Проект в 5 кл история. Учебный проект по истории Древнего мира «Постижение ремесла

  • 10.01.2024

Учебный проект по истории в 5 классе

«Постижение ремесла»

учитель истории и обществознания

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Весьегонская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка

Данный проект проводился в рамках учебного курса История древнего мира 5 класс при изучении раздела «Первобытное общество».

Данный проект способствует закреплению теоретических знаний о возникновении ремёсел, а так же формированию практических представлений о труде наших предков. Тема данного проекта является актуальной, так как в современный век техники дети имеют слишком ограниченные знания о ручном труде ремесленника. Актуальна она и потому, что помогает формировать УУД.

Цель проекта: формирования представлений о ручном труде наших предков, обретение собственного опыта.

Задачи проекта:

1.Дать теоретические знания о древнейших ремёслах наших предков.

2.Способствовать формированию практических навыков ручного труда.

3.Развивать умение работать в группе, координировать действия, следовать алгоритму.

4.Формировать коммуникативные умения детей.

5. Привлечение родителей для приобретения и изготовления вспомогательных материалов, необходимых для реализации практической части проекта.

Срок проведения проекта: 2 урока.

Подготовительный этап. 1 урок

- ознакомление учащихся с задачами проекта;

Обсуждение темы, выявление имеющихся знаний и проблемных вопросов;

Усвоение теоретической информации.

Основной этап. 2 урок.

Применение теоретических знаний на практике.

Представление результатов работы над проектом.

Рефлексия.

Формы и методы работы:

фронтальная работа, работа в группах, взаимопроверка, просмотр презентации, применение знаний на практике, взаимооценка и самооценка.

Необходимые средства обучения и материалы: на этапе усвоения теоретической информации - интерактивная доска, компьютер или ноутбук, презентация по теме проекта, листы самооценки и взаимооценки, листы для записи алгоритма работы по производству продукта; для практической части- листы или клеёнка для сохранения чистоты рабочего места, глина или пластилин для имитации работы ремесленника - гончара, пластилин, «рогатки» и перекладины для сооружения подобия ткацкого станка, нити для имитации работы на ткацком станке (готовятся заранее с помощью родителей или самим учителем).

Стоимость проекта : 300 рублей за счёт спонсорской помощи родителей.

Планируемый результат: знания по теме и изделия, выполненные своими руками.

Реализация проекта

Подготовительный этап (первый урок).

1.Погружение в проект

Деятельность учителя

В ходе фронтальной беседы формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель и задачи.

Организует деятельность - предлагает разделиться на группы по 4 человека, отдельно мальчики и девочки, распределить амплуа в группах.

Деятельность учащихся

Осуществляют личностное присвоение проблемы путём заполнения листа самооценки с таблицей

Осуществляют принятие, конкретизация и уточнение целей.

Осуществляют разбивку на группы, распределяют роли в группе.

2. Усвоение и закрепление теоретической информации.

Деятельность учителя

Ставит перед учащимися проблему: после просмотра презентации нужно будет выполнить задания, поэтому постарайтесь запомнить информацию как можно подробнее.

С помощью презентации учитель раскрывает следующие вопросы:

1. Причины выделения ремесла.

2. Что называют ремеслом?

3. Первые ремёсла

4. Самые древние способы ремесленного производства.

Ненавязчиво контролирует выполнение задания обучающимися.

Организует взаимопроверку.

Деятельность учащихся

Усваивают материал, выполняют задание на карточках, подготовленных для каждой группы, осуществляют взаимопроверку по методу «карусель», т.е. переходя из группы в группу.

Что в данном списке является причинами выделения ремесла?

*увеличение количества производимой продукции

*улучшение погодных условий

*совершенствование самого человека, накопление им знаний и умений

*появление денег

*освоение природных материалов, изучение присущих им свойств.

Какое понятие «рассыпалось» на буквы? Запишите понятие и соберите слова в правильном порядке. Буквы: ЕСЛЕОМР

Слова: изготавливать, руками, изделия, своими, умение, различные.

Перечислите названия ремёсел, которые вы запомнили. Подчеркните те, которые принято считать первыми.

Какие материалы и приспособления использовали первые ремесленники?

Завершается урок рефлексией: Какие группы полностью выполнили задание? Какие новые знания получили? Понравилось ли работать в группе? Что нужно исправить на следующем уроке?

В заключение учитель задаёт задание на дом: выполнить задания в рабочей тетради к параграфу 3.

Основной этап (второй урок).

Организационный момент.

Деятельность учителя

В ходе фронтальной беседы напоминает проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель и задачи для групп мальчиков и девочек..

Организует деятельность - предлагает ознакомиться с материалами приготовленными для работы, написать на листе последовательность действий, распределить обязанности в группе.

Деятельность учащихся

Осуществляют принятие, конкретизацию и уточнение целей.

Вспоминают последовательность производственных операций.

