Методика обучения висам и упорам. Методическое пособие висы и упоры

  • 06.02.2024

Изучая висы и упоры, учащиеся овладевают элементами ряда прикладных навыков (лазанье и преодоление препятствий), приобретают необходимые основы техники упражнений на гимнастических снарядах, совершенствуют пространственную координацию движений. Целенаправленно применяя упражнения в висах и упорах в учебном процессе с учетом возраста, пола и физической подготовленности учащихся, учитель в состоянии решать задачи по развитию физических качеств.

Упражнения в висах и упорах (рис. 80-105) выполняются на гимнастической стенке, лестнице, канате, шесте, бревне, перекладине, брусьях, коне. Изучение простейших упражнений рекомендуется осваивать групповым методом. В дальнейшем обучение следует вести, предварительно разбив класс по парам с целью контроля правильности выполнения и в случае необходимости оказания помощи товарищу.

Упражнения в висах и упорах просты по технике, поэтому при обучении следует показать их с коротким объяснением. Выполнив упражнение с помощью учителя 2-3 раза, учащиеся в дальнейшем могут выполнять их самостоятельно. Висы и упоры (простые) - положения, в которых тело удерживается на снаряде только руками. В висе плечевая ось выполняющего находится ниже, а в упоре выше точек хвата.

Висы и упоры могут быть смешанные и простые (к смешанным упорам относятся и седы).

(рис. 179). Смешанный вис - это такое положение тела, при котором помимо опоры руками существует дополнительная опора о пол или снаряд любой частью тела. Упражнения в висе могут выполняться в хвате сверху, снизу разным хватом и др.

Вис стоя - стойка у снаряда, хват руками на ширине плеч, туловище и голову держать прямо, угол наклона к полу не более 45°.

Вис стоя сзади - то же, что и вис стоя, но спиной к снаряду.

Вис стоя согнувшись - занимающийся находится в приседе лицом к снаряду.

Рис. 179. а - вис стоя сзади; 6 - вис стоя согнувшись; в - вис присев сзади; г - вис лежа сзади; д - вис лежа справа; е - вис прогнувшись; ж - вис на левой

Вис присев сзади - присед спиной к снаряду.

Вис лежа - положение гимнаста, при котором угол наклона тела не превышает 45°.

Вис лежа сзади - то же, что и вис лежа, но спиной к снаряду.

Вис лежа справа (слева) - вис лежа боком к снаряду, опираясь ногами справа или слева, кисти рук на расстоянии 10-15 см.

Вис прогнувшись (согнувшись) с опорой выполняется на нижней жерди с опорой ступнями о верхнюю жердь.

Вис на левой (правой ) - вис с дополнительной опорой, согнутой в колене левой (правой) ногой.

Висы простые. Вис - положение тела, при котором хват на ширине плеч, руки, туловище и ноги составляют прямую линию. Первоначально положение виса изучают на гимнастической стенке группой 10-15 человек. При изучении виса спиной к стенке учитель должен следить, чтобы гимнастической стенки касались затылком, лопатки, ягодичные и икроножные мышцы и пятки учащихся. В висе лицом к гимнастической стенке ее должны касаться грудью, животом, бедрами и носками ног.

Вис с согнутыми ногами - из виса согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах (не меняя положения головы, рук и туловища).

Вис на согнутых руках выполняется из виса стоя, слегка отталкиваясь ногами и сгибая руки.

Вис согнувшись - тело согнуто в тазобедренных суставах, ноги подняты и находятся над туловищем.

Вис прогнувшись - учащиеся находятся в положении головой вниз, тело прогнуто, голова отведена назад.

Вис углом - положение тела, при котором угол между туловищем и поднятыми прямыми ногами составляет 90°.

Вис сзади - положение тела, при котором учащийся обращен спиной к снаряду, ноги прямые и максимально опущены вниз.

Вис на согнутых ногах.

Упоры простые. Упор - положение занимающегося на снаряде, в котором плечевая ось расположена выше точек хвата, руки и тело прямые, голова прямо.

Упор на предплечьях - положение, при котором у занимающегося руки согнуты в локтевых суставах под углом 90°, опираясь на предплечья и удерживая их кистями снаружи, локти несколько смещены внутрь.

Упор на руках - положение, при котором опора по всей длине слегка согнутых в локтях рук, кисти захватывают жерди снаружи, туловище перпендикулярно опоре.

Упор углом - положение, при котором поднятые ноги образуют с туловищем прямой угол.

Упор правой - положение, при котором ноги широко разведены, одна вперед, другая назад.

