Сценарий осеннего развлечения «День луковой слезинки. Методическая разработка (4 класс) на тему: Сценарий осеннего праздника "Луковые посиделки" Хоровод « Здравствуй, Осень», от дождика дети

  • 26.04.2024

Его величество Лук. Конспекты по НОД. Картотека загадок, стихотворений, пословиц и поговорок о луке

Лук – растение поистине удивительное. Без него не обходится практически ни одна хозяйка. Лук входит в рецептуру многих блюд, его добавляют и в салаты, и в первые блюда, и во вторые.
В ход идут и зеленые «пѐрышки», и сами луковицы. Мы настолько привыкли к луку, что порой забываем о том, что в любое время года у нас под руками дешѐвое средство борьбы со многими болезнями.
Кстати, биологи утверждают, что лук является творением человеческих рук, так как дикие его формы до сих пор не найдены в природе.
Наблюдая за развитием и ростом овощной культуры – лук, работая с литературой, я сделала для себя много открытий: познакомилась с историей культуры лука, его ценностями и сделала выводы: если мы хотим получить хороший урожай по количеству, нужно брать мелкие луковицы, а если хотим получить урожай крупными луковицами, то нужно посадить разрезав на части крупные луковицы, но сбора будет мало.
Теперь я могу дать свои советы, рекомендации маленьким овощеводам – любителям по выращиванию лука.

Конспекты по НОД.

Тема: Его величество лук

Программное содержание:
Обучающие задачи: Расширить знания детей о полезных свойствах
репчатого лука; закрепить знания об условиях выращивания растений.
Развивающие задачи:.Развивать интонационный и грамматический строй
речи, зрительное внимание, воображение, слуховое восприятие, голосовой
аппарат, навыки общения, мелкую моторику, чувство цвета, формы.
Развивать, коммуникативный опыт детей.


лук», чтение стихотворений и загадок о луке, чтение глав из книги Джани
Родари «Чиполлино», просмотр мультфильма «Чиполлино», разучивание
пальчиковой гимнастики «Лук», дидактическая игра «Сложи картинку».

Материал: репчатый лук на каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята посмотрите что я нашла сегодня утром на
подоконнике. (Показывает письмо). Давайте посмотрим что в нем. Да тут
письмо, а в нем загадки. Слушайте.


Часто приходит к на обед,
Сам не заметишь как слезы прольешь. (лук)

Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде построены грядки.
Словно живая ограда вокруг –
Пики зеленые выставил лук. (лук)

Эля, деточка, не плачь,
Это с нашей грядки врач.
Исцелить любой недуг
Может огородный … (лук)

Воспитатель: О чем все эти загадки (о луке). Расскажите, что вы знаете о
луке и его полезных свойствах (ответы детей). Совершенно верно, лук – это
очень полезное растение. В нем содержатся летучие вещества – фитонциды, которые убивают микробов, поэтому так важно есть репчатый лук: он
помогает, нам справится с простудой и не только. Скажите, а какие нужны
условия, для того чтобы растение выросло (ответы детей).
2. Воспитатель: Я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и
посадить лук на нашей грядке в огороде детского сада. Прежде чем
приступить к работе, подумайте, в каких условиях должен расти лук, что ему
необходимо для хорошего и быстрого роста. Дети вместе с воспитателем
обрезают верхушки у луковиц, для того чтобы быстрее появились ростки и
замачивают лук в миске с водой.(После этого дети выходят на огород
детского сада к своей грядке).

Воспитатель:
Мы, ребята, малыши
Любим мы трудиться.
Вот посадим лук –
Будем им гордиться.

Посмотрите на луковичку. Где у нее верх, где низ, как мы будем ее сажать?
Почему? (ответы детей)
Дети, по несколько человек, вместе с воспитателем делают бороздки,
проливают их водой, сажают луковицы, засыпают их землей и снова
поливают. Эту процедуру по очереди проделывают все дети.
Стану я тебя лелеять,
Наш кормилец – огород,
Чтобы всходы зеленели,
Чтобы лук шикарный рос.

По возвращении в группу дети совместно с воспитателем делают зарисовку в
листе наблюдений.

Тема: «Что случилось с луком»
(проводится несколько раз через определенное время)
Программное содержание:
Обучающие задачи: Обучать детей способам ухода за растениями:
рыхление, прополка, полив.
Развивающие задачи: Развивать интонационный и грамматический строй
речи, зрительное внимание, воображение, слуховое восприятие, навыки
общения, любознательность.
Воспитательные задачи: Воспитывать ответственность за порученное дело.
Словарная работа: луковица, выращивали, пололи, поливали, рыхлили,
урожай, перья, витамины, полезный.
Методы и приѐмы.Наблюдение, игровой приѐм, художественное слово,
вопросы к детям, показ с названием. Предварительная работа: чтение стихотворений и загадок о луке,
наблюдение за ростом лука на огороде, пальчиковая гимнастика «Лук»,
дидактическая игра «Сложи картинку».
Материал: грабельки для рыхления, ведерки для сорняков, леечки для
полива.

Ход НОД
1. Наблюдение и рассматривание лука. (Дети вместе с воспитателем
приходят к своей грядке с интервалом в неделю).
Воспитатель: - Ребята, вот мы опять пришли к своей грядке. Давайте
посмотрим, что произошло с нашим луком. (Через неделю появились
небольшие всходы, через две он подрос, через 3 недели стал уже высоким с
несколькими перьями).
Вопросы детям:
1. что произошло с луковицами?
2. Что нужно для роста лука?
3. Как за ним нужно поухаживать?
Воспитатель проделывает вместе с детьми те действия, который они
называют в определенной последовательности – пропалывают, рыхлят,
поливают.

Последний раз дети вместе с воспитателем вырывают луковицы. Смотрят,
как выросли корешки. Выясняют для чего они растению.
На протяжении всего времени наблюдения и ухода за луком, воспитатель
вместе с детьми проводит заполнение листа наблюдений.
2. Вывод
Стрелки лука, высокие и мощные, ярко зеленого цвета; дали побеги все
луковицы (соблюдены все условия выращивания растений, в достаточном
количестве растение получает света и тепла, требует умеренного полива).
Корни необходимы растению для получения влаги из земли.
Воспитателю следует подводить детей к самостоятельным выводам, при
необходимости воспитатель задает наводящие вопросы. Далее дети подводят
итоги и называют благоприятные условия, необходимые для успешного
выращивания лука.

Тема: Его величество лук.

Обучающие задачи: Закреплять знания детей о луке. Обогащать
представления детей наглядными образами. Закрепить знания об условиях
выращивания растений. Расширить знания детей о полезных свойствах
репчатого лука. Создавать эмоционально – положительный микроклимат
общения детей в группе.

Развивающие задачи:Развивать интонационный и грамматический строй
речи, зрительное внимание, воображение, слуховое восприятие,
любознательность, навыки общения, игровые умения, двигательную
активность детей, желание детей играть вместе с воспитателем Воспитательные задачи: Воспитывать ответственность за порученное дело.
Воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу и взрослым,
доверительное отношение к детскому саду.

Предварительная работа: Рассматривание фотографий по теме «Господин
лук», чтение стихотворений и загадок о луке, наблюдение за ростом лука на
огороде, пальчиковая гимнастика «Лук», дидактическая игра «Сложи
картинку».
Словарная работа: луковица, выращивали, пололи, поливали, рыхлили,
урожай, перья, витамины, полезный.
Методы и приѐмы. Сюрпризный момент, игровой приѐм, художественное
слово, вопросы к детям, показ с названием.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация
Microsoft Office PowerPoint «Как мы выращивали лук».

Ход НОД
Воспитатель: Ребята я хочу сегодня поговорить с вами об одном очень
полезном овоще. А что это за овощи вы сейчас узнаете сами. У вас на столах
лежат конверты, возьмите их. Из частей соберите картинку.
(В конвертах находится изображение луковицы, разрезанное на 4 части).
Воспитатель: Что у вас получилось?
Дети: луковица.
Воспитатель: Молодцы, а давайте вспомним с вами чем полезен лук.
(Дети перечисляют полезные свойства лука, воспитатель помогает им
наводящими вопросами).
- Молодцы вы все знаете о полезных свойствах лука.

