Организация и проведение лыжных походов. Организация движения в лыжном походе

  • 07.02.2024



Особенности лыжного туризма: ЛЫЖИ Наличие больше половины времени похода на ногах лыж откладывают свой отпечаток на всё: своеобразная нагрузка на разные группы мышц при движении; способ преодоления опасных и сложных участков маршрута; выбор пути движения по равнинам, лесу, льду и пересеченной местности; порядок движения группы на маршруте; и многое другое.


Особенности лыжного туризма: ЗИМА Зима для туриста лыжника не совпадает с календарной зимой. В лыжные походы на территории нашей необъятной Родины можно ходить начиная с поздней осени (ноябрь) и заканчивая весной (апрель). Зима – это самое суровое время года, к которому человек по природе своей приспособлен слабо. Зима – это снег, холод, метель, лавины и прочие другие признаки, характеризующие данное время года и порождающие на свет целый букет нюансов, которые необходимо в течение похода знать и учитывать.


Особенности лыжного туризма - особая подготовка к лыжному походу в лыжном походе чувство команды и необходимость в течение долгого времени жить и работать как единый организм ощущаются особо остро. Поэтому необходимо на подготовительном этапе учитывать каждую мелочь, готовить не только снаряжение и еду, но и тренировать свою физическую, техническую готовности, а так, же морально - волевые качества. Пренебрежительное отношение на этапе подготовки к любому из вышеуказанных направлений неминуемо снизит запас прочности группы, что с высокой долей вероятности приведет к аварии на маршруте.




Планирование маршрута и дневного перехода Обратить ВНИМАНИЕ: Автономность маршрута Короткий световой день Ледовая обстановка в районе Толщина снежного покрова Наличие зимних дорог, коммуникаций Необходимость днёвок Ночевки – чтобы были дрова Разделение ночевок на «в зоне леса» и «вне зоны леса» Трудность незапланированного схода с маршрута одного или нескольких участников


Планирование маршрута Район выбирается согласно пожеланию потенциальной группы из соображений: новизна, красота, сложность района, транспортные (финансовые) возможности. При планировании маршрутов 1-2 категории нецелесообразно ехать в далекие районы (для Западной Сибири), например Кодар, где сложность перевалов 2А-2Б


Автономность Автономность маршрута При планировании похода 1 кс (6дней и 100 км) желательно чтобы были короткие (1-2 дня) аварийные выходы с маршрута, Например, маршрут проходит рядом с приютами или н.п. Маршруты с высокой автономностью – как правило, от 3 к.с.




Ледовая обстановка в районе Руководитель выясняет: Закрыты ли основные реки, Есть ли наледи Особенности данного района (Хамар-Дабан – реки закрытые снегом, без льда, Кузнецкий Алатау- мокрые наледи, Тункинские гольцы – наледи) Источники информации: Личный опыт Отчеты других групп ПСО, местные охотники, рыбаки


Толщина снежного покрова Количество снега может кардинально повлиять на скорость группы. Одно дело тропить полуметровую лыжнную на Приполряном Урале, совсем другое - весело скользить по насту на соседнем (!) Полярном Урале. Для сибирских районов, типа Саян или Забайкалья, характерно наличие на реках наледей - участков чистого льда. Двигаться по ним как правило проще чем по заснеженному руслу и идти по таежному берегу






Ночевки – чтобы были дрова В походе, как правило, ночевки не планируют исходя из наличия рядом речек или озёр. Зимой вода всюду, топи – не хочу. Главное – чтобы дрова были. Однако всё же уже на маршруте стараются добывать воду, нежели топить снег, так как не надо тратить драгоценное время и энергию на растопку последнего. На Теректинском хребте - столкнулись с тем, что есть дрова но нет воды - (спускались с хребта сначала до ГЗЛ, затем до снега)


Разделение ночевок на «в зоне леса» и «вне зоны леса» В лыжном походе более часто встречается разделение ночевок на «в зоне леса» и «вне зоны леса». Лес – это экономия горючего и ГЛАВНОЕ – ужин и отход ко сну в тепле, а «вне зоны леса» - это необходимость защиты палатки от ветра, а так же отсутствие тепла вечером (если дрова не будут подтащены специально).




Физическая подготовка Тренировка выносливости Периодические тренировки на свежем воздухе, необходимы лыжные ПВД, необходим опыта ночевки в зимней палатке, для походов с ночевками выше зоны леса – опыт ночевок без дров (примусные ночевки / ночевки в снежной пещере) Тренировка переносимости холода Начинать надо малого, сначала контрастный душ, затем постепенно увеличивать время под холодной водой. Затем обтирание снегом, обливания в роднике ну и наконец купание в проруби, моржевание.


Морально – волевые качества Быть готовым жить долгое время в условиях низких температур (особенно критично в тундровых районах). Рассчитывать только на силы команды вследствие большей автономности Быть готовыми несколько недель, а то и месяц находиться в замкнутом коллективе. В течении всего похода вся команда живёт и проводит более трети времени в пределах замкнутого пространства – палатки (куда ты денешься с подводной лодки). Уметь терпеть, и стойко переносить все трудности лыжного похода, пытаясь получить от этого удовольствие и не унывать не при каких обстоятельствах. Стараться не допускать межличностных конфликтов, лучше уступить – все разборки после похода


Подготовка снаряжения Снаряжение готовить на совесть, так как его поломка может быть весьма неприятным и опасным явлением. Починить что-нибудь на морозе, особенно вне палатки крайне тяжело и не приятно. Реммастер (содержимое ремнабора) – должны быть готовыми исправить любую поломку снаряжения: поломка крепления потеря лыжи, разрыв палатки и пр.


