Йоги здесь не будет. Почему пришли за йогом? Общественные деятели по йоге под стражей

  • 14.02.2024

Дело — административное, судья — мировой. Но возмущения — через край. Такое ощущение, что ответчику грозит высшая мера.

Вот суть претензий. С жалобой на петербургского программиста, а по совместительству йога Дмитрия Угая обратился гражданин Наиль Насибулин, который усмотрел опасность в лекциях, которые читал Угай.

Точнее увидел осуществление незаконной миссионерской деятельности от имени организации Шри Чайтанья Сарасват Матх. А еще точнее — распространение информации о вероучении "вайшна-визма" среди лиц, не являющихся участниками этого религиозного объединения, чтобы вовлечь их в состав участников.

Так как "закон Яровой" запрещает проповедовать религиозные учения без соответствующих документов и вне специально разрешенных мест — был составлен протокол и дело отправлено в суд первой инстанции.

Вот только Дмитрий Угай все опровергает. Утверждает, что не было никакого умысла, а термин "вайшна-визм" — это, кстати, одно из основных направлений индуизма, отличительной особенностью которого является поклонение Вишну и его аватарам — даже ни разу не произнес.

На защиту встал и глава Федерации йоги России. Мол — за такие лекции можно посадить и профессора МГУ. К нему присоединилась и певица Сати Казанова, которая заявила, что теперь боится преследований, поскольку тоже преподает йогу. В общем, конфликт — налицо.

О том, что такое йога, Дмитрий Угай говорил почти сорок минут на лекции, которая по его утверждению, никакого отношения ни к миссионерству, ни к религии — не имела.

"Мы можем сказать, что йога смыкается с религией. А на самом деле, оно так и было изначально, потому что корень "йога", означающий "связь" — тот же самый примерно смысл, что и у латинского слова religare или "религия". То есть йога является связью с Богом. Поэтому человек, который идет путем йоги, он связывается с Богом", — заявил автор во время лекции.

По странному совпадению на это "обычное" выступление лектор зачем-то пригласил своего адвоката. Так что когда в зале появилась полиция, в отделение Дмитрий Угай отправился не один.

"Я прочел лекцию по философии. Минут 40 я говорил. И потом ко мне подошел молодой человек. И передал чье-то распоряжение прекратить в течение 5 минут. Мне дали пять минут, я сказал несколько слов, думая, что это просьба организаторов, просто у них другие какие-то планы. Но потом я увидел, что пришли сотрудники полиции — один в форме стоял, другой в гражданском. И не предъявив никакого удостоверения, сказали, что я должен проехать с ними в дежурную часть", — рассказал Угай.

Любопытно, что сам он утверждает, что лекцию читал как частное, хотя и весьма заинтересованное, лицо. Иначе говоря, ни к какой религиозной организации он отношения не имеет. А значит, и вербовать сторонников якобы не имел никакой возможности.

"Сектоведам, религиоведческому сообществу хорошо известен Дмитрий Угай. Он, действительно, является крупным проповедником, миссионером. Если зайти, например, на сайт Harekrishna, посмотреть на сайтах и блогах "Миссия Шри Чайтанья", то можно увидеть, что у него официальный статус проповедника. И когда его защита, либо он сам, либо некие оппозиционные либеральные СМИ указывают на то, что это некий простой программист, и он не имеет отношения к деятельности религиозных объединений, религиозных организаций, — это неправда", — заявил Игорь Иванишко, руководитель Правового экспертно-консультационного центра.

На той октябрьской лекции Дмитрий Угай выступал, как он выражается, под своим "светским именем". Проверить трудно — страница с анонсом мероприятия после скандала неожиданно оказалась недоступна. Зато в открытом доступе — объявление о прошлых выступлениях активиста все на том же фестивале, где он, как выяснилось, частый гость.

Шрипад Бхакти Ашрай Данди Махарадж (Дмитрий Угай). Как говорят специалисты — это указание на высший статус в хорошо известной религиозной организации. Именно это смутило активистов, которые и написали заявление в полицию с просьбой проверить, о чем именно говорит с аудиторией Дмитрий Угай.