Осуществляют, распределение операций между членами группы.

Осуществление деятельности.

Деятельность учителя

В деятельности не участвует, но консультирует, даёт новые знания, если они требуются, ненавязчиво контролирует и следит за сохранением рабочей обстановки и активным вовлечением в деятельность всех членов групп и всех групп.

Деятельность учащихся

Работают активно и самостоятельно, в случае затруднения обращаются за консультацией к учителю.

Презентация результатов деятельности.

Деятельность учителя

Предлагает подготовиться к демонстрации изделий.

Деятельность учащихся

Показывают результаты своего труда, объясняют, кто и что делал, отвечают на вопросы.

Рефлексия.

Какие группы лучше выполнили задание? Какие новые знания получили? Понравилось ли работать в группе?

Лист итоговой самооценки работы над проектом.

Участвовал активно или выполнил всё верно

Принимал частичное участие или выполнил всё, но с ошибками

Принимал незначительное участие или выполнил не всё

Не принимал участия или не выполнял задание

Лист самооценки «знаю, интересуюсь, хочу узнать»

Фронтальная беседа

Вопросы по проверке домашнего задания в презентации

Выполнение задания на закрепление

Выполнение практического задания

Участие в рефлексии

Список источников: https://ru.wikipedia.org/wiki /%D0%A0%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%BE

Практическое воплощение проекта



Проект содержит исследование имен учащихся 5 класса с познавательными целями узнать значение имен и страну происхождения, изучаемую в 5 классе на уроках истории.

Проектным продуктом стал "Цветок имени" (рисунок-аппликация), помещенный в классном уголке 5 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проектная работа по истории Тема: История наших имен уходит корнями в древний мир Выполнили: Салобуто Надежда, Салобуто Екатерина, ученицы 5 класса Руководитель: Соколова О.И.

Тип проекта: информационный, монопроект по предмету история, групповой проект Цель проекта: узнать историю происхождения имен ребят нашего класса Проектный продукт: стенгазета «Цветок имен»

Задачи проекта Провести анкетирование ребят Изучить информацию с помощью литературы и интернет источников Оформить стенгазету «Цветок имен» Подготовить презентацию и выступление

Планирование работы: Определили тему проекта, поставили цель, задачи проекта Опросили ребят Прочитали литературу Написали отчет по работе Изготовили продукт (стенгазету)

Сбор информации http://imya.com/ http://planeta-imen.narod.ru/namehistory.html http://onlineslovari.com/slovar_lichnyih_imen/ http://www.onlinedics.ru/slovar/nam.html http://litrus.net/book/read/67332 http://www.slovopedia.com/19/192-0.html Обращаем внимание, что все сайты – это СЛОВАРИ личных имен, содержащие полную, научную информацию!

Анкетирование (10 ребят) Что означает твое имя (перевод)? Откуда родом твое имя? 6 человек – знают, 1 человек – знает неверно 3 человека – не знают 2 человека – знают неверно 8 человек – не знают

Откуда родом наши имена?

Наши имена на карте Древнего мира ()

Предварительный просмотр:

МБОУ «Васьковская средняя общеобразовательная школа»

ПРОЕКТ ПО ИСТОРИИ

«История наших имен уходит корнями в древний мир»

Выполнили: ученицы 5 класса

Солобудо Екатерина

Солобудо Надежда

Руководитель: Соколова О.И.

Васьково

2015

ВВЕДЕНИЕ

На уроках истории в 5 классе мы изучали Историю Древнего мира. Читая учебник, слушая учителя, мы заметили, что часто героев древности – зовут так же, как и нас: Анна, Елизавета, Александр, Филипп. Мы задумались – неужели имена людей такие древние? Нам никогда не приходило в голову, что имена, так же как и люди – имеют родину, то место, где они появились. Узнав об этом, мы решили исследовать историю своих имен и имен ребят нашего класса.

Цель проекта : узнать историю имен ребят нашего класса.

Задачи проекта:

  • провести анкетирование одноклассников (знакомы ли они с историей своего имени)
  • собрать информацию об истории имен одноклассников и классного руководителя
  • подготовить проектный продукт: стенгазету «Цветок имен»

Проектным продуктом будет стенгазета для нашего класса «Цветок имён»

Наш проект информационный, краткосрочный.

В ходе работы над проектом, мы определили тему, цель, задачи проекта, провели анкетирование одноклассников и проанализировали результаты анкет, собрали информацию об истории имен, нарисовали стенгазету, подготовили презентацию и выступление.

Основными источниками информации были:

http://imya.com/ (очень подробный сайт обо всех известных именах)

http://planeta-imen.narod.ru/namehistory.html (словарь имен, этимология имени)

http://www.slovopedia.com/19/192-0.html (словарь русских личных имен)

Мы хотим обратить внимание, что все указанные сайты содержат грамотную, научную информацию.

