Дидактическая игра что забыл нарисовать художник цель. Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у дошкольников

  • 22.04.2024

Наталья Копотиенко

Дидактическая игра «Что перепутал художник

Игра вызывает у детей огромный интерес : Красочное оформление, веселые картинки. Побуждает к речевой активности, размышлениям, высказываниям. Снимает чувство скованности, напряжения. Преодолевается застенчивость, развивается инициатива.

Цель игры : Обогащать и закреплять словарь детей; развивать у детей внимание, логическое мышление, связную речь, творческие способности, воображение, сообразительность, чувство юмора; воспитывать любовь к чтению.

Правила : Предложить детям узнать произведение, назвать героев; определить, что на картинке изображено неправильно, обосновать свой выбор.



Публикации по теме:

Совсем недавно я посетила выставку, которая поразила и восхитила меня. На ней демонстрировались работы единственного в мире художника,.

Дидактическая игра «Что нарисовал художник?» Дидактическая игра «Что нарисовал художник». Цель: развивать художественно – эстетическое восприятие детей. Задачи: Обучающие: учить детей.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Художник и сказка» Образовательные задачи: 1. познакомить с картиной В. М. Васнецова «Алёнушка»; 2. познакомить с эмоциональными характеристиками цвета и его.

Конспект занятия по изодеятельности в рамках кружка «Юный художник» Тема: «Портрет Бабы – Яги»»Возраст детей: 6 лет.

Консультация для родителей «Каждый ребенок - художник» Консультация для родителей "Каждый ребенок-художник"(Особенности рисования детей до 3 лет)В начале жизни рисование развивает зрение и умение.

Организованная образовательная деятельность с детьми 6–7 лет «Нам художник о многом рассказал» «Нам художник о многом рассказал» Группа общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет. Воспитатель: Насонова Зинаида Ивановна..

18.03.2014 В условиях жизни Сибирского края, вопросы развития физической культуры и ведения здорового образа жизни особенно актуальны. Значимость.

Наступило лето – радостная пора! Хочется отдыхать, веселиться, запасаться энергией солнца! А самое главное - дарить позитив детям! 1 июня.

Цель: развитие наблюдательности, умения использо­вать при восприятии свой прошлый опыт и знания.

Дидактический материал: набор карточек (4 шт.). На первой карточке нарисована лиса без хвоста, на второй -расческа без зубчиков, на третьей - машина без колес, на четвертой - рыба без плавников.

Описание задания. Ребенку предлагается поочередно каждая карточка, и психолог спрашивает: «Что забыл на­рисовать художник?»

Цель:

Описание задания. С детьми разучивается текст, кото­рый исполняется нараспев.

Дети выносят правую руку вперед, затем начинают пропевать текст сначала, похлопывая правой рукой по правому бедру.

Выносят левую руку вперед, затем начинают пропевать текст сначала, похлопывая левой и правой рукой по бедрам.

Выставляют правую ногу впе­ред и, пропевая текст, при­топывают правой ногой и похлопывают руками по бедрам.

Выставляют левую ногу впе­ред и, пропевая текст, при­топывают ногами и похло­пывают руками по бедрам.

А в нашей группе

100 ребятишек,

100 ребятишек в нашей

Они играют, они смеются И не скучают никогда! Правая рука!

А в нашей группе

100 ребятишек,

100 ребятишек в нашей

Они играют, они смеются И не скучают никогда! Левая рука!

А в нашей группе

100 ребятишек,

100 ребятишек в нашей

Они играют, они смеются И не скучают никогда! Правая нога!

А в нашей группе

100 ребятишек,

100 ребятишек в нашей

Группе.

Они играют, они смеются И не скучают никогда! Левая нога!

Снежинки»

Цель:

Дидактический материал: лист с практическим зада­нием «Снежинки» (приложение 8).

Описание задания. Ребенку предлагается попарно со­единить одинаковые кружочки, чтобы получилась кра­сивая снежинка. При этом ребенок должен называть при­знаки кружочков, которые соединяет.



Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение 1, все упражнения.

Погладим котенка»

Цель: развитие движений кистей рук, фантазии.

Описание задания. Ребенок гладит воображаемого ко­тенка и описывает его (мягкий, пушистый, рыжий, малень­кий и т.д.).

Занятие 4

Что нарисовано?»

Цель: развитие умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания.

Дидактический материал: набор карточек (4-10 шт.) с пунктирным изображением знакомых ребенку пред­метов, животных и т.д.

Описание задания. Психолог поочередно показывает карточки и задает вопрос: «Что здесь нарисовано?» Если ребенок затрудняется с ответом, можно предложить ему соединить пунктирные линии карандашом.

В нашей группе 100 ребятишек»

Цель: развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом; развитие координации дви­жения.

Описание задания. Сначала с детьми повторяется разу­ченная на предыдущем занятии часть игры: задание 3.12.