Подготовка еды Низкие температуры позволяют в лыжных походах брать с собой еду, которая летом может испортиться в течении нескольких дней. Ведь зимой вы находитесь весь поход в постоянном качественном холодильнике, где не портятся не только с/к продукты, но также и в/к продукты. По сравнению с горными походами зимой берут больше жиросодержащих продуктов (сало).


Первые дни, начало маршрута Начало похода как правило знаменуется тем, что человек хочет много пить, кушать хочется пока не сильно, отсюда особенности составления раскладки. Это связано с адаптацией организма к условиям больших физических нагрузок, когда идёт активное потоотделение. Тут приходит очень существенная помощь в лыжном походе – саночки. Возможность их использования обусловлено наличием обильного количества снега, по которым саночки из баннера или тэзы катятся как по маслу, облегчая рюкзак килограмм на 10.


Основная часть маршрута Организм уже смирился с необходимостью каждый день работать на полную. Воды уже нужно ему меньше, так как он меньше потеет, но внутренние запасы энергии подходят к концу и желудок постоянно требует добавки. Как правило, в это время проходятся самые технически сложные участки маршрута


Этапы проведения лыжного похода Организация проведения маршрута состоит из этапов: Заполнение туристской группой заявочных маршрутных документов и подача их в маршрутно- квалификационные комиссии (МКК) рассмотрение заявочных документов в МКК и выпуск (допуск) на маршрут; прохождение маршрута, подготовка отчета о прохождении маршрута, рассмотрение отчета и зачет результатов в МКК.


Режим дня похода 1-2 категории сложности Завтрак и сборы 7:00-9:00 – 2 часа 1-й переход 30 мин + отдых 10мин – 40 мин, 2км 2-й переход 40 мин + отдых 10мин – 50 мин, 2,5км 3-й переход 50 мин + отдых 10мин – 60 мин, 3км 4-й переход 40 мин – 40 мин, 2,5км Обед – 80 мин, с 12:10 – 13:30 5-й переход 40 мин + отдых 10мин – 40 мин, 2,5км 6-й переход 50 мин + отдых 10мин – 50 мин, 3км 7-й переход 50 мин + отдых 10мин – 50 мин, 3км 8-й переход 40 мин – 40 мин, 2,5км Бивачные работы + ужин - 4 часа Ночной сон - 10 часов, 21:00-07:00


Режим дня похода 1-2 категории сложности Итого – 21 км Ходовое время – 5ч 40 мин Привалы – 2 ч 20 мин Скорости 3,6 км/час Утренние сборы – 2 часа Обед 1 ч 20 мин Бивачные работы и ужин – 4 часа Ночной сон - 10 часов (минус 1ч 40мин – дежурство каждого участника)




Естественные препятствия: склоны Склоны - Сложность их зависит прежде всего от крутизны и характера снежного покрова, что в конечном итоге и определяет тактику и технику их преодоления, а также меры обеспечения безопасности. Движение по заснеженным склонам допустимо только при отсутствии лавинной опасности


Лавиноопасные склоны Крутизна, форма и ориентация склона формируют снегонакопление и определяют лавинную динамику снежной массы. Особую опасность, даже при небольшом количестве снега, представляют склоны от 25 до 50°: на них хорошо удерживается выпадающий и переносной снег, накапливаясь вплоть до критической массы. Отмечаются случаи схода лавины со склонов крутизной 1520°. Склоны круче 60° обычно считаются нелавиноопасными, поскольку снег с них скатывается и не накапливается в количествах, достаточных для образования лавин


Естественные препятствия: склоны Снежные склоны (склоны, покрытые глубоким, неуплотненным снегом) преодолеваются обычно без лыж, движением след в след прямо вверх (вниз) или коротким траверсом. Ступени утаптываются постепенным спрессовыванием снега. Ногу следует ставить на всю ступню, плавно перенося вес тела со ступеньки. Опасно слишком наклонять тело к склону.


Естественные препятствия: склоны Настовые и ледовые склоны преодолеваются без лыж, как правило, с использованием кошек, а при необходимости и вырубанием ступеней. На склонах до 30° поднимаются елочкой, разворачивая носки кошек тем шире, чем круче склон. На склонах до 40° и при траверсировании верхняя по склону ступня ставится горизонтально, а нижняя носком вниз. На участках круче 40° подниматься следует на носковых зубьях кошек с опорой на склон клювом ледоруба.




Естественные препятствия: замерзшие водопады Замерзшие водопады, если невозможно их обойти, преодолеваются по правилам движения по крутым ледовым склонам со страховкой. Необходимо помнить, что при рубке ступеней нередко выступает, а иногда и фонтанирует вода: намокшая и обледенелая обувь и одежда затрудняют выполнение страховочных приемов. При движении по заснеженным участкам следует прощупывать ледорубом (лыжными палками) прикрытые снегом места незамерзшей воды, очень опасные при провале в них.


