Подвижная игра не урони мяч. Подвижные игры с элементами волейбола

  • 26.04.2024

Подвижные игры с мячом

как средство обучения метанию

детей третьего года жизни

Для всестороннего развития дошкольников очень важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами: бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем.

Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Действия с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений.

Цель : формирование навыка метания в горизонтальную цель у детей третьего года жизни.

Задачи :

1 подобрать игры и упражнения для развития техники метания;

2 практическое проведение упражнений и игр для развития техники метания у детей третьего года жизни.

Эти игры и упражнения можно включить в разные формы работы и режимные моменты, так например, на прогулке в зимнее время можно использовать игру « Снежки», в утреннюю гимнастику « Весёлый мяч», в комплекс упражнений для занятий по физическому воспитанию: «Мяч за голову», «Салют», « Перебрось мяч», во второй половине дня проведение подвижных игр, таких как « Лови и бросай – упасть не давай», «Брось и догони», «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг». Для совместной деятельности с воспитателем по развитию речи подойдёт игра « Кто как разговаривает» так же с применением мяча.

« Озорной мячик».

Цель игры: упражнять ребенка в бросании мяча вдаль двумя руками от груди (снизу, сверху, из-за головы); выполнять действия с мячом по речевому сигналу взрослого; развивать умение ориентироваться в пространстве.

Для этой игры понадобятся:

1.Шнур, полоска пластыря или цветные кружочки;
2. Мяч среднего размера.

Варианты игры:

Вариант №1:

Мы обнимем мячик нежно,
Приставляют мяч к груди.
Оттолкнем его небрежно.
Бросают мяч вдаль двумя руками от груди.
А теперь, догоним дружно:
Бегут за мячом.
Пожалеть его нам нужно!
Поднимают мяч и,
прижимая его к груди одной рукой,
другой гладят мяч
и возвращаются обратно.

Вариант №2:

Мячик вниз мы опускаем,
Опускают руки с мячом вниз.
А теперь его бросаем.
Бросают мяч вдаль двумя руками снизу.
Догоняем быстро, дружно.
Бегут за мячом.
Ведь поймать его нам нужно!
Поднимают его и «жалеют».

Вариант №3:

Мячик вверх мы поднимаем

И вперед его бросаем.
Бросают мяч вдаль двумя руками сверху.
Мячик шустрый, озорной
Бегут за мячом.
Сейчас догоним мы с тобой!

«Догнали!»
Возвращаются обратно.

Вариант №4:

Мячик шустрый, озорной
Вверх поднимем мы с тобой.
Поднимают руки с мячом вверх над головой.
Спрячем за головку,
Слегка опускают мяч за голову на согнутых руках.
Бросим дружно, ловко!
Бросают мяч вдаль двумя руками из-за головы.
А теперь, догоним дружно.
Бегут за мячом.
Ведь поймать его нам нужно!
Догнав, поднимают, весело кричат:
«Поймали!»
Возвращаются обратно.

« Веревочка»

Цель игры: учить ребенка бросать мяч двумя руками вперед-вверх способами снизу, от груди, сверху, из-за головы.

Для этой игры понадобятся :

1. При помощи «подручных средств» (например, стулья со спинкой) на высоте примерно 1 м от пола (при обучении броску сверху и из-за головы) или на уровне груди ребенка (при обучении броску снизу и от груди) натянуть веревку или резинку.
2. Мячи среднего диаметра: 12-15 см.

Содержание: на одной стороне комнаты на расстоянии 0,6-1,5 м (при обучении броску сверху и из-за головы) и на расстоянии 1-1,5 м (при обучении броску снизу и от груди) от натянутой веревки на цветных кружочках (у шнура, полоски пластыря) располагаются дети. В руках у каждого по мячу (мячи среднего диаметра 12-15 см). В соответствии со стихотворным текстом, произносимым воспитателем, они вместе выполняют упражнение.

Бросок сверху:

У веревочки (заборчика) стоим,
Дети с мячами в руках стоят на кружочках,
Мячик поднимаем.
Поднимают руки с мячом вверх.
Чтобы мячик ускакал,
Бросают мяч двумя руками сверху
Мы его бросаем!
через натянутую веревку.
Догоняем быстро, дружно.
Бегут за мячом.
Ведь поймать его нам нужно!
Догнав, поднимают, весело кричат:
«Поймали!»
Возвращаются обратно.

Во время броска из-за головы воспитатель также говорит «Мячик поднимаем», во время броска снизу – «Мячик опускаем», во время броска от груди – «Мячик прижимаем».

Показать детям, что стоять на кружочках следует слегка расставив ноги в стороны. Бросать и бежать за мячом только по речевому сигналу воспитателя. Также объяснить малышам, чтобы догнать мяч, надо пробежать под веревкой и, чтобы не задеть ее, надо наклониться, а не приподнимать ее рукой вверх.