Учащиеся I класса осваивают лазанье по наклонно поставлен­ной скамейке, по гимнастической стенке, подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке, перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку. Лазанье и перелезание свя­заны с преодолением препятствий и имеют прикладное значе­ние. Упражнения в лазанье и перелезаний - это активные дви­гательные действия, при выполнении которых в работу включа­ются все звенья двигательного аппарата. Кроме того, обеспечи­вается общее физическое воздействие на большое количество мышечных групп, что важно для развития силы, скоростной си­лы и ловкости, а также воспитания смелости и уверенности в своих действиях. Наличие большого разнообразия приемов в лазанье по различным гимнастическим снарядам (наклонно по­ставленным гимнастическим скамейкам, гимнастической стен­ке, канатам, шестам), перелезание через гимнастическое брев­но, коня, горку матов делают эти упражнения доступными для Учащихся всех возрастных групп. На занятиях основной гимна­стикой в младших классах упражнения в лазанье проводятся в

смешанных упорах и висах. Лазанье в смешанных упорах и ви­сах гораздо легче, нежели на одних руках, так как при выпол­нении лазанья в смешанных висах в работе принимают участие руки, ноги и мышцы туловища. Учитывая трудность упражне­ний в лазании, необходимо проводить их, начиная с простых приемов, таких как лазание по наклонно поставленным гимна­стическим скамейкам, гимнастической стенке, наклонно и го­ризонтально подвешенным канатам, а затем уже переходить к изучению приемов лазания по вертикальному канату.

Лазанье по наклонно поставленным скамейкам

Техника выполнения. Лазанье в I классе осуществляется по наклонно поставленным скамейкам под углом 30° в упоре при­сев и стоя на коленях одноименным (движение левой ногой со­четается с движением левой рукой или правой ногой и правой рукой) и разноименным (движение левой ногой сочетается с движением правой рукой и наоборот) способами (рис. 115).

Последовательность обучения.

    Выполнять на полу положения упор присев и упор стоя на коленях.

    То же, но на гимнастических скамейках, поставленных па­раллельно друг другу. Ученики по 5-8 человек выстраиваются у каждой скамейки лицом к ней на равном расстоянии друг от друга. По команде учителя садятся верхом на нее, захватывают руками края скамейки и, опираясь на руки, ставят поочередно ноги на скамейку, принимая положения упора присев и упора стоя на коленях (повторять каждое положение 2-3 раза). Уп­ражнения выполняются фронтально всем классом.

    Лазанье по горизонтальным скамейкам в упоре присев од­ноименным способом. Учащиеся выстраиваются в колонне по одному к узкой стороне каждой из 4-5 скамеек. По распоряже-

нию учителя ученики, стоящие первыми в колоннах, опирают­ся руками о края скамейки и начинают передвигаться. Как только первые ученики продвинутся на 1-2 м вперед, лазанье начинают вторые и так далее поточным способом. Ученик, окончивший упражнение, встает сзади своей колонны.

    То же разноименным способом.

    То же, что и упражнения 3, 4, но в упоре стоя на коленях.

    То же, что и упражнения 3, 4, 5, но по наклонно поставлен­ным под углом 30° скамейкам. Для выполнения этих упражне­ний необходимо к скамейкам укрепить крючки для подвешива­ния их к гимнастической стенке.

Типичные ошибки: неправильная координация движений ру­ками и ногами.

После освоения лазанья по скамейкам в упоре присев и упоре стоя можно начинать подтягивание лежа на животе по горизон­тальной скамейке, которое является подводящим упражнением для подтягивания из виса лежа и виса. Упражнение начинается из положения лежа на животе на одном из концов скамейки, го­ловой к ее противоположному концу. Руками взяться подальше за края скамейки и, сгибая руки, подтянуть туловище к рукам, затем сделать перехват руками вперед и снова подтянуть тулови­ще. Таким образом дойти до конца скамейки и закончить упраж­нение. Выполнять поточным способом на 4-6 скамейках.

Лазанье по гимнастической стенке

Техника выполнения. По гимнастической стенке, так же как и по гимнастическим скамейкам, выполняется лазанье вверх и вниз одноименным (рис. 116, а) и разноименным (рис. 116, б) способами, а также влево и вправо приставными шагами. При лазанье смотреть на место перехвата рук.

Последовательность обучения.

    Произвольное лазанье вверх и вниз.

    Лазанье вверх, наступая на каждую рейку поочередно дву­мя ногами.

    Имитация движений рук и ног на полу для лазанья одно­именным способом.

    Лазанье по стенке вверх и вниз одноименным способом.

    Имитация движений рук на полу для лазанья разноимен­ным способом.

    Лазанье по стенке вверх и вниз разноименным способом до определенной высоты.

7. Лазанье влево и вправо. Упражнение выполняется при­ ставными шагами с попеременной перестановкой в сторону од­ ноименной ноги и руки. Сначала передвигаются стоя на нижней рейке по 2-3 пролетам, затем по всей длине стенки. После это­ го лазанье выполняется на большей высоте (до 5-6-й рейки).

Перелезание через гимнастическую скамейку и горку матов

Техника выполнения. Основная задача состоит в том, чтобы научить учащихся перелезанию через вертикальные препятст- в вия (гимнастическая скамейка, горка матов). Класс делится на 4-5 колонн. Упражнение выполняется в каждой колонне пооче­редно, на каждой скамейке по два ученика.

Последовательность обучения.

    Стоя боком к гимнастической скамейке, опереться руками на ее края, поочередно поставить ноги на скамейку в упор стоя на коленях и, поочередно переставляя ноги на другую сторону скамейки, закончить упражнение.

    То же, но через упор присев.

    То же, но перешагнуть вначале одной ногой, затем другой.

    Перелезание произвольным способом через две скамейки, стоящие на полу параллельно на расстоянии 30-50 см.

    Перелезание произвольным способом через гимнастиче­скую скамейку, укрепленную под углом 30°.

