Философское учение йоги в индии. Философия йогического учения Учение и практика йоги

  • 02.05.2024

Йога представляет собой совокупность религиозно-философских учений, ведущих к освобождению человека от страданий жизни. Основоположником учения считается Патанджали (II в. до н.э.), систематизировавший основные методики в «Йога-сутре» - древнейшем письменном руководстве по йоге. Учение йога предлагает методы достижения освобождения от страданий и теоретически их обосновывает.

Йога делится на четыре части. Первая посвящена природе, целям и формам йоги, в ней рассматриваются различные методы достижения йоги. Вторая часть посвящена средствам достижения сосредоточения, то есть духовным состояниям, причиняющим несчастья и их мучительной природе, четырехсторонней форме страданий, их причине и средствам прекращения страданий. Третья часть йоги дает описание внутренних аспектов йоги, сверхъестественных сил, приобретаемых посредством применения ее на практике. В четвертой части дается описание природы и форм освобождения, рассматривается реальность другого мира.

В основу учения йога легли философские идеи школы санкхья. Йога представляет собой вариант практического применения идей санкхья в жизни. Согласно санкхье, все существующее в мире - это проявление двух видов реальности – материи и сознания, духовного начала. Материя представляет собой первичную субстанцию мироздания и состоит в свою очередь из трех частей: реальности, озарения, которые на психологическом уровне тождественны счастью; «затемненности», безостановочной активности, порождающей боль, и темного, инертного начала, порождающего невежество и безразличие. Разум, личностное «Я», интеллект понимаются как утонченные формы материи. Сознание, духовное начало – это вечный, не изменяющийся принцип индивидуальности, стоящий вне времени и пространства. Доказательствами существования этого духовного начала считаются, в частности, воплощенные в материальные формы удовольствие, боль и безразличие. При этом утверждается, что освобождение от невзгод проявленного мира имеет смысл только в том случае, если существует независимый от материальной оболочки Дух, способный к такому освобождению. Этот дух универсален и бессмертен, он представляет чистое индивидуальное сознание.

Личности, не достигшие просветления, не способны идентифицировать свое истинное «Я» и мотивация их поступков в основном зависит от чувственных потребностей физического тела. Поэтому освобождение достижимо только при условии дифференциации духовного и материального. Методологию такого освобождения и предлагает учение йога.



Йога придерживается концепции существования высшего божества (Ишвары), доказательство существования которого сводится к выявлению качественных характеристик бытия. Высшее Существо (Ишвара) является носителем всех мыслимых категорий и качеств, относительно которых оценивается все существующее в мире, но не является Творцом материального мира. Философия йоги считает бога высшим объектом размышления для сосредоточенности и самопознания. Именно бог, как верховное существо устанавливает отношения между двумя независимыми друг от друга первичными реальностями – индивидуальным разумным началом (пуруша) и первичной материей (пракрити) – в соответствии с моральными достоинствами индивидуальных душ.

Индивидуальное «Я» считается объединенным с физическим телом и более тесно связанным с тонким телом. «Я» выше всех явлений, имеющих отношение к уму и телу, выше всех физических и психологических изменений – таких, как сон и бодрствование, рождение и смерть и т.д.



Осознание «Я» - это и есть достижение состояния свободы от всякого несчастья и страдания – освобождение. Но духовное проникновение может быть достигнуто только тогда, когда ум остается совершенно спокойным и ясным, прекращаются все модификации ума (взаимопереходы различных состояний ума: беспокойное, бездеятельное, рассеянное, сосредоточенное, сдержанное).

Согласно учению йоги, для достижения духовного освобождения человека, нужно чистое сердце и ясная голова. Достичь этого можно только соблюдая духовную дисциплину. Система духовного совершенствования предполагает восемь этапов, из которых первые пять этапов йоги(хатха-йога) нацелены на овладение материальным уровнем существования человека, в частности его телом, а следующие три – это овладение духом (раджа-йога) (приложение 4). Эта система включает в себя воздержание от неправедной жизни, лжи, неумеренного обогащения, половой жизни, соблюдение правил внутренней и внешней чистоты, укрощения страстей, размышлений и предания себя на волю Бога, выполнение специальных физических упражнений (асан), овладение гармоничным дыханием и навыками сосредоточения сознания на определенном объекте. В результате наступает освобождение от всего телесного, материального и достигается духовное освобождение.

