Многочисленные маршруты между Китаем и Европой: почему новый Шелковый путь станет настоящим поворотным моментом. Шёлковый путь через Россию – новый суперпроект с «подводными камнями Новый шелковый путь на карте

  • 19.02.2024

9608 километров между Москвой и Сианем по территориям России, Казахстана и Китая станут ареной битвы сильнейших команд внедорожников и грузовиков.

За 50 дней до старта ралли-рейда «Шёлковый путь» в Москве, в гостинице The Ritz Carlton, располагающейся рядом с Красной площадью, откуда 7 июля стартуют участники гонки, прошла презентация маршрута двухнедельного марафона. В присутствии сотен приглашённых гостей, включая именитых пилотов с мировым именем, руководитель проекта Владимир Чагин и глава европейского бюро ралли Фредерик Лекиен рассказали о самых интересных деталях трассы и ключевых точках дистанции маршрута.

«Шёлковый путь 2017» - это 9 608 километров, 14 этапов, 17 спецучастков

После технических и административных проверок, которые пройдут 5 и 6 июля в «Лужниках», и церемонии торжественного старта на Красной площади 7 июля, десятки экипажей отправятся в двухнедельный гоночный марафон, который насчитывает 14 этапов, три из которых будут состоять из сдвоенных спецучастков.

Три первых этапа пройдут по территории России, затем спортсмены отправятся в Казахстан, в степях которого пилоты преодолеют ещё четыре этапа. День отдыха в этом году запланирован на 16 июля, участники возьмут передышку в городе Урумчи, но прежде гонщиков ждёт первый из семи этапов на территории Китайской Народной Республики. Как и в прошлом году, здесь экипажам предстоит штурмовать гигантские дюны пустыни Гоби, которая станет украшением маршрута.

В этом году дирекция гонки по максимуму сократила протяжённость лиазонов между спецучастками, тем не менее общая дистанция гонки превышает отметку в 9 500 километров.

Маршрут ралли «Шёлковый путь»-2017 в цифрах

  • Общая дистанция - 9608 км
  • Общая протяженность спецучастков - 4089 км (42,6% от всей дистанции гонки)
  • Доля спецучастков относительно общей дистанции ралли выросла на 4,32%
  • Доля спецучастков на территории России относительно общей дистанции по России выросла на 8,11%
  • Доля спецучастков на территории Китая относительно общей дистанции по Китаю выросла на 5,55%
  • Общая дистанция лиазонов на маршруте ралли сократилась на 1111 км.

Выдающийся состав участников

Никогда раньше на старте ралли «Шёлковый путь», который ведет свою историю с 2009 года, не было такого количества пилотов, претендентующих на победу.

Победители прошлого года команда Peugeot Sport выставит на старт гонки три новейших прототипа 3008 DKR, за рулём которых на «Шёлковом Пути» будут выступать Стефан Петерансель, Себастьен Лёб и триумфатор прошлого года Сириль Депре.

«Львам» будет противостоять армада экипажей Toyota во главе с легендарным катарцем Нассером Аль-Аттия (Toyota Overdrive) и южно-африканскими спортсменами Жиниэлем де Вильерсом и Лероем Поултером (Toyota Gazoo Racing).

Немецкая команда X-Raid будет представлена на Красной площади двумя машинами MINI John Cooper Works Rally, пилотировать которые будут арабский пилот Язид Аль-Раджи и молодой американский гонщик Брайс Мензис. Ещё одним представителем марки станет Владимир Васильев - за рулём MINI All4Racing подготовоки команды G-Energy Владимир будет бороться за место в призовой тройке.

Среди «тёмных лошадок» марафона необходимо выделить Бориса Гадасина, который рассчитывает вывести на трассу машину подготовки команды Suprotec Racing, и Хань Вэя на багги Geely Boyue Hanwei SMG Team, а также лидеров Baicmotor Racing Team Паскаля Томасса с Кристианом Лавьелем.

В категории T2, где соревнуются серийные полноприводные машины, в отсутствие травмированного Дениса Березовского, действующего победителя этого зачёта, все взоры будут прикованы к сражению Акиры Миуры из Toyota Autobody и представителя Isuzu Адриана ди Лалло.

Среди грузовиков главным фаворитом считается «Синяя Армада» - пять экипажей «КАМАЗ-мастер». В цветах челнинского гиганта в гонке выступят двукратный победитель «Шёлкового пути» Айрат Мардеев, а также Эдуард Николаев, Андрей Каргинов, Антон Шибалов и Дмитрий Сотников.

Главным соперником «КАМАЗ-мастер» станет голландец Жерар де Рой - это будет его первый старт на «Шёлковом пути» после второго места в 2009 году. Партнёрами по команде Petronas De Rooy Iveco станут Артур Ардавичус и Тон ван Генугтен.

Мартин ван ден Бринк, «летучий голландец» категории грузовиков, выступит за команду Mammoet Riwald Rally Sport. Вместе с ним участие в гонке примут еще два экипажа - Паскаль де Бар и Герт Хузник. Все трое поведут в бой машины Renault. Три грузовика выставит и белорусская «МАЗ-СПОРТавто». Состав пилотов традиционный: Сергей Вязович, Алексей Вишневский и Александр Василевский.

Чешская Tatra будет представлена тремя командами - Алеш Лопрайс поедет на машине, подготовленной Instaforex Loprais Team, Томаш Вратны выступит в цветах Bonver Dakar Project, а Томаш Вратны поведёт в бой грузовик Tatra Baggyra Racing.