Естественные препятствия: заснеженные гребни Заснеженные гребни с карнизами следует проходить с наветренной стороны ниже предполагаемой линии возможного отрывка карниза в связке и со страховкой, которая организуется на 12 м ниже пути движения. Выход на гребень при сильном ветре и плохой видимости, подход к краю карниза и спуск с него недопустим. При необходимости преодоления карниза надув в самой безопасной части обрушивают.


Естественные препятствия: замерзшие озера и реки Замерзшие озера и реки. Наиболее опасны участки с тонким льдом или заснеженные промоины, которые образуются в местах впадения в озеро (реку) реки или вытекания реки из озера, а также у крутых вогнутых берегов на резких изгибах русла. Такие места, обычно заблаговременно наблюдаемые, у группы всегда имеется возможность обойти.


Естественные препятствия: замерзшие озера и реки – теплые ключи Серьезную опасность представляют ключи с более теплой водой вдали от берега провалы в таких местах происходят неожиданно при отсутствии мер страховки. Признаки ключевой промоины льда - выступившая на лыжне вода, парение надо льдом, неравномерная толщина снега Встретив такое место, группа должна обойти его, уклоняясь все дальше в сторону, пока на лыжне не перестанет проступать вода


Естественные препятствия: Замершие реки – опасные участки прибрежная кромка льда, устья естественных притоков, места выхода подземных вод (ключи), торчащая изо льда растительность и посторонние предметы, места с быстрым течением, открытые (прикрытые снегом) трещины, полыньи, опоры мостов Иногда в порожистых местах вода прикрывается непрочными снежными подушками, удерживающимися на выступающих из воды камнях. Путь в таких местах следует выбирать ближе к выпуклому берегу, где глубина меньше, течение слабее, а лёд прочнее.


Естественные препятствия: наледи Наледи, кроме неприятности падений на сырой лед, могут стать причиной ушибов и травм только при неосмотрительно быстрых спусках на лыжах на резко понижающихся участках реки, особенно на порогах и водопадах. В последнем случае падение может повлечь более серьезные последствия. Спускаться на таких участках необходимо на кошках. Д Движение по сырым наледям приводит к намоканию обуви и одежды, следствием чего могут быть простудные заболевания и обморожения.


Естественные препятствия: Трещины в ледниках Трещины в ледниках. Даже в среднегорье (Алтай, Саяны, горы Бырранга, Якутия, Северная Земля), где пролегает большинство лыжных маршрутов, встречаются ледники, опасные закрытыми трещинами. У внешних изгибов ледника образуются радиальные трещины, веерообразно расходящиеся и расширяющиеся к внешней стороне изгиба. В местах перегиба ледника образуются поперечные трещины с наружным или внутренним расширением, а при выходе ледника в широкую долину продольные трещины.




Опасности зимнего маршрута: Мороз «К холоду нельзя привыкнуть». Р. Амундсен. Многовековая борьба за самосохранение выработала у человека естественные защитные рефлексы. Она научила его искусственным приемам согревания и изготовлению специальной одежды и обуви. Отсутствие пригодной обуви для длительных лыжных походов, например, приводит к отморожению ног. Число таких отморожений составляет 90% общего количества отморожений (Ю. Штюрмер).


Опасности зимнего маршрута: снегопад Даже обильное выпадение сухого снега в безветренную погоду не опасно для группы, двигающейся по равнине или среднепересеченной местности. Он может только снизить темп движения. Положение резко меняется, если выпадает сырой снег при сильном ветре и группа оказалась на сложном рельефе в этих условиях.


Опасности зимнего маршрута: снегопад Снегопад (сырой снег) представляет реальную опасность, а борьба за сохранение палатки, своевременное принятие мер против обмерзания одежды и отморожений, умение быстро соорудить укрытие в снегу становятся борьбой за жизнь


Опасности зимнего маршрута: ветер Ветер опасен своим охлаждающим влиянием и механическим воздействием. Сильный, порывистый ветер опасен при движении по скальным и заснеженным гребням, по крутым склонам: он может вызвать потерю равновесия и привести к падению. В результате длительного нахождения на ветру может наступить необратимое переохлаждение организма


Опасности зимнего маршрута: ветер Степень холодного влияния ветра зависит от его силы и выражается тепловым эквивалентом. Так, если при штиле температура воздуха равна 10°, то при скорости ветра 10 м/сек холодовой индекс его будет соответствовать температуре 30,5°, а при скорости ветра 15 м/сек температуре 36° (свыше 18 м/сек дополнительный холодовой эффект незначительный).


Опасности зимнего маршрута: Пурга и метель Метель -неблагоприятное погодное явление, при котором наблюдается интенсивный перенос снега с помощью ветра. В метели переносится снег как поднятый с земли, так и тот, который только падает в качестве атмосферных осадков. Метель может быть вызвана вихрем, имеющим как циклональное, так и антициклональное происхождение. 3 вида метели – поземку, низовую и общую метель


Опасности зимнего маршрута: Пурга и метель Пурга является одной из разновидностей метели, а именно – низовой метели. Ее вызывает ветер, дующий со скоростью не меньше чем 7 м/с. Во время пурги с поверхности земли поднимается свежий снеговой покров, которого не коснулся процесс таянья и который не успел покрыться ледовой корочкой. Особенностью пурги является то, что она может перемещать снег даже при отсутствии атмосферных осадков, при абсолютно чистом, безоблачном небе.