Кстати, сам Дмитрий Угай утверждает, что на фестиваль хотел попасть как волонтер. Якобы информацию о нем нашел в Интернете и готов был хоть мебель двигать, лишь бы принять участие.

Что кажется маловероятным — раз с лекциями знаток Индии выступал не впервые, то наверняка знал, к кому обращаться и что предлагать. И это — еще одна нестыковка в деле, с которой тоже предстоит разобраться суду.

Сегодня заседание отложили — чтобы вызвать свидетелей. Тех, кто непосредственно присутствовал на том самом спорном выступлении.

Сам же Дмитрий Угай таким решением недоволен. Говорит, был уверен — все обвинения с него должны снять.

«Никто не может объяснить, почему мне вменяется правонарушение по статье КоАП 5.26. Свидетели и оперуполномоченный Магомедов Арсен Магомедович вызваны в суд 18 января, суд заслушает объяснения и показания свидетелей и примет, надеюсь, окончательное решение», - написал на своей странице «ВКонтакте» Дмитрий Угай вечером в понедельник, 9 января.

Общаться с журналистами в тот вечер он был не готов.

«Дорогие друзья! Я смогу ответить всем, кто интересуется деталями, только завтра днем. Прошу прощения, я никакой, очень мало спал последние три дня. Спасибо за понимание!» - объяснил Дмитрий Угай.

Он был задержан 22 октября 2016 года в Лофт-проекте «Этажи» на Лиговском проспекте, где читал лекцию «Виды йоги» в рамках фестиваля ведической культуры «Ведалайф». Вместо одного часа лекция продлилась 38 минут, а потом Угая задержали сотрудники правоохранительных органов и привезли в 76-й отдел полиции.

Преподавателю йоги предъявили обвинение по части 4 статьи 5.26 Кодекса об административных правонарушениях РФ. За осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях ему грозит штраф в размере от 5 до 50 тысяч рублей. Напомним, этот пункт дополнил КоАП РФ в июле прошлого года в рамках так называемого «закона Яровой» , который призван усилить борьбу с терроризмом и общественную безопасность.

Дмитрия Угая задержали по жалобе жителя Петербурга Наиля Насибулина, который утверждает, что сегодня под видом занятий йогой происходит вербовка людей в кришнаиты. По крайней мере, так было с его супругой и сестрой.

Примечательно, что Дмитрия Угая задержали по жалобе жителя Петербурга Наиля Насибулина, который утверждает, что сегодня под видом занятий йогой происходит вербовка людей в секты. По крайней мере, так было с его супругой и сестрой. Они ушли в движение ноосферного образования несколько лет назад, сообщил Насибулин агентству «РосБалт».

При этом Дмитрий Угай в разговоре с «Общественным контролем» заявил, что с Наилем Насибулиным лично не знаком. И не знает ни его жены, ни сестры, поскольку сам принадлежит к кришнаитам.

Дмитрий Угай утверждает, что на той самой лекции о видах йоги подкреплял информацию выдержками из фундаментальных текстов индийской философии, официальные переводы которых читают на факультетах востоковедения и религиоведения.

«Я давал информацию, высказывал свое мнение, но никого никуда не вербовал, потому что считаю, что вероисповедание человека - это его личное дело. То, что в моей лекции нет миссионерства, подтверждают и результаты независимой экспертизы, которые я выложил в интернет. Я не нарушал закон. Меня судят за мировоззрение, хотя Конституция РФ гарантирует свободу совести и вероисповедания, свободу мысли и слова», - говорит Дмитрий Угай.

Он надеется, что его оправдают. Если этого не произойдет в мировом суде Центрального района Петербурга, он будет добиваться справедливости в судах высшей инстанции.