Пальчиковая гимнастика «Лук»

А давайте вспомним как мы с вами его выращивали.
(Вос питатель демонстрирует на экране телевизора презентацию «Его
величество лук».
Слайд № 1
Воспитатель: Посмотрите на экран. К нам пришел Чипполино, он поможет
нам вспомнить как мы сажали лук и как за ним ухаживали.
Слайд № 2
Воспитатель: Посмотрите на это фото, что мы на нем делаем?
Дети: Мы рассматриваем луковичку. Находим где у нее верхушка, а где
донышко.
Слайд № 3
Воспитатель: Посмотрите, а что же мы на этом фото делаем.
Дети: Мы на грядке сделали бороздки, в которые потом посадим лук.
Бороздки мы проливаем водой, чтобы луковичка быстрее начала расти.
Слайд № 4
Воспитатель: Тамара расскажи а что ты делаешь на этом фото?
Тома: Я сажаю луковички в бороздку.
Воспитатель: А как ты это делаешь? Тома: Луковичку я сажаю в бороздку верхушкой вверх, а донышком вниз.
Воспитатель: А почему луковичку нужно сажать именно так?
Дети: Если мы посадим луковичку наоборот она не вырастет.
Слайд № 5
Воспитатель: Посмотрите, что же делает Елисей?
Дети: Елисей полет траву.
Воспитатель: А для чего это нужно делать?
Дети: Траву нужно выполоть чтобы лук мог расти, а его корни дышать.
Слайд № 6
Воспитатель: А что еще нужно делать чтобы лук хорошо рос.
Дети: Нужно порыхлить землю.
Воспитатель: Молодцы, а для чего это нужно делать?
Дети: Чтобы дышали корни и земля была рыхлая. Чтобы вода быстрее
попадала к корням.
Слайд № 7
Воспитатель: Молодцы вы все хорошо запомнили, а на этом слайде мы как
раз и поливаем наш лучок.
Слайд № 8
Воспитатель: Помните как мы наблюдали за ростом нашего лука.
Дети: Да мы часто ходили на нашу грядку и смотрели, как растет лук. А
наши наблюдения мы заносили в дневник наблюдений.
Слайд № 9
Воспитатель: А на этом слайде мы с Яной собираем урожай.
Слайд № 10
Воспитатель: Смотрите, Чипполино нам решил показать наш дневник
наблюдений. В нем мы с вами отмечали когда ходили на огрод и что
происходило с луком.
Слайд № 11
Воспитатель: Вот мы и вспомнили как мы растили лук, что необходимо для
роста лука, чтобы он рос большим и вкусным а Чипполино желает нам: -
«Приятного аппетита».
- Ой посмотрите а что это за корзинка стоит на окне. Наверно нам ее
Карлсон оставил. В ней и письмо лежит.
(В корзинке лежат луковицы двух цветов и двух размеров)
Воспитатель читает письмо:
«Дорогие ребята, я за вами наблюдал и мне очень понравилось как вы
бережно относились к луку который сами посадили, как вы его выращивали.
Я посылаю вам луковички и предлагаю с ними поиграть. Разберите их по
цвету и размеру. Ваш друг Карлсон».

Ну что ребята поиграем. Мальчики будут собирать в свою корзинку
маленькие луковички, а девочки – большие луковицы.
(После того как луковицы будут размеру).
Воспитатель: Ребята как мы разобрали с вами луковицы?
Дети: По размеру, на большие и маленькие.
Воспитатель: А что теперь можно сделать с этими луковицами? Дети:
- Посадить, чтобы был зеленый лук.
- Добавить в пищу.
Воспитатель: Я предлагаю отнести крупные луковицы на кухню поварам,
чтобы они добавили их нам в суп и второе, а маленькие луковички отнести
маленьким ребятам и рассказать им как их сажать и что из них вырастет.
(Воспитатель вместе с детьми относят луковицы на кухню и малышам.
Малышам дети рассказывают как их посадить и как за ими нужно
ухаживать).

Консультация для воспитателей: «Огород на подоконнике»

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Раньше в программах давались точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе. Но с переходом на ФГТ строгих требований к перечню растений нет. Огород на подоконнике прежде всего должен помогать в развитии детей. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же в младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки, в средних – 2 – 3, в старших и подготовительных – до 5.
Предлагаю примерный перечень растений для посадки: лук-репку, дольки чеснока, корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. Можно выращивать по 1-2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.
За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – дети помогают (например,
воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья). В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети.
Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещѐ и великолепный последовательный материал.
Ещѐ рекомендуется проводить опытническую деятельность, проводить занимательные опыты и эксперименты, они побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, поддерживает у детей инициативу, сообразительность, критичность и самостоятельность. Целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут высаживаться разными способами: между двумя плоскостями в вату, в камни. Можно высаживать луковицы, создавая для них разные условия: для одной - тепло, воду, свет; для другой - тепло, воду, темноту; для третьей - холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель достигает очень многого - на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений в группу хорошо принести веточки деревьев. Для младших групп – веточки одного дерева (для наблюдения за почками и листьями). Для средних групп – веточки двух деревьев (хорошо известных детям и легко различимых внешне). Для старших и подготовительных – ветки нескольких пород (растущих на территории детского сада).
Работа по организации огорода на окне будет успешнее, если ее проводить поэтапно.
1. Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Подбор художественной литературы про посаженные растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.
2. Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.
3. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление выставки рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как ухаживать за
растениями. Такая работа, проводимая регулярно начиная с младших групп, обладает большими воспитательно-образовательными возможностями.

Полезные свойства лука.
Принято считать, что лук - это обычный овощ. На самом деле есть целое "луковое семейство", где можно встретить множество "родственников": это и лук-батун, и лук-слизун, и лук-порей, и шнитт-лук, и лук
душистый... о полезных свойствах лука - ведь в период респираторных заболеваний это многочисленное луковое семейство нам очень пригодится!
Хотя и существует множество всевозможных видов этого уникального "лекаря", но используем мы в основном малую их часть: репчатый - в суп, да зеленый - в салат. Но даже если так, уже хорошо - ведь этот доблестный овощ содержит огромное количество полезных веществ. Например, сахаров в нем больше, чем в яблоках и грушах. Даже в жгучем луке содержится до 14% сахаров.
Вообще, лук очень богат на разные полезные составляющие. Так, до недавнего времени самым ценным в нем считались фитонциды, благодаря которым он и сам не болеет, и нам не дает. Поэтому лук советовали есть исключительно в сыром виде, чтобы все драгоценные фитонциды сберечь. С другой стороны, давно обнаружилось, что лук богат железом: и репка, и особенно зеленое перо. Получить этот важный элемент можно как из сырого, так и из жареного, печеного и тушеного лука, особенно если использовать его как гарнир к печенке. Печень с луком - это просто "супержелезная" еда.

А сегодня на первое место среди луковых сокровищ выходит кверцетин - мощный противораковый элемент. Если с дефицитом железа мы еще как-то умеем справляться, то рак остается бичом человечества. Поэтому ученые возлагают большие надежды на профилактику.
Еще лук богат калием, благотворно влияющим на сердечно - сосудистую систему человека. Помимо вышесказанного, лук содержит множество других минералов и витаминов. В частности и в луковицах, и в листьях много аскорбиновой кислоты, есть витамины группы В и РР, а также каротин, эфирное масло и 2 процента белка. В общем, у вас есть много причин ежедневно употреблять этот чудо-овощ. Кстати, ученые считают оптимальным употребление каждым человеком 7-10 кг лука ежегодно.
Правда, существует у этого овоща такая особенность - он источает после употребления неприятный запах. Но от этой беды есть надежное средство: пожевать в конце еды поджаренные ядра грецких орехов или корочку подгоревшего хлеба.

