Спортивный арбитражный суд определение. Разрешение спортивных споров в национальных спортивных арбитражных судах

  • 26.04.2024

Российский спортивный арбитражный суд

Современный спорт, если он стремится к дальнейшему прогрессивному развитию, не может существовать вне общей правовой системы. Прошли те времена, когда в области спорта было достаточно использовать «внутренний порядок, внутренние правила», выполнение которых обеспечивалось спортивными судьями, спортивными арбитрами, рефери - т.е. непосредственно на спортивных аренах.

Основные принципы права, действующие во всех сферах общественной жизни, применимы и в области спорта и все шире в ней распространяются. Это право каждого на рассмотрение дела в суде, право на то, чтобы дело было заслушано беспристрастно и в разумные сроки, право на презумпцию невиновности, право на защиту и др.

Государственные суды во многих странах мира перегружены делами. К тому же они, как и обычные третейские суды не всегда готовы к спортивной специфике, спортивному духу, спортивному темпу, требующему быстрого принятия решений. Спорт же, находясь в постоянном движении, требует этого.

Спортивные организации различного уровня ныне к настоящему времени создали успешно функционирующие спортивные арбитражные суды: международный Спортивный арбитражный суд в Лозанне, спортивные арбитражные комиссии (суды) в Бельгии, Германии, Испании, Италии, Люксембурге, Франции и др. странах мира.

Подобный третейский суд - Спортивный арбитраж был образован при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в октябре 2003 года.

Он является постоянно действующим третейским судом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» и, несомненно, имеет все объективные преимущества третейского разрешения споров.

Спортивный арбитраж разрешает споры субъектов спортивной деятельности, в том числе: споры, вытекающие из Уставов, Положений, Правил, Регламентов и иных документов физкультурно-спортивных организаций, регулирующих правила проведения чемпионатов, первенств и иных соревнований на территории Российской Федерации; споры, связанные с определением статуса и порядка переходов (трансферов) спортсменов (игроков); споры, вытекающие из агентской деятельности; споры, возникающие из спонсорских контрактов; споры, связанные с правами на телетрансляцию спортивных мероприятий, а также любые иные споры, возникающие из договорных и других гражданских правоотношений в сфере физической культуры и спорта, если иное не установлено федеральным законом.

Рассмотрение споров в спортивном арбитражном суде

Круг сторон спортивных споров чрезвычайно широк. Ими могут быть как непосредственно спортсмены и спортивные организации, так и компании, не имеющие прямого отношения к спорту, такие как телевизионные и радиовещательные каналы, спонсоры, агенты, производители спортивных товаров и т.д.

По предмету спортивные споры можно условно подразделить на четыре группы. Во-первых, это споры, касающиеся исключительно коммерческой стороны правоотношений в области спорта. Во-вторых, это споры между спортсменами и спортивными организациями, связанные с вопросами найма и трудоустройства спортсменов. В-третьих, это споры между спортивными организациями в отношении распределения между ними функций и полномочий. В-четвертых, это споры по поводу дисциплинарных санкций, применяемых спортивными организациями к своим членам и участникам - индивидуальным и коллективным.

Как известно, основой любого третейского разбирательства является третейское (арбитражное) соглашение. В этой связи в настоящее время особый интерес вызывает правовое обоснование распространения действия третейского соглашения на профессиональных спортсменов как отдельных субъектов правоотношений в области профессионального спорта. С одной стороны, третейские соглашения могут содержаться в гражданско-правовых договорах, заключаемых спортсменами. С другой стороны, третейский способ рассмотрения споров может применяться в связи с профессиональной деятельностью спортсменов. В настоящей статье дана юридическая оценка действительности таких третейских соглашений.

Третейские (арбитражные) соглашения со спортсменами, содержащиеся в гражданско-правовых договорах.

Коммерческие правоотношения в области спорта за последние 30 лет приобрели договорную форму, которая свойственна обычному деловому обороту. Все чаще встречаются договоры со спортсменами или спортивными организациями об оказании спонсорской поддержки. Общие условия таких договоров по своей сути являются стандартными и близки к тем, которые могут содержаться в других видах гражданско-правовых договоров. К таким условиям в равной степени относятся оговорки о передаче возможных будущих споров в третейские суды. Третейские соглашения можно увидеть в договорах между спортсменами и спортивными организациями о медицинском обслуживании, порядке проведения тренировок, рекламе и т.д. Наличие привязки к определенным специфическим отношениям, связанным со спортом, не исключает данные споры из числа гражданско-правовых. В этом плане данные споры ничем не отличаются, к примеру, от споров, связанных с деятельностью участников валютного рынка или рынка ценных бумаг. В силу п. 2 ст. 1 Закона «О третейских судах в Российской Федерации» по соглашению сторон в третейский суд может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений.

Третейские соглашения со спортсменами, содержащиеся в трудовых договорах

По российскому праву трудовые договоры не относятся к гражданско-правовым. Согласно ст. 25 Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отношения между профессиональным спортсменом и его работодателем - спортивной организацией, основанные на контракте о спортивной деятельности, регулируются не гражданским, а трудовым законодательством. Законодательство России относит рассмотрение трудовых споров к исключительной компетенции государственных судов общей юрисдикции. Из этого следует, что третейское соглашение, содержащееся в трудовом договоре со спортсменом, не имеет юридической силы. В отличие от российского законодательство некоторых зарубежных стран, таких как США, Бельгия, Франция и др., допускает включение в трудовые контракты третейских соглашений. По мнению автора, представляется целесообразным внесение изменений в действующее законодательство, в частности в Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в части возможности включения третейских соглашений в контракты о спортивной деятельности с профессиональными спортсменами. Основываясь на зарубежном опыте, такие третейские соглашения могли бы быть полностью оправданы еще и потому, что в большинстве федераций по видам спорта в качестве структурных подразделений действуют дисциплинарные (апелляционные, арбитражные и пр.) комитеты - так называемые квазиарбитражные органы, уполномоченные уставами или регламентами федераций рассматривать в досудебном порядке споры, в том числе и вытекающие из контрактов о профессиональной спортивной деятельности. Уже известна практика российских судов общей юрисдикции, которые оставляют без рассмотрения иски спортсменов по трудовым спорам, если в регламенте спортивной федерации имеется положение о досудебном порядке рассмотрения споров в структурном комитете федерации. По мнению автора, такой подход вполне обоснован.