Изготовление стенгазеты «Цветок имени»:

  • собрали информацию об именах одноклассников, отобрали самую значимую по плану: 1) имя, 2) страна происхождения имени, 3) перевод, значение имени
  • записали информацию о каждом имени на отдельный лепесток
  • склеили лепестки, раскрасили

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Мы начали свою работу с того, что опросили ребят нашего класса (10 человек) – знают ли они происхождение своего имени. Анкета, которую заполнили ребята, состояла из трех вопросов:

  1. Как тебя зовут?
  2. Что означает твое имя?
  3. Откуда родом твое имя?

Результаты анкетирования:

По второму вопросу : 3 человека не знают, 1 человек знает неверно

По третьему вопросу : 8 человек не знают происхождение имени, 2 человека знают неверно.

Таким образом , значение (перевод) своего имени знают большинство ребят, а вот страну происхождения – не знает никто.

Потом мы приступили к изучению информации о значении имен и их происхождении. Собранная нами информация была составлена в таблицу:

имя

происхождение

перевод

значение, особенности

ЛЮДМИЛА

славянское

«людям милая»

АННА

древнееврейское

Др.-евр. имя Hanna. От hen - грация, миловидность,

«милостивая»

ЕКАТЕРИНА

ЕВСТОЛИЯ

НАДЕЖДА

ДИАНА

ЕЛИЗАВЕТА

ВИКТОРИЯ

ИВАН

НИКИТА

древнегреческое

древнегреческое

славянское

древнеримское (латинское)

древнееврейское

древнеримское (латинское)

древнееврейское

древнегреческое

"чистая, непорочная", оно происходит от греч. katharios - чистый

«хорошо вооруженная, снаряженная, одетая».

«надо действовать»

От лат. deus - бог.

Божественная, богиня

Др.-евр. имя Eliseba - Бог - моя клятва, Богом и клянусь.

Имя Елизавета означает Божья клятва, обет Богу, почитающая Бога, клятва Бога, клятва Богом, Божья помощь

лат. victoria - победа

победительница

Бог смилостивился, Бог помиловал,

Дар Бога,

благодать Божья

Др.-евр. имя Iohanan, Iehohanan

От греч. nikao - побеждать.

победитель

появилось как перевод греческого имени Элпис (Надежда)

В святцах – Иоанн.

Самое "русское" из всех имен, почти нарицательное

Мы поняли, что основными странами происхождения наших имен, является Древняя Греция, Древний Рим, Древняя Палестина, Древняя Русь.

Исходя из собранной информации, нами была нарисована стенгазета с именами ребят.

В ходе работы мы столкнулись с тем, что огромное количество материала на сайтах интернета не могут служить источником правдивой, достоверной информации. У нас были сложности с отбором информации. Чтобы справиться с возникшими проблемами, нам пришлось обращаться за помощью к учителю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над проектом по изучению истории наших имен нам очень понравилась. Она помогла нам узнать происхождение и значение собственных имен, а так же имен наших одноклассников и классного руководителя.

Мы поняли, что, не смотря на то, что мы живем в России, наши имена могут быть родом из других древних стран, таких как Греция, Рим, Палестина. И попали они к нам благодаря тесному культурному и религиозному общению наших предков в глубокой древности.

Предварительный просмотр:

имя

происхождение

перевод

значение, особенности

ЛЮДМИЛА

славянское

«людям милая»

женская форма мужского славянского имени Людмил: от слов «люд» (люди) и «мил» (милый). Имя Людмил употребительно в Болгарии.

АННА

древнееврейское

«милостивая», или же «благодать

Др.-евр. имя Hanna. От hen - грация, миловидность

Если говорить о Руси, то к нам пришло оно в Х веке вместе с иными христианскими именами. А так как самыми первыми крестились князья, то это имя изначально считалось аристократическим. И только со временем оно перешло в народ

ЕКАТЕРИНА

ЕВСТОЛИЯ

НА- ДЕЖДА

ДИАНА

ЕЛИЗАВЕТА

ВИКТОРИЯ

ИВАН

НИКИТА

древнегреческое

древнегреческое

славянское

древнеримское (латинское)

древнееврейское

древнеримское (латинское)

древнееврейское

История Древнего мира. 5 класс. Тетрадь проектов и творческих работ. Вигасин А.А. и др.

3-е изд. - М. : 2018 . - 8 0 с.

Тетрадь создана к учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». Пособие адресовано учащимся. К каждому из предусмотренных в учебнике информационно-творческих проектов в пособии предложены пошаговые алгоритмы их выполнения. Учащиеся смогут понять цель и смысл выполнения каждого из проектов, найдут необходимую информацию в учебнике, Интернете, дополнительной литературе для их реализации. В тетради предусмотрена возможность зафиксировать собранную из разных источников информацию и подготовить на её основе проект. В тетрадь также включены задания для творческих работ по истории Древнего мира (работа с лентой времени, контурными картами, иллюстрациями, шифрограммами; выполнение заданий в рубрике «Историческая викторина «Знатоки истории»). Работа с тетрадью окажет помощь в реализации требований ФГОС основного общего образования по формированию у учащихся умений исследовательской и проектной деятельности, а также будет способствовать повышению интереса пятиклассников к предмету.

