Картины васнецова сивка бурка. Виктор Васнецов

  • 20.03.2024

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)
Автопортрет 1873
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На рубеже 19-20 века в русском искусстве было немало художников, которые развивали так называемый неорусский стиль, который, в сущности, был одной из вариаций модерна.

Виктора Васнецова (с некоторыми оговорками) тоже можно отнести к этой категории художников.

Тема русских сказок, а точнее, русского фольклора, появилась в его творчестве с начала 1880-х годов. До этого он был вполне типичным для художника своего поколения мастером критического реализма. Например, его первой картиной, показанной на выставке передвижников, было «Чаепитие в трактире».



Чаепитие в трактире (В харчевне) 1874
холст, масло
Вятский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых

Впрочем, задел для работы над полотнами исторического жанра (а «сказочные» и «былинные» картины относятся именно к историческому жанру живописи) у него уже был, поскольку еще в Академии Васнецов получил серебряную медаль за эскиз «Христос и Пилат перед народом».

Первым полотном соответствующего жанра стало «После побоища Игоря Святославича с половцами», показанное в 1880 году на VIII передвижной выставке. Это была еще не совсем сказка, вернее совсем не сказка, поскольку с одной стороны Васнецов использовал в качестве сюжета мотивы «Слова о полку Игореве», но с другой, поход князя Игоря был вполне реальным историческим событием.



После побоища Игоря Святославича с половцами
На сюжет из «Слова о полку Игореве» 1880
холст, масло
205 x 390 см


Картина, на которой изображены не менее десятка трупов, хотя и довольно симпатичных, одетых в художественно выполненные доспехи или задрапированных в изысканные восточные ткани, и принявших вполне картинную смерть без единой капли крови, вызвала весьма неоднозначные суждения в обществе. Крамской, Репин и Чистяков восхищались, Мясоедов топал ногами и требовал убрать «мертвечину» с выставки. Но в целом, надо полагать публика осталась в недоумении, и ответа на вопрос «что это было?» никто дать не смог. Ну а Васнецов пошел дальше.



Алёнушка 1881
холст, масло
178 x 121 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Через год появилась «Аленушка», затем «Витязь на распутье», «Иван Царевич на Сером Волке» и «Богатыри». Почему Васнецов так резко сменил направление в искусстве и перешел от критического реализма к какому-то не самому реалистичному фольклорному историзму объяснить не могли ни его современники, ни нынешние исследователи его творчества. Вполне правдоподобных версий выдвигалось достаточно: переезд художника в Москву и сближение с кружком Мамонтова («Аленушка» была написана в Абрамцево), желание вернуться к неким духовным истокам русского народа (критики писали о связи в картинах Васнецова между «русской сказкой и русской верой»), тем более, что Васнецов был из семьи священника.



Богатыри 1881-1898
холст, масло
295,3 x 446 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

С 1900 года и до конца своей жизни (до 1926 года), а особенно интенсивно, начиная с 1917 года Васнецов писал цикл из семи сказочных картин, своего рода апофеоз своих творческих и идейных воззрений. Это и была «Поэма семи сказок».



Кащей Бессмертный. 1927-1926
холст, масло
Дом-музей В. М. Васнецова

В «Поэму семи сказок» Виктора Васнецова входят картины:
- «Спящая царевна»;
- «Царевна-лягушка»;
- «Царевна-Несмеяна»;
- «Ковер-самолет»;
- «Сивка-бурка»;
- «Баба-яга»;
-«Кощей Бессмертный».


Царевна-Несмеяна 1914-1926
холст, масло
Дом-музей В. М. Васнецова

Несомненно, одним из источников вдохновения Виктора Васнецова (помимо детских воспоминаний и впечатлений и определенных идейных соображений о судьбах русского народа) для создания «Поэмы семи сказок» стали знаменитые «Народные русские сказки», сборник, составленный А. Н. Афанасьевым, и вышедший первым изданием в 1855-63 годах, а вторым, переработанным в 1873 году. Это было значительное событие русской культурной жизни того времени, которое оказало значительное влияние на многие области русской гуманитарной науки (например, Афанасьев предпринял первую в мировой истории попытку классификации сказочных сюжетов). Но и рядовых читателей, к которым относился и Виктор Васнецов, не могло не захватить богатство русского фольклора.



