Виды, задачи, средства и методы технической подготовки спортсмена. Тема: Техническая подготовка спортсмена Значение уровня развития двигательных качеств спортсмена для технического мастерства

  • 26.04.2024

Введение

Бурно развивающийся спорт, неуклонно возрастающая конкуренция на мировой спортивной арене при все повышающемся уровне спортивных результатов выдвигают все новые и новые проблемы перед спортсменами.

Высокий уровень современных спортивных результатов требует от спортсмена не только высокого уровня физической подготовленности, но и совершенного владения рациональной техникой движений, а также способности в нестандартных ситуациях действовать творчески, самостоятельно. Поэтому одной из актуальных проблем спортивной подготовки является проблема повышения технического мастерства. Раньше этому вопросу не уделялось должного внимания. Разрозненность исследований по спорту привела к узкому пониманию проблемы и различным взглядам на совершенствование и оценку технического мастерства. Исследования в области системы и методики спортивной подготовки (Н.Г. Озолин, Л.П. Матвеев), обучения двигательным действиям (В.Д. Мазниченко, М.М. Боген), физиологии и биомеханики в циклических видах спорта (Н.В. Зинкин, Д. Д. Донской, В.М. Зациорский, В. Б. Иссурин), психологии спорта (И.П. Ратов, А.Ц. Пуни) имеют во многом фундаментальный характер, но рассматривают проблему технического совершенствования с узкоспециализированных позиций.

Технику в любом виде спорта мы рассматриваем как специализированную систему одновременных и последовательных движений, направленных на рациональную организацию взаимодействия внутренних и внешних сил, участвующих в двигательном акте, с целью наиболее полного и эффективного использования их для достижения более высоких спортивных результатов. В зависимости от специфики вида спорта понятие техники несколько конкретизируется.

Под техническим мастерством обычно подразумевается совершенство двигательного компонента, однако этого далеко недостаточно. Техническое мастерство - понятие более широкое, включающее в себя не только двигательную сторону действия, но и все те процессы, которые участвуют в регулировании и управлении движениями и обеспечивают их высокий конечный эффект (В.М. Дьячков, В.М. Клевенко, Н.А. Худадов).

Техническое мастерство спортсмена определяется не только возможностью показывать высокий результат, сохранять стабильность биомеханической структуры или, наоборот, вносить изменения в зависимости от условий и сбивающих работу факторов, но и способностью найти тот неповторимый индивидуальный стиль исполнения действия, который соответствует ему самому (спортсмену) в данный отрезок времени, способностью находиться в состоянии «поиска» на протяжении всей спортивной карьеры.

Объективная оценка технического мастерства.

Теоретические аспекты технического мастерства спортсменов

Понятия - техническая подготовка, спортивная техника и техническое мастерство спортсменов

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства (Л.П. Матвеев, 1982: Н.Г. Озолин, 2002; В.Н. Платонов, 2004; В.П. Савин, 1990, 2003 и др.).

Спортивная техника - это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.

Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.

1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т.д.

2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.

3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы (Ю.Ф. Курамшин, 1999).

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством.

Различают общую и специальную техническую подготовку.

Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.

Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:

1. Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.

2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.

Специальная техническая подготовка направлена на овладение техникой движений в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач:

1. Сформировать знания о технике спортивных действий.

2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена.

3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.

4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).

5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее.

Техническое мастерство спортсменов - интегральное понятие теории и методики спортивной тренировки. Оно, в свою очередь, базируется на таких фундаментальных понятиях, как спортивная техника и техническая подготовка. Техническое мастерство является результатом разработки эффективной техники конкретного вида спорта и успешного проведения педагогического процесса собственно технической подготовки. Высокое качество техники и процесса технической подготовки, как правило, приводит к тому, что спортсмены приобретают такой высокий уровень технического мастерства, который обеспечивает им достаточно высокую вероятность достижения рекордных результатов.

Для того чтобы существенно повысить эффективность подготовки спортсменов к крупнейшим соревнованиям необходимо, как минимум, решить все проблемы, возникающие на пути совершенствования их технического мастерства.

Первая проблема состоит в том, что в теории и практике недостаточно исследованы самые существенные аспекты разработки рациональных образцов спортивной техники в различных видах спорта.

Вторая проблема заключается в том, что в методическом обеспечении тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов в большинстве видов спорта основные акценты подготовки направлены, как правило, на увеличение функциональных возможностей спортсменов и практически отсутствуют специальные разработки в области методологии совершенствования их технического мастерства.

