для поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей и долговременного сохранения их специфической дееспособности. Эти задачи реализуются, в том числе, через подготовку к участию и участие в массовых и официальных соревнованиях для ветеранов.
      Спорт для инвалидов служит средством их реабилитации, повышения физической работоспособности, эмоциональной зарядки и приобщения к общественно полезной деятельности.
      Спорт высших достижений – это деятельность, направленная на удовлетворение интереса занимающихся к определенному виду спорта, на достижение ими высоких спортивных результатов, которые в итоге получают должное общественное признание, на повышение, как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне – еще и престижа страны.
      Достижения в большом спорте возможны только благодаря целенаправленной, многолетний тренировочной работе с предельными физическими и психическими нагрузками, использованию сбалансированной системы тренировочных и соревновательных нагрузок, с постоянным увеличением соревновательной практики как наиболее эффективного средства мобилизации функциональных ресурсов, применению нетрадиционных средств подготовки, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма, при условии незаурядной спортивной одаренности спортсмена, совершенной системы управления тренировочным процессом.
      В тоже время, совершенно очевидно, что спорт высших достижений как бы «вырастает» из массового общедоступного спорта, связан с ним определенной преемственностью в отношении средств и методов подготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая для него целевые ориентиры.
      Современный спорт высших достижений удел сравнительно немногих, действительно обладающих выдающимися спортивными способностями людей, однако, он также неоднороден. В настоящее время в нем наметились два направления:
      – любительский (профессионализированный) спорт высших достижений (Л.П.Матвеев, 1999) или олимпийский спорт (В.Н.Платонов, 1997);
      профессиональный коммерческий спорт.
      Любительский спорт остается той специфической сферой деятельности, в которой обеспечивается максимальное выявление и развитие природной одаренности и личностных качеств человека через неуклонное продвижение к новым спортивным достижениям. Любительский спорт развивается полностью в соответствии с основными законами развития спорта. В.Н.Платонов (1997) относит такой спорт к категории – «олимпийский спорт». По мнению Л.П.Матвеева (1999) и ряда других специалистов любительский – олимпийский спорт все заметнее профессионализируется. Это значит, что у определенной части спортсменов, начинающих с так называемого любительского спорта, спортивная деятельность, при известных условиях, занимает основное место в их образе жизни, становится главной сферой приложения их деятельных сил, и, вместе с тем, становится основным источником их материального благополучия.
      Однако основное отличие профессионального коммерческого спорта от так называемого «любительского» заключается в том, что он развивается уже не только по законам спорта, но и по законам бизнеса. На систему подготовки спортсменов профессионалов определяющее влияние оказывают целевые установки, сводящиеся к успешному выступлению в длинной серии стартов, следующих один за другим. Это связано с действием основополагающего принципа материального вознаграждения, тесно связанного с текущим рейтингом спортсмена, а значит с необходимостью постоянно стремиться к повышению этого рейтинга, выполняя условия организаторов коммерческих соревнований.
      Спортсменов, попавших в сферу спорта высших достижений, можно условно разделить на три группы. К первой из них следует отнести спортсменов (профессионалов и любителей), которые, прежде всего, стремятся успешно выступать на главных, наиболее престижных «любительских» стартах, максимально повышающих рейтинг в случае удачного исхода соревновательной борьбы (Олимпийских играх, чемпионатах мира, континентальных первенствах и т.д.).
      Вторую группу составляют спортсмены профессионалы, имеющие высокие результаты и высокий рейтинг, но не настраивающиеся на приоритетное выступление в официальных любительских соревнованиях, поскольку главная их цель связана с успешным выступлением в различных профессиональных турнирах, коммерческих стартах и стартах по приглашению.
      К третьей категории относятся спортсмены ветераны (представители спортивных игр, отдельных видов единоборств, фигурного катания и др.), которые, поддерживая средний для себя уровень физической подготовленности и обладая очень высоким техническим мастерством, достаточно долго продолжают выступать ради привлечения зрителей и сохранения тем самым собственных высоких заработков.
