Арриго сакки биография. Биография

  • 10.01.2024

Арриго Сакки (Arrigo Sacchi)

Этапы жизненного пути:

Арриго Сакки родился 1 апреля 1946 года в Фузиньяно (Италия).
1972: после недолгой карьеры в любительском футболе и семи лет сложной работы в обувной фирме отца согласился стать тренером местной любительской команды.
1977: появляется в проффесиональном футболе в роле тренера молодежной команды "Чезены".
1982: становится главным тренером клуба серии "С" "Римини".
1983: переходит в "Фиорентину", где становится тренером дубля команды.
1985: переходит в "Парму", которая играет в серии "С". В дебютном для себя сезоне в роли тренера "Пармы" добивается повышения команды в классе.
1986: в матчи Кубка Италии "Парма" берет верх над "Миланом". Наставник победителей привлекает внимание президента "Милана" Сильвио Берлускони.
1987: становится тренером "Милана". При нем "Милан" выиграл скудетто, Суперкубок Италии (1989), два КЕЧ (1990 и 1991) и два МК (1990 и 1991). "Милан" показывает при нем Супер Футбол.
1991: Сакки назначен тренером сборной Италии, после ухода Адзельо Вичини, который ушел по причине не попадания итальянцев на Евро-92.
1996: Уходит из сборной по причине отвратительнго выступления сборной на Евро-96 (сборная не прошла в четвертьфинал уступив дорогу немцам и чехам).
1996-1997: несколько неудачная попытка возвращения в "Милан"; после череды неудач уходит и целый сезон комментирует матчи по ТВ.
11 мая 1998 года: продолжает тренерскую карьеру в мадридском "Атлетико". Подписав с ним двухлетний контракт, делает заявление, что это его последняя тренерская работа. Продает Виери в "Лацио" из-за того, оба не могли найти общий язык.
15 февраля 1999 года: после трех поражений подряд уходит из "Атлетико".
9 января 2001 года: спустя 14 лет Сакки возвращается в клуб, благодаря которому стал известностью - "Парму".

Достижения:

Чемпион Италии: 1988
Обладатель Суперкубка Италии: 1988
Обладатель Кубка Европейских Чемпионов: 1989, 1990
Обладатель Межконтинентального Кубка: 1989, 1990
Обладатель Суперкубка УЕФА: 1989, 1990
Финалист Чемпионата мира: 1994

Арриго Сакки родился в смешной день 1 апреля 1946 года в деревушке Фузиньяно в семье владельца мелкой обувной фабрики.
Мечтавшему с детства о футболе и болевшему за "Интер" Арриго, его отец, Аугусто Сакки уготовил семейный бизнес и профессию бухгалтера.
Удивительное дело. Никогда не игравшему в футбол Сакки, производителю и продавцу обуви, суждено было стал одним из величайших итальянских тренеров.

В 1977 году он возглавил молодёжную команду "Чезены", с которой работал с переменным успехом, а в 1982 году наряду со Зденеком Земаном прошёл обучение в Коверчано и стал профессиональным тренером. Первыми его серьёзными работами были "Римини" в Серии С1 и молодёжка "Фиорентины", однако первую известности специалист заработал в "Парме", куда пришел в 1985 году.
В дебютном сезоне в "Парме" Сакки добивается повышения в классе, и команда из Серии С выходит в Серию В. В следующем сезоне на небольшой клуб обращает внимание вся Италия, так как пармезанцам удается выбить из Кубка Италии грозный "Милан". Зрелищная игра "Пармы", с применением зонного метода обороны, очень понравились президенту "россонери" Сильвио Берлускони, который захотел видеть Арриго в своем клубе.

Следует сказать о том, в каком плачевном состоянии был Милан в предшествующие появлению Сакки годы.
Клубе испытывал серьезный финансовый кризис, который сопровождался падением команды на самое дно турнирной таблицы. Более того, начавшееся расследование коррупции в итальянском футболе выявило целый ряд преступлений, связанных в том числе и с куплей-продажей матчей, одной из центральных фигур чего был именно Милан (точнее, его тогдашнее руководство).

Против клуба тут же были применены санкции и команда опустилась в серию B. Правда уже в следующем 1982 году Милан вернул себе утраченные позиции в высшем дивизионе страны, но удержать их не смог, вновь покинув Серию А. В это время место президента Филиса Коломбо уже занял Джузеппе Фарина, печально известный мошенник, сбежавший вскоре в Южную Африку со всеми деньгами клуба.

И на фоне всего этого, когда казалось, что Милан ждут новые 40 лет безвременья, как миссия, ниспосланная футбольными богами свыше, в клуб пришел новый президент - несравненный Сильвио Берлускони с своей богатейшей империей Fininvest Group. Это был 86 год.