Таким образом, очевидно, что для кардинального улучшения качества подготовки спортсменов высокой квалификации следует:

· значительно повысить уровень их технического мастерства в основном за счет повышения эффективности исследовательской работы в этом направлении;

· идентифицировать биомеханическую структуру соревновательной деятельности в каждом конкретном виде спорта;

· разработать биомеханические модели лучших образцов техники двигательных действий;

· создать методологию освоения этих моделей, основанную на технологии дидактической биомеханики и психомоторики, адекватную двигательным навыкам каждого вида спорта;

· обеспечить систему объективного педагогического контроля процесса технической подготовки и оценки уровня технического мастерства спортсменов;

· обеспечить спортсменов такими техническими и тренажерными средствами, формой и инвентарем, которые соответствуют требованиям эргономической биомеханики.

Исходя из выше перечисленного, одним из основных направлений повышения качества тренировочного процесса можно считать разработку более эффективных средств и методов совершенствования технической подготовки спортсменов на основе объективных знаний о системно - структурной организации соревновательных упражнений.

Значение уровня развития двигательных качеств спортсмена для технического мастерства

Техническое мастерство спортсмена зависит от уровня развития двигательных качеств - силы, выносливости, гибкости, быстроты, координационных способностей. Соматические особенности занимающихся, топография мышечной силы, пропорции тела также влияют на технику выполнения соревновательных упражнений. Уровень проявления двигательных качеств, в частности, выносливости, тесно связан с экономичностью техники, развитием психической устойчивости к преодолению тяжелого утомления, умением реализовать рациональную тактику в ходе соревнований. Каждый из этих факторов, как показывают многочисленные работы, оказывает существенное влияние на спортивные достижения спортсменов. Правда, пластичность организма позволяет компенсаторным механизмам несколько сгладить отсутствие одного из них, но это дается очень дорогой ценой. Степень развития факторов компенсации должна значительно превышать средний их уровень развития, который обычно достаточен при нормальном соотношении важнейших характеристик. В исследовании В. Г. Семенова имеются данные о том, что несоответствие уровня развития качеств виду спорта всегда компенсируется чрезмерным развитием других качеств, которые позволяют выполнить движение с необходимой для победы силой или быстротой. Однако некоторые особенности спортсменов, являющиеся важнейшими для данного вида спорта, вообще не могут быть компенсированы. Например, отсутствие определенной массивности тела у метателя молота или ядра вряд ли может быть эффективно заменено какими-то функциональными или психическими факторами. «Только комплексный конституционально - педагогически - функциональный подход в его триединстве позволяет объективно оценить индивида, его функциональные возможности и прогнозировать дальнейшее развитие сомы и функций. Нет функциональных изменений, которые бы не имели в своей основе морфологических изменений, как нет морфологических изменений без изменения функциональных показателей».

Техника в спорте

  • Техника в спорте – это способ выполнения какого-либо упражнения. Любое упражнение, в том числе и легкоатлетическое, можно выполнять несколькими способами. По своим кинематическим характеристикам различные способы могут значительно отличатся один от другого, однако основы у них остаются общими.



    К технике относится не только форма движения (направление, амплитуда, темп), но и его качество, сущность – чередования усилий, смена скоростей, ритм, т.е. все то, что вытекает из взаимодействия внутренних и внешних сил. Любое перемещение человека возможно лишь в результате взаимодействия внутренних и внешних сил и подчиненно определенным физическим законам.


  • Техника в спорте

  • Под совершенной техникой понимают наиболее рациональный и эффективный способ выполнения спортивного упражнения, позволяющий достигнуть наилучшего спортивного результата. При выполнении любого легкоатлетического упражнения помимо требований, предъявляемых правилами соревнований, спортсмены руководствуются главными критериями – экономичностью и эффективностью.



Ходьба и бег Основной задачей

    Ходьба и бег – естественные способы передвижения человека. Характеризуется циклическими и постоянно повторяющимися движениями, выполняемыми отталкиванием от грунта. Основной задачей ходьбы и бега является преодоление дистанции за наименьшее время. Ходьбы и бега имеют сходства и различие. Разница между ходьбой и бегом заключается в том, что при ходьбе спортсмен все время имеет контакт с землей. При беге же после отталкивания следует фаза полета, которая оканчивается приземлением.


Техника спортивной ходьбы

  • Техника спортивной ходьбы значительно отличается от техники обычной ходьбы. Это отличие заключается, прежде всего, в более энергичном отталкивании, в поворотах таза вокруг вертикальной оси, в постановке выпрямленной в коленном суставе ноге, в более энергичной работе руками.

  • Главное требование к технике спортивной ходьбы – непрерывный контакт скорохода с землей и выпрямление опорной ноги.


Основу техники

  • Основу техники спортивной ходьбы составляет один цикл действия, который состоит из двойного шага, шага левой ноги и шага правой ноги. Цикл содержит:

  • а) два периода одиночной опоры;

  • б)два периода двойной опоры;

  • в) два периода переноса маховой ноги.


