Подвижная игра луна и солнце цель. Подвижные игры: чувашская народная игра «Луна и сол­нце»

  • 07.04.2024

Задачи. Познакомить детей с правилами игры, предложить самостоя­тельно с помощью считалки распределить роли. Учить соблюдать правила безопасности, контролировать правильность выполнения основных дви­жений. Способствовать закаливанию детского организма.

Дидактическая игра «Мальчики».

Задачи. Закрепить умения детей, связанные с порядковым счетом, ак­тивизировать в речи порядковые числительные. Учить детей передавать в речи свои рассуждения.

Спортивные упражнения: скольжение по ледяным дорожкам.

Задачи. Актуализировать двигательный опыт детей, упражнять в сколь­жении по утрамбованному снегу, учить выполнять разбег, удерживать рав­новесие. Поощрять инициативу детей, способствовать воспитанию дисцип­линированности и смелости.

Работа с детьми в группе

Виды деятельности

Беседа на тему «Глобус».

Задачи. Расширять представления детей о нашей Родине, о ее месте на планете Земля. Познакомить с понятиями Северный и Южный полюс, Арктика и Антарктика. Развивать любознательность.

Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций В.М. Конашевича к"произведениям А.С. Пушкина.

Задачи. Учить детей видеть средства выразительности, используемые художником; развивать эмоциональную отзывчивость, интерес к произве­дениям А.С. Пушкина.

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».

Задачи. Учить детей развивать сюжет на основе знаний, полученных из литературных произведений, подготавливать необходимые условия и атрибуты.

Работа в уголке музыкального воспитания: русская народ­ная мелодия «Гори ясно».

Задачи. Учить детей чувствовать эмоциональную выразительность му­зыкального ритма и точно воспроизводить ритмический рисунок в игре на металлофоне и шумовых инструментах.

№ 5. Индивидуальная работа по ФЭМП: дидактическая игра «Кто где стоит?» ,

Задачи. Закреплять умение определять свое местоположение относи­тельно других людей и предметов.

День 16

Утро

Виды деятельности

Подвижная игра «Прятки».

Задачи. Учить детей играть на всей игровой площадке, соотносить свои действия с действиями других игроков, водящего, совершенствовать уме­ние ориентироваться в пространстве, развивать быстроту реакции.

Дежурство в уголке природы: практикум «Зарядка» аквариума».

Задачи. Продолжать знакомить детей с трудовыми операциями по ухо­ду за аквариумом: учить «заряжать» аквариум, готовить его к пересадке рыбок. Воспитывать ответственность, бережное отношение к обитателям уголка природы.

Работа в уголке природы: определение погоды.

Задачи. Учить детей подбирать карточки, на которых схематично изоб­ражено состояние погоды, наблюдаемое за окном в этот день, учить аргу­ментировать свой выбор, составлять развернутый рассказ о погоде по выб­ранным карточкам.

Дидактическая игра «Придумай предложение».

Задачи. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

№ 5. Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Почта»: заучивание детьми отрывка из стихотворения С. Маршака «Почта»; составление графического письма заболевшему товарищу, оформле­ние конверта.

Задачи. Усложнять игру путем расширения числа участников, согласо­вания и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

Анастасия Смородина
Картотека подвижных игр по теме «Космос»

1. «Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять вкруг, и игра начинается сначала.

2. «Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».

Запускаем мы ракету «У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,

Завели моторы «Р – р – р»: движение по кругу друг за другом

Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.

На заправку полетели: присели –руки вперёд, заправились – руки опустили.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

3. «Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим места нет!

Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

4. «Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

5. «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.

Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.

6. «Солнце – чемпион»

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун. Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
"КОСМОС"

Физическое развитие

Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения «Заботливое солнышко»

Солнце с неба посылает (Дети ритмично скрещивают руки над головой. плавно покачивают руками вверху .)
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. (
Ритмично потирают щеки.)
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки. (
Ритмично постукивают пальцем по носу.)
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это! (
Ритмично постукивают руками по плечам.)

Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

В звёздном небе звёзды светят

(показываем звёзды, пальчики переплетаются)

Космонавт летит в ракете

(изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить)

День летит, ночь летит (загибаем пальцы)

И на землю вниз глядит (изображаем иллюминатор)

Физминутка «Полет»

А сейчас мы с вами, дети, (маршировать)

Улетаем на ракете. (потянуться, подняв руки над головой)

На носки поднимись, (подняться на носки, руки сомкнуть над головой)

А теперь руки вниз. (опустить руки вниз)

Раз, два, три, потянись (потянуться)

Вот летит ракета ввысь. (кружиться на месте)

Психогимнастика «Солнце и тучка»

Вдох

За тучку солнышко зашло, (съежиться, обнимая себя за плечи)

Стало зябко и темно (выдох)

Солнце вышло из-за тучки, (расправить плечи)

Мы теперь погреем ручки. (задержать дыхание, выдох, расслабиться)

Этюд на выразительность жестов «Я не знаю!»

Незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел». Выразительные движения: брови приподняты, уголки рта опущены, плечи на миг приподнимаются, руки слегка разведены, ладони раскрыты.

Пальчиковая гимнастика «Космический отряд»

Раз, два, три, четыре, пять -

По одному загибают пальчики на обеих руках.

В космос полетел отряд.

Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

Командир в бинокль глядит,

Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Загибают пальчики обеих рук

Большую желтую луну.

Психомышечная тренировка «Солнышко и тучка»

(на напряжение и расслабление мышц туловища).

Солнце зашло за тучку, стало свежо сжаться в комок, чтобы со-греться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко расслабиться, пото-му что разморило на солнце. Повторить 2-3 раза.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
"КОСМОС"

Физическое развитие

«Астрономическая считалка»

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс,

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

Восьмой - Нептун.

Подвижная игра «Космонавты» (старший возраст)

На полу раскладывают обручи-ракеты (обручей на 1 меньше, чем детей в парах). Встать в обруч могут не более 2 человек. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим -

На такую полетим!

Но в игре один секрет -

Опоздавшим места нет!

После последних слов все разбегаются и стараются быстрее занять ракету-обруч по двое. В паре повернуться спиной друг к другу, плотно прижавшись спинами и затылками, принять красивую позу с правильной осанкой.

Подвижная игра «Звездные ловишки»

Дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки, в руках у него объемная звездочка. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» — все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его звездочкой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся звездочкой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3—4 ребёнка, то выбирается новый ловишка.

Подвижная игра «Выше ноги от земли!»

Игра проводится так же, но с условием: нельзя ловить тех детей, которые вовремя успели встать на какой-нибудь возвышающийся предмет — стул, доску и другие предметы.

Подвижная игра «Космонавты»

Игра проводится под музыкальное сопровождение.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение звука «У».

Запускаем мы ракету «У-У-У!»: руки над головой в форме конуса

Завели моторы «Р - р - р»: движение по кругу друг за другом

Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.

На заправку полетели: присели -руки вперёд, заправились - руки опустили.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

Подвижная игра «Космические спасатели или Собери космический мусор» (средний возраст)

Дети делятся на 2 команды с равным количеством человек за линией на одной стороне площадки. У детей в руках пустые ведерки разного цвета, а на полу небольшие мячи (кубики) такого же цвета, как и ведёрки.

По сигналу воспитателя дети собирают мячи (кубики) в своё ведёрко в соответствии с его цветом.

Усложнение:

Передвигаться только гигантскими шагами;

Передвигаться только прыжками на 2-х ногах.

Игровое упражнение * «Невесомость» (равновесие)

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

В нашей средней группе «Воробушки», как и все дети, их возрасте очень любят играть в игры. На неделе посвящённой дню космоса я не нашла игру в которую мы бы еще не разу не играли. Я придумала для детей подвижную игру и назвала её «Солнечная система» . Из цветной бумаги я вырезала атрибуты к игре (солнце, девять планет разных цветов и размеров). Прикрепила на узкую полоску для того чтобы надеть детям на голову.

