Открытый урок по физической культуре "обучение элементам тактики лыжных гонок". Тактическая подготовка «Бич – волей» - это

  • 18.04.2024

020_Лыжный спорт_рус rtf

Какие виды передвижения на лыжах относятся к технике классического хода в лыжных гонках?

A) Одновременный одношажный

B) Попеременный двухшажный

C) Коньковый

D) Повороты переступанием

E) Спуск в низкой стойке

F) Одновременный бесшажный

G) Поворот плугом

{Правильный ответ }=А,B,F

{Сложность}=1

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

В каких видах лыжного спорта используется коньковый ход?

B) Лыжное двоеборье

C) Сноуборд

E) Биатлон

F) Лыжные гонки

G) Прыжки на лыжах

H) Ски-кросс

{Правильный ответ }=B,E,F

{Сложность}=1

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

020_Лыжный спорт_рус rtf

На каких дистанциях соревнуются лыжницы-гонщицы?

{Правильный ответ }=A,B,D

{Сложность}=1

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Какие объязности выполняет главный секретарь соревнования?

A) Мандатная комиссия

B) Жеребьевка

C) Оформление протоколов

D) Просмотр трассы

E) Работа контроллера

F) Судья приучастников

G) Стартер



H) Функция мед.работника

{Правильный ответ }= A,B,C

{Сложность}=1

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

На каких дистанциях соревнуются лыжники-гонщики?

{Правильный ответ }= B,C,D

{Сложность}=1

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Сколька фаз скольжения в попеременном двухшажном ходе, в скользящем беге и вступающем шаге?

{Правильный ответ }= A,B,C

{Сложность}=2

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

018_Лыжный спорт_рус rtf

Сколько скользящих шагов в одновременном бесшажном, одношажном и двухшажном ходах?

{Правильный ответ }= A,B,C

{Сложность}=2

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Когда будет засчитан спортсмену результат при пересечении линии финиша в лыжных гонках?

A) Только головой

B) Только одной рукой

C) Только двумя руками

D) Без лыж

E) Носком лыжи

F) Одной стопой

G) Двумя стопами

H) На одной лыже

{Правильный ответ }= F,G,H

{Сложность}=3

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Для чего смазывают лыжи лыжной мазью?

A) Чтобы лыжи хорошо скользили

B) Чтобы лыжи не проскальзывали

C) Чтобы лыжи хорошо скользили на всей дистанции.

D) Чтобы лыжи не изнашивались

E) Чтобы было легко передвигаться на подъемах

F) Чтобы развивать высокую скорость на спусках

G) Чтобы обеспечить устойчивость лыжника

H) Чтобы было удобно обгонять соперников

{Правильный ответ }= A,B,C

{Сложность}=3

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Какие методы наиболее рациональные для совершенствования техники бега на лыжах?

A) Образные пояснения тренера.

B) Анализ видеозаписи вашего бега.

C) Изучение видеозаписи техники лучших лыжников.

D) Изучение местности.

E) Изучение структуры снега.

F) Изучение температуры воздуха

G) Наблюдения за другими спортсменами.

Н) Замечания товарища.

Правильный ответ }=A,B,C

{Сложность}=1

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Какова скорость передвижения на лыжах на олимпийских играх у мужчин в гонках, скоростном спуске и в прыжках на лыжах с трамплина?

A) В лыжных гонках 6-8 м/сек.

B) В скоростном спуске 120-140 км.час

C) В прыжках на лыжах 90-95 км.час

D) В лыжных гонках 3-5 м/сек

E) В скоростном спуске 160-180 км.час

F) В прыжках на лыжах 110-120 км.час

G) В лыжных гонках 10-15 м/сек.

H) В скоростном спуске 190-200 км.час

{Правильный ответ }= A,B,C

{Сложность}=3

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

Плавание_ру021_ Общая характеристика движений_Плавание_ рус.rtf

021_Плавание_рус rtf

Плавание относится к:

A) Циклическим видам спорта.

B) Ациклическим.

C) Единоборствам.

D) Водным видам спорта.

E) Олимпийским видам спорта.

F) Сложно-координированным видам спорта.

G) Спортивным играм.

H) Сложно техническим видам спорта.

{Правильный ответ} = А. D, Е.

{Сложность} = 1

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Спортивное плавание фигурирует:

A) В современном пятиборье.

B) В триатлоне.

C) В биатлоне,

D) В хоккее на воде.

E) В морском многоборье.

F) В волейболе на воде

G) В синхронном плавании.

H) В прыжках в воду.

{Правильный ответ} =А, B, Е,

{Сложность} = 2

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Размеры волн при движении пловца зависят от:

A) От объема тела

B) От технической подготовленности

C) От плотности воды

D) От скорости

E) От вязкости воды

F) От способа плавания

G) От насыщения солями

H) От температуры воды.

{Правильный ответ} = B, D, F.

{Сложность} = 2

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

К внешним силам относительно тела пловца относится:

A) Физическая сила.

B) Сила тяжести тела.

C) Вертикальная сила.

D) Выталкивающая сила.

E) Горизонтальная сила.

F) Подъемная сила.

G) Сила ветра.

H) Сила сопротивления.

{Правильный ответ} = B, D, F

{Сложность} = 2

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

В чем ярко отражены закономерности передвижений в воде:

A) В технике плавания.

B) В биомеханике плавания.

C) В гидродинамике плавания.

D) В спортивном мастерстве.

E) В гидростатике.

F) В умении держаться на воде.

G В технике спортивного плавания.

H) В физических возможностях.

{Правильный ответ} =А, D,G.

{Сложность} = 3

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Что лежит в основе передвижений в воде:

A) Специфические двигательные действия пловца

B) Умение держаться на поверхности воды

C) Закономерности передвижений в воде

D) способность выполнять плавательные движения

E) способность продвигать гребущий элемент под углом

F) Физическое развитие

G Жизненно важные двигательные умения

H) Координационные возможности.

{Правильный ответ} =А. D. Е.

{Сложность} = 3

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

При движении пловца образуются волны:

A) Носовые,

B) Кормовые.

C) Поперечные.

D) Встречные.

E) Продольные.

F) Встречные и продольные.

G) Тормозящие.

H) Выталкивающие.

{Правильный ответ} = А. B, C.