«Я давал информацию, но никого никуда не вербовал, потому что считаю, что вероисповедание человека - это его личное дело. То, что в моей лекции нет миссионерства, подтверждают и результаты независимой экспертизы».

«Моя история заинтересовала многих, потому что показывает, что в нашей стране могут осудить за то, что человек занимается йогой и изучает индийскую философию. А между тем индийская культура имеет глубокие корни в русской культуре, поскольку повлияла на многих деятелей. Сегодня меня поддерживают Федерация йоги России, индийская община в Петербурге, консул Индии, известные востоковеды. И мне звонят западные журналисты. Я не хочу, чтобы у моей страны была репутация той, в которой человек не может свободно высказывать свое мнение. Повторю еще раз. Я не нарушал закона. С точки зрения здравого смысла я прав. Я философ, не правовед, но считаю, что закон должен защищать права и свободы граждан, защищать слабых от сильных. Наказывать надо за поступки, а не за вероисповедание. Никто не должен бояться заниматься йогой», - сказал Дмитрий Угай.

Стоит сказать, что вокруг «закона Яровой» дискуссии до сих пор продолжаются. Так, к примеру, Виктор Бирюков, координатор группы помощи пострадавшим от деструктивных культов, считает, что изменения в федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», прошедшие в рамках «закона Яровой», носят общий характер и не учитывают тонкости обстановки.

«С определением миссионерской деятельности вышел конфуз. В строгом соответствии с буквой нового закона, все, что ведется от имени религиозного объединения, - миссионерская деятельность. Однако человек может вести деятельность от своего собственного имени в рамках понравившегося ему учения, и тогда он вообще никаким миссионерством не занимается. Кроме того, разовое действие деятельностью не является. То есть если кто-то нарушает порядок ведения миссионерской деятельности, то для доказывания самого факта ее наличия правоохранительным органам в каждом случае придется доказывать привязку к некоей религиозной группе или организации, что сложно, особенно если группа не зарегистрирована, а также многократность действия», - объяснил «Общественному контролю» Виктор Бирюков.

«Я не хочу, чтобы у моей страны была репутация той, в которой человек не может свободно высказывать свое мнение. Я философ, не правовед, но считаю, что закон должен защищать права и свободы граждан, защищать слабых от сильных».

Он полагает, что отсутствие конкретики в законе привело к тому, что в разных регионах начала складываться диаметрально противоположная практика. Где-то любой религиозный лозунг толкуется органами власти как миссионерство, где-то, опираясь на другие толкования данной нормы, по-прежнему позволяют агрессивно навязывать людям религию.

«В погоне за красивым русским языком законодатель уходит от конкретики, все лазейки - в обтекаемых фразах. Некоторые дополнительные рычаги для воздействия на секты закон правоприменителю (прокуратуре, полиции) все же предоставляет. Не более. В частности, конкретизированы обязанности маркировки распространяемых миссионерами материалов. Но такая обязанность была и раньше, но в менее четком виде. Говоря проще, раздавать анонимные миссионерские листовки теперь станет еще сложнее. Также в “законе Яровой” внесена интересная формулировка: “Религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности”. Видимо, имеется в виду, что не смогут теперь завод или парикмахерская пригласить иностранного гражданина в качестве миссионера. Возможно, кто-то пытался так делать, но вряд ли это являлось центральным моментом распространения сект или экстремистов. А еще вроде как “не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях”. Однако подъезд жилым помещением не является, а сектанты ни к кому домой особо и не врываются, да и странно бы это было: неприкосновенность жилища и так защищена Уголовным кодексом и Конституцией. В общем, как такового усиления регулирования религиозно-миссионерской деятельности “законом Яровой” я не вижу», - сказал эксперт по сектам.

О том, как сегодня на самом деле вербуют в секты, читайте в отдельном материале «Общественного контроля».

17:53 — REGNUM Суд в Петербурге не нашел признаков незаконной миссионерской деятельности в поступках лектора йоги, передает корреспондент ИА REGNUM . Мировой суд 18 января постановил прекратить дело в отношении Дмитрия Угая за отсутствием состава административного правонарушения.