Формат: pdf

Размер: 9,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Уважаемый пятиклассник!
Ты держишь в руках тетрадь, которая предназначена для выполнения учебных проектов и творческих заданий. Слово «проект» означает «разработанный план, нацеленный на создание чего-то нового, полезного». Осуществление проекта называют проектной деятельностью. Для каждого современного человека чрезвычайно важно планировать свою деятельность и добиваться выполнения своих планов. Работая над учебными проектами, ты сможешь приобрести навыки, которые пригодятся в будущем. История - одна из самых интересных наук - открывает широкие возможности для подготовки исследовательских и творческих проектов.
В учебнике на с. 300 авторы поместили темы информационно-творческих проектов, с которыми ты будешь работать в течение учебного года. Выполнить их ты сможешь с помощью учителя. По некоторым проектам предусмотрена работа в группе.
Тетрадь поможет тебе правильно организовать свою работу. У всех проектов разное содержание и должен быть разный результат, но схема работы, как правило, одна. Прежде всего свою деятельность ты начнёшь с постановки вопроса «Что я хочу узнать и выяснить?»
В тетради записаны и обозначены значком гч главные вопросы, которые ты можешь дополнить. Далее указана цель, реализация которой и будет означать выполнение проекта.

МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского муниципального района РТ.
Учитель истории и обществознания Белякова Лариса Николаевна.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  1. Название проекта: «Театр Древней Греции».
  2. Руководитель: .учитель истории
  3. Состав проектной группы: уч-ся 5 кл
  4. Тип проекта: творческий, комплексный, долгосрочный.
  5. Цель проекта: изучение нового материала о структуре древнегреческого театра и его роли в истории и культуре Древней Греции.
  6. Задачи проекта:
    • Формирование у обучающихся представления о театре Древней Греции;
    • Установление взаимосвязи между общественной жизнью Древней Греции, ее культурой;
    • Развитие мышления детей путем сравнения, обобщения, наблюдения;
    • Развитие творческого воображения, актерских способностей, навыков импровизации;
    • Стимулирование творческой активности.
  7. Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
    • Какова история возникновения театра в Древней Греции?
    • Из каких частей состоял театр?
    • Кто играл в древнегреческом театре?
    • Какие пьесы исполнялись?
  8. В результате проекта учащиеся смогут:

Рассказать о появлении театра; назвать некоторые особенности театра Древней Греции; находить общее и различное в современном и древнегреческом театрах; различать жанры пьес; проявить свое актерское мастерство.

  1. Отчет о проекте: открытое занятие, оформление проектной папки, создание компьютерной презентации.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

  • этап. Постановка проблемы, определение цели и задач.

Изучая тему «Античный театр» один из учащихся рассказал о том, что с родителями был в туристической поездке в Греции и видел театр в Афинах и Эпидавре. Рассказал о ярких впечатлениях и эмоциях. Детей заинтересовали подробности строения здания древнегреческого театра; как актеры играли, во что были одеты; драматургия того времени. И в чем отличие театра Древней Греции от театра наших дней. В ходе размышлений и беседы дети выявили проблему: «Как возник театр в Древней Греции? Его влияние на современный театр?»
В соответствии с проблемой, учащиеся вместе с преподавателем поставили задачи для дельнейшего решения проблемы:

  1. узнать про театр Древней Греции как можно больше.
  2. по возможности полученные знания применить на практике (изготовление масок, постановка, состязание и т.п.).
  • этап. Организация работы в рамках проекта.
  • Сбор, анализ и систематизация информации об истории, его драматургии, архитектуры и устройства театра Древней Греции.
  • Беседы и презентации об истории театра.
  • Театрализованное чтение отрывков из древнегреческих произведений.
  • Практически применить знания:
    • Постановка отрывков из произведений древнегреческих авторов.
    • Создание театральной маски.
    • Участие в состязании.
  • Выставка масок изготовленных обучающимися.
  • этап. Презентация результатов творческой работы.
  • Открытый урок - состязание.
  • Оформление проектной папки и компьютерной презентации.

Цикл уроков по теме «Театр Древней Греции» состоит из 4 занятий, которые знакомят учащихся с возникновением и развитием древнегреческого театра; с творчеством выдающихся драматургов того времени, театральными жанрами и сюжетами пьес; особенностями архитектуры театров и ролью театральной маски в актерской игре. Развивают у учащихся умение инсценировать драматические произведения, культуру речи; умение анализировать и высказывать свое мнение. Воспитывают интерес и уважительное отношение к истории древнейшей цивилизации и театральному искусству в целом.