    Перелезание произвольным способом через горку матов.

Вис согнувшись (рис. 147) выполняется на перекладине, брусьях, кольцах. Тело согнуто в тазобедренных суставах при­мерно под углом 50-70°, спина округлена, голова слегка накло­нена к груди, руки прямые. Закончить упражнение можно пе­реходом в вис стоя сзади или, опуская таз, в вис присев.

Вис углом (рис. 148) выполняется на гимнастической стенке, перекладине, кольцах, брусьях. Из виса поднять прямые ноги до горизонтального положения. Можно выполнить и следую­щим образом: из виса принять вис согнув ноги и после этого ра­зогнуть ноги в вис углом.

Вис прогнувшись (рис. 149) выполняется на гимнастической
стенке, перекладине, кольцах, брусьях. к

Вису прогнувшись желательно начинать обучать на гимнасти­ческой стенке. Из виса стоя сзади согнувшись к гимнастической стенке толчком ног перейти в вис прогнувшись. В положении ви­са прогнувшись руки должны быть абсолютно прямыми (не под­тягиваться). Затылок, спина, ноги и пятки касаются стенки, го­лова несколько наклоняется назад (рис. 150). Выполнять с помо­щью. Помощь оказывать, стоя сбоку, под плечо и ноги.

Вис на согнутых ногах и руках (рис. 151) выполняется на пе­рекладине или брусьях р/в. Из виса стоя толчком двух ног, сги­бая их, сделать перемах двумя и принять вис на согнутых ногах и руках (вис завесом двумя). Можно выполнить и другим спосо­бом: из виса стоя сзади с наклоном вперед толчком двумя, через вис согнувшись, вис на согнутых ногах и руках.

Вис на одной (рис. 152): хват на ширине плеч, одна нога, со­гнутая в колене, кладется на перекладину, жердь, другая - прямая и немного опущена вниз, тело немного прогнуто, голо­ва слегка наклонена назад. Страховать, стоя сбоку, одной рукой за запястье, другой за голень ноги, выполняющей завес. Выпол­няется из виса стоя сзади, толчком двумя, через вис согнувшись сзади, перемахом одной ногой.

Вис на одной вне (рис. 153) выполняется аналогично вису на одной (завесом), только согнутая нога находится не между рука­ми, а снаружи.

Вис на согнутых ногах (рис. 154) выполняется на переклади­не и брусьях р/в. Ноги вместе, согнуты в коленях, тело выпрям­лено, слегка прогнуто, голова наклонена назад. Страхуют, стоя сбоку, за голени, чтобы ноги не разгибались в коленных суста­вах. Выполнять упражнение из виса на согнутых ногах и руках (виса завесом двумя), опуская руки и выпрямляясь. Вначале ру­ки опускают поочередно, а затем одновременно. При переходе из виса на согнутых ногах и руках в вис на согнутых ногах страхуют одной рукой за голени сверху, а другой поддержива­ют под спину.

Упор на брусьях (рис. 155), перекладине, брусьях р/в (рис. 156). Руки прямые, туловище и ноги составляют почти прямую линию, голова прямо. Обучение начинать с освоения упора на брусьях после повторения упоров на бревне и коне (III класс).

1. Из упора стоя поперек на концах брусьев прыжком в упор.

2. То же на середине.

3. Из виса стоя на перекладине, на н/ж брусьях р/в толчком двумя в упор.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ

Специальной терминологией пользуются во многих областях знаний, в различной производственной, двигательной деятельности с целью краткого обозначения предметов, явлений, понятий, про­цессов.

В физическом воспитании, в частности в гимнастике, распола­гающей безграничным множеством применяемых упражнений, тер­минология играет очень важную роль. Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает


упростить описание гимнастических упражнений при издании лите­ратуры по гимнастике. Гимнастическая терминология широко при­меняется на занятиях не только гимнастикой.

Наибольшее значение терминология приобретает в процессе обучения гимнастическим упражнениям. Краткие слова-термины оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков. Они способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, делают учебный процесс более компактным и целе­направленным, что подтверждается исследованиями.

Гимнастическая терминология - это систе­ма специальных наименований (терминов), применяемых для крат­кого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнений.

Терминология, как раздел лексики, тесно связана с содержани­ем данной науки, ее теорией и практикой.

Под термином в гимнастике принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия.

Как и в других областях, гимнастическая терминология совер­шенствовалась параллельно с развитием физического воспитания, и в частности гимнастики, так как все новое, что возникает в прак­тической деятельности и в науке, неизбежно отражается в языке, обогащая его.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕРМИНОЛОГИИ

От слов общепринятой лексики термины отличаются точностью и специализированностью своего значения. Слова, становясь тер­минами, приобретают необходимую однозначность (вход, наклон, выпад, мост, спад, вис, упор и др.). При этом термины не только обозначают то или иное понятие, действие, но и уточняют его, отделяя от смежных.

К терминам предъявляются определенные требования:

1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терминов и пол­ностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка данного народа. В этом случае терминология будет доступ­ной, а следовательно, жизненной и устойчиЕОЙ. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится не­понятной.