Напомним, Угая задержали в октябре 2016 года в лофт-проекте «Этажи» на Лиговском проспекте, когда он читал лекцию о пользе йоги. Полицейские доставили его в 76 отдел и предъявили обвинение в правонарушении по части 4 статьи 5.26 КоАП РФ (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях). За это правонарушение, согласно поправкам, внесенным в КоАП по инициативе депутата Госдумы Ирины Яровой, может грозить штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей либо обязательные работы на срок до 120 часов.

На заседании суда свидетели поделились впечатлениями о той лекции: двое заявили, что она носила не религиозный, а чисто культурологический характер, еще одна женщина сообщила, что Дмитрий Угай рассказывал о «философском религиозном учении восточного характера». «Он сказал, что без изучения духовности йога ничего не дает, это не просто физические упражнения, а духовные практики», — заметила свидетельница.

Адвокаты призвали отнестись критически к подобным показаниям, отметив, что никто из свидетелей не имеет профильного образования и вряд ли разбирается в основах какого бы то ни было восточного учения. Кроме того, автор заявления в полицию Наиль Насибулин не смог вспомнить, упоминались ли в лекции слово «вайшнавизм» (его адептов также называют кришнаитами), название какой-либо религиозной организации. Другие свидетели показали, что такие слова и данные об организациях в лекции Угая не звучали.

Дмитрий Угай сообщил, что, по его мнению, у Насибулина есть основания оговорить его. «Никаких лже-доносов на Угая я не писал», — ответил ему свидетель. Он сказал, что организаторы обязаны «открыто заявлять о религиозной направленности своих мероприятий». В свою очередь, Угай подчеркнул, что выступал лектором как частное лицо и не является представителем какой-либо религиозной организации, что необходимо для миссионерской деятельности.

Защита настаивала, что Угай не мог нарушить требования к миссионерской деятельности, так как не осуществлял ее, не упоминал религиозных объединений и не распространял информацию о собственном вероучении. «Ни разу в лекции слово «вайшнавизм» не употреблялось, это видно из стенограммы лекции», — подчеркнула сторона защиты. В противном случае надо было бы наказывать всех преподавателей теологии, религиоведов, учителей на уроках православной культуры, полагают адвокаты.

Адвокат Анатолий Пчелинцев прочел выдержки из постановления советского суда от 1973 года, согласно которому женские сборные по футболу, практики йоги и другие зарубежные спортивные мероприятия не способствуют правильному духовному развитию советского человека. «Нас что, хотят вернуть туда же, в 1973 год?» — обратился он к суду, зал среагировал бурными аплодисментами.

«Спасибо йогам, что внимание к «закону Яровой» было привлечено в таком массовом характере. Йогу как метод оздоровления используют миллионы наших сограждан. Попытка придать ей религиозный характер поставила бы под запрет ее как таковую в России. Судья сегодня олицетворяла не саму себя, а всё судебное сообщество. И то, что было вынесено такое справедливое решение — это великое дело», — отметил адвокат Пчелинцев, комментируя оправдательный вердикт суда.

Отметим, что в конце августа 2016 года проповедник неканонической украинской религиозной структуры был задержан сотрудниками полиции в Санкт-Петербурге. По решению мирового суда, его могут привлечь к ответственности согласно норме закона, появившейся в рамках так называемого «пакета Яровой», сообщали СМИ. В отношении задержанного был составлен протокол об административном правонарушении по статье 5.26 КоАП РФ (Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях).

Добавим, что 22 августа 2016 года петербургская полиция приняла решение о депортации из РФ украинского проповедника Павла Дученко, выступавшего с антиконституционными призывами и добровольно не покинувшего страну по решению миграционной службы.

История вопроса

Правосудие осуществляется только специальным государственным органом – судом. Судебная система, - это совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Согласно Конституции Российской Федерации судебная власть представляет собой одну из трёх независимых ветвей власти.