Цель: закрепить и систематизировать представление детей о солнечной системе, название планет, их последовательность расположения от Солнца. Учить детей ориентироваться в пространстве.

Ход игры: у детей на голове одеты изображение планет, вырезанные из цветной бумаги. Один из ребят играет роль Солнца, а другие выстраиваются согласно расположению планет в солнечной системе. Дети произносят считалочку, при этом двигаются вокруг солнца. На последние слова: Кто не видит – выйди вон! Дети разбегаются в разных направлениях, Солнце пытается их догнать, кого первым поймает, тот и становиться ведущим. Ведущий – (Солнце) меняется с пойманной планетой шапочками.

На луне жил звездочёт.

Он планетам вел отсчет.

Меркурий – раз, Венера – два,

Три – земля, четыре – марс,

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

Кто не видит – выйди вон.

Детям понравилась эта игра. Когда я придумала, эту игру у меня были, сомнения что ребята не поймут правила этой игры, но они даже считалочку сразу запомнили. На основании этой игры у детей закрепилось представление о космосе и о планетах солнечной системы. Во время игры у детей развиваются познавательные и интеллектуальные способности, а также пополняется активный словарь детей.

В работе представлена подборка материала по всем образовательным областям на тему "Космос", "День космонавтики", в приложении дано описание подвижных и хороводных игр, пальчиковой, дыхательной и глазной гимнастики; загадки и стихи, а также словесные игры по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ПО ТЕМЕ: «Космос», «День космонавтики»

Цель : Познакомить с праздником «День космонавтики», объяснить, почему его отмечают 12 апреля.

Сформировать представления о космосе, об освоении космоса людьми, о полёте в космос Ю.А.Гагарина.

Задачи:

  • дать детям представление о том, что Земля – наш общий дом;
  • дать элементарное представление о строении Солнечной системы, о Вселенной;
  • познакомить детей с картой звёздного неба, созвездиями;
  • развивать умение наблюдать, делать выводы;
  • воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, к изучению космического пространства;
  • продолжать учить детей ясно и последовательно излагать свои мысли, давать полные ответы на вопросы воспитателя;
  • пополнять и активизировать словарь детей, формировать навыки речевого общения.

ОО

Формы работы

1. физическая культура

Подвижные игры:

  • «Луна и звёзды»
  • «Космонавты»
  • «Космическая охота»
  • «Бывает – не бывает»
  • «Звёздный магазин»

Эстафеты, соревнования:

  • «Пролети среди метеоритов»
  • «Сбей метеориты»

2. здоровье

Физкультминутки:

  • «Мяч по кругу»
  • «Космонавт»

Дыхательная гимнастика:

  • «Шаловливый ветерок»
  • «Луна»

Глазная гимнастика: «Звёздочка»

Пальчиковая гимнастика:

  • «Метеоритный дождь»
  • «Чудесная книга созвездий»

Мелкая моторика:

  • «Собери созвездие по образцу» (магнитная мозаика)
  • Аппликация методом обрыва «Звёзды и кометы»
  • «Картины из пластилина»
  • Выгибание звезды из проволоки
  • Выкладывание созвездий из палочек, горохом на пластилиновой пластине
  • «Пластилиновые жгутики»

Свободное общение: «Каким нужно быть, чтобы стать космонавтом»

3. художественное творчество

Рассматривание фотоиллюстраций

Лепка:

  • «В далёком космосе» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа, с.182),
  • «Наш космодром» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа, с.186),
  • «Покорители космоса» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа, с.188)

Аппликация:

  • «Летающие тарелки и пришельцы» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа, с.184)

Рисование:

  • «День и ночь» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа, с.178),
  • «На далёкой, неизведанной планете» (Лыкова И.А. - Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени, с.134)