  • Период одиночной опоры одной ноги совпадает с периодом переноса другой ноги. Период двойной опоры очень кратковремен, порой его можно и не увидеть. Период одиночной опоры более длителен и делится на две фазы:

  • 1) фаза жесткой передней опоры;

  • 2) фаза отталкивания.

  • Период переноса тоже имеет две фазы:

  • 1)фаза заднего шага;

  • 2) фаза переднего шага.


Техника ходьбы

  • Техника ходьбы

  • С момента вертикали

  • до момента отрыва

  • правой ноги от грунта

  • длится фаза отталкивания.

  • Период одиночной

  • опоры правой ноги

  • заканчивается и

  • начинается период

  • переноса правой ноги, который имеет две

  • фазы.


  • 1) фаза заднего шага, которая начинается с момента отрыва ноги от опоры до момента вертикали (момент вертикали в переносе ноги определяется по положению бедра -продольная ось бедра должна быть перпендикулярна площади поверхности опоры, т.е. горизонтали);

  • 2) фаза переднего шага - с момента вертикали до момента постановки ноги на опору. Потом следует кратковременный период двойной опоры. Когда идет период одиночной опоры правой ноги, левая нога находится в периоде переноса. То же самое повторяется с левой ногой. Цикл закончился, начинается новый цикл, и так все повторяется.



    Движения рук и ног, поперечных осей плеч и таза - перекрестны, т. е. левая рука движется вперед, когда вперед движется правая нога, и наоборот. Позвоночник и таз совершают сложные встречные движения. В конце фазы отталкивания наклон передней поверхности таза несколько увеличивается, а к моменту вертикали, в период переноса этой ноги, - уменьшается. Такие колебания таза в переднезаднем направлении помогают эффективнее отвести назад бедро ноги, отталкивающейся от опоры. Так же изменяется наклон поперечной оси таза: во время переноса она опускается в сторону маховой (переносимой) ноги, а во время двойной опоры опять выравнивается.



  • Суть всех перемещений в ходьбе - это сумма равнодействующих сил, направленных по криволинейной траектории, и сил, направленных под углом к перемещению тела и опоры.

  • Движущие инерционные и мышечные силы воздействуют через стопу (стопы) на опору. Исходя из третьего закона механики возникают противодействующие им силы - силы реакции опоры, без которых изменение движения ОЦМ невозможно



    При одноопорном положении, когда спортсмен стоит, действует только сила тяжести перпендикулярно вниз, которая уравновешивается силой реакции опоры, направленной диаметрально противоположно силе тяжести. При двухопорном положении сила тяжести распределяется на две опоры, при этом возникает сила давления на опору, действующая под углом, а сила тяжести распределяется на две точки опоры, и их величины будут зависеть от удаленности точек опоры от проекции ОЦМ.


  • Один из факторов нарушения равновесия сил - это изменение угла действия силы давления на заднюю опору. Это делается за счет переноса проекции ОЦМ ближе к передней опоре, тем самым угол действия силы давления задней опоры становится более острым, а угол действия силы давления передней опоры более тупым.


  • В момент постановки ноги начинает действовать сила давления на опору и, как следствие, возникает противодействующая ей сила реакции опоры, их направления диаметрально противоположны. Эти силы являются отрицательными, так как противодействуют движению ходока и снижают скорость передвижения.


  • Компенсировать действие отрицательных сил можно тремя путями:

  • 1) приближение угла постановки ноги к 90°, т. е. нога должна стоять как можно ближе к проекции ОЦМ, но при этом снижается длина шага;

  • 2) амортизация постановки ноги, но по правилам соревнований нога должна ставиться на опору выпрямленной в коленном суставе, значит, амортизация исключается;

  • 3) быстрое сведение бедер после снятия ноги с опоры после фазы отталкивания, что увеличивает силу инерции маховой ноги, которая компенсирует воздействие тормозящих сил.



Движение ОЦМ ОЦМ ОЦМ ОЦМ

    Движение ОЦМ в спортивной ходьбе происходит не по прямо линейной траектории, а выполняет более сложную криволинейную траекторию. Движение ОЦМ вверх -вниз дополняется движениями вправо-влево. С момента постановки ноги на опору ОЦМ движется вверх и несколько в сторону опорной ноги до момента вертикали, после момента вертикали ОЦМ движется вниз, приближаясь к линии направления движения, до момента постановки ноги на опору. Затем все повторяется с другой ногой


ОЦМ

  • Чем меньше величина вертикальных колебаний, тем эффективнее техника спортивной ходьбы. Минимальную величину вертикального колебания можно определить опытным путем. Эта величина равна разности высоты ОЦМ в одноопорном положении и двухопорном (длинном шаге). Таким образом, мы определили факторы, влияющие на скорость передвижения в спортивной ходьбе.