Высшим судебным органом является Верховный суд, который рассматривает дела в кассационном и апелляционном порядке, а в некоторых случаях и как суд первой инстанции. Он осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции (в том числе военных), обобщает судебную практику и даёт разъяснения по правоприменительным вопросам.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по гражданским, уголовным и административным делам. Как правило, дела рассматриваются районными судами, вышестоящие суды рассматривают дела в кассационном и апелляционном порядке. Для некоторых категорий гражданских и уголовных дел в России в 2002 годы булл учреждён институт мировых судей.

Дела о преступлениях, совершённых военнослужащими, рассматривают военные суды. Экономические споры между субъектами хозяйствования, или между субъектами хозяйствования и госорганами рассматривают арбитражные суды.

Дела о соответствии Конституции РФ нормативных и правоприменительных актов государственных органов и органов местного самоуправления рассматривают Конституционный суд РФ и конституционные суды субъектов федерации.

Д ело Дмитрия Угая, питерского «йога», которого судят согласно «закону Яровой», разразилось внезапным скандалом в Сети. Общественность недоумевает, как это так, «простого йога» взяли и посадили? За что?

Дело Дмитрия Угая, питерского «йога», которого судят согласно «закону Яровой», разразилось внезапным скандалом в Сети. Общественность недоумевает, как это так, «простого йога» взяли и посадили? За что?

На самом деле, чтобы массам было понятно, о чем речь и почему «простой йог» - не совсем простой, нужно разбираться с тем, что себе представляют защитники Угая. Представляют они себе, видимо, мальчиков и девочек в шортах и трико, которые задирают ноги выше головы и вообще тренируют правильное дыхание. То есть спортивную йогу.

Так вот, спортивная йога к этой истории не имеет вообще никакого отношения. Нет там ни спортивных костюмов, ни ног, задранных за голову, ни спортивных же сертификатов, ни гарантий физической безопасности, да и польза для здоровья откровенно сомнительна.

Дело в том, что йогин Угай, как и его коллеги по некоторым вполне религиозным организациям, учил тем методикам, которые не про физическое здоровье, а про «настройку ума». То есть в первую очередь это пение мантр в позе лотоса, сосредоточение на мистических и сакральных образах и прочая неоиндуистская атрибутика. Еще раз подчеркну: не индуистская, а именно неоиндуистская.

Поскольку в рамках классического индуизма неиндусам йогой заниматься бессмысленно. Надо для начала переродиться в соответствующей касте в рамках череды перерождений, чтобы в этих практиках были смысл и польза, опять же сугубо религиозные.

А вот в неоиндуизме - тут все проще. Уверовал, вступил в общину - и пожалуйста, ты уже «вайшнав», или «преданный». Это в первую очередь касается Международного общества сознания Кришны, к которому Угай то ли имел, то ли и сейчас имеет отношение.

Как минимум на своих лекциях он говорил о том, что главный религиозный текст кришнаитов, «Бхагавад-Гита как она есть» - это очень важная, нужная и полезная книга. Да и буквально с первой минуты лекции Угай говорит, что «асаны (физические упражнения) - это не главное в йоге».

Тут стоит сказать о том, что такое пресловутое Международное общество сознания Кришны. Это действительно международная религиозная организация, представленная в Индии достаточно скромно. Все больше в США, Европе и России. У нас эти милые люди появились еще в конце восьмидесятых.

Некоторые российские религиоведы дают МОСК вот такую характеристику: «Тоталитарный культ восточного направления, характеризующийся насаждением среди адептов антипатриотических и антинациональных воззрений, пренебрежительного отношения к не членам культа».

Еще есть весьма познавательная книга «Обезьяна на палке» журналистов Джона Хьюбнера и Линдсей Грусон, которая в подробностях повествует, почему данный культ тоталитарен и что же в практиках кришнаитов нехорошего. Ну, там, торговля наркотиками, педофилия и прочее из «стандартного набора» тоталитарных сект.