Усложнение игры: бросание мяча можно проводить также через 2-3 стула со спинкой, стоящих вплотную друг к другу (слово «у веревочки» заменяется на слово «у заборчика»). В этом случае, догоняя мяч, малышу уже придется проползать под стульями.

« Летящий мяч»

Цель игры: развивать у детей зрительно-двигательную координацию, общую и мелкую моторику, социальные навыки.

Для этой игры понадобятся: если вы находитесь в помещении, мяч можно взять мягкий диаметром 15–20 см, а на улицу – прыгучий.

Летит мой мяч, летит к тебе,
Смотри, не прозевай!
Держи его, лови его,
И снова мне бросай.

Более сложным вариантом является игра с воздушным шариком в одиночку или в группе. Ребенок подкидывает шарик или дети перебрасывают его друг другу руками, не давая упасть. Дистанция между детьми должна быть достаточная, чтобы они не задевали друг друга и не сталкивались при движении.

Комплекс гимнастики после дневного сна с мячами с элементами дыхательной гимнастики.

« Разноцветные мячи»

Проводится в групповой комнате.

Во время тихого часа разложить мячики на полу.

Воспитатель.

Посмотрите-ка, ребята,

Чудо дивное случилось.

Сколько мячиков красивых

В спальне нашей появилось!

Ребята, давайте поиграем с мячиками.

Дети встают с кроватей, переходят в групповую комнату.

Каждый ребенок получает мячик. Дети встают врассыпную.

Упражнение « разноцветные мячи».

И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, мячик в опущенных руках (обхватив мячик со всех сторон).

1-2Руки с мячик вверх

3-4 И.п.

Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Упражнение « Покажи мячик другу»

И.п. стоя, ноги слегка расставлены, руки с мячиком перед грудью.

1-2 Повернуть туловище в одну сторону.

2-3 И.п.

Тоже в другую сторону.

Повторить по 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.

Указание: « сохранять устойчивое положение. Мячик не ронять».

Упражнение « Поиграем с мячиком»

И.п.: сидя на полу, ноги врозь, мячик в опущенных руках.

1- 2Наклон к правой ноге. Достать мячиком до носков ног.

3-4 И.п.

Тоже к левой ноге.

Повторить по 2 раза к каждой ноге. Темп умеренный.

Указание « Хорошо выпрямиться».

Упражнение « Шарик отдыхает»

И.п.: лежа на спине, мячик в руках перед грудью.

1-2 Поднять обе ноги.

3-4 И.п.

Повторять 4 раза. Темп умеренный.

Указания: « Ноги опускать тихонько. Пяточки по полу не стукать».

Дыхательное упражнение «Подуем на мячик»

И.п.: стоя, мячик в согнутых перед грудью руках, ноги вместе.

Подуть на шарик. На счет 1 – вдох. На счет 2,3 – выдох.

Повторить 4 раза.

Ходьба врассыпную с мячиком в руках в медленном темпе (20 сек.)

Воспитатель.

А каких мячи цветов?

Кто ответить мне готов?

Дети останавливаются и называют цвета мячиков.

Воспитатель.

Вы, ребята, не зевайте,

С мячами весело играйте.

Играет веселая музыка. Дети подбрасывают мячики и стараются их поймать.

Затем они складываются в корзину.

Комплексы упражнений с мячом (диаметр 25-30 см)

по физическому воспитанию детей третьего года жизни.

№1

  1. «Мяч вперед». И.п.: ноги слегка расставить, мяч опущен. Мяч вперед, опустить, сказать «вниз». Повторить 5 раз.
  2. «Покажи мяч». И.п.: ноги врозь, мяч опущен. Наклон вперед, мяч вперед, сказать « вот», опустить мяч. Повторить 4 раза.
  3. « Выше мяч». И.п.: сидя на пятках, мяч опущен. Подняться на колени, мяч вверх, посмотреть, опустить. Повторить 4 раза.
  4. « Мячик отдыхает». И.п.: ноги слегка расставить, руки на поясе, мяч на полу. 3-4 пружинки и 6 -8 подпрыгиваний, ходьба вокруг мяча. Предложить взмахивать руками. Дыхание произвольное. Повторить 3 раза.

№2

  1. « Дальше вперед». И.п.: ноги слегка расставить, мяч перед грудью. Руки вперед, вернуться в и.п. Тоже, из и.п. мяч за головой. Повторить 5 раз.
  2. « Катаем». И.п.: сидя(стоя) , ноги врозь, раки за спину, мяч на полу. Наклон вперед, покатать мяч вперед к себе, вернуться в и.п. Позже предложить говорить « катаем». Повторить 4 раза.
  3. « Погладим». И.п. ноги слегка расставить, мяч на полу. Присесть, погладить, сказать « гладкий», выпрямиться. Повторить 4 раза.
  4. « Веселые мячики». И.п. ноги слегка расставить, мяч опущен, 6 – 8 подпрыгиваний и ходьба на месте, подняв мяч. Повторить 3 раза.