Считается, что человек, овладевший йогой, приобретает особую силу. Например, он может приручать всех животных, включая даже диких зверей; доставать любую вещь с помощью простого желания; знать настоящее, прошлое и будущее. Также они могут видеть через закрытые двери, проходить через каменные стены, делаться невидимым, появляться в одно и то же время в различных местах и т.д. Но система йоги, по мнению ее теоретиков, предостерегает от применения йоги для этих целей. Йогин (человек, овладевший йогой) не должен применять эту систему для обретения и использования сверхъестественных сил. Он должен преодолевать этот соблазн, поскольку йога служит для освобождения.

Значение йоги как важного метода постижения и реализации идей многомерности мира признается почти всеми индийскими системами философии. Применение йоги – лучший путь самоочищения, то есть очищения тела и интеллекта. Поэтому почти все системы индийской философии настаивают на применении йоги как на необходимой практической стороне философии жизни.

В йоге здоровье понимается как состояние организма, в котором все его функции осуществляются эффективно и легко. Свами Шивананда, как современный врач, использовавший йога-терапию, писал: «Это – состояние комфорта, легкости, возможность принимать пищу, двигаться и выполнять прочие жизненные функции. Это состояние, которое достигается благодаря гармоничной работе различных органов тела».

Понимание здоровья в системе йоги основывается на натурфилософских взглядах на строение организма человека. Считается, что здоровье – это состояние равновесия «трех стихий тела (дыхания, желчи и слизи), при условии, что мозг и органы тела работают слаженно и гармонично, человек спокоен и счастлив и несет все свои жизненные обязанности легко и непринужденно».

Рассматривая здоровье человека как динамичное, изменяющееся под влиянием многих факторов состояние, йога-терапия предлагает различные методы его восстановления, сохранения и совершенствования. Они основаны на понимании человека как существа, состоящего из тела, сознания и духа, причем эти составляющие тесно взаимосвязаны. Считается, что все болезни первоначально зарождаются в сознании, и только затем поражают тело. «Болезнь – это нарушение определенных законов природы. …Устранение причины болезни есть самый рациональный способ ее лечения», - говорит Свами Шивананда. В соответствии с таким пониманием болезни совершенствование сознания, прежде всего, в его нравственной области, в йога-терапии является в такой же степени значимым компонентом лечения, как и методы оздоровления тела.

Согласно учению йоги, основными средствами избавления от различных заболеваний считаются естественный, т.е. подчиненный ритмам природы, образ жизни, натуральная пища, чистота, отдых и умеренные физические нагрузки, а главное – радостное состояние духа и соблюдение нравственных законов. Свами Шивананда, как врач много лет использовавший в своей практике йога-терапию, рекомендовал: «Будьте всегда радостны. Разум может исцелить все физические болезни тела гармоничными, здоровыми, духовными мыслями, потому что все физические болезни берут начало в сознании. Недостаток радости, веселья ведет к ухудшению здоровья. Если человек всегда радостен и обращен мыслями к добру, к Богу, он никогда не будет болеть и будет иметь крепкое здоровье».

Медико-философская система йоги содержит учение о «духовной физиологии». Оно включает представления о взаимосвязи нравственных качеств личности, чувств человека и работы органов и систем его организма (приложение 5).

В современной Индии йогой занимаются здоровые и больные (в клиниках йога-терапии); научно-исследо­вательские институты продолжают изучение этой эмпирической традицион­ной системы.

Идеалы в философии, религии и медицине Древней Индии

В древнеиндийской философии большое внимание уделялось проблемам морали. Законы дхармы и кармы, учение о нравственном долге, пути самосовершенствования человека – это элементы древнеиндийских религиозно-философских учений, в которых проявляется главная идея необходимости всестороннего совершенствования человека.