4.музыка

Хороводные игры:

  • «Звёздный хоровод»
  • «Угадай созвездие»

Слушание:

  • «Колыбельная медведицы» Е.Крылатов – Ю.Яковлев
  • «Млечный путь» А.Рыбников – И.Кохановский
  • «Песня о звёздах» А.Рыбников – Ю.Ким

5. познание

Рассматривание иллюстраций, фотографий и репродукций

Отгадывание загадок

Беседы:

  • «Этот загадочный космос»
  • «Что такое Луна»
  • «Первый космонавт»

Дидактические игры:

  • «Хочешь стать космонавтом?»
  • «Большие и маленькие»
  • «Угадай по описанию»
  • «Сравни картинки»
  • «Сходство и различие»
  • «Что лишнее?»
  • «Что исчезло?»
  • «Почему Луна такая разная?»

О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом» с. 106, 166

  • «На орбите», «Прямо или по кругу» (что удерживает спутники на орбите)
  • «Приплюснутый шар» (почему земной шар приплюснут с полюсов)
  • «Тёмный космос» (почему в космосе темно)
  • «Вращающаяся Земля» (как Земля вращается вокруг своей оси)
  • «Далеко – близко» (расстояние от солнца и температура воздуха)
  • «Чем ближе, тем быстрее» (время обращения планет вокруг Солнца)

Конструирование:

  • «Звёзды и кометы» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа, с.180)
  • «Космодром»

6. чтение художественной литературы

Энциклопедии:

Бэрнхем Р. «Атлас Вселенной для детей»

Дорожкин Н.Я. «Космос»

Житомирский С.В. «Астрономия»

Калашников В.»Звёзды и планеты»

Кошурникова Р.В. «Путешествие по глобусу» «Планета Земля»

Порцевский К.А. «Моя первая книга о космосе»

«Человек и Вселенная»

Л.Талимонова Сказки и притчи

Мифы о Солнце, Луне, планетах (Древняя Греция, Древний Египет)

Стихотворения:

Я.Аким «Береги свою планету»

О.Высоцкая «Космонавт»

А.Матутис «Ракета и я»

В.Степанов «Космонавт», «Астроном»

Ж.Парамонова «Забавная Астрономия для малышей»

Р.Сеф «Комета»

Е.Стюарт «Наш спутник»

А. Усачёв «Астрономическая считалка», «Стихи о материках», «География», «Откуда берётся вода?»

«Там, где звёздочка горит»

Е.Шиловский «Я обнял глобус»

Рассказы:

В.Баруздин «Первый человек в космосе»

Бороздин В. «Звездолётчики» , «Первый в космосе».

Я. К. Голованов «Дорога на космодром»

В. Кащенко «Созвездие драконов»

П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп»

Е.Левитан «Малышам о звёздах и планетах»

А.Леонов «Шаги над планетой»

Н.Носов «Незнайка на Луне» (главы)

О. А. Скоролупова «Покорение космоса».

Томилин А.Н. «Голубая планета Земля», «Есть ли вола в море дождей?»

Шалаев Г. «Почему планеты не сталкиваются?», «Что такое комета? Почему у кометы есть хвост?», «Далеко ли до звёзд?», «Кто обгрыз месяц?», «Жил да был звездочёт»

7. коммуникация

Грамматика:

  • образование и употребление сложных слов (луноход, звездочёт, звездолёт, звездопад, космолёт)
  • употребление и согласование числительных с существительными и прилагательными в косвенных падежах
  • образование прилагательных от существительных (космос – космический, луна – лунный, звёзда – звёздное)

Фраза:

  • распространение фразы
  • составление сложных предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО

Связная речь:

  • Составление рассказа по картине, по серии картинок, по схеме
  • Составление и отгадывание загадок,
  • Пересказ коротких рассказов
  • Составление творческих рассказов «Что можно увидеть из космоса», «Расскажи о своей планете»