А в нашей группе

100 ребятишек,

100 ребятишек в нашей

Они играют, они смеются И не скучают никогда! Правое плечо!

А в нашей группе

100 ребятишек,

100 ребятишек в нашей

Они играют, они смеются И не скучают никогда! Левое плечо!

А в нашей группе

100 ребятишек,

100 ребятишек в нашей

Они играют, они смеются И не скучают никогда! Голова!

А в нашей группе

100 ребятишек,

100 ребятишек в нашей

Они играют, они смеются И не скучают никогда! Язык!

Дети выставляют правое плечо вперед, делают им вра­щательные движения и, про-певая текст, притопывают ногами, похлопывают руками по бедрам.

Выставляют левое плечо вперед, делают им враща­тельные движения и, пропевая текст, притопывают ногами, похлопывают руками по бедрам.

Наклоняют голову вперед, кивают головой и, пропевая текст, делают вращательные движения плечами, прито­пывают ногами, похлопывают руками по бедрам.

Высовывают языки и пы­таются пропеть текст, делая вращательные движения плечами, притопывая ногами, похлопывая руками по бед­рам.

Должны одновременно звучать текст и выполняться все движения.

Снежинки»

Цель: развитие пространственных представлений.

Дидактический материал: лист с практическим зада­нием «Снежинки» (приложение 8).

Описание задания. Задание усложнено: нужно соеди­нить все одинаковые кружочки между собой.

Психомышечная тренировка

Цель:

Описание. Приложение 3, упражнения 1-3.

Кляксы»

Цель: расслабление, снятие напряжения, эмоциональ­ная разрядка.

Материал: большой лист бумаги, гуашь.

Описание задания. Ребенку предлагают лист бумаги и гуашь. Взрослый позволяет ему рисовать пальцами все, что он захочет.

Занятие 5

Определи звуки»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Дидактический материал: картинки с изображением шубы, петуха, ножа, цыпленка, самолета, машины, туфель, яблока, ложки, лимона.

Описание задания. Психолог произносит какое-либо слово и просит ребенка показать на картинке предмет, название которого начинается с того же звука: шар - шуба, петух - пуговица, нож - ночь, цветы - цыпленок, самолет - сапоги, машина - молоко, туфли - трава, яб­локо - ягода, ложка - лампа, лошадь - лимон.

В нашей группе 100 ребятишек»

Цель: развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом; развитие координации дви­жений.

Описание задания. Игра проводится полностью, как в задании 3.17.

Точки»

Цель: развитие ориентирования в пространстве.

Дидактический материал: лист с заданием, на кото­ром нарисован зайчик (в нижнем левом углу листа) и Домик (в верхнем правом углу листа), между зайчиком и домиком нарисовано большое число точек (приложе­ние 9).

Описание задания. Психолог говорит ребенку: «Зайчик заблудился и не может найти дорогу к своему дому. Ты хочешь помочь ему? Тогда, соединяя точки, нарисуй до­рожку от зайчика к его дому»,

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тон­кой моторики рук.

Описание. Приложение 3, упражнения 4-6.

Пантомима»

Цель: развитие воображения и творческих способно­стей; снятие эмоционального напряжения.

Описание задания. Ребенок жестами, мимикой, звука­ми изображает какое-либо животное. Психолог должен отгадать задуманное ребенком животное. Игра проводится 2-3 раза.

Занятие 6

Пуговицы»

Цель:

Дидактический материал: большой набор разных пу­говиц, среди которых только три одинаковые.

Описание задания. Перед ребенком хаотично расклады­вают все пуговицы и предлагают найти три одинаковые.

Найди свой цвет»

Цель: развитие координации зрительного, слухово­го и моторного анализаторов; тренировка подвижнос­ти нервных процессов, умения ориентироваться в про­странстве и различать цвета.

Дидактический материал: несколько флажков и пу­говиц разного цвета.

Описание задания. По всей комнате расставляют сту­лья, на которые устанавливают флажки разного цвета. Ребенку в руки дают пуговицу одного цвета. По команде

психолога «Иди гулять!» ребенок ходит по комнате. По команде «Найди свой цвет!» ребенок должен подойти к флажку, соответствующему цвету пуговицы. Игра прово­дится 4-5 раз.

Загадки»

Цель: развитие способности по ряду признаков оп­ределять предмет.

Дидактический материал: любые загадки, соответству­ющие данной возрастной группе детей.

Описание задания. Психолог загадывает загадки, ребе­нок должен отгадать загадку.

Кто на свете ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят... (черепахи).

И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете - На поляне, на опушке. Мы - зеленые... (лягушки).

За рекой они росли, Их на праздник принесли, На веточках - иголки. Что же это - ... (елки).

Очень ласковый и чистый,

Лапой моется пушистой,

Если пустит когти в ход,

Страшный зверь - домашний... (кот).