Новый президент вложил огромные средства в строительство лучшей в Мире футбольной базы Миланело, практически заново построил всю инфраструктуру клуба, начиная с юношеских команд Милана и кончая самим клубом.

В августе-сентябре 86-го Парма, руководимая Сакки (средний возраст игроков Пармы едва превышал двадцать лет) обыграла «Милан» сначала в товарищеском матче, а потом - в Кубке Италии на «Сан-Сиро»!

Сильвио Берлускони сказал: «Пускай теперь он пакостит моим противникам, а не мне!»

Будущему тренеру в руки были даны порядка 45 миллионов долларов на строительство новой команды-чемпиона. У руля команды встал Арриго Сакки, а в составе заблестели наряду с уже имеющимися итальянскими талантами во главе с Франко Барези, Паоло Мальдини, Мауро Тассотти, Роберто Донадони, Карло Анчелотти и приглашенные голланские звезды, ставшие впоследствии легендами мирового футбола и Милана - Рууд Гуллит и Марко Ван Бастен!

В те годы моду итальянского футбола задавал "Наполи", где блистал Диего Марадона. Большинство команд играли в схожей манере, в то время как Сакки начал прививать "Милану" революционные 4-4-2. В его команде каждый футболист играл важную роль. Каждый наделялся определенным объемом оборонительных и атакующих функций, а взаимозаменяемость стала ключевым аспектом. Именно Арриго Сакки заставил итальянцев взглянуть на футбол по-иному, а его стиль называли "тотальным кальчо".

Сакки создавал команду, которая сама бы навязывала игру сопернику и меняла ритм игры под свои задачи. Для революции пришлось усилить тренировки в Миланелло, для футболистов делались специальные памятки, а схемы и игровые ситуации команда разбирала до посинения. Отдельное внимание пришлось уделять обороне, а точнее игре в линию и отказу от либеро. Однако кропотливая работа сразу же начала давать свои плоды, и в первом же сезоне под руководством Сакки "россонери" завоевывают Скудетто. Не последнюю роль в этом сыграл легендарный нападающий Марко Ван Бастен, чей переход в "Милан" совпал с приходом Сакки. В чемпионате был повержен грозный "Наполи", а победа в очной встрече со счётом 3:2 стала исторической. Стоит отметить, что это был первый триумф эры Берлускони после восьми лет разочарований.

Новый сезон начался с победы в Суперкубке Италии, который тогда проводился в первый раз. Успешно начал "Милан" и свой европейский поход. Игра команды отличалась безукоризненной техникой, тактикой и физикой, так что многие эксперты признавали игру "россонери" эталонной. Настоящими звёздами того "Милана" помимо Ван Бастена были Паоло Мальдини, Франко Барези, Мауро Тассотти, Карло Анчелотти, Франк Райкаард, Роберто Донадони, Петро Паоло Вирдис и Рууд Гуллит.

В сезоне 1988/99 "Милан" занял третье место, вслед за "Интером" и "Наполи", однако главной целью был Кубок Европейских Чемпионов, и в барселонском финале подопечные Арриго Сакки крупно переиграли румынский "Стяуа" (4:0), который всего несколько лет назад сам завоевывал почетный трофей. При этом главной победой в том турнире считаются 5:0 над мадридским "Реалом" на "Сан Сиро".

В сезоне 1989/90 "Милан" должен был выигрывать все трофеи сразу, но в решающей борьбе Скудетто досталось "Наполи". На финишной ленточке "россенери" проиграли скромной "Вероне", а главным виновником поражения стал главный арбитр Розарио Ло Белло, удаливший с поля помимо самого Сакки ещё и Райкаарда, Ван Бастена и Костакурту. Через пару дней "Милан" играл в финале Кубка Италии против "Ювентуса" и снова уступил. Однако в Европе команда Сакки снова познала успех и в финале Кубке Европейских Чемпионов благодаря голу Райкаарда переиграла "Бенфику" 1:0. После побед в главном еврокубке "Милан" оба раза завоёвывал Суперкубок УЕФА и Межконтинентальный кубок.

Последний сезон в "Милане" трофеев Сакки не принёс. Скудетто достался "Сампдории", а в Кубке Европейских Чемпионов дорогу итальянцам преступил марсельский "Олимпик". Отсутствие побед и разногласия с рядом футболистов (в частности в Марко Ван Бастеном) способствовали уходу Арриго Сакки из "Милана", а его место досталось начинающему тренеру Фабио Капелло.

