Комплекс по закаливанию. Комплекс закаливающих процедур после сна (старшая группа) картотека (старшая группа) на тему

  • 10.01.2024

2571 0

1. Диафрагмальное дыхание. И. п. - стоя (сидя или лежа на спине), левая ладонь на груди, правая - на верхней части живота.

Вып.: после полного выдоха усилием диафрагмы, направленным вниз, и выдвигая живот насколько возможно вперед, совершить протяжный вдох нижней частью легких; предельно втягивая живот, постепенно выдохнуть, завершив выдох паузой. Повторить 4-6 раз.

2. Грудное дыхание. И. п. - то же. Вып.: после полного выдоха, раздвигая средние ребра, совершить протяжный вдох верхней частью легких; после кратковременной задержки дыхания медленно выдохнуть, завершив выдох паузой. Повторить 4-6 раз.

3. Полное дыхание (выполняется только после освоения диафрагмального и грудного дыханий). И. п. - о. с. Вып.: совершить вдох нижней частью легких, как при диафрагмальном дыхании, продолжить вдох, заполняя верхнюю часть легких; завершив вдох, втянуть предельно живот, задерживая при этом дыхание, и через несколько секунд (не опуская диафрагму) постепенно выдохнуть, завершив выдох повторной задержкой дыхания.

По времени (примерно) затрачивать: на вдох - 8 секунд, на задержку дыхания (апноэ) - 4 секунды, на выдох - 8 и на завершающее апноэ - 4 секунды. Это упражнение можно выполнять за день - 10-15 раз в любое время (только не после еды), желательно на чистом воздухе, стоя, сидя, лежа и при ходьбе (сочетая продолжительность вдоха, выдоха и апноэ с количеством шагов, приравнивая каждый шаг к одной секунде).

4. Ритмичное дыхание с удлинением выдоха. И. п. - о. с. Вып.: совершить вдох на 3 счета, выдох - на 5-6. При последующих тренировках продолжительность выдоха можно увеличивать до 7-10 счетов. Повторить 4-6 раз. Это же упражнение можно выполнять при ходьбе, сочетая счет с шагами.

5. Упражнение Вита. И. п. - стоя или при ходьбе. Вып.: свободно, без натуживания, вдохнуть и задержать дыхание на 3 секунды (шага), протяжно выдохнуть за 3-4 секунды (шага). Продолжительность выполнения 5 минут.

6. Упражнение Озолина. Выполняется аналогично предыдущему, но с постепенным увеличением продолжительности фаз дыхания - вдоха, апноэ, выдоха. В первую неделю тренировки каждая фаза по 5 секунд (или шагов), вторую неделю - по 6 и т.д. добавлять по одной секунде каждую неделю с доведением до 10 секунд (шагов) на каждый вдох, апноэ и выдох. Общая продолжительность выполнения упражнений - 5 минут.

7. Упражнение Гарсиа. Является усложненным вариантом упр. Озолина и может выполняться только после его полного усвоения. Включает в себя 4 фазы дыхания: вдох-апноэ-выдох-апноэ. После выполнения каждого упражнения делать 2-3 спокойных дыхания (без апноэ).

8. Очистительное дыхание. И. п. - произвольная стойка. Сделать глубокий вдох через нос, выдох через полусжатые губы тремя-четырьмя короткими энергичными и сильными толчками. Повторить 3-4 раза. Полезно применять в целях профилактики вирусных заболеваний по 5 раз в день, а также после пребывания в душном помещении со спертым воздухом.

9. Упражнение против насморка. Выполняется серия коротких, энергичных вдохов через нос, подсушивающих слизистую оболочку, по нескольку раз в день, при сильном ее увлажнении. В сырую погоду служит профилактическим средством против простудных заболеваний.

10. Успокоительное дыхание. Выполняется обычно после физических нагрузок из и. п. - стоя или при ходьбе. Медленно поднять руки вперед и развести в стороны на уровне плеч с поворотом ладоней кверху, слегка приподнять голову, одновременно глубокий вдох; с протяжным полным выдохом и обратным движением рук и головы вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза.

Аналогичное упражнение можно выполнять из и. п. - стоя или при ходьбе, руки на пояс, только вместо подымания рук при вдохе отвести назад плечи, а при выдохе кистями рук слегка надавлить на подреберье.

Гимнастика Стрельниковой

Занимает особое место среди различных систем дыхательных упражнений. Если обычные упражнения основаны на дыхании в благоприятных, облегченных условиях, когда при вдохе выполняются движения, способствующие расширению грудной клетки, а на выдохе ее сужению, то в гимнастике Стрельниковой, совершенно парадоксально - наоборот.

Так, например, вдох производится при наклоне туловища вперед или сведении рук перед собой. Сам вдох выполняется в предельно короткий промежуток времени резко, "шумно", активно, через расширенные ноздри. На выдохе внимание не акцентируется, воздух как бы самопроизвольно, только частично, выдавливается сквозь полусжатые губы слегка приоткрытого рта.

Полный выдох делать нельзя, иначе при частых вдохах, вследствие гипервентиляции легких, появится головокружение. Темп - один вдох, сочетаемый с движением, в секунду или чуть-чуть быстрее.

Комплекс упражнений

1. "Повороты головы" - направо и налево. И. п. - сидя или стоя. Вып.: поворот головы направо - активный вдох, сразу же поворот налево - опять вдох, выдох только частичный, в промежутках между поворотами.

2. "Наклоны головы". Выполнять сначала наклоны головы влево и вправо, затем вперед и назад с резким вдохом в конечной точке каждого движения.

Эти два упражнения являются разминочными. Первое время начинающим их надо выполнять по 8 раз подряд, затем еще несколько раз повторить такими же сериями. По мере врабатываемости количество движений-вдохов в каждой серии увеличивается до 16, затем 32 и т. д. с доведением до 96.