2. Точность. Термин должен давать ясное представление о сущ­ности определяемого действия (упражнения) или понятия. Точ­ность термина имеет большое значение для создания правильного представления об упражнении, что способствует более быстрому

овладению им.

3. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удоб­
ные для произношения. Этому же служат и правила сокращений,
облегчающие наименование и запись упражнений.






4.3. ПРАВИЛА ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

4.3.1. Способы образования терминов

Наиболее распространенный способ образования терминов - придание нового терминологического значения существующим словам (переосмысливание). К таким терминам в гимнастике отно­сятся, например, мост, вход, переход, выход.

Нередко термины образуются путем словосложения, например: разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки).

В качестве терминов используются корни отдельных слов, на­пример: вис, упор, мах, сед.

Термины, обозначающие статические положения, образуются с учетом условий опоры, например: упор (рис. 1,а), упор на пред­плечьях (рис. 1, б), упор на руках (рис. 1, в); стойка на лопатках (рис. 1, г), стойка на голове (рис. 1, д), стойка на руках (рис. 1, е) - и положения тела (взаимное расположение его звеньев), например: вис, вис углом (рис. 2, а), вис согнувшись (рис. 2, б), вис прогнув­шись (рис. 2, в).

Термины маховых упражнений образуются с учетом особеннос­тей того или иного двигательного действия, например: подъем ма­хом вперед из упора на предплечьях (рис. 3, а), подъем разгибом (рис. 3, б), подъем двумя или одной (рис. 3, в).

Термины прыжков и соскоков в спортивной гимнастике опреде­ляются в зависимости от положения тела в фазе полета, например: прыжок согнув ноги, ноги врозь в художественной гимнастике - от положения тела и ног: закрытый, открытый, шагом, скачок, перекидной, выпадом, подбивной, кольцом и др.


4.3.2. Правила применения терминов

Гимнастическую терминологию следует применять с учетом квалификации занимающихся. Так, при проведении производствен­ной гимнастики, утренней гигиенической гимнастики и других форм оздоровительной гимнастики используют лишь основные тер­мины ОРУ, дополняя их словами разговорного литературного языка.

Начинающим заниматься спортивными видами гимнастики не­обходимо овладеть терминологией одновременно с изучением упраж­нений.

Для подготовленных гимнастов и акробатов, преподавателей, тренеров терминология становится своеобразным специальным языком.

Все термины целесообразно разделить на следующие группы:

1. Общие термины - для определения отдельных групп упраж­нений, общих понятий и т. п. Например: строевые упражнения, вольные и др.

2. Основные (конкретные) термины, позволяющие точно опреде­лять смысловые признаки упражнения. Например: подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, соскок, наклон, выпад и др.

3. Дополнительные термины, уточняющие основные и указы­вающие направление движения, способ выполнения, условия опоры и т. п. Например: разгибом, дугой, переворотом. Название упраж­нения, как правило, состоит из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного термина, уточняющего движения, его последовательность. В случае необходимости применяются поясняю­щие слова, подчеркивающие характер выполнения (например, дви­жение рукой делать резко, расслабленно, мягко).

4.3.3. Правила сокращений (опускание
отдельных обозначений]

В гимнастике для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Например, опускаются слова:

«спереди», «вперед» - при указании направления движения, если выполняется кратчайшим, единственно возможным путем (на­пример, дугами вперед): при нахождении гимнаста передней сто­роной тела к опоре (например, горизонтальный вис без слова «спереди»);

указание положения рук, ног, носков, ладоней, если оно соот­ветствует установленному стилю;

«туловище» - при наклонах;

«нога» - при перемахах, движениях ногой в ОРУ, выставле­ниях ее на носок;

«поднять», «опустить» - при движении руками или ногами;

«продольно», «поперек» - в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду;

«хват сверху», как наиболее распространенный, «перемах внутрь» (или положение внутри);













«соскок» или «прыжок», если по названию снаряда это очевидно;

«прогнувшись», если техника выполнения предопределяет это положение. Например, на брусьях: подъем махом вперед - махом назад соскок;

«ладони внутрь» - в положении руки вниз, вперед, назад, вверх;

«ладони книзу» - в положении руки в стороны или влево (впра­во);

«дугами вперед», если руки поднимаются или опускаются дви­жением вперед.

Исходное положение указывается только в начале упражне­ния.

Путь конечностей и тела указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обычным путем.

ТЕРМИНЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ И ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Исходные положения (и. п.)-стойки* или иные положения, из которых выполняются упражнения.

Стойки: основная стойка (о. с.) соответствует строевой стойке (рис. 4, а). Различают: стойку ноги врозь (рис. 4, б), стойку ноги врозь широкую, узкую, ноги врозь правой (рис. 4, в), скрестную (рис. 4, г), на правом (или левом) колене (рис. 4, д), а также сомкну­тую, при которой стопы сомкнуты, правой (левой) вольно.

При выполнении стоек на носках добавляется слово «на носках». Переход из стоек на коленях (а также из положений сидя, лежа и др.) в стойку на ногах обозначается термином «встать».

Седы - положения сидя на полу или на снаряде. Различают: сед (рис. 5, а), сед ноги врозь (рис. 5, б), сед углом (рис. 5, в), то же ноги врозь, сед согнувшись (рис. 5, г), сед с захватом (рис. 5, д), сед на пятках или на правой пятке (рис. 5, е), на бедре и др.