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тон­кой моторики рук.

Описание. Приложение 3, упражнения 7, 8.

Угадай»

Цель: повышение эмоционального тонуса, возможно­сти активного самовыражения; развитие воображения.

Описание задания. Психолог с помощью мимики и дви­жений изображает какой-либо предмет. Ребенок должен отгадать название предмета. Затем психолог и ребенок меняются местами.

Занятие 7

Пуговицы»

Цель: развитие способности к сличению и сортиров­ке предметов по форме, цвету и величине.

Дидактический материал: большой набор разных пу­говиц, среди которых должны быть пуговицы, одинако­вые по цвету, форме, величине.

Описание задания. Ребенку предлагается выбрать из всего набора пуговиц сначала одинаковые по цвету, за­тем - одинаковые по размеру, форме.

Регистр»

Цель: развитие координации слухового и моторно­го анализаторов.

Дидактический материал: детское пианино или ме­таллофон.

Описание задания. Ребенку показывают пианино (ме­таллофон) и объясняют, что если нажимать клавиши с правой стороны пианино, то звук будет тонким, высо­ким. Если нажимать клавиши с левой стороны, то звук будет низким, грубым. Ребенок пробует играть в разных регистрах. Далее психолог предлагает ребенку игру. Когда он нажимает клавиши верхнего регистра, ребенок дол­жен лечь на коврик, когда нажимает клавиши нижнего регистра, ребенок - ходит, бегает, выполняет любые дви­жения. Игра проводится 5-6 раз. Далее психолог и ре­бенок меняются местами: ребенок нажимает на клави­ши, а психолог выполняет движения.

Загадки»

Цель: развитие способности по ряду признаков опре­делять предмет.

Дидактический материал: любые загадки, соответству­ющие данной возрастной группе детей.

Описание задания. Психолог загадывает загадку, ребе­нок должен ее отгадать.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тон­кой моторики рук.

Описание. Приложение 3, все упражнения.

Послушай, что за окном»

Цель: обучение способности концентрировать внимание ia слуховых сигналах.

Описание задания. Попросить ребенка сконцентриро­вать свой слух на звуках, которые удается услышать за окном (или дверью). Ребенок должен перечислить услы­шанные звуки.

Цель:

1. Продолжать учить четко проговаривать слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении имен существительных в форме винительного падежа.

2. Развивать зрительное внимание.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед показывает картинки с изображением людей различных профессий и занятий, на которых не хватает каких-то определенных предметов. Уточняет названия профессий и спрашивает ребенка: «Что забыл нарисовать художник?».

Логопед: Ребенок:

Портнихе иголку.

Парикмахеру ножницы.

Учителю указку.

Рыбаку удочку.

Барабанщику палочки.

Упражнение «ОБРАЗУЙ НОВЫЕ СЛОВА».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен существительных с помощью различных суффиксов.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку изменять слова по образцу:

а) с суффиксом –ИНК-.

Логопед: Ребенок:

Бусы - бусинка.

Пыль - пылинка

Роса - росинка

Сор - соринка.

Пух - пушинка.

Чай - чаинка.

Песок - песчинка.

б) с суффиксом –НИЦ -.

Умник - умница.

Шутник - шутница.

Лыжник - лыжница.

Модник - модница

Бегун - бегунья.

Шалун - шалунья.

Упражнение «НАЗОВИ ПОСУДУ».

Цель:

1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 8-го типа.

2. Упражнять в словообразовании имен существительных при помощи различных суффиксов.

Оборудование : предметные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед показывает ребенку картинки и предлагает ответить на вопросы:

Логопед: Ребенок:

Как называется посуда, в которой хранится соль? Солонка.

В чем заваривают чай? В чайнике.

В чем лежит мыло? В мыльнице.

Откуда наливают суп? Из супницы.

Из чего едят суп? Из тарелки.

Как называется большая ложка с дырочками? Шумовка.

Упражнение «НАЗОВИ ДРУГИМ СЛОВОМ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении синонимов.

2. Формировать целостное восприятие предмета.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки, разрезанные на две части.

Ход игрового упражнения.

Логопед делит разрезные картинки: одну часть оставляет себе, другую отдает ребенку. Показывая половинку картинки и называя слово, предлагает ребенку найти вторую часть, сложить картинку и назвать изображенный на ней предмет по-другому.

Логопед: Ребенок:

Поляна - лужайка.

Рукавички - варежки.

Старушка - бабушка.

Старик - дедушка.

Азбука - алфавит.

Упражнение «СПРАВОЧНОЕ БЮРО».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед объясняет ребенку что такое «справочное бюро». Затем раскладывает перед ребенком все картинки и задает вопросы. Ребенок находит нужную картинку и отвечает на вопрос.

Логопед: Ребенок:

Где ткут ткани? На фабрике.

Где пекут хлеб? В пекарне.

Где лечат больных? В больнице.