В 1991 году Сакки возглавил сборную Италии, которая к тому моменту лишилась шансов квалифицироваться на Чемпионат Европы. Его дебют пришелся на заключительные матчи отборочного цикла с Норвегией (1:1) и Кипром (2:0). В октябре 1992 начался новый отбор, на этот раз к Чемпионату мира, и начался он далеко не лучшим образом. В матче со Швейцарией "скуадра адзурра" "горела" 0:2, и только на последних минутах голы Роберто Баджо и Стефано Эраньо сохранили Сакки тренерское кресло. Затем были безликие 0:0 с Шотландией и 2:1 с Мальтой, и только после победы над Португалией со счётом 3:1 начались первые успехи сборной Италии эпохи Арриго Сакки.

На американском чемпионате мира сборная Италии добралась до финала, сокрушив на своем пути Нигерию, Испанию и Болгарию. На решающий матч против бразильцев "скуадра адрзурра" не могла рассчитывать на Мауро Тассотти и Алессандро Костакурту, которые пропускали игру из-за дисквалификаций. Кроме того, не в лучшей физической форме пребывали Роберто Баджо и Франко Барези. 120 минут игры победителя не выявили, не было и забитых голов, а в серии послематчевых пенальти у Италии не забили сразу трое: Барези, Массаро и Баджо.

После ухода из сборной Тассотти и Барези Сакки начал создавать новую команду. Перемены давались с трудом, и хоть Италии и удалось пробиться на Евро-96, из группы, в составе которой были также сборные России, Германии и Чехии, подопечные Сакки выйти не смогли. Разумеется, такого фиаско на родине простить не могли, и тренер подал в отставку, хотя несколько месяцев вынужден был исполнять обязанности тренера во время поисков итальянской федерации.

В декабре 1996 Сакки вернулся в "Милан", где сменил Оскара Табареза, но повторить успехи первого пришествия ему не удалось. По итогам сезона "россонери" занимают скромное 11-е место, а Сакки вновь становится безработным. Неудачным выдался и его вояж в Испанию, где он работал с мадридским "Атлетиком". Всего семь месяцев Арриго тренировал "матрасников" после чего сам подал в отставку.

В 2000 году Сакки начал работу комментатора, а в 2001-м ненадолго возглавил "Парму" (надолго специалист не задержался из-за проблем со здоровьем; Арриго уже не выдерживал чрезмерного нервного напряжения). В той же "Парме" Сакки предложили должность спортивного директора, где он сумел добиться значительного сокращения расходов и открыл несколько талантов (яркий пример Альберто Джилардино). В 2004 году его пригласил мадридский "Реал", также на должность спортивного директора. Однако решение Сакки назначить тренером Вандерлея Люшембурго себя не оправдало, и после серии неудач он во второй раз покинул Испанию (в декабре 2005). Сейчас Арриго Сакки комментирует футбол на итальянском телевидении, а также ведет собственную передачу на римском радио.

— прекрасный пример того, как не будучи футболистом, стать великолепным тренером. Да, он играл в футбол, но недолго и исключительно на любительском уровне. предлагает вам биографию этого великого тренера.

Играя, параллельно выучился на бухгалтера по настоянию семьи, а потом работал на предприятии своего отца. Не успел тот обрадоваться решению сына прекратить карьеру футболиста, как наследник ошарашил новой целью: «Хочу стать футбольным тренером!».

Сакки посвящал этому всё своё свободное время. И не только свободное. Отправляясь в командировки по бизнесу, он первым делом шел на футбол, а попутно копил деньги, чтобы учиться тренерскому искусству.

Когда родной любительский «Фузиньяно» позвал тренировать, Арриго Сакки с радостью бросил работу на предприятии. Как выяснилось, не прогадал. С «Фузиньяно» он заработал первый свой тренерский трофей на уровне «дилеттанте», после чего неизменно шел на повышение. В 1977 году закончил школу тренеров в Коверчано, где познакомился и подружился со Зденеком Земаном...

Разбив копилку, Сакки потратился на чемпионат мира 1982 года в Испании. Матчи того мундиаля, лучшего, по мнению многих, чемпионата мира в истории, очень помогли Арриго. Он сам так говорит.

Конечно, когда говоришь о Сакки-тренере, в первую очередь вспоминается его «Милан». Неправильно. Во-первых, именно с Арриго Сакки начала подъем «Парма», и уже у Арриго эстафетную палочку подхватил Невио Скала, доведя начатое Сакки до логического завершения.

Во-вторых, был успех в сборной Италии, которая под его руководством играла в финале чемпионата мира и там только в серии 11-метровых уступила Бразилии.

Но всё равно в первую очередь вспоминаешь «Милан». Арриго Сакки принял «россо-нери» в очень непростое время. До прихода Арриго летом 1987 года «Милан» за последние 20 лет завоевал только один чемпионский трофей. С 1979 года «Милан» и вовсе ничего не выигрывал. Но вот пришел новый хозяин — Сильвио Берлускони...