3. "Обхваты". И. п. - стойка, ноги врозь, руки перед собой на уровне плеч, кисти расслаблены, локти полусогнуты и развернуты в стороны. Вып.: при активном вдохе руки в быстром встречном (обхватывающем) движении касаются кистями плеч; сразу же возвращаются в и. п., при этом следует самопроизвольный частичный выдох.

Такие обхватывающие движения, сочетаемые с активными вдохами, следуют без пауз одно за другим сериями, как и в разминочных упражнениях.

Этим упражнением можно остановить приступ астмы. При болезненном состоянии его можно выполнять в положении лежа (тогда встречные движения рук следуют в вертикальной плоскости).

4. "Наклоны вперед". И. п. - стойка, ноги на ширине плеч, руки опущены. Вып.: пружинистый наклон вперед с оттягиванием рук вниз, одновременно активный вдох; быстро разогнуться (можно не полностью), совершая частичный выдох.

И далее без пауз устремленные вниз наклоны, строго одновременно со вздохами, следуют один за другим, быстро, не более как за секунду каждый. Глубина наклонов - по возможности (кому трудно, то хотя бы до колен), но не сгибая колен. Выполнять сериями, как и предыдущие упражнения.

При гипертонии, сердечно-сосудистых заболеваниях и близорукости наклоны должны быть минимальными. Во время болезни это упражнение нужно выполнять видя на стуле и в более спокойном темпе.

Изложенные упражнения в гимнастике Стрельниковой являются основными, и начинающие заниматься в первое время могут ограничиваться только их выполнением.

5. "Наклоны назад". И. п. - то же, что и при упр. "обхваты". Вып.: пружинистые наклоны туловища и головы назад, одновременно встречное движение рук с обхватом плеч, сопровождаемые активными вдохами.

6. "Полуприседы". И. п. - стойка в выпаде, руки опущены. Вып.: полуприседы с встречным, скрестным движением рук и касанием кистями бедер, сопровождаемые активными вдохами. После каждой серии полуприседов менять местоположения ног.

7. "Маятник". И. п. - ноги на ширине плеч, руки опущены. Вып.: наклоны вперед (как при упр. "наклоны вперед") с активными вдохами и наклонами назад (как при упр. "наклоны назад") также с активными вдохами, чередуясь, следуют один за другим в маяткикообразных движениях; частичные выдохи между наклонами вперед и назад.

Для достижения положительных результатов гимнастика Стрельниковой должна выполняться систематически и включать не менее одной тысячи движений-вдохов в течение дня, при этом не обязательно единовременно. Больным и с недомоганиями рекомендуется выполнять ежедневно до двух тысяч движений-вдохов за день (от 400 до 1000 единовременно).

Отдыхать между сериями, спокойно дыша, следует в течение 5-6 секунд между упражнениями - до 12 секунд.

При достаточной тренировке темп движений-вдохов должен составлять примерно 80 за минуту. Выполнять их чаще не рекомендуется.

Во время выполнения упражнений может возникнуть "жжение" в носу; оно пройдет, если сделать кратковременный перерыв. А вообще до начала тренировки целесообразно промывать носовую полость подсоленной тепловатой водой, как это рекомендуется в статьях о "Требованиях гигиены".

Правильное исполнение упражнений не должно вызывать переутомления и болезненных ощущений, при этом пульс не должен превышать 100 ударов в минуту. План дозирования упражнений описан ранее.

Перечень динамических дыхательных упражнений, обобщенных по анатомическому принципу

1 - Движение головой (медленное)
При наклоне головы вперед или в стороны - выдох.
При подымании головы вверх - вдох.
Круговые вращения головой - дыхание произвольное.

2 - Движения рук
При отведении в стороны или подымании вверх - вдох.

Круговые движения рук в плечевых суставах - дыхание произвольное
При одновременных взмахах руками - вдох.
При опускании вниз - выдох.
При поочередных махах - дыхание произвольное.
При скрещивании рук перед собой - выдох, возвращение в и. п. - выдох.

3 - Движения туловища
При наклонах вперед (в стороны или поворота) - выдох.
При прогибах или наклонах назад - вдох.
При круговых вращениях - наклоняясь вперед - выдох, назад - вдох.

4 - Движения ног
При отведении ног в стороны или подымании вперед - вдох.
При опускании - выдох.
При вставании на носки - вдох, при принятии и. п. - выдох.
При сгибании колен - выдох, при распрямлении - вдох.
При выпадах (в любом направлении) - вдох, принятии и. п. - выдох.
При приседании - выдох, при вставании - вдох.
При подымании обеих ног (из положения лежа) - вдох, при опускании - выдох

Примерный план дозирования упражнений тренировки при выполнении гимнастики стрельниковой с ориентацией на 1000 движений-вдохов с расчетом на 18 минут

"Повороты головы"

движений-вдохов

"Наклоны головы"

"

а) вправо и влево

"

б) вперед и назад

"
"

"Наклоны вперед"

"

"Наклоны назад"

"

"Полуприседы"


"

а) правая вперед

"

б) левая вперед

"

"Маятник"

"
К.М. Приходченко

Комплексы закаливающих процедур после дневного сна для детей дошкольного возраста

Каждый комплекс проводится в течение месяца и состоит из нескольких этапов. Для создания положительной мотивации пробуждение и выполнение процедур сопровождаются чтением потешек и стихотворений, которые дети постепенно заучивают и затем повторяют вместе с воспитателем.
Из спальни дети босиком проходят по ребристым и массажным дорожкам в групповую комнату. Стоя на ковре, выполняют общеразвивающие упражнения (3-4 мин.), самомассаж ладоней (стоп) или упражнения для развития мелкой моторики рук (2 мин.), дыхательную гимнастику (1-2 мин). Комплекс завершается водными процедурами.

«ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА И ЗАКАЛИВАНИЕ»

(1 младшая группа )

Цели:

■ обеспечивать детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной деятельности;

■ закреплять навыки проведения самомассажа рук, ног, носа, ушей активизируя биологически активные точки;

■ проводить профилактику плоскостопия;

■ формировать правильную осанку;

■ осуществлять комплекс закаливающих процедур: воздушные ванны, босоножье, кратковременное воздействие холодной водой - обширное умывание (рук, лица, шеи, груди);

Материал: дорожки "Здоровья" с различными раздражителями, солевые дорожки, корзинка с шишками, с теннисными шариками, с мелкими игрушками.

Время проведения: после дневного сна

Место проведения: спальня, групповая комната.

Сентябрь

Зайчики и белочки

Пробуждение.
Улетели сны в окошко,
Убежали по дорожке.
Зайцы, белочки проснулись,
Потянулись, улыбнулись.
Звери, глазки открывайте
И зарядку начинайте.
Ходьба по солевым
Зайчики и белочки.
Мальчики и девочки,
Стройся по порядку,
Начинай зарядку!
Носик вверх - это раз,
Хвостик вниз - это два,
Лапки шире - три, четыре.
Прыгнем выше - это пять.
Все спортивные команды
Мы умеем выполнять!
Общеразвивающие упражнения.
1. «Зайчишки-шалунишки». Чередование прыжков, бега, ходьбы (1 мин.).
2. «Цепкие лапки». И.п:.о.с. 1-3 - вытянуть руки вперед, повернуть ладонями вверх, сжать кулаки; 4 - вернуться в и.п. (3 раза).
3. «Крепкие лапки». И.п.:о.с. 1-2 - наклониться вперед, хлопнуть ладонями по коленям, сказать «крепкие»; 3 - вернуться в и.п. (3 раза).
4. «Веселые белочки». И.п.: о.с. 1-2 - два наклона вправо; 3-4 - два наклона влево; 5 - вернуться в и.п. (3 раза)
Самомассаж. Прокатывание шишек между ладонями (тыльными сторонами рук, пальцами).
Дыхательная гимнастика «Хорошо в лесу».
И.п.: о.с. 1 - руки в сторо¬ны, глубокий вдох носом; 2-3 - на выдохе произнести «хо-ро-шо в ле-су»; 4 - вернуться в и.п. (2 раза).
Водные процедуры.
В речке чистая водица.
Зайцы, белки, ну-ка мыться!
Моем шею, моем уши,
Вытираемся посуше

Октябрь

Мы – спортсмены

Пробуждение.
Когда мы просыпаемся,
То подрасти стараемся.
Облака рукой достанем
И немного выше станем!
Ходьба по солевым
Мы стараемся, стараемся,
Физкультурой занимаемся!
Пусть будут руки крепкими,
Пусть будут ноги сильными!
Мы будем все здоровыми,
Веселыми, спортивными!
Общеразвивающие упражнения.
1. «Болельщики». И.п.: о.с. 1 - руки на пояс; 2 - руки вперед, хлопнуть; 3 - вернуться в и.п. (3 раза).
2. «Пловцы». И.п.: о.с. 1 - руки в стороны; 2 - руки за голову, пошевелить пальца¬ми; 3 - вернуться в и.п. (3 раза).
3. «Футболисты». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1 - поднять правую ногу; 2 - согнуть ее в колене; 3 - вернуться в и.п.; 4-6 - то же левой ногой (по 2-3 раз).
4. «Штангисты». И.п.: о.с. 1 - присесть, сжать кулаки, прижать их к плечам; 2 - встать, вытянуть руки вверх; 3 - вернуться в и.п. (3 раз).
Самомассаж.
Дыхательная гимнастика «Лыжники».
И.п.: о.с. 1 - стоя на месте, имитировать движения рук лыжника; 2 -развести руки в стороны, глубокий вдох носом; 3-4 - вернуться в и.п., медленный выдох ртом (2 раз).
Водные процедуры.
Воду любят все спортсмены:
И штангисты, и яхтсмены,
Хоккеисты и пловцы,
И гимнасты, и гребцы.
Будем спортом заниматься,
А потом в воде плескаться.

Ноябрь

Веселый зоопарк
Пробуждение.
Под сосной лежит не шишка.
Это спит малютка-мишка.
Мишка, глазки открывай,
День с зарядки начинай!
Мишка на бок повернулся,
Потянулся и проснулся.
Ходьба по солевым и массажным дорожкам .
Зайка по полю бежал,
В огород забежал.
Там морковка растет,
Там капуста растет.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Слоны». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, пальцы рук сцеплены в замок за головой (уши слона). 1-2 - соединить локти; 3-4 - маршировать на месте; 5 - наклониться вперед, произнося «у-у-у»; 6 - вернуться в и.п. (3 раз).
2. «Лисички». И.п.: стоя, ноги вместе, ладони прижаты к груди. Выполнять прыжки влево-вправо на двух ногах (3-4 раз).
3. «Питон». И.п.: сидя на пятках, руки на коленях. 1-4 - встать на колени, прогнуться влево-вправо, назад-вперед; 5 - вернуться в и.п. (3 раз).
Самомассаж. Прокатывание грецких орехов между ладонями.
Дыхательная гимнастика «Птицы».
И.п.: о.с. 1 - сделать глубокий вдох; 2 - наклониться вперед, мед¬ленно выдыхая, выполнять махи руками-крыльями; вернуться в и.п. (2 раз).
Водные процедуры.
Звери все по распорядку
Утром делают зарядку.
А потом - на водопой,
Все равно с какой водой:
Из ручья, или из речки,
Или просто с дождевой.