Присед - положение занимающегося на согнутых ногах (рис. 6, а), полуприсед (рис. 6, б), круглый присед, полуприсед (рис. 6, в), полуприсед с наклоном (рис. 6, г) и как вариант «старт пловца» (рис. 6, д), полуприсед, присед на правой или левой (рис. 6, е) и др

Вььпад - движение (или положение) с выставлением и сгибани­ем опорной ноги (рис. 7, а), наклонный выпад (рис. 7, б), выпад вправо с наклоном (рис. 7, в), глубокий выпад (рис 7, г), разно­именный выпад (указывается нога и направление выпада). Напри­мер, выпад левой вправо (рис 7, д).

Упоры -положения, в которых плечи выше точек опоры. Раз­личают: упор присев (рис. 8, а), упор на правом колене (рис. 8, б), то же одноименный (поднята одноименная опорной ноге рука) и разноименный; упор стоя согнувшись (рис. 8, в), упор лежа на предплечьях (рис. 8, г), упор лежа сзади (рис. 8, д) и др.

* Термин «стойка» имеет и другое значение. См. ниже. 32










Движения руками и но­гами. Различают движения одновременные, поочеред­ные и последовательные, а также одноименные (правая рука начинает движение вправо), разноименные (на­чало движения в противо­положную сторону), па­раллельные (обеими рука­ми), симметричные и не­симметричные. Они выпол­няются в основных и про-

межуточных плоскостях прямыми и согнутыми руками. Во вто­ром случае к термину добавляется слово «согнуть». Например, согнуть руки назад (рис. 9, а), согнуть руки в стороны (рис. 9, б). Этот же термин добавляется при сгибании ног. Например, согнуть правую (рис. 9, в), согнуть правую вперед (рис. 9, г), согнуть пра­вую назад (рис. 9, д), согнуть правую в сторону, то же, но колено в сторону (рис. 9, е).

Исходные положения рук: руки на пояс, к плечам, за голову, перед грудью, скрестно (указывается, какая сверху), за спину и др.

Направление движения руками и ногами определяется по отно­шению к туловищу независимо от его положения в пространстве." На рис. 10 показаны движения руками: а - правую вниз, б - пра­вую в сторону-книзу, в - правую в сторону, в, з - руки в стороны, г -правую вверх-наружу, г, ж - руки вверх-наружу, д - пра­вую вверх, д, е - руки вверх, ж - левую вверх-наружу, з - ле­вую в сторону, з, и - руки влево, к - левую в сторону-книзу, л - левую вниз, а, л - руки вниз.

На рис. 11 показаны положения ног (в боковой плоскости): а - вперед на носок, б - вперед-книзу, в - вперед, г - вперед-кверху, д - назад на носок, в - назад-книзу, ж - назад.

Направления движений указаны на рис. 12. В лицевой плоскос­ти: а - книзу, б - кверху, в - внутрь, г, д - наружу. В боковой плоскости: а - вперед, б - книзу, в - кверху, г - вперед д, е - назад. В горизонтальной плоскости: а - внутрь, б - наружу, б - вперед, г - назад, д - вперед, е - назад.

Круг - движение руками, ногами, туловищем, головой по ок­ружности, а также ногами (ногой) над снарядом.

Наклон - термин, обозначающий сгибание тела. Различают: наклон (рие. 13, а), наклон прогнувшись (рис. 13, б), полунаклон (рие. 13, в), наклон вперед-книзу (рие. 13, г), наклон назад касаясь (рие. 13, д), наклон в широкой стойке (рис. 13, е), наклон с захва­том (рис. 13, ж).

Равновесие - устойчивое положение занимающегося на одной ноге. Различают равновесия: на правой (рис. 14, а), равновесие с наклоном (рис. 14, б), боковое (рис. 14, в), заднее (с наклоном на­зад, рис. 14, г), фронтальное (рис. 14, д), е захватом (рие. 14, е), шпагатом (рис. 14, ж).


При наименовании упражнений с предметами основным призна­ком служат положение предмета (его направление) и совершаемый им путь.

Основные положения е гимнастической палкой: палку вниз (рис. 15, о), палку на грудь (риа. 15, б), палку вперед-вверх (рис, 15, в), палку на голову, за голову, на лопатки и др.









Несимметричные поло­жения с палкой принято называть: палку к плечу (рис. 15, г), палку к плечу или на голову вправо (рис. 15, д), за голову вправо и др.; если палка и рука не составляют прямой линии, то называют так: правую в сторону, палку вверх (рис. 15, е). Другие способы удержания палки указыва­ются дополнительно. На-

пример, палку на грудь или к плечу правым концом кверху (рис. 15, ж).

Основные термины упражнений со скакалкой:

Подскок - небольшое подпрыгивание на месте или с продвиже­нием; двойной подскок - два пружинящих подскока: первый ос­новной, второй дополнительный (меньше по амплитуде).

Подскок петлей (рис. 16, а), подскок с правой на левую (рис. 16,6), (рис. 16, б) подскок с двойным вращением (двойное вращение ска­калки при одном подскоке), подскок меняя ногу (рис. 16, в), под­скоки с передачей скакалки и др.