Болельщики скептически восприняли назначение Арриго. Тренер неопытный и неизвестный. Ну поднял «Парму», так и то лишь в серию «В»... Зато, тренируя «Парму», в 1986-м дважды одолел «Милан» — в товарищеском матче и в Кубке Италии, чем наверняка и соблазнил руководство «россо-нери».
Подкупала и зрелищная, атакующая, результативная игра «Пармы».

Сакки сразу принялся перестраивать игру команды на 4-4-2, что тоже изначально принималось в штыки. Но в чем повезло Арриго — Берлускони нестал жалеть денеги кардинально усилил состав команды. Тем же летом, вместе с Арриго Сакки, в «Милан» пришли два «летучих» голландца — Гуллит и ван Бастен, позже — третий, Райкаард.

Из «Ромы» пришел Карло Анчелотти, из «Удинезе» — Анджело Коломбо. Плюс Сакки сделал ставку на воспитанников клубной школы, подтянув в основу защитника Алессандро Костакурту и полузащитника Деметрио Альбертини.

К тому же Берлускони проявил сдержанность и терпение. «Милан» ведь не сразу стал крушить всех и вся. Начало сезона ему не удалось — еще осенью «красно-черные» вылетели из Кубка Италии и Кубка УЕФА.

Да и чемпионат начали неудачно. Во втором туре «россо-нери» дома проиграли «Фиорентине» 0:2, а после пяти туров отставали от действующего чемпиона «Наполи» на четыре очка, что при двух очках за победу было очень существенно.

Потом миланский корабль выравнялся, но «Наполи» догнать ему не удавалось. Всё шло к тому, что неаполитанцы снова возьмут скудетто, однако «Милану» удалось наверстать отставание и выиграть в Неаполе в центральном матче чемпионата.

Так уж вышло, что тот чемпионский трофей в первом же своем сезоне и последовавший за ним выигрыш Суперкубка Италии закрыл и список внутренних трофеев «Милана» времен Арриго Сакки.

Прославились же тот «Милан» и его тренер благодаря великолепным победам в Кубке чемпионов, в Межконтинентальном кубке, который тогда очень даже почитался, и даже в Суперкубке Европы.

Согласитесь, разгромить в полуфинале «Реал» 5:0, а в финале «Стяуа» 4:0, — дорогого стоит! Именно тем «Миланом» восторгались, именно его называли великим и непобедимым.

Эпоха Арриго Сакки в «Милане» не была продолжительной. Начались конфликты с Берлускони, с лидерами, которым не нравилась требовательность тренера, его критика и изнурительные тренировки. Одним из требований Сакки было, чтобы всё в игре доводилось до автоматизма, чтобы не тратилось время и не терялся темп на осмысление ситуации.

Эти же требования Арриго Сакки помогли сборной Италии на чемпионате мира в США. Сборная-то, по большому счету, была не ахти какая. Убрать из нее Роберто Баджо и Джузеппе Синьори — сплошные работяги. Зато работяги, которые могли пахать не 90, а 120 минут, которые усердно выполняли требования наставника, дисциплинированные и подкованные тактически.

Тренировки, тактика, физика были козырями всех команд Арриго Сакки, даже «Милана», в котором солистов было ничуть не меньше, чем носильщиков!

Вот только чемпионат Италии больше Сакки не дался, да и по поводу «триумфа» на ЧМ-94 многие убеждены, что эта инвалидная команда вылетела бы гораздо раньше, если б не гений Баджо.

Вся остальная работа синьора Арриго Сакки (кроме журналистской, где он процветает) была довольно беспомощными попытками снова запрыгнуть в ушедший поезд. Но «Милан» так и остался для него единственным и неповторимым.

Арриго Сакки фотография

1972: после недолгой карьеры в любительском футболе и семи лет сложной работы в обувной фирме отца согласился стать тренером местной любительской команды.

1977: появляется в проффесиональном футболе в роле тренера молодежной команды "Чезены".

1982: становится главным тренером клуба серии "С" "Римини".

1983: переходит в "Фиорентину", где становится тренером дубля команды.

1985: переходит в "Парму", которая играет в серии "С". В дебютном для себя сезоне в роли тренера "Пармы" добивается повышения команды в классе.

1986: в матчи Кубка Италии "Парма" берет верх над "Миланом". Наставник победителей привлекает внимание президента "Милана" Сильвио Берлускони.

1987: становится тренером "Милана". При нем "Милан" выиграл скудетто, Суперкубок Италии (1989), два КЕЧ (1990 и 1991) и два МК (1990 и 1991). "Милан" показывает при нем Супер Футбол.

Лучшие дня

1991: Сакки назначен тренером сборной Италии, после ухода Адзельо Вичини, который ушел по причине не попадания итальянцев на Евро-92.