Кроме того, Миклош Ковач из Team Qualisport выйдет на старт на новом грузовике Scania, а Терухито Сугавара во второй год подряд поедет на Hino.

Цитаты

Владимир Чагин (руководитель проекта Международное ралли «Шёлковый путь»):

«Седьмое издание открывает новую главу в истории ралли “Шёлковый путь” - в 2017 году мы совершим новое спортивное путешествие по традиционно дружественным странам - России, Казахстану и Китаю. Примечательно, что мы финишируем в городе Сиань, одной из древнейших колыбелей китайской цивилизации, ведь именно здесь начинался Великий Шелковый путь, много веков назад связавший Запад и Восток. Блгодаря поддержке наших партнёров, мы сделали всё, чтобы подготовить для участников интересную в плане пилотажа и красивую запоминающуюся трассу. Я верю, что наш маршрут станет незабываемым как для ведущих пилотов и команд мира, так и для многочисленных болельщиков со всей планеты ».

Фредерик Лекиен (руководитель европейского бюро ралли «Шёлковый путь»): «В первый год в формате двухнедельного марафона „Шёлковый путь“ нам удалось провести захватывающую гонку, которую на протяжении сотен часов транслировали по телеканалам 196 стран мира. В 2017-м наша гонка сделает ещё один шаг вперёд. Завершившийся недавно реконессанс продемонстрировал гигантский потенциал во всех трёх странах на маршруте. Мы продумали седьмое издание марафона до мелочей, так что участникам остаётся лишь наслаждаться подготовленными нами этапами и бивуаками ».

Бруно Фамин (руководитель Peugeot Sport): «В 2017 году ралли „Шёлковый путь“ вновь станет экстремально долгим и внушающим трепет марафонов. Гонка будет по-настоящему долгой, нас ждёт много этапов и очень большие дистанции. Как и в прошлом году, нам предстоит состязаться на самых разных типах покрытия, но самое главное, что мы вновь отправимся к гигантским дюнам в китайских пустынях. Таким образом, от нас потребуется полная сосредоточенность и самоотдача ».

Сириль Депре (пилот Peugeot Sport): «Я счастлив во второй раз выйти на старт ралли „Шёлковый путь“. Гонка прошлого года, которую мы выиграли, показала, что это отличная гонка и выступать в ней - настоящее удовольствие. Я с нетерпением жду и техничных российских и казахстанских этапов, и, конечно, дюн китайской пустыни ».

Стефан Петерансель (пилот Peugeot Sport): «Выходя на старт, ты всегда надеешься победить. И нашей целью, конечно, является победа, но в этот раз нам, Peugeot Sport, будет сложнее, чем в прошлом году. Для меня та гонка завершилась не очень хорошо, но теперь я нацеливаюсь на хороший результат ».

Нассер Аль-Аттия (пилот Toyota Overdrive): «Выступая на „Шёлковом пути“ в 2009 и 2010 годах, мы познакомились с трассами в России, Казахстане и Туркменистане, но в 2017-м это ралли станет гонкой года! „Шёлковый путь“ растёт огромными темпами, все хотят выиграть этот марафон. Но этот вызов нужно принимать с умом, ведь сражение будет плотным и очень долгим. Я очень уважаю Peugeot, но не боюсь их. Я побеждал их уже дважды ».

Айрат Мардеев (пилот «КАМАЗ-мастер»): «Думаю, в 2017 году категория грузовиков подарит и участникам, и болельщиком невероятные эмоции. На старт выйдут все лучшие команды, так что борьба получится захватывающе. Все решат дюны пустыни Гоби - столь же красивые, сколь и коварные. Главными факторами станут опыт и хладнокровие, так что мы рассчитываем побороться за новую победу ».

Жерар де Рой (пилот Petronas De Rooy Iveco): «С тех пор как я последний раз гонялся в России, Казахстане и Китае у меня остались отличные воспоминания. Именно поэтому я так хочу выступить на ралли „Шёлковый путь“-2017. Я не сомневаюсь, что Владимир Чагин и его команда приготовили для нас невероятную гонку. Я выйду на старт за рулём нового грузовика Iveco, так что какое-то время потребуется на адаптацию, но я полностью уверен в технике. Наша цель - побеждать на этапах, и кто знает, если всё пойдёт действительно хорошо, я, Артур Ардавичус или Тон ван Генгутен сможем выиграть ».

По материалам пресс-службы РАЛЛИ «ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ» 2017

Страны Центральной Азии роднит не только общее советское прошлое. Экономическая ситуация везде оставляет желать лучшего, уровень коррупции и рейтинг свободы слова во всех странах примерно одинаковый, и даже прирост населения похож. Хотя, конечно, есть и различия.

Узбекистан: Сельское хозяйство отступает

В Узбекистане с момента распада СССР кардинально изменилась структура экономики: раньше доля сельского хозяйства превышала треть, а сейчас не составляет и одной пятой. За последние пять лет в стране существенно выросла безработица. Минимальная зарплата - 36 евро, пенсия - 71 евро. Раньше именно Узбекистан "поставлял" большинство гастарбайтеров в РФ.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Узбекистан: Политические эмигранты

Во времена правления Ислама Каримова, жестко подавлявшего любые формы инакомыслия, на долю Узбекистана приходилось больше всего политических беженцев из региона - в первую очередь в страны Запада. Многие жители республики вынуждены были бежать, спасаясь от репрессий после подавления узбекскими властями восстания в Андижане.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Узбекистан: Смена президента

С 1991 года в Узбекистане было всего два руководителя. Ислам Каримов правил с 1991 года вплоть до своей смерти в 2016 году (ему было 78 лет). После него президентом стал Шавкат Мирзиёев. Сейчас ему 59 лет - и сложно угадать, как надолго он "задержится" во власти. Формально в парламенте представлены 4 партии плюс движение экологов, однако независимые СМИ называют выборы "политическим шоу".