В древнеиндийской философии путь к личному совершенствованию, который должен привести человека к избавлению от страданий, привязанностей жизни и позволит прервать бесконечную череду перевоплощений, имел различные вариации. В обобщенном виде можно подразделить их на два варианта. Первый – это встать на путь самоотречения и, отказавшись от мирских соблазнов, стать аскетом. Второй – это праведная жизнь в миру в соответствии со своей личной дхармой. Второй путь подразумевает выполнение ряда правил, которые, с одной стороны, ограничивают человека, а с другой – рекомендуют ему воспитывать в себе определенные качества. Человек не должен применять насилие (убивать) по отношению к живым существам, лгать, воровать, предаваться чувственным удовольствиям, проявлять корыстолюбие. Он должен соблюдать чистоту, находиться в состоянии довольства, полной сосредоточенности, постоянно учиться, служить Богу.

В буддизме впервые была провозглашена идея, что в мире нет ничего, что в определенном смысле не было бы относительным. Морально-этические нормы буддизма базируются не на абстрактных понятиях добра и зла, а содержат в своей основе идею о том, что любой поступок в зависимости от обстоятельств может быть интерпретирован по-разному. Поступки и мысли могут быть основанными на сострадании, великодушии и мудрости, а могут быть основанными на ненависти, ненасытности и обмане. Поэтому моральными принято считать деяния, которые повышают духовный уровень и приносят радость буддисту. Аморальным будет все, что стоит на пути постижения истины. Таким образом, моральные нормы следует трактовать в контексте конкретного поступка и его мотивации. Мудрость и сострадание утверждаются как естественные категории, определяющие гармоничное существование человека.

Буддистский свод норм высшей нравственности имеет в своей основе принцип воздержания от недобродетелей, которые относятся к действиям тела, речи и ума. К физическим недобродетелям буддистская этика относит лишение жизни любого существа, воровство и разврат. К недобродетелям речи относятся ложь, злословие, грубость, пустословие. Недобродетели ума – это зависть, злонамеренность, ложные взгляды (заблуждения). Недобродетели ума определяют в жизни человека его дурные (по терминологии буддизма) действия и поступки.

Тибетское направление буддизма подчеркивает необходимость строить отношения между людьми на основе не только любви, но альтруизма. Любовь, основанная на альтруизме «может распространяться даже на того, кто причиняет нам вред, то есть на нашего врага». Буддизм, придавая решающее значение установлению гармонии и мира в жизни человека, рассматривает нравственность как систему человеческих взаимоотношений определенного вида. Взаимоотношения людей, основанные на любви и взаимном уважении, являются эталоном буддийской нравственности. В буддизме нет Творца, и все зависит от собственных поступков и воли человека.

Принцип ахимсы («не убий») занимает первое место в списке недопустимых поступков. Под термином «ахимса» подразумевается не только несовершение убийства, но и воспитание в человеке уважительного отношения ко всем живым существам. В философском смысле это понятие соотносится с кармической теорией и наделяет всех живых существ личной дхармой. Ахимса направлена на выявление взаимосвязи между всеми формами жизни. Согласно принципу ахимсы, жестокость к кому бы то ни было недопустима, потому что подразумевает отрицание его права на жизнь. Принцип ахимсы (непричинения вреда) утверждает право на жизнь всех живых существ. Этот принцип является центральной идеей религиозно-философского учения джайнизм (основоположник - Вардхамана Махавира).

Также в джайнизме обязательными являются отказ от категоричных суждений, т.к. каждый имеет право на суждение, и отказ от собственности, т.к. все формы жизни взаимосвязаны. Если человек почувствовал уникальность каждой души, то он никогда не станет покушаться на ее существование. Если он почувствовал, что каждый человек – мыслящее существо, то он признает право каждого на собственное мнение. Если человек почувствовал, что никем и ничем не обладает, то он никогда не пожелает мирового господства.

Душа, согласно джайнизму, бессмертна. Поэтому главной задачей является эволюция души в течение многочисленных инкарнаций (перевоплощений). Этот процесс длится до тех пор, пока она не обретет свое естественное, первоначальное состояние – состояние абсолютной чистоты и покоя.

Таким образом, можно сделать вывод о глубоко гуманистической направленности древнеиндийской философии. Один из проповедников тибетского буддизма Син-Юнь считает: «Мы должны поступать милосердно и сострадательно без различия того, в каких отношениях с людьми мы находимся и будем ли за нашу работу вознаграждены».