Лук широко применяется в народной медицине.
Ранее он вообще считался божественным растением. Древние медики утверждали, что лук вследствие своей горечи укрепляет желудок, возбуждает аппетит. А смесь лукового сока с медом помогает от ангины. Пить такой раствор надо по 1 ч. л. 3-4 раза в день. А можно употреблять просто свежеотжатый сок - он тоже очень эффективен при ангине.
Кстати, этот уникальный овощ помогает не только справиться с некоторыми недугами, но и прекрасно очищает воду. Если в нее бросить кусочки лука, вода избавится от неприятного запаха.
В древних знахарских книгах существует масса рецептов из лука. Но, несмотря на множество полезных свойств лука, людям, страдающим заболеваниями почек, печени и сердца, его следует использовать
осторожно. Правильно делают те, кто употребляет лук-порей. Этот вид тоже рекомендуется при многих болезнях. Витаминов и каротина в нем больше, чем в репчатом луке. Порей обладает замечательным свойством - при хранении количество витамина С в нем значительно увеличивается (с 35 до 85 мг). Во всех остальных овощах и фруктах содержание этого витамина, наоборот, снижается, так что порей в самом деле уникален. Его можно есть сырым, но чаще его пассируют в оливковом или сливочном масле. При этом не теряет своего красивого цвета - точнее, сочетания цветов: белого, желтого, темно-зеленого.А вот в зеленых листьях лука - батуна содержится в 2 раза больше витамина С, чем в привычном зеленом луке, выращенном из репки. Длинные, сочные и нежные листья лука-слизуна по вкусу превосходят все остальные виды зеленого лука. К тому же, в них очень много витамина С и железа.
Конечно, этим списком не исчерпывается луковое многообразие. А если вы употребляете разные его виды, особенно в холодное время года, вам будут не страшны никакие болезни. Чем хорош лук? О пользе лукового семейства
К луку люди относятся как к серьезному и уважаемому продукту, ведь используют его не только как приправу к еде, но и в качестве народного средства от многих болезней. С древнейших времен лук да чеснок на Руси (и у многих других народов) считался наилучшим средством от «прилипчивых болезней и моровых поветрий» (от болезней, передающихся «по ветру»).
Лук необходим весной, когда организму не хватает витаминов и особенно нужна поддержка. Чтобы получать достаточное количество полезных веществ, оздоравливающих организм, необходимо использовать
разные сорта лука, потому что каждый ценен по своему.
Лук относится к роду пряно-ароматических травянистых растений. 228 видов лука являются овощными культурами, которые употребляют в пищу.
Самый известный и всеми любимый – это лук репчатый, который бывает белым, желтым, желто-коричневым, розовым, красным и фиолетовым (самый сладкий из всех сортов репчатого лука). Название «репчатый» происходит от внешнего сходства подземной части растения с репой. Существуют и другие народные названия репчатого лука – арбажейка, бульбянка, цыбуля, сибуля.
Лук издает свой неповторимый горьковатый аромат благодаря наличию в нем эфирных масел. Богат лук и фитонцидами (целебными летучими веществами), которые убивают большое количество микробов, в том
числе стрептококки, дизентерийную, дифтерийную и туберкулезную палочки.
Хорошо пожевать лучок, чтобы уничтожить неблагоприятную микрофлору в полости рта. Фитонциды лука за несколько минут погубят вредные бактерии и в дальнейшем не позволят им размножаться.
При авитаминозе лук очень полезен, он способен удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С, к тому же этот витамин способствует повышению иммунитета. Зеленые листья лука богаты
каротином. Каротин защищает слизистые дыхательных путей от воспаления и заботится о благополучии нашей кожи. Для лечения и профилактики простуды и гриппа хорошо нюхать нарезанные дольки репчатого лука несколько раз в день.
У лука-порея отсутствует резкий запах и вкус, что, однако, совсем не влияет на его целебные свойства. Лук богат кальцием, фосфором, железом, натрием и магнием, это делает лук-порей очень питательным и
полезным продуктом. А узнать его можно по утолщенной белой ножке и широким плоским листьям, которые и используют в пищу. Этот лук обладает способностью очищать кровь, поэтому полезно применять
его для профилактики атеросклероза: смесь лукового сока и меда в пропорции 1:1 по одной столовой ложке 3 раза в день за час до еды в течение месяца.
Лук-шалот, еще один полезный лучок из большого семейства, имеет и другие названия – сорокозубка, кущѐвка, шарлотка, многодольный.
Состоит он из нескольких мелких луковиц, соединенных в одну. Шалот сочнее, мягче и ароматнее лука репчатого. Для него характерен своеобразный специфический, душистый аромат. Лук-шалот используется в медицине, как противовоспалительное средство. Ученые обнаружили в шалоте большое содержание флавонолов, которые препятствуют возникновению рака, его полезно употреблять в пищу для профилактики этого тяжелого заболевания.
Лук-батун, или дудчатый, песчаный, зимний, китайский лук, татарка, непахучий чеснок имеет своеобразные дудчатые листья. Настоящей луковицы
он не образует, поэтому в пищу употребляют только листья. Лук-батун обладает всеми свойствами репчатого лука. А витамина С в нем даже больше, чем в луке репчатом. Батун славится хорошими дезинфицирующими свойствами.
Лук можно есть сырым, вареным, тушеным, жареным, маринованным. Этот овощ всегда доступен, его даже можно выращивать дома на окошке, такой он неприхотливый. Не будем забывать о рекомендациях наших бабушек, которые советовали употреблять
лучок каждый день для аппетита и на здоровье. «Кто ест лук, того Бог избавит от мук», – так говорили наши предки.


Лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Его применяют при желудочно-кишечном расстройстве, сопровождающемся недостаточной двигательной и секреторной деятельностью желудка, при гипертонии, атеросклерозе, общей слабости и простудных заболеваниях, пониженной половой активности. В медицине лук применяют в борьбе с цингой и как противоглистное средство. Свежий сок лука, смешанный с медом хорошее средство при лечении бельма глаз, бронхита, кашля и грибкового заболевания кожи. Сок лука также рекомендуется при неврастении, бессоннице и ревматизме. Кашицу из свежего лука используют от гриппа и при трихомонадном заболевании, для лечения дерматитов, против укусов комаров, выпадения волос, для удаления мозолей и бородавок. Печеный лук прикладывают к фурункулам, а свеженарезанный - к вискам от головной боли. Лук-порей рекомендуется применять при ожирении, отложении солей и почечнокаменной болезни.