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Таджикистан: Гастарбайтеры покидают РФ

Официально безработица в Таджикистане очень низкая - около 2,5%. Однако эксперты убеждены, что эта цифра занижена минимум вчетверо. По данным fergananews.com, средняя пенсия в Таджикистане в 2015 году была гораздо ниже, чем в других странах - около 30 евро в месяц. Количество трудовых мигрантов из этой страны в России уменьшается: сейчас в РФ живет менее 700 тысяч таджиков.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Таджикистан: Исламский фактор

Многих иностранных боевиков ИГ вербуют в Таджикистане, а потом, через другие страны, переправляют их на боевые территории. Западные эксперты считают, что с точки зрения исламизма Таджикистан - самая уязвимая страна в регионе. Таджикские власти используют этот фактор для подавления всякого инакомыслия.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Таджикистан: 201-я военная база

На таджикской территории находится 201-я военная база РФ. В 90-е годы российские военные участвовали в миротворческой миссии, остановившей гражданскую войну в Таджикистане. Сейчас база существует для того, чтобы служить своеобразным "щитом" для опасностей, исходящих из соседнего Афганистана. На базе в качестве вольнонаемных служащих работает много таджиков, получая высокие зарплаты.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Таджикистан: Преследования оппозиции

Глава Таджикистана - Эмомали Рахмон. И хотя он во власти уже 22 года, он не первый и не единственный президент страны - до него Таджикистаном руководили Кахар Махкамов и Рахмон Набиев (каждый - меньше года). В нынешнем составе таджикского парламента представлены 4 партии, однако реальной оппозиции в стране нет. HRW заявили, что власти Таджикистана арестовывают и пытают оппозиционеров.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Туркмения: Без свободы, но с ресурами

В Туркмении сравнительно высокая средняя зарплата - около 290 евро в месяц (данные asgabad.net). И хотя более половины населения занята в сельском хозяйстве, туркменская экономика до сих пор крайне зависима от экспорта энергоресурсов. Население до сих пор не платит за газ, воду и свет. Зато в рейтинге свободы прессы Туркмения находится на "почетном" третьем месте... с конца - 178-м.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Туркмения: Жизнь после Туркменбаши

О двух местных президентах слагают песни и легенды. Сапармурат Ниязов, знаменитый "Туркменбаши" - отец всех туркмен - правил (на разных должностях) с 1985 года. В 2006 он скончался, а эстафету перенял Гурбангулы Бердымухамедов. Ему всего 59 лет, а президентские выборы он уже выигрывал трижды. Говорить о какой-либо оппозиции в Туркмении, одной из самых диктаторских стран региона, нельзя.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Казахстан: Зависимость от нефти

Экономика Казахстана - крупнейшая в регионе и вторая на постсоветском пространстве. Однако ее благополучие вплотную зависит от цен на природные ресурсы, включая нефть. За последние годы курс тенге неоднократно опускался. Средняя зарплата в стране - около 410 евро (по данным forbes.kz).

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Казахстан: Астана - визитная карточка

Казахстан стремится быть как можно более близким к европейской культуре. Столица Астана - визитная карточка страны. Здесь находятся основные административные учреждения страны и офисы крупных компаний.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Казахстан: Под руководством долгожителя

Казахстаном правит главный постсоветский долгожитель - Нурсултан Назарбаев (официальный титул - "Елбасы", лидер нации). У власти он находится с 1989 года. Очередные выборы, в 2015 году, он выиграл, набрав почти 98% голосов. Оппозиция в Казахстане существует, однако она находится под жестким прессингом властей.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Киргизия: Иссык-Куль и свобода слова

Не так давно внешний долг Киргизии резко вырос, что осложняет экономическое положение страны. Зато именно здесь находится знаменитый Иссык-Куль - и туризм приносит казне немало денег. Да и со свободой прессы тут неплохо: в рейтинге "Репортеров без границ" Киргизия на 89-м месте - выше всех соседей, РФ, Беларуси и Украины!

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Киргизия: Базы в Манасе и Канте

Киргизия зарабатывала на том, что предоставляла право размещать на своей территории иностранные военные базы. Так в аэропорту "Манас" вблизи Бишкека до 2014 года находилась военная база США - в числе прочего, здесь дозаправлялись американские самолеты, летевшие в Афганистан. А в Канте до сих пор размещена российская военная база.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Киргизия: Уже четыре президента

В сравнении с другими странами региона, в Киргизии царит относительная демократия - там с 1990 года правит уже четвертый президент (включая одного временного), причем первых двух - Аскара Акаева и Курманбека Бакиева - свергали в результате революций. Многим памятны трагические события 2010 года, когда на юге страны погибли более 200 человек. Очередные выборы президента пройдут в ноябре 2017 года.