К положительным факторам относятся :

  • К положительным факторам относятся :

  • - качество опоры;

  • - величина сил отталкивания;

  • - угол отталкивания;

  • - время отталкивания;

  • - время переноса маховой ноги.

  • К отрицательным факторам следует отнести:

  • - угол постановки ноги;

  • - тормозящие силы реакции опоры при постановке ноги.


Техника Бега

  • Техника Бега

  • В беге можно выделить:

  • - период одиночной

  • опоры;

  • - период полета;

  • - период переноса

  • маховой ноги, который

  • совпадает с периодом

  • опоры.


  • Периоды

  • Период переноса маховой ноги (левой) и период опоры толчковой ноги (правой) совпадают по времени, затем наступает период полета, далее период переноса маховой ноги (правой) и период опоры толчковой ноги (левой), затем опять период полета.


Фазы опоры

  • Фазы опоры

  • В периоде опоры в беге две фазы:

  • 1) фаза амортизации;

  • 2) фаза отталкивания.

  • Фаза амортизации начинается с момента постановки ноги на опору и длится до момента вертикали, когда проекция ОЦМ находится над точкой опоры. В отличие от ходьбы в этой фазе происходит значительное снижение ОЦМ за счет разгибания в голеностопном суставе, сгибания в коленном суставе и наклона поперечной оси таза в сторону маховой ноги

  • фаза отталкивания. Она начинается с распрямления толчковой ноги в тазобедренном, коленном суставах и завершается сгибанием в голеностопном суставе.



    В периоде одиночной опоры маховая нога также участвует в придании скорости телу бегуна. С момента постановки ноги на опору до момента вертикали маховая нога за счет инерционных сил увеличивает силу давления на опору. С момента вертикали до момента отрыва опорной ноги от опоры инерция массы маховой ноги помогает быстрее выпрямить толчковую ногу в фазе отталкивания и тем самым увеличить скорость (принцип маятника).


Период полета

  • Период полета

  • Период полета начинается

  • с момента отрыва толчковой

  • Ноги от опоры до момента постановки

  • маховой ноги на опору. Здесь также

  • можно выделить две фазы :

  • 1) фаза подъема ОЦМ до наивысшей

  • точки траектории ОЦМ;

  • 2) фаза опускания ОЦМ до Касания

  • маховой ноги опоры и превращения

  • ее в толчковую ногу.


Движение ОЦМ в беге

  • Движение ОЦМ в беге

  • В конце фазы отталкивания ОЦМ получает определенную начальную скорость вылета, которая несколько гасится, так как движение ОЦМ происходит вверх-вперед до высшей точки траектории, затем происходит небольшое увеличение за счет силы тяжести.


  • Движение ОЦМ в беге

  • В периоде переноса ноги с момента постановки ноги на опору в фазе амортизации происходит снижение скорости движения ОЦМ за счет тормозящей силы, которая возникает всегда, и задача бегуна снизить ее воздействие. С одной стороны, тормозящая сила и инерционные силы тяжести после фазы полета в фазе амортизации негативно влияют на скорость движения, с другой стороны - в это время создаются предпосылки для эффективного отталкивания.


Скорость ходьбы и бега

  • Скорость ходьбы и бега

  • Скорость бега зависит как от длины шага, так и от частоты шагов. Оптимальное соотношение этих параметров характеризует ритм бега и рациональность техники бегуна.

  • В беге, как и в ходьбе, длина шага (L) и частота шагов (n) связаны соотношением V = L ∙ n , где V – скорость бега . Во время бега спортсмен может менять длину и частоту шагов сохраняя неизменной скорости движения.

  • В ходьбе и беге имеется прямая зависимость между скоростью перемещения человека, длиной и частотой шага.


  • Увеличение скорости бега

  • Чтобы увеличить скорость бега, необходимо,

  • 1. работать над уменьшением времени опоры, т.е. при той же силе отталкивания уменьшить время отталкивания.

  • 2. увеличение скорости бега происходит за счет уменьшения времени полета:

  • - снижение вертикального колебания ОЦМ, т.е. приближение кривизны траектории к горизонтали;

  • - активная постановка толчковой ноги в последней части периода полета, т.е. не ждать опору, а активно идти на сближение с ней.


  • Техника движений рук в беге

  • Техника движений рук в беге зависит от скорости бега. На коротких

  • дистанциях, где задача бегуна развить максимальную скорость,

  • амплитуда движений рук наибольшая, скорость движения

  • РУК совпадает с частотой беговых шагов. Частота движений рук и

  • Ног взаимосвязана между собой. Чтобы

  • увеличить частоту беговых Шагов, надо увеличить частоту

  • движений рук.Руки, согнутые в

  • локтевых суставах под углом 90° ,

  • движутся вперед и несколько

  • вовнутрь, затем назад инесколько

  • кнаружи.


