Ревматизм у детей, заболевание ревматизмом. Лечебная физическая культура при ревматизме у детей Упражнения при ревматизме

  • 06.04.2024

Для людей, страдающих ревматизмом, словосочетание «лечебная физкультура» прозвучит как издевательство. Какая может быть физкультура, если порой любое движение доставляет боль. И тем не менее лечебная физкультура при ревматизме активно применяется, лечебную физическую культуру назначают в активной фазе ревматизма при стихании острых явлений заболевания. Методика занятий чем-то схожа с методикой, применяемой при инфаркте миокарда.

При строгом постельном режиме применяют активные движения в дистальных суставах конечностей, пассивные упражнения, а также массаж. По мере расширения двигательного режима в занятия постепенно включают более трудные упражнения, для более крупных групп мышц. Движения, вызывающие боль в воспаленных суставах, выполняют с неполной амплитудой. Лечебную физкультуру при ревматизме назначает лечащий врач, а методику занятий определяет врач-специалист по лечебной физкультуре. Не рекомендуется самостоятельно начинать занятия -- это может привести к ухудшению состояния. Строго должна соблюдаться методика занятий, назначенная врачом, поэтому мы не приводим конкретные упражнения. Но невозможно оставить без внимания физическую составляющую лечебных процедур при ревматизме, поэтому мы предлагаем вам комплекс утренней тибетской гимнастики. Его выполнение доступно практически в любом состоянии, так как все упражнения выполняются, не вставая с кровати. Эти упражнения воздействуют на сердечно-сосудистую и центральную нервную систему, а также на работу желез внутренней секреции.

После гимнастики выпейте стакан воды с ложкой меда глотками, настоянной с вечера.

Итак, в комплекс входят всего 10 упражнений:

  • 1. Массаж ушных раковин: лежа в кровати на спине, положите большие пальцы за уши и зажатыми ладонями проводите сверху вниз 30 раз так, чтобы указательные пальцы двигались по ушным раковинам. Полностью сосредоточьтесь на выполняемых действиях, глаза закройте.
  • 2. Массаж лба: ладонь правой руки положите на лоб, левую -- на правую и двигайте по лобовой части вправо-влево по 20 раз так, чтобы мизинцы двигались над бровью. С помощью этого упражнения можно избавиться от головной боли.
  • 3. Массаж глаз: тыльной стороной больших согнутых пальцев массируйте глазные яблоки -- 15 раз. Это упражнение помимо общеоздоровительного эффекта улучшает зрение и успокаивает нервную систему.
  • 4. Массаж щитовидной железы: согнутыми ладонями рук мягко массируйте щитовидную железу сверху вниз, обнимая железу, 30 раз. Это упражнение улучшает регуляцию всех обменных процессов в организме и работу внутренних органов.
  • 5. Массаж живота: правую ладонь положите на левую и делайте круговые движения 20-30 раз, но так, чтобы живот перемещался то вверх, то вниз, что достигается поворотом ладони.
  • 6. Втягивания живота: лежа на спине, сильно втягивайте живот к позвоночнику, а затем выпучивайте -- 20 раз. Это упражнение полезно проделывать несколько раз в течение дня. Оно благотворно влияет на работу печени, а попутно помогает избавиться от лишнего жира в области живота.
  • 7. Сгибание ног: лежа на спине, поочередно сгибайте ноги в коленных суставах и плотно подтягивайте каждую ногу к груди так, чтобы массажу подвергались все внутренние органы. Повторите по 15 раз с каждой ногой. Упражнение улучшает работу всех внутренних органов.
  • 8. Массаж стоп: сидя на кровати, спустите ноги на пол, левую положите на правую, ладонью правой руки массируйте выемку стопы -- 20 раз, затем поменяйте ноги и массируйте выемку другой ноги, тоже 20 раз. Это самое эффективное упражнение для лечения ревматизма и регулирования работы сердца.
  • 9. Массаж затылка: сидя на кровати, сцепите руки в замок, положите их на затылок и массируйте его в обе стороны по 10 раз. Это упражнение улучшает кровообращение и движение спинномозговой жидкости.
  • 10. Последнее - энергетическое упражнение: сидя, положите ладони на уши, плотно прижмите и кончиками пальцев обеих рук поочередно ударяйте по затылку, всего сделайте 25-30 ударов. Такие движения возбуждают кору головного мозга, избавляют от головной боли.

На протяжении многих десятилетий существовало убеждение, что больным в активной фазе ревматизма следует 3--4 месяца лежать в постели, резко ограничить движения. Однако в последнее время выяснилось, что злоупотребление покоем расслабляет больного, снижает нервно-мышечный тонус, замедляет процессы восстановления. Известно и другое: если больной слишком активен, не лежит в постели, а тем более много ходит, у него наступает резкое ухудшение самочувствия. Поэтому двигаться надо, но в меру, а ее определяет врач.

Наблюдения и исследования показали, что дозированные физические упражнения с постепенно возрастающей нагрузкой, с обязательным включением дыхательных упражнений улучшают кровообращение, создают оптимальные условия для работы сердца.

Поэтому в стационарах больные активной фазой ревматизма под руководством методиста делают в постели медленные, осторожные движения руками, ногами, поворачиваются на бок. Со временем больной обретает навыки перехода из горизонтального положения в положение сидя (подкладывает руки под поясницу, делает вдох и с помощью рук садится во время выдоха). Через 4--5 недель пациента обучают комплексу упражнений, которые рекомендуется делать и после выписки домой. Все они, за исключением восьмого упражнения, выполняются сидя.

