Телесная гимнастика. Занятие с использованием элементов телесно-ориентированной терапии для старших дошкольников и младших школьников

  • 10.01.2024

В последнее время мы не умеем ни работать в паре, ни жить с партнёром. А ведь человек - это лишь...

В последнее время мы не умеем ни работать в паре, ни жить с партнёром. А ведь человек - это лишь «половинка». Он тяготеет к «целому».

Помните такие теории, идущие от Платона? Я бы не спешила их отменять. Теория - верная. Это мы - сбились с пути.

Но всё равно, что-то не верится в то, что человек - это половинка. Всем так хорошо живётся в одиночку и так неуютно - вдвоём...

«Вместе тесно, а врозь скучно»

А это всего лишь очередное базовое личностное нарушение. Неумение отпускать себя в процесс, в данном случае - в процесс общения.

В процессе общения, в процессе контакта, Я растворяется в МЫ.

Мы - образование нестойкое, оно существует только какое-то время, пока длится истинный контакт.

Но мы не можем отпустить себя в процесс, мы боимся утратить своё Я, чтобы поиметь взамен что-то качественно другое, большее и более интересное.

И поэтому мы не знаем истинного партнёрства ... Страдая от этого, мы ищем - кто бы нас научил. А вот...

А вот телесно-ориентированная психотерапия придумала одно великолепное упражнение.

Оно (упражнение) с помощью психотерапевтической метафоры учит нас тому: что такое вообще ОТНОШЕНИЯ.

Как только мы научимся этому упражнению - мы научимся и ладить с партнёрами. В этом и состоит пафос психологии. Всё «вот так просто» (но и сложно одновременно).

Выполнять это упражнение из копилки телесно-ориентированной психотерапии необходимо, особенно если с выстраиванием партнёрских отношений - проблемы и проблемы очевидные. А они очевидные - у большинства.

«ТАНЦУЮЩАЯ ТОЧКА»: Упражнение для коррекции хронически проблемных партнёрских отношений


1. Возьмите себе любого партнёра. (Совсем неважно, кто это). Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Закройте глаза. Можно выполнять упражнение под музыку.

2. Соедините ваши руки таким образом: один палец одного партнёра в одной крохотной точке соприкасается с пальцем второго партнёра.

3. А теперь начните ощущать ТОЧКУ ВАШЕГО КОНТАКТА!

Цель упражнения телесно-ориентированной психотерапии: почувствовать эту точку.

Для этого надо на время забыть себя и стать этой точкой самому. Нужно понять, что точка одновременно принадлежит обоим. И без двоих её нет.

Эта точка - телесная метафора Семьи, Брака, Любви, Флирта - в общем - ОТНОШЕНИЙ.

А теперь вы должны понять, что эта точка живёт по своим собственным законам, что у неё появляются СВОИ ПЛАНЫ, отличные от ваших.

Эта точка поведёт вас двоих в танец, потому что ей захочется самой - танцевать, двигаться.

С закрытыми глазами вы оба представляете себе эту точку как пульсирующий сгусток энергии, как световое пятно в глухой тьме, как лазерную указку, пляшущую свой независимый танец...

Самостоятельное движение точки в этом упражнении обязательно потянет за собой и движение ваших тел. Вот так начнётся Ваш танец - побочный эффект от танца точки.

А теперь запомните следующие вещи:

1. Сколько продлится ваш контакт - никто не берётся предсказать, это и не нужно. У упражнения нет чётких временных рамок. Вы должны ПОЧУВСТВОВАТЬ момент завершения.

2. Это техническое правило данного упражнения является одновременно и высоким «Правилом» из психологии отношений - «Любая истинная близость живёт ровно столько, сколько ей суждено. Не больше. И не меньше».

Понять это - значит разом перестать быть несчастным из-за постоянных «несчастных романов».

Вот так телесно-ориентированная психотерапия с помощью метафор тела учит наш ум, «как ему жить в этой жизни».

Психологи говорят: у этой волшебной танцующей точки - своя жизнь, (внимание!) как и у любого настоящего контакта между двумя людьми!

Есть три нехитрых правила выполнения упражнения телесно-ориентированной психотерапии «Танцующая точка»

«Чего нельзя?» или критерии правильности:

1. Нельзя открывать глаза во время упражнения.

2. Нельзя увеличивать площадь контакта.

3. Нельзя разговаривать во время выполнения упражнения.

Вы не заставляете двигаться эту точку - Вы всего лишь идёте за ней... и всё.

Телесно-ориентированная психотерапия и танцы

Такое упражнение телесно-ориентированной психотерапии может предшествовать любым танцевальным урокам.

Есть люди, которые не могут научиться танцевать классический парный танец - вальс, танго и пр.

Одни настолько не владеют своим телом, что боятся наступить на ноги партнёру.

А другие наступают партнёру на ноги потому что... не умеют чувствовать контакт. Своим телом они худо-бедно владеют, но вот ощутить слияние и единство - это для них непосильная задача, как петь в хоре или под аккомпанемент музыкального инструмента.

Кто в лес, кто по дрова...

Таким людям, прежде чем учиться танцевать (особенно парные танцы) необходимо попрактиковаться в ряде упражнений телесно-ориентированной психотерапии.

Говорят, танго - это драма, в которой в сжатой форме пересказывается жизнь человека, со всеми её страстями.

Можно сказать, что любой танец - это психологическая (телесно-ориентированная) драма, метафора нашей жизни во всех частных её аспектах.

Поэтому умение танцевать всегда свидетельствует о том, что мы умеем и жить . Ведь танец - это метафорическая школа жизни.

Иначе бы танец не сопровождал человечество в его главных ритуалах с незапамятных времён, иначе бы не было религиозного танца, танца ритуального.