  • Наклон туловища также зависит от скорости бега. На коротких дистанциях при максимальной скорости наклон тела вперед наибольший до 15°, при беге на длинные дистанции наклон тела минимальный до 5°.

  • Наклон туловища должен быть оптимальным и будет зависеть от скорости бега, дистанции и частей дистанции (стартовый разгон - бег с наклоном, с постепенным выпрямлением туловища; бег по дистанции наклон оптимальный; финиширование - последние шаги выполняются с большим наклоном, чем при беге по дистанции).


  • Траектории движения бедра, голени и стопы

  • Траектории движения центров масс бедра, голени и стопы имеют сложную форму. Если движение центра массы (ЦМ) бедра можно рассматривать как движение простого маятника, то траектории движения ЦМ голени и ЦМ стопы представляют собой сложные эллипсовидные формы. Нога похожа на маятник, состоящий из трех последовательно соединенных маятников (бедро, голень, стопа).


  • Траектория движения ОЦМ в беге

  • В ходьбе и беге наблюдается вертикальное и боковое колебание ОЦМ тела. В момент вертикали ОЦМ тела находится непосредственно над площадью опоры. Пройдя момент вертикали перемещается вперед. ОЦМ тела имеет вертикальные колебания при беге 8-12 см , а при ходьбе 4-6 см . Боковые колебания ОЦМ тела происходят при его переноси с одной ноги на другую.

  • Наивысшая точка траектории движения ОЦМ тела в период полета , а наименьшая в момент вертикали опорного периода. Колебания ОЦМ тела также зависит от постановки стопы на грунт.


. К внутренним силам относятся силы при сокращении мышц ,

  • Ходьба и бег происходит в результате взаимодействия внутренних и внешних сил . К внутренним силам относятся силы , которые возникают в двигательном аппарате при сокращении мышц , к внешним – силы тяжести, сопротивление среды и реакция опоры.

  • Силы тяжести (P ) – действует постоянно и всегда направленно вертикально вниз, независимо от того, находится человек в покое или в движении, опирается на землю или летит в воздухе.

  • Реакция опоры (R) – величина переменная, появляется при касании грунта и зависит от веса и от сопротивления спортсмена, она действует в период постановки ноги на грунт, при этом направление непрерывно изменяется в зависимости от моментов и фаз опорного периода. В фазе переднего толчка - тормозящее , к моменту вертикали постоянно уменьшающееся, а в фазе заднего толка - движущая.


  • 1. Дайте характеристику ходьбе и бегу, с точки зрения легкоатлетического спорта.

  • 2. Что такое - цикл двойного шага.

  • 3. Назовите фазы ходьбы.

  • 4. Назовите фазы бега.

  • 5. Имеется ли прямая зависимость между скоростью перемещения человека, длиной и частотой шага в ходьбе и беге.

  • 6. Назовите внутренние и внешние силы, влияющие на скорость ходьбы и бега.

  • 7. Опешите положение головы и туловища, а так же движения рук и ног при беге и ходьбе.

  • 8. Дайте характеристику бегу на короткие дистанции.

  • 9. Дайте характеристику различным водам бега на выносливость.

  • 10. Дайте характеристику спортивной ходьбе.


Спортивная техника это сознательное, целеустремленное выполнение спортсменом движений и действий, направленных на достижение определенного эффекта в упражнении, связанного с проявлением в требуемой мере волевых и мышечных усилий, с использованием и преодолением условий внешней среды .

В процессе обучения уровень владения техникой изменяется от элементарной, упрощенной техники новичка до высокого технического искусства мастера.

На чем основаны данные утверждения?

Двигательный навык в силовых видах спорта, где спортивные достижения связаны с подъемом тяжестей, можно квалифицировать как автоматизированный способ выполнения упражнения. В следствие того, что любое действие связано с проявлением физических качеств (а в упражнениях со штангой в первую очередь с силой, быстротой и гибкостью), управление движениями, осуществляемое на основе прочно закрепленного навыка, должно изменяться по мере развития двигательных способностей. "Определенному двигательному навыку соответствует динамический стереотип в коре больших полушарий, обусловливающий большую точность, ритмичность, согласованность, идентичность движений" .

Навык - это прочно закрепленное действие во всей его целостности и сложности, Его формирование происходит в результате длительного процесса обучения и тренировки. С увеличением веса штанги вместе с изменением пространственно-временных характеристик движения изменяется напряжение мышц, характер усилий. Степень усилия определяется "мышечным чувством". "Действия наши управляются не призраками вроде разнообразных форм Я, а мыслями и чувствами" . Переход от мыслей и чувств к действию связан с умением активно возбуждать и тормозить те или иные двигательные центры.