Где покупают газеты? В киоске.

Где продают лекарства? В аптеке.

Где мелят муку? На мельнице.

Где шьют одежду? В ателье.

Где продают и делают очки? В оптике.

Упражнение «ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8 - го типа.

2. Развивать слуховое внимание и память.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы.

Февраль спешит за январем.

Метель да вьюги день за днем.

В каком месяце часто бывают вьюги и метели? В феврале.

Апрель – растаяли снега,

Плывучим льдом полна река.

В каком месяце растаяли снега? В апреле.

Ноябрь – слякоть и дожди,

Тепла теперь уже не жди.

В каком месяце не ждут тепла? В ноябре.

Декабрь завершает год.

Зима одела реки в лед.

В каком месяце замерзают реки? В декабре.

Январь – морозно на дворе,

Деревья в снежном серебре.

В каком месяце морозно на дворе? В январе.

В чем деревья? В серебре.

Что в серебре? Деревья.

Варежки у Вари пропали на бульваре.

Воротилась Варя вечером с бульвара

И нашла в кармане варежки Варвара.

Что пропало у Вари? Варежки.

Откуда вернулась Варя? С бульвара.

Где нашла варвара варежки? В кармане.

Кто нашел варежки? Варвара.

Посмотри внимательно на картинку и скажи, что забыл нарисовать художник

Ребёнку даётся столько фишек, сколько правильных ответов он сделал.

Задание "Цифровая таблица".

Посмотри внимательно на таблицу и постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25".


Определение объема внимания, скорости его распределения и переключения

(используется при владении счетом)

Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Убедитесь, знает ли ребенок все эти цифры. Затем дайте ему инструкцию: Фиксируйте время выполнения всего задания, а также количество ошибок. Большинство детей 6 - 7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок. За каждый правильный ответ ребенку дают фишку.

Мышление

Посмотри на рисунок и найди что нарисовано неправильно. Объясни, почему это не так, и расскажи, как должно быть на самом деле


На все задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц - это хороший результат развития образно-логического мышления.

Тест для оценки словесно-логического мышления.

Попросите ребенка ответить на вопросы:

1. Какое из животных больше - лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А вечером?

3. Днем на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груши, сливы, яблоки... - это что?

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?


7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.)

9. Маленькая корова - это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка - это?..

10. На кого больше похожа собака - на кошку или на курицу?

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

13. Что общего между белкой и кошкой?

14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?

15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

17. Чем отличается старый человек от молодого?

18. Для чего люди занимаются спортом?

19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?

20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

Правильные ответы :

1. Больше лошадь.

2. Вечером ужинают.

4. Зеленая.

5. Фрукты.

6. Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.

7. Города.

8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т. п.)

9. Щенок, ягненок.

10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).

11. Правильным считается любой ответ, указывающий: на необходимость снижать скорость автомобиля.

12. Это инструменты.

13. Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и т. д.

14. Гвоздь - гладкий, а винт - нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.

15. Виды спорта (спорт).

16. Как минимум ребенок должен назвать 3 вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет и т. д.).

17. Три существенных признака как минимум: "Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и" т. д.

18. Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т. д.

19. Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и др.

20. Так платят за пересылку письма.

За каждый правильный ответ ребенку дается фишка.

При анализе ответов, которые дает ребенок, следует иметь в виду, что правильными ответами могут считаться не только ответы, соответствующие приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.

Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, убедитесь в том, что ребенок правильно понял сам вопрос.

Оценка объема кратковременной зрительной памяти

DIV_ADBLOCK70">


За каждую узнанное изображение, ребёнку даётся фишка.

Рис. 1


Рис.2


Тест: "Запомни слова"

Оценка слуховой памяти - кратковременной и долговременной

Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.

Попросите его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

6~7-летний ребенок повторяет 5-6 слов. Это показатель хорошей кратковременной памяти.

Назовите ребенку те слова, которые он не назвал, и так повторяйте 5 раз. Обычно к пятому повторению ребенок называет 9-10 слов.

Вернитесь к этому упражнению через час и, не называя слов, попросите ребенка вспомнить их. Долговременная память для ребенка 6-7 лет считается хорошей, если он припомнил 7-8 слов.

За каждый правильный ответ ребенку дается фишка.

Проверяем интеллектуальные способности ребенка.

1. «Учимся анализировать». Это упражнение проводится, чтобы выявить возможности ребенка анализировать.

Попросите ребенка выделить части из целого по какому-либо признаку дерево: ствол, ветки, листья, корни).

Легче это делать ребенку, когда перед ним реальный предмет, например стул. Труднее, когда это картинка. И наконец, при отсутствии наглядного образа мысленное разъединение целого на части труднее всего. За каждый правильный ответ ребенку дается фишка.

Противоположной операцией является операция «Синтез», когда необходимо выделенные с помощью анализа части объединить в единое целое.