Лечение луком: народные рецепты
 Лук при растяжении связок: Очистить головку лука, мелко нарезать, добавить немного сахарного песка, хорошо размешать. Прикрыть толстым слоем этой смеси тряпку, наложить на больное место и перевязать. Менять раз в сутки.
 Кашица из запеченного лука способствует созреванию абсцессов, фурункулов и отхождению от них гноя. Теплую кашицу наложить на абсцесс (фурункул) и прибинтовать. Повязку менять 2 раза в день.
 Полезные свойства репчатого лука применяют для лечения насморка: на терке натереть 2 ст. ложки хозяйственного мыла, 2 ст. ложки репчатого лука, добавить по 2 ст. ложки спирта и молока. Все тщательно перемешать, переложить в маленькую кастрюльку, которую поставить в большую с кипящей водой. Пропарить 30 мин и охладить. Ватные фитили, смоченные полученным содержимым, ввести в нос. Прогреть нос синей лампой или вареным яйцом.
 Лук применяется, когда «заложит» ухо, при затвердении серы в ушах:
а) сок лука - 4 части, водка - 1 часть. Хорошо смешать. Капать в ухо по 2
капли 2 раза в день,
б) лук нафаршировать тминным семенем, испечь его,
отжать сок. Капать сок по 2-3 капли в каждое ухо 2 раза в день.
 Для очищения нарывов и фурункулов: 2 части печеного лука н 1 часть натертого хозяйственного мыла растереть и хорошо смешать. Прикладывать пластырь на больное место несколько раз в сутки. Очищает,
помогает быстрому созреванию.
 Использование лука для лечения кашля: очищенную репчатую луковицу вымыть и натереть на терке, смешать с гусиным жиром. Втирать эту смесь в область грудной клетки и шеи. Завязать теплым платком. Утром натощак принимать по 1 ст. ложке этой смеси.
 Полезные свойства репчатого лука используются для укрепления и роста волос: 1 часть коньяка, 4 части процеженного сока лука, 6 частей отвара корней репейника. Втереть в кожу головы. Покрыть голову
полотенцем для согревания на 2 часа, после этого вымыть. По возможности, повторять еженедельно.
 Рецепты с луком при простуде, кашле, воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей (при болезнях желудка с повышенной кислотностью, сердца и печени не принимать) свежий сок лука пополам с медом принимать по 1 ст. ложке 3-4 раза в день.
 Разрезать пополам луковицу, привязать на место укуса насекомого. Свежий сок или натертая кашица лука в виде компресса - прекрасное средство при ушибах, особенно колена. 1 головку репчатого лука разрезать пополам, на каждую половинку капнуть по 1 капле дегтя, а затем половинки лука накладывать на больное место.
 При гипертонии едят 1-2 шт. свежих луковиц в день. При геморрое и гастрите принимать свежий сок лука по 1 ст. ложке 3-4 раза в день.
 Лук при кашле, бронхитах, коклюше: 500 г измельченного лука, 400 г сахара, 50 г меда, 1 л воды смешать, варить 3 часа на слабом огне, остудить, процедить и перелить в бутылку. Принимать по 1 ст. ложке 4-6 раз в день. Хранить в закупоренном виде в прохладном темном месте.
 На бородавки наносить кашицу тертого лука 1 раз в день.
 При зубной боли у ребенка разрезать луковицу пополам, разрезанной стороной приложить на левую руку, на локтевой сгиб, если зуб болит слева. Луковицу закрепить бинтом на руке. Через 10-15 мин боль проходит, луковицу можно убирать.
 Свежую кашицу из лука наложить на свежие ожоги в виде аппликаций. Кашица свежего тертого лука употребляется наружно при ревматизме.
 Дли исчезновения веснушек ежедневно протирать лицо свежей луковицей.
 Целебные свойства лука для уничтожения перхоти, укрепления волос, зуда, восстановления цвета, чтобы сделать волосы эластичными и мягкими, взять небольшую головку лука, очистить ее, натереть на терке, кашицу завернуть в марлю, сложенную несколько раз. Втирать и кожу головы. Через несколько часов промыть и сполоснуть голову. Процедуру проводить через день в течение 3-4 недель.
 При гриппе свежим соком лука смазать слизистую оболочку носа и вдыхать его пары через нос в течение 2-3 мин 3-4 раза к день. Вместо указанных процедур можно ставить марлевые тампоны с тертым луком, закладывая их в каждую ноздрю на 10-15 мин 3-4 раза в день. Свежий сок употреблять при ангинах по 1 ч. ложке 3-4 раза в день. При кашле: сварить 1 картофелину, 1 головку репчатого лука и 1 яблоко в 1 л воды. Варить до тех пор, пока вода не станет вдвое меньше. Давать отвар ребенку 3 раза в день по 1 ч. ложке. При кашле: 2 луковицы среднего размера очистить, мелко порезать, отварить в 1 стакане молока, настоять 4 часа и процедить. Принимать по 1 ст. ложке через каждые полчаса.
 При бронхите у детей: 1 головку красного лука очистить от кожуры и измельчить, добавить в массу 1 ч. ложку сахара. Каждый день ребенок должен съедать одну измельченную головку лука до выздоровления.  При воспалении верхних дыхательных путей: сок лука смешать пополам с медом. Принимать по 1 ст. ложке 3-4 раза в день. При кашле: 500 г очищенного и мелко порезанного лука, 50 г меда, 400 г сахарного песка варить в 1 л воды на слабом огне 3 часа. Затем жидкость остудить и налить в закупоренную бутылку. Принимать по 1 ст. ложке 4-5 раз в день.
 Вот, к примеру, если вы возьмете кусочки ваты, смоченные луковым соком, и заложите их в ноздри на 10-15 минут (делать эту процедуру желательно 3-4 раза в день), то излечитесь от гриппозного насморка.
 А вот для лечения бронхита вам надо будет взять 0,5 кг. репчатого лука, очистить его и мелко нарезать. Затем положить его под груз - для стекания сока. После этого собрать выделившийся сок в стеклянную банку и добавить 0,5 кг. сахара. Эту смесь необходимо выдержать под солнечными лучами в течение 2 недель и принимать ежедневно по 1 ст. л. натощак. При необходимости это лекарство следует сделать повторно и продолжить прием без перерыва.
 Если вы хотите избавиться от болезни ушей, то следующий рецепт придется вам как нельзя кстати. Правда, для этого вам надо будет испечь в золе маленькую луковичку, завернуть ее вместе с небольшим количеством свежего несоленого масла в тонкую тряпочку и положить в ухо на одну минуту. Причем пакетик должен быть настолько горяч, насколько вы можете выдержать.
 Если у вас болит голова, попробуйте понюхать кусочек сырого лука вместо того, чтобы глотать таблетки, многим помогает. Лук используется в народной медицине и в косметических целях – для очищения лица от пятен. Для избавления от веснушек хорошо ежедневно протирать лицо свежей луковицей, разрезанной пополам.
 Наши бабушки советуют приложить кусочек лука к порезу или ожогу – и рана быстро заживет. Если вас укусила оса или пчела, вам тоже придет на помощь лук. После удаления жала насекомого нужно приложить кашицу из лука к месту укуса – боль и отек пройдут намного быстрее. Старое поверье о том, что следует носить в кармане луковку, выходя на улицу из дома в жару, чтобы избежать теплового удара, подтверждает медицинское мнение о том, что лук обладает потогонным свойством.

***************

Стихотворения про лук

Лук растет на огороде,
Он большой хитрец в природе,
В сто одежек он одет.
Ребятишки на обед
Не хотят его срывать,
Зачем слезы проливать?

Жертва я ужасных мук, -
Ненавижу резать лук!
Щиплет он мне нос, глаза,
Все лицо уже в слезах!

Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжет глаза и жжет язык,
Заставит плакать в один миг.

Лук стал сердитым от обиды:
- Во мне сплошные фитонциды.
Да, иногда, я раздражаю, -
(Сказал он слезы вытирая.)

Когда людей сразит недуг,
Все вспоминают:- Где же лук?
Я выгоняю хворь и боль,
Средь овощей и я не ноль.

У меня есть друг,
Он от семи недуг!
Это вкусный и полезный
Желто-золотистый лук!

Всем на зависть нынче лук.
Чудной формы и упруг,
Точно шарик непокорный,
Вырывается из рук. Он на редкость круглый – вижу,
Золотистый, красный, рыжий.
Но, снимая кожуру,
Прекратишь свою игру.
Глаз защиплет не на шутку.
Зареветь решил, как будто?

Лук в саду и в огороде,
Да при всѐм честном народе,
Развивается, растѐт.
От болезней нас спасѐт.

Да, удачный вырос лук.
Всѐ свершилось. Но не вдруг.
Труд затрачен мною был.
За посадкой я следил.
Вырос крупный лук-порей.
И теперь ты не болей.
Репчатый - в салат добавь,
И на стол смелее ставь.
Необычный лук - батун,
И сибирский лук слизун.
Ароматный, горьковатый –
Плачешь? Кто же виноватый?

У меня есть друг.
Спасет он от семи недуг.
Это вкусный и полезный
Желто – золотистый лук!

Говорят, я горький,
Говорят, я сладкий.
Стрелочкой зелѐной
Я расту на грядке.
Я полезный самый,
В том даю я слово.
Ешьте меня всяким –
Будете здоровы

Загадки про лук.

Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет. (Лук)

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)

Сарафан не сарафан, платьице не платьице,
А как станешь раздевать, досыта наплачешься. (Лук)

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (Лук)

Что без боли и без печали доводит до слез? (Лук)

Пришел барин с грядки,
Весь в заплатках,
Кто ни взглянет,
Всяк заплачет. (Лук)

Скинули с Егорушки
Золотые перышки,
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка. (Лук)

Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь. (Лук)

Пришла Таня в желтом сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать. (Лук)

Птица в норе,
Хвост во дворе.
Кто перья выдирает,
Тот слезы утирает. (Лук)

Я вырос на грядке, Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу. (Лук)

Он никогда и никого не обижал на свете.
Чего же плачут от него взрослые, и дети? (Лук)

В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовешь,
Сам не заметишь, как слезы прольешь. (Лук)

Пословицы и поговорки о луке

 Лук от семи недугов лечит.
 Ешь лук- чаще зубы будут
 Лук да баня всѐ правят.
 Кто ест лук, тот избавлен от мук.
 Лук во щах - и голод прощай

Сказка «Три брата».

«Мальчик

Сценарий проведения познавательно-игровой программы

для среднего школьного возраста

«Лук - всему голова!»

Педагог дополнительного образования

Клуб по месту жительства «Северка»

Бабка Лукерья: Здравствуйте, гости дорогие! Спасибо, что на праздничек наш пожаловали. Я, бабка Лукерья. Живу в деревне Луковка вместе с дедом Лукой и внучатами Луковками. И не удивляйтесь, что семья у меня такая луковая, это потому, что мы очень лук любим. А из вас кто любит этот полезный овощ?

Бабка Лукерья: Значит, вы люди не гордые, простые и не заносчивые, недаром в народе говорят: прост, как луковица. А вот про тех, кто любит угождать, говорят: «Как луковица, годится к любому кушанью». А не устроить ли нам луковые состязания? И для начала мы проведем «Луковую викторину».

«Луковая викторина».

Бабка Лукерья: Выберите правильный ответ:

    Лук добр во щах и еще где? (В закромах, в бою, в огороде)

    Здоровья прибавят лук и … (Баня, работа, картошка)

    Лук с морковкой хоть с одной грядки да не одинаково… (Растут, полезны, сладки)

    От луковой шелухи… (Пользы не найдете, косы будут шелковы и туги, здоровы будут и враги)

Бабка Лукерья: Как славно вы тут отвечали, а вот справитесь ли вы со вторым заданьицем?

Аукцион блюд «Куда лук кладут».