№3

  1. «Мяч вверх». И.п.: ноги слегка расставить, мяч опущен. Мяч вверх, посмотреть на него, вернуться в и.п., сказать « вниз». Сохранять устойчивое положение. Повторять 5 раз.
  2. «Кати к себе». И.п.: сидя (стоя), мяч перед грудью. Наклон вперед, положить мяч как можно дальше и катить к себе, вернуться в и.п. Закончив упражнение, выпрямиться, поднять мяч вверх и опустить. Повторить 4 раза.
  3. « Спрячем мяч». И.п.: лежа на спине, руки в стороны, мяч на животе ближе к ногам. Накрыв мяч руками и согнутыми ногами, голову не поднимать, сказать « спрятались». Повторить 4 раза.
  4. « Вокруг мяча». И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину, мяч на полу. Подняться на носки, обойти вокруг мяча в одну сторону и другую сторону. Закончить обычной ходьбой и бегом друг за другом. Повторить 3 раза.

Подвижные игры с мячом .

« Пронеси не урони»

Цель игры: учить ребенка производить действия с предметами по сигналу: брать, переносить их,бросать; ходить, сохраняя прямолинейное направление движения; развивать умение ориентироваться в пространстве комнаты (или другого помещения).

Для этой игры понадобятся:

1. Мячи разного цвета и разных размеров;
2. Корзина, бочка или коробка, в которой с легкостью умещались бы мячи.

Мы с тобой идем, идем,
Дети с мячом в руках
проходят через комнату
Мячи разные несем:
Зеленый, желтый, красный, синий…

останавливаются около корзины.
Бросили мы все в корзину!
Кидают мячи в корзину.

Воспитатель предлагает посмотреть в корзину и задает детям вопрос: «Какие же мячи в корзине?» Дети называет цвет мячей. Взрослый хвалит их, например: «Правильно желтый и красный мячи в корзине. А теперь, давайте в домик побежим!» Убегают каждый в свой домик, где вместе со взрослым выполняют имитационные движения. Воспитатель спрашивает:

Покажи мне, как мы шли?
Ходьба на месте
Мячик как с тобой несли?
Ходьба на месте, руки имитируют несение мяча.
Покажи, как мячик клали?
Наклониться, руки вниз (как будто положили мяч).
Покажи мне, как бежали?
Бег на месте.

Воспитатель снова спрашивает детей: «А где же наши мячи?» Дети обязательно покажут на корзину. «Пойдемте достанем мячи из корзины», - предлагает взрослый. И они снова бегут к корзине, достают мячи, поднимают их над головой и возвращаются в свои «домики». После некоторой паузы игра повторяется.

Взрослому необходимо следить за тем, чтобы малыши выполняли действия по речевому сигналу (стихотворный текст). Для переноски можно использовать и более мелкие предметы: кубики, малые мячи или шарики, шишки и др.

« Снежки»

Цель игры: развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы пальцев, учить бросать малый мяч вдаль.

Для этой игры понадобятся: для этой игры сделать много мягких поролоновых мячей (например, из поролоновых губок для мытья тела – такие мячи не только легкие, но и яркие).

Содержание: показать детям мягкие мячики и предложить слепить из них "снежки": "А давайте мы сейчас слепим снежные комочки". Сжимая мячик между ладонями, показать, как лепить "снежок": "Смотрите комочек мягкий, я могу его сжимать ладошками: вот так – вот так!" Дети повторяют движения. "Ну, покажите, какой "снежок" у вас получился. Какие хорошие у вас"снежки"! Молодцы! Давайте еще слепим". – дать возможность детям слепить еще 3 комочка. "А теперь бросайте "снежки" мне, я буду их ловить!" Дети бросают мячи-комочки одной рукой. Воспитатель делает вид, что ловит "снежки", но поймать или удержать их не может: "Как много "снежков". Я их и поймать не смогла! Давайте соберем "снежки" и снова поиграем". Воспитатель с детьми собирают мячи и игра повторяется.

Совет: напоминать детям, чтобы они с усилием нажимали на мяч во время лепки "снежка" и чтобы у них сверху оказывалась по очереди то правая, то левая ладошки. Предложить просто помять мяч пальцами рук.

« Снежинки»

Цель игры: учить ребенка бросать мяч двумя руками, развивать зрительно-двигательную координацию, общую и мелкую моторику рук.

Для этой игры понадобятся: перед игрой (обязательно вместе с детьми) нарвать небольшие кусочки белой легкой бумаги (например, салфетку) – в игре это будут «снежинки». Положить на пол большую взбитую подушку. Сверху подушки насыпать «снежинки».

«Корзинка»

Цель игры: развивать глазомер, ловкость, координацию движений при метании в горизонтальную цель.

Для этой игры понадобятся: любые маленькие мячи (от большого тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов) или бумажные шары из скомканной бумаги. В качестве горизонтальной цели лучше использовать корзину большого диаметра (высокий таз или обклеенную цветной бумагой большую коробку), чтобы бросаемые мячи могли в них задерживаться.