Декабрь

Валенки, валенки

Пробуждение.
Солнце глянуло в кроватки -
Делать вам пора зарядку.
Пусть подушка спит одна.
Вам, ребята, не до сна.
Ходьба по солевым и массажным дорожкам; комбинированный бег.
По снегу детки маленькие
Ходят в теплых валенках.
Валенки хорошие,
С черными галошами.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Ручками похлопаем, ножками потопаем». И.п.: о.с. Хлопать в ладоши, одновременно топая ногами (3 раз).
2. «Новые валенки». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - наклониться вперед; 2 - коснуться рука¬ми пальцев ног, сказать «ва-лен-ки»; 3 - вернуться в и.п. (3 раз).
3. «Посмотрите: валенки!». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - выставить правую ногу вперед на пятку; 2 - вернуться в и.п.; 3-4 - то же другой но-гой (по 3 раз).
4. «В валенках не холодно». И.п.: о.с. Выполнять прыжки в чередовании с ходьбой.

Самомассаж . Массаж биологически активных точек на носу.
Дыхательная гимнастика «Хороши валенки».
И.п.: о.с. 1-2 - поднять руки через стороны вверх, глубокий вдох но¬сом; 3-4 - на выдохе произнести «хо-ро-ши ва-лен-ки», вернуться в и.п. (2 раз).
Водные процедуры.
Как свежа и прохладна вода!

Январь

Елочка
Пробуждение.
Сладко спит под снегом елка.
- Эй, зеленая иголка,
Не пора ли просыпаться
И на праздник отправляться?
Ходьба по массажным и солевым дорожкам; комбинированный бег.
Наша елка зелена, и нарядна, и стройна.
Всех друзей и всех подруг
Приглашает елка в круг.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Колючие иголочки». И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спи¬ной. 1-3 - вытянуть руки вперед, пошевелить пальцами, произнести «колючие»; 4 -вернуться в и.п. (3 раз).
2. «Кто сидит под елкой?». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - наклониться вперед; 2 - руки вытянуть перед собой; 3 - развести руки в стороны; 4 - вернуться в и.п. (3 раз).
3. «Спрячемся под елкой». И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1-4 - присесть, опустить голову, руками обхватить колени, произнести «спрятались»; 5 - вернуться в и.п. (3 раз).
Дыхательная гимнастика «Чем пахнет елка?».
И.п.: о.с. 1-2 - развести руки в стороны, глубокий вдох носом; 3-4 - вернуться в и.п., на выдохе произнести «ел-ка пах-нет смол-кой» (3 раз).
Самомассаж. Массаж биологически активных точек на ушах.
Водные процедуры.
К елке, дети, подходите,
Мыло хвойное берите,
Чисто-чисто умывайтесь
Да посуше вытирайтесь.

Февраль

Храбрые солдаты
Пробуждение.
Трубит горнист, поет труба.
Довольно спать! Вставать пора!
У солдат по распорядку
После сна всегда зарядка.
Ходьба по солевым и массажным дорожкам; комбинированный бег.
Мы уверенно шагаем,
Мы усталости не знаем.
Мы отважны и храбры,
Нам преграды не страшны!
Общеразвивающие упражнения.
1. «Мы сильны!». И.п.: ноги на ширине плеч, пальцы рук сцеплены в замок над головой. 1-4 - наклонить туловище влево-вправо, вперед-назад; 5 - вернуться в и.п. (3 раз).
2. «Мы ловки!». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 - присесть с упором на левую (правую) ногу, правую (левую) ногу вытянуть вперед; 3-4 - вернуться в и.п. (по 3раза).
3. «Мы быстры!». И.п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Бег, высоко поднимая колени (1 мин.).
Дыхательная гимнастика «Мы храбры!».
И.п.: о.с. 1 - развести руки в стороны, глубокий вдох носом; 2-3 - за¬держать дыхание; 4- вернуться в и.п., медленный выдох ртом (2-3 раз).
Самомассаж. Прокатывание шишек между ладонями .
Водные процедуры.
Мы, солдаты, любим мыться,
Не боимся простудиться.
Нам прохладная вода -
Это радость, не беда.

Март

Мамины помощники
Пробуждение.
Дети просыпаются,
Маме улыбаются,
Добрые слова ей говорят.
Сами умываются,
Сами одеваются
И ее порадовать хотят.
Ходьба по солевым .
Малыши - и сын, и дочь
Рады мамочке помочь.
И не только в мамин день
Потрудиться им не лень!
Общеразвивающие упражнения.
1. «Стираем». И.п.: о.с. 1 - наклониться; 2 - потереть ладонь о ладонь; 3 - выполнить руками маховые движения вправо-влево; 4 - выпрямиться, вытянуть руки вверх; 5 - вернуться в и.п. (3 раз).
2. «Моем пол». И.п.: о.с. 1 - наклониться, коснуться руками пола; 2-3 - потянуться руками вправо-влево; 4 - вернуться в и.п. (3 раз).
3. «Гладим белье». И.п.: ноги на ширине плеч, руки перед грудью, пальцы сцеплены в замок. 1 - руки вытянуть вперед; 2 - вернуться в и.п. (3 раз).
4. «Убираем игрушки». И.п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. 1 - присесть, коснуться правой (левой) рукой пола; 2 - вернуться в и.п. (по 3 раз).
Дыхательная гимнастика «Мама спит, она устала».
И.п.: о.с. 1 - поднять руки вверх, глубокий вдох носом; 2-3 - медленно наклониться вперед, коснуться руками пола, на выдохе произнести «тс-с-с-с-с»; 4 - вернуться в и.п. (2 раз).
Самомассаж. Сбор мелких предметов пальцами ног.
Водные процедуры.
Устали трудиться?
Грустить не годится.
Чтобы взбодриться,
Прохладной водицей
Пора нам умыться.