{Сложность} = 2

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Быстрому плаванию может препятствовать:

A) Плотность воды.

C) Температура воды

D) Течение.

E) Температура воздуха.

G) Одежда.

H) Встречный ветер.

{Правильный ответ} =D, F,G.

{Сложность} = 1

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Тело будет находится выше над поверхностью воды в:

A) В пресной.

B) В холодной.

C) В горячей.

D) В пресной и холодной.

E) В грязной.

F) В соленой.

G) В грязной и солёной.

H) В горячей и пресной.

{Правильный ответ} = B, C, F

{Сложность} = 1

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -$$$00220

Основные опорные плоскости пловца:

B) Площадь тела

D) Грудная клетка

E) Кисть и стопа

G) Голова.

H) Грудная клетка и бедро.

{Правильный ответ} = А, C, Е.

{Сложность} = 2

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Назовите спортивные способы плавания:

A) Кроль на груди, кроль на спине.

B) По лягушачьи.

C) По морскому.

D) Брасс, дельфин.

E) Кроль на груди, кроль на спине, брасс, дельфин.

F) Баттерфляй, брасс, .треджен

G) Брасс на спине, бабочка.

H) На боку, саженцами,

{Правильный ответ} = А, D, Е.

{Сложность} = 1

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

ГЛАВА II. Тактика лыжных гонок

2.1 Факторы, определяющие соревновательную тактику

лыжника-гонщика

Главная задача тактики в лыжных гонках - наиболее целесообразно использовать функциональные , физические, технические, теоретические и волевые возможности спортсмена для победы в соревнованиях. (4,7,10)

Техническая, физическая и волевая подготовка лыжников находится, как правило, на высоком и примерно одинаковом уровне. Поэтому, при прочих равных условиях, достижение победы, в конечном итоге, часто зависит от уровня тактического мастерства. (4,16) Тактическая подготовка в лыжном спорте имеет ряд особенностей в связи с большим влиянием внешних условий на ход борьбы в соревнованиях.

Так, неверный выбор способа передвижения, мази или толщины ее слоя в зависимости от условий скольжения, рельефа местности и состояния лыжни может лишить спортсмена возможности бороться за победу в данных соревнованиях. (7,15)

Тактика представляет собой совокупность средств, способов и форм ведения игры (борьбы) и целесообразное их применение против конкретного противника, в конкретных условиях для достижения поставленной задачи. (11) Правильно выбранная тактика - это максимально выгодное использование собственных положительных сторон и отрицательных сторон противника.

Изучая вопросы тактики, лыжник развивает свое тактическое мышление, создает ясное представление о своих действиях в предстоящих соревнованиях. Для общей тактической подготовки и развития тактического мышления спортсмены должны теоретически и практически изучать тактические основы индивидуальных действий, должны уметь строить тактический план и осуществлять его во время состязаний.

Все качества спортсмена неразрывны, они одинаково необходимы, влияют друг на друга и должны рассматриваться в единстве.

Для того, чтобы избрать правильную тактику , необходимо иметь ясное представление о средствах, способах и формах ведения борьбы, принимаемых соперником, необходимо осмыслить слабые и сильные стороны соперника.

2.2 Общая и специальная тактическая подготовка лыжника

Общая тактическая подготовка лыжника - это приобретение теоретических знаний в области тактики, в том числе и в смежных циклических видах спорта. (4.9) Лыжники приобретают эти знания из специальной литературы, на лекциях, в беседах с сильнейшими спортсменами и тренерами, в ходе наблюдений за соревнованиями, на практических занятиях, во время просмотра кинофильмов с последующим их анализом и т.д.

Теоретическая подготовка спортсмена заключается в изучении теоретических основ техники передвижения на лыжах, методики обучения, тренировки и тактики в том или ином виде спорта. Она является составной частью других сторон подготовки лыжника и осуществляется на протяжении всего тренировочного процесса в виде лекций и самообразования. Теоретическая подготовка занимает все большее место в общем процессе подготовки и воспитания спортсменов.

Целенаправленный учебно-тренировочный процесс в большом спорте определяется объективными закономерностями. Спортсмен должен знать их, чтобы понимать необходимость увеличения тренировочных нагрузок с ростом спортивного мастерства.

Теоретические знания должны составлять постоянный элемент учебно-тренировочного процесса, непосредственно связанного с решением задач физической, тактико-технической и психологической подготовки.

Специальная тактическая подготовка лыжника заключается в овладении тактикой применения лыжных ходов, распределения сил на дистанции и составления графика движения с учетом конкретных противников в зависимости от внешних условий. (4,10) Специальная тактическая подготовка осуществляется в процессе учебно-тренировочных занятий и участия в соревнованиях различного масштаба.

Тактическое мастерство лыжников основывается на большом запасе знаний, умений и навыков , позволяющих выполнять задуманный план гонки (соревнования). Во время соревнований оно проявляется в умении быстро оценить изменившуюся обстановку и принять необходимое решение для достижения победы или высокого результата.

Задачами тактической подготовки лыжника являются (15,23):


  1. Изучение общих положений тактики в спорте.

  2. Изучение тактики лыжного спорта.

  3. Изучение тактического опыта сильнейших лыжников.

  4. Обучение практическому использованию элементов тактики в тренировочных занятиях, прикидках и на соревнованиях:
А) применение лыжных условий скольжения, рельефа местности, состояния лыжни;

Б) выбор стойки спуска и способов поворотов в зависимости от крутизны и неровности склонов, условий скольжения, степени утомления и т.д.;

В) овладение способностью распределения сил на дистанции и выработка чувства времени;

Г) овладение стартовым и финишным ускорением, способом обгона и ухода от противника;

Д) умение правильно оценивать свою подготовленность до составления тактического плана;

Е) изучение своих возможностей в достижении спортивной формы к

Основным соревнованиям.

Следующими задачами тактической подготовки являются:


  1. Изучение условий и места предстоящих соревнований: рельеф,
    состояние и возможные изменения лыжни в ходе соревнований, стартовый
    номер, возможные изменения.погоды.

  2. Изучение возможных противников, их тактической, физической,
    технической и волевой подготовки.