Но прежде чем учиться танцевать (а этот навык как и многие другие - утерян, поэтому нам и потребовалась психотерапия в ХХ веке), нам нужно «прогнать» себя через упражнения и техники телесно-ориентированной психотерапии.

Тогда мы поймём душу танца - его истинную пользу и смысл, передаваемый им немой месседж.

И учиться хорошо танцевать закомплексованным танцорам тогда будет легче.

И танец принесёт пользу.

Ведь просто вспотеть от танца или разбудить топотом своих ног соседей, живущих этажом ниже - разве в этом его смысл? опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Психологи утверждают, что с возрастом характер человека отражается на его лице. Например, у людей позитивных, уголки губ будут приподняты вверх, а у тех, кто часто сердится, появятся явные межбровные складки. Примерно по такому же принципу, специалисты по телесно-ориентированной психотерапии (ТОП) утверждают, что психические расстройства и проблемы психологического характера находят отражение в нашем теле. А значит, через работу с телом можно влиять на психику и эмоции. На принципе взаимозависимости тела и души базируется телесная психотерапия.

Суть данного психотерапевтического подхода

Рассмотрим детальнее, что такое телесно-направленная терапия? Основателем телесно-ориентированного подхода в психотерапии стал ученик Фрейда В. Райх. Работая со своими пациентами, он обратил внимание на то, что большинство эмоций отражается в определенных телесных проявлениях, а именно в мышечных зажимах, напряжениях. Постоянное подавление эмоций и чувств приводит к тому, что у человека со временем создается так называемая мышечная броня. Райх утверждал, что в процессе психотерапии проработка телесных блоков позволяет снять напряжение, высвободить застоявшиеся эмоции и исцелить психику пациента.
Он обнаружил опытным путем, что доминантные характерологические черты личности проявляются в позах, жестах, походке и мимике человека. На основании многочисленных наблюдений и анализа поведения пациентов, была выведена система организации телесности и душевной составляющей. Существует целый ряд методов телесно-ориентированной терапии, которые через снятие мышечных блоков, осознание своего тела и эмоциональный контакт с самим собой позволяют лечить психические расстройства.


Цели и задачи

Как же телесный терапевт может помочь своему пациенту решить проблемы психологического характера? Считается, что в теле в течение жизни человека «записываются» все переживания, чувства, психотравмы, ключевые события. Задача применения телесно-ориентированного подхода заключается в том, чтобы “прочитать” в теле все проблемные места, выявить то, что спрятано далеко в подсознании, но негативно влияет на психику. Телесный терапевт старается путем специальных техник проработать блоки в мышцах, помочь пациенту достигнуть состояния глубокого расслабления. Во время сеанса важно отслеживать возникающие образы и переживания, чтобы выразить их и трансформировать. Телесноориентированная терапия позволяет влиять на самовосприятие, эмоциональную сферу и отношения.

Таким образом, основной целью телесно-ориентированного подхода в психотерапии является создание таких условий, при которых подавленные неосознаваемые чувства, а также воспоминания, выходят на сознательный уровень. Это позволяет их пережить повторно и выразить в безопасных условиях. В итоге человек избавляется от психологических блоков, эмоционального напряжения и восстанавливает здоровое состояние психики.

Основные направления

Ключевой особенностью телесной психотерапии является возможность достучаться до бессознательного без разговоров с врачом. Это позволяет обойти сопротивление и контроль интеллекта, поэтому максимальная эффективность психотерапии достигается за небольшое время. Даже если ум пациента защищается, не пускает к внутренним переживаниям, психология тела откроет путь к подсознанию и решению проблем. С помощью телесно-ориентированных техник можно найти связи между соматической сферой, эмоциями, душевными переживаниями и разумом.

Телесная терапия является основой многих психотерапевтических методов, вот некоторые из них:

  • Рольфинг. Метод заключается в применении глубокого массажа, известен еще с 20-х годов прошлого века. Рольфинг-массаж – это целая система глубоких мануальных манипуляций, проработки мышц и связок, направленная на коррекцию тонуса мягких тканей и обучение тела двигаться правильно.
  • Биодинамика. Сочетает в себе элементы аналитической психологии, периодизации развития психики по Фрейду и вегетотерапии. Помогает пациенту прорваться к глубинной сущности человеческой природы, найти себя, осознать свою самость.
  • Розен-метод. Сочетает в себе проработку хронически напряженных областей тела и словесный контакт с пациентом. Отлично помогает в борьбе с хронической усталостью, артритом, стрессом, бессонницей, астмой, головными болями.
  • Биоэнергетический анализ. Этот метод был разработан учеником Рейха, американским психотерапевтом А. Лоуэном в середине прошлого столетия. Основывается на теории движения в теле жизненной энергии. Сегодня наработки биоэнергетики применяют исключительно, как метод нервно-мышечной релаксации.
  • Техники Александера. Это комплекс упражнений, обучающий пациента рациональному использованию мышц тела, без лишнего их напряжения. Телесный терапевт, работая с этим методом, помогает пациенту осознать и скорректировать его телесные привычки (позы, жесты, осанку), помогает научиться сознательно контролировать свое тело.
    Метод Фельденкрайза. Это телесные практики, разработанные на основе способности нервной системы к саморегуляции. Акцент при выполнении этих упражнений ставится на осознании движений и изменений в теле.
  • Биосинтез. Это первый из методов телесной терапии, который был признан Европейской Психотерапевтической Ассоциацией. Основная идея данного метода состоит в том, чтобы гармонизировать состояние основных жизненных потоков энергии.
  • Бодинамическая терапия. Основана на исследовании психомоторного развития. Такой метод телесной психотерапии, как бодинамика, направлен в первую очередь не на разрушение патологических характерологических паттернов, а на пробуждение и мобилизацию внутренних ресурсов.