Метель, пурга, буран В пурге ветром переносятся обломки снежинок. В метели переносятся цельные снежинки. В результате метели снег укладывается на поверхность земли равномерно, с небольшой плотностью. После пурги снег уложен неравномерно – в виде дюн и барханов, с повышенной плотностью Бура́н степная метель. Бураном называют метель в степной местности


Опасности зимнего маршрута: Ограниченная видимость Ограниченная видимость (туман, сумерки, темнота, полярная ночь) опасны не сами по себе, а тем, что затрудняют ориентирование и правильную оценку реальной обстановки: определение действительной крутизны склона, лавинной опасности, наличия обрывов и трещин. Опыт подсказывает, что при плохой видимости самое благоразумноепрекратить движение.




Туман Туман до неузнаваемости искажает отдельные предметы, пейзажи: низкий берег кажется горным хребтом, снежные заструги вершинами, а отдельные маленькие камни чуть ли не скалами. Трехметровый каменный столб благодаря оптическим свойствам тумана кажется огромной башней, упирающейся в небо


Опасности зимнего маршрута: Солнце, белая мгла Солнце особенно опасно ожогами глаз. Снежной слепотой можно заболеть не только в ясный солнечный день. Не менее опасны облачные дни. Отмечаются случаи заболевания глаз у людей, даже находящихся в палатке. Для предохранения глаз каждый участник должен иметь солнцезащитные очки, преимущественно с оранжевыми стеклами, которые в пасмурную и туманную погоду лучше всего прорисовывают даже мелкие неровности снежного покрова.


Опасности зимнего маршрута: Солнце, белая мгла «Белая мгла» рассеянный свет в облачные дни, когда все одинаково бело и без четких граней. Белая мгла чрезвычайно опасна в горах: из-за отсутствия теней скрадываются перегибы и сглаживается рельеф, отчего можно не заметить опасной крутизны заснеженных склонов


Опасности зимнего маршрута: Резкое похолодание Резкое похолодание, например после оттепели, опасно, если группа вынуждена продолжать движение в. сырой одежде и обуви, которые на морозе быстро превращаются в ледовый панцирь, совершенно не сохраняющий тепло. В худшем положении оказываются туристы, которых похолодание застает во время преодоления сложного склона, ограничивающего возможности движения и обрекающего на малоподвижный характер действий. Только быстрая разбивка бивака и согревание у костра или в спальном мешке (предварительно переодевшись во все сухое) может предохранить от неприятностей с тяжелыми последствиями.


Признаки малооблачной, без осадков, морозной погоды очищение неба от облаков и похолодание к вечеру; красная заря при заходе солнца на безоблачном небе голубовато-серебристое свечение неба после захода солнца; к ночи в лощинах становится холоднее и появляется туман; дым от костра в безветрие поднимается «столбом»; слабое мерцание звезд голубоватым светом рога месяца остры; уменьшение после полудня кучевых облаков и полное их исчезновение после заката солнца улучшение скольжения лыж к вечеру; повышение барометрического давления.


Признаки ухудшения погоды потепление к вечеру и ухудшение скольжения лыж; появление тонких перистых облаков, постепенно заволакивающих все небо (часов через двадцать возможен снегопад), солнце садится в тучи, вечерняя и утренняя заря багрово- красной окраски, сильное мерцание звезд, появление и интенсивное увеличение количества кучевых облаков, быстро движущихся по небу, появление вокруг солнца или луны белых кругов; ветер резко меняет направление и усиливается к вечеру; отсыревание одежды и снаряжения, затрудненность дыхания; на вершинах гор и гребнях появляются «снежные флаги»; падение барометрического давления, улучшение видимости.






Тактика, задачи для руководителей Вы планируете кольцо в середине маршрута 5 к.с. по Забайкалью. От заброски уходим наверх по притоку, затем проходим перевал 2А затем перевал 1Б, и по другой речке, на которой есть еще и красивый каньон с ледопадами, возвращаемся к заброске. Как правильно расположить перевалы (т.е. в каком направлении будет проще пройти кольцо)? а). как указано у условии б). в обратном направлении


Тактика, задачи для руководителей Хребет Кодар, 6 к.с., 6 чел. Середина похода, группа идет 3-й день 5-ти дневного кольца и отстает от графика на один день. Прошли перевал, оцененный руководителем 2Б к.тр., хотя по описаниям 12-тилетней давности, он 2А. На подъем он был прост, а все технические трудности были на спуске. Спуск (5 веревок) занял 5,5 часов. Для некоторых участников это был перевый перевал 2Б. На следующий день запланировано первопрохождение нового перевала, который хорошо просматривался прямо напротив с седловины пройденного перевала. Как было видно подъем простой, примерно 1Б к. тр. Имеется (и заявлен) запасной вариант обхода нового перевала по долинам. а). Идти первопроход б). Не идти перевопроход, воспользоваться запасным вариантом