Занятия лечебной физкультурой проводятся только в медленном и среднем темпе. Число повторений каждого упражнения -- 4--6 раз. После каждых трех упражнений надо отдохнуть--сделать 3--4 вдоха и выдоха. Продолжительность занятий 15--20 минут.

Через 2--3 недели нагрузку повышают, увеличивая число повторений каждого упражнения, и делают их не сидя, а стоя. Продолжительность занятий доводят до 30 минут.

Если нет одышки и частота пульса увеличивается по сравнению с исходной не более чем на 10--15 ударов в минуту, то через два месяца, посоветовавшись с врачом, можно переходить к комплексам с большей нагрузкой.

Однако в течение года после перенесенной атаки ревматизма спортом заниматься не рекомендуется. Дети в школе, а студенты в вузе освобождаются от физкультуры на 6-8 месяцев. Затем, если у них не развился порок сердца, они занимаются в III группе--с ограничением физической нагрузки. Спустя два года, когда врач убедится, что состояние пациента хорошее и порок сердца не сформировался, можно заниматься во II подготовительной группе. Тех, кто хорошо переносит физические нагрузки, еще через год переводят в основную группу. Они уже могут заниматься некоторыми видами спорта.

Тем больным, у которых развилась недостаточность митрального клапана сердца, следует подходить к физическим нагрузкам с особой осторожностью. Им доступны занятия физкультурой только в III группе.

Больным, у которых развился митральный порок, сопровождающийся стенозом (сужением отверстия) с одновременным поражением клапанов аорты, рекомендуются комплексы лечебной физкультуры, специально составленные врачом и методистом по лечебной физкультуре. Они подбираются в зависимости от особенностей течения- ревматического процесса у пациента и переносимости им физической нагрузки.

Правильно и своевременно начатая физическая тренировка, соответствующая возможностям организма, способствует более быстрому выздоровлению и приспособлению сердца к физическим нагрузкам.

  • 1. Руки на коленях, ноги на ширине плеч, развести руки в стороны--вдох, опустить их на колени--выдох.
  • 2. Ноги вместе, поочередно сгибать и разгибать ноги в коленном суставе (скольжение). Дыхание произвольное.
  • 3. Ноги вместе, согнуты в коленях, руки на поясе, поочередное разгибание ног в коленном суставе. Дыхание произвольное.
  • 4. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, развести руки в стороны--вдох, опустить в исходное положение--выдох.
  • 5. Ноги вместе, руки на коленях, развести руки в стороны--вдох, подтянуть колено к животу--выдох. То же другой ногой.
  • 6. Ноги на ширине плеч, руки согнуты перед грудью, повернуть туловище влево, одновременно разгибая левую руку--вдох. Вернуться в исходное положение--выдох; то же повторить в правую сторону.
  • 7. Опереться руками сзади о сиденье стула, ноги вместе, выпрямлены. Поочередно отвести скольжением в стороны прямую то правую, то левую ногу. Дыхание произвольное.
  • 8. Ходьба в течение 1--2 минут.
  • 9. Сесть на стул, ладони на коленях, сгибать и разгибать пальцы рук. Дыхание произвольное.
  • 10. В том же положении сгибать и разгибать стопы. Дыхание произвольное.