Понимание сущности человека как единства телесного и духовного и, в то же время, находящегося в неразрывном единстве с окружающим миром и космосом легло в основу понимания здоровья и болезней человека, методов и средств их лечения.

Индуистско-буддийские философские идеи лежат в основе медицинского знания Древней Индии, получившего название «Аюрведа» . Слово «Аюрведа» в буквальном переводе с санскрита означает «наука жизни». Учение Аюрведы изложено в ряде трактатов, первые из которых были написаны в поздневедический период (ок. 500 г до н.э.) и отражают философские концепции того времени.

В древнеиндийской медицине было выработано представление о здоровье человека – идеальном духовно-физическом состоянии. Оно было основано на натурфилософских идеях о первостихиях (первоэлементах), составляющих основу бытия. В древнеиндийской философии и медицине человек рассматривался в тесной взаимосвязи с окружающим миром. Весь мир, согласно представлениям древних индийцев, состоял из пяти первостихий – земли, воды, воздуха, огня и эфира. Носителями трех из этих стихий (огонь, вода и воздух), обеспечивающих жизнедеятельность организма человека считались три первичные жидкости («ветер», желчь и слизь). Из пяти первостихий мира и трех жидкостей в организме человека образуются кровь, мышцы, кости, мозг и т.д. В соответствии с этими представлениями «здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального взаимодействия органов чувств и ясности ума».

Болезнь понималась, соответственно, как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий, а также времен года, климата, нездоровой воды, нарушения правил гигиены и т.п. Роль врача сводилась к восстановлению существовавшего до болезни равновесия с помощью лекарств, физических методов воздействия (массаж, физические упражнения, диета и др.) и хирургических операций.

Таким образом, здоровье признавалось состоянием гармонии внутренних элементов организма человека и в то же время гармонии человека с окружающим миром. Только обладая таким состоянием, человек может достичь освобождения от привязанностей тела и ума, освободить свое сознание и достичь состояния нирваны.

Одним из главных условий достижения состояния здоровья признавалось соблюдение нравственных законов. Их нарушение в соответствии с законами кармы проявляется, в частности, и в возникновении различных болезней.

Развитие медицины в Древней Индии тесно связано с формированием профессиональной медицинской этики, в рамках которой были выработаны представления об образе врача. Оно включало как наличие профессиональных знаний и умений, так и определенные требования к его моральному и физическому облику. Считалось необходимым, чтобы врачеватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни».

Определенный перечень требований к нравственному облику врачевателя, его поведению в обществе содержался в проповеди, которую по окончании обучения в медицинской школе учитель произносил перед своими учениками. Ее текст приводится в медицинском трактате «Чарака самхита», написанном выдающимся древнеиндийским врачом Чаракой (приложение 6). В ней отмечается, в частности, что все свои мысли, слова и чувства врач должен направлять на лечение больного, должен стремиться совершенствовать свои знания и никогда не должен творить зло. В этой же проповеди говорится, что врач должен сохранять в тайне сведения о состоянии больного, о событиях из жизни больного, свидетелем которых он может стать в ходе врачевания. Таким образом, в медицине проявилась идея об уважении к личности человека, не причинении ему вреда ни словом, ни делом, которая содержалась во многих учениях древнеиндийских философов.

Буддистское учение привнесло в Аюрведу псхологический подход к исцелению, подчеркнуло значимость волевого устремления человека к сохранению и восстановлению (в случае болезни) своего здоровья, выделило как главный аюрведический принцип понимания природы человека, согласно которому любые биологические проявления содержат психологическую составляющую.

По мере распространения буддизма и индийской медицины сформировалась тибетская медицина, вобравшая в себя философские идеи буддизма, аюрведическое знание и элементы китайской медицины.

В тибетской медицине наиболее полно и ярко проявляется единство философского и медицинского подхода к пониманию природы человека, его здоровья и болезни. Духовное и телесное – это неразрывное целое – таков исходный тезис тибетской медицины.

Тибетский буддизм включает в себя практику йоги, в том числе методы омоложения и обретения бессмертия, также связанные с принципами Аюрведы.

В тибетской медицине духовное развитие личности является главной, неотъемлемой частью процесса оздоровления, поскольку духовному развитию всегда сопутствуют соответствующие физиологические изменения.