1996: Уходит из сборной по причине отвратительнго выступления сборной на Евро-96 (сборная не прошла в четвертьфинал уступив дорогу немцам и чехам).

1996-1997: несколько неудачная попытка возвращения в "Милан"; после череды неудач уходит и целый сезон комментирует матчи по ТВ.

11 мая 1998 года: продолжает тренерскую карьеру в мадридском "Атлетико". Подписав с ним двухлетний контракт, делает заявление, что это его последняя тренерская работа. Продает Виери в "Лацио" из-за того, оба не могли найти общий язык.

9 января 2001 года: спустя 14 лет Сакки возвращается в клуб, благодаря которому стал известностью - "Парму".

Регалии: В качестве тренера - Серебряный призер чемпионата мира (1994); 2-кратный обладатель Кубка европейских чемпионов (1989, 1990); 2-кратный обладатель Суперкубка УЕФА (1989, 1990); 2-кратный обладатель Межконтинентального кубка (1989, 1990); чемпион Италии (1988); обладатель Суперкубка Италии (1988); лучший тренер мира (1989).

Арриго Сакки с детства был влюблен в футбол и являлся ярым поклонником «Интера». Он играл со взрослыми ребятами, причем уже в 8-летнем возрасте руководил действиями своих старших партнеров, подсказывая, кому какие зоны перекрывать при обороне и как лучше доставлять мяч к чужим воротам, когда команда идет в атаку.

Арриго в юности играл за любительские команды, но очень скоро понял, что хорошего футболиста из него не получится, поэтому решил стать тренером.

Первым его опытом на этом поприще стала команда его родной деревни Фузиньяно, которую 26-летний Сакки привел к чемпионству среди любителей. Его позвали в другую любительскую команду «Альфонсине», и здесь он тоже добился хороших результатов.

После этого Арриго решил, что готов для более серьезной работы и возглавил молодежный состав «Чезены» (1977-1982), одновременно учился в знаменитой школе тренеров в Коверчано, которую окончил с отличными показателями.

Первая неудача подстерегла Сакки, когда он принял команду города Римини (1982-1983) с четкой установкой вывести ее в серию В, но с задачей не справился и был уволен.

Поработав год с молодежью «Фиорентины» (1983-1984), Сакки вернулся в Римини и занял с командой четвертое место.

Первый настоящий успех пришел к Арриго в «Парме» (1985-1987). В первый же свой сезон в клубе он вывел команду в серию В с первого места, а в следующем году занял седьмое место.

В этот период «Парма» дважды играла с «Миланом» и дважды его обыграла - в товарищеском, а потом в кубковом матче на «Сан-Сиро». Президент «россонери» Сильвио Берлускони обратил внимание на молодого тренера и предложил ему возглавить команду.

Сакки сразу же перевел «Милан» на тактическую схему 4-4-2. Он не признавал никаких выездных моделей и требовал играть в атаку и только в атаку, что не могло не нравиться болельщикам. Арриго Сакки выиграл скудетто, первое в эпоху Берлускони.

А в следующем году «Милан» стал обладателем Кубка европейских чемпионов, разгромив в полуфинале могучий мадридский «Реал» (5:0), а в финале камня на камне не оставив от обороны крепкого румынского «Стяуа» (4:0). Яркая игра «россонери» настолько впечатлила футбольных специалистов, что они признали Арриго Сакки лучшим тренером мира.

«Милан» повторил успех и в следующем году, но в чемпионате Италии не мог подняться выше третьего места. Сакки был недоволен действиями своих лидеров, и открыто высказывался об этом в прессе. В частности, он обрушился с критикой на Марко ван Бастена, а потом потребовал от Берлускони избавиться от Руда Гуллита, потому что тот «постарел и больше ничего не может». Отставка тренера назревала, и она состоялась.

С 1991 по 1996 год Сакки возглавлял сборную Италии. «Скуадра адзурра под его руководством не без труда отобралась на чемпионат мира 1994, где попала в плей-офф лишь с третьего места в группе. Но затем Италия обыграла в дополнительное время Нигерию, победила Испанию и Болгарию, а в знаменитом финале против Бразилии уступила в серии пенальти.

Несмотря на серебро, Сакки на родине беспощадно критиковали, а тот решил отказаться от услуг опытных игроков, в том числе от Роберто Баджо, которого всей душой возненавидел за промах в решающей серии 11-метровых.

На Евро-1996 Италия отобралась достаточно уверенно, но на самом континентальном первенстве заняла лишь третье место в подгруппе и выбыла из борьбы. Сакки был отправлен в отставку, и с этого момента начался закат его карьеры.

Ни в «Милане» (1996-1997), ни в мадридском «Атлетико» (1997-1998), ни в «Парме» (2001-2004) он больше успехов не добивался.