Третейские соглашения, содержащиеся в регламентах спортивных организаций

Исторически в зарубежном праве места проведения спортивных соревнований рассматриваются как особые зоны, на которые не распространяется юрисдикция государственных судов. Такой подход основан на необходимости в кратчайшие сроки определить победителя соревнований. Предоставление спортсменам или другим заинтересованным лицам возможности оспаривать решения судей имело бы крайне негативные последствия для спорта. На законодательном уровне непредставление судебной защиты в отношении требований, основанных на спортивном судействе, закреплено в ст. 1062 ГК РФ. Такие требования связаны с организацией игр и пари или с участием в них и поэтому не подлежат судебной защите, за исключением требований лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари.

В то же время за спортсменами всегда признавалось право обжаловать решения спортивных организаций об отказе в допуске к участию в соревнованиях, дисквалификации, назначении штрафов и применении иных дисциплинарных санкций, так как такие решения могут иметь далеко идущие последствия как для самих спортсменов, так и для широкого круга третьих лиц. Особое место занимают случаи обвинения спортсменов в применении запрещенных препаратов - допинга.

Очевидно, что обращение в государственные суды для решения конфликтов между спортсменами и спортивными организациями не соответствует интересам ни первых, ни вторых. В некоторые спортивные споры вовлечены верховные органы мирового спортивного движения, такие как Международный олимпийский комитет и Мировое антидопинговое агентство (англ. World Anti-Doping Agency), которые пользуются особым правовым статусом международных организаций.

Спортивный Арбитражный суд – это орган, представители которого, специализируются в области права и спорта, тем самым обеспечивая квалифицированное разрешение спора по любым вопросам в данной сфере.

Спорт представляет собой весьма специфическую сферу общественных отношений, также он занимает особое положение в области правового обеспечения. Достаточно часто конфликты, возникающие в области спорта, могут быть разрешены не только согласно законодательству страны, но и в соответствии с нормами международных и национальных организаций. Именно поэтому, для обеспечения квалифицированного разрешения спора, требуется компетентный орган, представители которого специализируются именно в области правового обеспечения спорта, глубоко и точно знающие и понимающие данную область - на сегодняшний день таким органом является Спортивный Арбитражный суд.

Международный Спортивный Арбитражный суд

Международный Спортивный арбитражный суд - главный судебный арбитражный орган, рассматривающий споры, имеющие отношение к спортивной сфере. На сегодняшний день международный спортивный арбитражный суд имеет официальную штаб-квартиру в Лозанне, его отделения расположены - в Нью-Йорке и Сиднее. Также, создаются непостоянные трибуналы для ускорения разрешения споров на время проведения регулярных крупных соревнований:

  • с 1996 г. — на всех Олимпийских играх;
  • с 1998 г. — на всех Играх Содружества;
  • с 2000 г. — на всех чемпионатах Европы по футболу;
  • с 2006 г. — на всех чемпионатах мира по футболу;
  • с 2014 г. — на всех Азиатских играх.

Структура спортивного арбитражного суда

Международный спортивный арбитражный суд включает в свой состав две палаты:

  1. суд первой инстанции;
  2. апелляционная инстанция, рассматривающая споры, по которым было принято решение в других органах, например, в Национальной федерации.

Состав арбитров спортивного суда не может быть менее 150 представителей. Арбитры суда назначаются Международным спортивным арбитражным советом сроком на 4 года, с возможностью последующего переназначения. Арбитр имеет право рассматривать дела любой из палат, решение может приниматься единолично либо в составе коллегии (3 арбитра) в зависимости от сложности дела.

Какие споры рассматривает спортивный арбитражный суд

Арбитражный орган рассматривает любые виды споров, относящиеся к сфере спорта, однако существует такое понятие, как «арбитражная оговорка», дающая спортивному арбитражному суду соответствующие правомочия на рассмотрение того или иного спора. В данном случае речь идет о соглашении сторон - оговорка может содержаться в регламенте спортивной организации, гражданско-правовом договоре спортсмена (контракте) или в трудовом договоре. Условно дела, рассматриваемые спортивным арбитражным судом, можно разделить на две категории - «коммерческие» и «дисциплинарные». Как правило, среди последних значительную часть занимают споры о дисквалификации спортсменов ввиду использования допинга, «коммерческие» заключают в себе финансовые споры. «Коммерческие» споры рассматриваются в спортивном суде первой инстанции, «дисциплинарные» в апелляционной, чаще - после принятия решения по ним другими инстанциями и организациями.

Мировая практика работы показала, что наиболее оптимальным способом создания спортивного арбитражного суда является предварительное учреждение некоммерческого арбитражного центра, на основе которого и будет создан орган, рассматривающий споры в области спорта. По такой схеме функционируют фактически все известные специализированные арбитражные центры в мире, наиболее известные из которых:

  • Бельгийская арбитражная комиссия по спорту
  • Палата по разрешению споров в области спорта в Италии
  • Национальный спортивный центр по разрешению споров в Австралии

Не стал исключением и Спортивный Арбитражный суд России. Решение о создании первого в России специализированного спортивного суда было принято Олимпийским комитетом РФ (ОК РФ) совместно с Ассоциацией спортивного права России (ФСП РФ), после тщательного изучения международного опыта и особенностей деятельности третейских судов государства. Спортивный Арбитражный суд РФ создан при Автономной некоммерческой организации «Спортивной Арбитражной Палате», учредителями которой являются ОК РФ и АСП РФ. Список арбитров Спортивного суда РФ, а также положение и регламент, также были утверждены решением Президиума АНО «Спортивной Арбитражной Палаты».

Спортивный Арбитражный суд РФ, несмотря на позиционирования себя как третейский орган, существенно отличается своей спецификой и занимает особое место в системе третейского судопроизводства. Именно поэтому создание специализированного арбитражного центра, как фундаментной основы деятельности Спортивного суда РФ, является абсолютно верным решением, позволяющим разрешать возникающие споры, несмотря на специфику правоотношений и достаточно слабую правовую базу в области спорта в России.

Характерной особенностью нынешнего этапа развития спортивного движения является учреждение специализированных судебных органов урегулирования споров в сфере спорта, в частности по инициативе Международного олимпийского комитета. Одной из таких инициатив было создание Международного спортивного арбитражного совета (International Council of Arbitration for Sport), при котором был создан Международный спортивный арбитражный суд (Court of Arbitration for Sport), расквартированный в Швейцарии, в Лозанне. Он уполномочен рассматривать споры, возникающие в области спорта на международном уровне.

Почти тридцатилетняя деятельность Международного спортивного арбитражного суда полностью доказала необходимость его существования, в связи с чем в Олимпийскую хартию Международного олимпийского комитета с 14 июля 2001 г. включено правило 74 «Арбитраж». Спортивные арбитражные суды созданы и действуют в спортивных порядках многих зарубежных стран.