  3. Анализ участия в соревнованиях и эффективность применяемой
    тактики.
Набольшее значение в тактической подготовке имеет овладение техникой способов передвижения и применения их в зависимости от внешних условий и индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Важным средством обучения тактике является повторное прохождение различных по длине и рельефу отрезков дистанции.
Не менее важно в ходе тактической подготовки воспитывать у лыжников умение правильно распределять силы на дистанции. Опыт подтверждает целесообразность равномерного распределения сил на дистанции. Умение распределять силы приобретается в процессе учебно-тренировочных занятий, на которых контролируется время прохождения дистанции и частота сердечных сокращений на подъемах, спусках и равнинах. В ходе занятий лыжник должен овладеть приемами борьбы с противниками , стартовавшими значительно раньше или позже него, используя при этом информацию тренера и свой опыт.

Тактическое мастерство неразрывно связано с уровнем развития физических, моральных и волевых качеств. (2,8,12)

Так, при борьбе с противником, находящимся в непосредственной близости (при общем старте), попытка многократных ускорений может привести к обратному результату, если сам спортсмен не подготовлен к передвижению в переменном темпе после резкого страта. Поэтому прежде чем пытаться осуществить данный тактический вариант, необходимо повысить функциональные возможности лыжника применительно к данному тактическому приему. После каждого старта необходимо провести анализ прошедших соревнований, оценить эффективность применяемой тактики, сделать выводы на будущее. Все это является одним из основных методов совершенствования тактического мастерства.

2.2.1 Тактика передвижения по пересеченной местности

В технике передвижения по склонам средней крутизны (4-12°) появляются существенные изменения по сравнению с равнинны ходом -попеременным двухшансным.

Поэтому целесообразно назвать способ преодоления склонов средней крутизны - подъем скользящим ходом (6,10). Если скольжение отличное, то сильные лыжники могут сменять попеременный или одновременные ходы на подъем скользящим ходом при крутизне склона более 4-5°.

В подъеме скользящим ходом, как правило, после отрыва толчковой лыжи еще продолжается отталкивание одноименной палкой. Значит, загрузка лыжи может быть еще не полная: часть веса приходится на одноименную палку. Появляется новая фаза, которую можно условно назвать «скользящий полет». Это скольжение на одной лыже с завершением отталкивания одноименной палкой. Это фаза частично или даже полностью заменяет собой свободное скольжение. Смысл этой замены в том, что отталкивание одноименной палкой не позволяет телу гонщика отстать от скользящей лыжи, предупреждает проваливание тела назад, несмотря на выдвижение стопы вперед. Постановка разноименной палки часто совпадает с отрывом от опоры одноименной палки. У менее подготовленных лыжников разноименная палка ставится еще раньше - время опоры на обе палки сразу бывает больше.

Надо подчеркнуть, что разобранные здесь особенности являются выводом из изучения очень большого материала техники лыжников высокой квалификации за многие годы в различных условиях. Приводимые факты служат только примерами, и не единственным доказательством справедливости выводов.

Перейдем теперь к разбору способов передвижения по крутым склонам (13-16°). Более сильные лыжники , сохранившие силы, преодолевают такие склоны при помощи способа подъем скользящим бегом. Для подъема скользящим бегом характерна полная замена фазы свободного скольжения фазой скользящего полета с завершением отталкивания одноименной палкой. С момента постановки разноименной палки скольжение на лыже прекращается. Все скольжение сводится к короткой фазе скользящего полета. Далее сразу следует стояние лыжи до выпада, которое всегда имеется на подъемах.

Наконец , на крутых подъемах применяют еще один способ - подъем ступающим шагом. Для этого способа характерно полное отсутствие скольжения. Долго длится опора на одноименную палку и заканчивается она позднее, чем постановка разноименной палки. Подъем ступающим шагом женщины применяют обычно при крутизне склона меньшей, чем мужчины.

Более крутые склоны (более 16°) в гонке преодолевать ступающим шагом трудно.

Во всех способах подъема не бывает, как правило скольжение с выпрямлением ноги. Скользить, выпрямляя ногу и поднимая тело вверх, совершенно нерационально.

2.2.2 Передвижение на уклонах и спусках

Уклоны от спусков имеет смысл отличать потому, что на уклонах лыжник передвигается активно, увеличивая скорость отталкивания лыжами и палками.

Границы между уклоном и спуском зависят от условий трения и способности лыжника достаточно сильно и быстро отталкиваться при достигнутой скорости. Более часто применяют одновременный однолыжный ход. И, наконец, до момента перехода уклона в спуск - бесшажный ход (6,7).
Когда лыжник едва успевает приложить усилия к палкам, теряется смысл отталкивания, при этом прирост скорости незначителен, а затрата усилий на быстрые движения велика.

Спуски различают свободные, заторможенные и с препятствиями (4,15). Заторможенные спуски отличаются от свободных тем, что условия трассы заставляют лыжника тормозить на спуске.

2.2.3 Распределение сил на дистанции

Анализ результатов соревнований сильнейших гонщиков мира позволяет делать выводы, что лучшие результаты показывают спортсмены, которые равномернее распределяют свои силы (4). Это утверждение не означает, конечно, что слабый лыжник при равномерном распределении силы на дистанции выиграет у сильного , который по каким-либо причинам не сумел равномерно распределить свои силы.

На пересеченных рельефах лыжных трасс, на которых подъемы достигают несколько десятков метров, трудно говорить о равномерности скорости, поэтому мы говорим об относительной равномерности.

Исследования показывают, что при равномерной интенсивности вполне допустимы колебания от 3 до 5% от средней скорости (13). Если спортсмен значительно превысил свою среднюю (оптимальную) интенсивность, то через некоторое время его скорость значительно снижается из-за быстро наступившего утомления.

В практике выступлений лыжников имеется немало подобных примеров, особенно в эстафетных гонках.

Если спортсмен, не оценив своих возможностей, значительно превысит оптимальную интенсивность, окислительные процессы в его организме протекают в три раза быстрее, то есть организм начинает работать в долг. (17)

Умение распределять силы лыжник приобретает на занятиях. Для этого они на тренировках должны чаще (особенно на первых занятиях) измерять частоту пульса в минуту. Сопоставляя свои ощущения с объективными данными частоты пульса на подъеме, на равнине и на спуске, лыжник быстрее научиться сознательно контролировать работоспособность организма.