The Whitehouse Address
11.03.2014

У «Арсенала» дежа вю: опять гунеры приехали на «Альянс арену» с надеждой отыграть два мяча у «Баварии». Может, сам по себе подход «Арсенала» к первой игре и заслуживает определенного одобрения, но результат игры команды Венгера принес болельщикам только разочарование. После красной карточки и, возможно, после незабитого пенальти маятник решительно качнулся в сторону, противоположную «Арсеналу», и «Бавария» спокойно доминировала в оставшееся время матча. Второй раунд противостояния, похоже, будет простой формальностью для немецкой команды.

Оба тренера удивительно схожи в своих подходах. Правда, в распоряжении Гвардиолы – не только величайшая команда планеты, но и тренерская проницательность, которой все-таки сегодня недостает французскому специалисту. Тем не менее, обоих тренеров можно сравнить с Арриго Сакки, а их достижения (в той или иной степени) — с достижениями знаменитого итальянца.

С точки зрения Арриго Сакки, бывшего тренера «Милана» и сборной Италии – последнего тренера, сумевшего два раза подряд выиграть Кубок европейских чемпионов, футбол не изменился c начала 1990-ых. Это интересная точка зрения тренера, считающегося футбольным революционером и великим тактиком, возглавлявшим одну из сильнейших команд Европы. Арриго Сакки – легендарная и знаковая личность в футболе.

Говорить сегодня о том, что в этой игре ничего не изменилось – довольно смело, даже если это и не совсем соотносится с истиной. Все-таки за последнее время на авансцену тактических схем вышла расстановка 4 – 2 – 3 – 1, кроме того исчезла позиция свободного защитника, либеро (хотя вполне возможно, что скоро она появится вновь). Не говоря уж о том, что роли и функции самих игроков на поле претерпели серьезные изменения. Конечно, футбол трансформировался. Может, просто Сакки говорит о том, что работа тренера осталась такой, какой была?

Многие заметят, что современные тренеры – лучше подготовлены, более интеллектуальны, они не только хорошие управленцы, но и отличные психологи, ну и уж конечно проницательные тактики. Но если всё это так, то Сакки прав: сфера футбола не изменила свои границы со времен, когда он тренировал «Милан». Сакки сочетал в себе все эти качества. Он был гениальным тренером – креативным, неортодоксальным, способным убедить группу игроков мирового уровня, что его чуждая итальянскому футболу схема «4 – 4 – 2» и связанная с ней тактика постоянного прессинга и есть формула успеха.

Не забудьте, что на тот момент он был никому не известен ни как тренер, ни как игрок (Сакки никогда не выступал в профессиональном футболе). При этом он настоятельно требовал от футболистов «Милана» изменить их сложившийся осторожный, оборонительный подход к игре на более атакующий и агрессивный. Именно его способность внушать и убеждать принесли ему успех, и именно эти черты сделали знаменитыми многих современных тренеров. И если мы посмотрим на влияние, которое оказали на современный футбол Венгер и Гвардиола, мы найдем эти совпадения и сходства.

Важность убеждения

Когда Арсен Венгер приехал в Лондон в 1996 году, он оказался в футбольной лиге, которая явно уступала другим ведущим национальным лигам в тактике и научном подходе к игре. В то время, как многие европейские чемпионаты изменялись по многим параметрам – формированию состава, питанию футболистов, работе на иностранном трансферном рынке, — английский футбол как будто застыл в течение последних десятилетий (наиболее радикальные изменения происходили в Англии у телевизионщиков).

Венгер убедил игроков «Арсенала» поменять их привычки, перейти к здоровому образу жизни, прежде всего в плане правильного питания, а также более внимательно относиться к тренировочному процессу, осознать его ценность. Воспользовавшись международным трансферным рынком, он привел в команду несколько выдающихся футболистов, выстроив в итоге команду-победителя, которая бросила вызов «Манчестеру Юнайтед», прервав его доминирование в английском футболе. Прошло 18 лет – и можно сказать, что он произвел еще и экономическую революцию, в результате которой у «Арсенала» появился современный стадион и бизнес-модель, что позволило сделать лондонский клуб одним из самых прибыльных в футбольном мире. Таким образом, Арсен Венгер проявил не только свой тренерский талант, но и экономический, а также психологический — талант убеждения.

Что касается Гвардиолы, то он также произвел революцию в клубе в соответствие со своими идеалами и принципами. Впрочем, у него безусловно было преимущество: он был знаменитым игроком «Барселоны». И все-таки, когда он в 2008 году пришел в этот клуб в качестве главного тренера, далеко не все верили в то, что он профессионально пригоден. Как Сакки и Венгер, он должен был доказывать, что эти сомнения напрасны. И он это доказал, причем весьма убедительно.