Народные Русские сакзки А. Н. Афанасьева

Сейчас мы часто забываем о том, что народные сказки (не литературные, созданные писателями дл конкретной читательской аудитории, а именно народные), совершенно не были предназначены для детского чтения. Для детей Афанасьев выпустил отдельный сборник специально отобранных и адаптированных сказок, причем даже из них не все цензура пропустила в печать, полагая некоторые сюжеты опасными для неокрепшей детской психики или вредными с точки зрения воспитания.



Спящая царевна 1900-1926
холст, масло
214 x 452 см

В сказках, опубликованных для взрослой аудитории действительно достаточно много и насилия, и эротических мотивов, и так нелюбимого цензурой 19 века вольнодумства. И если внимательно рассмотреть полотна Васнецова из «Поэмы семи сказок», то можно понять, что его картины также очень далеки от благостных иллюстраций из детских книг.



Царевна-Лягушка 1901-1918
холст, масло
Дом-музей В. М. Васнецова

Его Баба-Яга или Кощей Бессмертный могут надолго обеспечить юного зрителя ночными кошмарами. Так что сказочная, а, точнее, языческая Русь представляется страной достаточно мрачной. Очень может быть, что Васнецов подсознательно изображал в своих картинах дохристианскую Русь страной богатой, но варварской и беззаконной. Мне кажется, что исследователи зря восхищаются народностью этих полотен и приписывают художнику это свое восхищение. Скорее всего, он старается убедить зрителей, язычество – это дикость, а цивилизация возможна только в христианском мире.

28.11.2014

Описание картины Виктора Васнецова "Сивка-бурка "

Гениальный живописец Виктор Михайлович Васнецов был страстным поклонником русского народного творчества и постоянно использовал фольклорные мотивы для своих полотен. Его кисти принадлежит множество картин, служащих великолепными иллюстрациями для русских сказок. Одна из них - «Сивка-бурка». Основная мысль сказки, послужившей основой для написания этой картины, часто повторяется в русском фольклоре - герой достигает успеха, не прикладывая для этого особых усилий, пользуясь помощью волшебных сил. В «Сивке-бурке» желания младшего сына, Иванушки-дурачка, исполняет пойманный им чудо-конь, который вытаптывал отцовские посевы пшеницы.

На картине изображен момент сказки, когда Иванушка-дурачок, превратившийся с помощью волшебного коня в прекрасного добра молодца, исполняя волю царя, пообещавшего отдать дочь в жены тому, кто поцелует её, с третьей попытки допрыгивает на Сивке-бурке до окна высокого терема, в котором сидит царевна. Далеко внизу осталась ликующая толпа, прекрасный белый конь вознёс молодца на недосягаемую высоту и будто застыл в полёте. Это впечатление подчеркнуто разлетающимися полами кафтана и развевающейся гривой коня. Всё внимание зрителя сосредоточено только на центральных персонажах. Общий настрой картины яркий и радостный: промытое синее небо с нарядными белыми облаками, богатая одежда героев, красавец-конь с длинной гривой, - всё это создаёт ощущение весёлого праздника. Палитра картины состоит из чистых цветов - красного, синего, белого, по манере исполнения она напоминает незамысловатые лубочные картинки, изображение нарочито плоское, только тень на стене терема придаёт некоторый объем. Картина прекрасна в своей простоте и непритязательности, она сама как сказка, добрая и поучительная.

1. Русский художник - сказочник. 2. Содержание. 3. Великий русский живописец – Васнецов В. М. 4. «Сивка – бурка» 5. «Царевна – лягушка» 6. «Кощей Бессмертный» 7. «Хрустальная гора» 8. «Несмеяна – царевна» 9. «Баба – Яга» 10. «Об Иване – царевиче, жар – птице и о сером волке». 11. «Богатырский галоп». 12. «Избушка на курьих ножках» 13. Литература.


ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (), русский живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины («С квартиры на квартиру», 1876), лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок («После побоища», 1880, «Аленушка», 1881, «Богатыри»,). Выступал как театральный художник («Снегурочка» А. Н. Островского, 1882, 1886) и живописец- монументалист (росписи Владимирского собора в Киеве,)


















Самобытен вклад Васнецова также в историю архитектуры и дизайна. В русском стиле он видел не просто предлог для подражания старине, но и почву для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества, как органическая, «растительная» целостность и декоративное богатство форм. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско- новгородской традиции () и шутливо- сказочная «Избушка на курьих ножках» (1883)

Написанная в теплой гамме и нежных тонах, картина Васнецова Сивка-Бурка оживляет всем известную старую сказку о трех братьях. Двое старших братьев крепко стоят на ногах, всему знают свою цену, и собственной выгоды никогда не упустят. А что же самый младший, юный Иван? Ему незнакома зависть, он не ищет выгоды, мечтатель, он верит в любовь и ради любимой готов на подвиги. В общем, по мнению отца, братьев и окружающих он – дурачок.

Герой сказочной картины Виктора Михайловича Васнецова Сивка-Бурка

Младшему из братьев, Ивану, близок мир старой магии, ему и лошадь достается волшебная, и борется он за любовь зачарованной красавицы. На сказочной картине Васнецова Сивка-Бурка запечатлен момент мимолетной встречи влюбленного Ивана и предмета его страсти – красавицы царевны, заточенной в тереме. И этот миг окажется роковым для двух молодых сердец.

Описание картины Васнецова Сивка Бурка – любовь и волшебство художника

Что мы видим на картине художника В. Васнецова Сивка Бурка? Миг свидания влюбленных при очень странных обстоятельствах – белоснежный конь взлетел едва ли не к облакам, к самой верхушке терема, где у окошка сидела девушка, и свидетелями этого чуда был изумленный народ, толпящийся на площади. Иван, пролетая на коне мимо окошка, поцеловал свою любимую. Это – всего лишь эпизод из старой сказки, но русский художник Васнецов вложил в сказочную картину Сивка Бурка свои представления о любви, добре, честности и отваге. Персонажи картины празднично одеты, живописец уделил особое внимание деталям, которых в ней множество. Именно эти детали подчеркивают важность происходящего с героями картины Виктора Васнецова Сивка-Бурка.

Но не только царевна и Иван-дурак являются героями великой сказочной картины Сивка Бурка. Стоит обратить внимание на коня. А конь замечательный! Волшебный красавец-жеребец, умный и сильный, благородный и верный. Его могучее тело вытянулось в прыжке, конь замер, подарив юноше возможность поцеловать прекрасную царевну. Это живописное полотно содержит призыв художника к вере в любовь и справедливость – вот о чем говорит описание картины Сивка-Бурка.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Виктор Васильевич ВАСНЕЦОВ (1848 - 1926)

Виктор Васнецов, талантливый живописец, иллюстратор, декоратор, родился 15 мая 1848 года в селе Лопиял Вятской губернии в семье священника. В семье было пятеро детей. Их мать умерла рано, отец воспитывал детей один. Он стремился дать детям разностороннее воспитание. В 1867 году Васнецов уезжает в Петербург, на следующий год становится студентом Академии художеств. В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии художеств.

В творчестве Виктора Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876). «С квартиры на квартиру» (1876)

Позже главным направлением становится былинно-историческое - «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881-1899). «Витязь на распутье» (1882)

«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) На зелёном травяном ковре под унылым небом лежат тела русских богатырей, поражённых вражескими стрелами и копьями. А над ними за свою добычу, словно за души погибших праведников, дерутся длиннокрылые стервятники – символ дьявольщины. Лица мёртвых воинов спокойны и суровы. В центре композиции юный княжич, пронизанный стрелою в грудь.