Ревматизм , поражая сердце и суставы, приводит к деформации суставов. 2-3% школьников страдают этим заболеванием. По данным ВОЗ, причиной смерти людей в возрасте до 35 лет в 3,5% случаев являются приобретенные пороки сердца.
Ревматизм относится к системным воспалительным инфекционно-аллергическим заболеваниям с морфологическими изменениями в суставах. Возбудителем болезни считается бета-гемолитический стрептококк группы А. Заболевание возникает через 1-2 недели после перенесения носоглоточной инфекции или переохлаждения. При аллергических воздействиях происходят изменения в соединительных тканях, прежде всего в тканях ОДА (хрящи, мышцы, связки). Изменения происходят не только локальные (в суставах), страдают обменные процессы во всех системах, снижается иммунитет.
Наиболее характерное проявление заболевания - поражение сердца (ревмокардит, эндокардит, миокардиосклероз) и других органов и систем. В ряде случаев развивается острый полиартрит - воспаление суставов; ревматический плеврит; при поражении мозга - энцефалит, менинго-энцефалит, церебральные васкулиты; возможны поражения нервной системы - хорея; поражение почек - нефрит; поражение кожи, глаз и др.
У детей при этом заболевании преимущественно поражается сердце, то есть возникают приобретенные пороки сердца. Выражается это в первую очередь в ограничении его сократительной функции, что ведет к расширению границ сердца, недостаточности митрального клапана из-за потери фиброзным кольцом клапанного аппарата упругой опоры и ослабления натяжения сухожильных нитей. При прослушивании сердца слышен систолический шум, имеет место тахикардия, снижение АД. Изменения на ЭКГ указывают на гипертрофию миокарда. Больные жалуются на сильную боль в суставах, их припухлость и покраснение. Обычно суставный синдром проходит в течение нескольких дней, позже возможны преходящие боли в суставах.
В активной фазе ревматизма дети впадают в угнетенное состояние, утрачивают жизнерадостность, быстро утомляются. При хорее (поражении подкорковых узлов головного мозга) могут возникнуть двигательные и психические расстройства.
Первый этап реабилитации - клинический. Исходя из особенностей ревматического процесса, в больнице должны быть решены следующие задачи:
1) ликвидация инфекционного источника заболевания;
2) компенсация развивающейся недостаточности кровообращения, а в дальнейшем улучшение функции сердечно-сосудистой системы, адаптация к двигательному режиму в соответствии с характером и активностью процесса;
3) уменьшение и ликвидация воспалительных процессов в тканях ОДА;
4) предупреждение формирования клапанного порока;
5) нормализация нервно-психической сферы.
Реабилитация детей , больных ревматизмом, на всех этапах проводится комплексно, с учетом возраста, остроты и тяжести процесса, характера клинических проявлений и степени поражения сердца.
В лечебно-охранительном двигательном режиме сочетаются строго дозируемые покой и движение, плавный переход от покоя к нагрузкам палатного и общего режимов в соответствии с увеличивающимися приспособительными возможностями сердечно-сосудистой системы больного.
Строгий постельный режим назначается в активной фазе ревматизма при наличии у ребенка интоксикации, высокой температуры, болей в суставах, значительных изменениях со стороны сердца, при явлениях недостаточности кровообращения в покое или при незначительных нагрузках. В этом режиме соблюдается полный физический и психический покой, способствующий компенсации сердечной недостаточности.
Когда нормализуется температура и исчезнут боли в суставах, ребенку разрешается играть в кровати (лепка, рисование и пр.), рекомендуются прогулки на каталке. Такой режим устанавливается на 3-4 недели.
Полупостельный режим вводится при стихании острых проявлений активной фазы ревматизма, ребенку разрешается вставать.
При палатном режиме ребенок обслуживает себя в пределах палаты, обедает в столовой, посещает туалет. Разрешены прогулки, игры средней интенсивности.
Общий режим предусматривает полное самообслуживание, прогулки с играми, закаливание.
Фармакологическая реабилитация : антибиотики по схеме, салицилаты, анальгин или амидопирин, нестероидные препараты (индометацин) и др. В активной фазе ревматизма применяют гормональные препараты, витамины, поливитаминные комплексы. Если ребенку вводят стероиды, то дают соли калия, ограничивая соли натрия. Сердечные препараты назначают при явлениях сердечной недостаточности.
При постельном режиме делают общий массаж , исключая ударные приемы, ЛФК - 5-8 мин для малых мышечных групп, пассивные упражнения для средних мышечных групп. Упражнения выполняются в медленном темпе и включают дыхательные упражнения.
ЛФК способствует улучшению обменных процессов в сердечной мышце, активизации кровообращения, уменьшает кислородное голодание, ликвидирует застойные явления, усиливает действия медикаментозных средств. ЛФК - это еще и профилактика гиподинамии (гипокинезии). При постепенном расширении двигательного режима увеличивается продолжительность занятий, темп и ритм выполнения упражнений, меняются исходные положения. Используют упражнения на расслабление, дыхательные упражнения. Во время выполнения дыхательных упражнений ребенка следует научить правильному дыханию, добиваясь восстановления его нормального ритма и глубины, сочетания фаз дыхательного цикла с движениями.
Формы ЛФК для больных ревматизмом : групповые, малогрупповые, утренняя гимнастика, подвижные игры, трудотерапия.
Физиотерапия и гидробальнеотерапия : ультрафиолетовое облучение (УФО) местно или по сегментарной методике. Электрофорез кальция, серы, хлорида калия и др. Если отмечены нарушения сна, то назначают электрофорез с бромом, электросон. Локально ОКУФ горла (миндалин), стоп.
Психотерапия
Психолог проводит занятия, направленные на восстановление психики больного ребенка, обучает аутогенной тренировке. Занятия проводятся в сопровождении музыки, цветомузыки. Большое значение имеет обстановка в семье и в школе.
Диетотерапия
Ребенку жизненно необходимы белки, жиры, углеводы, витамины. В пище должно быть достаточно солей, витаминов и микроэлементов (калия, кальция, магния, марганца и др.) за счет фруктов, овощей, молочных продуктов. Необходимо при этом учитывать состояние детей, их возраст, вкусы, аппетит.
Санаторный этап реабилитации проводится в местном кардио-ревматологическом санатории. Задачи этого этапа реабилитации:
— полная ликвидация активности ревматического процесса;
— нормализация функциональных показателей сердечно-сосудистой системы, а при пороке - стойкая компенсация;
— повышение неспецифической сопротивляемости и нормализация реактивности;
— нормализация физического развития и двигательной сферы;
— адаптация больных детей к физическим и психическим нагрузкам.
Второй этап реабилитации направлен на долечивание ребенка. Включают двигательные режимы, широко используют естественные факторы природы.
Дети-ревматики в школах занимаются физкультурой в специальных группах 2-3 раза в неделю по 30-35 мин. На уроке физкультуры применяются общеразвивающие упражнения, игры, упражнения на сохранение равновесия, приобретение правильной осанки, дыхательные упражнения и т.д. Не показаны силовые и прыжковые упражнения. Необходимо соблюдать принцип постепенности при нарастании физической нагрузки.
Тренирующий режим назначается детям, у которых нет поражения сердца и хронических очагов инфекции. Включают лечебную гимнастику, подвижные игры, дозированную ходьбу и т.д.