Гвардиола выстроил одну из величайших команд в истории мирового футбола. Эта команда могла соперничать и с «Миланом» Сакки, и с «Непобедимыми» Венгера. Гвардиола убедил команду согласиться и следовать его методам, его тактике и подходу к футболу. И впереди их ждал невероятный успех. Даже Венгер признает, что эта команда была лучшей из всех тех, что он видел на футбольном поле: «До сих пор в моей жизни эта команда была наилучшей – из тех, против кого мне удалось сыграть. А первые полчаса сыгранного между нами первого матча на «Эмирэтс», были лучшим образцом футбола из того, что я когда-либо видел.»

Приход Гвардиолы в «Баварию» был сопряжен с другими трудностями: необходимо было в чем-то убеждать футболистов, которые только что в составе этого клуба выиграла высшие футбольные титулы, доминировали в Европе в предыдущем сезоне и были весьма довольны положением дел и своей игрой. Зачем нужно что-либо менять? Но у Гвардиолы была иная точка зрения, и он последовательно убеждал игроков в том, что его методы, его путь принесет клубу еще больше успехов и повысит качество футбола. В принципе, так оно и вышло. Сегодня «Бавария» выглядит лучше, чем в прошлом сезоне – а ведь в прошлом сезоне, казалось, что уже просто нельзя быть лучше на поле…

И у Гвардиолы, и у Венгера есть много общего, с точки зрения их влияния на игроков и той революции, которую они совершили в своих клубах. Как и Сакки, они смогли убедить футболистов изменить свой подход и самоотверженно работать на команду.

Игра с жестким прессингом Сакки была построена на основе сплоченности, взаимопонимания и самоотверженной игры команды. У каждого игрока была строго очерченная роль, каждый работал на команду. Гвардиола перенес подобный стиль игры в «Барселону» — и эта тактика была исключительно важна в успехе его команды. Метод всех трех команд был основан на преобладающем владении мячом и быстром переходе от обороны к атаке. Мастерство, скорость и интеллект стояли в основе убеждений тренеров.

Кроме того, безусловно на всех этих тренеров повлиял Ринус Михелс. Сакки боготворил Михелса и трепетно относился к его наследию и философии игры – и действительно, философия тотального футбола революционизировала игру для будущих поколений.

Креативные игроки

Все трое тренеров верят в необходимости иметь в команде креативных игроков – то есть, тех, кто может взломать оборону соперника неожиданным решением, тех, кто может организовать контроль мяча. Как говорит Венгер, «Результат в итоге делают великие футболисты — именно они и определяют разницу в классе на поле.»

Тем не менее, прошедшее десятилетие стало «эрой специальных футболистов». Ключевым игроком успешных команд становится опорный полузащитник – такой, как Макелеле. Сакки же вовсе не является поклонником этой позиции на поле. Он говорил: «В моем футболе плеймейкером является тот, у кого в данный момент мяч. Кстати, а вот если говорить о Макелеле, то вряд ли он смог бы стать плеймейкером. У него просто нет такого количества идей – что делать с мячом. Зато в отборе и разрушении он великолепен ».

Тем не менее, футбол становится игрой узких специалистов. Сторонники тотального футбола пытались бороться с этой тенденцией, но процветали не они, а такие, как Моуриньо. В середине прошлого десятилетия Сакки сказал, что футбол стал «сводиться к управлению индивидуумов, поэтому футболисты с узкой специализацией размножаются с огромной скоростью. Индивидуальные действия вытесняют командную игру. Но в конце концов, это ведь показатель слабости, реакционная тенденция.»

Идея коллективной игры, достижения успеха командными действиями была временно утеряна. А это значит, был утерян баланс – между атакой и обороной. Не существовало более единого организма. Венгер как раз и хотел избавиться от индивидуальных «специалистов», надеясь на создание команды из креативных игроков, как и Сакки. Впрочем – за локальными успехами Венгера последовали неудачи.

Тогда на арену вышел Гвардиола. Именно он и воплотил эти идеи в реальность, создав команду в стиле Сакки — коллектив плеймейкеров, сплоченный в команду. Гвардиола революционизировал футбол или, если можно так выразиться – вернул футболу идеалы Арриго Сакки.

Проблема же Венгера была в том, что он пытался воссоздать тот же самый стиль, тот же самый успех в «Арсенале», как средневековый алхимик, — но при этом у него не было основного ингредиента. И в этом они и отличались – Гваридола и Венгер.

Основной ингредиент

Сакки был чрезвычайно педантичен в плане подготовки команды, особое внимание он уделял позициям футболистов и расстоянию, дистанции между линиями. Для него было важно, чтобы игроки ощущали себя единым целым и были сфокусированы на своих задачах, особенно в тех случаях, когда они не владели мячом. То же самое делал и Гвардиола в «Барсе».