В начале XXI в. в России также сложились все объективные предпосылки и возникла необходимость для создания арбитражных (третейских) органов, разрешающих спортивные споры на национальном уровне. В последнее время спорные вопросы в спорте (прежде всего, между федерациями, клубами и спортсменами) возникают постоянно, рождая никому не нужные скандалы, что в конечном итоге наносит вред имиджу российского спорта Большинство споров связано со спортом высших достижений, и прежде всего с профессиональным спортом.

Рассмотрение и разрешение спортивных споров посредством третейского разбирательства являются весьма качественным и оперативным способом их решения.

Существующая мировая практика свидетельствует, что одним из наиболее распространенных и оптимальных способов создания третейского суда, рассматривающего споры в области спорта, является учреждение специализированного спортивного некоммерческого арбитражного центра, при котором создается третейский суд. Но такой схеме в настоящее время работают многие известные специализированные арбитражные структуры в мире: Национальный спортивный центр по разрешению споров в Австралии (National Sport Dispute Center), Бельгийская арбитражная комиссия по спорту (Comission Beige d’arbitrage pour le sport), Палата по разрешению споров в области спорта в Италии (Camera di Conciliazione е Arbitrato per le Sport) и т.д. Исходя из международного опыта в 2002 г. Олимпийский комитет России принял решение о создании первого в нашей стране специализированного третейского суда, рассматривающего споры, возникающие в сфере физической культуры и спорта.

С этой целью Олимпийский комитет России учредил автономную некоммерческую организацию (АНО) «Спортивная Арбитражная Палата», при которой в соответствии с Федеральным законом от 24 июля

2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» летом

2003 г. был создан Спортивный арбитражный суд (САС).

Решением президиума АНО «Спортивная Арбитражная Палата»

от 10 июня 2003 г. были утверждены Положение, Регламент и Список арбитров САС. Кроме того, решением президиума АНО «Спортивная Арбитражная Палата» от 1 октября 2003 г. утверждено Положение о третейских расходах и сборах САС.

Создание в России специализированного спортивного третейского суда следует рассматривать прежде всего как одну из важнейших мер по обеспечению прав и законных интересов всех субъектов спортивной деятельности. В настоящее время компетенция Спортивного арбитражною суда признана большинством общероссийских федераций, союзов, ассоциаций по различным видам спорта, среди которых Российская федерация баскетбола Федерация хоккея России, Всероссийская федерация волейбола Союз гандболистов России, Федерация фигурного катания на коньках России, Всероссийская федерация плавания и др.

В октябре 2003 г. в целях создания дополнительных условий для объективного и беспристрастного разрешения споров, возникающих в сфере физической культуры и спорта, был образован еще один специализированный третейский суд - Спортивный Арбитрам при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее также Спортивный Арбитраж). Важным преимуществом этого Арбитража перед другими специализированными третейскими судами является то, что в его компетенцию входит разрешение споров, возникающих и в международной спортивной практике. Согласно Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.) это позволяет исполнять решения Спортивного Арбитража за пределами нашей страны. В состав данного органа вошли 46 специалистов в области права и спортивных деятелей. Позднее состав Арбитража расширился. В Спортивный Арбитраж по спорным вопросам могут обращаться как юридические, так и физические лица.

Спортивный Арбитраж при Торгово-промышленной палате Российской Федерации является самостоятельным постоянно действующим третейским судом, рассматривающим споры, возникающие в сфере физической культуры и спорта Он осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации». В том случае, если хотя бы одна из сторон третейского разбирательства находится за границей, а также при рассмотрении споров предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споров между их участниками, а равно их споров с другими субъектами права Российской Федерации, Спортивный Арбитраж осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».

Порядок организации и деятельности Спортивного Арбитража, правила третейского разбирательства определяются Положением о Спортивном Арбитраже при ТПП РФ и Регламентом Спортивного Арбитража при ТПП РФ (далее также Регламент), утвержденными приказом ТПП РФ от 24 октября 2003 г. № 114. Торгово-промышленная палата Российской Федерации утверждает также список арбитров Спортивного Арбитража и Положение о гонорарах по делам Спортивного Арбитража.

Спортивный Арбитраж разрешает споры, касающиеся имущественных прав и интересов субъектов спортивной деятельности, в том числе: вытекающие из уставов, правил, регламентов и иных документов физкультурно-спортивных организаций, регулирующих правила проведения чемпионатов, первенств и иных соревнований на территории Российской Федерации; связанные с определением статуса и порядком переходов (трансферов) спортсменов (игроков); вытекающие из агентской деятельности; возникающие из спонсорских контрактов; связанные с правами на телетрансляцию спортивных мероприятий; возникающие из договорных и других гражданских правоотношений в сфере физической культуры и спорта, если иное не установлено федеральным законом. Кроме того, Спортивный Арбитраж в порядке апелляции может рассматривать и другие споры. В частности, в силу Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, принятой Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) на 33-й сессии в Париже 19 октября 20011 г., а также Всемирного антидопингового кодекса ВАДА Спортивный Арбитраж в порядке апелляции разрешает споры из нарушения антидопинговых правил, возникшие между Дисциплинарным комитетом Российского антидопингового агентства РУСАДА и спортсменом и иными лицами, которым Всемирным антидопинговым кодексом ВАДА предоставлено право на апелляцию.

Разрешение спора в Спортивном Арбитраже возможно лишь при согласии сторон, выраженном в форме третейского соглашения соглашения сторон о передаче спора на разрешение Спортивного Арбитража. Оно может касаться конкретного спора, определенных категорий или всех без исключения споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Третейское соглашение должно быть заключено в письменной форме путем либо включения в договор или иной документ, подписанный сторонами, либо обмена письмами, сообщениями по телеграфу, телетайпу, иным средствам электронной или иной связи, обеспечивающим фиксацию такого соглашения.

Третейское соглашение может содержаться в организационных документах физкультурно-спортивных организаций (уставах, регламентах, правилах проведения соревнований и т.д.), на которые имеется ссылка в договорах или иных документах сторон третейского разбирательства. Третейское соглашение признается имеющим силу и в том случае, когда Спортивный Арбитраж признает сам договор недействительным в ходе третейского разбирательства.

Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в Спортивный Арбитраж правила, предусмотренные Регламентом Спортивного Арбитража, рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения. Стороны, заключившие третейское соглашение, не вправе отказаться от него в одностороннем порядке.

Процедура третейского разбирательства в Спортивном Арбитраже . Производство начинается с подачи искового заявления , в котором истец излагает свои требования и в письменной форме направляет в Спортивный Арбитраж или передает в его секретариат.