Апрель

Подснежники
Пробуждение .
Растаял снег на кочке.
Кому ж весну встречать?
Эй, первые цветочки,
Вам пора вставать!
Ходьба по солевым и массажным дорожкам; комбинированный бег.
Подснежники весенние.
Листочки расправляйте,
Головки поднимайте,
К солнцу потянитесь.
Детям улыбнитесь.
Общеразвивающие упражнения.
1. «К солнцу тянутся цветы». И.п.: о.с. 1-4 - поднять голову, руки к плечам, вперед, вверх; 5 - вернуться в и.п. (6 раз).
2. «Сильный ветер». И.п.: ноги на ширине плеч руки на поясе. 1 - наклониться вперед, руки отвести назад; 2 - выпрямиться, поднять руки вверх, потянуться; 3 - вернуться в и.п. (3 раз).
3. «Мягкие травинки». И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 - присесть, коснуться пальцами рук пола; 2 - вернуться в и.п. (3 раз).
4. «Проснулись насекомые». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Чередование прыжков и ходьбы с высоким подниманием коленей (1 мин.).
Дыхательная гимнастика «Чем пахнут цветы?».
И.п.: о.с. 1 - глубокий вдох носом; 2-3 - на выдохе произнести «пах-нут мё-дом»; 4 - вернуться в и.п. (2 раз).
Самомассаж . Прокатывание теннисных шариков между ладонями.
Водные процедуры.
Как подснежник закалялся?
Холодов он не боятся.
Из-под снега появился.
Ледяной водой умылся.

Бабочки
Пробуждение.
Светит солнце ярко,
На лужайке жарко.
Бабочки проснулись,
Сладко потянулись.
Ходьба по солевым и массажным дорожкам; комбинированный бег.
Мы стараемся, стараемся,

Физкультурой занимаемся!

Пусть будут руки крепкими,
Пусть будут ноги сильными!
Мы будем все здоровыми,

Веселыми, спортивными

Общеразвивающие упражнения.




Дыхательная гимнастика «Сладкий аромат цветов».
И.п.: о.с. 1 - руки отвести в стороны; 2 - глубокий вдох носом; 3-4- наклониться вперед, медленный выдох ртом; вернуться в и.п. (2 раз).
Самомассаж. Массаж биологически активных точек на лобной и височной области.
Водные процедуры.
Бабочка-красавица,
Чтобы всем понравиться.
На травинку опустилась,

Свежею росой умылась.

Июнь

Мышки

Пробуждение.
Мышки глазки открывали

И зарядку делать стали:

Мышки лапки поднимали,

А потом их опускали.

И сгибали быстро ножки,

Словно мчались по дорожке.

Ходьба по солевым и массажным дорожкам; комбинированный бег

Дружно мышки все вставали,

Ловко-ловко прыгать стали.

Мышки, мышки поспешите

И ногами потопочите.

Общеразвивающие упражнения.
1. «Расправляем крылья». И.п.: ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-2 - соединить локти перед собой, вернуться в и.п. (3 раз).
2. «Отрываемся от земли». И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполнять одновременно махи руками и прыжки (30 сек.).
3. «Перелетаем с цветка на цветок». Бегать, выполняя махи руками. По сигналу остановиться и присесть на корточки (1 мин.).
4. «Собираем нектар». И.п.: о.с. 1 - наклониться вперед, руки отвести назад; 2 - вернуться в и.п. (3 раз).
Дыхательная гимнастика «Как вкусно пахнет сыр».

Самомассаж. Массаж биологически активных точек на носу .
Водные процедуры.
Мышки будут убегать,

Кошка будет догонять.

Все мы весело играли,

Умываться побежали.

Июль

Кошка

Пробуждение.

Наша кошечка проснулась

Потянулась, оглянулась

С боку на бок повернулась –

Всем нам улыбнулась.

Ходьба по солевым и массажным дорожкам; комбинированный бег

Есть у кошки лапки

лапки, цап – царапки.

Общеразвивающие упражнения.

1. «Колючие коготки». И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спи¬ной. 1-3 - вытянуть руки вперед, пошевелить пальцами, вернуться в и.п. (3 раз).
2. «Котик в гости приглашает ». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - наклониться вперед; 2 - руки вытянуть перед собой; 3 - развести руки в стороны; 4 - вернуться в и.п. (3 раз).
3. «Спрячемся от всех». И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1-4 - присесть, опустить голову, руками обхватить колени, произнести «спрятались»; 5 - вернуться в и.п. (3 раз).

Дыхательная гимнастика «кошка на прогулке».
И.п.: о.с. 1 - руки отвести в стороны; 2 - глубокий вдох носом; 3-6 - наклониться вперед, медленный выдох ртом; вернуться в и.п. (2 раз).
Самомассаж . Прокатывание теннисных мячиков стопой правой (затем левой) ноги.
Водные процедуры.
Как свежа и прохладна вода!
Любим в ней мы плескаться всегда.

Август

Мишка

Пробуждение.

Мишка, мишка.

Что ты долго спишь?

Мишка, мишка.

Что ты так храпишь?

Ходьба по солевым и массажным дорожкам; комбинированный бег .

Кто здесь песни распевал?

Кто мне спать не давал?

Догоню, догоню…

Общеразвивающие упражнения.
1. «Расправляем крылья». И.п.: ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-2 - соединить локти перед собой, вернуться в и.п. (3 раз).
2. «Отрываемся от земли». И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполнять одновременно махи руками и прыжки (30 сек.).
3. «Перелетаем с цветка на цветок». Бегать, выполняя махи руками. По сигналу остановиться и присесть на корточки (1 мин.).
4. «Собираем нектар». И.п.: о.с. 1 - наклониться вперед, руки отвести назад; 2 - вернуться в и.п. (3 раз).
Дыхательная гимнастика «где же здесь малина?».
И.п.: о.с. 1 - руки отвести в стороны; 2 - глубокий вдох носом; 3-4 - наклониться вперед, медленный выдох ртом; вернуться в и.п. (2 раз).