№ П\П Тема урока: Цели урока:
«Возникновение театра в Древней Греции, его структура»
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные: развитие эмоциональной и творческой активности учащихся, воспитание интереса к культуре и истории театра.
«Актерское искусство и маски древнегреческого театра»
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные: установление связи традиций древнегреческого театра с современным, углубление эстетических потребностей учащихся.
«Жанры древнегреческого театра»
Обучающие:
Развивающие: развитие умения инсценировать драматическое произведение.
Воспитательные: Развивать эстетический вкус, способности к театральному творчеству, к импровизации; развивать умение работать с различными источниками информации.
«Театр Древней Греции» Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные: формирование личностных качеств: коллективизма, ответственности.

ПО ОКОНЧАНИИ ПРОЕКТА УЧАЩИМСЯ ЗАДАВАЛИСЬ ВОПРОСЫ:

  • Понравилось ли вам работать над проектом «Театр Древней Греции»?
  • Что запомнилось больше всего?
  • Изменилось ли отношение к истории Древней Греции?
  • Что нового для себя вы узнали о культуре древнегреческого народа?
  • Понятна ли вам разница между современным театром и древнегреческим?
  • Можете назвать драматургов Древней Греции?
  • Хотите ли вы еще участвовать в подобных проектах?

В ходе этого опроса выяснилось, что кому-то больше понравилась прикладная работа - изготовление маски; кому-то работа с текстами - эпизодами пьес; кто-то наибольшее удовольствие получил от выступления на сцене. Это говорит о том, что проект - это та форма работы с детьми, которая позволяет найти индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Всем понравилось обилие наглядного материала, работа с макетом. Даже домашнее задание - подготовить маленькие сообщения о театре Древней Греции не вызвали возмущения и недовольства. Благодаря тому, что дети сами подсказали тему проекта они и работали над ней с энтузиазмом.

  • Урок «Возникновение театра в Древней Греции, его структура»

Цели:
Обучающие: знакомство с историей возникновения театра в Древней Греции, терминологией, особенностями зданий древнегреческих театров.
Развивающие: развитие аналитического мышления, творческого воображения, навыков самоанализа и самоконтроля.
Воспитательные: развитие эмоциональной и творческой активности учащихся, воспитание интереса к культуре и истории театра.
Оборудование: компьютер, школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии и схемы театров Древней Греции, термины в печатном виде и дата рождения театра, макет древнегреческого театра, текст для чтеца.

  1. Организационный момент.

Преп.: Рада приветствовать всех интересующихся историей театра. Тема урока не совсем обычная, она раскрывает возникновение не только театра Древней Греции, но и истоки современного театра. Но обо всем по порядку.

  1. Изучение нового материала.

Преп.: Во время наших встреч вы узнаете много новых и уже знакомых вам слов, все они греческого происхождения. Чтобы легче их было запомнить и уместно употреблять у каждого из вас будет заведен словарик.
Запишите первое слово в ваши словарики:
ТЕАТР - место для зрелищ.
Древнегреческий театр возник более 2500 лет назад и генетически восходит к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач). При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов, в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия  сочетания музыки, танца, песни, слова. Собственно греческий театр произошел от празднеств в честь Диониса - бога виноделия, которые справлялись весной и осенью, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии, называвшиеся Великие Дионисии, а затем состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театр играл большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Эти дни объявлялись нерабочими и все население города обязано было прийти на праздник.
Один из учащихся зачитывает текст. В это время преподаватель показывает слайды и иллюстрации: Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в стране начинается весна, пригревает солнце, расцветают цветы, происходит новое возрождение жизни. Во время Великих Дионисий греки пили молодое вино, устраивали шумные шествия по улицам городов, водили хороводы и маленькие представления из жизни самого веселого из богов. В греческих мифах говорится, что Дионис везде появляется в окружении сатиров - это лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами. Они поют дифирамбы - хвалебные песни в честь бога Диониса. Предводителя сатиров называли корифей, позже и главного в хоре станут так называть.
Преп.: давайте запишем значения новых слов в словарик.
ДИОНИС - бог виноделия.
ДИФИРАМБЫ - хвалебные песни.
КОРИФЕЙ - предводитель сатиров, (позже главный в хоре).
САТИРЫ - лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами, спутники Диониса.

Преп.: Мы и сегодня можем слышать выражение «петь дифирамбы», т. е. прославлять кого-либо, а корифеем сейчас называют выдающихся деятелей культуры и науки.

Преп.: Участники шествий раскрашивали лица или надевали маски, привязывали бороды, одевались в шкуры козлов, чтобы походить на сатиров, спутников Диониса. Эти праздники были настолько популярными, что правитель Писистрат решил сделать их государственными и установил трехдневные театральные представления для празднования Дионисий 27 марта 534 года до Н.Э. Эта дата сегодня нам известна как «День театра».