Новый Шёлковый путь замостят большими деньгами

Тема Нового Шёлкового пути из Поднебесной в Азию, Африку и Западную Европу теперь, вероятно, больше заботит не журналистов, а экономистов. Хотя для России и ряда других стран идея стать глобальным китайским транзитером и греет слух, но чувствительно обжигает карман. Межконтинентальная суперстройка пока только обещает необозримые перспективы, но расходов уже требует почти космических. При этом рисков у проекта вполне достаточно. В первую очередь, это риски глобализации и вопрос – останется ли Китай спустя десятилетие все той же «мировой фабрикой» или производство распределится каким-то иным образом, что, к примеру, уже наблюдается в Америке, когда Трамп требует вернуть рабочие места, технологии и мощности обратно на родину. То есть, может получиться, что особо возить по этой «дороге» вдруг окажется нечего. Специально для «ФедералПресс» финансовый и экономический аспекты данного проекта проанализировал генеральный директор холдинга AsstrA-Associated Traffic AG Дмитрий Лагун:

«Стоимость российских капиталовложений, как и прогноз их отдачи на данный момент невозможен ввиду того, что информация об объеме инвестиций по этому проекту со стороны Российский Федерации в СМИ не публикуется. Основным инициатором и инвестором проекта Новый шелковый путь выступает Китай. В отдельных публикациях упоминается информация, что к 2030 году в проект будет вложено три триллиона долларов США . Фонд Шелкового пути является основной платформой финансирования, а объемом вложений оценивается в 40 млрд долларов США, с направленностью на инфраструктурные инвестиции. Фонд действует в соответствии с китайским законодательством, в его проектах могут принимать участие иностранные инвесторы. К финансированию проектов также может быть привлечен капитал Азиатского банка и Банка БРИКС, инфраструктурные инвестиции каждого из них потенциально составят 100 млрд долларов США.

Пекин говорит, что в ходе проекта будут построены или объединены в единую сеть автомобильные и железные дороги, порты, нефтегазовые трубопроводы и электростанции на маршрутах, которые свяжут Китай со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Персидского залива, Центральной Азии, Африки и Европы . Наряду с созданием железнодорожного сообщения между Китаем и Россией планируется и, в настоящее время осуществляется, проект скоростной автомагистрали, соединяющей Европу и Западный Китай.

Инфографика газеты «Коммерсантъ»

На территории России реализацией проекта занимается Росавтодор . Участок от Санкт-Петербурга до Москвы (дорога М-11) оценивается в 373 млрд рублей. Участок трассы с М-11 до Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Строительство двух участков (1-го и 5-го) ЦКАД уже ведется, остальные в октябре 2017 года разыграют на концессионных конкурсах. Скоростная трасса, которая должна пройти между существующими федеральными дорогами М-7 «Волга» и М-5 «Урал» через Гусь-Хрустальный, Муром, Ардатов, южнее Нижнего Новгорода обойдется в сумму около 400 млрд рублей . На территории Татарстана уже строится 297-километровая автодорога Шали-Бавлы, а участок протяженностью около 40 км. уже функционирует. Магистраль соединит между собой существующие федеральные магистрали М-7 и М-5, повысив, таким образом, их связность. Стоимость данного проекта не называется.

В Республике Башкортостан собираются построить 282-километровый участок международного транспортного коридора (МТК) от поселка Бавлы до города Кумертау, его стоимость оценивается в 156 млрд рублей. В Оренбургской области планируется строительство 172-километрового участка в обход Оренбурга, Саракташа и до границ с Казахстаном – 84 млрд рублей. Таким образом, весь российский участок МТК от Санкт-Петербурга до границ с Казахстаном должен быть готов к 2023 году, отдельные его участки запустят уже к 2018 году. Кроме того, до 2020 года будет проведена реконструкция автодороги М-1 «Беларусь», которая должна обеспечить прямой выход грузов, перевозимых по коридору в Республику Беларусь и страны Западной Европы.

Влияние пути на экономику регионов

Международные транспортные коридоры должны служить не только целям организации транзитных и экспортных перевозок, но и стать основой более тесной хозяйственной консолидации и экономического развития прилегающих регионов. Большинство районов, по которым пролегает путь, объединяет в первую очередь такая их общая черта, как внутриконтинентальное макроположение в глубине евразийского материка на большом удалении от морских и океанических путей. За счет оптимизации хозяйственных связей можно уменьшить среднюю дальность перевозок и снизить тем самым транспортные издержки. Следовательно, трансграничное экономическое взаимодействие на основе общей транспортно-коммуникационной инфраструктуры способно принести очень большой результат.

К прямым эффектам реализации рассматриваемых международных транспортных коридоров можно отнести резкое снижение железнодорожных тарифов, до уровня фрахтовых ставок морского транспорта и, возможно, ниже. Это приведет к сокращению транспортных издержек и стоимости перевозок, а в конечном счете – к экономическому «приближению» внутриконтинентальных регионов (Сибирь и Урал России, Синьцзян, Ганьсу, Нинся, Цинхай и Шэньси Китая ), а также стран Центральной Азии и Казахстана к ведущим центрам мира, морским и океаническим портам и устранение тем самым одного из главных тормозов развития. Произойдет значительное увеличение пропускной способности магистралей, сопровождаемое ростом объемов перевозок, грузового и пассажирского оборота, что необходимо для более тесной хозяйственной консолидации и экономического подъема прилегающих территорий. Россия, Китай, Казахстан и другие страны будут гарантированно получать ощутимые доходы от выполнения функций транспортного моста между Западной Европой и Восточной Азией.