Таким образом, с одной стороны, от степени автоматизации двигательного навыка зависит в той или иной мере качественное проявление двигательной деятельности, с другой стороны -- уровень развития этих качеств влияет на способ выполнения упражнения, на его спортивную технику. Важная особенность двигательного навыка его прочность, стабильность, позволяющая спортсмену много раз повторять заученное действие стереотипно.

Как известно, в процессе спортивной тренировки атлет готовится к выполнению упражнения со штангой все более значительного веса. Проведенные исследования говорят о том, что при увеличении веса штанги, у квалифицированных спортсменов изменяются многие кинематические, ритмические и динамические характеристики движений.

В условиях соревнований, когда атлет поднимает вес штанги, значительно превышающий тренировочные веса, происходит экстраполяция управления движений в новой структуре. Экстраполяция - это способность нервной системы на основании имеющегося опыта адекватно решать вновь возникающие двигательные задачи. Благодаря этому организм спортсмена осваивает определенное число вариантов навыков при подъеме штанги разного веса, приобретает способность правильно выполнять упражнение с более значительным весом штанги. Следует знать, что при однообразном повторении выполнения двигательного действия (например, повторного упражнения с одним и тем же весом штанги), возможности к экстраполированию суживаются, при разнообразном их выполнении - расширяются.

Техника соревновательных упражнений в пауэрлифтинге, если вникать во все ее тонкости, многообразна и индивидуальна. Выполнение упражнений со штангой протекает в определенных специфических условиях и характеризуется своеобразными действиями пауэрлифтера. Рассмотрим эти специфические особенности и трудные условия, которые осложняют и ограничивают двигательную деятельность атлета:

1. Упражнения в пауэрлифтинге выполняются с отягощениями как небольших и средних, так максимальных и сверхмаксимальных весов. Это требует от мышечной системы атлета, принимающей участие в движениях, проявления различных по величине, вплоть до максимальных, динамических и статических напряжений. Чем тяжелее вес снаряда, тем больше мышц вовлекается в движение.

2.Тело атлета представляет собой открытую кинематическую цепь с большим числом звеньев при наличии почти во всех звеньях трех степеней свободы движений, что в итоге обеспечивает тонкие и многообразные по координации движения.

Открытая кинематическая цепь человеческого тела является своего рода живой системой костных рычагов, где в большинстве случаев в условиях выполнения пауэрлифтерских упражнений преобладают механические условия, способствующие выигрышу в скорости и расстоянии, а не в силе. Учитывая это, для успешного выполнения упражнений с большим силовым напряжением необходимо ставить суставы и звенья тела в такие оптималные положения, чтобы были обеспечены и максимальная синхронизация в работе участвующих мышечных групп, и наибольшее проявление силы каждой мышцей.

3. В процессе выполнения упражнения с отягощением наблюдается чередование преодолевающих относительно спокойных, уступающих и статических усилий. Наблюдаются кратковременные движения по инерции, а также проявление усилий разного характера одновременно в различных звеньях тела, когда одни мышечные группы активно движутся, выполняя динамическую работу, другие фиксируют определенное положение в суставах, выполняя статическую работу. Происходит непрерывная смена и самое различное чередование динамического и статического режимов работы, как всего тела, так и отдельных звеньев.

4. Несколько необычны условия равновесия при исполнении упражнений со штангой. Общий центр массы системы "атлет-штанга" непрерывно, до окончания упражнения то повышается, то понижается или наоборот (приседание), над ограниченной площадью опоры. При изучении техники упражнений в пауэрлифтинге, атлета и штангу следует рассматривать как единую замкнутую механическую систему, имеющую общую опору, где основным действующим лицом системы является спортсмен.

2.1. Основы техники

Различают основу техники движений, её определяющее звено и детали.

Основа техники это совокупность тех звеньев и черт динамической, кинематической и ритмической структуры движения, какие, безусловно, необходимы для решения двигательной задачи определенным способом (необходимая последовательность в проявлении мышечных сил; необходимый состав движений, согласованных в пространстве и во времени и др.).

Выпадение или нарушение хотя бы одного элемента или соотношения в данной совокупности делает невозможным само решение двигательной задачи. В соответствии с установившимися понятиями о рациональном и эффективном способе выполнения упражнений к основам техники движений соревновательных упражнениях в пауэрлифтинге можно отнести следующие требования:

1. Создание в работающих суставах оптимальных угловых отношений, особенно в наиболее трудных участках пути подъема штанги (например в "мертвых точках"), когда невозможно использовать ее движение по инерции.

2. Последовательное включение в работу определенных мышечных групп, вначале более сильных, затем - менее сильных.

3. Обеспечение на каждом участке пути подъема штанги наиболее рационального направления ее движения и сообщение ей оптимальной скорости.

Техническая подготовка - это процесс обучения спортсмена технике движений, свойственных данному виду спорта и доведение их до совершенства. Чем выше уровень физической подготовленности, тем успешнее идет обучение и совершенствование.