Инструкция

Благодаря многим проведенным ранее исследованиям можно выделить основные группы суставов, нуждающихся в разработке. Несомненно, соблюдение диеты с ограничением соли и экстрактивных веществ является залогом успешности данных мероприятий.
Разработка рук
Упражнение 1. Сцепите руки в «замок». Пальцу нужно постараться сжать как можно сильнее. Начинаем медленные вращения в запястьях, не расцепляя рук. Пять в одну сторону, пять - в другую. Раскрыли руки.
Упражнение 2. Берем небольшую губку и чашку с водой, как показано на рисунке. Соединяем вместе кончики всех пяти пальцев на губке. Раскрываем руку над чашкой. Губка в воду. Соединяем кончики пальцев и с небольшим усилием топим губку. Достаем ее из чашки, лишь слегка придерживая всеми пятью пальцами. Выжимаем воду из губки, постепенно усиливая давление. Повторяем упражнение 5 раз одной
рукой, 5 раз - другой.

Движения в мелких суставах нарушаются чаще в силу неполного их задействования. Проще дело обстоит с крупными - коленные суставы так или иначе разрабатываются во время хождения, тазобедренные - сидения, вставания, локтевые и плечевые - какие-либо движения рук.
Вышеописанные упражнения можно повторять до 20 раз день. Достаточно нескольких минут, однако нагрузку следует распределять равномерно: если вы сделали утром, делайте еще днем и вечером.

Разработка ног
На особое внимание мы уделим суставам плюсны и позвоночнику, в меньшей степени - коленному и тазобедренному.
Упражнение1. Встаем левой ноги, правая стоит перпендикулярно полу на всей . Если возникают трудности, то первое время можно в удобное положение, постепенно приближаясь к нужному исходному. Сдвигаем постепенно и плавно правую ногу назад. При этом возникнет желание оторвать пятку от пола и поставить ногу на носок. Сопротивляйтесь до последнего. Затем плавно перейдите на носок. Вращаем пяткой по кругу, как показано на рисунке. 5 вращений по часовой стрелке, 5 - против. Закончили
вращение и продолжаем двигать правую ногу назад. Стараемся, чтобы таз двигался как можно меньше. Повторяем то же самое с другой ногой.

Упражнение 2. Оно давно известно нам с детства. Разрабатываем голеностопный сустав. Поставили ноги на ширине 10 см друг от друга. Приподнялись на носках и соединили вместе пятки. Опять приподнялись и пятки развели в стороны. Повторяем 15 раз. Отдохнули на упражнении 1 и опять принялись за второе.
При выполнении упражнений всегда следует соблюдать меру. Никто не даст вам гарантии того, что, выполнив их 100 раз, вы выздоровеете. Однако самочувствие улучшится однозначно.

Ревматизм - системное инфекционно-аллергическое заболевание соединительной ткани с преимущественной локализацией в сердце. Ревматизм - распространенное заболевание. В основном им болеют дети (2-3% школьников).

Ревматизм развивается после ангины или другого инфекционного заболевания. Сенсибилизирующие агенты (стрептококк, вирус, неспецифические аллергены и т. д.) вызывают аллергическое воспаление в сердце, затем развивается аутоиммунный процесс, в результате которого вырабатываются аутоантитела, поражающие сердце.

Заболевание чаще начинается остро, но бывает, что оно развивается постепенно, а иногда может иметь и скрытое течение. Воспаление суставов и высокая температура тела при ревматизме в последние годы встречаются редко. Боли в суставах возникают без отечности, а температура тела повышается до 38°. Часто развивается сердечная недостаточность. Тяжелые последствия имеют поражения сердца: ревматический эндокардит, как правило, приводит к порокам сердца, а ревматический миокардит - к кардиосклерозу.

Ревматизм протекает как хроническое заболевание, в котором выделяют две фазы: активную и неактивную. Повторная активизация процесса (атака ревматизма) обычно приводит к дальнейшему развитию патологических изменений в сердце. Ревматизм снижает трудоспособность, приводит к инвалидности. Поэтому для лечения проводится этапная реабилитация: больница - кардиоревматологический санаторий - поликлиника и диспансерный учет, наблюдение и профилактические мероприятия.

Задачами лечебной физической культуры являются: повышение общего тонуса и снижение сенсибилизации организма, совершенствование компенсации за счет активации внесердечных факторов кровообращения, улучшение адаптации к физическим нагрузкам.

Лечебная физическая культура в активной фазе ревматизма при эндокардите и миокардите назначается при стихании острых явлений и снижении температуры до субфебрильной. Последовательность в расширении двигательного режима и методика занятий аналогичны описанным при инфаркте миокарда.

На строгом постельном и постельном режимах наряду с упражнениями, улучшающими кровообращение за счет активизации его внесердечных факторов, используется массаж. Движения, вызывающие боль, выполняются с неполной амплитудой.

На палатном и свободном режиме гимнастические упражнения и ходьба (она дозируется как для больных стенокардией) дополняются имитационными упражнениями, играми и игровыми заданиями, упражнениями для улучшения осанки.

В неактивной фазе ревматизма реабилитация продолжается в кардиоревматологическом санатории, где в зависимости от функционального состояния сердечно-сосудистой системы и времени, прошедшего после последней атаки ревматизма, назначается один из трех санаторных режимов. Для повышения физической работоспособности занятия лечебной гимнастикой должны дополняться дозированной ходьбой, играми, элементами спорта, танцами, ближним туризмом. После санаторного лечения больные продолжают занятия лечебной физической культурой в поликлинике или в специальной медицинской группе школы. Через 6 месяцев после дополнительного медицинского осмотра их переводят в подготовительную группу, а через год, при наличии показаний, в основную.