Лыжник должен овладеть приемами борьбы с противником, когда тот находится в поле его зрения. Приемы тактической борьбы в этих случаях могут быть следующими:

При парном старте - сразу выйти вперед, если противник хуже подготовлен.

При групповом (эстафетные гонки) - необходимо знать место ведущих номеров, если силы лыжников равны.

Когда равносильные спортсмены стартуют в одной паре, для достижения наилучшего результата они часто попеременно лидируют друг друга.

Выбор тактических приемов основан на анализе собственного состояния работоспособности , наблюдения за спортсменами, с которыми гонщик непосредственно вступает в контакт, и сопоставлении своей работоспособности с работоспособностью противников, которые стартовали раньше или позже.

Тот или иной способ передвижения выбирают в зависимости от рельефа местности, состояния снега и качества скольжения.

ГЛАВА III. Экспериментальное обоснование тактики распределения сил на дистанции в лыжных гонках

Как показал анализ специальной литературы (гл. 1-2) , беседы с тренерами и спортсменами, педагогические наблюдения и собственный спортивный и педагогический опыт, одним из способов тактической организации действий в циклических видах спорта на выносливость, в том числе и лыжных гонках, является система распределения сил на дистанции. Под этим подразумевается изменение скорости передвижения спортсмена на различных участках дистанции, активизация или временное снижение психофизических усилий на том или ином ее отрезке.

В лыжном спорте современные трассы отличаются значительной пересеченностью рельефа: затяжными подъемами, участками скоростных спусков, равнинными отрезками и т.д. В связи с этим возникает вопрос разработки модели прохождения той или иной лыжной трассы с дифференцированной активностью лыжника на различных профильных участках дистанции. Решение данного вопроса возможно на основе:


  1. разграничения дистанции на ряд профильных участков (достаточной протяженности);
    регистрация времени прохождения этих участков всеми участниками соревнований;

  2. определение степени взаимосвязи эффективности прохождения различных участков дистанции с конечным спортивным результатом на основе методов математической статистики (вычисление коэффициентов корреляции и детерминации).
Полученная таким образом модель может выступать в качестве предпосылки разработки соревновательного тактического плана прохождения соответствующей дистанции лыжниками-гонщиками в аспекте дискретного изменения степени активизации их двигательных действий.

В соответствии с определившейся идеей нами был проведен
педагогический эксперимент, в котором принимали участие сильнейшие
лыжники Соль-Илецкого района, а также учащиеся Ветлянской средней школы. Эксперимент осуществлялся в течение двух лет - в 2002 и 2003 гг.

На первом этапе эксперимента (зима 2002 г.) решалась задача определения структурной модели прохождения дистанции 10 км в местечке Боевая Гора, где традиционно проводятся многие районные соревнования по лыжным гонкам. Предварительное изучение соревновательной трассы, беседы со старейшим учителем Боегородской средней школы Павленко Ю.Н., учителем Григорьевской средней школы Орловым В.В. позволили выделить на трассе ряд характерных участков (достаточной протяженности, чтобы их вклад в конечный результат был достаточно весом по времени). Изображение трассы представлено на рисунке 1. Сразу следует отметить, что профиль дистанции характеризуется общим уклоном по линии БВ, составляющим 17-20°. Таким образом , процесс прохождения спортсменами дистанции характеризуется постоянной сменой участников спусков и подъемов. Лишь один участок (БГ) отличается относительной пологостью (незначительный подъем 3-5°).

Дистанция была разделена на пять участков по принципу: один спуск -один подъем. Лишь на третьем участке имелся один небольшой дополнительный вираж. Старт и финиш находились в одном месте.
В процессе соревнования на дистанции 10 км участники проходили два круга по 5 км для нашего исследования это представляло дополнительный интерес , так как позволило оценить вклад эффективности прохождения одного и того же участка дистанции дважды - на первом и втором круге.

Определение модели раскладки сил по отмеченным участкам осуществлялось в соревнованиях на первенство области среди учебных

Заведений (вузов и ссузов), в которых принимали участие 17 спортсменов. Среди них 7 участников 2, 3 разряда и 10 спортсменов I разряда. Соревнования проходили 8.02.2002: начало гонки в 11.00, температура воздуха-12°С, снег сухой.

Этапные судьи-хронометристы запускали секундомеры по сигналу стартера, и четверо из них сразу же разъезжались на свои промежуточные пункты контроля: 1-2-3 и 4 (рис. 1). Один оставался в районе старта, так как здесь был промежуточный и конечный финиш дистанции. Таким образом , хронометристы осуществляли регистрацию моментов времени прохождения каждым участником соревнования всех промежуточных пунктов. Спортсмены выпускались на трассу поочередно, через каждые 30 секунд.

Последующие расчеты позволил определить время прохождения испытуемыми каждого участка дистанции (табл.1).

Проведенный затем корреляционный анализ и расчет коэффициентов детерминации показали следующее распределение вкладов участков дистанции в конечный результат:

А) по коэффициентам корреляции:

0,88-0,98-0,98-0,85-0,85-0,96-0,97-0,98-0.94-0,95;

Б) по коэффициентам детерминации:

77,4%-96,0%-96,0%-72,2%-72,2%-92Л%-94,1%96,0%-88,3%-90,2%. Более наглядно вклад эффективности прохождения каждого участка дистанции в конечный результат показан на диаграмме (рис. 2). Видно, что в целом более весомый вклад дает эффективность прохождения второй половины дистанции, а по участкам - на 1 круге - 2 и 3-й участки; на втором круге - 1, 2 и 3-й участки. Эффективность прохождения 4 и 5-го участка на первом круге менее значима, хотя и возрастает на втором круге (финиш).

Рис. 1 Схема лыжной трассы.

Направление лыжной гонки

Таким образом , было определено, что оптимальным модельным вариантом распределения сил на дистанции 10км Боевая гора для

Спортсменов указанной квалификационной категории в условиях сухого снега и слабоморозной погоды можно считать следующий:

А) относительно быстрое, но не максимальное, прохождение первого (стартового) участка дистанции (первый километр);

Б) активизация на втором и третьем участках (2-3-й км);

В) некоторое снижение активности на 4 и 5 участках (поддержание скорости за счет экономизации движения в середине дистанции);

Г) постепенное повышение скорости на 1-м (бывшем стартовом) участка;

Д) вновь максимальна активизация действий на 2 и 3-м участках;

Е) снять некоторое снижение активности на 4-м круге;

Ж) активизация двигательных действий на последнем - финишном участке дистанции.