Области применения

Сфера использования телесно-ориентированного подхода очень широка. Телесный терапевт может понадобиться как для лечения сложных неврозов, психических расстройств, так и для личностного развития, контакта со своим подсознанием в целях познания себя.

Различные средства и методы мышечной релаксации применяются в борьбе с депрессией, стрессом, паническими атаками, тревожными расстройствами, хроническими психосоматическими болезнями, для преодоления психоэмоциональных травм и даже просто для улучшения работоспособности.

Телесные практики помогут не только снять напряжение в мышцах, но и найти причины психологических трудностей. Однако и для соматической психотерапии могут быть противопоказания. Для пациентов с психозами, шизофренией, умственной отсталостью многие телесные методики будут не только непонятны, но даже опасны. Например, техники имагинативной телесно-ориентированной психотерапии, которые основаны на использовании воображения, могут усилить галлюцинаторные проявления. Поэтому пациентам со сложными психическими и соматическими диагнозами обязательно следует консультироваться с лечащим врачом.

Принципы нервно-мышечной релаксации

Основываясь на принципах телесно-ориентированного подхода, в начале прошлого века доктор Э. Джекобсон разработал метод нервно-мышечной релаксации, который позволяет глубоко расслабить все группы мышц. Зачем это нужно? Дело в том, что каждый человек, в силу своей профессии либо бытовых обязанностей, в течение дня постоянно испытывает психологическое и физическое напряжение. А вот полноценно расслабляться не получается даже во время ночного сна. Ведь природная система саморегуляции человеческого организма просто не справляется с постоянными стрессами. В такой ситуации телесно-ориентированный психотерапевт может научить правильно и полноценно расслабляться.

Методика нервно-мышечной релаксации основана на простой физиологии мышц. После сильного напряжения всегда следует автоматическое расслабление. Поэтому, если попеременно сильно напрягать мышцы, и фокусироваться на последующем их расслаблении, это поможет снять и психическое напряжение. Регулярное выполнение упражнений по нервно-мышечной релаксации позволяет повысить устойчивость к стрессу, улучшить концентрацию, справиться со страхом, тревогой, бессонницей, а также нормализовать эмоциональное состояние. Прогрессивная мышечная релаксация будет полезна также при неврозах, депрессии, невротических расстройствах. Если телесный терапевт обучит вас базовым упражнениям, вы сможете потом использовать данные техники самостоятельно для поддержания нормального психофизического состояния.

Упражнения, которые помогут снять напряжение

Конечно, в сложных ситуациях, при серьезных психических проблемах, назначать курс телесно-ориентированной терапии, упражнения по снятию напряжения либо мануальные техники должен только психотерапевт. Однако вы можете освоить простой комплекс для нервно-мышечной релаксации и практиковать его регулярно в домашних условиях, чтобы справиться с напряжением, стрессом и негативными эмоциями.
Тренироваться можно ежедневно, а когда достигнете хорошего уровня мастерства, достаточно выполнять упражнения 2 раза в неделю либо по необходимости. Выбирайте комфортное время дня, когда никто вам не помешает расслабиться. Постарайтесь устранить посторонние шумы, надеть комфортную одежду и принять максимально удобную для вас позу (лежа, полусидя, позу лотоса).

Начинайте дышать медленно через нос. В это время постарайтесь прочувствовать свое тело от кончиков пальцев ног до макушки. Думайте только о дыхании, чтобы посторонние мысли не мешали расслабляться. Через несколько минут выполните три глубоких вдоха с одновременным напряжением всего тела, на выдохе медленно расслабляйтесь.
Затем поочередно напрягайте отдельные группы мышц. Начните с обеих ног, затем переходите к ягодичным мышцам, прессу, грудному отделу, спине, плечам, рукам, лицу. Каждую группу мышц сильно напрягайте по 3 раза на несколько секунд, медленно расслабляя после каждого напряжения. Старайтесь в момент расслабления прочувствовать, как ваши мышцы становятся мягкими, как энергия растекается по телу.
После проработки всех мышц, полежите несколько минут, мысленно пробегаясь по всему телу. Если где-то обнаружите напряжение, проработайте эту область еще раз. Завершая комплекс упражнений, глубоко вдохните, задержите вдох на несколько секунд, напрягая снова все тело целиком, затем медленно расслабьтесь на выдохе. Полежите так несколько минут, ощущая, как ваше тело наполняется спокойствием, как по нему растекается тепло. Почувствуйте, как к вам приходят новые силы. Выходите из позы медленно, постарайтесь какое-то время сохранить спокойное расслабленное состояние.

Цель: Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции.

Упражнение «Броуновское движение»

Уникальность этого упражнения заключается в том, что в течение короткого отрезка времени действительно можно снять излишнее мышечное напряжение, обрести свободу и раскованность движений. Участники становятся в круг и начинают, вначале медленно, а затем во все убыстряющемся темпе двигаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Дойдя до границы круга, они разворачиваются и выполняют движение по обратной траектории.

Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно движение убыстряется и переходит в бег; в работу вовлекаются руки, которые помогают участникам лавировать. На втором этапе упражнения они движутся спиной друг к другу, изредка поворачивая голову для ориентации в пространстве. На третьем - движение по траектории совершается в процессе вращения. На четвертом - все предыдущие задания выполняются с закрытыми глазами.

Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты вперед на уровне груди, и движение с закрытыми глазами осуществляется в малых группах по 3-5 человек. Выбор характера движения определяет ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя ошибки каждого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотичной, неопределенной, постоянно меняющейся обстановке производится в течение нескольких занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано, в первую очередь, на безопасности движения участников группы.