Лечебная физическая культура (ЛФК) при ревматизме.

При выборе упражнений и определении дозировки для занятий ЛФК при ревматизме учитываются характер течения и фаза заболевания, общее состояние, физическое развитие и предварительная физическая тренированность больного.

ЛФК применяется с целью поднятия общего тонуса больного (ребенка), улучшения функционального состояния миокарда и периферического кровообращения (при помощи тренировки вспомогательных факторов кровообращения), углубления дыхания, стимуляции обмена веществ, улучшения подвижности в суставах и укрепления нервной системы.

В условиях стационара после стихания острых явлений атаки, когда больной находится на полупостельном режиме, можно применять ЛФК в положении лежа в течение 7-10 мин. Используются элементарные упражнения для мелких суставов рук и ног (в спокойном темпе) в сочетании с дыхательными. В дальнейшем занятия проводятся в зале сидя и стоя в течение 10- 15 мин., используются упражнения для рук, ног и корпуса. После выписки из стационара дети временно освобождаются от занятий физической культурой в школе. При поступлении в санаторий в срок до 1 года после перенесенной атаки и при выраженных явлениях недостаточности кровообращения больному назначается ЛФК, включающая сочетание элементарных упражнений для мелких и средних мышечных групп рук и ног с дыхательными в положении лежа и сидя длительностью 10-15 мин. Через год после перенесенной атаки ревматизма при недостаточности митрального клапана и явлениях недостаточности кровообращения I степени назначается щадящий режим: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, дозированные пешеходные прогулки мерным шагом до 3 км, терренкур, малоподвижные игры; в процедурах лечебной гимнастики длительностью 20-25 мин. применяются упражнения свободные для рук, ног, корпуса в положениях сидя, стоя.

При отсутствии обострений в течение двух лет, при полной компенсации функции кровообращения назначается общетонизирующий режим: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, прогулки пешеходные, терренкур, экскурсии, игры, ходьба на лыжах (45-60 мин.).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Пермский базовый медицинский колледж»

Физическая культура при ревматизме

Работу выполнила:

Студентка 3 курса Ф/О гр. А1

Шестакова Майя

Преподаватель:

Кузьмин В.Н.

Пермь 2015 г.

Введение

Ревматимзм-- системное воспалительное заболевание с преимущественной локализацией патологического процесса в оболочках сердца, развивающееся у предрасположенных к нему лиц, главным образом в возрасте 7--15 лет.

В современной медицинской литературе данный термин вытеснен общепринятым во всём мире «острая ревматическая лихорадка», что обусловлено разноречивостью понимания термина «ревматизм» в России. В других странах термин «ревматизм» применяется для описания поражений околосуставных мягких тканей. В обывательском понимании под этим термином подразумеваются заболевания опорно-двигательного аппарата, возникающие с возрастом, что не совсем правильно.

Этиология

1.Инфицирование в-гемолитическим стрептококком группы А.

2.Наличие очагов инфекции в носоглотке (ангина, хронический фарингит, хронический тонзиллит).

3.Скарлатина.

4.Генетическая предрасположенность.

Патогенез

Патогенез связан с двумя факторами:

1.Токсическим воздействием ряда ферментов стрептококка, обладающих кардиотоксическим действием.

2.Наличие у некоторых штаммов стрептококка общих антигенных субстанций с сердечной тканью.

Клиника

Симптомы проявляются через 1--3 недели после перенесённой острой стрептококковой инфекции. Ревматизм проявляется в 5 синдромах:

Ревмокардит (кардиальная форма) -- воспалительное поражение сердца с вовлечением в процесс всех оболочек сердца (ревмопанкардит), но прежде всего миокарда (ревмомиокардит).

Проявления:

1.Симптомы интоксикации (слабость, утомляемость, потливость, снижение аппетита);

2.Боли в области сердца тянущего, колющего характера;

3.Повышение температуры тела до фибрильных цифр (больше 38 градусов);

4.Умеренная гипотония;

5.Тахикардия (сердцебиение);

6.Изменение границ сердца;

7.Присоединение симптомов левожелудочковой и правожелудочковой сердечной недостаточности;

8.Ослабление тонов, чаще всего приглушение I тона;

9.При резком поражении миокарда может аускультироваться ритм галопа;

Может аускультироваться диастолический шум, характеризующийся завихрениями крови при переходе из атриумов сердца в вентрикулы благодаря работе клапана, пораженного ревмоэндокардитом, с наложенными на него тромботическими массами;

При ранних стадиях заболевания о ревмоэндокардите свидетельствует грубый систолический шум, звучность которого возрастает после физической нагрузки; иногда он становится музыкальным.

Ревмополиартрит (суставная форма) -- воспалительное поражение суставов, с характерными для ревматизма изменениями.

Проявления:

1.Преимущественное поражение крупных суставов (коленные, локтевые, голеностопные);

2.Появляется ремиттирующая лихорадка (38-39 гр.), сопровождающаяся потливостью, слабостью, носовыми кровотечениями;

3.Боли в суставах: стоп, голеностопных, коленных, плечевых, локтевых и кистей;

4.Симметричность поражения;

5.Быстрый положительный эффект после применения нестероидных противовоспалительных препаратов;

6.Доброкачественное течение артрита, деформация сустава не остаётся.

Ревмохорея (Пляска святого Вита) -- патологический процесс, характеризующийся проявлением васкулита мелких мозговых сосудов. Преимущественно встречается у детей, чаще у девочек.