Преп.: Театральное здание, обычно располагалось на естественных холмах, Театр Диониса в Афинах расположился на холме Акрополя.
Характер представлений обусловливал и вид театрального сооружения. Театр был массовым. Театр в Афинах вмещал до 27000 человек. Театр в Мегалополе - 44000 человек.
Театр был без крыши и состоялиз трех основных частей: орхестры (от глагола «пляшу»), мест для зрителей - театрона (от глагола «смотрю») и скены (от греч. «палатка»).

(Демонстрируется схема театра и учащиеся работают с макетом).
Древнейшей из этих частей является орхестра - круглая площадка, на которой выступали хор и актеры. Поскольку актеру приходилось уходить и вновь выходить на орхестру для переодевания, то против мест для зрителей было построено маленькое деревянное сооружение - скена. Постепенно скена превратилась в заднюю трехмерную декорацию. Действие стало перемещаться с середины орхестры на задний план, ближе к декорациям. Чтобы фиксировать внимание зрителей на скене - ее по бокам стали ограничивать двумя пристроенными флигелями - параскениями, каждый из которых имел тоже по выходу на орхестру.
Драматургия стимулировала процесс обновления обустройства театрального пространства. В V веке в театре уже было несколько простых театральных механизмов.
Первая машина - эккиклема - представляла платформу на колесах, выкатываемую на колесах из «царской двери» на орхестру по особым желобам. Это был своеобразный «крупный план» - условный показ того, что происходило внутри помещения скены - дома, дворца или храма. Это могли быть трупы убитых героев, поскольку сцены самих убийств не принято было показывать зрителям.
Другая машина - эорема или механэ - служила для появления персонажа над зданием скены и представляла собой подъемный кран, прикрепленный изнутри к верхним балкам здания скены. В трагедии обычно использовалась в финале для эффектного появления богов.
Третья машина - дистегия - внутренний подъемник, дававший возможность действующим лицам показываться изнутри скены на разных высотах - на балконе, в окне и т.д.
В дни празднеств театр не имел никаких украшений, кроме этого архитектурного убранства - колоннады, статуи Диониса, алтаря в центре. Для драматизированных празднеств за трибуной выдвигали легкую передвижную перегородку с рядом прорезанных в ней дверей. Расписанные декорации навешивались на перегородку.
Известно существование театров, в которых занавес, натянутый перед сценой, опускался во время действия.
Публика на подобных зрелищах была представлена всеми социальными слоями Афинского общества. Однако замужним женщинам и подросткам было разрешено посещать только трагедии. Рабы могли посещать представления только в качестве сопровождающих своих господ.
Посещение представлений сначала было бесплатным. А когда устроители спектаклей стали брать входную плату, то Перикл, правитель Афин, в середине V века учредил специальную кассу для раздачи беднякам «Зрелищных денег» - теорикон.

Преп.: Продолжаем заполнять наш словарик.
ОРХЕСТРА - круглая или полукруглая площадка для выступления актеров.
ТЕАТРОН - места для почетных зрителей (от глагола «смотрю»).
СКЕНА - пристройка около сцены (от греч. «палатка»).
ТЕОРИКОН - «зрелищные деньги».
Преп.: Вам эти слова кажутся знакомыми?
На какие слова они похожи?

  1. Закрепление нового материала.

Презентация «ГЛАВНЕЙШИЕ ГРЕЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ»

  1. Итог урока.

Вопросы к учащимся:
- Какова история возникновения театра в Древней Греции?
- Из каких частей он состоял?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что особенно понравилось на уроке?
2 Урок. «Актерское искусство и маски древнегреческого театра»
Цели:
Обучающие: изучение нового материала, связанного со структурой древнегреческого театра, актерским искусством, знакомство с новыми понятиями.
Развивающие: развитие творческих навыков работы при создании театральной маски.
Воспитательные: установление связи традиций древнегреческого театра с современным, углубление эстетических потребностей учащихся.
Оборудование: компьютер, школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии масок и актеров, термины в печатном виде, бумага формата А-3 белая, бумага гофрированная, цветная, ножницы, клей, карандаши, шаблоны для лица.
Содержание урока:

  1. Организационный момент.

Преп.: мы продолжаем знакомство с театром Древней Греции. Сегодня мы поговорим об особенностях актерской игры, еще у нас будет творческая работа, о которой вы узнаете позже.

  1. Изучение нового материала.