Под спортивной техникой понимают специфический общепринятый и принципиально закономерный способ решения спортивно-двигательной задачи, сложившийся в спортивной практике. Иногда под «спортивной техникой» понимают определенный способ выполнения двигательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективности использования спортсменом своих двигательных возможностей для достижения спортивного результата.

Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.

1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т.д.

2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.

3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы.

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, чтО он умеет выполнять и кАк владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются:

объем техники - общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен;

разносторонность техники - степень разнообразия технических приемов. Так, в спортивных играх это - соотношение частоты использования разных игровых приемов.

Данные показатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий, - спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание.

Эффективность владения спортивной техникой характеризуется степенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту.

Центральная задача технической подготовки -- формирование таких навыков выполнения соревновательных действий, которые позволяли бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать его возможности в состязаниях и обеспечить неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом.

Основными задачами технической подготовки являются.

1. Расширение запаса разнообразных навыков и умений, что позволяет правильно выполнять новые движения и быстрее овладевать ими.

2. Владение рациональной техникой (правильная структура движений, выполнение их без излишних напряжений).

3. Улучшение деталей техники за счет выявления причин появления ошибок (при выполнении технических приемов) и их устранения.

4. Совершенствование техники за счет изменения формы движений, создавая определенные трудности при выполнении технических приемов.

5. Совершенствование техники игры в соревновательных условиях.

Различают общую и специальную техническую подготовку:

общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности. Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:

1. Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.

2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств технической подготовки.

специальная техническая подготовка направлена на достижение технического мастерства в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач:

1. Сформировать знания о технике спортивных действий.

2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена.

3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.

4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).

5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее.

Техническая подготовка - это многолетний процесс, который условно можно разделить на два основных этапа:

первый -- это собственно обучение, первичное освоение технического элемента.

второй -- это процесс углубленного технического совершенствования, овладение высотами спортивно-технического мастерства.

На базовой стадии осуществляется начальное обучение спортивной технике, создается богатый основной арсенал технических умений, навыков (элементов и связок достаточно простых упражнений), на основе которых в дальнейшем развертывается углубленное совершенствование техники избранного вида спорта. Этот процесс можно характеризовать как приобретение спортсменом общей технической подготовленности.

На стадии углубленного спортивно-технического совершенствования происходит совершенствование специальной технической подготовленности спортсмена, меняются конкретное содержание и формы технической подготовки спортсмена.

В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы: средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К ним относятся:

а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

б) показ техники изучаемого движения;

в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей;

г) использование предметных и других ориентиров;

д) звуко- и светолидирование;

е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.

Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений. В этом случае применяются:

а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;

б) специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта;

в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;

г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.

Конкретный выбор тех или иных средств и методов технической подготовки, их соотношение, последовательность, преимущественное использование зависят от зависит от особенностей техники избранного вида спорта, целевых установок многолетней тренировки, задач этапов подготовки, возрастных особенностей и уровня подготовленности спортсмена, условий обучения, сложности структуры изучаемых технических приемов, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки и других факторов.

Из всего многообразия принципов и правил можно выделить главные положения, которые служат первоосновой правильности и эффективности обучения. Процесс обучения построен на реализации следующих основополагающих дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности и др.

Оптимизация обучения во многом определяется принципом доступности, но не сводится только к использованию методических подходов «от простого к сложному» и «от легкого к трудному».

Не менее важно учитывать и то обстоятельство, что вначале надо освоить основные приемы и способы. И наконец, новые двигательные навыки быстрее формируются на базе ранее освоенных. Поэтому следует использовать естественную взаимосвязь и структурную общность различных технических приемов и способов.

Реализация всех перечисленных принципов будет более эффективна, если в процессе обучения будут учтены индивидуальные психофизиологические особенности спортсмена. Объясняется это различием свойств центральной нервной системы: силы, уравновешенности, подвижности.

Таким образом, при определении оптимальной последовательности нужно по возможности учитывать все названные здесь обстоятельства, а не руководствоваться каким-либо одним.

Несмотря на значительные различия в методике обучения и совершенствования спортивной техники в различных группах видов спорта, существует ряд общеметодических положений, используемых для повышения спортивно-технического мастерства.

Каковы же основные пути совершенствования спортивной техники?

Первое из них связано с уточнением (повышением и улучшением) координационной структуры движений. Второе соотносится с улучшением спортивной техники за счет увеличения двигательного потенциала атлета. И, на закуску, третье направление повышения спортивной техники связано с её надежностью и помехоустойчивостью действиям сбивающих и отвлекающих факторов.

Таким образом, в зависимости от степени спортивно-технической подготовленности атлета следует планировать учебно-тренировочную работу с учетом одного либо нескольких направлений в улучшении техники.