Проявления:

1.Двигательное беспокойство, активность;

2.Гримасничанье, нарушение почерка, невозможность удерживания мелких предметов (столовые приборы), нескоординированные движения. Симптомы исчезают во время сна;

3.Мышечная слабость, вследствие чего пациент не может сидеть, ходить, нарушается глотание, физиологические отправления;

4.Изменение в психическом состоянии пациента -- появляется агрессивность, эгоистичность, эмоциональная неустойчивость, или, напротив, пассивность, рассеянность, повышенная утомляемость.

Ревмодерматит.

Проявления:

1.Кольцевая эритема -- высыпания в виде бледно-розовых кольцевидных ободков, безболезненных и не возвышающихся над кожей;

2.Узловатая эритема -- ограниченное уплотнение участков кожи темно-красного цвета величиной от горошины до сливы, которые располагаются обычно на нижних конечностях.

3.Иногда при значительной проницаемости капилляров появляются мелкие кожные кровоизлияния;

4.Ревматические узелки -- плотные, малоподвижные, безболезненные образования, расположенные в подкожной клетчатке, суставных сумках, фасциях, апоневрозах;

5.Бледность кожных покровов, потливость;

Ревмоплеврит.

Проявления:

1.Боли в грудной клетке при дыхании, усиливающиеся на вдохе;

2.Повышение температуры;

3.Непродуктивный кашель;

5.При аускультации, слышен шум трения плевры;

6.Отсутствие дыхания на стороне поражения.

Органы пищеварения при ревматизме поражаются сравнительно редко. Иногда появляются острые боли в животе (абдоминальный синдром), связанные с ревматическим перитонитом, которые чаще бывают у детей. В ряде случаев поражается печень (ревматический гепатит). Довольно часто выявляют изменения почек: в моче находят белок, эритроциты и др., что объясняется поражением сосудов почек, реже -- развитием нефрита.

Лабораторная диагностика

физический культура ревматизм воспалительный

Для острой фазы ревматизма характерен умеренный лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево; в дальнейшем могут наблюдаться эозинофилия, моно- и лимфоцитоз.

СОЭ всегда увеличена, в тяжелых случаях до 50--70 мм/ч.

Характерна диспротеинемия: уменьшение количества альбуминов (менее 50%) и нарастание глобулинов, снижение альбумино-глобулинового коэффициента ниже единицы. На протеинограмме отмечается нарастание б2-глобулиновой и у-глобулиновой фракций;

Повышается содержание фибриногена до 0, 6--1% (в норме не выше 0, 4%). В крови появляется С-реактивный белок, отсутствующий у здоровых людей. Повышается уровень мукопротеинов, что выявляется дифениламиновой (ДФА) пробой. Значительно возрастают титры антистрептолизина, антигиалуронидазы, антистрептокиназы.

На ЭКГ часто находят нарушения проводимости, особенно атриовентрикулярную блокаду I-II степени, экстрасистолию и другие нарушения ритма, снижение вольтажа зубцов ЭКГ. Нарушение трофики сердечной мышцы в связи с воспалительным ее поражением может приводить к изменению зубца T и снижению сегмента S--Т.

ФКГ отражает свойственные ревмокардиту изменения тонов, регистрирует появление шумов.

Течение ревматического процесса

Длительность активного ревматического процесса 3-6 мес, иногда значительно дольше. В зависимости от выраженности клинических симптомов, характера течения заболевания различают 3 степени активности ревматического процесса:

Максимально активный (острый), непрерывно рецидивирующий;

Умеренно активный, или подострый;

Ревматизм с минимальной активностью, вяло текущий, или латентный. В тех случаях, когда нет ни клинических, ни лабораторных признаков активности воспалительного процесса, говорят о неактивной фазе ревматизма.

Для ревматизма характерны рецидивы заболевания (повторные атаки), которые возникают под влиянием инфекций, переохлаждения, физического перенапряжения. Клинические проявления рецидивов напоминают первичную атаку, но признаки поражения сосудов, серозных оболочек при них выражены меньше; преобладают симптомы поражения сердца.

Лечение

В активной фазе ревматизма лечение проводят в стационаре; больные должны соблюдать постельный режим. Назначают препараты, оказывающие гипосенсибилизирующее и противовоспалительное действие: кортикостероидные гормоны, нестероидные противовоспалительные препараты, делагил, плаквенил. Назначают антибиотики, особенно при наличии у больных очагов инфекции, проводят санацию этих очагов: кариозных зубов, тонзиллита, гайморита.

Профилактика

Включает закаливание организма, улучшение жилищных условий, режим труда на производстве, борьбу со стрептококковой инфекцией. Для предупреждения рецидивов весной и осенью проводят лекарственную профилактику бициллином в сочетании с салициилатами или ортофеном (вольтареном), индометацином, хингамином либо проводят круглогодичную профилактику с ежемесячным введением бициллина-5.

Для решения задач первичной профилактики ревматизма необходимо проводить:

1.комплексные осмотры врачами различных специальностей больших коллективов для выявления среди них носителей стрептококковой инфекции или лиц, страдающих хронической очаговой инфекцией с аллергической реактивностью;

2.тщательное обследование этих лиц с использованием современных биохимических и иммунологических методов исследования (определение количества лейкоцитов, титра стрептококковых антител, в первую очередь антистрептолизина-O и др.);

3.санация очагов инфекции;

4.взятие этих лиц на диспансерный учет для планового лечения и наблюдения.