Упражнение «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить - обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

Упражнение «Растем»

Участники находятся в круге. Исходное положение - сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10-20 стадий. После выполнения упражнения полезно сразу же перейти к упражнению «Потянулись - сломались».

Упражнение «Потянулись – сломались»

Исходное положение - стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.

Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше,.. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его!

Медитация

Цель: снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток мыслей;

Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение.

Использование медитативных техник приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой сферой человека.

С точки зрения психологии ведущим моментом этого состояния является временное выключение комплекса психических процессов, составляющих сущность сознания, памяти. При выполнении медитации соблюдаются следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза.

С участниками группы разбираются варианты медитационных упражнений:

class="eliadunit">

Одно из упражнений (по выбору) или все упражнения по группам проделываются 5-10 минут. После выполнения - обсуждение.

Упражнение «Концентрация на счете»

Инструкция :

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

Упражнение «Концентрация на нейтральном предмете»

В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности:

Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие.

Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий.

В течение двух минут запомнить те качества, которые вам больше всего в себе нравятся, и привести примеры каждого из них.

Рефлексия ощущений:

Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо объекте?

На чем легче удерживать внимание - на предмете или звуке?

От чего это зависит?

Какие свойства внимания необходимы для концентрации?

Упражнение «Сосредоточение на эмоциях и настроении»

Инструкция : Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь.

А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в радостном, веселом эмоциональном состоянии. Вспомните радостные события вашей жизни.

Выходим из состояния релаксации.

Рефлексия вашего эмоционального состояния.

· Знакомство с основными направлениями телесно-оринтированной терапии.

· Становление более индивидуализированного восприятия собственного тела.

· Осознавание «проблемных» частей тела и основных паттернов реагирования.

· Работа с базовыми проблемами тела: сверхконтроль (голова), контакты с людьми (плечи, руки), сексуальная сфера (таз), опоры (ноги).

Вводная лекция

Примерный план построения лекции:

Основные принципы телесной терапии

Вегетотерапия В.Райх. Природа возникновения мышечных зажимов

Биоэнергетика А. Лоуэна

Осознавание через движение по М.Фельденкрайзу.

Работа на основном этапе делится на несколько блоков.

Первый блок. Биологическое и социальное тело.

Разминка

Целью разминки является воссоздание атмосферы доверия, расслабления, снятие тревоги и подготовка тела к работе. Очень хорошо для этих целей подходят упражнения разминки из танцевального тренинга.

Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Движения начинается с пальцев рук, включаются кисти, руки до локтя, руки до плеч, стопы, ноги до колен, ноги до бедер, бедра, живот, голова, все тело. При этом можно произносить звук «Б-р-р». Это необходимо, чтобы снять челюстной зажим.

Упражнение «Танец загадка»

Все становятся в круг. Один из участников выходит и пытается имитировать характерные движения кого-либо из присутствующих. Остальные пытаются угадать, кто был загадан.

Вопросы для обсуждения:

Переданы ли специфические особенности телесного выражения?

Удалось ли передавать состояния другого человека?

Что чувствовал я, когда пытался имитировать другого?

Упражнение «Где живут эмоции» (приложение 3). Материалы: лист бумаги А4, простой карандаш, цветные карандаши.

Цель упражнения – понять, как тело отзывается на эмоциональные переживания.

Участников группы просят нарисовать контуры человеческого тела и отметить цветными карандашами, где возникают эмоции (радость, злость, любовь, страх, удивление, отчаяние или жалость, сила)

Тренер подводит итоги обсуждения, напоминая концепцию Райха о телесных зажимах.

Упражнение «Жесты»

Это упражнение состоит из двух частей. А) Цель первой части можно обозначить как осознавание невербальной презентации себя в контакте с другим человеком, когда мы уже организовали контакт, когда мы стремимся к нему и когда мы отказываемся от него. Здесь участники должны научится прислушиваться к своему телу, что ему «нравится», что «не нравится», когда оно напрягается, когда чувствует себя комфортно.

Участникам группы предлагается, прохаживаясь, пытаться вступать в контакт или отказываться от него только невербально. Можно закрыть глаза и поднять руки, развернув их тыльной стороной. Тренер неожиданно останавливает движение и предлагает подумать, кто рядом.

Б) Вторая часть упражнения дает понимание одного из принципов телесной терапии – чем меньше воздействие, тем больший достигается эффект, тем глубже переживание.

Тренер предлагает попытаться с помощью жестов, различных по силе (физической) воздействий выразить любому члену группы участие и симпатию.

Свободное обсуждение.

Упражнение «Работа с границами»

Упражнение помогает понять, где расположены границы «социального тела», а где естественные природные границы человека. Как человек реагирует на нарушение границ «социального тела» с помощью привычных паттернов поведения, и каковы же его истинные реакции.

Предлагается почувствовать свои границы в положении стоя и лежа. Какие возникают желания тела отреагировать на интервенцию. Можно предложить участникам притягивать и отталкивать друг друга, разбившись в пары. Кто применяет силовые приемы, кто манипулятивные, кто легче идет на сближении, кто «защищается» до последнего?

Свободное обсуждение.

Упражнение на расслабление. Контроль дыхания. Выдох с помощью воображения через разные части тела.

Второй блок. Работа с опорами (ноги).

Вступительная беседа тренера о телесном понятии опоры.

Упражнение «Арки»

Это упражнение входит в систему работы биоэнергетических представлений А.Лоуэна.

Методические примечания: следует хорошо разогреть членов группы перед началом упражнения. Разогрев проходит по следующей схеме: нарастание нагрузки – снижение в обратном порядке, точно повторяя схему. Движения не должны быть резкие и силовые.