Копии искового заявления и прилагаемых к нему документов могут быть истцом направлены ответчику или должны быть переданы через секретариат Спортивного Арбитража (в последнем случае все документы должны быть представлены Спортивному Арбитражу в трех экземплярах).

Датой подачи искового заявления считается день его вручения Спортивному Арбитражу, а при отправке искового заявления по почте дата штемпеля почтового ведомства места отправления. Председатель Спортивного Арбитража выносит определение о принятии дела к производству.

В исковом заявлении должны быть указаны : наименование Спортивного Арбитража; дата искового заявления; наименование и места нахождения организаций, являющихся сторонами третейского разбирательства; фамилии, имена, отчества, даты и места рождения, места жительства и места работы граждан-предпринимателей и граждан, являющихся сторонами третейского разбирательства; обоснование компетенции Спортивного Арбитража; требования истца; обстоятельства, на которых истец основывает свои исковые требования; доказательства, подтверждающие основания исковых требований; цена иска; сумма третейского сбора; имя и фамилия арбитра, избранного истцом, или просьба о том, чтобы арбитр был назначен председателем Спортивного

Арбитража; истец может указать запасного арбитра; перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов; подпись истца

К исковому заявлению прилагаются , копия документа в котором содержится соглашение о передаче спора на разрешение Спортивного Арбитража; документы, подтверждающие исковые требования; копия документа, подтверждающего уплату третейского сбора; доказательства отсылки или передачи ответчику искового заявления и приложенных к нему документов, если эти действия совершались самой стороной.

В случае если исковое заявление подписано представителем истца, к нему должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

Истец обязан указать в исковом заявлении цену иска также в тех случаях, когда его исковые требования или часть их имеет неденежный характер. Цена иска, в частности, определяется:

  • в исках о взыскании денежных сумм - взыскиваемой суммой;
  • в исках об истребовании имущества - стоимостью истребуемого имущества;
  • в исках о признании или преобразовании правоотношения стоимостью предмета правоотношения в момент предъявления иска;
  • в исках об определенном действии или бездействии - на основе имеющихся данных об имущественных интересах истца.

В исках, состоящих из нескольких требований, сумма каждого требования должна быть определена отдельно; цена иска определяется общей суммой всех требований.

Если истец не определил или неправильно определил цену иска, Спортивный Арбитраж по собственной инициативе или по требованию ответчика определяет цену иска на основе имеющихся данных.

Установив, что исковое заявление подано без соблюдения указанных выше требовании, ответственный секретарь Спортивного Арбитража предлагает истцу устранить обнаруженные недостатки. Срок устранения недостатков не должен превышать семи дней со дня получения указанного предложения. Если эти недостатки будут устранены в указанный срок, то датой подачи искового заявления считается день его вручения Спортивному Арбитражу, а при отправке искового заявления по почте - дата штемпеля почтового ведомства места отправления. До устранения вышеуказанных недостатков дело остается без движения.

В тех случаях, когда истец, несмотря на предложение об устранении недостатков искового заявления, не устраняет их и настаивает на разбирательстве дела, Спортивный Арбитраж выносит решение по делу или определение о прекращении разбирательства по делу.

По получении искового заявления ответственный секретарь уведомляет об этом ответчика и одновременно направляет ему копии искового заявления и приложенных к нему документов, если они ему истцом не направлялись, а также список арбитров и Регламент.

Ответчик в семидневный срок после получения письма (уведомления) о поступлении искового заявления в Спортивный Арбитраж должен сообщить имя и фамилию избранного им арбитра из лиц, включенных в список, или заявить просьбу о том, чтобы арбитр из списка был назначен председателем. Ответчик может избрать также запасного арбитра.

Одновременно ответственный секретарь предлагает ответчику в срок не более 15 дней после получения письма (уведомления) о поступлении искового заявления представить Спортивному Арбитражу и истцу свои письменные объяснения по исковому заявлению, подкрепленные соответствующими доказательствами.

Спортивный Арбитраж для разрешения спора образуется в составе трех арбитров, если стороны не договорились о том, что дело рассматривается единоличным арбитром. Предусмотренные Регламентом функции состава относятся и к единоличному арбитру.

Если ответчик не изберет арбитра в срок, предусмотренный Регламентом, арбитра за него назначает председатель Спортивного Арбитража. Арбитры, избранные сторонами или назначенные председателем в соответствии с Регламентом, избирают из списка арбитров председателя состава Спортивного Арбитража, арбитры могут избрать также запасного председателя.

Если арбитры не изберут председателя состава Спортивного Арбитража в течение пяти дней со для избрания или назначения второго арбитра, его назначает председатель Спортивного Арбитража.

Если стороны не договорились об ином, то при наличии двух или более истцов или ответчиков как истцы, так и ответчики со своей стороны избирают одного арбитра. При недостижении соглашения арбитр за них назначается председателем Спортивного Арбитража.

По соглашению сторон дело может рассматриваться единоличным арбитром , который избирается по взаимной договоренности сторон (стороны могут также избрать запасного единоличного арбитра). Они могут также заявить просьбу о том, чтобы единоличный арбитр за них был назначен председателем Спортивного Арбитража. Если между сторонами не будет достигнута договоренность, единоличный арбитр назначается из списка арбитров председателем.

При несоблюдении вышеозначенных требований Регламента к арбитрам (арбитру) им может быть заявлен отвод . Каждая из сторон вправе заявить об отводе арбитра, председателя состава Спортивного Арбитража или единоличного арбитра, если имеются сомнения в их беспристрастности и независимости, в частности если можно предположить, что они лично прямо или косвенно заинтересованы в исходе дета. Арбитр, председатель состава Спортивного Арбитража или единоличный арбитр могут также заявить о самоотводе по указанным выше обстоятельствам.

Заявление об отводе должно быть сделано до начала разбирательства. Такое заявление, сделанное позднее, рассматривается только в том случае, если состав Спортивного Арбитража признает причину задержки заявления об отводе уважительной.

Вопрос об отводе арбитра решается другими арбитрами состава Спортивного Арбитража во время третейского разбирательства. Если не будет достигнуто соглашение между ними или если отвод заявлен против двух арбитров или единоличного арбитра, вопрос об отводе решается президиумом Спортивного Арбитража.

Заявление об отводе арбитра не может быть подано повторно по тем же основаниям той же стороной.

В связи с самоотводом арбитра или отводом арбитра по вышеназванным основаниям полномочия арбитра могут быть прекращены .