ТЕРМИНЫ УПРАЖНЕНИЙ НА СНАРЯДАХ

Хват - способ держания за снаряд. Различают: хват сверху, снизу, разный, обратный, скрестный, широкий, узкий, сомкнутый, глубокий. Первый по правилу сокращений опускается.

Вис - положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Различают: висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего ру­ками), и висы смешанные, при которых используется дополнитель­ная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.).

Висы простые: вис (рис. 17, а), вис на согнутых руках, вис сог­нувшись (рис. 17, б), вис прогнувшись (рис. 17, б) и др.

Висы смешанные: вис присев (рис. 18, а), вис стоя согнувшись (рис. 18, б), вис лежа (рис. 18, в), вис стоя (рис. 18, г). Иные поло-

жения уточняются. Напри­мер, вис на согнутых ногах (рис. 18, 5).

Упор - положение зани­мающегося, в котором его плечи выше точек опоры (см. рис. 1). Различают упоры простые и смешанные. Упоры простые: упор, упор на пред­плечьях, на руках (см. рис. 1, а, б, в), упор на руках сог­нувшись (рис. 19, а), упор


сзади (рис. 19, б), упор углом (рис. 19, в). В случаях очевидного положения в упоре достаточно применять одно слово «угол». На­пример (на брусьях), подъем махом назад - махом вперед угел или перемахом правой (над правой жердью) угол; упор ноги врозь вне (рис. 19, г).

Упоры смешанные: упор присев на правой, левую назад (или назад на носок, рис. 20, а), упор лежа на согнутых руках, левую назад (рис. 20, б), упор стоя ноги врозь (рис. 20, в) и др.


Сед - положение сидя на снаряде. Различают: сед ноги врозь на брусьях (рис. 20, г), сед на бедре (рис. 20, д) и др.

Начало упражнения на снарядах принято определять терми­нами: с прыжка, с разбега, из виса, из упора, из упора на руках и др. В отдельных случаях для краткости можно сразу называть начальное движение (первый элемент). Например, размахивание (на перекладине) и подъем разгибом - оборот назад.

Подъем - переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий. Различают: подъем силой поочередно (рис. 21, а), подъем силой (рис. 21,6), махом одной подъем переворотом (рис. 21, б), то же махом или силой, подъем правой (левой) или двумя (рис. 21, г), подъем разгибом и др.

Спад - движение, противоположное подъему. Медленный спад принято называть опусканием.

Оборот - круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда (пе­рекладина, жердь и др.), выполняемое из упора. Различают: оборот вперед (назад) из упора ноги врозь, оборот вперед или назад из упора, большой оборот.

Поворот - движение тела вокруг вертикальной оси. Различают поворот махом вперед, назад, поворот в стойке и др.

Стойка - вертикальное положение гимнаста ногами кверху с опорой какой-либо частью тела. Различают: стойку на плечах, на руках, на одной руке и др. Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись и др.

Мах - свободное движение относительно оси вращения. (Спо­собы: силой, изгибами, с прыжка. Размахивание - мах, выполнен­ный несколько раз.

Мах дугой - переход из упора в вис дугообразным движением.

Кач - однократное маятникообразное движение занимающего­ся вместе со снарядом (обычно с кольцами). Несколько качей - раскачивание.

Выкрут - оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. По направлению различают выкрут вперед и назад. При необходимости указывают мах, которым он выполняется.

Для обозначения маховых движений (махов) применяются тер­мины:

Перемах - движение ногой (ногами) над снарядом.

Круг - целостное (эллипсообразное) движение ногой (ногами). Различают: круг правой, круг правой влево, влево или вправо на­зад, круг с поворотом и др. Круг двумя, выполняемый с сомкнуты­ми прямыми ногами; круг поперек, крут прогнувшись и др.

Скрещение - два встречных перемаха. Разновидности скреще­ний уточняются. Например, скрещение согнув ноги, обратное скре­щение, скрещение с поворотом.

Вход - термин, обозначающий переход гимнаста из и. п. у сна­ряда круговым движением с поворотом вокруг опорной руки в упор на ручках. Может быть выполнен одной ногой (ее указывают).

Переход - смещение исполнителя вправо или влево на снаряде с перехватом руками (при выполнении того или иного элемента).


Выход - движение, противоположное входу, но на другую часть коня.

Перелет - перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с опусканием рук (углом, согнувшись, ноги врозь и др.), а также с одного снаряда на другой или с одной жерди на другую.

Соскок - спрыгивание со снаряда из виса или из упора. Разли­чают: соскок махом вперед, назад, то же с поворотами, дугой, обо­ротом, переворотом, выкрутом, сальто и др. А также согнув ноги, ноги врозь (из упора и из стоек на руках).

Прыжок - преодоление расстояния: высоты, длины, препятст­вия или снаряда - в свободном полете после отталкивания ногами.

Опорный прыжок выполняется с дополнительной опорой (толч­ком) руками. Различают: прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.

Замах - предварительный мах ногами назад после толчка ногами.

4.6. ТЕРМИНЫ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ*

Перекат - вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову). Различают: перекат вперед, в сторону, круговой перекат, перекат назад согнув­шись, выполняемый из седа.