Должна быть правильная расстановка сил: если группа двигается по готовой лыжне, то общий темп определяется по скорости самого тихоходного лыжника. Но когда приходится двигаться по снежной целине, направляющим назначается самый сильный, так как ему приходится прокладывать (тропить) лыжню, за ним идут...
  • Составление маршрутов движения автомобильного транспорта
    Правильная маршрутизация движения транспорта оказывает существенное влияние на общую величину транспортных затрат. Сложность составления рациональных маршрутов зависит от взаимного соотношения вместимости транспортного средства и средней величины объема одной отправки груза. Чем меньше средний объем...
    (Логистика)
  • Организация бивака»
    Можно подобрать серию картинок, на которых изображена образцовая туристская стоянка, а также стоянку, на которой имеются грубые нарушения в организации бивака. Составьте группу вопросов, разделите детей на команды и проведите ринг. Конечно, ваши воспитанники знают, что у костра туристы-путешественники...
    (МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ТУРИЗМ В ДЕТСКОМ САДУ)
  • Организация биваков
    Если в группе хорошо подготовленные туристы, они устраивают ночлег на снегу, предварительно утаптывают его, затем ставят палатку, топят печь, готовят пищу, сушат одежду и отдыхают. Если же в группе малоопытные туристы, тогда можно планировать ночлег в клубах, школах и т.п. Туристы знают, что ставить...
    (МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ТУРИЗМ В ДЕТСКОМ САДУ)
  • Организация биваков.
    При проведении специальных учебно-тренировочных или категорийных лыжных походов, прежде всего, надо взять себе за правило останавливаться на ночевку засветло. Лишь при выполнении такого условия можно гарантировать выбор безопасного места для бивака. Поэтому совершенно необходимо заранее планировать рабочий...
    (ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ)
  • Опасности в лыжных походах
    Главной опасностью являются обморожения. Причины - не соответствующая требованиям одежда и обувь, некачественное снаряжение, незнание способов обогрева на ходу. Другой опасностью является потеря ориентировки. Поэтому нужно чаще сверять свое местонахождение с картой, прекращать движение в бури и метели....
    (МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ТУРИЗМ В ДЕТСКОМ САДУ)
  • Особенности техники и тактики в лыжном походе
    Режим дня в лыжном походе зависит от продолжительности светового дня. На маршрут надо выходить не раньше 8-9 утра (когда светлеет). Необходимо сокращать малые 15-минутные привалы. Движение группы прекращать с наступлением сумерек. При движении группе не следует сильно растягиваться. Интервал между идущими...
    (ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ)
  • Для участия в лыжном походе необходимо хорошо готовиться. Эта подготовка должна обеспечивать надёжную защиту от воздействия опасных факторов окружающей природной среды. К этим факторам относятся короткий световой день, низкая температура воздуха, глубокий снег, снегопад, метель, пронизывающий ветер (схема 15).

    Главным в подготовке к лыжным походам являются систематические тренировки. Эти тренировки укрепляют здоровье, повышают выносливость, закаливают организм. Они помогают туристу-лыжнику научиться правильно подбирать одежду и лыжи, оценивать и распределять свои силы

    Схема 15
    Опасные факторы, воздействующие на участника лыжного похода

    Одежда и обувь для похода должны быть лёгкими, тёплыми, непромокаемыми и не стеснять движений. Обычно это нательная рубашка из шерстяной ткани, свитер плотной вязки, штормовка (куртка с капюшоном и брюки), рукавицы и шерстяная шапочка. Лыжные ботинки должны иметь стельку из войлока и позволять одновременно надеть простые и шерстяные носки.

    Лыжи для похода нужны туристские. Они несколько шире и короче беговых.

    Индивидуальное и групповое снаряжение туристы подбирают в зависимости от конкретных условий похода. В состав группового снаряжения могут входить походная печка и топливо (например, сухой спирт).

    Скорость движения лыжников обычно не превышает 3-4 км/ч. По проложенной лыжне первым идёт турист, умеющий выдерживать заданный темп движения. По целине впереди идут наиболее сильные лыжники, сменяя друг друга. Расстояние между туристами в ясную погоду должно быть 8-10 м, а при ограниченной видимости - примерно 4 м.

      Запомните: особую осторожность надо соблюдать при движении через реку, озеро, ручей, болото.

    Водные походы

    Водные походы являются одним из наиболее сложных видов туризма. Они требуют от участников высокой дисциплины и исполнительности, специальных знаний, умений и навыков.

    Чаще всего для водного туризма используют лёгкие гребные суда: байдарки, катамараны, надувные лодки.

    В походе необходимо соблюдать правила безопасности:

    • документы и деньги следует уложить в непромокаемый пакет, который держать при себе;
    • спички, сухой спирт нужно хранить в пластмассовых или металлических ёмкостях с плотно завинчивающимися крышками;
    • палатки, спальные принадлежности, запасная одежда и бельё, продукты питания должны быть в полиэтиленовых мешках;
    • спасательные круга должны быть готовы к применению, а спасательные жилеты надеты на участников похода;
    • при посадке не разрешается запрыгивать в лодку, надо заходить на неё с кормы и сразу занимать своё место;
    • на маршруте лодка должна находиться на расстоянии зрительной и голосовой связи от лодок, двигающихся впереди и сзади;
    • при движении следует соблюдать тишину: любой крик на воде должен означать только одно - «Терпим бедствие!»;
    • место для ночлега или большого привала должно соответствовать основным требованиям, указанным в § 11; берег должен быть удобным для причаливания и высадки.