Предложите ребенку составить из букв данного слова как можно большее число слов (например, лампочка: лак, кол, мочка, ком и т. д.)-

Для упражнений можно использовать слова: магазин, аптека , комната и др. за каждый правильный ответ ребенку дается фишка.

2. «Составить предложение из трех слов».

Берутся три слова: обезьяна, самолет, стул. Требуется составить как можно больше предложений, которые включали бы эти три слова (можно изменять падежи и использовать аналоги слов).

3. «Назови одним словом».

Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов.

Многие конкретные предметы мы называем одним словом.

Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.

Предложите ребенку назвать одним словом:

Стол, стул, шкаф - это...

Собака, кошка, корова - это...

Чашка, блюдце, тарелка - это...

Василек, ромашка, тюльпан - это...

Неумение обобщать - слабое звено интеллекта. Обычно ребенок ищет общее между предметами по внешнему признаку - цвету, форме.

Ложка и шарик похожи: они оба из пластилина.

В школе пользуются обобщениями по существенному признаку. На основе таких обобщений строится умение рассуждать, мыслить.

« Определения»

Ребенку предлагается отвечать на вопрос «Что такое?» по поводу предметов.

Что такое стул?

Это на четырех ножках.

Значит, наша кошка - это стул?

Нет, стул деревянный.

Значит, стол - это стул? И т. д.

Посмотри внимательно на картинку и раздели нарисованные на ней геометрические фигуры на как можно большее количество групп.

В каждую группу могут входить фигуры выделенные по одному общему для них признаку

(треугольники, круги, квадраты, ромбы; фигуры чёрного цвета, серого и белого; большие фигуры, малые фигуры) ребёнок должен назвать все фигуры которые входят в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены

На выполнение задания отводится 3 минуты. За каждую правильно подобранную группу ребёнку даётся фишка.

Уважаемые родители!

Мы разделяем Вашу радость, если Ваш ребенок готов к школе и успешно справился со всеми заданиями. Желаем Вам и будущему первокласснику дальнейших успехов!

Не огорчайтесь и не хватайтесь за голову, если какие-то результаты ребенка не удовлетворили Вас. Вы правильно поступили, что обратились к нашим заданиям в начале учебного года, а значит, у Вас есть время на то, чтобы улучшить подготовку к школе будущего первоклассника. Мы предлагаем Вам игры и упражнения, которые помогут снять напряженное отношение к школе, дадут возможность улучшить развитие психических процессов и общей подготовки к школе.

Упражнения для развития внимания.

1. Возьмите много мелких предметов (пуговицы, орехи, камешки, заколки и т. д.), рассыпьте их по столу. Пусть ребенок постарается запомнить, какие вещи лежат на столе. Закройте предметы бумагой или салфеткой и предложите ребенку назвать, что лежит под ней. Каждый правильно названный предмет вынимайте.

2. Поставьте рядом 5-6 игрушек. Ребенок закрывает глаза, взрослый меняет игрушки местами. Ребенок должен объяснить что изменилось.

3. «Найди и вычеркни …. букву (буквы) в тексте» (на развитие концентрации внимания);

4. «Найди отличия». В двух почти одинаковых предметах (картинках) найти отличающие детали.

5. «Найди одинаковые предметы» среди большого количества разнообразных предметов.

6. «Лабиринт». После прохода лабиринта с карандашом в руке проходить его только взглядом.

7. Копирование образца с помощью клеточек.

8. Графические диктанты на бумаге в клетку.

Проводить диктанты следует не чаще 1-2 раз в неделю.

ОБРАЗЕЦ ГРАФИЧЕСКОГО ДИКТАНТА

Дайте ребенку листок бумаги в клеточку и карандаш, покажите и объясните, как нужно проводить линии.

Инструкция. «Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Сначала я покажу тебе, как нужно рисовать, а потом я буду тебе диктовать, а ты внимательно слушай и рисуй. Давай попробуем.»

Например: одна клеточка вправо, одна клеточка вверх одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз.

«Видишь какой рисунок получился? Понял? Теперь выполни задание под мою диктовку, начиная вот от этой точки, важно не отвлекаться и не отрывать руку от листа бумаги.» (Взрослым ставится точка в начале строки.)

ПЕРВОЕ ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ.

Инструкция. «Теперь внимательно слушай меня и рисуй только то, что я буду диктовать:

одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз.»

Оценка:

ВТОРОЙ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

Инструкция. «Теперь нарисуй еще один рисунок. Слушай меня внимательно:

одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо.»

Оценка: за все задание - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

ТРЕТИЙ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Инструкция. «Теперь нарисуем еще один узор. Слушай меня внимательно:

одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, три клеточка вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо.»

Оценка: за все задание - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 0,5 баллов.

Упражнения для укрепления и развития руки и координации движений .

1. Застегивание и расстегивание пуговиц правой (левой-если ребенок левша) рукой.