Самомассаж. Сбор мелких предметов пальцами ног .
Водные процедуры.

Устали трудиться?
Грустить не годится.
Чтобы взбодриться,
Прохладной водицей
Пора нам умыться!

Закаливание основа здорового существования

Анастасия Максимова
Закаливающие процедуры. Принципы закаливания.

Закаливание .

Здоровый образ жизни – это рациональное питание, занятие спортом, важную роль играет и закаливание .

Закаливание – это научно-обоснованная система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Закаливание – обязательный элемент физического воспитания, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения и бодрости. Закаливание , как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям, использовалось с древних времен.

Закаливание не лечит , а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение.

Медицинских отводов от закаливания нет , только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным людям. Задача медицинского работника состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого человека. Необходимо соблюдать ряд правил : Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года , без перерывов. Постепенное увеличение дозы раздражающего действия. Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма человека. Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой. К специальным закаливающим процедурам относятся закаливания воздухом (воздушные ванны, солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры ) и др. Целебные и закаливающие свойства холодной воды, солнца и воздуха.

Закаливание организма - система процедур , способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Закаливание организма важно начинать в детском возрасте, когда терморегуляция находится в стадии формирования и развиваются механизмы иммунобиологической защиты. Для полноценного закаливания организма необходимо использовать комплекс закаливающих процедур , соблюдая принципы комплексности , постепенности, систематичности и учёта индивидуальных особенностей организма. Комплекс закаливающих процедур состоит из конвекционного (воздушные и солнечно-воздушные ванны) и кондукционного (обтирание, обливание, ножные ванны, купания в открытых водоёмах и контрастные процедуры , например попеременное обливание тёплой и холодной водой с разницей температур от 3°С до 10°С, а также хождение босиком) охлаждения.

Силу раздражителя при закаливании организма увеличивают постепенно. В весенне-летний период, когда закаливание организма происходит "стихийно" в связи с облегчением одежды, купанием в открытых водоёмах, снижение температур воды и воздуха при закаливании можно проводить более интенсивно. Когда закаливание организма проводят в осенне-зимний период, температуру воды и воздуха снижают со значительно большими интервалами. Начинают закаливающие процедуры с воздушных ванн с температуры воздуха от 24°С - для грудных детей и от 18°С до 12°С - для старших школьников и взрослых (при скорости движения воздуха, не превышающей 0,1 м/сек, и относительной влажности в пределах 40-65%). Солнечные ванны начинают с 3-5 мин и постепенно увеличивают до 20-40 мин, в зависимости от возраста. Для общих водных процедур за основу берётся температура кожи в области сердца : у детей до 1 года 35-36°С, у взрослого 31-33°С. Вода такой температуры используется для обтирания; для обливаний - на 1-2°С выше, для ножных ванн - на 1-2°С ниже. Температуру воды постепенно снижают для детей до 3 лет до 26-24°С, для старших до 15-12°С. Для местных водных процедур за основу берётся температура открытых частей тела (около 29-25°С) и постепенно снижается до 12-10°С. На втором году систематических закаливаний можно проводить контрастные процедуры . Хорошей закаливающей процедурой является купание в открытом водоёме.

Закаливание организма не следует проводить больным до полного выздоровления, а также страдающим врождёнными и приобретёнными пороками сердца в стадии декомпенсации, хроническими заболеваниями почек.

Принципы закаливания .

Закаливание – это , прежде всего, умелое использование совершенных, созданных тысячелетней эволюцией физиологических механизмов защиты и адаптации организма. Оно позволяет использовать скрытые возможности организма, мобилизовать в нужный момент защитные силы и тем самым устранить опасное влияние на него неблагоприятных факторов внешней среды.

Приступая к закаливанию , следует придерживаться следующих принципов :

1. Систематичность использования закаливающих процедур .

Закаливание организма должно проводиться систематически, изо дня в день в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего, если пользование закаливающими процедурами будет четко закреплено в режиме дня. Тогда у организма вырабатывается определенная стереотипная реакция на применяемый раздражитель : изменения реакции организма на воздействие холода, развивающиеся в результате повторного охлаждения, закрепляются и сохраняются лишь при строгом режиме повторения охлаждений. Перерывы в закаливании снижают приобретенную организмом устойчивость к температурным воздействиям. В этом случае не происходит быстрой адаптационной ответной реакции. Так, проведение закаливающих процедур в течение 2-3 месяцев, а затем их прекращение приводит к тому, что закаленность организма исчезает через 3-4 недели, а у детей через 5-7 дней.

2. Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.

Закаливание принесет положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающих процедур будут наращиваться постепенно. Не следует начинать закаливание сразу же с обтирания снегом или купания в проруби. Такое закаливание может принести вред здоровью .

3. Последовательность в проведении закаливающих процедур .

Необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами . Начать можно с обтирания, ножных ванн, и уж затем приступить к обливаниям, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температур.

4. Учет индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья.

Закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему. Поэтому прежде чем приступать к приему закаливающих процедур , следует обратиться к врачу. Учитывая возраст и состояние организма, врач поможет правильно подобрать закаливающее средство и посоветует, как его применять, чтобы предупредить нежелательные последствия.

Важным фактором оценки эффективности закаливания является и самоконтроль. При самоконтроле закаливающийся сознательно следует закаливание своим самочувствием и на основании этого может изменять дозировку закаливающих процедур . Самоконтроль проводится с учетом следующих показателей : общее самочувствие, масса тела, пульс, аппетит, сон.