Дети становятся на круг или в любом месте около шнура. Взрослый кладет перед ними на пол коробочку мячами и вместе с детьми, чтобы малыши видели движения, которые воспитатель сопровождает словами:

Мяч одной рукой возьмем
Наклоняются и берут по одному мячу.
И к плечу поднимем.
Поднимают руку с мячом вверх к плечу.
На корзину поглядим.
Смотрят на корзину.
Мяч в корзину кинем.
Бросают мяч в корзину одной рукой.

Сначала дети бросают мячи правой, а потом левой рукой (по 2–3 шт. каждой). Затем собирают брошенные мячи коробку, и игра повторяется.

Варианты игры:

кубики, маленькие мягкие игрушки, которые так же забрасываются в корзину, таз или коробку; разноцветные мешочки, наполненные любой крупой (гречкой, рисом и т.п.) весом 70– 100 граммов. Такие мешочки можно бросать в большой обруч или в круг, выложенный из шнура.

« Камушки в речку»

Цель игры: учить ребенка метанию вдаль разными руками.

Для этой игры понадобятся: на одной стороне зала кладут на пол цветные кружочки (шнур, полоску пластыря) – это "берег". В 2–3 метрах от берега расстилает простынь (большую пеленку, покрывало или какую-нибудь ткань), желательно голубоватого оттенка – это "речка". Для метания лучше использовать бумажные шары из скомканной бумаги (они меньше отскакивают от пола, чем упругие мячи) – это "камушки".

К бережку мы подойдем
Подходят к "берегу".
В руки камушки возьмем,

Руку правую поднимем,
Поднимают правую руку вверх.
Камушек мы в речку кинем.
Бросают шарик в "речку" правой рукой.
Ручку левую поднимем,
Поднимают левую руку вверх.
Тоже камушек мы кинем.
Бросают шарик в "речку" левой рукой.

Затем воспитатель предлагает достать "камушки" из "речки". Пусть дети залезут в "речку" и побарахтаются в ней: лежа на животе или на спине подрыгают руками и ногами, изображая купание, перекатываются с боку на бок и т.п. Собрав "камушки" и вернувшись на "берег", можно повторить игру. Напоминать детям, чтобы они бросали камушки по очереди правой и левой рукой, не торопились (слова стихотворения служат сигналом для выполнения). С приобретением навыка метания вдаль расстояние от ребенка до речки увеличивается.

Для разнообразия можно использовать мешочки, наполненные крупой (см. "Мячи в корзине").

« На другой бережок»

Цель игры: учить ребенка метанию вдаль одной рукой (правой и левой).

Для этой игры понадобятся: "речка" располагается на расстоянии 1,5-2 м от "берега", чтобы ребенок смог перекинуть через нее "камушек". Через "речку" перекидывается "мостик" - доска.

К бережку мы подойдем
Подходят к "берегу".
В руки камушки возьмем,
Наклоняются и берут каждой рукой по шарику.
Ручку правую поднимем,
Поднимают правую руку вверх.
Через речку перекинем.
Бросают шарик через "речку" правой рукой.
Ручку левую поднимем,
Поднимают левую руку вверх.
Тоже камень перекинем!
Бросают шарик через "речку" левой рукой.

"Какие мы с вами молодцы! – говорит воспитатель– Все камушки на другой берег перебросили. Давайте теперь по мостику пройдем, камушки соберем и обратно принесем". Дети идут по доске, собирают "камушки" и возвращаются тем же путем обратно.

Напоминать малышам, чтобы они бросали камушки по очереди правой и левой рукой, не торопились (слова стихотворения служат сигналом для выполнения). С приобретением навыка метания вдаль, расстояние от ребенка до «речки» увеличивается. Для разнообразия можно использовать мешочки, наполненные крупой.

« Детский боулинг»

Цель игры: развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении), развивать зрительно-двигательную координацию, общую моторику.

Для этой игры понадобятся: веревка или лента; мячи средних размеров; 6-10 предметов, которые можно использовать в качестве кеглей для боулинга, например пустые упаковки из-под молока, пластиковые бутылки, перевернутые бумажные стаканчики и так далее.

Посмотри, какие кегли
Ровно-ровно в ряд стоят!
К ним направим мяч умело
И они уже лежат!

Это прекрасная игра для отработки меткости и навыков катания. Малыши, присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч), с обозначенного места прокатывают мячи двумя руками вперед, стараясь сбить кегли.

Следить, чтобы малыши энергично отталкивали мячи двумя руками, а не подбрасывали его вперед-вверх. Перед тем как оттолкнуть мяч, приучать детей смотреть на кегли. Отметить точки на полу, куда надо ставить кегли (мелом, кусочками пластыря, кружочком из цветной бумаги или картона), и позволить малышам по очереди самостоятельно установить сбитые кегли на место.

« Пирамидка»

Цель игры: развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении).

Для этой игры понадобятся: мяч диаметром 15–20 см., пластиковые кубики.