2. Завязывание и развязывание лент.

3. Перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которыми держат ручку при письме.

4. Всасывание и высасывание воды пипеткой из стакана правой (левой-если ребенок левша) рукой.

Упражнения для развития памяти.

1. Прочитайте ребенку 10 пар слов. Например: луч – солнце, железо – сталь, елка – ветки, месяц – год и т. д.

Читаются пары с интервалом 2с. Через 10 с перерыва читаются только первые слова. Второе слово пары ребенок должен вспомнить. Норма не менее 60 %.

2. Предложите ребенку в течении двух минут посмотреть на 20 предметов, расположенных на столе. Затем по памяти ребенок называет предметы, которые он запомнил.

3. Дайте ребенку задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести (рисунок как средство для запоминания слов).

Для запоминания дается 10 слов (словосочетаний). Например, машинка, умная собачка, веселая игра, мороз, здоровый человек, день, ночь, сказка, извилистый ручей. Через час после прослушивания ряда слов и словосочетаний по своим рисункам ребенок воспроизводит заданные слова.

Упражнения для развития воли.

Для успешного обучения в школе у ребенка должны быть развиты внимание, память, мышление, но и произвольное поведение. Ребенок должен уметь подчинять свое поведение воле, а не чувствам. А это не просто для будущего первоклассника. Поэтому мы предлагаем игры на развитие произвольности (управляемости) поведения.

1. Игра «Да и Нет не говорить».

Требуется подготовить несложные вопросы, чтобы с их помощью активизировать внимание ребенка.

Как тебя зовут? Сколько тебе лет? и т. д. Изредка задавать вопросы, требующие утверждения либо отрицания.

- «Ты девочка?» и т. п.

Если ребенок выигрывает, то он сможет управлять своим вниманием в школе. Для разнообразия включайте запреты на другие слова: «черное», «белое» и др.

2. «Режим и порядок».

Изготовьте из ватмана полоску с желобком, куда вставьте кружечек цветной бумаги, который можно передвигать пальцем.

Прикрепите полоску на видное место на стене. Объясните ребенку: сделал дело - передвинь кружочек к следующей метке. Дошел да конца - получи приз, сюрприз, что-то приятное.

Так можно приучать ребенка к порядку: убирать разбросанные игрушки, одеваться на прогулку и др. Правило, последовательность действий благодаря внешним ориентирам из внешних превращается во внутреннее (умственное), в правило к самому себе.

В наглядной форме можно обозначить и сборы в школу, и подготовку уроков, проигрывать любую жизненную ситуацию. Так частная способность быть организованным в данный момент будет способствовать развитию произвольности (управляемости поведения).

3. «Донесение».

Пусть ребенок представит, что он разведчик и «пишет» зашифрованное донесение в штаб. Текст донесения диктует родитель - «связной». Ребенок должен предметы зашифровать символами - значками, которые напомнят ему о предмете. Так развивается символическая (знаковая) функция сознания.

1. «Один и много».

Проверьте, умеет ли ребенок изменять существительные по числу. Предложите ребенку поиграть, чтобы привлечь его внимания и скажите, что за каждый правильный ответ он получит фишку: «Я назову тебе один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов». Например, я скажу: «игрушка», а ты должен сказать: «игрушки».

* Затем назовите 11 существительных в единственном числе : стол, карандаш, окно, ухо, город, флаг, сестра, брат, дом, огород, ребенок.

2 . Проверьте внимание ребенка грамматической конструкцией трех предложений.

Медленно и четко произнесите предложение: «Маша пошла гулять после того, как закончила рисовать». После того как вы будете уверены, что ребенок хорошо его расслышал, задайте вопрос: «Что Маша делала раньше: гуляла или рисовала? » Таким же образом произнесите еще несколько предложений.

Отметьте, сколько раз ребенок ответил правильно. За каждый правильный ответ ребенку дается фишка.

3. «Расскажи по картинкам».

Проверьте, как ребенок может рассказывать по картинкам.

Положите в беспорядке 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке девочка просыпается, на другой - делает зарядку, на третьей - умывается, на четвертой - завтракает).

Попросите ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.

ребенок правильно расположил картинки и правильно описал изображенных событий, то он получает две фишки.

Если ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать, то он получает 1 фишку.

Если Ваш ребенок устанавливает последовательность картинок случайно, то тогда фишка не дается.

5.«Сходство и различие».

Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:

Книга – тетрадь, лошадь – корова, телефон – радио, самолет – ракета,

день – ночь, дерево – куст, помидор – огурец, стол – стул. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

6. «Поиск противоположного объекта».

Называя какой-либо предмет (например, сахар), надо назвать как можно больше других, противоположных данному.