Физическая культура при ревматизме

Для людей, страдающих ревматизмом, словосочетание «лечебная физкультура» прозвучит как издевательство. Какая может быть физкультура, если порой любое движение доставляет боль. И тем не менее лечебная физкультура при ревматизме активно применяется, лечебную физическую культуру назначают в активной фазе ревматизма при стихании острых явлений заболевания. Методика занятий чем-то схожа с методикой, применяемой при инфаркте миокарда.

При строгом постельном режиме применяют активные движения в дистальных суставах конечностей, пассивные упражнения, а также массаж. По мере расширения двигательного режима в занятия постепенно включают более трудные упражнения, для более крупных групп мышц. Движения, вызывающие боль в воспаленных суставах, выполняют с неполной амплитудой. Лечебную физкультуру при ревматизме назначает лечащий врач, а методику занятий определяет врач-специалист по лечебной физкультуре. Не рекомендуется самостоятельно начинать занятия -- это может привести к ухудшению состояния. Строго должна соблюдаться методика занятий, назначенная врачом, поэтому мы не приводим конкретные упражнения. Но невозможно оставить без внимания физическую составляющую лечебных процедур при ревматизме, поэтому мы предлагаем вам комплекс утренней тибетской гимнастики. Его выполнение доступно практически в любом состоянии, так как все упражнения выполняются, не вставая с кровати. Эти упражнения воздействуют на сердечно-сосудистую и центральную нервную систему, а также на работу желез внутренней секреции.

После гимнастики выпейте стакан воды с ложкой меда глотками, настоянной с вечера.

Итак, в комплекс входят всего 10 упражнений:

1. Массаж ушных раковин: лежа в кровати на спине, положите большие пальцы за уши и зажатыми ладонями проводите сверху вниз 30 раз так, чтобы указательные пальцы двигались по ушным раковинам. Полностью сосредоточьтесь на выполняемых действиях, глаза закройте.

2. Массаж лба: ладонь правой руки положите на лоб, левую -- на правую и двигайте по лобовой части вправо-влево по 20 раз так, чтобы мизинцы двигались над бровью. С помощью этого упражнения можно избавиться от головной боли.

3. Массаж глаз: тыльной стороной больших согнутых пальцев массируйте глазные яблоки -- 15 раз. Это упражнение помимо общеоздоровительного эффекта улучшает зрение и успокаивает нервную систему.

4. Массаж щитовидной железы: согнутыми ладонями рук мягко массируйте щитовидную железу сверху вниз, обнимая железу, 30 раз. Это упражнение улучшает регуляцию всех обменных процессов в организме и работу внутренних органов.

5. Массаж живота: правую ладонь положите на левую и делайте круговые движения 20-30 раз, но так, чтобы живот перемещался то вверх, то вниз, что достигается поворотом ладони.

6. Втягивания живота: лежа на спине, сильно втягивайте живот к позвоночнику, а затем выпучивайте -- 20 раз. Это упражнение полезно проделывать несколько раз в течение дня. Оно благотворно влияет на работу печени, а попутно помогает избавиться от лишнего жира в области живота.

7. Сгибание ног: лежа на спине, поочередно сгибайте ноги в коленных суставах и плотно подтягивайте каждую ногу к груди так, чтобы массажу подвергались все внутренние органы. Повторите по 15 раз с каждой ногой. Упражнение улучшает работу всех внутренних органов.

8. Массаж стоп: сидя на кровати, спустите ноги на пол, левую положите на правую, ладонью правой руки массируйте выемку стопы -- 20 раз, затем поменяйте ноги и массируйте выемку другой ноги, тоже 20 раз. Это самое эффективное упражнение для лечения ревматизма и регулирования работы сердца.

9. Массаж затылка: сидя на кровати, сцепите руки в замок, положите их на затылок и массируйте его в обе стороны по 10 раз. Это упражнение улучшает кровообращение и движение спинномозговой жидкости.

10. Последнее - энергетическое упражнение: сидя, положите ладони на уши, плотно прижмите и кончиками пальцев обеих рук поочередно ударяйте по затылку, всего сделайте 25-30 ударов. Такие движения возбуждают кору головного мозга, избавляют от головной боли.

На протяжении многих десятилетий существовало убеждение, что больным в активной фазе ревматизма следует 3--4 месяца лежать в постели, резко ограничить движения. Однако в последнее время выяснилось, что злоупотребление покоем расслабляет больного, снижает нервно-мышечный тонус, замедляет процессы восстановления. Известно и другое: если больной слишком активен, не лежит в постели, а тем более много ходит, у него наступает резкое ухудшение самочувствия. Поэтому двигаться надо, но в меру, а ее определяет врач.

Наблюдения и исследования показали, что дозированные физические упражнения с постепенно возрастающей нагрузкой, с обязательным включением дыхательных упражнений улучшают кровообращение, создают оптимальные условия для работы сердца.

Поэтому в стационарах больные активной фазой ревматизма под руководством методиста делают в постели медленные, осторожные движения руками, ногами, поворачиваются на бок. Со временем больной обретает навыки перехода из горизонтального положения в положение сидя (подкладывает руки под поясницу, делает вдох и с помощью рук садится во время выдоха). Через 4--5 недель пациента обучают комплексу упражнений, которые рекомендуется делать и после выписки домой. Все они, за исключением восьмого упражнения, выполняются сидя.