Основаниями для прекращения полномочий арбитра но соглашению сторон, а также для самоотвода арбитра являются его юридическая или фактическая неспособность участвовать в рассмотрении спора либо иные причины, по которым он не участвует в рассмотрении спора в течение неоправданно длительного срока. Полномочия арбитра прекращаются после принятия решения по конкретному делу.

Если председатель состава Спортивного Арбитража (запасной председатель), арбитр (запасной арбитр) или единоличный арбитр (запасной единоличный арбитр) не смогут участвовать в разбирательстве дела или в случае прекращена полномочий арбитра, другой председатель состава Спортивного Арбитража, арбитр или единоличный арбитр избираются или назначаются в соответствии с Регламентом. В случае необходимости и с учетом мнения сторон состав Спортивного Арбитража может заново рассмотреть вопросы, которые уже рассматривались на предыдущих заседаниях по делу, состоявшихся до замены.

Подготовка разбирательства дела состоит в следующем.

1. Председатель состава Спортивного Арбитража или единоличный арбитр проверяет состояние подготовки дела к разбирательству и, если сочтет это необходимым, принимает дополнительные меры по подготовке дела, в частности истребует от сторон письменные объяснения, доказательства и другие дополнительные документы. Если Спортивный Арбитраж принимает дополнительные меры по подготовке дела, он может установить сроки, в течение которых эти дополнительные требования должны быть выполнены.

2. Председатель состава Спортивного Арбитража или единоличный арбитр может давать ответственному секретарю отдельные поручения в связи с подготовкой и проведением разбирательства дела

3. Подготовка дела к судебному разбирательству должна быть завершена в срок, не превышающий пяти дней с момента формирования состава Спортивною Арбитража. Председатель состава, признав подготовку дела оконченной, выносит определение о назначении дела к слушанию.

Спортивный Арбитраж может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми. Он может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами. При этом председатель или состав Спортивного Арбитража выносит определение о принятии обеспечительных мер.

В случае когда сторона обратилась в компетентный суд с заявлением об обеспечении иска, поданного в Спортивный Арбитраж или рассматриваемого в нем, а также для вынесения компетентным судом определения об обеспечении этого иска или об отказе в его обеспечении, сторона должна без промедления информировать об этом Спортивный Арбитраж.

О времени и месте проведения заседания по делу стороны извещаются повестками.

Стороны могут вести свои дела в Спортивном Арбитраже непосредственно или через должным образом уполномоченных представителей , назначаемых сторонами по своему усмотрению.

Непредставление стороной документов или иных материалов, а также неявка сторон или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте третейского заседания, не являются препятствием для третейского разбирательства и принятия решения Спортивным Арбитражем, если только не явившаяся сторона до окончания разбирательства дела не просила отложить его по уважительной причине.

Непредставление ответчиком возражений против иска не может рассматриваться как признание требований истца

Сторона может просить о разбирательстве дела в ее отсутствие.

По соглашению сторон спор может быть разрешен без проведения устного разбирательства, то есть на основе представленных письменных материалов. Если представленные материалы окажутся недостаточными для разрешения спора Спортивный Арбитраж может назначить устное разбирательство по делу.

В срок не более 15 дней после получения письма (уведомления) о поступлении искового заявления ответчик вправе предъявить встречный иск , вытекающий из того же договора, при условии, что существует взаимная связь встречного требования с требованиями истца

Если вследствие необоснованной задержки ответчиком предъявления встречного иска третейское разбирательство затягивается, на ответчика может быть возложено возмещение дополнительных расходов Спортивного Арбитража и издержек другой стороны, вызванных этой задержкой. Состав Спортивного Арбитража может признать нецелесообразным предъявление встречного иска с учетом допущенной задержки. К встречному иску предъявляются те же требования, что и к первоначальному.

Если стороны не договорились об ином, то ответчик вправе потребовать зачета встречного требования с соблюдением названных выше положений.

Стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений. Состав Спортивного Арбитража вправе потребовать представления сторонами дополнительных доказательств, обосновывающих их требования или возражения. Он вправе также по своему усмотрению испрашивать представление доказательств третьими лицами, вызывать и заслушивать свидетелей.

Стороны представляют письменные доказательства в оригинале или в виде заверенных ими копий оригиналов. При необходимости Спортивный Арбитраж вправе затребовать от сторон подлинные документы.

Проверка доказательств производится способом, установленным составом Спортивного Арбитража. Оценка доказательств осуществляется арбитрами по их внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Вступление в третейское разбирательство третьего лица допускается только с согласия спорящих сторон. Для привлечения к разбирательству третьего лица помимо согласия сторон требуется также согласие привлекаемого лица. Заявление ходатайства о привлечении третьего лица допускается только до истечения семидневного срока после получения письма (уведомления) о поступлении искового заявления в Спортивный Арбитраж. Согласие о привлечении третьего лица должно быть выражено в письменной форме.

Спортивный Арбитраж может назначить экспертизу для разъяснения возникающих при разрешении спора вопросов, требующих специальных познаний, и потребовать от любой из сторон представления необходимых для проведения экспертизы документов, иных материалов или предметов.

Можно выделить следующие преимущества третейского разбирательства в Спортивном Арбитраже при ТПП РФ .

1. Передача споров в Спортивный Арбитраж, в частности, после его рассмотрения внутренними органами спортивных организаций позволяет при рассмотрении дел, с одной стороны, качественно прорабатывать юридическую сторону конфликтов, с другой - учитывать спортивную специфику проблем, возникающих в сфере спорта. Возможность выносить решения не только на основании формальных норм действующего законодательства, но и с учетом тонкостей, обычаев и традиций, сложившихся в мире спорта, принимая во внимание его особенности и разнообразие.

2. Третейское разбирательство предоставляет участникам спора возможность выбора арбитров по своему усмотрению. Стороны вправе выбрать себе арбитров из числа лиц, значащихся в списке Спортивного Арбитража при ТПП РФ, в который включены наиболее авторитетные и широко известные представители юридической науки, а также известные спортивные деятели и представители федераций по видам спорта. Назначенные каждой из сторон арбитры избирают третьего арбитра в качестве председателя состава Спортивного Арбитража. Арбитры не зависят от сторон спора и, не являясь их представителями, обеспечивают объективное и квалифицированное рассмотрение дела.

3. Спортивный Арбитраж не зависит от государственных органов и организаций.

4. В компетенцию Спортивного Арбитража входит разрешение споров с участием не только российских юридических и физических лиц, но и иностранных, что является его отличительным преимуществом перед другими специализированными третейскими судами.

5. Рассмотрение споров характеризуется оперативностью и экономичностью.