Еще более значимым ожидается косвенный эффект реализации данных мегапроектов, который заключается в сильнейшем мультипликативном общеэкономическом и социальном воздействии международных коридоров на прилегающие к ним обширные полосы. Так, в пределах полосы влияния Транссиба располагаются наиболее освоенные, обжитые и заселенные районы Сибири, условия и возможности которых принципиально не отличаются от среднероссийских. Сооружение сверхмагистрали закрепит за южной частью Сибири, обладающей сравнительно комфортными природно-климатическими условиями, статус территории, приоритетной для мощного комплексного развития. Создание Великого Шелкового пути на современной железнодорожной основе будет эффективным вариантом включения до сих пор отстававшей глубинной северо-западной и центральной части Китая в зону опережающего развития. Особо заметный эффект формирование Северного коридора Шелкового пути способно принести Казахстану, так как в полосу его стимулирующего влияния попадают богатые ресурсные районы и крупные городские агломерации (Астана и Караганда ) на востоке и севере страны.

Создание автомобильной магистрали по новому направлению обеспечит увеличение плотности федеральной дорожной сети и даст колоссальный толчок развитию как минимум восьми российским регионам, по территории которых пройдет этот участок коридора: Московская, Владимирская, Нижегородская, Чувашская Республика, Республика Мордовия, Ульяновская, Самарская область, Республика Татарстан . Речь идет о формировании по сути нового пояса инвестиционной активности, в рамках которого появится большое количество промышленных, логистических, рекреационных объектов и, будут созданы новые рабочие места.

Сложности проекта

Основная претензия к проекту – расплывчатость инициативы . По-прежнему неизвестно, сколько стран станут участниками Нового шелкового пути, какие целевые проекты должны быть реализованы в рамках инициативы. Даже географические рамки проекта «Пояса и Пути» обозначены не до конца – все существующие карты транспортных коридоров имеют неофициальный характер. В проекте не прописан KPI (ключевые показатели эффективности), то есть непонятно, сколько дорог должно быть построено, сколько контейнеров отправлено и так далее.

Основной сложностью данного проекта является его стоимость. Для полной реализации Нового шелкового пути потребуются колоссальные затраты, которые могут быть покрыты лишь инвестициями всех стран, интересы которых затрагивает данный проект.

Наряду с большими финансовыми затратами сложность реализации заключается и в большом сроке реализации проекта. Так, в СМИ упоминается, что срок завершения проекта – 2030 год.

Еще один вопрос – экономической целесообразность. Перевозить товары по морю намного дешевле, чем по железной дороге. К тому же, согласно данным Европейской торговой палаты в КНР, лишь 20% поездов из ЕС в Китай заполняются товарами, остальные возвращаются домой пустыми . Это объясняется тем, что одной из основных статей китайского импорта из страны ЕС является продукция машиностроения. Власти Индии критикуют китайский проект за то, что своими кредитами Китай втягивает страны-участницы экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) в долги, которые они не смогут выплатить. Сами китайцы в последнее время стали меньше инвестировать в страны, где уже началась реализация проекта «Один пояс, один путь». За 2016 год объем прямых иностранных инвестиций в эти 53 страны снизился на 2%. Китайские банкиры признаются, что многие проекты, в которые государство просило их вложиться, не прибыльны.

Инфографика ria.ru

Что изменится

Грузопотоки постепенно изменяются. Основным видом транспорта при транзите между Восточной Азией и Западной Европой как раньше, так и в настоящее время является морской транспорт , обеспечивающий более 90% соответствующих перевозок грузов. Однако, в последнее время, постепенно увеличивается доля железнодорожных перевозок. Используя железнодорожные магистрали значительно сокращается время доставки грузов из Китая в Европу. Если проект и дальше будет реализовываться хорошими темпами, то грузопотоки могут смещаться в сторону Средней Азии. Расширится и станет более привлекательной транспортно-логистическая сеть Средней Азии».

"Один пояс" и "Шелковый путь": через Россию пройдут минимум два маршрута

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Десять тысяч километров. Много ли это? Безусловно, немало. Сложно ли проехать такую дистанцию за две недели в гоночном темпе? Изнуряюще тяжело. А сложно ли полностью создать маршрут такой гонки, проложив трассу по интересным и сложным дорогам, но исключив из нее непроходимые участки, обеспечив безопасность гонщиков, зрителей и местных жителей, а главное – перенеся все особенности этих километров на бумагу дорожной книги, по которой поедут гонщики? Можно ли вообще быть уверенным в том, что на десяти тысячах километров дорог и бездорожья все будет под контролем? Как выясняется, можно. Но для этого тебе самому нужно пройти эту трассу несколько раз, и не на гоночной машине, а на практически стоковом Toyota Hilux.

Интернетом

Е сли бы мы рассказывали вам историю создания трассы ралли-рейда лет двадцать пять – тридцать назад, то сказали бы, что все начинается с бумажной карты и компаса. Однако сегодня благодаря современным картографическим сервисам, продвинутой электронике и навигационному оборудованию можно использовать куда более точный и верный способ создать черновой маршрут – это онлайн-разведка.

Да, черновая трасса современного ралли-рейда теперь рождается на компьютере – многонедельные изнуряющие путешествия предваряются немногим менее длительными подготовительными работами, в ходе которых специалисты прокладывают маршрут и проверяют его на онлайн-картах. Труд по созданию первичного маршрута, несомненно, стал несколько проще – но вместе с тем возросли и требования к качеству такой трассы. А еще «электронная разведка», разумеется, усложняет разведку реальную – но об этом чуть позже.