Словесные игры

  • «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте»
  • «Скажи наоборот»
  • «Похожие слова»
  • «Какой, какая, какое»

8. безопасность

Беседы:

  • «Жизнь людей на космическом корабле»
  • «Можно ли смотреть на Солнце?» (как сберечь зрение)

9. труд

Изготовление бортового журнала, карт звёздного неба и других атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Познакомить детей с профессиями: космонавт, учёный-астроном, инженер-конструктор

10. социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Полёт в космос», «Исследователи космоса»

Пластические этюды: «Парим в космосе»

Экскурсии: в Планетарий, в музей им. Циолковского

Приложение

1. Образовательная область «Физическая культура»

Подвижная игра «Луна и звёзды»

С помощью считалки выберите водящего – это будет Луна (одеть шапочку на голову). Все остальные дети – звёзды.

На земле начерчен большой круг – территория Луны. Звёзды забегают в круг и дразнят Луну. Луна может заморозить звезду, дотронувшись до неё. Когда все звёзды заморожены, водящий меняется.

Считалка

На Луну летать мы будем,

В небе скучно ей одной!

Непременно нужно людям

Познакомиться с Луной. (О.Высоцкая)

Подвижная игра «Космонавты»

Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулки по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После этого все разбегаются по «ракетодрому» и стараются занять место в любой заранее начерченной «ракете». Внутри каждой «ракеты» обозначено по 5 кружков. Это места для участников игры, их меньше, чем играющих. опоздавший – проиграл.

Подвижная игра «Космическая охота»

Два космических охотника встают по краям площадки, остальные – в центре. Охотники стараются попасть мячом в игроков. Когда охотник кидает мяч, он называет какое-либо созвездие, а игроки должны изобразить его и увернуться от мяча. Например, Лира – имитируют игру на лире, Лебедь – руки в стороны, Андромеда – руки вверх и т.д.

Подвижная игра «Бывает – не бывает»

Дети встают наверх лесенки. Ведущий бросает детям мячик, называя реальное или выдуманное созвездие. Если созвездие существует, то мяч нужно поймать, если нет – то не ловить. Если ребёнок не ошибся, то он спускается на одну ступеньку. Если ошибся, то стоит на месте. Выигрывает тот, кто первым спуститься с лесенки.

Подвижная игра «Звёздный магазин»

Дети загадывают, каким созвездием они будут и сообщают об этом продавцу. Приходит покупатель – астроном и говорит, что ему нужно какое-то созвездие. Если такое созвездие есть, то оно убегает, а покупатель должен его поймать.

Эстафета «Пролети среди метеоритов»

На дорожке вразброс расставляются кегли. Дети должны пробежать среди них до планеты, не сбив ни одной кегли. Если сбита 1-2 кегли, то корабль повреждён и ребёнок продолжает движение шагом, если сбито 3 кегли, то корабль взрывается и ребёнок выходит из игры.

Соревнование «Сбей метеориты»

Дети берут мешочки с песком и стараются попасть в метеориты – катящиеся по полу мячи, запущенные воспитателем.

2. Образовательная область «Здоровье»

Физкультминутка «Мяч по кругу»

Играющие передают мяч по кругу, называя при этом какое-либо созвездие (планету, космонавта…). Проиграет тот, на ком мяч остановится.

Физкультминутка «Космонавт»

Раз-два, стоит ракета.

Три-четыре, скоро взлет.

Чтобы долететь до Солнца

Космонавтам нужен год.

Но дорогой нам не страшно, Каждый ведь из нас атлет Пролетая над землею

Ей передадим привет.

(поднимают руки вверх)

(разводят руки в стороны)

(круг руками)

(берутся руками за щеки, качают головой)

(руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

(сгибают руки в локтях)

(разводят руки в стороны)

(поднимают руки вверх и машут)

Дыхательная гимнастика:

Упражнение «Шаловливый ветерок»

Оборудование: узкие атласные ленточки на верёвочке (занавеска)

Инструкция: Маленький ветерок очень любит играть. Сегодня он прилетел к окну, чтобы поиграть с занавеской. Он подул на них, они стали колыхаться. (показ)

Упражнение «Луна»

Оборудование: картинка с изображением ночного звёздного неба, Луна, вырезанная из бумаги.