      Запомните: не следует устраивать лагерь на острове - вода может подняться и затопить его.

    Велосипедные походы

    Для велосипедных путешествий целесообразно выбирать дороги местного значения с асфальтовым или гравийно-песчаным покрытием.

    В состав туристской группы, как правило, входит 4-6 человек. Все они должны быть не моложе 14 лет. Каждый велосипедист должен знать и выполнять Правила дорожного движения, хорошо уметь ездить на велосипеде и содержать его в исправном состоянии. Очень важно иметь средства обеспечения безопасности. Это шлем для защиты головы, наколенники и перчатки.

    Для велосипедного туризма пригодны дорожные и спортивные велосипеды. Причём спортивные лучше использовать на дорогах с твёрдым покрытием (бетонных и асфальтовых).

    Одежда велотуриста должна соответствовать сезону и быть удобной для передвижения на велосипеде. На случай холодной погоды надо иметь шерстяной свитер, шерстяные носки, перчатки и штормовку.

    В составе группового снаряжения, кроме вещей, необходимых в любом туристском походе, должен быть набор для ремонта велосипедов (ключи, отвёртки, резина, клей, запасные детали).

    Скорость движения туристов на маршруте обычно составляет 10-12 км/ч. Крутые повороты, особенно на спусках, следует проезжать на малой скорости. Длинные подъёмы лучше преодолевать пешком, а велосипед вести рядом. Движение по маршруту надо заканчивать за 1-2 часа до наступления темноты.

      Запомните: при необходимости двигаться в тёмное время суток или при плохой видимости (туман, дымка) надо сойти с велосипеда и идти как пешеход.

    Вопросы и задания

    1. Назовите опасные факторы окружающей природной среды, которые могут воздействовать на туриста-лыжника.
    2. Какое значение при подготовке к лыжным походам имеют тренировки?
    3. Посмотрите на рисунок и выберите предметы одежды и обуви, которые подходят для лыжного похода.
    4. Чем туристские лыжи отличаются от беговых?
    5. Какие места наиболее опасны для туристов-лыжников?
    6. Почему, но вашему мнению, водные походы являются наиболее сложным и опасным видом туризма?
    7. Назовите наиболее важные, с вашей точки зрения, правила безопасности водного туризма.
    8. Какие дороги наиболее пригодны для водного туризма?
    9. Какие средства безопасности надо иметь велотуристу?
    10. Как вы думаете, почему скорость движения велотуристов на маршруте должна быть примерно 10-12 км/ч?
    11. Как должны двигаться велотуристы в тёмное время суток и при плохой видимости?

    Собираясь в лыжный поход, помните о том, что вас будут ждать снег и низкие температуры, поэтому снаряжение должно быть соответствующим и обеспечивать Вам тепло и защиту от переохлаждений.
    Возьмите с собой валенки, они понадобятся для тех, кто будет заниматься кухонными и костровыми работами, и выручат в случае порчи лыжных ботинок. Они должны соответствовать самому большому размеру ноги туриста из вашей группы. Могут пригодиться наборы из лыжных смазок, парафин, жировая смазка для пропитки обуви и запасные крепления. Так же неплохо было бы взять с собой пару запасных лыж.

    Для осуществления более сложных походов необходимо иметь с собой двухслойную палатку и переносную печку.
    Перед самим походом рюкзак, палатку и одежду всех участников необходимо обработать водоотталкивающим средством, это обеспечит защиту от грязи и воды.

    Режим дня лыжников в походе зависит от возрастного контингента, т.е если в походе участвуют дети, необходимо обязательно корректировать продолжительность дистанции, и скорее всего вам в этом случае понадобиться чуть больше времени на разбивку лагеря и осуществление утренних сборов. При низких температурах необходимо будет выходить на маршрут около 10 утра, и сокращать по времени малые привалы.

    При осуществлении движения по готовой лыжне общий темп группы определяется исходя из скорости самого медленного лыжника, т.е скорее всего ребенка. Следует избегать резких рывков в движении, потому что периодическое охлаждение и перегревание организма может быть опасными для здоровья. Ведь на трассе не всегда будут условия для смены и сушки промокшей от пота одежды. При движении по снежной целине групповой темп определяется исходя из общей скорости прокладки лыжни.

    Если в походе присутствуют дети , то самый подходящий вариант прокладки лыжни будет следующим: выделяется команда из сильных туристов, которая делает тропление лыжни, и вслед за ней идут уже все остальные участники турпохода.

    Есть второй вариант, представляющий собой поочередное движение, то есть пока одна группа отдыхает, другая занимается прокладкой лыжни, а затем отдохнувшие участники идут на обгон, а потрудившиеся остаются на отдых, этот вариант подходит в тех случаях, когда силы и подготовка в группе в целом одинаковые. Хотя при четком планировании его можно осуществить и вместе с детьми.

    Порядок движения при спусках должен, прежде всего, обеспечивать безопасность группы, и обязательно учитывать возможности каждого лыжника. Тут за все должен отвечать руководитель группы. Следует осуществлять спуски только в тех местах, где гарантирована безопасность от схода лавин.