Главная сложность при составлении маршрута гонки – соблюсти баланс между сложностью и интересностью для гонщиков, безопасностью трасс для пилотов, зрителей и местных жителей и требованиями по соблюдению экологических, законодательных и других многочисленных норм. И это – сложнейшие задачи при прокладке маршрута. Гонщики не почувствуют духа настоящего авантюризма, если трасса будет повторяться год от года. Зрители не будут рады, если на трассе не будет зрелищных мест с организованными площадками для них. А местные жители, обитающие неподалеку от трассы, не будут рады даже столь яркому мероприятию, если оно будет нарушать их комфорт и привычный уклад жизни. При этом и первые, и вторые, и третьи на протяжении всего марафона должны быть в абсолютной безопасности. А еще за спиной организаторов стоят МВД, ГИБДД, экологи, военные, местные власти, частные землевладельцы…

И все это – не красочное преувеличение. Поскольку боевая трасса ралли-рейда проходит не по асфальтовым магистралям, а по глуши, каждый ее километр должен удовлетворять требованиям государственных инстанций. Экологи должны быть уверены, что она не проходит по всевозможным заповедникам и заказникам, и участники не нанесут критический ущерб окружающей среде. МВД нужно уверить, что на всей протяженности маршрута будет обеспечена безопасность.

Статьи / Автоспорт

Японский след на Шелковом пути: чем запомнится ралли-рейд образца 2016 года

Организация Ведь если ралли-рейды организовывают - значит - это кому-нибудь нужно? Именно это, перефразируя Маяковского, хочется спросить у каждого, кто, сверкая улыбкой в густой пыли и маяча красной футболкой с белым...

1984 0 476 28.07.2016

Военные – тоже в числе участников согласования пути: во-первых, гонка не должна проходить по засекреченным и закрытым территориям и вблизи них, а во-вторых, гонку непрерывно сопровождает авиация – а это значит, что маршрут не должен проходить в зоне запрета полетов.

С частными землевладельцами в случае задействования их земель для прокладки трассы тоже нужно заключить договоренности – договоры аренды или иные соглашения. Местные власти, пожалуй, входят в число заинтересованных в проведении гонки, но и с ними нужно провести личные встречи и необходимые согласования. А теперь умножьте все это на три – ведь «Шелковый путь» проходит по территории трех стран!

Но вернемся к созданию маршрута. Как мы уже сказали, организаторам нужно не просто создать трассу, но и обеспечить ее проходимость, учитывая вдобавок, что по ней пойдут не только легковые, но и грузовые автомобили. Однако узнаваемость трассы сильно различается в зависимости от сезона, проходимость бродов меняется от весны к осени, иные дороги размывает, какие-то заваливает оползнями, какие-то зарастают кустарником, а отдельные участки и вовсе становятся непроходимыми. Как узнать обо всем этом? Сесть в машину и отправиться туда самому.

Потом

Да, из-за компьютера организаторы трассы перемещаются прямиком за руль, чтобы лично убедиться в том, что дороги, найденные на карте, существуют в реальности и пригодны для проведения гонки. И для того, чтобы быть уверенными в том, что в гонке не будет сюрпризов, боевую трассу придется пройти далеко не один раз…

1 / 2

2 / 2

Первая разведка трассы, или предварительный реконессанс (от фр. reconnaissance – разведка) проводится задолго до гонки – она вполне может состояться и в зимний период. Главная задача во время этой разведки – убедиться в физической возможности проехать по маршруту, намеченному ранее. Как уже говорилось выше, боевая трасса проходит не по большим дорогам, используемым постоянно, а по специфическим тропам, и их состояние зависит от того, насколько они «обжиты» вообще.

Реконессанс (от фр. reconnaissance – разведка)

Случается такое, что дорога перестает использоваться совсем, и ветер, дождь и солнце стирают ее с лица земли, делая путь непригодным или значительно осложняя ориентирование. Иногда проложенная годами тропа подмывается грунтовыми водами или протекающей неподалеку рекой либо засыпается оползнем – в таком случае на пути появляется новый объезд. Не исключены и другие варианты вроде сезонности дороги – зимой она пригодна для эксплуатации, а в теплое время года превращается в болотце или другую непроходимую местность. Все это – работа для «разведчиков», которые пойдут здесь и сейчас, и позже.

Убедившись, что маршрут существует, организаторы сосредотачиваются на его формальной составляющей: как мы уже знаем, весь путь надо перепроверить и согласовать. Но когда до гонки остается полтора-два месяца, наступает время финальной, самой сложной работы.

Эта работа – основной реконессанс: прохождение трассы и составление дорожной книги (или роудбука) – основного путеводителя, по которому поедут экипажи в гонке. Важность дорожной книги сложно переоценить: от нее в буквальном смысле зависит не только успешное прохождение трассы, но и здоровье, а то и жизнь пилотов. Ведь в пылу борьбы каждый из них стремится выжать максимум из своего автомобиля, а вот возможности этих самых автомобилей очень разные.

Поэтому в дорожной книге должны быть прописаны все нюансы и детали трассы, которые могут представлять опасность для автомобиля, мчащегося со скоростью далеко за сотню. Помимо необходимых для навигации развилок, развязок и перекрестков здесь отмечают броды, ямы, трамплины, промоины, сужения и расширения дороги, опасные повороты, крупные камни и другие несущие риск особенности пути.

Наша задача – обеспечить безопасность всех пилотов, поэтому мы включаем в дорожную книгу все потенциально опасные детали, хотя, конечно, они различаются по степени опасности для разных экипажей. Например, крупная яма: новейшие болиды Toyota или Peugeot ее и не заметят, но для менее подготовленных машин – это повод сбросить скорость и быть осторожнее.