Занятия лечебной физкультурой проводятся только в медленном и среднем темпе. Число повторений каждого упражнения -- 4--6 раз. После каждых трех упражнений надо отдохнуть--сделать 3--4 вдоха и выдоха. Продолжительность занятий 15--20 минут.

Через 2--3 недели нагрузку повышают, увеличивая число повторений каждого упражнения, и делают их не сидя, а стоя. Продолжительность занятий доводят до 30 минут.

Если нет одышки и частота пульса увеличивается по сравнению с исходной не более чем на 10--15 ударов в минуту, то через два месяца, посоветовавшись с врачом, можно переходить к комплексам с большей нагрузкой.

Однако в течение года после перенесенной атаки ревматизма спортом заниматься не рекомендуется. Дети в школе, а студенты в вузе освобождаются от физкультуры на 6-8 месяцев. Затем, если у них не развился порок сердца, они занимаются в III группе--с ограничением физической нагрузки. Спустя два года, когда врач убедится, что состояние пациента хорошее и порок сердца не сформировался, можно заниматься во II подготовительной группе. Тех, кто хорошо переносит физические нагрузки, еще через год переводят в основную группу. Они уже могут заниматься некоторыми видами спорта.

Тем больным, у которых развилась недостаточность митрального клапана сердца, следует подходить к физическим нагрузкам с особой осторожностью. Им доступны занятия физкультурой только в III группе.

Больным, у которых развился митральный порок, сопровождающийся стенозом (сужением отверстия) с одновременным поражением клапанов аорты, рекомендуются комплексы лечебной физкультуры, специально составленные врачом и методистом по лечебной физкультуре. Они подбираются в зависимости от особенностей течения- ревматического процесса у пациента и переносимости им физической нагрузки.

Правильно и своевременно начатая физическая тренировка, соответствующая возможностям организма, способствует более быстрому выздоровлению и приспособлению сердца к физическим нагрузкам.

1.Руки на коленях, ноги на ширине плеч, развести руки в стороны--вдох, опустить их на колени--выдох.

2.Ноги вместе, поочередно сгибать и разгибать ноги в коленном суставе (скольжение). Дыхание произвольное.

3.Ноги вместе, согнуты в коленях, руки на поясе, поочередное разгибание ног в коленном суставе. Дыхание произвольное.

4.Ноги на ширине плеч, руки на поясе, развести руки в стороны--вдох, опустить в исходное положение--выдох.

5.Ноги вместе, руки на коленях, развести руки в стороны--вдох, подтянуть колено к животу--выдох. То же другой ногой.

6.Ноги на ширине плеч, руки согнуты перед грудью, повернуть туловище влево, одновременно разгибая левую руку--вдох. Вернуться в исходное положение--выдох; то же повторить в правую сторону.

7.Опереться руками сзади о сиденье стула, ноги вместе, выпрямлены. Поочередно отвести скольжением в стороны прямую то правую, то левую ногу. Дыхание произвольное.

8.Ходьба в течение 1--2 минут.

9.Сесть на стул, ладони на коленях, сгибать и разгибать пальцы рук. Дыхание произвольное.

10.В том же положении сгибать и разгибать стопы. Дыхание произвольное.

Список литературы

1.Долгополова А. В. (ред.) Ревматизм у детей. Л., «Медицина», 1977.

2. Нестеров А. И. Ревматизм. М., «Медицина», 1973.

3. Талалаев В. Т. Острый ревматизм. М.--Л., «Биомедгиз», 1929.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Физическая культура и спорт в свободное время. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Методика выполнения простейших самостоятельных физических упражнений гигиенической и тренировочной направленности.

    курс лекций , добавлен 28.12.2011

    Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Термин "физическая культура" как центральное понятие всего физкультурного образования. Физическая культура личности, ее основные признаки и ценностный аспект (материальный и духовный).

    реферат , добавлен 18.09.2013

    Основные причины заболеваний. Физическая культура: общественная и личная. Правильная физическая активность как основа сохранения и поддержания здоровья и развития. Физическое развитие ребенка по мере его взросления (рацион, режим, комплекс упражнений).

    контрольная работа , добавлен 10.01.2009

    Производственная физическая культура, ее цель и задачи. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств физкультуры. Производственная физическая культура в рабочее время. Дополнительные средства повышения работоспособности.

    контрольная работа , добавлен 26.01.2013

    Физическая культура в общественной, профессиональной подготовке студентов. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья. Основы методики самостоятельных занятий упражнениями. Социально-биологические основы физической культуры.

    курс лекций , добавлен 10.04.2009

    Появление термина "физическая культура". Физкультура как важный социальный феномен, способ самореализации человека, механизм оздоровления людей, показатели ее состояния в обществе. Основные ее формы и место в системе ценностей современной культуры.

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Физическая культура-часть общечеловеческой культуры. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования. Профессиональная направленность физического воспитания студента.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2007

    Физическая культура в Древней Греции в эллинистическую эпоху. Кризис традиционной религии, утрата сакрального смысла в публичных состязаниях и играх. Физическая культура в Древнем Риме в эллинистическую эпоху. Физическая культура Рима в период республики.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2016

    Требования, предъявляемые работодателями к бакалаврам и специалистам экономики по поводу их физического состояния. Профессионально-прикладная физическая культура специалиста в рабочее время. Профилактика заболеваний и травматизма средствами физкультуры.

    реферат , добавлен 15.05.2012

    Физическая культура и спорт как компоненты целостного развития личности. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов, в структуре профессионального образования. Социально-биологические основы физической культуры.