Понятное дело, представители МОСК все это опровергают и говорят, что они добропорядочная, традиционная религиозная организация, которой уже много сотен, а то и тысяч лет. Ну ладно, давайте поверим, хотя вот Хорошевский суд города Москвы еще в 1997 году не поверил .

Но ни один кришнаит не будет отрицать того, что МОСК - именно религиозная структура, ведь так? И ни один кришнаит не откажется от того, что «Бхагавад-Гита как она есть» - это именно доктринальный, сакральный текст, правильно?

Так вот, в итоге получается, что некий йогин, как минимум в прошлом имевший отношение к международной религиозной организации, проповедовал для масс важность, ценность и полезность главной сакральной книги данной религиозной организации. А еще учил, что асаны, то есть то, что большинство в России и считает йогой, - в йоге совсем не главное.

А главное - это как раз мантры, медитация и следование заветам «Бхагавад-Гиты». Не очень похоже на гимнастические упражнения, не правда ли? Скорее все же напоминает миссионерскую деятельность.

Понятно, что и сам Угай, и организаторы фестиваля, где он и выступал с «лекцией», заявляют о сугубо светском характере и самой лекции, и данного мероприятия вообще. Но тут опять нюанс: по некоторым данным, организаторы фестиваля - это в том числе представители такой опять же религиозной организации, как «Шри Чайтанья Сарасват Матх», также охарактеризованной как «индуистский культ».

#{author}В общем, религиозная организация проводит фестиваль, где идут лекции на религиозные темы от представителей религиозных течений, но все это «сугубо светское мероприятие». Есть мнение, что кто-то в этой истории говорит неправду.

Вообще же это очень распространенная практика в среде разного рода тоталитарных культов: маркировать свои религиозные собрания как фестивали, семинары и лекции сугубо светского, просветительского характера. Что не отменяет ни их религиозной, ни их миссионерской сути.

Похоже, что наши правоохранительные органы научились идентифицировать подобного рода акции и давать им адекватную правовую оценку. Что и выливается в задержания, возбуждения дел и судебные процессы.

В целом же нужно сказать, что на сегодняшний день в Петербурге очень много представителей самых разных «новых религиозных организаций». Чего стоит рейд по явочным квартирам «Аум Синрикё» в прошлом году!

Хочется надеяться, что к проблеме тоталитарных культов государство все же подошло системно, и дело Угая - это только один из первых примеров адекватной религиозной государственной политики.

Суд в Санкт-Петербурге в понедельник вынесет решение по административному делу в отношении программиста Дмитрия Угая, чью лекцию о философии йоги сочли нарушением поправок из «пакета Яровой», запрещающих занятие миссионерской деятельностью вне указанных в законе пространств. Дождь рассказывает главное об этом необычном деле.