Стефан ле Бай организатор, составитель дорожной книги

Для каждого реконессанса на маршрут ралли-рейда отправляется специальная команда. Разумеется, сложность маршрута предполагает необходимость участия нескольких автомобилей. Обычно их три: два основных и один запасной. Такой состав позволяет вытащить застрявшую машину, без риска разведывать броды и пробовать на проходимость сложные участки трассы.

Это вдвойне важно, поскольку подготовка пикапов Toyota Hilux , на которых уже не в первый раз проводят реконессанс, минимальна – на них даже нет лебедок. Самая серьезная доработка – каркас безопасности: он необходим, так как эти автомобили могут при необходимости выходить на трассу и во время проведения ралли-рейда. Кроме каркаса, эти Hilux отличаются силовым передним бампером с усиленной защитой картера, дополнительной защитой приводов и рулевых тяг, дополнительным топливным баком, повышающим автономность до 1 200 – 1 400 километров, и спортивными амортизаторами, позволяющими поддерживать более высокую скорость на бездорожье. В остальном это – обычные серийные автомобили, хоть им и приходится терпеть совсем не обычные режимы эксплуатации.

Газ в пол – четыреста метров отборнейшего бездорожья, где я, болтаясь на ремне безопасности сзади, слушаю щелчки его стопора, не дающего мне проткнуть лбом потолок. Едва заметный «перекресток» двух автомобильных тропинок – тормоз в пол. Очередная пометка в создаваемой с нуля дорожной книге – и снова газ в пол. Еще двести метров болтанки – подскок. Снова тормоз в пол. Отметка о трамплине – газ в пол. Триста метров тряски – снова торможение. Спустя несколько часов голова гудит, желудок заявляет о категорическом несогласии с таким режимом движения, а вестибулярный аппарат просит о пощаде, желая возлежать пусть на пыльной, но твердой и неподвижной земле. А ведь мы едем далеко не на гоночной машине и далеко не в боевом режиме! Да и на лицах организаторов на передних сиденьях при этом – ни тени дискомфорта: только сосредоточенность и внимание к дороге. Пожалуй, если я и захочу еще раз прокатиться в таком темпе, то только на переднем сиденье. Хотя кого я обманываю…

Да, здесь, на реконессансе, не до комфорта: рваный и тяжелый режим движения заставляет думать лишь о том, чтобы не переоценить возможности пусть и прочной, но стандартной машины, и не перегреть тормоза. Главная же задача – перенести на бумагу все то, что заставляет лишний раз повернуть голову, задуматься или нажать на тормоз. Цена ошибки здесь высока: не вписал в роудбук трамплин – получил перевернутые автомобили, не предупредил о сужении дороги с деревьями на обочине – создал аварийную ситуацию, не уточнил категорию опасности препятствия – и вновь пилоты подвергаются ненужному риску. А риск этот нужно свести к минимуму: несмотря на сложность, ралли-рейд – это не гонка на выживание в прямом смысле слова. Поэтому и внимание к деталям здесь соответствующее.

«Деталей» этих в итоге набегает немало: за один спецучасток в черновике дорожной книги, который непрерывно пишется в ходе реконессанса, может оказаться и 500, и 600 отметок. Общее же число указаний для штурманов и пилотов на весь маршрут ралли-рейда исчисляется тысячами! Тысячи – и в каждом зашифрована информация, которая может изменить многое для каждого участника гонки. Более того, в дорожной книге указываются не только важные отметки, но и расстояние между ними, чтобы экипаж был готов к реагированию и мог планировать маневры заранее. Теперь становится окончательно ясно, почему дорожная книга – один из главнейших атрибутов в гонке: без роудбука она превращается в бессмысленное и опасное самоориентирование в пространстве, помноженное на безрассудно быструю езду.

В таком изматывающем режиме организаторы во второй раз проходят всю трассу, спецучасток за спецучастком. Основной реконессанс, как правило, уже позволяет начисто выяснить отличия реальной трассы от того, что было запланировано в ходе онлайн-прокладки маршрута. Ведь обновления карт в картографических сервисах проводятся далеко не каждый день, и многое меняется. Например, за два дня разведки на одном спецучастке мы обнаружили провал дороги из-за протекающего рядом ручья, непроходимый брод, которому пришлось искать альтернативу, и полностью измененный ландшафт на участке, где раньше проходила дорога: в реальности она упиралась в неглубокий обрыв. Мелочи вроде упавших деревьев, узкой дамбы или подтопленных лугов даже не стоят упоминания – в рамках этого текста, конечно: в роудбуке узкая дамба – это столь же важное замечание, как и опасный скоростной поворот.

Сколько таких несоответствий можно встретить за десять тысяч километров – известно лишь организаторам. Только им же известно и то, сколько дополнительных километров надо исколесить, чтобы найти альтернативный путь, сколько времени приходится потратить на эту разведку, и сколько сил нужно иметь, чтобы во второй раз проехать весь маршрут ралли-рейда в таком режиме…

И еще раз потом

Итак, основной реконессанс окончен и составители роудбука отправляются работать дальше – расшифровывать свои записи и превращать рукописный черновик в увесистую «книгу знаний». Казалось бы, можно расслабиться и отдохнуть? Как бы не так.

Последние недели перед гонкой – самое напряженное время, когда приходит пора финальных согласований и организации безопасности на трассе. Повсюду проходят инструктажи и обучения, формируются команды волонтеров и организаторские штабы на местах. Все места пересечения боевой трассы с дорогами и жилыми зонами будут находиться под надзором полиции и ГИБДД – все это тоже оговаривается и согласовывается заранее.