Участникам выдаётся набор карточек с названием блюд, они должны правильно определить, с чем лук дружит, а с кем нет.

Компот, бульон, щи, котлеты, мармелад, салат, пирог с яблоками, ватрушки, пицца, пельмени, халва, фруктовое пюре, молочный суп, мороженое, плов, шашлык, блины, чай.

Бабка Лукерья: Вот пришла на ум поговорка: «Лука речист, да на руку нечист». Только учтите это не про нашу луковую семью, это про лукавого, про чёрта значит. А может вы ещё слова какие знаете, в которых лук прячется. (Лукоморье, луковица, лукошко)

Бабка Лукерья: Что-то мне кажется, засиделись вы, ребятки, пора вам ручки и ножки размять, начинаем луковую эстафету.

Игра «Луковая эстафета».

    «передай лук» Участники добегают до финиша, забирают луковицу и бегут к своей команде и передают её другому участнику, тот бежит обратно до места и оставляет луковицу там и т.д.

    «стрельба из лука» У каждого участника по луковице, они бегут до финиша и кидают лук в ведерко.

    «передай лук сбоку»

    «перенеси лук на ложке»

    «прыжки с луком, зажатым между коленями».

Бабка Лукерья: Вот в такие игры и другие, конечно, играли в сёлах, это деревни значит такие большие были. Ой, вы ведь, наверно и не знаете, что раньше на Руси были сёла, где в каждой избе жили огородники. Они всем селом растили на продажу заезжим купцам один и тот же овощ. Были сёла огуречные, были гороховые и, конечно же, луковые. А вот попробуйте угадать, сколько всего сортов лука-репки оставили нам в наследство русские огородницы?

Бабка Лукерья: А всего набралось аж 75! А ещё, что интересное скажу: жители села Мячкова вырастили гигантский по размеру лук, и весила каждая луковица не меньше 500гр. Такой лук сразу прославился на весь мир и стали его возить за границу: в Англию, в Германию и в Париже 100 лет ели наш московский лук. А вот чтобы лук с огорода никто не крал, сторожа стояли. Вот, сейчас я и погляжу, кто из вас с этим не лёгким делом справиться.

Игра «Луковый сторож».

В огороде (обруче) лук растет. В центре сторож стоит с завязанными глазами, оттого, что ночь на дворе. Участники (5-6 человек) пытаются из обруча лук выхватить. Сторож должен осалить воришку.

Бабка Лукерья: Мне, хочется сказать вам, что лук известен более трёх тысяч лет назад. Вот послушайте, что мне известно:

    в Древнем Египте луком клялись

    по греческой легенде, сама богиня плодородия Изида наделила лук могучей силой - дарить людям здоровье

    луковица была самым первым наглядным пособиям при изучении строения вселенной

    старинная надпись на пирамиде Хеопса повествует, что больше всего

рабочих кормили луком

    в Средние века воины перед боем ели лук, считалось, что он предохранял их от стрел и ударов мечей

    рыцари, закованные в стальные латы, носили на груди обыкновенную луковицу

    в древней Англии, чтобы раззадорить петухов, которые должны были драться для потехи публики, птицам давали поклевать жгучую луковую репку.

Игра «Петухи распетушились».

Участники (2 -3 пары) встают напротив друг друга, поджав правую ногу, придерживая её правой рукой. Их задача: сорвать шапку у соперника.

Бабка Лукерья: Вот хочу поспорить, что вы не знаете, как называется по славянскому календарю 2010 год? Ну, если не знали, то догадались, раз про лук говорим, то и год Луковый. Славяне давали имена годам по названиям не животных, как принято в Китае, а по названию полезных даров природы: репный, липовый, хлебный, малиновый, морковный, капустный, луковый, яблочный, огуречный, гороховый, смородино-берсяной (берсень-крыжовник) и медово-хмельной.

А ещё на Руси празднуют луковые дни:

Святой мученик Лука-дьякон пострадал в 312 году. Он, после мучений был брошен в клетку к диким зверям, но представьте себе, они его не тронули. С тех пор и пошла поговорка: «Старое добро, что пирог с луком припоминается».

А вот особо хочется сказать об ещё одном луковом дне: 20 сентября. В этот день в сёлах начиналась заготовка репчатого лука. Девушки плели луковичные косы и пели частушки.

Игра «Луковые косы» (Луковые частушки).

Девушки, а девушки

Вы где берете денежки?

Летом ягоду берём,

Лук Зимою продаём

Эх, топни нога,

Топни правенькая!

В детстве я лучок не ела,

Вот и маленькая!

Я плясала у гряды

Обломила каблуки.

Оглянулася назад,

В луке каблуки лежат.

На тарелке лежит лук,

А на луке муха,

Муха злилася на лук,

Что не лезет в брюхо.

Бабка Лукерья: Вижу вас развеселили эти частушки, а были времена, когда существовал такой обычай, что на празднике запрещали есть лук, так как он вызывал слёзы, а надо было веселиться. Что-то я всё сама и сама говорю о луке, моём любимом, а может и вы мне, что подскажете? Может кто-то поговорки какие-то знает, али загадки, может приметы какие припомнит.

Поговорки.

Лук в твоих объятиях - проходит всякая болезнь.

Лук - от семи недуг.

Лук - здоровью друг.

Лук с чесноком - родные братья.

Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук.

В нашем краю - словно в раю: луку да рябины не переешь.

Если на луковицах много одёжки - быть зиме холодной.

Ешь лук чаще, зубы будут.

Бабка Лукерья: А знаете, почему лук назвали луком? Мы зовём его луком, потому, что петелька роста, из земли, изгибается, как тетива лука. Из разрезанной луковицы вылетают невидимые стрелы, которые на своём пути уничтожают разносчиков болезней, вредных микробов.

А что значит выражение «горе луковое»? Помните загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает». Хозяйка, пока накрошит лук для стряпни, и правда, наплачется, хотя и горя-то никакого нет, да и слёзы фальшивые, не настоящие. И горе луковое такая же неприятность, которая быстро заканчивается. И к ребёнку, который что-то натворил, тоже так обращаются.

7 недуг, от которых лечит лук: от угара, простуды, гайморита,

радикулита, цинги, аппетита, бородавок и глистов.

И на последок, скажите, кто из вас луковицу внимательно разглядел, тот мне и скажет, на что она похожа (купол церкви, шлем воина, кокошник девушки, пламя свечи, каплю, сердце, колбу и т. д.)

Мы сегодня луков праздник

Отмечали в первый раз,

Луком мы должны гордиться

Поздравляю с этим вас.

А без лука, что за праздник

Наступил его черёд,

Ведь без луковицы в доме

Наш народ не проживёт.

Бабка Лукерья: Если кто-то из вас луком лечиться надумал, подходите, всё что знаю, расскажу.

▫ Ура, Светлана Алексеевна, к вам за шпанкой приедем. Константин Борисович, все то есть в институтах, достается весь материал тем, кто пишет диссертации по запросу официальному от официального института. У самих биологов нет никакой заинтересованности, чтобы сорта шли в массы. Изучат томат Ополченец, напишут, что неперспективный для их конкретного исследования и нет Ополченца. увы и ах, но, конечно, кое что можно достать и теперь Ведь раньше шлангов не было, водопровода не было, это означает, что многие сорта поливались дождем, раньше дождей было больше, но все же, интересно же.а нас практически лишили селекционных достижений прошлого, я считаю.это большая трагедия. И история...шли караваны в Самарканд, кто-то в мешочке нес несколько луковиц, а теперь несколько луковиц растут у тебя...А какая история у современных гибридов, как они штамповались на фабрике по мутациям.
▫ Муромский точно уже не тот. Я его оет 20 назад сажал, помню что вырастало. А сейчас название то, а содержимое типичное не то.

▫ Когда-то и человек произошёл от обезьянки. Я, как материалист, верю науке. Это всё - известные ступеньки эволюции: ... обезьяны, троглодиты, укры, славяне, русские... А рядом, наравне с русскими: украинцы, белорусы, немцы и прочая и прочая, вся ООН.
▫ это описка Россия хотела написать. Да щаз, хлопок только, там Мшаки, Мерзои моркови, там сколько сортов пшеницы, помидоры... Вот какие луки были в Уз.. Каба 132, Самаркандский красный 172, Андижанский белый местный, Фарабский 167. Вот бы посмотреть на них. Огурцы СССР Авангард (Приморский 121) Алтайский ранний 166 Берлизовский Вязниковский 37 (сортотип муромский) ГИБРИД ВИР 505 (F1) Гибрид Сигнал 235 (F1) Гибрид Старт 100 (F1) Гибрид Успех 221 (F1) Дальневосточный 6 Дальневосточный 27 Должик Донской 175 (гибрид 175) Изящный Котайкский местный Клинский местный Куйлюкский 262 Ленинградский тепличный 23 Маргеланский местный Мухранский местный (Мухранулы) Муромский 36 Нежинский местный Неросимый 40 Новочеркасский 385 Первенец Узбекистана 265 Победитель Ржавский местный Рябчик 357/4 Ташкентский 86 Узбекский 740 Универсальный Щедрый 118 Вот возьмем сорт Первенец Узбекистана, его вывели скрещиванием сортов Узбекский 740 и Борщаговский. Я не видела ни одного из этих сортов. Это все равно, что отказаться от картин в Третьяковке и заменить все на современные картинки с аргументом, что сейчас краски лучше....