Схема упражнения:

Прогиб вперед – 15 минут;

Прогиб назад – 15 минут;

Прогиб вперед – 15 минут;

Прогиб назад – 15 минут;

В положении лежа, поднять ноги, не отрывая бедер от пола – 15 минут;

Бег, лежа, плотно прижимая к полу ступни – 15 минут;

Повторяются арки.

Во время выполнения тренер внимательно следит за состоянием участников. Если возникает головокружение, выполнение упражнения прекращается.

В результате может возникнуть глубинное катарсическое переживание вытесненных зажатых эмоций. Этого не следует бояться; по Лоуэну это означает, что произошел прорыв «биоэнергии» в тазовом блоке. Он считал, что тазовый блок или мышечный зажим является основным. После его «размягчения» легче работать с остальными.

Упражнение «Ходьба».

Участникам предлагается ходить, экспериментируя с ходьбой: ходить на носках, на пятках, на внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы. Призывая в помощь воображение, ходить по разным поверхностям (песку, воде, гальке и т.д.)

Разбиться на пары. Походить вместе, наблюдая друг за другом. Свободное обсуждение того, что заметили. Как выражается человеком потребность в опоре? Какими переживаниями это сопровождается?

Упражнение «Я твердо стою на ногах».

В упражнении члены группы экспериментируют с позицией тела, выражающего уверенность, получая обратную связь от других участников группы. Упражнение проводится в кругу. Реакция тела в минуты опасности в разных положениях: стоя, сидя, лежа. Поиск походки уверенного человека. Прогулка по разным почвам и в разных местах с помощью воображения.

Свободное обсуждение своих ощущений.

Упражнение «Колокольчик»

В этом упражнении работа происходит не только с опорами, но и с проблемой установления контакта – работа с базовыми качествами «доверие к себе, доверие к людям». Это состояние выражает словосочетание «Положись на меня».

Участникам предлагается разделиться на тройки. Один из тройки становится боком между двумя другими, стоящими к друг другу лицом. Тот участник, который находится посередине, выбирает в сторону кого из участников ему падать. Остальные должны осторожно поддержать и поставить на место. Тот, кто падает должен сам выбирать, в какую сторону падать.

Подобное этому упражнение «Свеча»

Все участники становятся в круг, доброволец выходит в круг и падает в любую сторону. Остальные поддерживают его.

Для этих целей можно использовать упражнения – падения из разных положений: стоя, со стула, со стола. Эти упражнения на обретение внутренней опоры и доверия.

После выполнения упражнений свободное обсуждение своих ощущений. Его можно сопровождать экспериментами с позициями «Я сильный (ая)», «Я слабый (ая)» Что хочет сделать тело? Каковы внутренние ощущения?

Методические примечания: Ощущение внутренней опоры можно поискать, работая в парах. Понятие «опоры» в телесной терапии широко. Это некое психологическое образование, которое можно определить как обретение уверенности, телесной и душевное конгруэнтности, защищенности. Внутренняя тревога снижается, возникает чувство единения с жизнью и с самим собой. «Опоры» можно использовать в работе с любыми блоками. Такая помощь создает зону безопасности для человека, позволяя ему рисковать в осознавании своих телесных переживаний.

Третий блок. Работа с тазовым поясом.

Вступительная беседа тренера о тазовом зажиме, о взаимодействии духовности и сексуальности.

Упражнение – разминка. «Танец живота»

Разминка тазового пояса; вращение бедрами в одну в другую стороны, ритмичное качание бедрами в разные стороны

Упражнение «Ромашки и матадоры»

Методические примечания «Ромашки» – так условно называются те, у кого таз заблокирован и обездвижен. «Матадоры» – те, кто псевдоагрессивно движется, выдвигая таз вперед; на первый взгляд кажется, что движения их раскованы и свободны, но это не так. Отличительной чертой по – настоящему сексуального человека является обояние. Обояние, как считает А.Лоуэн, это означает, что человек обладает мягким телом, в котором свободно пульсирует энергия и с каждым дыханием движется таз. Поэтому так важно сочетать работу с тазом и контроль дыхания.

Это упражнение помогает определить к какой группе относитесь вы: к «ромашкам» или к «матадорам».

Встаньте перед зеркалом так, чтобы вы могли увидеть спину, когда повернете голову. Поставьте стопы параллельно на расстоянии около 15 см. Выдвиньте таз вперед. Что с вами происходит? Что происходит с телом? Походите в этой позе. Привычно ли вам так ходить? Медленно отставьте таз. Что с вами происходит? Какая поза привычней?

Согните слегка колени. Расслабьте таз. Проверьте, расслаблен ли он, слегка подвигайте бедрами. Легко таз перемещается? Дышите глубоко и свободно, чтобы дыхание доходило до глубин таза. Ощущаете ли вы движение дыхательной волны в области таза? Возникает ли при этом беспокойство? Или какое –то другое ощущение? Как бы вы его описали?

Упражнение «Улитка»

Упражнение выполняется следующим образом. Из положения лежа, при поддержке (опоре, которую может обеспечивать или тренер или любой участник группы) медленно поднимать таз и держать его в таком положении 15 минут (желательно, но можно и столько сколько выдерживаешь, пока не почувствуешь дрожь, мурашки и т.п.)

Поднимать таз нужно не прогибая спины, т.е. чуть чуть оторвать от пола.

Свободное обсуждение после выполнения упражнения. Вопросы «Что произошло с телом?», «Появились ли новые ощущения?»

Методические пояснения. Как считают теоретики телесной терапии мышечный зажим в бедрах и тазу удерживает там сексуальную энергию. С точки зрения психологии телесности эта энергия не просто стремление пола к противоположному полу, а энергия жизни вообще, которая определяет нашу духовную наполненность и интерес к жизни. Когда ее циркуляция ограничена тазовой частью тела, и человек не может испытывать истинные пиковые переживания, в том числе и любовь.