Инструкция: Луна медленно передвигается по ночному небу (показ). По команде ребёнок набирает через нос воздух и начинает плавно и медленно дуть на Луну.

Глазная гимнастика «Звёздочка»

Мы звездочку увидали – глазки вверх подняли.

Вот звезды полетели – глазки вправо посмотрели.

Вот звезды полетели – глазки влево посмотрели.

А теперь звезда внизу – глазки я опущу.

Дети смотрят вверх, вниз, вправо, влево.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Пальчиковая гимнастика «Метеоритный дождь»

Дети под руководством воспитателя стучат пальчиками по полу сначала слабо, а потом сильнее, с разным темпом, можно повторять ритм за воспитателем.

Пальчиковая гимнастика «Чудесная книга созвездий»

Открою секрет: если ночью не спится,

Я книги чудесной листаю страницы.

На первой странице блестит огромный сверкающий Кит.

А вот свои крылья развёл прекрасный и гордый Орёл.

Сияет лучами Корона,

Жираф догоняет Дракона,

Бегут за добычею Псы,

Качаются тихо Весы,

И Лебедь прекрасный плывёт,

И Лира о счастье поёт.

Спросите меня, где я это видал?

Отвечу: на небе ночном отыскал.

Глаза прикрыты ладонями, разводим руки в стороны

Складываем ладони вместе перед собой, затем раскрываем их «книжечкой»

Одна ладонь поверх другой, раскрываем – закрываем «пасть кита»

Ладони скрещены, большие пальцы сцеплены друг с другом, остальные – разведены, «машем крыльями»

Ладони на себя, пальцы широко расставлены

Руки на столе, делаем волнообразные движения от себя

Ладони параллельно друг другу, большие пальцы вверх, отводим мизинцы – «открываем пасти псов»

Ладони вверх, попеременно поднимаем и опускаем чаши весов

Сгибаем руки в локтях, пальцы собираем в щепоть

На одной руке широко разводим пальцы, а пальцами другой руки проводим по пальцам – струнам

Попеременно поглаживаем одной рукой другую

Разводим руки в стороны

4. Образовательная область «Музыка»

Хороводная игра «Звёздный хоровод»

Ведущий: На скамейке я лежу, и на небо я гляжу,

Солнце вижу, облака, звёзд не вижу я пока.

А как вечер настаёт, вижу звёздный хоровод!

Дети водят хоровод, а в конце разбегаются под музыку и изображают какое-либо созвездие. Водящий угадывает созвездие. У кого не угадает – тот выходит из игры.

Хороводная игра «Угадай созвездие»

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, в центре – водящий. Водящий закрывает глаза и изображает рукой стрелку. Дети двигаются под музыку по кругу со словами:

Мы по кругу пойдём и созвездие найдём.

На кого стрелка укажет, тот созвездие покажет.

Ты его изображай, угадаем – убегай.

Выбранный стрелкой ребёнок, изображает созвездие, а если его угадают, то убегает от водящего. Если его поймают, то он становится стрелкой.

5. Образовательная область «Познание»

Загадки про Солнце:

*Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, а зовут тебя все…

*Большой подсолнух в небе, цветёт он много лет.

Цветёт зимой и летом, а семечек всё нет.

*В дверь, в окно стучать не будет,

А войдёт и всех разбудит.

*Доброе, хорошее, на людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит.

*В небе виден жёлтый круг и лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг, словно на магните.

Хоть пока я и не стар, но уже учёный,

Знаю: то не круг, а шар, сильно раскалённый.

Загадки про Месяц и Луну:

*По высокой дороге идёт бычок круторогий.

Днём он спит, а ночью глядит.