Сценарий осеннего праздника для старшей группы "Весёлая огородия "

Герои взрослые: Ведущая, Чипполино, Осень, Лимон

Герои дети: овощи: Свекла, Морковь,Редиска, Огурец, Помидор, Перец, Лук,

Капуста, Кабачок, Баклажан

Дети под музыку заходят в зал, становятся полукругом

1 реб: Осень в гости невидимкой

Потихонечку вошла

И волшебную палитру

С собою в город принесла.

2 реб: Краской красною рябину

Разукрасила в садах

Брызги алые калины

Разбросала на кустах.

3 реб: Отпустила осень кисти

И глядит по сторонам,

Яркий, добрый, разноцветный

Праздник подарила нам.

Ведущая: Так давайте славить осень

Песней, пляской и игрой.

Будут радостными встречи

Осень, это праздник твой!

Ведущая : Дорогие ребята, уважаемые взрослые, я поздравляю вас с наступлением самого красивого времени года - осени. Набирайтесь сил,

кушайте овощи и фрукты, не забывайте помогать своим мамам.

Песня « Осенняя прогулка»

Ведущая: А скажите-ка, детишки, вы читали в детской книжке

Про чудесный огород, что у нас в саду растет?

Ведущая: Ну, значит, мы сейчас овощной начнем рассказ!

Огород в нем не такой, огурец совсем другой

И другая в нем свекла, и морковь совсем не та.

Ведущая: В нашей сказке все другое! Все волшебное, иное…

Звучит музыка дети ложатся спинками к зрителям

(звучит спокойная музыка)

Ведущая: (шепотом): Тс-с-с-с…овощи сидят на грядках. Спят они все сладко-сладко.

под тихую музыку спят, 1 девочка поворачивается к зрителям, глаза протирает, будит другого ребенка, третьий, четвертого, так просыпаются, все дети встают на ноги (музыка - птички поют, все дети постепенно встали)

Ведущая : Только огород проснется , тут же сказочка начнется, все дети, проснувшись, садятся на коленки.

Под музыку выбегает Чипполино (взрослый)

Чипполино:

Я - веселый Чипполино.

Вырос я в Италии,

Там, где зреют апельсины,

И лимоны и маслины.

По всему известна луковиц семья:

Чипполлетто, Чипполлуча,

Чиполлотто, Чиполлочьо

И, конечно, я! Здравствуйте, ребята!

Поручила мне осень красавица, урожай у вас принимать.

И огород образцовый должны мне показать!

Ведущая : Кто здесь лучший и полезный мы можем рассказать.

С милой улыбкой говорит всем Морковь

Морковь: Я красавица Морковка

Танцевать умею ловко.

Свекла: Многим деткам помогла
Носик вылечить свекла.
Ее метод излечения -
Вмиг снимает воспаление.

Ведущая : Вдруг редиска возмутилась, в бороздке закрутилась:

Редиска : На сердечко я похожа,

С красною, нарядной кожей

Серединка белая,

Я редиска спелая.

Ведущая : В спор их вмешаться рискнул огурец:

Огурец: Я - зеленый огурец,

Овощной страны жилец.

Ведущая : Но возмутился вдруг братец - лук:

Лук: Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имею я
Когда чистишь ты меня.

Ведущая: Перезрел на грядке Толстый кабачок И ворчит украдкой, Словно старичок:

Кабачок : Вес набрал за лето,

Отлежал бока,

Сел бы на диету,

Но не знаю как.

Баклажан : Я - красавец Баклажан,

Фиолетовый кафтан,

Благородный, редкий цвет.

Я, друзья, интеллигент.

Перец : Вы незаслуженно, друзья,

Забыли Перчик, вот он - я!

Смотрите все, как я хорош!

Красивый, сладкий и пригож!

Ведущая: А Капуста воображая выходит на середину зала:

Капуста : Кто всех краше в огороде?

Кто еще одет по моде?

И притом, учтите, дети,

Главный овощ я в диете!

Ведущая: Выходит важный Помидор:

Помидор : А Я важный здесь сеньор!

Ведущая: Знаем, знаем …

Помидор : У меня такие щеки красные!

Из меня готовят блюда разные.

Я всем известный Помидор,

Командирам командор.

Ведущая: Спор давно заканчивать пора, спорить бесполезно!

Овощи все хороши, для здоровья полезны и важны.

Чипполино: Становитесь танцевать,

Будем польку исполнять.

Полька « Ку - ку» садятся на стулья

Чипполино: Ребята, почему же Осень к нам не идет?

Ребята, у меня есть волшебная дудочка. (достает дудочку)

Сейчас я начну на ней играть, Осень услышит и придет к нам.

Ну - ка, дудочка, играй, скорее Осень приглашай!

Чипполино играет на дудочке под музыку

Входит Осень под вальс

Осень : Я - Осень золотая,

Спешу вас удивить

Богатством урожая,

Ковром цветным укрыть.

Я собираю в стаю

Пернатую семью

И с грустью провожаю,

Им тихо вслед пою.

И всех вновь удивляю

Своею красотой

То празднично - нарядной,

То буднично - простой.

Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пригласили меня на праздник.

Чипполино : Наш огород в образцовом порядке.

Полны овощей огородные грядки!

Осень:

Сказки учат нас добру и прилежному труду,

Вот и хорошо, все овощи подружились на огороде.

Ну, раз у нас дела такие,

Никто не будет здесь скучать,

Будем праздник продолжать.

Ведущая : Давно тебя мы, Осень, ждем,

Песенку тебе споем.

Песня «Ах, какая Осень»

Осень: Спасибо, ребята за вашу песенку.

Но я пришла к вам не с пустыми руками, послушайте загадки, что у меня в корзинке:

1 Круглое, румяное, я расту на ветке

Любят меня взрослые и маленькие детки (Яблоко)

2 Спелых ягод гроздь свисает,

Всех прохожих удивляет.

Украшает летний сад,

Вкусный сочный (Виноград)

3 С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (Апельсин)

4 Что за фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож,

Бок зеленый солнцем греет,

Он желтеет и краснеет? (Груша)

Осень : Поспели в нашем огороде не только овощи, ни и фрукты. Поможем сварить маме компот из фруктов.

Аттракцион « Помоги сварить компот маме»

Дети строятся в 2 колонны по 5 человек, (в одном обруче 5 фруктов и 5 овощей, необходимо найти фрукт, переложить его в другой обруч - каждый участник перекладывает по 1 фрукту в другой обруч)

Осень : Молодцы, ребята, умеете помогать мамам, проявили свою ловкость.

Ведущая: Дорогая Осень,а мы дождика осеннего не боимся, хотим тебе песенку спеть про дождик.

Песня «Колючий дождик»(на проигрыш играют в колокольчик)

Чипполино : Как хорошо с друзьями вместе

Праздник осени встречать.

Ну что ж сидите вы на месте?

Давайте будем мы играть!

Осень : Я приглашаю вас, ребята, в хоровод «Осень дорогая»

Хоровод « Здравствуй, Осень», от дождика дети

убегают на стулья

Ведущая: Музыка звучит, кто же к нам еще спешит.

Под музыку появляется принц Лимон

Лимон: Что за песни? Детский смех?

Здесь не могут без потех!

Сейчас я закричу,

Всех вас прочь разгоню! У - у - у! (пугает)

Кто вам разрешил здесь играть и смеяться?

Я магистр всех кислых наук, кислых щей и прокисшей кислицы.

И хочу, чтобы в мире у всех были кислые-кислые лица.

Чипполино : Не знаю такого! Вы с какого огорода?

Лимон: Я очень всем известный красавец принц Лимон.

Для всех я интересен, отважен и умен.

Картошку и редиску превращу я в лимонад,

А когда вся жизнь прокиснет,

Буду очень-очень рад.