Таблица 1

Время прохождения участниками соревнований различных участков
дистанции 10 км (Районные соревнования, 8.02.2002)


№ п/п

Участки дистанции

1

2

3

4

5

6

7

8

10

1

196

185

254

138

187

239

199

264

134

200

2

210

204

278

151

2096

251

214

280

153

206

3

197

180

241

127

175

215

191

252

136

4

182

173

231

128

175

212

181

238

134

176

5

181

181

254

139

195

223

197

264

143

191

6

185

174

233

126

183

204

178

241

131

172

180

167

229

126

171

215

179

238

132

173

8

196

198

270

178

168

238

215

290

149

202

9

176

166

219

129

162

202

167

223

120

169

10

177

235

132

176

233

197

253

134

185

11

185

178

249

137

188

228

197

268

145

196

12

208

204

289

156

202

250

214

282

145

197

13

179

237

133

175

215

178

245

134

172

14

177

167

231

126

166

206

180

235

128

162

15

175

172

237

130

173

225

192

250

135

178

16

166

160

122

156

193

168

224

122

155

17

228

217

288

157

215

265

221

301

165

210

Рис. 2 Зависимость результатов в лыжной гонке на 10 км от эффективности прохождения различных участков дистанции

В целом, в тактике распределения сил при прохождении данной дистанции можно выделить 2 и 3-й участки, где спортсмены должны проявить максимум усилий при прохождении каждого круга дистанции, и 4-й участок, где возможно некоторое снижение активности для относительного отдыха с целью устранения метаболических продуктов распада в мышцах и крови спортсмена после предыдущей интенсивной деятельности и для подготовки к последующей активизации действий на решающих участках и финишном отрезке на втором круге.
На втором этапе эксперимента (зима 2003 г.) была организована опытная группа в количестве 6 человек из числа учащихся Ветлянской средней школы (тренер Петров А.Л.), которые в течение нескольких тренировок перед первенством района осваивали вышеуказанную модель прохождения дистанции. В день соревнований (8.02.2003) этим спортсменам перед разминкой была продемонстрирована схема трассы, диаграмма распределения усилий и дана соответствующая двигательная установка по тактике прохождения дистанции.

В процессе соревнований, также как и на предыдущем этапе эксперимента, судьи-хронометристы регистрировали время прохождения спортсменами промежуточных пунктов. Это позволило в дальнейшем определить, придерживались ли участники опытной группы разработанной тактической модели.

Результаты соревнований показали, что из числа участников опытной группы двое спортсменов стали победителями: один среди старших юношей (Н. Антропов), другой - среди средней группы (Педанов А.) Хорошо также выступили другие участники опытной группы , занявшие 3,5 и 6 места.

Интерес представляет динамика прохождения спортсменами различных участков дистанции. Для анализа мы взяли результаты первых 8 лучших спортсменов, поскольку в числе них находились все участники опытной группы (взрослые), занявшие как уже отмечалось 1,3,5 и 6-е места. Другие четверо из восьмерки выступили в качестве контрольной группы, поскольку не выполняли экспериментальной модельной раскладки сил.

Анализ средних результатов прохождения различных участков дистанции спортсменами опытной и контрольной групп показал (табл.2), что участники опытной группы четко выполнили модельную тактическую установку.

Таблица 2

Среднее время прохождения участниками экспериментальных групп различных участков дистанции 10 км


Группы
Участки дистанции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Среднее время прохождения (сек)

Опытная


200

164

256

135

189

236

188

255

198

133

Контрольная

220

203

279

155

217

263

189

298

211

152

Разность (сек)

20

39

23

20

28

27

1

43

13

19

Так, если на стартовом участке в результате относительно быстрого стартового разгона преимущество опытной группы составило 20 секунд, то на 2 и 3-м участках, где требовалась максимальная активизация действий, положительная разница уже достигла 39 и 23 секунд. На 4-м участке разница уменьшилась до 20 секунд, что свидетельствует о выполнении участниками опытной группы запланированного снижения двигательной активности. Но уже на следующих участках разность опять начала увеличиваться, достигая 28 и 27 секунд. Однако несколько преждевременная активизация двигательных действий участниками опытной группы, на 5 и 6-м участках привела к тому, что на 7 участке (2-й на круге) они не смогли еще более увеличить активность, наоборот несколько снизив ее (экономизация действий после предшествующей длительной активности). Разность между группами здесь составила всего 1 секунду. Однако уже на 8-м (3-м на модельном круге) участке разность резко возрастает в пользу опытной группы, достигая наибольшей величины среди всех участников дистанции - 43 секунды. Это свидетельствует о выполнении участниками опытной группы модельного тактического плана. Подтверждением его выполнения является некоторое снижение активности на 9-м (4-м круге) участке дистанции (уменьшение разницы до 13 сек) и активизация действий на последнем, финишном участке (увеличение разницы до 19 сек).

Таким образом , разработанная модель распределения сил на дистанции, реализованная спортсменами-участниками опытной группы во время ответственного соревнования, подтвердила свою эффективность, что выразилось в достижении спортсменами высоких спортивных результатов.

Выводы

1. Основными формами соревновательной деятельности являются техника и тактика спортсменов.

Тактика, в наиболее распространенном понимании характеризуется как искусство ведения соревновательной борьбы.

В более конкретном определении под тактикой соревновательной деятельности понимаются общие формы ее целесообразного построения в целом, последовательно объединяющие соревновательные действия в соответствии с основными линиями поведения спортсмена (команды) на соревновании.

2. В группе видов спорта циклического характера на выносливость тактические действия сводятся к предварительному составлению графиков скорости преодоления отрезков дистанции с учетом собственного состояния, состояния противников, метеорологических условий.

Выделяют следующие варианты раскладки сил на дистанции:


  1. равномерная скорость передвижения по дистанции ;

  2. высокая скорость в первой части дистанции с постепенным ее снижением к финишу;

  3. высокая скорость в первой и последней частях дистанции и уменьшение ее в средней:

  4. постепенное нарастание скорости в течение всей дистанции;

  5. постоянная вариативность скорости в процессе преодоления дистанции;

  6. постоянная скорость в начале и середине дистанции и резкое возрастание ее на финише и др.
3. Спортивно-тактическая подготовка связана с формированием способностей вести соревновательную борьбу в процессе специфической соревновательной деятельности.

4. Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта.

Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. Основным специфическим методом совершенствования тактического мастерства является метод тренировки как с реальным, так и условным противником.


  1. Тактическая подготовка в лыжном спорте имеет ряд особенностей в связи с большим вниманием внешних условий (состояние снега, рельеф местности, температуры, вид мази и т.д.) на ход борьбы в соревнованиях.

  2. Общая тактическая подготовка лыжника - это приобретение теоретических знаний в области тактики, в том числе и в смежных циклических видах спорта.
Специальная тактическая подготовка лыжника заключается во владении тактикой применения лыжных ходов, распределения сил на дистанции и составления графика движения с учетом конкретных противников, в зависимости от внешних условий. Специальная тактическая подготовка осуществляется в процессе учебно-тренировочных занятий и участия в соревнованиях различного масштаба.

7. Для определения оптимального распределения сил на дистанции в лыжных гонках целесообразно деление дистанции на выраженные профильные участки (достаточной протяженности) с регистрацией времени их прохождения спортсменами в процессе соревнований и последующим расчетом коэффициентом корреляции и детерминации.

8. Предварительное овладение спортсменами модельной «раскладки сил» на трассе предстоящих соревнований и реализация ее в условиях официальных соревнований (при аналогичных климатических и прочих условиях) позволяет достичь более высоких спортивных результатов по сравнению с лыжниками, не имеющими четкого, научно-обоснованного тактического плана прохождения дистанции.

Статья представляет собой компиляцию собственного соревновательного опыта. Рассмотрена тактика прохождения подъемов, спусков, равнины. Дана общая картина и основные принципы.

Ни для кого из любителей лыжного спорта не секрет, что проводят по сложному рельефу. В нормативных документах, которые регламентируют требования к лыжным трассам, четко прописаны допустимые наборы высот на конкретно взятых дистанциях. Так, на 5- ти километровой гонке допустимым считается перепад высот не более 200 метров. На 15- ти километровой – 450. Цифры эти очень большие, особенно если вспомнить, какие требования предъявляет лыжная техника, особенно коньковая, к организму спортсмена.

Общая картина
В своей книге «чсс, лактат и тренировки на выносливость» Петер Янсен указывал, что оптимальной тактикой прохождения дистанции является идея придерживаться одной интенсивности нагрузки во время всей гонки. Однако тяжелый рельеф, высокие требования к силовой компоненте в подготовке спортсмена накладывают глубокий отпечаток на тактику прохождения гонки в лыжном спорте.

С одной стороны, в подъемы сложно не «выскочить» из безопасной зоны интенсивности, с другой- на спусках приходится сидеть в стойке и почти полностью отдыхать. Если нагрузка выше «безопасной зоны» (анаэробного порога) длится не более 5- 7 секунд, то усталости не последует.

Равнинные ходы, что коньковые (одновременный двушажный – как на скоростных лыжероллерах, одновременный одношажный «под каждую ногу»), что классические- бесшажный и одновременный двушажный (когда мы толкаемся поочередно то одной ногой то двумя руками) имеют одну особенность. Они обладают длинной фазой проката, во время которого можно отдохнуть.
Подъемные ходы менее «напряжные», тоесть менее требовательны к силовым показателям, но и менее эффективны. Они также не позволяют как следует расслабиться.

Следите за техникой! Цикл движений должен состоять из двух фаз- отталкивание и скольжение. Во время отталкивания вы должны направить все усилия на продвижение вперед, во время скольжения нужно расслабиться и отдохнуть. Если чувствуете что сильно устали ноги- немного сбавьте на время темп, перенесите по возможности нагрузку на плечевой пояс.

Короткий подъем
Если подъему предшествует спуск- то лучшим решением будет как следует растолкаться перед подъемом и в начале него, чтобы как можно больше пробежать равнинным ходом (но не более 7 секунд!). Если перед подъемом равнина или тягун (это пологий длинный подъем) - идите как обычно.

Далее, с падением скорости, следует перейти на подъемный вариант хода. Причем, если осталась только маленькая макушка подъема, которую вы в состоянии преодолеть за 4- 5 шагов, то следует не «вкатывать», а «вбегать». То есть сделать короткое ускорение.
После преодоления подъема нужно пройти пару- тройку шагов равнинным ходом с длинным отдыхом между отталкиваниями. Так будет легче восстановить силы. Когда почувствуете что снова готовы работать- начинайте наращивать темп. Если после подъема начинается крутой спуск- отдохнете на спуске, предварительно хорошенько растолкавшись.

Длинный подъем
Начало проходите без всяких ускорений. Падению скорости не сопротивляйтесь. Когда перешли на одношажный, немного сбавьте темп. Вы должны подстроить длину шага и некоторые другие параметры под этот конкретный подъем. Когда почувствовали, что идете максимально эффективно- прибавляйте темп. После подъема- короткий отдых.
Внимание! Не допускайте чувства сильной усталости на гонке! Особенно, если не обладаете очень хорошей техникой. Выиграли пять секунд на подъеме- проиграете минуту на остальной дистанции. По моим наблюдениям, сильнейшие лыжники проходят всю дистанцию более- менее с одной скоростью. За исключением финиша. Если у вас первая пятерка за 15минут, вторая за 16, третья за 17- что- то не так! Подъемы - всегда зона риска. Особенно длинные.

Равнина и спуски
Ну тут все ясно. Бегите ориентируясь на ощущения. Темп должен быть быстрым, но терпимым и желательно чтобы был запас сил.

Если есть возможность- спуск не слишком крут и достаточно широк- толкайтесь ногами, если бежите коньком. Толкайтесь мощно и редко, во время проката старайтесь отдохнуть. Не плужите без крайней необходимости! Вы теряете драгоценную скорость! Если подъем заканчивается резким поворотом- проходите его как обычно, а за 10- 15 метров до поворота резко затормозите плугом и войдите в поворот.

Если поворот не требует торможения- проходите его переступанием или даже перепрыгиванием, при этом не изменяя низкой стойке. Помните об аэродинамике!