5. Комплексность воздействия природных факторов.

К естественным факторам внешней среды, которые широко применяются для закаливания организма , относятся воздух, вода и солнечное облучение. Выбор закаливающих процедур зависит от ряда объективных условий : времени года, состояния здоровья, климатических и географических условий места жительства.

Средства и методы закаливания

К основным средствам и методам закаливания (по увеличению степени воздействия на организм) относятся :

· Закаливание воздухом ;

· Солнечные ванны;

· Водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание в естественных водоемах, бассейнах или в морской воде);

· Обтирание снегом;

· Хождение босиком;

· Баня или сауна с купанием в холодной воде;

· Моржевание.

Закаливание воздухом .

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей.

Важной и исключительной особенностью воздушных процедур как закаливающего средства является то, что они доступны людям различного возраста и широко могут применяться не только здоровыми людьми, но и страдающими некоторыми заболеваниями. Более того, при ряде заболеваний (неврастения, гипертоническая болезнь, стенокардия) эти процедуры назначаются как лечебное средство.

Указанный вид закаливания надо начинать с выработки привычки к свежему воздуху. Большое значение для укрепления здоровья имеют прогулки. Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения , совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в ней повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина) .

а) Прогулки на воздухе.

Проводятся в любое время года независимо от погоды. Длительность прогулок устанавливается индивидуально для каждого человека в зависимости от состояния его здоровья и возраста. Увеличение времени прогулок должно проводиться постепенно с учетом как перечисленных факторов, так и степени тренированности организма, а также температуры воздуха.

Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями : зимой – катанием на коньках, лыжах, а летом – игрой в мяч и другими подвижными играми.

б) Воздушные ванны.

Подготавливают организм к последующим закаливающим процедурам , например к закаливанию водой .

Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями : постепенным снижением температуры воздуха и увеличением продолжительности процедуры при той же температуре.

Начинать прием воздушных ванн надо в комнате независимо от времени года при температуре не ниже 15-16 С, и только спустя некоторое время можно переходить на открытый воздух. Их принимают в хорошо проветренном помещении. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 3-5 минут (в дальнейшем увеличивая время) . При приеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуется совершать активные движения : гимнастические упражнения, ходьбу, бег на месте.

После соответствующей предварительной подготовки можно перейти к приему воздушных ванн на открытом воздухе. Их нужно принимать в местах , защищенных от прямых солнечных лучей и сильного ветра. Начинать прием воздушных ванн на открытом воздухе надо с индифферентной температурой воздуха, т. е. 20-22 (С. Первая воздушная ванна должна длиться не более 15 минут, каждая последующая должна быть продолжительнее на 10-15 минут.

Холодные ванны могут принимать только закаленные люди . Их продолжительность – не более 1-2 минут, с постепенным увеличением до 8-10 минут.

Прием воздушных ванн на открытом воздухе надо начинать не ранее, чем через 1,5 – 2 часа после еды и заканчивать закаливания 30 минут до приема пищи.

Важным условием эффективности закаливания на открытом воздухе является ношение одежды, соответствующей погодным условиям. Одежда должна допускать свободную циркуляцию воздуха.

Закаливание солнцем .

Солнечные инфракрасные лучи обладают ярко выраженным тепловым действием на организм. Они способствуют образованию дополнительного тепла в организме. В результате этого усиливается деятельность потовых желез и увеличивается испарение влаги с поверхности кожи : происходит расширение подкожных сосудов и возникает гиперемия кожи, усиливается кровоток, а это улучшает кровообращение воздушных ванн всех тканях организма. Инфракрасное облучение усиливает влияние на организм УФ радиации. УФ лучи оказывают преимущественно химическое действие. УФ облучение обладает большим биологическим эффектом : оно способствует образованию в организме витамина D, который оказывает выраженное антирахитическое действие; ускоряет обменные процессы ; под его влиянием образуются высокоактивные продукты белкового обмена – биогенные стимуляторы. УФ лучи способствуют улучшению состава крови, обладают бактерицидным действием, повышая тем самым сопротивляемость организма по отношению к простудным и инфекционным заболеваниям; они оказывают тонизирующее действие практически на все функции организма. Кожа разных людей обладает разной степенью чувствительности к солнечному облучению. Это связано с толщиной рогового слоя, степенью кровоснабжения кожи и способностью её к пигментации.

Солнечные ванны.

Солнечные ванны с целью закаливания следует принимать очень осторожно , иначе вместо пользы они принесут вред (ожоги, тепловой и солнечный удары) . Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и ещё не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату . Лучшее время для загара : в средней полосе – 9-13 и 16-18 часов; на юге – 8-11 и 17-19 часов. Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже 18С. Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3-5 минут, постепенно доводя до часа) . Воздушных ванн время приема солнечных ванн нельзя спать! Голова должна быть прикрыта чем-то вроде панамы, а глаза темными очками.

Закаливание водой .

Мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха. При одинаковой температуре вода нам кажется холодней воздуха. Показателем влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи . Если в начале процедуры она на короткое время бледнеет, а затем краснеет, то это говорит о положительном воздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегуляции справляются с охлаждением. Если же реакция кожи выражена слабо, побледнение и покраснение ее отсутствует – это означает недостаточность воздействия. Надо несколько понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры . Резкое побледнение кожи, чувство сильного холода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении. В этом случае надо уменьшить холодовую нагрузку, повысить температуру воды или сократить время процедуры .