Ведущая : Что вы, что вы, красавец Лимон. Не превращайте наши овощи в кислятину. Они все такие вкусные и имеют свой неповторимый вкус.

Лимон : Неповторимый вкус бывает только у меня Лимона, кисленький. Меня даже с закрытыми глазами узнают.

Осень : Не может быть, чтобы все овощи были кислыми!

Лимон : Нет, все должны быть кислые! Всех вас, если захочу в кислятину я превращу! И не уговаривайте меня. А сейчас,

Я вздремну часок, другой,

Пусть будет тишина, покой,

Музыки, что б никакой. А потом я с вами расправлюсь.

Лимон (садится) храпит громко, засыпает

В центр зала выходят мальчик и девочка овощи : морковь и картошка) плачут :

Морковь : Я не хочу быть кислой морковкой!

Перец : И я не хочу быть кислым перцем!

Чипполино выходит на середину зала

Чипполино : Нет, не надо слезы лить

Его мы сможем проучить!

Нас тут много! Он один!

Портить праздник не дадим!

Лимон : Говори, ты кто такой?

Чипполино : Я - Чипполино!

Лимон : Лук! Смеешь мне перечить,

Мне - магистру кислых щей?

Если только захочу,

Я тебя здесь догоню!

Игра «Догонялки»

(Лимон устает бегать за Чипполино и присаживается на пол)

Чипполино : Ну - ка, ребятки, давайте построим круг и не выпустим из него Лимона.

Чипполино : Лимон нам надо проучить.

Раз нельзя нам веселиться,

Будет сам он слезы лить.

Лимон: Вы думаете, что я с вами не справлюсь?

Луковки и все дети очень быстро строят круг, Лимон пытается вырваться из круга, дети его не пускают.

Игра « Не выпустим из круга»

Лимон : Оё-ёй, что со мной?

Слезы катятся ручьем

Почему глаза слезятся?

Чипполино : Лука ведь они боятся

Лимон горько плачет

Осень: Хватит слёзы свои лить,

Пора прощение просить.

Лимон : Я не буду вас больше обижать, я не буду вас в кислятину превращать (плачет)

Осень: (жалея его) Так и быть, простим тебя,

Ведь нам ссориться нельзя.

В огороде все дружны .

В огороде все важны .

Чипполино : Но, чтоб исправить положенье,

Подними всем настроенье!

Лимон: С вами в круг могу я встать,

будем песни распевать.

Вы не бойтесь, улыбнитесь,

ко мне скорее становитесь!

Ведущая : Ну, вот и кончен наш рассказ.

Конец всем приключениям,

И песню спеть для вас друзья,

хотим мы в заключение.

Песня « Настоящий друг» (2 купл)

Осень: Сказки любят все на свете, любят взрослые и дети!

Сказки учат нас добру и прилежному труду.

Славно потрудились вы, ребята.

Я для вас приготовила угощение, отгадайте загадку:

В зеленых носочках,

Оранжевом платочке,

Сударыня сидит,

До осени молчит!

Осень: Принеси, Чипполино, волшебную морковку

Чипполино заносит большую морковку, в ней угощение

Угощение под музыку

Осень : Мне жалко с вами расставаться

Но близиться Зимы черед,

Я к вам, опять приду, ребята,

Вы ждите Осень через год! До свидания!

Осень и герои уходят

Ведущая: Ребята, наш праздник заканчивается, пора возвращаться в группу.

Учитель начальных классов МБОУ «Ильинская СОШ №1»

Пермский край, Ильинский район

СЦЕНАРИЙ

ОСЕННЕГО ПРАЗДНИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

«Луковые посиделки»

Цель праздника – создать условия для:

    расширения представления учащихся об окружающем мире; важными продуктами питания, как овощи и фрукты, урожай которых собирают осенью;

    формирования любознательности;

    развития творческих способностей учащихся;

    реализации творческого потенциала учащихся;

    сплочения ученического коллектива;

    формирования чувства прекрасного;

    развития и реализации самоуправления классного коллектива;

    популяризации здорового образа жизни среди детей и развития физических качеств школьников;

    развития умения работать в команде, взаимодействовать, находить решения в нестандартной ситуации.

Участники праздника: учащиеся 1- 4 классов.

Оформление:

    выставка рисунков об осени;

    газета «Лук от семи недуг»;

    выставка овощей и фруктов.

Оборудование:

    10 корзинок, осенние листья;

    2 обруча;

    20 луковиц, 2 ракетки для бадминтона;

    2зонтика, 2 пары калош

Предварительная подготовка участников: найти и разучить загадки об овощах и фруктах, песни об осени, сценки на осеннюю тематику, частушки про грибы.

Ход праздника

1 ведущий: (На фоне музыки)

Незаметно пролетело лето.
Наступила осень золотая,

Журавли курлычат в небе где- то,

В вышине над нами пролетая.

2 ведущий:

В свой шатёр, волшебный и прекрасный.
Осень нас на праздник позвала.

Всюду разбросала свои краски,

И природа чудно расцвела.

Читают учащиеся 2 класса «В»

1 ученик:

Рыжая осень устроила бал,
Пышный, нарядный, цветной карнавал:

В жёлтом берёзы, в пурпурном осины,

Алые бусы на ветках рябины.

2 ученик:

Ели и сосны в наряде зелёном.
Ивы серебряны, в золоте клёны.

Осень ковёр расстелила из мхов.

В нём разноцветные шляпки грибов.

3 ученик:

Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни.

Дождик на струнах вам песни сыграет,

Осень на бал всех детей приглашает.

1-ый ведущий:

Все работы на огороде давно закончились. Пришла пора всем нам немного отдохнуть. Раньше, когда урожай уже весь был убран с полей и огородов, люди устраивали праздники – посиделки, на которых веселились, пели песни, плясали, играли в весёлые игры. Вот и мы собрались сегодня с вами на наш праздник, а назвали мы его – «Луковые посиделки». Лук, конечно, любят все. Древние египтяне, когда строили пирамиды, записали на них, сколько рабочие съели лука. Он придавал строителям силу и здоровье. «Лук – от семи недуг!» - говорит русская пословица. Сейчас мы готовим из лука и салаты, и щи, и пироги. Горьковатый вкус лука знаком каждому. Практически ни одно блюдо не обходится без лука. Но на нашем празднике будет главным не только лук, но и другие овощи, которые не менее полезны. А на празднике нашем мы, как всегда, будем соревноваться. Готовы?. Итак, начинаем!


Звучит музыка появляется девочка в костюме Осени и разбрасывает листья.

1-ый ведущий.


Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Осень.

Принесла рябины гроздья.
Мёду сладкого, густого,

Связку лука золотого,

Яблок спелых и румяных,

Кабачков и баклажанов.

2-ой ведущий.


Нет в году щедрей поры!
Любим мы твои дары.

Ты их, Осень, не жалей,

А отдай нам поскорей!

Осень.

Их так просто не отдам,
А задам работу вам.

Соберите листьев веер,

Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер,

Лёгкий и игривый.

Проводится игра – эстафета «Осенний листопад» под весёлую музыку.


Каждая команда на своих листах выстраивает из листьев слово – «Осень».

2-ой ведущий.

Какие молодцы! Как здорово! Какой необычный букет вы собрали! Его можно не только рассмотреть, но и прочитать. Давайте вместе прочитаем!

Осень.

Спасибо, ребята, за щедрый подарок,
Как видно, вы в школе учились не даром!

Красивые можете сложить букеты,

Которые можно ещё и читать!
(Осень садится в зал)

1 ведущий:

Дети исполняют песню «Осенние листья»

Сегодня у нас ПРАЗДНИК ОСЕНИ, ПРАЗДНИК УРОЖАЯ. Мы все готовились к этому дню: рисовали рисунки, делали аппликации, собирали выставку овощей и поделок. Все наши работы перед нами и вы, я думаю, их уже рассмотрели.
Награждение участников.

2 ведущий:

А сейчас мы ещё раз вспомним, какие же овощи растут в огороде, что растёт в поле? Мы будем загадывать вам загадки, а вы отгадайте:
1. Любопытный красный нос по макушку в землю врос,

Лишь торчат на грядке зелёные прядки. (Морковь)

2. Скинули у Егорушки золотые пёрышки,

Заставил Егорушка плакать всех без горюшка. (Лук)

3. Круглолица, белолица, любит вдоволь пить водицу,

У неё листочки с хрустом, а зовут её….. (капуста)
1 ведущий:

4. А на этой грядке выросли загадки,
Сочные да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени – краснеют. (Помидоры)

5. Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире,
Честь мундира берегу - служу людям как могу. (Картошка)

Молодцы, все загадки угадали правильно. Все овощи очень полезные и важны для нас. Но картошку мы едим чаще всех других овощей. Скажите, вы все помогаете, дома копать картошку?