Четвертый блок. Работа с руками. Контакты.

Вступительная беседа тренера о телесном смысле плечевого зажима. Руки как инструмент осуществления контакта.

Упражнение «Сиамские близнецы»

Обычно это упражнение выполняется так, что одна рука связывается с рукой напарника, вторая при этом остается свободной. Здесь упражнение выполняется следующим образом; участники делятся на пары, садятся спиной друг к другу, максимально соприкасаясь друг с другом, берутся за руки в таком положении и под музыку, не договариваясь, исполняют танец руками.

Свободное обсуждение после выполнения упражнения. Вопросы «Как ты себя чувствовал? Какие переживания сопровождали совместную работу?» «Ты руководил процессом или подчинялся?» «Испытал ли кто-нибудь удовольствие?»

Методические пояснения . С помощью этого упражнения можно отследить как человек устанавливает баланс в отношения. Что ему легче: подчиняться или управлять? Способен ли он на сотрудничество? Желательно выполнять это упражнение с несколькими партнерами. Пронаблюдать: всегда ли я веду, могу ли подчиняться устанавливать баланс своего давления и сопротивляться давлению партнера.

Упражнение «Перетягивание»

Участники делятся на пары. Берут друг друга за правые руки, левые руки остаются свободными. Один из них пробует перетянуть другого на свою, используя только контакт глаз. Можно проводить упражнение в другом варианте. Участники в парах становятся друг против друга. Нужно невербально попросить партнера уйти с дороги.

Методические пояснения. Упражнение называется «Перетягивание» условно. Силовое перетягивание – это лишь один из способов действия. Задача этого упражнения определить свои способы установления контакта и его осуществления, расширить репертуар поведенческих реакций, поискать новые невербальные способы установления контакта.

Свободное обсуждение упражнения и результатов его выполнения.

Упражнение «Марионетки»

Упражнение проводится в парах. Один партнер изображает марионетку, другой- кукловода. Марионетка «висит на гвозде». Затем ее ведут за руку, за плечо, за «холку», изобретаются разные варианты. По знаку тренера партнеры меняются ролями.

Свободное обсуждение.

Упражнение «Допрос»

Участники работают в парах. Разрешается задавать любые вопросы. Задача - вызвать напряжение.

Обсуждение упражнения. Его задача выяснить, в какой части тел возникло напряжение и почему. Какие вопросы вызывали напряжение, а какие – нет.

В этом блоке тренинга можно повторить все упражнения на качание и падения. (См. выше).

Методические пояснения. Руки - это телесное выражение не только дружеских чувств и любви, но и таких эмоций как гнев. Лоуэн предлагал ряд упражнений для работы с агрессией и аутоагрессией.

Упражнение «Работа с аутоагрессией»

Упражнение, на первый взгляд простое, выполняется следующим образом. Ноги хорошо плотно прижаты к полу. Участникам дается задание поискать в себе точку опоры. После, встать прямо и медленно на вдох поднимть руки, на выдох опускать. Время выполнения – 15 минут. Затем, имитируя с помощью теннисной ракетки игру в теннис, вкладывая предельную силу в удар, работать до ощущения усталости и даже бессилия. Можно действия сопровождать словами «Я тебе покажу» и т.п.

Методические пояснения. Важной частью упражнения является его первая часть. Важно внимательно проследить за ощущением в руках. Держать руки вверху необходимо несколько фаз вдоха и выдоха, пока не почувствуется дрожь в плечах или приливы тепла. По Лоуэну это помогает распрямиться «сломленному духу». Пока «дух сломлен» человек носит в себе гнев. Отреагирование гнева не есть цель терапии, ее целью является возвращение телу грации, которая не может проявиться в напряженном, жестком теле.

Четвертый блок. Сверхконтроль (голова).

Разминка. Все участники становятся в круг и проделывают 2-3 цикла дыхания. Воздух из легких выпускается вместе с голосом, начиная с самого низкого тона до самого высокого. Проделывается несколько раз.

Упражнение «Поиск центра тела».

Упражнение «Театр прикосновений»

Участники делятся на пары. Один находится в пассивной позиции (прикасаются к нему), он наблюдает за собой и своими ощущениями. Второй – в активной позиции (он прикасается). Его задача переиграть «сверхконтроль». Прикосновения начинаются с легкого касания кончиками пальцев, затем косточками и не имеют никакой определенной структуры.

Свободное обсуждение своих ощущений. Когда перестал контролировать прикосновения и почувствовал удовольствие или спокойствие? Было ли это?

Упражнение «Работа с глазами»

Проделать полное вращательное движение зрачком, но не быстро и стараясь вращать зрачок по предельному радиусу. Сделать максимальный крест глазами. Пронаблюдать за тем, что происходит в душе, меняется ли состояние?

Упражнение для нижней челюсти.

Положить руку на подбородок. Нижней челюстью делать движения как - будто отталкиваешь руку. Следить за дыханием. Дыхание должно быть полным и активным.

Лечь на коврик. Активизировать дыхание. На выдохе произносить любой звук. Откуда идет звук? Из какой части тела?

Методические пояснения. Посредством голоса мы взаимодействуем со средой. Это наш способ выражения. Поэтому, если нарушены контакты, то происходят изменения и в голосе. Очень важно, восстановить природный голос. В процессе работы над голосом тренер постоянно контролирует этот процесс и помогает участнику, создавая психологически удобные для него опоры.

Упражнение «Невесомость»

Участники делятся на группы из 6 человек. Один из группы ложится на коврик. Остальные распределяются следующим образом: двое – работают с его ногами, двое – с руками и один с головой. Их задача осуществлять не скоординированные вращательные движения головой, руками и ногами. Это упражнение позволяет человеку почти полностью «отключить сверхконтроль». Если это удается, человек почувствует хорошее расслабление и удовольствие, сдерживаемая зажимами энергия освобождается и возникает состояние радости в сочетании усилившейся работоспособностью, что соответствует выражению «готов горы свернуть».