    При резком потеплении и похолодании тоже не стоит осуществлять движение по спуску, а так же в первые, пару дней после метели, снегопада или дождя.

    Подальше следует держаться от замерзших водоемов с тонким ледяным покровом, а так же от тех мест, куда впадает или откуда вытекает проточная вода. Ударами палок необходимо будет провести расследование такой местности.

    Лыжный туризм — это экспедиции протяженностью в несколько дней и недель, отдых на фешенебельных горнолыжных курортах и базах, удобные прогулки по подготовленным трассам. Развитие этого переживает в последние годы настоящий бум.

    Людей самых разных профессий: инженеров, врачей, строителей, руководителей предприятий, рядовых сотрудников — страстно увлекает романтика лыжного туризма. Они тянутся к покорению новых трасс и вершин, любят преодолевать преграды. А еще это здоровые, сильные люди, ведь зимние виды спорта оказывают исключительно оздоровительный эффект.

    Туристы часто посещают такие маршруты:

    • горы Хибины в Мурманской области;
    • Урал, с его альпийскими формами рельефа;
    • Западная и Восточная Сибирь (ландшафты Обь-Томского междуречья, хребет Кузнецкого Алатау, живописный Салаирский кряж, Западный и Восточный Саяны, Васюганское плато, горный массив Хамар-Дабан, забайкальский хребет Кодар, Байкал);
    • крымские центры горнолыжного спорта (Ай-Петри, Ангарский перевал, окрестности Мраморной пещеры);
    • сочинские объекты (Красная Поляна, «РозаХутор»);
    • кавказский Домбай.

    Расширение маршрутной географии заставляет задуматься участников походов. Ведь те, кому не страшны многие километры пути по суровой тайге, застывшим руслам рек и озерам, ночевки в палатках, тяжелые за плечами — все, что требует выносливости, закалки и большой ответственности за себя и товарищей, — выбирают экстремальные путешествия. Стоит вспомнить об известной экспедиции на Северный полюс Матвея Шпаро и Бориса Смолина в 2007-2008 годах. Лыжники установили мировой арктический рекорд, пройдя за 84 дня более тысячи километров в условиях полярной ночи.

    Уникальным остается лыжный поход на Валаам, который с окончанием летней навигации становится недоступным для массовых посещений. Зимой, сюда можно добраться судном на воздушной подушке. Чтобы увидеть главные достопримечательности острова, придется встать на и проделать путь по острову к православным храмам и монастырям.

    Байкал — любимое место большинства туристов. Зимой здесь больше возможностей для активного отдыха, чем летом. Можно совершить длительный поход на лыжах как по земле, так и по замерзшему льду озера. Лучшее время для него — с февраля по апрель. В этот период ветры сдувают с поверхности водохранилища слой снега, и оно остается идеально гладким и прозрачным до самого дна.

    Для тех, кто не хочет выбираться на дальние расстояния, существуют привлекательные маршруты в средней полосе России, например, походы на лыжах по Подмосковью, вдали от населенных пунктов и дорог: в окрестностях Абрамцево, Звенигорода, Радонежа, реки Шерна.

    Особенности снаряжения для лыжного туризма

    Подбирая снаряжение, стоит учитывать такие факторы:

    1. Холод. Нужно позаботиться об обеспечении теплового режима.
    2. Непродолжительный световой день. При недостаточной освещенности должно хватать дополнительных источников света (лампочек, фонариков, свечек).
    3. Осадки. Должна быть возможность сменить мокрую одежду, то есть не должна промокать.
    4. Слепящий снег. Чтобы избежать воспаления глаз, нужно иметь при себе солнцезащитные очки.

    Одежда лыжника-туриста

    Обязательная экипировка: лыжная шапка, подшлемник, наушники, ветрозащитная маска, 2-3 пары рукавиц. Пуховик и брюки должны быть утепленными — например, синтепоном. Удобной одеждой является комбинезон.

    Большинство вещей должно быть из шерсти, даже смена белья. Незаменимым в суровых условиях станет термобелье для активного отдыха.

    Обувь лыжника-туриста

    В зависимости от типа крепления подбираются лыжные ботинки. Обуви уделяют должное внимание: ботинки следует предварительно разносить и натереть их специальным кремом (силиконовым). На зимнюю обувь натягивают снегозащитные бахилы. Для спасения от холода берут с собой термоноски.

    Личное снаряжение лыжника-туриста

    Важное составляющее горнолыжного туризма в России — специальные , которые более узки, чем охотничьи, и более широки, чем для бега. Лыжные оснащены кольцами.

    Стандартные жесткие походов повышенной сложности — при падениях из-за них ломаются подошвы ботинок. На дальних маршрутах используют специфические (чаще тросовые) крепления.

    Если путешествие планируется в лесистой местности — не обойтись без палатки, дорожной печки. Вравнинных местах — придется приобрести специальную палатку типа «полусфера» или «бочка».

    В снаряжения должен быть индивидуальный или групповой спальный мешок, утепленный пуховым или синтепоновым наполнителем, способный удержать тепло при сорокаградусном морозе.

    Не помешают сани-волокуши, сетка-гамак для костра, валенки, «про запас», мазь для их смазывания, батарейки, походный ремонтный набор.