«Алёнушка» (1881) Простоволосая девушка, сидя на камне у пруда, задумалась над своей горькой судьбой. Окружающая природа – бледно-серое небо, колючие лапы ёлок, облетевшие осины и тёмная поверхность пруда с застывшими на нём жёлтыми листьями – всё передаёт её подавленное состояние. На густой глади омута не видно отражения тоскующей героини: её словно затягивает туда. Мастер не просто написал художественный лирический образ из сказки про Алёнушку и её братца Иванушку, он проникновенно отобразил на полотне страдающую душу русского народа.

«Богатыри» (1881 - 1889) Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. На картине изображены три богатыря, они примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли где кого? Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, слева на белом коне Добрыня Никитич вынимает меч из ножен. Справа на коне гнедой масти Алеша Попович держит в руках лук со стрелами.

«Иван Царевич на Сером Волке» (1889) К этому образу хочется присоединить и Елену Прекрасную С робко опущенным взором, кроткая и пленительная, склонила царевна голову на грудь своего суженого. Прототип он искал в реальной действительности. Писал для Елены Прекрасной этюд с племянницы Мамонтова юной Наталии Мамонтовой. Для Васнецова было важно не внешнее сходство, а настроение, внутреннее душевное состояние модели. Истинно прекрасна русская царевна в своем великолепном царственном убранстве.

После 1917 Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917-1926). «Кощей Бессмертный» (1917-1926)

Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1918 На картине автор не показывает лицо витязя, потому что в бою с неведомой силой уверенным и бесстрашным тот уже быть не может. Верхнее пространство холста занимает серо-зелёное чешуйчатое тело змея с хищно сжатой когтистой лапой, переплетающимися длинными шеями и раскрытыми зубастыми пастями. Контраст тёмно-зелёного и уныло-красного цветов создаёт атмосферу напряжённости.

«Ковёр – самолёт» 1880 В этой картине удивительно сплетены мотивы арабских и русских сказок. На ярком восточном ковре с древнерусскими узорами над дремучими лесами, реками и болотами гордо проносится Иван-царевич, освещая себе путь огромным фонарём.

«Три царевны подземного царства» В основе этого произведения живописи лежит сказка об Иванушке, спустившимся в подземелье в поисках своей матери. Там он повстречал трёх прекрасных девушек, воплощавших собой богатство земных недр, спрятанные от человека: Золото, Драгоценный камень и Медь.

«Царевна Лягушка» Эта картина – ещё один сказочный сюжет, в котором сквозит едва уловимое отчаяние. Царевна, сбросившая лягушачью кожу и одетая в расшитое зелёное парчовое платье, исступлённо танцует, в то время как гусляры и балалаечники увлечённо играют на своих инструментах.

«Снегурочка» Новым словом художника стали и его декорации и костюмы к весенней сказке А.Н. Островского "Снегурочка", вначале поставленной на домашней сцене у Мамонтовых в 1882 году, а затем, в 1885 году, в частной опере Саввы Ивановича на музыку Римского-Корсакова. На картине изображена девочка, одиноко бредущая по заснеженному лесу. Снегурочка в интерпретации Васнецова - это не просто идеальный женский образ. Это выражение мечты о прекрасном, это природа, ставшая на какое-то время одушевленной.

« Гамаюн, птица вещая» 1895 Гамаю́н - в славянской мифологии вещая птица, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает всё на свете. У А.Блока есть стихотворение с таким же названием. « Н а гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных...»

«Спящая царевна» В картине изображён красивый деревянный дворец, окружённый дремучим лесом. И царевна, и все её слуги, и звери, и птицы погружены в непробудный сон. Сюжет этого полотна – сплав двух похожих литературных произведений «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, и «Спящей красавицы» Ш. Перро. В композиции наиболее ярко проявился декоративный талант мастера, ведь узорами украшено всё: и роскошный сарафан царевны, и костюмы её скомороха и слуг, и платья чернавок.

«Сивка-Бурка» 1926 В картине «Сивка-бурка» В.М.Васнецов, чтобы показать полет волшебного коня в воздухе, использует удачное композиционное решение: в нижней части картины распложена толпа людей, а в верхней – облака. Сивка-бурка как бы парит над землей. Еще больше этот эффект усиливает тень коня, бегущая по стенам башни, и полы кафтана, развивающиеся на ветру.

Спасибо за внимание!