Свободное обсуждение результатов упражнения.

Телесно-ориентированная психотерапия - психотерапевтическое направление, которое заключается в устранении зажимов в теле на фоне подавленных эмоций и проблем. Основателем этого направления можно считать психоаналитики Вильгельма Райха. Существует большое количество последователей этого метода, каждый из которых использует свои упражнения для достижения эффекта. Телесное ориентирование используется для лечения детей, взрослых и беременных женщин.

Описание направления

Телесно-ориентированная психотерапия - метод в психологии, который заключается в работе с психологическими проблемами и нарушениями психики путем телесного контакта с применением специальных техник, устраняющих блоки и зажимы в теле. Посредством телесного ориентирования происходит осознавание своего тела и эмоциональное отреагирование, т. е. высвобождение эмоций, которые человек держал в себе. После этого проводится анализ, посредством которого выясняется, какие психологические изменения произошли, закрепляется результат, и человек ощущает прилив энергии и активности в жизни.

Широкую известность телесная терапия получила благодаря работам австрийского психоаналитика Вильгельма Райха, который считал, что защитные формы поведения («характерный панцирь») проявляются в напряжении мышц, образующее «мышечный панцирь». Он считал, что каждое проявление характера имеет соответствующую позу. Характер человека выражается в теле в виде зажимов и рассматривается в качестве защитного панциря, который сдерживает инстинктивные сексуальные и агрессивные проявления.

Основная цель этого метода заключается в формировании подходящих условий, в которых подавленные в бессознательное чувства, эмоции и воспоминания трансформируются (переносятся) в сознательный уровень. Именно в сознании можно их снова прожить и выразить в безопасных условиях. Отличие телесно-ориентированной терапии от других видов психотерапии заключается в доступе к бессознательному уровню без вербального общения, т. е. в этом методе беседа терапевта с пациентом сведена к минимуму.

Этот метод применяется в нескольких случаях:

  • длительные стрессовые ситуации и конфликты;
  • усталость, апатия;
  • внутренняя зажатость;
  • панические атаки;
  • разрыв отношений, смерть близких людей.

Основа этого метода заключается в применении контакта терапевта с телом пациента на основе мнения о том, что травмирующие воспоминания и подавленные эмоции фиксируются в теле из-за работы физиологических механизмов психологической защиты. Во время контакта терапевт помогает клиенту перейти от телесных ощущений к эмоциональным переживаниям. Это позволяет осознать историю их возникновения, вернуться к тому времени, когда они впервые возникли, чтобы пережить их заново и освободиться от них («катарсис» - очищение). Благодаря этому у человека возникает более прочный контакт с реальностью.

Техники

В настоящее время выделяют большое количество техник телесно-ориентированной психотерапии. Они созданы в разные годы и являются эффективными как в работе со взрослыми, так и с детьми. Телесно-ориентированную терапию практикует В. В. Волков, врач-психотерапевт и кандидат медицинских наук (Тольятти, Самара, Сызрань).

К техникам телесно-ориентированной психотерапии относится:

  • аутотренинг;
  • релаксация;
  • ребефинг;
  • холотропное дыхание;
  • хакоми;
  • метод Томатиса;
  • вегетативная терапия;
  • танатотерапия;
  • метод Фельденкрайза;
  • биосинтез Боаделлы.

Самовнушение (аутотренинг)

Этот метод основан фармацевтом из Франции Эмилем Куэ. Сотрудник аптеки наблюдал длительное время за клиентами и пришел к мнению, что больной, который безучастен к тому, что с ним происходит, выздоравливает медленнее. Куэ предложил клиентам, чтобы когда они принимали лекарства, произносили фразу: «С каждым днем мне становится все легче».

Эффект этого метода был заметен сразу: пациенты переставали чувствовать боль и недомогание, но на самом деле они принимали таблетки глюкозы. В дальнейшем были разработаны специальные техники аутотренинга, которые используются в настоящее время для избавления человека от негативных эмоциональных состояний и формирования устойчивости к стрессам. Аутогенная тренировка активно применяется людьми, страдающими неврозами и психосоматическими расстройствами.

Релаксация

Метод релаксации был разработан в XX веке физиологом из Америки Эдмундом Джейкобсоном (Якобсоном). В дальнейшем это направление получило название «прогрессирующая релаксация». Основа этого принципа заключается в снятии и снижении мышечного напряжения.

Для этого клиентам предлагается поочередно напрягать и расслаблять различные группы мышц. В процессе выполнения этого метода тренируемая мышца утомляется. После ослабления напряжения становится более расслабленной, чем до начала выполнения упражнения.

Ребефинг и холотропное дыхание

Термин «ребефинг» с английского языка означает «рождение заново». Эту методику разработал в 1970 году Леонард Орр и заложил в основу технику «связного дыхания», при котором между вдохом и выдохом нет паузы. Основная цель этого метода заключается в расслаблении тела, избавления от негативных переживаний, получении активности, радости и наслаждения от этого.

Основателем метода холотропного дыхания считается американский психиатр Станислав Гроф. Этот метод заключается в интенсивном дыхании, которое приводит к гипервентиляции легких с помощью выполнения специальных упражнений под музыку. Холотропное дыхание применяют в основном на групповых занятиях, где участники разделяются на пары и выступают по очереди в роли дышащего и так называемого «наблюдателя».

В процессе терапии они рисуют мандалы (схематическое изображение, которое используется в буддийских и индуистких практиках), где изображают свои переживания. После выполнения упражнений клиенты рассказывают в своих группах о погружении в бессознательное. В России холотропное дыхание практикуют всего лишь несколько специалистов.