Следить, чтобы дети энергично отталкивали мяч двумя руками, а не подбрасывал его вперед-вверх. Перед тем как оттолкнуть мяч, приучать детей смотреть на пирамидку. После попадания, предложить малышам самостоятельно составить пирамидку.

«Детский баскетбол».

Цель игры: развивать у малыша зрительно-двигательную координацию, общую моторику, социальные навыки.

Для этой игры понадобятся: легкий пластилиновый мяч диаметром 30 см.;
корзина, бочка или коробка, в которой с легкостью умещался бы мяч.

Если малыш легко справляется с этой задачей, отвести его на шаг или два назад. В противном случае пусть подойдет поближе.

Упражнения и игры

«Покатился мячик мой»

Дети встают парами напротив друг друга. Каждой паре воспитатель дает по мячу и предлагает малышам перекатывать мячики друг другу.

Дети могут перекатывать мячи из разных положений: стоя, сидя, лежа на животе.

« Брось и догони »

Воспитатель предлагает малышам встать перед чертой, нарисованной на полу, раздает им мячи и говорит: « давайте попробуем бросить мячики как можно дальше. А потом будем их догонять. Поднимите мячики вот так». По команде воспитателя « Бросаем!» малыши бросают мячи вперед, затем догоняют их и возвращаются на свое место.

В следующий раз воспитатель показывает детям, как бросать мяч двумя руками снизу.

«Брось мяч»

Воспитатель дает ребёнку мяч и такой же берёт себе, предлагает вместе бросить мяч « далеко – далеко ».

«Попади в корзину»

Очерчивают мелом круг (или можно выложить из шнура). В центре ставят корзину. Дети встают по кругу с мячами в руках. По сигналу воспитателя все бросают мячи в корзину.

« Веселый мяч»

И.п.: ноги слегка расставить. Мяч двумя руками удерживаем над головой, затем наклон вниз с вытянутыми руками, и обратно и.п.. Повторять 4-5 раз.

« Мяч за голову»

И.п.: ноги слегка расставить, мяч опущен. Мяч вверх, за голову, голову приподнять, мяч опустить, сказать «вниз». Сохранять устойчивое положение. Повторять 4-5 раз.

«Салют»

Дети встают в круг и берут заготовленные заранее в большом количестве маленькие пластмассовые мячи. В центре стоит большая корзина.

По команде начинают бросать в корзину мячи, будто это салют.

« Лови и бросай – упасть не давай»

Дети образуют круг, воспитатель встает в центре и берет в руки большой мяч. Он по очереди бросает мяч детям и приговаривает: « Лови и бросай – упасть не давай!» Малыши ловят мяч и перебрасывают его обратно.

« Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Дети становятся на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: « Мяч бросаю тебе, Аня. Аня лови!», « Мяч бросаю тебе, Ваня. Ваня, лови!»

«Красный – синий»

На некотором расстоянии друг от друга ставят две корзины разного цвета – синего и красного. У ребенка в одной руке синий мешочек, а в другой красный. Воспитатель просит показать синий мешочек и бросить его в синюю корзину, красный - в красную.

«Мяч в домике»

Детские стулья ставят в ряд на расстоянии 20 см друг от друга. Напротив каждого стула стоит ребенок. Воспитатель говорит: « Закатим мячи в домики» - и показывает, как это делается. Затем по сигналу все дети присаживаются на корточки и толкают мячи двумя руками.

Вначале расстояние небольшое 0,5 м (граница отмечается шнуром). Если у всех детей мячи закатились в цель, воспитатель отодвигает шнур несколько дальше.

Дети могут прокатывать мячи из положения сидя, лежа на животе.

«Сбей кеглю»

Ребенку предлагается с определенного расстояния кинуть мяч так, чтобы сбить кеглю. Вначале берут мяч большого диаметра, а кеглю маленькую и легкую, позднее используют мячи разного диаметра.

« Два мяча»

Двое детей сидят напротив друг друга на расстоянии 1м, у обоих в руках по большому мячу. Они вместе считают: « Раз, два, три!» - и толкают мячи навстречу друг другу, чтобы те столкнулись. Постепенно расстояние увеличивается.

«Песочница и белка»

Стоя вокруг песочницы, бросать в нее правой и левой рукой шишки; увеличить расстояние до песочницы на 1-2 м и также бросать правой и левой рукой; бросать двумя руками от груди и из-за головы.


«НЕ УРОНИ МЯЧ»

Занимающиеся делятся на пары, стоящие друг против друга. У каждой пары – волейбольный мяч. По сигналу педагога начинают выполнять встречную произвольную передачу мяча в парах. Пара, поймавшая или уронившая мяч, садится на скамейку. Последняя пара, оставшаяся на площадке, объявляется победителем.