Преп.: Первоначально главным действующим лицом был хориз 12 человек, при Софокле - из 15. В комедии хор состоял из 24 человек, он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора раскрывался смысл спектакля. Первоначально актерами были авторы-драматурги, о них мы поговорим на отдельном уроке, потом стали появляться профессиональные актеры с выработанной техникой, индивидуальной манерой игры. Их называли Мастерами Диониса, и, поскольку организация спектаклей была частью государственного культа, эта профессия была почетной, ей могли заниматься свободные полноправные граждане. Актер на первые роли назывался протагонистом , двое других - девтерагонистом и тритагонистом .
Преп.: Начналось представление чествованием почетных граждан, затем приносили жертву Дионису, только потом начиналось собственно театральное действие, о чем возвещали звуки флейт: выходил хор с корифеем-запевалойво главе. Текст пьесы всегда был стихотворным, поэтому античных драматургов называли драматическим поэтами.
Все актеры были мужчинами (женщины не имели полноты политических прав), которые меняли несколько раз костюмы и маски. К ним в последствии прибавились статисты - лица без речей. Поскольку героями спектаклей являлись мифологические персонажи, им старались придать огромный рост, что достигалось с помощью котурнов - сапог на высоких подметках, высокой шевелюры, толстых подкладок под одежду. Общей чертой костюмов была яркость и пестрота. В основе трагического костюма лежало одеяние дионисовых жрецов - пышное, яркое, многоцветное. Под верхнюю сценическую одежду (хитон ) актеры надевали «толщинки», на хитон набрасывали плащ (хламида ).
Преп.: Давайте запишем новые слова в словарики.
ХИТОН - верхняя одежда греков.
ХЛАМИДА - плащ.
КОТУРНЫ - сапоги с высокими подставками под подошвами.
ПРОТАГОНИСТ - актер на первые роли.
Преп.: Трагический актер, лишенный мимики, в утяжеляющих одеждах, на высоких подставках был малоподвижен. Он должен был виртуозно владеть движениями и жестом. Комический же актер, напротив, двигаться должен был как можно больше. Он использовал цирковые приемы, кувырки, жонглирование, пел, плясал и т.п. И те, и другие должны были очень четко и красиво говорить. Дикции, голосу придавалось большое значение.
Исполнители в трагедии и комедии были совершенно различными. Это обусловлено различным происхождением обоих жанров. Прототипом трагических актеров были жрецы и другие исполнители культа, а комические актеры вышли из мимов - подражателей, скоморохов, - болтунов, шутников. У трагиков требовался пафос, а у комедиантов - шутовство.
На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись. Все маски были с раскрытыми ртами, чтобы свободно мог звучать голос исполнителя. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских - белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость - рыжим, болезненность - желтым и т.д. Функцией масок было донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов.

Презентация «МАСКИ»

  1. Творческое задание.

Преп.: Так что же такое маска? Давайте запишем в словарики:
МАСКА - специальная накладка на лицо с вырезами для глаз и рта, изображавшая человеческое лицо, звериную морду, бога или духа и т. п.
Преп.: Маски были комические и трагические. Давайте проведем маленький опыт: я вам раздам шаблоны лица, а вы с помощью картонных заготовок изобразите какие-то эмоции: грусть, гнев, печаль, веселье, коварство…
Преп.: А теперь обещанное творческое задание. Давайте попробуем сделать маски для древнегреческого театра.
Перед началом изготовления дети знакомятся с этапами создания маски, выбирают комическую или трагическую маску для изготовления, украшают маску с помощью цветной и гофрированной бумаги.
Преп.: Теперь мы можем оформить выставку «Масок Древней Греции».

  1. Итог урока.

Вопросы к учащимся:
- Что нового узнали на уроке?
- Какие маски бывают?
- Кто играл в древнегреческом театре?

3 Урок «Жанры древнегреческого театра»
Цели:
Обучающие: знакомство с жанрами древнегреческой драматургии, изучение эпизодов из пьес Софокла и Еврипида.
Развивающие: развитие умения инсценировать драматическое произведение, понимать особый вид драматургии.
Воспитательные: Развивать эстетический вкус, способности к театральному творчеству, к импровизации; развивать умение работать с различными источниками информации.
Оборудование: школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии и схемы театров Древней Греции, термины в печатном виде и дата рождения театра, тексты для актеров.
Содержание урока:

  1. Организационный момент.

Преп.: Сегодня мы с вами попадем в театр Древней Греции на Великие Дионисии. Сегодня в театре будут показаны пьесы: комедия и трагедия. Давайте с вами разберемся что это за пьесы такие и откуда они берут свое начало, кто их придумал.

  1. Изучение нового материала.