Основная идея прохождения спусков- как можно дольше сохранять высокую скорость. При этом не выходя за анаэробный порог более чем на 5- 7 секунд. Если длинный спуск прерывается коротким равнинным участком или малюсеньким подъемчиком- отработайте этот короткий участок по полной!

Коньковый стиль
Избегайте идти слишком долго подъемным вариантом. Техника движений при нем несимметрична, ноги полностью не расслабляются между отталкиваниями. По возможности переключайтесь ненадолго на равнинные хода. Эту рекомендацию можно отнести и к классическому ходу. Но там причина иная- попеременный двушажный ход очень затратен. Равнинные хода позволяют ногам отдохнуть, а руки забить до невыносимого состояния опытным лыжникам весьма проблематично.

Классический ход
Как можно меньше используйте елочку! Это сверх интенсивный ход! Если все же без нее никак- по возможности разворачивайте лыжи поменьше. При забегании елочкой в подъем не позволяйте рукам уставать- когда подъем закончится, надежда только на отталкивания руками. Ваши ноги бежать уже не будут. Так пускай устанут только они!
Не толкайтесь слишком часто когда идете по равнине на бесшажным ходом. Лучше толкаться пореже но посильнее. Руки так меньше устанут.

Техника в лыжных гонках состоит из разнообразных способов передвижения. Выбор способа передвижения и применение его в конкретных условиях рельефа и трассы определяются тактической задачей. Для овладения техническим мастерством необходимо знание основ техники, овладение способами передвижения и умение применять их в соревнованиях.

Способы передвижения в лыжных гонках разделяются на основные группы: ходы, подъемы, спуски и повороты. В эти группы входят толь­ко те способы, которые применяются в настоящее время не­посредственно в соревнованиях.
Каждая группа решает одинаковые задачи в сходных условиях. В классификацию не включены способы передвижения, которые не отвечают современным требованиям к лыжным гонкам (например, попеременный четырехшажный ход, одновременный двухшажный ход, спуск в низкой стойке, торможение соскальзыванием и др.), которые тем не менее имеют прикладное применение во всесторонней подго­товке лыжника, в оздоровительных и массовых мероприятиях несо­ревновательного характера (переходы, туристские походы), в трудовой практике. Не включены в классификацию также способы передвижения и приемы, используемые в учебно-тренировочном процессе, и специ­ально-прикладные упражнения (например, повороты на месте, строевая подготовка, преодоление препятствий и др.).

Каждая основная группа способов составлена по признаку их назначения и по их спортивному применению.

Способы ходов служат для передвижения на равнинных участках дистанции, а также на подъемах и уклонах.

Способы преодоления подъемов имеют назначением преодоление склонов снизу вверх, когда передвижение ходами невозможно или
нецелесообразно.

Способы спусков применяются при преодолении склонов сверху
вниз.

Способы поворотов используются при изменении направления движения.
Включение в технику лыжника-гонщика основных способов передвижения не исключает возможности в крайних, нетипичных случаях использования приемов из общетехнической разносторонней подготовки лыжника (например, торможение соскальзыванием, пово­рот прыжком). Концентрация же внимания на самых эффективных современных основах техники направлена на формирование высшего спортивно-технического мастерства.

Элементы способов передвижения. Наиболее сложные способы передвижения (ходы и подъемы на лыжне), как сложные действия (системы движений), состоят из более простых составных частей (подсистем) - фаз и элементарных действий. И те и другие являются элементами соответствующих способов передвижения.

Основа ходов (кроме бесшажного) и подъемов по лыжне - лыжный шаг. Он имеет три разновидности: скользящий шаг, когда лыжник передвигается главным образом на скользящей лыже, беговой шаг, когда лыжник очень недолго скользит по лыжне, почти переходя на бег, и ступающий шаг, при котором скольжения нет.

В течение лыжного шага опорная лыжа скользит (кроме ступающего шага) и стоит на месте (кроме бесшажного хода). Таким образом, различаются периоды скольжения и стояния опорной лыжи. Скользящий лыжный шаг включает скольжение в выпад. Длина лыжного шага равна сумме длин скольжения и выпада (рис.). В бесшажном ходе все передвижение за цикл определяется только скольжением, в подъеме ступающим шагом - только выпадом. В период скольжения лыжник благодаря скольжению стремится обес­печить высокую оптимальную скорость, стараясь уменьшить торможе­ние и увеличить ускорение; в период стояния подготавливает движения, обусловливающие скорость в последуюшем скольжении.

Скорость передвижения в лыжном шаге обеспечивается отталкива­нием лыжами и палками. В скользящих лыжных шагах отталкивание лыжами подготавливается в периодах скольжения и стояния лыжи (перекат, подседание на опорной ноге) и выполняется в период стояния. Отталкивание лыжами включает отталкивание выпрямлением ноги и маховые движения ногой, рукой (или руками) и туловищем. Отталкива­ние ногой выполняется только движениями в суставах опорной ноги. С момента остановки лыжи начинается разгибание в тазобедренном суставе (рис.) и продолжается подседание в коленном и голе­ностопном суставах. Далее включается разгибание нога в коленном суставе (рис.) и присоединяется отталкивание стопой (подошвенное сгибание в голеностопном суставе (рис.). Маховые движения усиливают отталкивание ногой и обеспечивают более эффективное передвижение лыжника (рис.).

Отталкивание палками включает в себя движения рукой, туловищем и опорной ногой. Наклоном туловища начинается опора на палку при ее постановке и отталкивание ею. Небольшое выдвижение стопы опорной ноги (или ног) обусловливает передачу усилия на’ лыжу (предупреждает преждевременный перекат). Движение рук назад (разгибание в плечевых суставах) совместно с другими движениями способствует сохранению и повышению скорости скользящей лыжи (лыж).

Отталкивание лыжами и палками, а также скольжения составляют основные элементарные действия способов передвижения, от со­вершенства которых зависит скорость лыжника-гонщика.

Для детального понимания смысла и цели в сложных способах пе­редвижения выделяются фазы движения.