Группировка - согнутое положение тела (колени к плечам, локти прижаты, захват за голени). Различают группировку лежа, сидя и в приседе, а также широкую группировку.

Кувырок - вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову. Различают: кувырок вперед, длинный кувырок, кувырок с прыжка с фазой полета до опоры руками, лет-кувырок, кувырок с поворотом, заканчиваю­щимся лицом в другую сторону, кувырок назад, кувырок назад в упор на колене, кувырок назад согнувшись, кувырок назад через плечо прогнувшись и др.

Переворот - вращательное движение тела с полным перевора­чиванием (с опорой руками, головой или тем и другим) с одной или двумя фазами полета. Различают: переворот в сторону, переворот с головы, переворот на одну ногу, переворот с прыжка и др.

Переворот назад - вращательное движение тела назад с опорой на руки. Выполняется также в стойку на руках, на голове и др.

Перекидка - равномерное вращательное движение тела с пол­ным переворачиванием (с опорой руками) без фазы полета. Выпол­няется с двух ног на две, а также с одной ноги и со сменой ног.

Рондат - переворот с поворотом кругом и приземлением на обе ноги.

Курбет - прыжок назад с рук на ноги.

Подъем разгибом - вскок на ноги, выполненный из упора

* Более сложные упражнения см. в учебниках «Спортивная гимнастика», «Спортивная акробатика».







согнувшись (g лопаток). Его можно сделать в сед, в сед ноги врозь, на колени и т. д.

Поворот разгибом выполняется движением подъема в поворотом кругом в упор лежа (g поворотом на 360° указывается особо).

Сальто - свободное переворачивание тела в воздухе. Различа­ют: сальто вперед, маховое сальто (рис. 22), сальто назад, в сторону, а также сальто g полуповоротом, сальто е поворотом и др.

Темповой подскок - небольшое подпрыгивание на маховой ноге, другая согнута вперед, руки вверх. Применяется в качестве связующего элемента в прыжковой акробатике.

Мост - дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре. Различают: мост (рис. 23, а), моет на одной руке (рив. 23, б), мост на одной ноге (рис. 23, в), мост на предплечьях (рис 23, г), мост разноименный, например в опорой левой ногой и правой рукой (рив. 23, д), и др.

Шпагат - сед в предельно разведенными ногами (с касанием опоры всей длиной той и другой ноги). Различают: шпагат (рис 24, о), шпагат правой (рис. 24, б), левой (указывается нога, находя­щаяся впереди); одноименный (рис. 24, в), разноименный, шпагат о наклоном и др.

Полу шпагат - аналогичное положение, но с согнутой ногой, находящейся впереди (рис 24, г), полушпагат g наклоном (рис. 24, д), с наклоном назад и др.


Стойка - вертикальное положение тела ногами вверх. Разли­чают стойки: на лопатках (см. рис. 1, г), на голове (см. рис. \, д), на руках (см. рис. 1, е); в последнем случае стойка может быть уз­кой, широкой (кисти на половину ширины плеч), сомкнутой, на одной руке. Способы выхода в стойки принято кратко обозначать так: силой (руки сгибаются в локтевых суставах, ноги - в тазобедренных); перекатом (вращательным движением в по­следовательной опорой), махом (правой или левой ногой); согнувшись (руки прямые, тело сгибается в тазобедренных суставах); прогнувшись (руки сгибаются, а тело держится прогнутым); прыжком (на руки); переворотом на­зад и др.

В парных и групповых упражнениях применяются аналогичные термины, но указывается исходное и конечное положение каждого исполнителя (какой частью тела верхний акробат опирается на ту или иную часть тела нижнего). Например, вход о бедра, вход сзади или стойка на плечах в кистях лежащего партнера, стойка на коленях нижнего.

Для упражнений на батуте применяются специфические тер­мины.

Кач - отдача сетки после прихода на нее прыгуна.

Подскоки - (темповые прыжки), применяемые для увеличения взлета исполнителя. Остальные термины образуются в соответетвии с правилами гимнастической терминологии.

ТЕРМИНЫ УПРАЖНЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

Шаги - разнообразные виды передвижения. Различают: обыч­ный шаг, шаг с носка, на носках, острый шаг, выпадами, шаг гало­па, приставной шаг, переменный шаг, шаг польки и др. ,

Бег-передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. Названия бега аналогичны видам ходьбы.

Поворот - вращательное движение тела вокруг вертикальной или продольной оси. Различают: поворот переступанием (одноимен­ный, разноименный), на носках, скрестный, махом, спиральный, а также в приседе, в равновесии (с сохранением положения тела) и др.

Прыжок - свободный полет после отталкивания ногами. В за­висимости от амплитуды движения и положения тела в воздухе различают: прямой прыжок, согнувшись, прогнувшись, открытый, закрытый, шагом, скачок, перекидной, подбивной, выпадом, полу­кольцом (кольцом) и др.

Пружинное движение руками - целостное пружинное движе­ние со сгибанием во всех суставах. Выполняется в различных на­правлениях.

Волна - оложное целостное движение, состоящее из последо­вательного разгибания в одних суставах и сгибания в других. Раз­личают: волну вперед, вправо, влево (боковая волна).