В Афинах Великие Дионисииначинались торжественным выносом статуи Диониса из посвященного ему храма и шествием праздничной процессии вакханок, сатиров. В ходе процессии участники шествия плясали, распевали дифирамбы и фаллические песни, осуществляя, таким образом, магию оплодотворения земли. Считают, что от дифирамбов произошла древнегреческая трагедия, от фаллических песен - комедия. На следующий день процессия направлялась по улице Треножников к зданию театра на склоне холма Акрополя.
Трагедия по-гречески  песнь козлов (трагос и оде). Аналогичнокомедия производится откосмос и оде песнь о шествии бражников. В дальнейшем трагедия стала использовать не только сюжеты, связанные с Дионисом, но и сюжеты из жизни города; героем трагедии был человек борющийся за справедливость с внешними силами, с богами. Хор сатиров заменил хор людей  появилась сатировская драма, новый жанр. Так в древнегреческого театре образовались три жанра: трагедия, комедия, сатировская драма, которая служила заключительной частью трагедии  тетралогии.
Структура античной драмы была такова: начальная часть до вступления хора - пролог, первая песня хора, с которой он входил на орхестру, - парод(проход), дальнейшие диалоги - эписодии(привходящие), заключительная часть драмы - эксод (исход), когда хор удалялся из орхестры. У Эсхила хор играл важную роль и был главным действующим лицом. У Софокла он уже второстепенен, у Еврипида песни хора - вставки между актами. Греческая драма (трагедия) совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. Герои были игрушками в руках Судьбы-Рока, которая в образе богов (принцип античной драмы - deus ex maxina, бог из машины) вмешивалась в действие спектакля. В представлении комедии было полно буффонады, гротеска, карикатуры, оно уносило зрителя в мир фантазии, сказки.
Преп.: Давайте запишем новые слова.
КОМЕДИЯ - (от греч. - веселая толпа и - песнь) произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. В комедии действующими лицами являлись обычные люди, современники автора и зрителей.
ТРАГЕДИЯ - (от греч. - козел и - песнь - буквально «песнь козлов») произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя. В трагедии действовали герои мифов, боги и герои.
ДРАМА - это пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен и разрешим. Соединяет в себе трагическое и комическое.
Преп.: Все театральные постановки проводились в виде состязаний - агона. Зрители аплодисментами, свистом и криками выбирали победителя, венчала его венком из плюща. Если пьеса не нравилась, то зрители могли освистать автора, и закидать актеров оливками или камнями. Эсхил - отец древнегреческой трагедии в театральных состязаниях не избежал поражений и вынужден был переселиться из Афин в Сицилию. Меньше всего побеждал Еврипид. Софокл считался баловнем судьбы, одержал 24 полные победы.
(показываются фотографии, иллюстрации).

  1. Закрепление пройденного материала.

Преп.: Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность и доброту, любовь к родине и готовность пожертвовать ради нее и этих идеалов своей жизнью. Сейчас мы с вам туда и отправимся, чтобы все понимать, нам нужно повторить словарные слова.
(Работа со словариками).
Преп.: А теперь возьмите ТЕОРИКОН - «зрелищные деньги» и скорее в театр.

  1. Постановки учащимися трагедии и комедии.

(просмотр эпизодов из трагедии Еврипида «Елена» и комедии Аристофана «Лягушки »)

  1. Итог урока.

Вопросы учащимся:
- что нового вы узнали на уроке?
- какой отрывок вам больше понравился?
- есть ли общее у древнегреческого театра с современным?

4 Урок «Театр Древней Греции»
Цели:
Обучающие: закрепление полученных знаний о древнегреческом театре.
Развивающие: обобщить и систематизировать у учащихся представления о театре Древней Греции.
Воспитательные: формирование личностных качеств: коллективизма, ответственности, стимулирование творческой активности.
Оборудование: компьютер, школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии и схемы театров Древней Греции, термины в печатном виде и дата рождения театра, макет древнегреческого театра, кроссворды, выставка масок.
Содержание урока:

  1. Организационный момент.

Преп.: Из предыдущих занятий вам известно, что театральные представления в Древней Греции проходили как соревнования авторов пьес и актеров. Поэтому наше итоговое открытое занятие имеет форму агона - состязания команд, состоящего из трех туров - по количеству дней Великих Дионисий. Судить состязание будут зрители своими аплодисментами, свистом и криками как в настоящем древнегреческом театре.

  1. Интеллектуальная игра.

1 тур. Решение кроссворда для закрепления изученных терминов.
2 тур. Показ любого мифа о подвигах Геракла (домашнее задание).
3 тур. Составление таблицы: «Общее и различное в театре Древней Греции и современном».
Преп.: Я вам буду зачитывать особенности театра, а вы их заносить в нужную графу.

  • Играют комедии и трагедии;
  • Играют только в масках;
  • Есть билеты;
  • Представления 3 раза в год;
  • Играют только мужчины;
  • Играют женщины и мужчины;
  • Представления только днем;
  • Представления длятся 3 дня;
  • Много разных жанров;
  • Играют без масок;
  • Представление в любое время года;
  • Места для зрителей;
  • Отдельное здание;
  • Представление в любое время суток.

Учащимися составляется схема, в которую заносятся отличия на их взгляд и общее между современным театральным искусством и древнегреческим, потом вместе проверяется и обсуждается.
Общее:

  • Отдельное здание;
  • Есть сцена, место для оркестра, хранение декораций;
  • Есть билеты;
  • Места для зрителей;
  • Играют комедии и трагедии;

Различия:

  1. Подведение итогов.

(Слово предоставляется жюри).