Согласно целостному подходу тибетской традиции, идея здоровья не начинается с диагноза и не исчерпывается методиками физической активности или рационального питания. В фундаментальном трактате по тибетской медицине («Четыре тантры») здоровье и благополучие определяются следующими факторами: отсутствием серьезных психофизиологических патологий; пониманием переменчивой и преходящей природы бытия и осознанием жизненной цели в рамках этого понимания; чувством моральной ответственности, стремлением к знанию и самосовершенствованию; приверженностью оздоровительной программе, основанной на качествах личности, конституционном типе, потребностях тела и способности удовлетворить эти потребности; адекватным восприятием перемен и напряженности во взаимоотношениях с другими людьми и окружающей средой, климатом, умением принять как данность процесс старения; чувством удовлетворенности достигнутым, признательностью за воплощение в человеческом облике.

Хорошее самочувствие (физическое и психологическое) – это результат процесса, длящегося всю жизнь, поскольку жизнь наполнена множеством факторов, нарушающих физическое и духовное здоровье человека.

Духовное здоровье в тибетской медицине подразумевает обретение естественного ритма жизни и синхронной работы всего «внутреннего механизма» с эмоциональным, физическим и внешним мирами. Духовное здоровье дарует чувство постоянства, которое необходимо для физического и психологического благоденствия.

Лечение в соответствии с канонами тибетской медицины предполагает изменение всей модели поведения человека. В тибетской медицине существует метод целостного лечения души и тела, основанный на аюрведийской «науке жизни». Это панчакарма – система, предполагающая применение пяти очистительных, омолаживающих и целительных техник, условием применения которых является достижение духовной гармонии человека с миром. Основным принципом и непременным условием духовного развития является способность к мирному сосуществованию. Человек должен научиться воспринимать жизнь такой, какова она есть, а не такой, какой мы хотели бы ее видеть.

Таким образом, философские идеи тибетского буддизма и аюрведическое знание, соединившись вместе, породили такой медико-философский феномен как тибетская медицина, представляющий в настоящее время ценность как явление мировой культуры.

Современные люди сегодня вновь приходят к осознанию важности всего духовного. Измученные беспрестанными заботами и стрессами, они просто нуждаются в глотке свежего воздуха, источнике покоя и вдохновения.

И этим источником способна стать философия йоги, позволяющая постепенно открыть истинный путь к освобождению. И осознанию собственной сущности с дальнейшим раскрытием скрытого внутреннего потенциала.

Понимание йоги в философском смысле

Для многих людей философское учение йоги становится невероятным открытием, спасая от постоянных тревог и стрессов, помогая открыто увидеть главное в жизни. Но не нужно думать, что йога сводится к обычному выполнению асан.

В философском смысле она помогает найти кратчайший путь к освобождению, раскрыть собственный потенциал и открыть истинной путь к внутренней сути.

Поэтому основные принципы йоги сводятся к достижению гармоничного слияния души человека с телом. В более глубоком понимании здесь подразумевается единение с Всевышним. В целом, основы йоги не очень систематизированы, а ее отдельные аспекты подробно прописаны в различных древних источниках – Ведах.

И согласно многочисленным источникам, впервые философия, вошедшая в основы йоги, была описана именно в трудах Патанджали. В классическом понимании йога включает две основных категории – Пурушу (дух) и Пракрити (материя). Вместе они позволяют рассмотреть и объединить внешний и внутренний мир каждого человека.

Философская теория йоги отличается многогранностью, а ее главная цель заключается в постепенном достижении состояния Нирваны в виде полного воссоединения с Творцом. В современном мире существует целый ряд различных йогических направлений, способных действенно помочь в достижении Нирваны.

Также стоит отметить, что философское учение йоги действует и в том случае, когда человек имеет в этой области мало знаний или практически не верит в силу учения. А такой подход вполне оправдан для современного человека, который стремится получить больше материального, а не духовного в процессе обучения.

Пуруша и Пракрити

Для тех, кому трудно понять, в чем суть йоги, необходимо изучить различные источники информации и для начала попытаться осознать, что такое Пуруша (дух) и Пракрити (материя). Именно духовная и материальная составляющая являются главной основой всего сущего в мире.