Гвардиола напоминал генерала, который организует и готовит свою команду к каждой игре, тщательно планируя предстоящий поединок. Пожалуй, только Моуриньо может сравниться с ним с точки зрения углубленной тактической подготовки команды, работы над движением, выбором позиции и пониманием стратегии.

Но Венгер отличался от Гвардиолы, хотя и тот и другой верили в тотальный футбол. Венгер, в отличие от испанского тренера, не признавал и не признает жесткого управления командой на всех уровнях.

Когда Венгера спросили о соперничестве между ним и Гвардиолой, о таланте Гвардиолы в тренерской ипостаси, он сказал: «Футбол – не шахматы. Он принадлежит игрокам. Мы только подготавливаем команду, чтобы она хорошо себя проявила в предстоящем матче. Но не забывайте, что главные герои находятся на поле, а не на тренерской скамейке.»

Итак, Венгер полагает, что футбол – не шахматы. Что ж, думается, что он все-таки ошибается. Философия Венгера сосредоточена вокруг игроков и связана с необходимостью добиться реальной заинтересованности, вовлеченности в дела команды, а также — ответственности за результат. Кроме того – его философия связана с предоставлением игрокам свободы в принятии решений. У Гвардиолы же каждая деталь продумана и спланирована, всё рассчитано, управление командой четкое и выверенное, направленное на достижение совершенства в игре.

Сакки знал важность этого метода, знал это и Гвардиола. Главный тренер – не аниматор и куратор, а лидер и генерал. По этой причине Венгеру и не удалось достичь успеха, с точки зрения трофеев, в последние девять лет. Он предоставил игрокам слишком много свободы в игре, а это требует более интеллектуального тактического подхода. Сакки прав – игра не изменилась с его эпохи, поскольку эти принципы были ключевыми и в то время. А Венгер, похоже, просто не хочет принять это как должное.

Вера Венгера в самоуправление игроков на поле вызывает восхищение, но именно это и стало причиной его тренерского регресса. Он старался сблизиться с командой, но ведь до конца это сделать просто невозможно. С другой стороны, качество игры и успех как раз и зависят от влияния тренера на игроков. Талантливые, правильно натренированные футболисты всегда добиваются успеха — достаточно посмотреть на достижения Моуриньо.

Продолжающиеся неудачи «Арсенала» в Европе или в матчах с ведущими английскими командами вызваны соответствующим подходом Венгера к тренерской деятельности. Венгер всегда старался позволить своим игрокам самим управлять игрой на поле, самим принимать решения. Но даже с такими футболистами, как Адамс, Виейра, Бергкамп и Анри он не смог завоевать главных европейских титулов. Всегда чего-то не хватало. И сегодня его команда прекрасно подготовлена в техническом плане, но ей явно недостает лидера и организации игры.

Гвардиола же, напротив, доказал, что игрокам необходим тренер, чтобы слепить из них сплоченный коллектив и команду. Игрокам нужно готовиться к каждому сопернику, причем тщательно готовиться, не упуская никаких деталей. Успех Сакки следует из его тренерского метода: стиль и сами футболисты – это очень важно, но построение команды – самое важное, это ключевой параметр успеха. Гвардиола и Моуриньо знают данный маленький секрет, и их успехи подтверждают это.

Венгер конечно может верить в тотальный футбол, может всеми силами пытаться репродуцировать качество и стиль «Милана» Сакки и «Барсы» Гвардиолы, но без ключевого параметра у него вряд получится что-нибудь серьезное и великое. Ему следовало внимательно прочитать название книги Ринуса Михелса, которое укажет ему на причину отсутствия титулов у его команды в последнее десятилетие. Книга называется «Построение команды».

Вполне возможно, что скоро два тренера вновь встретятся – и скорей всего, Гвардиола в очередной раз окажется сильнее своего конкурента. Венгер конечно может сослаться на качество игроков на поле, но не лучше ли ему задуматься о влиянии правильной тренерской работы на этих самых игроков? Не лучше ли подумать – а не является ли ошибочным его подход к игре? В 64 года вероятно уже поздно менять свои установки и принципы, с другой стороны – с нынешними установками и принципами он никогда не добьется успеха в Европе.

Я закончу статью цитатой из Арриго Сакки, из его определения главного тренера: «Это маэстро, у которого свой собственный стиль, и который понимает, что ему необходимо нацеливаться на качество игры, причем это стремление не должно быть поверхностным. Я иду к конкретному булочнику не из-за того, что он считается хорошим специалистом, а из-за качества его хлеба. Маэстро – это тот, кто требует только лучшее, кто строг, суров и неукоснительно соблюдает свои принципы.»