Волна рукой - волнообразное движение рукой (руками), на-


Чинающееся сгибанием руки (к себе) и опусканием кисти, затем раз­гибанием (от себя) с одновременным подниманием кисти. Положе­ние кисти принято именовать так: обычное (не указывается), кисть свободна, кисть расслаблена, кисть поднята.

Вис - положение, при котором линия плечевого пояса спортсмена проходит ниже точек хвата. Различают висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего руками), и висы смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.). .

Вис присев - смешанный вис, при котором согнутые ноги ступнями касаются пола или опоры. Например: на брусьях разной высоты.

Вис прогнувшись - вис, при котором выпрямленное или слегка согнутое тело находится вниз головой (отведена назад) перед снарядом или позади него.

Простой вис - положение в висе, когда снаряд захватывается одной частью тела (руками, ногами, носками).

Смешанный вис - положение в висе с дополнительной опорой о снаряд или пол другой частью тела.

Вис сзади - вис на отведенных назад руках.

Вис согнувшись - вис, при котором тело согнуто в тазобедренных суставах так, что прямые ноги находятся над туловищем, перед снарядом или позади него.

Вис стоя - смешанный вис, при котором тело выпрямлено и отклонено назад, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.

Вис стоя сзади - смешанный вис на отведенных назад руках, при котором выпрямленное тело наклонено вперед, а ноги касаются ступнями пола под места хвата.

Вис лежа - смешанный вис, при котором ноги касаются пола ступнями (на брусьях разной высоты - бедрами) впереди или сзади места хвата.

Вис на правой (левой) - смешанный вис, при котором правая (левая) согнутая нога опирается подколенным сгибом о снаряд, а левая (правая) прямая, тело слегка прогнуто, голова отведена назад..

На высокой перекладине это положение (вис) является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний.

В положении виса тело должно быть максимально выпрямлено. Это достигается провисанием в грудино-ключичных и плечевых суставах, а также расслаблением мышц в области поясницы. Руки также выпрямлены, но не напряжены. Ноги должны быть выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, носки оттянуты. Обучение вису целесообразно проводить целостным методом..

Упор - положение, при котором плечи располагаются выше точек опоры.Различают упоры простые и смешанные. В простых - одна точка опоры, а в сложных - две точки опоры или более. .

Упор боком - положение с прямым телом боком к снаряду и опорой одной рукой и ногами.

Упор верхом - ноги врозь правой (левой).

Горизонтальный упор - упор, при котором прямое или слегка прогнутое тело находиться в горизонтальном положении.

Упор кольцом - положение лежа на животе с опорой руками и бедрами согнутых назад ног, касаясь ступнями головы.

Упор лежа - положение с опорой прямыми руками и носками вытянутых ног.

Упор лежа на бедрах - положение лежа с опорой прямыми руками и передней поверхностью бедер.

Упор на коленях - положение стоя на коленях с опорой руками.

Упор на предплечьях - положение с опорой на предплечья.

Упор на руках - положение на брусьях с опорой на руки по всей длине.

Упор на руках согнувшись - упор на руках, в котором поднятые прямые ноги находятся над туловищем.

Упор ноги врозь вне - упор с прямыми широко разведенными горизонтально ногами, расположенными за руками.

Упор ноги врозь правой (левой) - положение в упоре, когда правая (левая) нога находится перед снарядом, а левая (правая) - за ним.

Упор присев - положение приседа, колени вместе, с опорой руками около носков.

Разный упор - 1)Положение на женских брусьях, когда одна рука находиться в упоре на нижней жерди, а другая - в упоре на руке на верхней. 2) Положение на коне, когда одна рука опирается на ручку, другая - на тело снаряда.

Упор сзади - 1)Положение сидя с опорой руками, отведенными назад, или лежа с прямым телом и опорой пятками. 2) Положение в упоре, когда снаряд находиться за телом.

Упор спереди - 1)Положение прямого или слегка прогнутого тела с опорой о снаряд руками и передней поверхностью бедер или носками. 2)Положение в упоре, когда снаряд находиться перед телом.

Упор стоя ноги врозь - упор с прямыми разведенными ногами.

Упор стоя согнувшись - стоя наклон вперед с опорой руками. .

Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающихся на гимнастических снарядах в этих положениях. Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет. В учебную программу по физическому воспитанию они включены с I класса. .

Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Выполнение упражнений в висах и упорах, оказывая общее укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещения тела из одного положения в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоростно-силовых качеств.

Различные положения тела: наклонные, вертикальные (головой вниз) -- положительно влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия (вестибулярного аппарата). Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удержанием поз, которые требуют от занимающихся умения хорошо координировать работу многих мышечных групп. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулатуру тела, создают благоприятные условия для сохранения правильной осанки. Существенно важно и то, что при выполнении упражнений в висах и упорах дети овладевают умениями оценивать положения своего тела в пространстве, различать длительность статических поз и характер мышечных усилий. Умение выполнять упражнения в висах и упорах с хорошей осанкой, легко и красиво имеет значение для подготовки детей к занятиям спортивной гимнастикой.

Для выполнения упражнений в висах и упорах в зависимости от координационной сложности и наличия соответствующего оборудования могут быть использованы фронтальный, групповой и поточный способы организации учащихся.