«НЕ ДАЙ ПОЙМАТЬ МЯЧ»

Для игры выбирают 5-7 водящих. Чтобы водящие отличались от остальных игроков, желательно надеть на них отличительные знаки. У игроков, произвольно расположившихся по спортивному залу, 3 или 4 волейбольных мяча. Игроки передают друг другу мячи верхней передачей, а водящие стараются поймать мячи или подобрать их с пола. Игроки, у которых водящие поймали мячи при передаче, или игроки, уронившие мячи (в случае, когда мячи подобрали водящие), выходят из игры. Игру проводят несколько раз по 2-3 минуты. После каждой игры назначают новых водящих.

Правила: Игроки с мячом не имеют права передвигаться по спортивному залу, а без мяча могут, выбирая для приема передачи наиболее удобную позицию. Игрок может владеть мячом не более 5 сек., после чего должен выполнить верхнюю передачу. Игрок, задержавший мяч более 5 сек., выходит из игры. Водящий, завладевший мячом, передает его любому играющему. Победителями объявляют водящих, которые смогли вывести из игры большее число игроков.

«ПОПРОБУЙ, УНЕСИ»

Игра в парах. Один игрок выполняет задание (прыжки на месте, приседания, кувырки), другой перемещается приставными шагами вправо, влево в стойке. Между ними лежит мяч. По сигналу один из игроков должен взять мяч и забежать с ним «домой», за лицевую линию или в трехметровую зону, другой должен его осалить. Если один игрок осалил другого, они меняются ролями. Игру повторяют 3 – 4 раза по 10 – 15 сек.

«МЯЧ СРЕДНЕМУ»

Играющие образуют несколько кругов, в центре каждого круга находится «средний». Игроки отдельно взятого круга со своим средним – одна команда. Средний поочередно набрасывает мяч снизу вверх своим товарищам, которые перемещаются по кругу приставными шагами. Те выполняют ответную передачу. Передача мяча среднему может быть выполнена:

Сверху двумя руками;

Снизу двумя руками.

Получив мяч от последнего по счету в круге игрока, средний поднимает мяч вверх. Выигрывает команда, первой закончившая передачи мяча. Затем можно сменить среднего.

«КРУГОВАЯ ЛАПТА»

Игроки одной команды находятся за пределами круга, а игроки второй занимают места внутри его (игровым кругом может служить волейбольная площадка). Стоящие за кругом ударами волейбольного мяча стараются выбить поочередно всех игроков команды соперников. Игроков разрешается выбивать: нападающим ударом, передачей снизу или сверху двумя руками. Игроки в кругу могут отбивать мяч руками, выполняя соответствующий защитный прием (сверху, снизу двумя руками, одной рукой, с выпадом, в падении). В этом случае они остаются в круге. Если же мяч попал в туловище игрока, ноги или игрок не сумел отбить мяч, он покидает круг и становится за спинами атакующих. Этот игрок может вернуться в круг, если ему удалось поймать мяч от своего игрока, отбившего мяч из круга. Продолжительность игры 5 мин. Побеждает команда, сохранившая большее число игроков в круге. Игра может закончиться досрочно, если выбиты все игроки из круга.

«ПЕРЕСТРЕЛБОЛ»

На каждой половине волейбольной площадки может находиться по 6 – 10 игроков. За лицевой линией с той и с другой стороны расположен «плен». Игру начинает одна из команд подачей мяча. Игроки другой команды разыгрывают мяч по правилам волейбола (пионербола). Игрок, допустивший ошибку, отправляется на противоположную сторону в плен, и команда теряет подачу. Тот игрок, что находится в плену, не выходя на площадку, старается перехватить мяч и выполнить подачу (бросок) на свою сторону. Если ему это удается, игроки его команды разыгрывают посланный их товарищем мяч и, и если атака завершится удачно, он из плена возвращается на площадку в свою команду. В ходе игры участники атакующей команды могут умышленно направлять мяч своему игроку, находящемуся в плену, а он должен поймать мяч. Правила допускают, что если он вообще поймает мяч в воздухе, то возвращается в команду. Время игры 15 – 20 мин. Побеждает команда, которая сумеет сохранить большее количество полевых игроков.

«СНАЙПЕРЫ»

Обе половины площадки расчерчиваются на квадраты (по 9 квадратов на каждой, обозначенных цифрами). Три ближних к сетке квадрата имеют номера: 4,5,4. Три средних – 4,3,4. Три дальних – 3,2,2. Команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях. Каждый игрок обеих команд по очереди выполняет по пять подач, целясь в избранные им квадраты, и, таким образом, набирает очки для своей команды. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. При ошибке, второй раз подавать мяч не разрешается.

«ПЕРЕСТРЕЛКА»

Играют две команды. Располагаются они на своих половинах площадки в произвольном порядке, у каждой по три мяча. Сетку не устанавливают. Задача играющих – попасть мячом в кого-либо из соперников. Игроки посылают мячи на сторону соперников ударом одной рукой сверху, как при нападающем ударе. Попадание засчитывается, если мяч коснулся соперника с лета, а не при отскоке от пола. «Осаленный» покидает площадку. Выигрывает та из команд, у которой останется больше игроков на площадке.