6. В Спортивном Арбитраже упрощенная, но достаточная процедура, не допускающая в соответствии с третейским соглашением обжалования решения по существу, что позволяет завершить рассмотрение спора в гораздо более короткие сроки. Спор разрешается избранным сторонами составом арбитража (или единоличным арбитром) в одной инстанции.

7. Размер третейского сбора ниже размера государственной пошлины, подлежащей уплате в государственных арбитражных судах.

8. В процессе рассмотрения спора активнее используется принцип состязательности сторон.

9. Соблюдается конфиденциальность: дело рассматривается в закрытом заседании, присутствие при этом лиц, не являющихся представителями сторон, в частности работников средств массовой информации, возможно только с согласия самих сторон. Решения Спортивного Арбитража чаще всего не публикуются, а если и публикуются, то без указания спорящих сторон, а также иных сведений, позволяющих определить стороны или раскрывающих коммерческую тайну.

В заключение следует сказать, что создание в России спортивных арбитражных судов - это начало нового этапа, попытка, подчиняясь объективным процессам развития, вывести российский спорт из тени, правовой неразберихи и хаоса, сделать его более цивилизованным.


Наиболее высокой инстанцией в разрешении спортивных споров в рамках системы органов спортивной юрисдикции с определенной долей условности можно назвать Международный спортивный арбитражный суд Tribunal Arbitral du Sport (далее также Спортивный арбитражный суд, или TAS). Он как бы возглавляет систему специализированных спортивных третейских судов и других органов спортивной юрисдикции. За почти тридцатилетнюю свою историю эта организация достаточно прочно заняла позиции всемирного суда по разрешению спортивных споров. На его счету свыше тысячи дел по более чем 40 видам спорта. В состав этого суда входит около 300 арбитров из 87 стран мира

Олимпийская хартия МОК (правило 74) устанавливает, что все споры, возникшие во время или в связи с Олимпийскими играми, могут быть разрешены исключительно Международным спортивным арбитражным судом, созданным при Международном олимпийском комитете в 1984 г. К этому времени в сфере большого спорта сформировать потребность решения спортивных конфликтов с помощью международного специализированного юрисдикционного органа. Создание Международного спортивного арбитражного суда для рассмотрения и эффективного разрешения спорных вопросов в сфере спорта явилось важным и своевременным шагом.

В 1983 г. МОК официально утвердил Устав Спортивного арбитражного суда (включающий в себя Регламент его деятельности), вступивший в силу 30 июня 1984 г. TAS состоят из 60 членов, работа которых оплачивалась МОК. Годовой бюджет TAS утверждался президентом МОК. Местопребыванием Международного спортивного арбитражного суда была выбрана Лозанна, Швейцария.

Основной задачей TAS стало обеспечение профессионального рассмотрения возникающих в области спорта споров, низкой стоимости арбитражного судопроизводства и относительной оперативности принятия решений. Практически все международные федерации по олимпийским видам спорта и несколько международных федераций по неолимпийским видам спорта признали юрисдикцию этого суда.

Споры, одной из сторон которых выступает какая-либо спортивная организация, подлежат юрисдикции арбитража только в том случае, если это предусмотрено уставом или регламентом спортивной организации или специальным арбитражным соглашением.

  • споры, связанные с различными экономическими и коммерческими вопросами (трудовые контракты и трансфер спортсменов и тренеров, организация спортивных соревнований, спонсорские контракты, продажа прав трансляции спортивных соревнований средствам массовой информации и др.);
  • дисциплинарные споры (споры, связанные с нарушением правил спортивных соревнований, применением допинга, неэтичным поведением спортсменов, жестоким обращением с лошадьми и др.);
  • споры, связанные с организационными вопросами спорта (судейство спортивных соревнований, отбор и допуск спортсменов для участия в крупных международных соревнованиях и т.п.).

В момент создания Спортивного арбитражного суда были установлены три основные функции, осуществляемые TAS :

  • разрешение спортивных споров в качестве арбитражного суда первой и последней инстанции в области спорта высших достижений;
  • рассмотрение апелляций одной стороны спора на решение, принятое дисциплинарными, контрольными, руководящими органами международных или национальных федераций и других спортивных организаций;
  • юридическое консультирование по основным проблемам спортивной деятельности.

В первые годы существования деятельность TAS была сосредоточена на рассмотрении исков спортивных организаций и других заинтересованных лиц по поводу споров в области спорта независимо от их природы, а также на обеспечении консультирования различных спортивных организаций и других заинтересованных лиц но спортивным юридическим проблемам. В 1991 г. TAS начал рассмотрение апелляций, поданных на решения принятые дисциплинарными органами различных спортивных организаций.

Знаковым в истории TAS стало решение Швейцарского федерального суда по апелляции на решение TAS по делу № 1992/63 «Е. Gundel против Международной федерации конного спорта». Обжаловались правомочность и законность решения ТAS.

15 марта 1993 г. Швейцарский федеральный суд признал TAS правомочным и законным арбитражным органом, обратив внимание на многочисленные и разносторонние связи, существующие между Спортивным арбитражным судом и МОК, в первую очередь на то, что деятельность суда финансируется практически исключительно МОК. В соответствии с этим решением Спортивный арбитражный суд должен был стать более независимым как организационно, так и экономически.

В связи с этим TAS подвергся реформированию. В целях изменения организационной структуры и повышения эффективности деятельности суда устав и регламент были полностью пересмотрены, что обеспечило определенный уровень независимости от МОК, финансировавшего TAS с момента его создания. В процессе реформ в Лозанне был создан Международный арбитражный совет в области спорта (Conseil International de I’ Arbitrage en matiere de Sport, CIAS), призванный контролировать функционирование и финансирование Спортивного арбитражного суда. Кроме того, в рамках TAS были созданы две постоянные палаты - обычного и апелляционного арбитража.

По результатам реформ был принят Кодекс спортивного арбитража (Code de l’Arbitrage en matiere de Sport) (далее также - Кодекс), вступивший в силу 22 ноября 1994 г., который действует и поныне.

Надо сказать, что и после принятия Кодекса реформирование деятельности TAS продолжается. Поэтому в Кодекс неоднократно вносились изменения и дополнения. Так, в 1996 г. в организационную структуру TAS были введены новые подразделения - децентрализованные отделения и палаты ad hoc, упрощающие доступ к спортивному правосудию при проведении спортивных соревнований.