*То блин, то полблина, то та, то эта сторона.

*Ночь уже не так темна, если светит нам …

*Ночью по небу гуляю, тускло Землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной, а зовут меня…

*Шёл я мимо - видел диво:

Висит в небе котёл золотой.

*Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут.

*Ночью с Солнцем я меняюсь, и на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами, словно серебром.

Полной быть могу ночами, а могу – серпом.

Загадки про небо:

*Голубая простыня весь свет покрывает.

*Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый:

Кружевной и синий-синий.

Загадки про звёзды:

*Ясными ночками гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она: спать ложитесь, поздно!

Потому что мать луна, а дочурки…

*Рассыпалось в ночи золотое зерно,

Глянули поутру – нет ничего.

*Ночью посмотри в оконце – в небе высоко

Зажигаются, как Солнце, очень далеко.

*Вся дорожка усыпана горошком. (Млечный Путь)

*Я – огромное пространство, больше Солнца и Земли.

И в меня для дальних странствий запускают корабли.

Пролети хоть сотню лет – мне конца и края нет! (Вселенная)

*В космосе с хвостом летаю, пыль Вселенной подметаю.

Как метла мой длинный хвост проведёт уборку звёзд. (комета)

*Эти звёздочки, как искры, падают и гаснут быстро,

Зажигают среди ночи в небе звёздный дождик,

Словно эти огоньки рисовал художник. (Метеоры)

Загадки про планеты:

*Вот планетам младший брат, по размерам маловат.

К Солнышку всех ближе он, потому и раскалён. (Меркурий)

*В небе я свечусь нередко, ваша близкая соседка.

Я – Меркурию сестра, и на мне всегда жара. (Венера)

*Эта красная планета по соседству с нами.

Он зимой и даже летом мёрзнет под снегами.

Странно, что ни говори: лёд не сверху, а внутри. (Марс)
*Все планеты с полюсами, есть экватор у любой,

Но планеты с поясами не найдёте вы другой.

В этих кольцах он один очень важный господин. (Сатурн)

*В телескоп скорей взгляните: он гуляет по орбите.

Там начальник он над всеми, больше всех других планет.

В нашей Солнечной системе никого крупнее нет. (Юпитер)

Загадки про полёты в космос:

*Я лечу вокруг Земли, отражаю вниз сигнал,

Чтобы зрители могли принимать телесигнал. (спутник)

*Космонавты, крепко сели?

Скоро в космос выхожу!

Вкруг Земли на карусели

По орбите закружу. (ракета)

*Распустила алый хвост, улетела в стаю звёзд.

Наш народ построил эту межпланетную… (ракету)

*Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится. (ракета)

*Есть окошко в корабле «Челленджере», «Мире»,

Но не то, что на Земле – в доме и в квартире.

В форме круга то окно, очень прочное оно. (иллюминатор)

*В космосе нет сковородки, и кастрюли тоже нет.

Тут и каша, и селёдка, и торты, и винегрет

Расфасованы как крем! Космонавтом буду –

Из чего-то я поем вовсе без посуды. (тюбик)

*В космосе всегда мороз, лета не бывает.

Космонавт, проверив трос, что-то надевает.

Та одёжка припасёт и тепло, и кислород. (скафандр)

*Вот в скафандре, очень смелый, он идёт в ракету,

Перед ним снимают шляпы люди всей планеты.

Для него совсем не новость, что такое невесомость. (космонавт)

*Он в скафандре со страховкой вышел на орбиту.

Кораблю поправит ловко кабель перебитый. (космонавт)

*В своём скафандре я лечу в ракете.

Моя ракета лучшая на свете.

Я на Луну пока не полечу.

Сначала Землю облететь хочу. (космонавт)

Исследовательская деятельность:

«Как Земля вращается вокруг Солнца»

Предложить ребёнку взять в руки маленький резиновый мячик – это Земля, а сами возьмите большой мяч – Солнце. На полу обозначьте траекторию движения Земли вокруг Солнца. Предложите ребёнку медленно обходить вас по эллипсу, одновременно совершая оборот вокруг себя.