«ОБСТРЕЛ»

Играют две команды с неограниченным количеством участников. Каждой дается от четырех до восьми мячей. По команде ребята начинают перебрасывать мячи через сетку любыми способами. Игра продолжается определенное время, по истечении которого подается команда «стоп». Проигравшей считается та команда, на стороне которой к моменту окончания игры оказалось больше мячей.

«ВОЛЕЙБОЛЬНЫЕ ЖМУРКИ»

Играют две команды по правилам волейбола (мини-волейбола), но с одним условием: сетку надо полностью закрыть полотном Игра станет много сложнее, но не будет лишена интереса и принесет большую пользу. Ведь соперники не будут видеть друг друга. Скрытыми окажутся все маневры. И уж тут потребуется быть особенно на чеку, постоянно проявлять максимум внимания.

Тема: Игра «Не урони мешочек» (урок-эстафета)

Задачи: совершенствовать умение играть в команде; развивать быстроту и ловкость посредством подвижных эстафет с предметами; продолжить воспитывать требовательное отношение к себе .

Содержание урока

Дозировка

Организационно-методические указания

I

Подготовительная часть:

10-12 мин.

    Построение класса.

Становись! Равняйсь! Смирно!

Здравствуйте, ребята.

Сообщение задач урока.

1-2мин.

Обратить внимание на внешний вид и на готовность к уроку; выполнять сложные упражнения строго по команде учителя, соблюдать интервал при выполнении упражнений.

    Строевые упражнения на месте: повороты направо, налево, кругом.

Направо – раз – два; налево – раз – два; кругом – раз – два.

1мин.

Следить за правильностью выполнения поворотов, перестроений и за осанкой.

    Ходьба:

На месте: (на месте шагом марш, раз-раз-раз-два-три…-в обход налево марш)

В движении по залу:

- на носках руки в стороны (руки в стороны ставь, на носках марш), (без задания)

- ходьба на пятках (руки за голову ставь, на пятках – марш!) (без задания)

- подъемы с пятки на носок перекатом (руки на пояс ставь, перекатом с пятки на носок – марш!) (без задания)

- спортивная ходьба (направляющий чаще шаг)

10-15 сек.

15-17 сек.

15-17 сек.

15-17 сек.

Команды даются под левую ногу.

Следить за осанкой. Спина прямая, подняться на носки выше, смотрим вперед.

Вперед не наклоняться, локти отвести назад.

Не торопиться. Подняться на носки выше.

Руки согнутые в локтях работают вдоль туловища

    Бег:

- обычный (медленно бегом марш!)

- с высоким подниманием бедра (руки перед собой ставь, с высоким подниманием бедра - марш!) (без задания)

- с захлёстыванием голени назад (руки за спину ставь, с захлёстыванием голени назад, марш), (без задания)

- приставными шагами правым (левым)боком (руки на пояс ставь правым (левым) боком марш!) (без задания)

- спиной вперед (спиной вперед, марш!) (без задания)

- переход на шаг (шагом марш)

- восстановление дыхания

1-4 – руки вверх

5-8 – через стороны вниз

2-3 мин.

Соблюдать дистанцию 2 шага.

Следить за дыханием.

Спина прямая.

Спина прямая, захлёст чаще

Спина прямая, повороты выполняются по свистку учителя

Смотреть через левое плечо

1-4 – руки вверх

5-8 – через стороны вниз

Перестроение в две шеренги

На первый, второй рассчитайсь; первые номера, два шага вперед шагом марш!

25-30 сек.

Из одной шеренги в 2 по расчету на 1, 2 на месте

    Общеобразвивающие упражнения:

    И.П. основнаястойка, руки на пояс, вращения головы на 1-4 в лево в право

1-4 - вращение головой влево

1-4 - вращение головой вправо

6-8 раз

Упражнение выполнять медленно

    И.П. ноги вместе, руки к плечами

1 -4 - круговое движение в плечевом суставе вперёд

1-4- тоже назад

6-8 раз

Локти выше, амплитуда движения больше

    И.П. стойка ноги врозь вверх

1-4- Рынки руками назад

6-8 раз

Руки прямые, смотрим прямо

    И.П 1. стойка., ноги врозь не широко, руки на пояс

1- Наклон влево, правая рука вверх

2-И.П

3 - тоже в право

4-И.П.

6-8 раз

Спина прямая, наклоны глубже

    И.П. стойка, ноги врозь широко, руки на пояс

1 - наклон к левой ноге

2 - наклон посередине

З - наклон к правой ноге

4-И.П.

6-8 раз

Наклон больше, ноги в коленях не сгибать, руками коснуться пола

    И.П. стойка, ноги врозь широко, руки в стороны, наклон вперед

1-4 - повороты туловищем

6-8 раз

Поворот больше, руками касаемся ног

    И.П. - О.С.

1 - Упор присев

2 - Упор лёжа

З - Упор присев

4-И.П.