Заранее спланированные в ходе реконессанса зрительские зоны и фототочки для прессы тоже должны быть обустроены так, чтобы обеспечить максимальную зрелищность при максимальной же безопасности. Внимание к деталям предельное – вплоть до того, что жителей всех прилегающих к трассе территорий информируют при помощи специальных листовок, в которых указаны даты и время проведения гонки, ее маршрут и необходимые для соблюдения меры безопасности.

Ну а за несколько дней до начала гонки организаторы… проезжают трассу еще раз! Да-да, практически перед стартом это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что ничего не изменилось. Если на трассе вдруг обнаруживаются новые препятствия или особенности, они оперативно вносятся в роудбук – однако вероятность этого уже не так велика. Одно только «но»: этот факт не слишком-то влияет на сложность задачи по очередной проверке трассы.

Если вы думаете, что на этом разведки трассы заканчиваются, то вы ошибаетесь: уже в ходе ралли-рейда перед самым стартом каждого спецучастка на трассу выходит… вертолет. Авиация – единственный способ оперативно проверить путь на наличие форс-мажорных изменений. Организаторы проходят на вертолете всю трассу, стартуя примерно на четверть часа раньше первого экипажа – чтобы не показывать ему дорогу. И вот эта-то проверка неизбежно становится финальной.

Вертолет, кстати – это еще и мера безопасности: параллельно с состоянием трассы организаторы отслеживают и наличие на ней зрителей. Если среди них присутствуют маршалы или волонтеры в опознавательных жилетах марафона – все в норме, порядок будет обеспечен. Если группа зрителей пребывает рядом с трассой сама по себе, с вертолета им будут озвучены предупреждения и спущены пресловутые листовки, сообщающие о маршруте гонки, времени проведения и мерах безопасности. Ну а в крайнем случае, если люди явно не представляют, что происходит, и могут оказаться в опасности, вертолет садится неподалеку, чтобы ее устранить.

Работа, полная потрясений

Теперь, когда рождение ралли-рейда стало вещью чуть более понятной, становится ясно: его создание – это работа, полная потрясений. Причем потрясений как приятных – от живописнейших пейзажей полей, перелесков, степей и пустынь, через которые пролегает маршрут ралли-рейда, так и физических – за рулем пикапов Toyota Hilux , переносящих тебя от старта очередного спецучастка к финишу. Но и в первом, и во втором есть своя прелесть, свой дух и своя романтика. Пожалуй, именно за ними люди год за годом и приезжают сюда, окунаясь в мир больших сложностей и простых радостей.

В понедельник в Пекине завершился двухдневный форум стран-участниц проекта "Новый шелковый путь", который был запущен властями Китая в 2013 году и предполагал создание сухопутного транспортного коридора из КНР в Европу, в том числе через территорию России.

Удачно вписанный в поворот внешней политики на Восток, китайский "Шелковый путь" сразу же получил одобрение на самом высоком уровне российского руководства: в условиях санкций Запада он выглядел как политически удобный источник живительных иностранных инвестиций.

На саммите-2017 российскую делегацию в Пекине возглавлял президент Владимир Путин. В своем выступлении он заявил о "застое мировой экономики", ответом на который должно стать создание "евразийского партнерства", которое бы "изменило ландшафт континента".

Председатель КНР Си Цзиньпин на итоговой пресс-конференции провозгласил успех как саммита, так и проекта в целом, пообещав инвестировать в "инфраструктурные проекты, укрепление взаимных связей и борьбу с бедностью".

Новая порция деклараций от российских и китайских официальных лиц призвана замаскировать тот факт, что на деле проект китайского "Шелкового пути" остается химерой, отмечают аналитики Сбербанка России.

Доля транзита китайских грузов через территорию России и Казахстана составляет лишь 1,6%. Приток инвестиций также не состоялся.

Два года назад Китай объявил о создании Фонда Шёлкового пути (ФШП) объёмом 40 млрд долларов и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с уставным капиталом 100 млрд долларов.

Но ФШП за все время своего существования поучаствовал лишь в 5 проектах, а АБИИ выдал кредитов всего на 2 млрд долларов.

"По итогам 3,5 лет не существует даже конкретной карты наземного маршрута грузоперевозок из Китая в Европу. Имеется лишь список заявленных "экономических коридоров" - "Китай-Россия-Монголия", "Китай-Центральная Азия-Западная Азия" и т.д., которые Китай вписывает в перечень проектов "Пояса и пути", хотя изначально они таковыми не были", - говорится в обзоре Сбербанка.

В проект "Шелкового пути" планировали включить, например, строительство ВСМ "Москва-Казань". Профинансировать его предложили китайским банкам. Но Китай потребовал заметную долю в доходах и госгарантии на случай финансовой неудачи. Российская сторона отказалась принять такие условия, и проект был заморожен.

Отчасти проблемы финансовые, объясняет руководитель программы «Россия в АТР» Московского центра Карнеги Александр Габуев: морской маршрут по-прежнему в 1,5 раза дешевле сухопутного.

Хотя проект "Пояса и пути" не выглядит экономически успешным, он остаётся одним из важнейших политических проектов Китая и декларации о его продвижении станут, вероятно, ключевым аргументом в пользу пролонгации полномочий Си Цзиньпина на 19 съезде КПК осенью, отмечают в Сбербанке.