  • Дмитрий Угай, программист из Санкт-Петербурга, интересуется индийской философией и йогой более 20 лет. 22 октября его пригласили прочесть лекцию на фестивале ведической культуры «Ведалайф» в петербургском лофте «Этажи». В лекции он рассказывал о видах йоги, текстах, на которых она основана, и основах философии этой духовной практики.
  • Лекцию прервали через 40 минут после ее начала сотрудники полиции. Угая задержали и доставили в 76-й отдел полиции. «Участковый спрашивал, понимаю ли я, что занимаюсь незаконной миссионерской деятельностью, и что меня за это ждет, — рассказал Угай Дождю. — Мне предлагали подписать заявление, которое не давали прочесть, оно было составлено еще до лекции, как будто бы очень быстро нужно было доказать мою вину». Подписывать показания программист отказался, и его отпустили, не выдав копию протокола. Позже он узнал, что в тот же день полицейские составили протокол об административном правонарушении — незаконной миссионерской деятельности — и направили его в суд. Но, как рассказывает Угай, судья вернул материалы дела из-за многочисленных процессуальных нарушений и отсутствия состава правонарушения. Спустя месяц протокол был составлен повторно — с учетом замечаний судьи — уже в отсутствие Угая. По его словам, к новому протоколу были приложены показания трех свидетелей, двое из которых даже не присутствовали на лекции.
  • В протоколе говорится, что во время лекции в «Этажах» Угай осуществлял миссионерскую деятельность от имени организации «Шри Чайтанья Сарасват Матх» — публично распространял информацию о вероучении вайшнавизма среди лиц, не являющихся участниками этого религиозного объединения, чтобы вовлечь их в состав его участников.
  • С жалобой на фестиваль «Ведалайф» обратился местный житель Наиль Насибуллин. Как следует из копии обращения, оказавшейся в распоряжении «Росбалта », он сообщил, что в лофт-проекте «Этажи» будет проводиться мероприятие, посвященное индийской культуре. «Предполагаю, что будет осуществляться миссионерская деятельность, направленная на вовлечение новых адептов религиозного движения „Сознание Кришны“ с распространением религиозной литературы и проведением молитвенных собраний с чтением мантр (молитв). Прошу принять меры по недопущению нарушения действующего законодательства, в случае выявления нарушений привлечь виновных к ответственности», — говорится в обращении. Ранее мужчина сообщал СМИ о том, что его жена и сестра стали участниками секты. При этом на самой лекции, по словам, Угая, мужчина не был.

  • Сам Угай называет дело сфабрикованным. «Я ни разу не произнес название этого объединения и слово „вайшнавизм“, все содержание моей лекции можно найти в книгах по индийской философии, по которым преподают в вузах», — объясняет он. Его слова подтверждает видеозапись лекции, в которой ни разу не упоминается указанное в протоколе объединение. Кроме того, у него не было при себе разрешения религиозной группы «Шри Чайтанья Сарасват Матх» осуществлять от ее имени миссионерскую деятельность.
  • Адвокат Угая Сергей Латышевский, присутствовавший на его лекции, настаивает, что в деле отсутствует состав административного правонарушения. «Он обвиняется в миссионерской деятельности от имени организации, названия которой он не упоминал, и сама по себе лекция не содержит признаков такой деятельности, — считает адвокат, — Это была обычная лекция о йоге». По его словам, к такому же мнению пришли четыре религиоведа и востоковеда — их экспертизы адвокат попросит приобщить к делу.
  • Председатель Межрегиональной правозащитной группы «Агора» юрист Павел Чиков считает, что соответствующая статья КоАП «дает неограниченное право срывать занятия йогой, лекции и публичные разговоры». Он предполагает, что, если Угая признают виновным, это может стать прецедентом. «Это распространится на всю страну — с полицейских требуют отчетности, и они получат прецедент в виде судебного решения. Это может повлечь за собой закрытие большого числа мест, где изучают йогу», — полагает правозащитник.
  • Дело Угая успело вызвать общественный резонанс. Например, на него обратила внимание певица Сати Казанова, которая рассказала , что сама недавно стала преподавателем йоги. «Мы ведь прошли эпоху сталинизма, живем в стране, предоставляющей своим гражданам свободу мысли, слова, а главное — верования!!» — негодует она. А политик Алексей Навальный, недавно объявивший о намерении баллотироваться в президенты, в связи с административным преследованием петербуржца пообещал отменить «закон Яровой», если придет к власти.
  • Принятый летом 2016 года «антитеррористический» пакет законов, внесенный депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым, содержит, помимо прочего, поправки в КоАП, согласно которым теперь можно наказывать за миссионерство вне отведенных законом «О свободе совести» мест. За это грозит штраф до 50 тысяч рублей.

    Первым пострадавшим от «закона Яровой» едва не стал кришнаит из Черкесска, на которого был составлен протокол по статье КоАП о миссионерской деятельности. Административное дело завели после того, как Сибирев в июле 2016 года дарил религиозную литературу прохожим, один из которых и написал на него заявление в полицию. В августе мировой суд Черкесска прекратил дело в связи с отсутствием состава правонарушения.