6-8 раз

Упражнение выполнять прыжком

    И.П. стойка, ноги врозь широко, руки вперёд, в стороны

1 - Мах левой ногой, к правой руке

2-И.П.

3 - Мах правой ногой, к левой руке

4-И.П.

6-8 раз

Мах больше, нога прямая

    И.П. стойка

1-2 - руки к плечам

3-4 - руки вверх

5-6 - к плечам

7-8 - на пояс

6-8 раз

Темп средний

    И.П. стойка, руки на пояс

1 - прыжок вверх, ноги врозь. хлопок над головой

2- прыжком И.П.

3 -4 тоже

10-12 раз

Прыжок выше, следим за дыханием

Основная часть урока

25-30 мин.

Игра «Не урони мешочек»

Учащиеся делятся на 2 команды.

На площадке ставится две скамейки и 4 мяча.

У первых игроков на голове мешочки с песком.

По сигналу учителя первый игрок должен пройти по скамье далее змейкой вокруг мячей не уронив мешочек. Обратно возвращаться, бегом держа мешочек в руках и отдать его следующему из своей команды. Если мешочек упал нужно его поднять и начать с того же места.

Выигрывает команда, в которой последний игрок быстрее прибежит к своей команде.

Эстафета с мячом

  1. Мяч капитану

Капитаны стоят на расстоянии 4 метров лицом к командам. В руках капитанов волейбольные мячи. По сигналу капитаны бросают мяч первым игрокам двумя руками от груди. Игрок ловит мяч, возвращая его капитану и бежит, встаёт за капитаном. Так все игроки перебегают к капитану. Но последний игрок остаётся на месте. Теперь он – капитан и так же бросает мяч игрокам, пока вся команда не вернётся на место.

    Пингвин

У первых игроков между ног волейбольный мяч, по сигналу игроки прыгают до ориентира, в обратном направлении бегут бегом, мяч несут в руках.

    «Быстрый и ловкий»

У первых игроков в руках баскетбольный мяч. По сигналу первые игроки ведут мяч баскетбольным вариантом до ориентира. Обводят вокруг ориентира и возвращаются на место, передав мяч следующему игроку.

10 мин.

20 мин.

Соблюдать правила ТБ

Спину держать прямо

Мяч передавать в руки, мяч не ронять

Заключительная часть

5 мин.

Построение.

Игра «Будь внимателен» (развивает способность к концентрации и переключению внимания).

Учащиеся шагают на месте. Затем на слово « зайчики », произнесенное учителем, дети должны начать прыгать, на слово « лошадки » - как бы ударять «копытом» об пол, « раки » - пятиться, « птицы » - бегать, раскинув руки в сторону, « аист » - стоять на одной ноге.

Дыхательные упражнения: на 4 счета;

Глубокий вдох, на 4 счета - медленный выдох («спущенный мяч»); на 2 счета – резкий глубокий вдох, на 4 счета – медленный глубокий выдох; на 4 счета - глубокий вдох («всей грудью»), на 2 счета - резкий выдох («животом»).

Построение, подведение итогов урока.

3 мин.

2 мин.

Я благодарю вас всех за активное участие на уроке.

Отметить и оценить

учащихся за работу на уроке.

«Сбей отскоком»

В 2-5 м от стены (дистанция зависит от возраста и опыта играющих) ставят городок, кеглю, надувную игрушку. Задача: бросить мяч о стену так, чтобы, отскочив, он сбил установленный предмет. У кого будет больше успешных попыток из пяти? Кому потребуется меньше попыток, чтобы сбить предмет пять раз?

Бросать мяч можно с любой точки.

Вариант: поставить на некотором расстоянии от стены ящик, коробку, корзину, положить обруч. Задача: попасть мячом в цель. (Приложение рис.5)

«Не урони мячик»

На линии старта каждый участник игры получает две палочки. Затем играющие становятся парами и палочками зажимают мяч, чтобы он не упал. Каждая пара должна пробежать быстрее своих соперников, не уронив мячик. Если же мячик упал, надо остановиться, поднять его, положить на палочки и снова бежать. Дистанция бега 15-20 м. (Приложение рис.6)

«Брось и поймай»!

Играющий держит мяч за спиной двумя руками. Наклоняясь вперед, он бросает мяч через голову вверх и вперед. Теперь надо успеть распрямиться и поймать падающий мяч. Каждому дается, скажем, по пять попыток. Победит тот, у кого больше попыток успешных.

Варианты игры: мяч можно бросить о стенку (если нет окон) с расстояния в несколько метров - и ловить его, когда он отскочит; можно забрасывать мяч на покатую крышу (сарай, гараж, навес) - и ловить его, когда он скатится.

В игру можно вносить усложнения. Например, дается задание: перед тем как поймать мяч, надо несколько раз хлопнуть в ладоши. Или сделать полный поворот кругом (когда мяч бросают о стенку или кидают на крышу). (Приложение рис.7)