Различают три фазы реакции организма на действие пониженной температуры воды. Первая - повышенный спазм сосудов кожи, при более глубоком охлаждении - и подкожно-жировой клетчатки. Вторая фаза - в связи с адаптацией к низкой температуре воды происходит вазодилатация, кожа становится красной, снижается артериальное давление, активируются тучные клетки и лейкоциты сосудистых депо кожи и подкожной клетчатки с высвобождением биологически активных веществ, в том числе с интерфероноподобными свойствами. Эта фаза характеризуется улучшением самочувствия, увеличением активности. Третья фаза (неблагоприятная) - исчерпываются приспособительные возможности организма, возникает спазм сосудов, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб.

При систематическом использовании водного закаливания первая фаза сокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное, чтобы не наступила третья фаза. Водные процедуры делят на традиционные и нетрадиционные, или интенсивные.

Вода - общепризнанное средство закаливания . Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том , что водные процедуры легко дозировать .

Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды : можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее.

Существует несколько отдельных способов закаливания водой :

а) Обтирание - начальный этап закаливания водой . Это самая нежная из всех водных процедур . Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Ежедневные обтирания повышают иммунитет, способствуют выработке устойчивости организма к простудным заболеваниям. Обтирания могут быть общими и частичными. Они могут выступать в качестве самостоятельной процедуры , а могут сочетаться с другими методами водных процедур , например с душами или обливаниями. Обтирание проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирают сначала верхнюю половину тела (руки, шею, грудь, спину, насухо вытирают ее и растирают сухим полотенцем до красноты, а затем проделывают то же с нижней половиной тела (живот, поясница, нижние конечности) . Конечности растирают от пальцев к телу. Туловище растирают круговыми движениями по направлению к подмышечным и паховым впадинам. Продолжительность процедуры не превышает 4-5 мин, включая растирание тела. Для обтирания применяют вначале прохладную воду (20-24 С, а затем постепенно переходят к холодной (ниже 16 С) .

Для закаливания рекомендуется проводить обтирание по утрам в одно и то же время, после зарядки. При этом необходимо следить, чтобы температура воздуха в помещении, где проводится процедура , была в пределах +18-20 °С. После процедуры рекомендуется надевать теплую одежду.

б) Обливание - следующий этап закаливания . Первоначально вода для обливаний должна иметь температуру +37-38 °С. В конце каждой недели температуру воды снижают на 1 °С. Длительность процедур первоначально составляет 1 мин и постепенно увеличивается до 2-3 мин.

в) Душ – еще более эффективная водная процедура . В начале закаливания температура воды должна быть около +30-32С и продолжительность не более минуты. В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность до 2 мин., включая растирание тела. При хорошей степени закаленности можно принимать контрастный душ , чередуя 2-3 раза воду 35-40С с водой 13-20С на протяжении 3 мин. Регулярный прием указанных водных процедур вызывает чувство свежести, бодрости, повышенной работоспособности. При купании осуществляется комплексное влияние на организм воздуха, воды и солнечных лучей. Начинать купания можно при температуре воды 18-20С и 14-15 С воздуха.

г) Купание. Купаться можно как в бассейне, так и в открытых водоемах (в пруду, озере, реке, море) . При этом на организм воздействует не только температурный, но и механический фактор воды, а при купании в открытом водоеме - еще и солнце и воздух. Кроме того, морская вода благоприятно влияет на организм благодаря богатому набору содержащихся в ней растворенных минеральных солей.

Кроме закаливающего эффекта , купание повышает интенсивность обмена веществ, тренирует сердечнососудистую и нервную системы. Следует обратить внимание на то, что купаться в открытых водоемах не следует при повышенной температуре тела, при острых и инфекционных заболеваниях, при некоторых заболеваниях сердца и сосудов, а также при склонности организма к кровотечениям.

В открытом водоеме закаливание с помощью купания рекомендуется начинать при температуре воды +20-22 °С, воздуха - +23-24 °С. При этом надо соблюдать несложные правила :

1. перед тем как начинать купаться, следует немного погреться на солнце, можно сделать несколько физических упражнений в течение 5-10 мин;

2. самое благоприятное время для купания в открытом водоеме - до 12 ч дня и после 16 ч вечера. При этом необходимо помнить, что нельзя купаться сразу после еды. Лучше это делать через 1-2 ч после приема пищи;

3. входить в воду, особенно прохладную, лучше постепенно, чтобы организм успел привыкнуть к температуре воды;

5. после купания следует обтереться чистым полотенцем. Не рекомендуется обсыхать на воздухе;

6. дети, особенно маленькие, должны купаться обязательно в присутствии взрослых, при этом недопустимо оставлять ребенка одного даже на минуту.

При купании в открытом водоеме следует соблюдать правила безопасности, чтобы предотвратить утопление. В частности, нельзя купаться, тем более нырять в незнакомом месте или в местах, не предназначенных для купания.

д) Моржевание. Это купание в открытом водоеме в зимнее время. По степени воздействия на организм является наиболее сильной процедурой закаливания .

Начинать моржевание можно только после предварительного интенсивного закаливания холодом в течение длительного времени. Перед процедурой необходима консультация врача, так как при купании в воде температурой ниже +5 °С в организме человека происходят значительные затраты энергии, снижается температура тела, увеличивается частота сердечных сокращений и дыхательных движений, повышается кровяное давление. Не рекомендуется начинать моржевание в возрасте после 50 лет.

Начинать процедуру необходимо с нахождения в ледяной воде в течение 20-30 с, затем постепенно увеличивают продолжительность купания до 1 мин. Проводить в воде больше указанного времени не рекомендуется. При этом находиться на холодном воздухе раздетым следует как можно меньше. Зимой можно купаться не чаще 2-3 раз в неделю.

Моржевание нельзя проводить при некоторых заболеваниях сердечно-сосудистой системы и органов дыхания (при гипертонической болезни, атеросклерозе, бронхиальной астме, хронической пневмонии и др., а также детям до 18 лет.