Надо найти противоположные объекты по функции «съедобное - несъедобное», «полезное - вредное» и др., по признаку (размеру, форме, состоянию) и др. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

7. Логическая операция «Аналогия» выходит за рамки прямого сравнения и основана на предположении. Если несколько объектов согласуются друг с другом в каком-то отношении, то они, вероятно, согласуются и в других отношениях. В исследовании на основе аналогий строятся гипотезы для постановки эксперимента. В изобретательской деятельности известные решения по аналогии переносятся на другие механизмы, технологии. При сравнении предметов обычно выделяются 3 элемента:

1. То, что сравнивается, т. е. предмет.

2. То, с чем сравнивается, т. е. образ.

3. То, на основании чего одно сравнивается с другим, т. е. признак.

8. «Поиск аналогов»

Называется слово портфель. Необходимо придумать как можно больше аналогов, т. е. других предметов, сходным с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т. д.).

9. «Аналогии по признакам»

Выпишите в столбик признаки заданного предмета, например, портфелъ, и предложите ребенку назвать эти признаки, встречающиеся в других предметах (объемность, прочность, устройство для переноски и др.)-

12. «Определение понятия»

Называются понятия живой природы (дерево, заяц, и т. д.), неживой природы (гора, река, пещера и т. д.). Требуется перечислить признаки, которые не влекут за собой изменение понятия и существенные признаки, которые определяют данное понятие как таковое.

Необходимо направлять мысль ребенка на поиск существенного признака, без которого нет нужного обобщения. Если называется предмет, не имеющий функционального значения, тогда определяют его по набору признаков.

Кошка - живая. Это животное.

Птица - это животное?

Нет, птица на двух ногах.

Корова - это кошка?

Нет. Кошка - животное на четырех ногах, которое

мяукает и живет дома.

Следует задавать вопросы, на которые можно найти ответ. На некоторые вопросы и взрослый не сразу найдет ответ. Поэтому поиграйте с ребенком на равных, пусть он тоже задает вам вопросы: «Что это такое?» Неумение обозначать и пользоваться знаками - это незрелость интеллекта и психики.

Примерный КОМПЛЕКС упражнений для школьников 7-8 лет

Упр.1 И. п. - лежа на спине ноги согнуты, руки на голове.

На счет 1-2 - вытянуться в линию, бедра сомкнуть, оттянуть носки, потянуться прямыми руками, касаясь пола;

3 - зафиксировать позу;

4 - и. п., расслабиться и сделать выдох.

Повторить 4 раза.

Упр.2 И. п. - основная стойка (о. с.).

На счет 1-2 - дугами наружу руки вверх, кисти сомкнуты ладонями вперед, тело прямое, сомкнуть бедра, руками потянуться вверх, голова между руками;

3 - зафиксировать позу;

4 - и. п., выдох.

Повторить 6 раз.

Упр.3 Легкий бег с изменением направления - 1 мин с переходом на ходьбу в сочетании с движениями расслабленными руками и плавным выдохом.

Упр.4 И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны.

На счет 1 - наклон влево, руки на пояс, повернуть голову в сторону наклона, выдох;

2 - выпрямиться в и. п., вдох;

3 - то же в другую сторону;

Повторить 8 раз.

Упр.5 И. п. - стойка руки в стороны. На счет 1 - согнуть правую руку, захватить руками колено, на-

клониться вперед, опустив голову, и руками подтянуть колено к груди, выдох;

2 - выпрямиться, правую ногу назад на носок, руки вверх, плечи отвести назад;

3 - выполнить движение согласно счету 1;

4 - приставляя правую ногу к левой, и. п.;

5-8 - то же с другой ноги.

Повторить 6 раз.

Упр.6 И. п. - упор стоя на коленях, голова опущена вниз.

На счет 1 - правую ногу назад, прогнуться, голову назад;

2 - и. п., но спину округлить, выдох;

3 - то же, что на счет 1, но движение левой ногой;

Повторить 8 раз.

Упр.7 И. п. - лежа на спине на полу, руки вдоль тела вверх, ладонями вперед (кверху), ноги вместе.

На счет 1 - приподнять плечи и ноги, разводя и сгибая; ладони положить на колени, наклонить голову вперед, подбородок прижать к груди;

2-3 - держать позу;

4 - и. п., выдох.

Повторить 4-6 раз.

Упр.8 И. п. - положение лежа на животе, руки согнуты перед грудью.

Насчет 1-2 - выпрямляя руки, прогнуться, расслабиться и держать в расслабленном состоянии позу в течение 10-12 с.

Повторить 2 раза.

Примечание. В индийской йоге это положение называется "змея".

Упр.9 И. п. - положение лежа на животе руки за спину.

На счет 1-2 - прогибаясь, дугами наружу руки вверх (вперед) - положение "лодочка";

3 - держать позу;

4 - расслабляясь, и. п., выдох.

Повторить 4-6 раз.