В описании техники ходов и подъемов применяется следующая схема: цель способа передвижения - общий результат управления движениями. Например, в попеременном двухшажном ходе цель шага - оптимальная скорость. Подцель фазы - частный, промежу­точный результат для данной фазы, поскольку каждая фаза в шаге имеет свою роль. Подцели всех фаз шага совместно обеспечивают общую цель шага. Цель и подцели отвечают на вопрос: для чего нужны движения лыжника? Задача оптимизации движений в фазе - направления совершенствования движений для повышения результата. Например, одна из задач в свободном скольжении в ходах - не увеличивать давления на лыжи. Требования к движениям - конкрет­ные средства выполнения задач оптимизации. Например, для уменьше­ния давления на лыжи - замедлить и остановить движения по инерции рук, туловища и маховой ноги вверх. Задача отвечает на вопрос «за­чем?», а требования - на вопрос «как?» Понимание смысла каждого движения, его цели и задачи повышает сознательность в применении техники.

Сочетание определенных фаз в строгой последовательности определяет каждый конкретный способ хода и подъема. В момент, когда заканчивается одна фаза и начинается следующая, происходит изменение самих движений, а следовательно, и подцели фазы, задач оптимизации движений и требований к последним.

Таким образом, определяя границы фаз и их особенности, изучают определенный способ хода или подъема. При этом обращается внимание на особенности элементарных действий в каждом способе передвижения на лыжах.

Кызылжарская СШ

План – конспект

открытого урока

по физической культуре

в 8 классе

Раздел "Лыжная подготовка"

Тема "Обучение элементам тактики

лыжных гонок"

Подготовил и провёл

учитель физической культуры

Кенжебаев Н.К.

2014/15уч.год.

Раздел "Лыжная подготовка"

Тема "Обучение элементам тактики лыжных гонок"

Тип урока: Обобщение по разделу.

Цели и задачи:

обучающие:

а) повторить подъемы на склон "Лесенкой", "Елочкой";

б) продолжить обучение прохождения дистанции 1500м.(д) 2000м.(ю);

в) обучить элементам тактики лыжных гонок;

г) ознакомить с трассой соревнований, на которой будут приниматься контрольные нормативы.

развивающие:

Развитие координации движения, чувства равновесия, выносливости

воспитательные:

а) воспитание устойчивого интереса к урокам лыжной подготовки и бережного отношения к лыжному снаряжению;

б) способствовать воспитанию чувства товарищеской взаимопомощи.

Место проведения занятий:

Спортивная площадка, прилегающая к школе территория.
Спортинвентарь : секундомер, лыжи, лыжные ботинки, лыжные палки.

Подготовительная часть (10 мин)

Выход на улицу, передвижение класса строем в колонну по одному к месту занятий. Построение с лыжами в руках в шеренгу. Рапорт дежурного учителю. Приветствие. Сообщение задач урока. Выполнение строевых упражнений с лыжами в руках «Лыжи положить!», «Лыжи взять!». Надевание лыж. Передвижение к месту занятий. Инструктаж по техники безопасности.

«Здоровье не всё, а все без здоровья – ни что»

Основная часть (32 мин)

    Выполнение учащимися подъема на склон способами «Лесенкой»-повт.-4-6р., «Елочкой»-повт.-4-6р.

Устойчивость лыж на склоне зависит от угла наклона скользящей поверхности лыжи к горизонту. Для обеспечения надёжной опоры лыж на склоне необходимо:

а)увеличить сцепление лыж со снегом;

б)уменьшить угол наклона лыжи;

в)опираться на палки.

При подъёме верхняя часть туловища лыжника наклонена вперёд длина шага уменьшается, при этом каждый толчок ногой сопровождается толчком рукой.

Подъём "лесенкой"

Ученик стоит боком к склону и лыжи располагаются поперёк склона так, чтобы верхняя лыжа была на наружном, а нижняя -на внутреннем ребре. Палки переставляются поочерёдно.Опираться следует на обе палки. Особенно хорошо надо втыкать в снег нижнюю палку, потому что сила тяжести с тела переносится именно на неё.

Подъём "ёлочкой"

Выполняется так: ученик ставит ноги наискось под углом друг к другу.При этом наступает пятками лыж. Угол между двумя лыжами завист от крутизны склона.

2.Спуски со склонов:

лыжи чуть уже плеч, одна немного выдвинута вперёд(так вы будете чувствовать себя устойчивее), ноги слегка согнуты. Руки с палками слегка разведены в стороны(так вы будете сохранять равновесие), туловище чуть наклонено вперёд. Такая поза способствует уменьшению сопротивления силы ветра и хорошей скорости на спуске.

3. Торможение плугом:

Выполняется за счёт сведения носков лыж и разведения пяток в стороны. Встаньте на лыжи, слегка присядьте, выпрямитесь и скользящим движением разверните в стороны пятки лыж, а носки сведите вместе(положение лыж напоминает старинное орудие для обработки земли - плуг; отсюда и название).

4.Повороты при спусках, переступанием:

Поворот переступанием выполняется как одной, так и другой лыжей. При повороте налево нужно силу тяжести перенести на правую ногу, согнуть правое колено и повернуть налево.

5. Выполнение учащимися конькового хода.

Лыжник во время этого хода движется, наподобие конькобежца. Поэтому такой вид называется "коньковым". Во время этой ходьбы идущий с силой давит на лыжи с внутренней стороны, двигается, перекладывая тяжесть тела с одной ноги на другую, при активном действии руками. Отталкивание палками осуществляется в соответствии с попеременными движениями ног. На ровных участках лыжни отталкивание происходит одновременно палками и ногами. Чередование движении руками и ногами происходит одновременным или попеременным способами.

Коньковый ход можно применять и при обычном беге на лыжах: можно одной ногой долгое время идти коньковым ходом, а другой - скользить, ставя лыжу прямо. Этот метод называют (односторонним коньковым ходом).

а) коньковый ход повт.-4-6р.

б)односторонний коньковый ход.повт.-3-4р.

4. Обучение тактике лыжных гонок:

а) показ учителем;

б) выполнение учащимися под счет;

в) выполнение самостоятельно на отрезке 40 м.

5. Знакомство с трассой соревнований, прохождение дистанции 1500 м.(д)2000 м.(ю) с соревновательной скоростью.

6.Подвижная игра "Снайперы".По склону вдоль лыжни
устанавливаются мишени:3-штуки (справа 2 и 1 слева).
-"Снайпер" скатывается с горки и во время проезда мимо мишени должен поразить цель. Скатываться без палок.

Заключительная часть (3 мин)

Построение класса.

Краткое подведение итогов.

Задание на дом

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.