4 и 2 класс сейчас споёт совсем про другого мальчика.
(исполняется песня «Антошка»)


2-ой ведущий: А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим сценку. Она тоже об овощах.

Сценку нам покажут ученики 3 класса класса. Она называется «Как помидор стал красным».


Вед. Жили на одном огороде овощи.

Выходят 4 детей в шапочках с изображением овощей и представляются.

Я - весёлый молодец. Я – зелёный – огурец.
- Без меня на грядке пусто. А зовут меня – капуста.

- Без меня вы как без рук. В каждом блюде нужен лук.

- Любят дети с давних пор вкусный, сладкий помидор.

Вед. Хозяйка любила свой маленький огородик, и каждый день поливала его. Хозяйка: (ходит с лейкой поливает овощи) - Я полью свой огород, он ведь тоже воду пьёт.

Вед. Овощи с каждым днём росли и зрели. Жили дружно, не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться.

Помидор: - Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.
Огурец:

Слушай, это просто смех – хвастать, что ты лучше всех.
Лук :

Не поймёт никак он, братцы, некрасиво задаваться!

Вед. А помидор всё своё твердил.

Помидор:

Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.

Овощи (хором):

Хвалился, хвалился и с куста свалился!

Вед. В это время пришла хозяйка собрать овощи на обед. Всех с собой взяла, а помидор не заметила. Летела мимо ворона.

Ворона:

Кар! Кар! Позор! Кошмар! Не хотел с нами быть дружен, будешь никому не нужен.

Вед. Стыдно стало помидору. И покраснел он от стыда.

Помидор : - Вы меня, друзья, простите. Вы меня с собой возьмите.

Вед. Услышала эти слова хозяйка, сжалилась и взяла помидор. Хотите, верьте, хотите, нет, но с тех пор помидоры становятся красными.

1 ведущий: А 2 класс и девочки 3 кл. нам покажет сценку про важный овощ. Который зимой надо есть побольше, он всю хворь выгонит, аппетита прибавит. Догадались?
Конечно же, про лук. Давайте посмотрим

«Луковые посиделки».

Выскакивает Лучок

Лучок:

Я и репчатый, и зелёный,
Я и сушеный, и солёный.

Как приправа к блюдам

Я полезен людям!

Угадали? Я ваш друг –

Я простой зелёный лук!

На скамейке сидят Лука Лукич, Бабушка Лукерья, Лукинична, Дед Лукьян

Ведущий: Жили-были в деревне Луковка дедушки и бабушки. Бабушек звали Лукерья Лукьяновна и Луковья Лукинична, а дедушек – Лука Лукич и Лукьян Лукович. И были у них внучата-лучата, весёлые ребята.

Лука Лукич: Смотри, Лукерья, мы из сказки попали на луковые посиделки. А где же наши внучата-лучата?

Бабушка Лукерья: Они живут далече, в городе Великие Луки

Раздается стук. Входит Лукашка – конопатенький, с нарисованными веснушками, мальчик. На плече у него дорожная сумка

Лукашка: Здравствуйте, бабули, здравствуйте, дедули.

Лука Лукич, Бабушка Лукерья: А вот и наш любимый внучек Лукашечка пожаловал. Милости просим! Как житьё-бытьё, как здоровьице?

Лукашка (зевая): Тоска зелёная. Да ещё то грипп, то ангина, то ангина, то грипп…

Бабушка Лукерья: Ой-ой-ой! Ну, ничего, здесь у нас лук да баня всё исправят. Лук от семи недуг. Лук да капуста лихого не допустят.

Лукашка: Что ты, что ты, бабушка! Я люблю мороженое, пирожное, а от лука только слёзы и запах не очень приятный.

Бабушка Лукерья (ласково): Горе ты луковое. Бабушка у тебя простая – и еда такая. Запомни рецепт самого вкусного кушанья: кусок ржаного хлеба, стакан молока, головка лука и щепотка соли.

Лукашка: Всё вокруг так красиво, празднично… А почему здесь так много лука развешано?

Бабушка Лукерья: Сегодня луков день, внучек. В старинных русских лечебниках-травниках писали: «Во время прилипчивых инфекционных болезней нужно развешивать в комнатах связки луковиц, воздух от чего в покоях очистится». И ещё: «Во время скотского падёжа нанизывают на нитку поболе луковиц и чесночных головок и привязывают на шею коровам, лошадям и другим домашним животным, чтобы не заразилось».

Лука Лукич: А ещё из луковой шелухи получается замечательная краска для шерсти, холста, да и для волос это лучшее средство от перхоти.

Лукинична: В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили луковицу на груди в качестве талисмана. Поэтому впоследствии один из сортов лука и назвали «лук победный».

Дед Лукьян: Во все времена у всех народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь». Ещё средневековые врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от различных заболеваний. Ученые утверждают, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут болезнетворные бактерии. Достаточно в течении трёх минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.

Лукашка: Зд о рово! А я и не знал, что лук такой полезный овощ. Теперь непременно буду его есть.

Бабушка Лукерья: Ну и молодец. Пойдемте, луковый суп есть.

Все уходят. Появляется Лучок Лучок:

Лук зелёный – объеденье!
Он приправа к блюдам.

Ешьте, дети, лук зелёный:

Он полезен людям.

Витаминов в нём не счесть –

Надо лук зелёный счесть!

И головки лука тоже

Нам полезен и пригож!

2 ведущий:

Спасибо всем ребятам. Поговорили мы с вами о многих овощах.
А теперь давайте поговорим об осенней погоде. Подскажите, как меняется погода осенью? …… (ответы детей)…Да, правильно, ребята. Осенью всё реже солнечные дни, на небе чаще появляются тучи и дни бывают совсем пасмурные, или идёт дождь. Дождик нужен земле, он напоит её водой. А люди прячутся под зонтики.

1 ведущий: А сейчас я предлагаю немного поиграть

Следующий конкурс называется «Зонтики».
- 2 команды. Первый берёт зонтик, одевает калоши, обегает стул и передаёт следующему.

2-й ведущий:

Мы с вами живём в маленьком селе. Но это село находится в огромной стране, которая зовётся красивым именем: РОССИЯ. Это наша с вами РОДИНА. Мы её любим и песню об этом споём песню «У моей России»

1-ый ведущий:


Всё поспело в огороде,
Щедрый будет урожай!

Здесь для всех найдётся дело,

Не ленись да собирай!

Проводится конкурс «Весёлый огородник». (2 команды)


На расстоянии 5 м от каждой команды располагается обруч. В нём лежат 10 луковиц. Урожай лука нужно перенести в корзину. Каждой команде выдаётся ракетка для бадминтона и корзинка. Игрок держит ракетку за ручку. По сигналу он двигается к грядке - обручу. Берёт лук из грядки, кладёт на ракетку и возвращаются к команде. Кладёт луковицу в корзину и передаёт эстафету другому.

2-ой ведущий.

Молодцы, ребята, хорошо поработали на огороде. Поаплодируем друг другу.

1-й ведущий:

А ещё, осенью, убирают самый главный урожай. Вот отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят» (колос)


Правильно, ребята, это колос. А что получают из колоса? (зерно)


А что можно получить из зерна? (муку)


А что мы испечём из муки? (хлеб)


Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.


А может быть, кто нибудь помнит пословицы про хлеб? ………
Очень хорошо, я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу.

Дети читают нам стихи про хлеб.

1-й ребёнок:

Убран хлеб. И тише стало.
Жарко дышат закрома.

Поле спит. Оно устало.

Приближается зима.

2-й ребёнок:

Но не сразу зёрна стали
Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

3-й ребёнок:

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

4-й ребёнок:

Над селом дымки плывут.
Пироги в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Добрым хлебом угощайтесь!

Осень держит поднос, на котором лежит каравай.

Подведение итогов праздника

Ведущие:

Вот и подошёл к концу наш праздник. А закончить я хочу его следующими словами:

Жил человек пещерный в дебрях седых времён.
Ел лишь сырое мясо в мрачной пещере он.

Но вот однажды зверя к ужину не добыл

И по причине этой голоден очень был.


Стал он жевать коренья, листья, траву жевать.
Ведь неприятно как-то лечь, не поевши, спать.

Минули уж столетья с тех давних забытых пор,

И с нами овощи повсеместно соседствуют до сих пор.

И полезны, и вкусны – ешьте все овощи от души!

Приглашаем на чаепитие.