Упр.10 И. п. - сесть на стул, нога развести на ширину плеч. Расслабленно наклониться вперед, опуская голову на грудь, руки расслабленно опустить вниз между коленями. Почувствовать растяжение мышц спины. Держать позу 10-12 с. Дыхание свободное.

Повторить 2 раза.

Упр.11 И. п. - сед нога врозь, руки за голову.

На счет 1 - наклон вперед, руками дотронуться до носков;

2-3 - два пружинящих наклона вперед, руками касаясь пола, выдох порциями;

Повторить 6-8 раз.

Упр.12 Свободная ходьба с предметом на голове (по прямой, изменяя направление) в течение 30-45 с

Упр.13 Встать к стене, касаясь пятками, ягодицами, спиной, затылком, руками стены. Зафиксировать прямое положение с. Дыхание произвольное.

Повторить 4 раза.

Упр.14 И. п. - лежа на спине нога согнуты на ширине плеч, руки вниз-наружу; расслабиться, закрыть глаза. Держать позу 10-12 с. Затем открыть глаза и посмотреть на потолок.

Цель:

1. Продолжать учить четко проговаривать слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении имен существительных в форме винительного падежа.

2. Развивать зрительное внимание.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед показывает картинки с изображением людей различных профессий и занятий, на которых не хватает каких-то определенных предметов. Уточняет названия профессий и спрашивает ребенка: «Что забыл нарисовать художник?».

Логопед: Ребенок:

Портнихе иголку.

Парикмахеру ножницы.

Учителю указку.

Рыбаку удочку.

Барабанщику палочки.

Упражнение «ОБРАЗУЙ НОВЫЕ СЛОВА».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен существительных с помощью различных суффиксов.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку изменять слова по образцу:

а) с суффиксом –ИНК-.

Логопед: Ребенок:

Бусы - бусинка.

Пыль - пылинка

Роса - росинка

Сор - соринка.

Пух - пушинка.

Чай - чаинка.

Песок - песчинка.

б) с суффиксом –НИЦ -.

Умник - умница.

Шутник - шутница.

Лыжник - лыжница.

Модник - модница

Бегун - бегунья.

Шалун - шалунья.

Упражнение «НАЗОВИ ПОСУДУ».

Цель:

1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 8-го типа.

2. Упражнять в словообразовании имен существительных при помощи различных суффиксов.

Оборудование : предметные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед показывает ребенку картинки и предлагает ответить на вопросы:

Логопед: Ребенок:

Как называется посуда, в которой хранится соль? Солонка.

В чем заваривают чай? В чайнике.

В чем лежит мыло? В мыльнице.

Откуда наливают суп? Из супницы.

Из чего едят суп? Из тарелки.

Как называется большая ложка с дырочками? Шумовка.

Упражнение «НАЗОВИ ДРУГИМ СЛОВОМ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении синонимов.

2. Формировать целостное восприятие предмета.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки, разрезанные на две части.

Ход игрового упражнения.

Логопед делит разрезные картинки: одну часть оставляет себе, другую отдает ребенку. Показывая половинку картинки и называя слово, предлагает ребенку найти вторую часть, сложить картинку и назвать изображенный на ней предмет по-другому.

Логопед: Ребенок:

Поляна - лужайка.

Рукавички - варежки.

Старушка - бабушка.

Старик - дедушка.

Азбука - алфавит.

Упражнение «СПРАВОЧНОЕ БЮРО».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед объясняет ребенку что такое «справочное бюро». Затем раскладывает перед ребенком все картинки и задает вопросы. Ребенок находит нужную картинку и отвечает на вопрос.

Логопед: Ребенок:

Где ткут ткани? На фабрике.

Где пекут хлеб? В пекарне.

Где лечат больных? В больнице.

Где покупают газеты? В киоске.

Где продают лекарства? В аптеке.

Где мелят муку? На мельнице.

Где шьют одежду? В ателье.

Где продают и делают очки? В оптике.

Упражнение «ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8 - го типа.

2. Развивать слуховое внимание и память.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы.

Февраль спешит за январем.

Метель да вьюги день за днем.

В каком месяце часто бывают вьюги и метели? В феврале.

Апрель – растаяли снега,

Плывучим льдом полна река.

В каком месяце растаяли снега? В апреле.

Ноябрь – слякоть и дожди,

Тепла теперь уже не жди.

В каком месяце не ждут тепла? В ноябре.

Декабрь завершает год.

Зима одела реки в лед.

В каком месяце замерзают реки? В декабре.

Январь – морозно на дворе,

Деревья в снежном серебре.

В каком месяце морозно на дворе? В январе.

В чем деревья? В серебре.

Что в серебре? Деревья.

Варежки у Вари пропали на бульваре.

Воротилась Варя вечером с бульвара

И нашла в кармане варежки Варвара.

Что пропало у Вари? Варежки.

Откуда вернулась Варя? С бульвара.

Где нашла варвара варежки? В кармане.

Кто нашел варежки? Варвара.