Улучшение координационной структуры движений спортсмена осуществляется в процессе всей многолетней тренировки. Как правило, в данном случае перестройке подвергается одна из фаз, движения которой являются не рациональными и вследствие этого малоэффективными.

Определение нарушения кинематики движений в данной или другой фазе производится посредством визуального наблюдения (если это возможно) или в результате применения ускоренной (рапидной) киносъемки. Затем спортсмен вместе с тренером многократно на экране просматривают всю последовательность движений и находят «дефектную» фазу. Причем для сопоставления техники движений своего ученика с эталонными образцами необходимо иметь кинограммы (лучше кинокольцовки) техники ведущих мастеров спорта.

Таким образом, первым этапом выяснения недостатков в технике, в ее координационной структуре является творческий поиск ученика и тренера, связанный с исследованием движений (иногда по кинопленке целесообразно сделать промеры, необходимые для получения характеристик скоростей и ускорений движений).

Определив нарушения в координации движений, можно переходить к работе по устранению этих нарушений, по перестройке движений. Как показывает практика тренерской работы, этот путь чрезвычайно сложный и кропотливый. Методами, применяемыми для данной цели, служат аналитический и синтетический .

Аналитический метод позволяет воздействовать на вычлененное из целостного акта движение. При этом в качестве средств совершенствования техники используются понятие «подводящие упражнения». Однако после многократного выполнения подводящих упражнений в каждом занятии следует многократно выполнять специальные упражнения, в которых синтезируются отдельные фазы в целостное двигательное действие. Если промежуточная фаза по каким-либо причинам не может быть вычленена из целостного двигательного акта и ее изолированная перестройка не представляется возможной, сочленяют ряд взаимосвязанных фаз (например, разбег и отталкивание от опоры). Однако если после соответствующей перестройки движений (то есть после изменения их координационной структуры в плане ее нивелировки по отношению к эталонному образцу) улучшения спортивного результата не произошло, то причину такого положения следует искать в недостаточности двигательного потенциала спортсмена. В данном случае под двигательным потенциалом применительно к спортивно-техническому мастерству понимают наличие соответствующих кондиций в силе, скорости, выносливости мышечных групп опорно-двигательного аппарата, которые несут основную нагрузку в данном движении или фазе движений.

Для определения уровня силовых и скоростно-силовых качеств различных мышечных групп можно использовать полидинамометрическую методику, позволяющую затем получать динамометрический профиль силы данного спортсмена (в абсолютных или относительных единицах) и сопоставлять эти показатели с модельными характеристиками спортсменов высокого класса.

Дальнейшее развитие скоростно-силовых способностей идет с учетом принципа соответствия, то есть величины развиваемого усилия, скорости развиваемой силы во времени, конкретного суставного угла и амплитуды движения, которые должны соответствовать основному соревновательному упражнению или его отдельной фазе.

Недостаточная общая и специальная выносливость также может отрицательно сказываться на координационной структуре спортивной техники. Как показывают исследования, прогрессирующая гипоксия вызывала сокращение длительности полетных фаз движения у бегуна (при увеличении длительности опорных фаз). При этом наблюдался диссонанс в биоэлектрической активности работающих мышц. Поэтому особенно в циклических движениях (в основном при максимально быстром или длительном их выполнении) выносливость спортсмена оказывает прямое влияние на координационную структуру двигательного действия. Совершенствование в технике здесь идет по принципу сопряжения основного соревновательного упражнения с высокоинтенсивными или длительными нагрузками, выполняемыми в режиме и регламенте состязания в своем виде спорта.

Методами сопряженного совершенствования техники основного соревновательного упражнения с расширением диапазона двигательных качеств будут повторный, переменный и интервальный. В качестве средств при этом используются подготовительные и собственно специальные упражнения.

В плане третьего направления - совершенствования спортивной техники и надежности при действии сбивающих факторов - необходимо отметить, что этот процесс длится на протяжении всей многолетней тренировки спортсмена.

Совершенствование помехоустойчивости спортивной техники идет по пути приспособительных перестроек нервно-мышечного аппарата и совершенствования регуляторных механизмов управления движениями под действием перечисленных выше экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) факторов.

Для этой цели в тренировочном процессе используются:
  • тренировка в условиях повышенной психической напряженности;
  • тренировка на фоне прогрессирующего утомления;
  • тренировка (контрольное соревнование) в присутствии зрителей (показательные выступления в парках, домах культуры и др.);
  • тренировка в затрудненных условиях (противоборство в меньшинстве, схватка или бой с более сильным спарринг-партнером).

Теперь, усвоив все вышесказанное, Вы будете лучше понимать понятие спортивная техника, и как ее нужно повышать… Позитивного Вам тренинга!