«Почему Луна такая разная?»

Нужны настольная лампа и 2 мяча. Лампу (Солнце) ставим на пол, обозначаем траекторию движения большого мяча (Земли). Ребёнок медленно катит Землю, а вы вращаете маленький мяч (Луну) вокруг Земли. Луна, оказавшись за Землёй не освещается лампой – Солнцем, поэтому мы её не видим. Как только она появляется из-за Земли, и Солнце начинает освещать её часть, мы видим светящийся месяц, потом полукруг – половину Луны, потом всё больше и больше и, наконец, вся Луна видна, как светящийся шар. А затем Луна начинает убывать.

7. Образовательная область «Коммуникация»

Словесная игра «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте»

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз … Меркурий,

Два … Венера,

Три … Земля,

Четыре … Марс,

Пять … Юпитер,

Шесть … Сатурн,

Семь … Уран,

За ним … Нептун,

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Словесная игра «Скажи наоборот» (упражнять детей в подборе антонимов)

Какой должен быть космонавт? Я буду называть качества людей, а вы подберите слово, обозначающее противоположное качество. Можно играть с мячом.

(ленивый – трудолюбивый, злой – добрый, слабый – сильный, медлительный – быстрый, неряшливый – аккуратный, грустный – весёлый, старый – молодой, неуклюжий – ловкий).

Словесная игра «Похожие слова» (упражнять детей в образовании родственных слов)

Вспомните и назовите слова, похожие на то, которое я назову.

Космос – космический, космодром, космонавт…

Луна – луноход, прилуниться, лунатик…

Земля – земной, подземный, землянин, землянка, земляника…

Словесная игра «Какой, какая, какое, какие?» (согласование прилагательных с существительными в роде и числе)

Нужно подобрать слова-признаки к названному слову:

Земля какая? – красивая, круглая, большая…

Скафандр какой? – прочный, гибкий, многослойный…

10. Образовательная область «Социализация»

Пластический этюд «Парим в космосе»

Под медленную «космическую» музыку дети выполняют различные фигуры, имитируя выход космонавтов в открытый космос.

Мы друзей хороших в космосе нашли,

И друзьям своим мы вместе помогли.

Мы парим как ласточки в звёздной темноте,

Звёздами любуемся в тишине.

Создание условий для самостоятельной деятельности:

Книжный уголок: иллюстрации, фотографии и книги по теме,

плакаты: «Звёздное небо», «Строение Солнечной системы»

настольно-печатные игры: «Медвежонок в космосе», «Солнечная система», «Большое космическое путешествие», «Кругосветное путешествие»

дидактические игры: «Солнечная система», «Звёздное лото», «Космическое лото»,

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Космическое путешествие», «Мы – космонавты»

Центр строительно-конструктивных игр:

Крупный конструктор, игровые модули, коробки.

Мозаика, пазлы.

Центр продуктивных видов деятельности:

внести природный материал для ручного труда, материал для лепки и аппликации, иллюстрации, алгоритмы изготовления космических кораблей из различных материалов, папка И.А. Лыкова Лепка из пластилина «Космос», Аппликация «Далёкий космос».

Работа с родителями:

  • Оформление стенда «Астрономия – это интересно», «Азбука юного звездочёта»
  • Оформление папки-передвижки на тему «Что прочитать ребёнку про космос?», «Что должен знать ребёнок о Космосе»
  • Консультация «Ребёнок познаёт мир», «Как начать знакомить ребёнка с планетой Земля»
  • Предложить родителям участие в выставках «Ракета своими руками», «Такие странные инопланетяне», «Солнце – звезда необыкновенная», «Разноцветные планеты», «Моё любимое созвездие» (изготовление поделок, рисунков родителями совместно с детьми)
  • Участие родителей в проекте «Отважные космонавты»