Хакоми-метод

Основателем хакоми-метода считается психотерапевт Рон Курц. Схема работы заключается в том, что сначала между клиентом и терапевтом устанавливаются доверительные отношения, после этого терапевт помогает пациенту войти в состояние осознанности. В этом состоянии терапевт создает и использует для дальнейшей работы вызванные переживания прошлого.

Когда клиент готов к проработке проблем, он дает знак и терапевт оказывает на него внешнее воздействие, т. е. прикасается, высказывается, воздействует с помощью света или просит выполнить то или иное движение. Если человек не сдерживает свои реакции, то он освобождается от негативных переживаний. Этот метод используется как в групповой, так и в индивидуальной психотерапии.

Метод Томатиса

Этот метод открыт в 1960 году отоларингологом Альфредом Томатисом. Благодаря проведенным исследованиям он смог доказать, что ухо и его способность слушать играет большую роль в функционировании организма как системы, включая мышление, внимание, воображение, память и поведение. Также он выяснил, что прослушивание звуков на частоте от 5000 до 8000 Гц активизирует мозговую деятельность и улучшает память.

Метод Томатиса эффективен при нарушениях концентрации внимания, расстройствах речи у детей, а также при депрессиях у взрослых. Он активно применяется для развития интеллекта, улучшения эмоционального состояния и подходит беременным женщинам для психоречевого развития в утробе матери. Эта методика заключается в следующем. Пациент надевает беспроводные наушники, в которых звучит специальная музыка (Моцарт или григорианский хор).

Звук попадает на барабанную перепонку, потом проходит по верхней кости черепа и происходит сокращение и расслабление стремечка и молоточка. Эти колебания приводят в движение улитку и вестибулярную мембрану, где происходит переработка звука в электрический сигнал и осуществляется передача его в слуховой центр мозга. В процессе прослушивания музыкальных композиций клиент делает все, что ему хочется (рисует, играет и т. д.). Длительность сеанса составляет два часа. Перед применением метода нужно обратиться за консультацией, т. к. имеются противопоказания: эпилепсия, простуда, отит, опухоли, инфекции, заболевания сердечно-сосудистой системы.

Строение слухового анализатора

Вегетотерапия

Метод вегетативной терапии основал Вильгельм Райх. Он первым обратил внимание на то, что подавленная эмоция влияет на формирование мышечного зажима. На основании своих исследований он пришел к выводу о том, чтобы «распустить» свой мышечный панцирь необходимо использовать дыхательные техники, физическое воздействие на мышечные зажимы (пощипывание, давление и др.), а также обнаружение и работа с психологическими блоками. Проводится работа с семью сегментами:

  • глазной;
  • оральный;
  • шейный;
  • грудной;
  • диафрагма;
  • брюшной;
  • тазовый.

Для избавления от глазного зажима рекомендуется широко открывать глаза, вращать ими до ощущения напряжения и расслаблять их. В этой зоне находятся зажимы, которые связаны с агрессией и страхами перед враждебностью со стороны окружающих людей. В оральной и шейной зоне располагаются плач, крик и гнев. Для избавления от этого следует кричать, визжать, пытаться плакать.

В грудном сегменте располагаются зажимы, связанные со смехом, плачем и страстью. Рекомендуется проводить дыхательную гимнастику для избавления от этого. В диафрагме располагается сдерживание гнева. Применяется дыхательная гимнастика и имитация рвотного рефлекса.

В брюшном находятся блоки злости, страха нападения и неприязни. Для избавления от этого используется дыхательная гимнастика. В тазовом сегменте находятся зажимы возбуждения, гнева и сексуального удовольствия. Необходимо выполнять круговые движения тазом, движения ногами, приподнимание тела и резкое опускание с ударом ягодиц о твердую поверхность.


Танатотерапия

Этот метод разработан в 1980 году психотерапевтом Владимиром Баскаковым. Этот психолог рассматривает смерть (инстинкт «танатос») в качестве состояния полного расслабления и покоя. В этом методе используется четыре основных приема:

  • «театр прикосновений»;
  • «телесная гомеопатия»;
  • «телесная магия»;
  • «последовательность предъявляемых опор».

Первая техника заключается в том, что клиент лежит на спине, а терапевт воздействует на тело различными способами контактов: касается кончиками пальцев по различным точкам тела, надавливает всей ладонью или кулаком и др. Телесная гомеопатия характеризуется тем, что терапевт поднимает кисть пациента (или другую конечность) и подводит под нее свою ладонь. Затем необходимо медленно поворачивать ладонь внутрь или наружу.

Третья техника заключается в том, что терапевт подсаживается к одной из конечностей пациента, берет ее в руки и начинает вытягивать. Когда терапевт до максимума растянул конечность, необходимо сделать паузу и постепенно возвращать в исходное положение. После этого можно переходить к последней технике, согласно которой нужно подвести ладонь к лежащей кисти пациента и плавно поднимать ее от пола, затем то же самое повторяют с другими конечностями. Этим методом работают при страхе смерти, избытке контроля, нарушении социальных контактов и сексуальных проблемах.

Метод Фельденкрайза и биосинтез Боаделлы

Первая из этих техник создана в 1930 году и заключается в овладении собственным телом. Пациенту не показывают определенные движения, а убирают те, которые ему не подходят. Для создания гармонии между телом и психоэмоциональным состоянием нужно двигаться с комфортом.

Дэвид Боаделла основал технику биосинтеза в 1970 году, в которой используется массаж и специальные двигательные упражнения. Благодаря этому происходит осознание человеком своего внутреннего мира. Когда человек сохраняет гармонию в своем организме, он таким образом поддерживает психическое и физическое здоровья.