Последние поправки к Кодексу, одобренные Международным арбитражным советом в области спорта вступили в действие 1 января 2012 г. В частности, внесены изменения, предусматривающие отмену процедуры предварительных консультаций, которые позволят спортивным организациям получать консультацию TAS и крайне редко использовались в последнее время. Другим важным изменением стало установление платы за обжалование решений, вынесенных национальными федерациями. При этом жалобы на решения дисциплинарного характера, принятые международными федерациями, остаются бесплатными. Кроме того, некоторые процессуальные нормы были изменены, чтобы арбитражное разбирательство стало более быстрым и эффективным.

Кроме того, TAS осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Швейцарии, где он учрежден.

Спортивный арбитражный суд (TAS) является высшей юридической инстанцией при разрешении споров, возникающих в области спорта на международном уровне. В качестве девиза деятельности TAS провозглашает: «Право есть искусство добра и справедливости». TAS декларирует такие основные принципы, как независимость, конфиденциальность, быстрота процедуры рассмотрения споров, возникающих в ходе спортивных соревнований, невысокая стоимость арбитражной процедуры. Его рабочими языками служат французский и английский.

TAS включает в себя два основных подразделения: Палату обычного арбитража (рассматривает дела в качестве первой инстанции) и Палату апелляционного арбитража (рассматривает жалобы на решения спортивных федераций, ассоциаций и других спортивных организаций). В структуру TAS входят также децентрализованные подразделения в виде постоянно действующих отделений, созданных по решению CIAS в 1996 г. в Сиднее (Австралия) и Денвере (США).

Вместе с тем в структуре TAS для оперативного рассмотрения конкретных случаев создаются специализированные структурные подразделения, получившие название Палаты ad hoc . Они начали функционировать, как уже говорилось, в 1996 г. по решению CIAS. В состав TAS входит канцелярия (секретариат), состоящая из генерального секретаря и советников.

Организация и деятельность TAS регламентируются Кодексом спортивного арбитража. Также, как отмечаюсь, TAS подчиняется нормам швейцарского законодательства. Кроме того, для обеспечения деятельности Палат ad hoc CIAS принимает специальные арбитражные регламенты.

Организационно-правовые особенности деятельности олимпийского арбитража в концентрированном виде принято излагать в специальном нормативном документе - меморандуме. Например, летом 2000 г. председателем Специального отдела Спортивного арбитражного суда (SD TAS) был издан Меморандум о Специальном отделе (Палате ad hoc) Спортивного арбитражного суда».

Миссия TAS состоит в следующем: назначение арбитражной группы, которая выносит арбитражное решение по спорам, возникающим в области спорта, в соответствии с Процедурным регламентом Кодекса спортивного арбитража; осуществление надзора за деятельностью арбитражной группы и корректным проведением разбирательства; предоставление сторонам необходимой инфраструктуры.

В задачи арбитражной группы , в частности, входят:

  • разрешение споров, поступающих на ее рассмотрение, с применением обычного арбитражного судопроизводства;
  • рассмотрение в случае апелляционного арбитражного судопроизводства дела по спорам (в том числе связанным с применением допингов) относительно решений дисциплинарных судов или аналогичных инстанций спортивных федераций, ассоциаций или других спортивных организаций в той мере, в какой это предусматривают уставы, регламенты или арбитражные соглашения между упомянутыми организациями.

В состав TAS должно входить не менее 150 арбитров , которые включаются на четырехлетний срок в специальный список, публикуемый в официальном издании. При формировании списка арбитров TAS CIAS должен включать в него лиц, имеющих юридическое образование и обладающих общепризнанной компетентностью в области спорта.

Места в списке должны распределятся следующим образом:

1/5 арбитров, выбранных из лиц, предложенных Международным олимпийским комитетом из числа своих членов или из сторонних лиц;

1/5 арбитров, выбранных из лиц, предложенных международными федерациями из числа своих членов или из сторонних лиц;

1/5 арбитров, выбранных из лиц, предложенных национальными олимпийскими комитетами из числа своих членов или из сторонних лиц;

1/5 арбитров, выбранных после соответствующих консультаций в целях соблюдения интересов спортсменов;

1 /5 арбитров, выбранных из лиц, независимых от организаций, имеющих право предлагать арбитров.

При формировании списка арбитров CIAS по возможности следит за тем, чтобы их состав был уравновешен по континентам.

Входящие в список арбитры могут быть примечены для работы в любой палате TAS. После своего назначения арбитры подписывают декларацию, согласно которой обязуются выполнять свои функции лично, с полной объективностью и независимостью, а также с соблюдением конфиденциальности.

TAS возглавляет президент, являющийся, как говорилось ранее, одновременно президентом CIAS. Руководство Палатой обычного арбитража и Палатой апелляционного арбитража осуществляют президенты и их заместители, избираемые CIAS.

Работа TAS основывается на применении следующих основных арбитражных процедур :

  • обычной;
  • апелляционной;
  • в Палате ad hoc;
  • посредничества.

Как было отмечено ранее, в состав Кодекса спортивного арбитража входит Процедурный регламент , который применяется при разрешении спортивного спора сторон, обратившихся в TAS. Использование Процедурного регламента может быть результатом:

  • договора, содержащего статью об обращении в арбитраж, либо последующего арбитражного соглашения (обычное арбитражное судопроизводство);
  • апелляций на решения дисциплинарных судов или аналогичных инстанций спортивных федераций, ассоциаций или других организаций в той мере, в какой это установлено уставами, регламентами или арбитражными соглашениями упомянутых спортивных организаций, предусматривающими апелляцию в TAS (апелляционное арбитражное судопроизводство).

Споры могут относиться почти к любым вопросам, касающимся спорта. Большое количество споров, поступающих на рассмотрение TAS, носят дисциплинарный характер (нарушение правил спортивных соревнований, использование допинга и т.п.). При их разрешении должны соблюдаться следующие принципы.

Nullum crimem, nulla poena sine lege . Санкции не могут быть наложены, если не имеет места нарушение закона и если эти санкции не предусмотрены законом. Данное правило содержится в ст. 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) ETS № 005.

Равное отношение . Одинаковые или, по крайней мере, похожие ситуации должны получать одинаковое отношение и, наоборот, неодинаковые ситуации - различное отношение. Этот принцип требует от TAS, любой арбитражной группы скрупулезного изучения фактов нескольких дел в целях обнаружения существенных сходств или различий, их объяснения и формирования соответствующего отношения к рассматриваемому делу.

Соразмерность . Этот принцип означает, что степень наказания должна быть пропорциональна серьезности нарушения и что целью наказания должно быть достижение результата преследуемого организацией, налагающей его. Если санкции, наложенные международными спортивными федерациями и другими спортивными организациями, будут признаны чрезмерными и (или) неадекватными цели наказания, необоснованными и (или) несправедливыми, они могут быть пересмотрены или даже отменены Спортивным арбитражным судом.