    Тактика лыжного похода

    Что планируется организовать при проведении похода:

    1. Выбор маршрута.
    2. План дневного перехода.
    3. План преодоления препятствий.

    При выборе маршрута нужно принять во внимание наличие по пути населенных пунктов, решить, из какого базового, места, будет выходить группа, одного или из нескольких.

    Весовые нагрузки напрямую зависят от вида маршрута и его расстояния. Самые тяжелые нагрузки бывают у туристов, обходящих поселения стороной. При этом пищу и все предметы придется носить с собой.

    Непосредственно на маршруте разрабатывается план дневного перехода. Каждый день продумываются график движения и распорядок дня с учетом преодоления препятствий и места привала, топографии и прогноза погоды, скорости движения членов похода.

    Увидев препятствие, стоит трезво выработать план решения проблемы. Оценив обстановку, нужно выяснить: бороться с препятствием или обойти его. Если выбран второй вариант, следует обозначить причины, по которым изменен маршрут.

    Правила ориентирования в лыжном туризме

    Зимой, ориентиры спрятаны под снегом. Не стоит полагаться на движение солнца или определять стороны света по внешним признакам. Лучше довериться карте и компасу. Нужно двигаться по азимуту, и вычислять пройденный путь по скорости и времени.

    Туристическая карта должна содержать данные о рельефе и растительном покрове (наличии или отсутствии леса) местности, дорожной, гидрографической сетях, населенных пунктах, размещении спасательных баз. Лыжникам следует внимательно изучить состояние дорог, наличие перевалов в горном хребте относительно имеющихся ориентиров, скальных сбросов, ручьев, склонов.

    Дополнительно берут схемы района.

    Для определения точки стояния, сверяют карту с местностью и опознают видимые ориентиры. В предгорьях тундры точку стояния находят приемом обратной засечки: визируют азимут на 2 указанных в карте ориентира местности (например, вершины гор), визирные линии наносят на карту и в том месте, где они пересеклись, обозначают точку стояния.

    Правила безопасности в лыжном туризме

    Одиночный лыжный поход должен быть без рискованных участков

    Маршрут должен соответствовать квалификации путешественника. Нарушение правил безопасности может стать причиной травм, от которых не застрахован ни один турист. Лавиноопасность, сложный рельеф, человеческий фактор несут угрозу жизни и здоровью всех участников похода. Согласно статистике, гибель 80% лыжников происходит из-за схода лавины; в 11% случаев люди замерзают; в 7% срываются с высоты; причиной смерти 2% становится болезнь.

    Особенности безопасного поведения:

    1. Двигаясь по пересеченной местности, нужно соблюдать дистанцию во время скоростного спуска.
    2. Разумно оценивать собственные возможности при выполнении элементов движения.
    3. Двигаясь по замерзшим водоемам, придерживаться проложенных троп.
    4. Лавиноопасные места лучше проходить утром, когда снег скован морозом.
    5. Чтобы не потерять ориентировку во время бурана, тумана, метели чаще сверяться с картой, а лучше остановиться и разбить временный лагерь. Путь должен продолжиться после улучшения погоды.
    6. В рюкзаке должна находиться медицинская аптечка для оказания первой помощи.

    Преимущества лыжного туризма

    Те, кто увлекается лыжными прогулками и походами, отмечают улучшение здоровья: укрепляется сердечная мышца, тело становится более стройным, исчезают проблемы с позвоночником, снимаются стресс и усталость, поднимается настроение.

    Отдельных слов заслуживает горнолыжный туризм — это спорт, который подразумевает катание со склонов гор не только на лыжах, но и на сноуборде — специально оборудованной доске. На можно встать в любое время года. К услугам желающих — опытные и снаряжение, которое необязательно везти с собой: на каждом курорте можно взять его в аренду.

    Каждый выбирает для себя трассу в зависимости от сложности: «зеленую», «синюю», «красную» или «черную». Горнолыжные походы требуют от участников предварительной и определенных навыков в прохождении лыжных и маршрутов.

    Организация лыжного похода и причины их популярности

    Перед стартом похода осваивают и оттачивают технические навыки, развивают физические и моральные качества. Следует разработать маршрут, составить необходимую документацию, организовать финансирование, решить проблемы с транспортом. Все,должно быть продумано до мелочей: от замысла путешествия до переезда в место отправления.

    Если это прогулка выходного дня, подготовиться к ней можно за неделю. «Марш-бросок», рассчитанный на много дней, планируется за 2-3 месяца. Руководитель группы разрабатывает график подготовки, где расписаны все требуемые мероприятия и намеченные сроки выполнения. В графике указывают:

    • число участников;.
    • цель похода;
    • маршрут;
    • топографических документов, данных по маршруту;
    • время старта и конца путешествия;
    • график передвижения;
    • запасные варианты маршрута (например, на случай аварии);
    • прогноз погоды;.
    • список экипировки, набора для ремонта и походной аптечки;
    • перечень провианта;
    • расходная смета;.
    • распределение поручений между членами группы.

    Объяснить увлечение россиянами лыжным спортом можно тем, что большая часть страны длительное время остается под снежным покровом. С советских времен действовали лыжные базы и тренировочные лагеря, где дети и взрослые занимались спортом. И сейчас люди любят активный отдых.