      4. Социальные функции спорта
      В настоящее время спорт представляет собой многообразное общественное явление. В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества, приобретая различные черты в зависимости от конкретных социальных условий. Вместе с тем, спорт оказывает огромное влияние, как непосредственное, так и опосредованное, на культурное и экономическое развитие общества, на весь образ жизни людей. Поэтому спорту присущи социальные функции.
      Термин «функция» отождествляется с понятием действие. С этой точки зрения, необходимо говорить о воздействии спорта на человека с целью удовлетворения его физических и духовных потребностей. Однако спорт не ограничивается только этим, его функции гораздо шире.
      В настоящие время теоретики выделяют ряд присущих спорту социальных функций – специфических и неспецифических.
      К специфическим функциям относят те, которые реализуются в основной сущности самого спорта – его соревновательной деятельности. Эти функции носят название: соревновательно эталонная и соревновательно эврестическая.
      Соревновательно эталонная функция спорта заключается в том, что разнообразные классификационные нормативы и фиксируемые рекорды приобретают широкое признание и служат своеобразными индикаторами индивидуальных и общечеловеческих возможностей. При этом важно то, что спортивные эталоны постоянно меняются, прогрессируют, стимулируя мобилизацию усилий для самосовершенствования.
      Соревновательно эвристическая функция заключается в поисковой деятельности, сопряженной с познанием человеком своих возможностей и нахождением способов их максимальной реализации.
      Неспецифические функции реализуются вне соревновательной деятельности.
      Спортивно оздоровительная функция проявляется в положительном влиянии занятий спортом на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно ярко это выражено в детском и юношеском спорте, где благоприятное влияние спортивных занятий на формирующийся и развивающийся организм просто неоценимо. Именно в этом возрасте посредством адекватной двигательной активности закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки соблюдения правил личной и общественной гигиены. Большая роль массовому, кондиционному и рекреативному спорту отводится в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий сокращения двигательной активности в трудовой деятельности и в быту, связанного с техническим прогрессом. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Он представляет собой неиссякаемый источник положительных эмоций, оптимизирует психическое состояние, позволяет снимать умственную усталость и т.д.
      Воспитательная функция спорта определяется его мощным воздействием на формирование личности занимающихся, их мировоззрения, характера, волевой сферы и т.д.
      Экономическая функция спорта выражается, прежде всего, в том, что средства, вложенные в его развитие, в итоге компенсируются повышением уровня здоровья населения, ростом работоспособности трудящихся, увеличением производительности труда, продлением человеческой жизни.
      Экономическое значение имеют также финансовые средства, полученные от организации спортивных зрелищ, эксплуатации специальных сооружений, предоставления различных услуг в области физической культуры и спорта и т.д. Однако это лишь малая доля, которая, как правило, не может окупить те средства, которые государство и общественные организации вкладывают в физическую культуру и спорт. Основная общественная ценность – здоровье населения. И в этом аспекте роль спорта, безусловно, неоценима.
      Эстетическая функция спорта раскрывается в том, что он несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, и в этом отношении граничит с искусством. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения ведущих атлетов, праздничное настроение – все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища определяется эмоциональной доходчивостью, остротой вызываемых переживаний, затрагивающих личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.
      Социализирующая функция спорта (функция социализации личности) вытекает из того, что спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений.
      Спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные), так или иначе, включаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, основу усвоения человеком социального опыта, как в сфере спорта, так и более широком масштабе, является фактором сближения людей, объединения в группы по интересам. Популярность спорта, естественная увязка спортивных успехов и достижений с престижными интересами нации и государства делают его удобным средством воздействия на массовое сознание.
      Коммуникативная функции спорта раскрывается в том, что универсальный «язык спорта», его всеобщая притягательность делают спорт действенным фактором укрепления международных связей, представляют собой мощный импульс для роста взаимопонимания и культурного сотрудничества народов. Спорт занимает, таким образом, одно из ведущих мест в международном общении.