Добросовестность . Данный принцип применяется, когда та или иная спортивная организация, ее должностное лицо уверили лицо в том, что его предполагаемые действия являются правомерными, в то время как на деле это не так. Если такие заверения даны (и при условии, что соответствующий орган обладал полномочиями решать такие вопросы), то против лица, действовавшего неправомерно на основании этих заверений, никакие санкции применяться не могут. Другим примером применения принципа добросовестности (который проистекает из доктрины venire contra factum pro prium) может быть случай, когда соответствующий орган, создав неясную ситуацию (например, как следствие конфликта или неясных официальных заявлений), не может затем воспользоваться такой ситуацией для применения санкций в отношении лица, нарушившего правила ввиду указанной неясности. Иными словами, сомнения трактуются в пользу лица, совершившего проступок.

Отсутствие у закона обратной силы . TAS широко использует этот общий принцип. Однако если новый закон более благоприятен для обвиняемого, даже в том случае, когда инкриминируемые ему действия были совершены до вступления этого закона в силу, согласно принципу lex mitior применяется новый закон.

Несмотря на то что местопребыванием TAS и любой арбитражной группы является Лозанна (Швейцария), если это оправдывается обстоятельствами, председатель арбитражной группы или в его отсутствие президент соответствующей палаты может после консультаций со сторонами назначить другое место для проведения слушаний.

Рабочими языками TAS , о чем уже упоминалось, являются французский и английский. При отсутствии согласия сторон председатель арбитражной группы может в начале слушаний в качестве языка арбитража с учетом совокупности касающихся дела обстоятельств выбрать один из двух указанных языков. При наличии согласия арбитражной группы стороны могут выбрать другой язык, о чем они информируют TAS. В этом случае арбитражная группа относит расходы, связанные с переводами, на счет сторон.

Стороны мог>т по своему выбору пользоваться помощью юристов и участвовать в деле через представителей. В этом случае имена, адреса, номера телефонов и телефаксов лиц, представляющих стороны, сообщаются в канцелярию TAS, другой стороне и арбитражной группе при ее образовании.

Извещения и сообщения , предназначенные для сторон, направляет канцелярия. Они составляются на французском или английском языке и направляются по адресу, указанному в исковом заявлении, апелляционном заявлении (жалобе), запросе на консультацию, или любому другому адресу, указанному дополнительно.

Предписания и другие решения TAS, любой арбитражной группы сообщаются с использованием средств, обеспечивающих подтверждение их получения адресатом. Извещения, исходящие от сторон и адресованные TAS, любой арбитражной группе, включая исковое заявление, апелляционное заявление (жалобу), ходатайство о привлечении третьей стороны, а также письменные доводы или другие сообщения ответчика, направляются в "FAS в количестве экземпляров, соответствующем числу сторон, адвокатов и судей, плюс, один экземпляр для TAS.

Сроки , фиксируемые в соответствии с Кодексом спортивного арбитража, исчисляют начиная со следующего дня после получения извещения от TAS. В исчисляемый срок включают неприсутственные или нерабочие дни. Сроки, установленные в соответствии с Кодексом, считают выдержанными, если сообщения сторон были отправлены в день истечения срока до полуночи. Если в стране, откуда отправлено сообщение, последний день срока был неприсутственным или нерабочим, назначенный срок истекает в конце первого рабочего дня, следующего за ним.

По мотивированной просьбе председатель арбитражной группы (при его отсутствии президент соответствующей палаты) может продлить срок, назначенный в соответствии с Процедурным регламентом, если это оправдывается обстоятельствами.

Каждый арбитр должен быть и оставаться независимым от сторон спора и обязан немедленно обнародовать любые обстоятельства которые могут поставить под сомнение его независимость от сторон или от одной из них. Каждый арбитр должен значиться в списке, составленном CIAS в соответствии со Статутом, входящим в Кодекс, и располагать всеми необходимыми возможностями для доведения арбитража до завершения в оптимальные сроки.

Арбитр может получить отвод , если обстоятельства позволяют усомниться в его независимости. Отвод должен быть осуществлен немедленно после обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для него. Объявление отвода относится к исключительной компетенции CIAS, который может выполнять эту функцию через свое бюро в соответствии со Статутом, входящим в Кодекс спортивного арбитража. CIAS или его бюро выносят решение об отводе но мотивированному требованию одной из сторон после приглашения другой стороны, арбитра, которого это касается, и остальных арбитров для письменного изложения их позиций. По результатам изучения всех позиций CIAS выносит краткое мотивированное решение.

Любой арбитр может быть отозван по решению CIAS, если он встречает препятствия, отказывается или не выполняет своих обязанностей в соответствии с Кодексом. CIAS может передать функцию отзыва своему бюро. Для отзыва CIAS или его бюро приглашают стороны, арбитра, которого это касается, других арбитров для письменного изложения их позиций и выносят краткое мотивированное решение.

В случае отставки, смерти, отвода или отзыва арбитра он должен быть заменен в соответствии с процедурой, использованной при его назначении. При отсутствии других соглашений сторон или других решений арбитражной группы судопроизводство осуществляется без повторения процедурных актов, предшествовавших замене арбитра.

Согласно Процедурному регламенту любая из сторон спора может потребовать принятия предварительных или охранительных мер . Эти меры могут быть обусловлены обеспечением безопасности.

Требование о принятии упомянутых мер возможно после подачи в TAS искового или апелляционного заявления, которое предполагает предварительное исчерпание всех средств внутренней юрисдикции. В случае соблюдения данного условия по требованию одной из сторон президент соответствующей палаты до передачи дела арбитражной группе (а после этого арбитражная группа) может назначить предварительные или охранительные меры.

При подпадании под действие Процедурного регламента спора, требующего проведения апелляционной арбитражной процедуры, стороны отказываются требовать назначения таких мер от государственных органов. Этот отказ не распространяется на назначение предварительных или охранительных мер в случае рассмотрения спора с использованием обычной арбитражной процедуры.

При получении требования о принятии предварительных или охранительных мер президент соответствующей палаты или арбитражная группа предлагают противной стороне высказаться по данному вопросу в течение 15 дней или в более короткий срок, если этого требуют обстоятельства Решение о сокращении срока принимают президент соответствующей палаты или арбитражная группа. В экстренных случаях президент соответствующей палаты до передачи дета арбитражной группе, а после передачи - председатель арбитражной группы может принять решение о принятии предварительных или охранительных мер сразу после предъявления стороной соответствующего требования при условии последующего определения отношения к этому противоположной стороны.