Согласно учению, Пракрити состоит из трех основных сил:

  • покоя – Гуна Саттва;
  • деградации – Гуна Тамас;
  • движения – Гуна Раджас.

А вот истинную сущность духовной составляющей в философии йоги весьма трудно вообразить. У нее нет конкретной формы, а ее расположение находится вне пределов мира материального.

Еще Пуруша обладает настоящим сознанием, а в материи оно полностью отсутствует. А ее воплощением выступает древний бог Иншвара, хотя известны и другие божества.

Изучив основы философского учения, можно осознать единение материального и духовного, образующее на Земле все сущее. И вне рамок пространства и времени, поскольку йога подразумевает непрерывные процессы изменений, происходящие в материальных структурах. А духовная основа остается полностью неизменной, поскольку неподвластна времени.

Благодаря философии йоги, можно поддерживать хорошую физическую форму и жить в гармонии с миром. Переводя с языка санскрита, слово «йога» означает «связь», связь души с Господом. Поэтому учение относится к духовной практике.

Почти 2000 лет йога для многих есть образец мудрости, ведущая к наивысшей жизненной цели. Это древнейшее учение о самосовершенствовании личности, которое пришло от арийцев. Философское учение йоги великолепно развивается до сих пор, открываются новые школы.

Практика является одной из драшан, шести ортодоксальных индийских школ, которые следуют духовным традициям Вед.

В философии классической йоги есть две основные категории, которые охватывают духовную и материальную субстанции:

  • Пуруша (дух).
  • Пракрити (материя).

Классическая практика имеет название «царская». Основал ее знаменитый Патанджали (основатель практики «Йога сутра») во втором столетии до нашей эры. Он показывал двойственность метафизики, которая рассматривает Дух или (собственное Я, Прушу) и Природу (Космос), как независимые Реальности.

Йога как философская наука, рассматривает внутренний и внешний мир личности единым целым. Поэтому человеческая сущность объединяет Пуруши и Пракрити.

Учение освобождает сознание от неправдивой идентификации. Если сказать по-другому, открывается духовное видение, которое заставляет «Я» вернуться к собственной природе.

Люди часто обособляют себя от окружающего мира, что приводит ум к страданиям. Йога помогает справиться с этим.

Опытные наставники утверждают, что практика Патанджали «Йога сутра» написана с целью освещения учения о смысле человеческой жизни и освобождения.

Что такое Освобождение

Это отделение духа (Пуруша) от материи (Пракрити). Из-за этого у человека появляются страдания. Люди стремятся привязаться к чему-либо, в целях получить удовольствие. Но каждое удовольствие имеет свойство заканчиваться. И чем оно сильнее, тем большее будет разочарование в будущем.

Йога успокаивает мечущийся ум и способствует тому, чтобы перенаправить энергию в разумные каналы. Процесс можно сравнить с гидроэлектростанцией на мощной реке. Если плотина и каналы выстроены разумно, то гидроэлектростанция будет иметь большой запас водных ресурсов, приносящий пользу во время засухи.

Человеческий ум так же под контролем. Энергия аккумулируется из Космоса, создающая большие силы для всестороннего развития человека. Ум человека успокоить очень нелегко – сравнивают с усилиями для остановки горной реки.

Применяя йогу на различных стадиях, формируется особая сила.

Патанджали утверждал, что достигнуть освобождения можно только через умение отличать «Я «от мира физического и собственного тела, ума, индивидуальности.

Достичь этого можно с помощью духовного учителя, путем подавления и ограничения функций тела, чувств, интеллекта, индивидуальности (личное Я). Но одновременно обладать самосознанием, опытом Пуруши (трансцендентный дух).

Я – выше нежели ум, тело, чувства, интеллект, радость, страдание. Это и есть осознание самого Я, как духа бессмертности, находящегося за пределами зла, страданий, разрушений, смерти. Это и есть состояние Свободы.

Йогическая система является путем саморазвития для тех, кто идет по велению духа и искренне стремится к этому. Так, практика Санкхьи уделяет больше внимание умению отличать Я от остального мира, как цель к Освобождению.

Философия учения нацеливает на практические методы очищения, концентрирования, чтобы отличать Я от разума и тела.

Свойства философии йоги

Йога объединяет в себе духовность и физические упражнения, что способно развивать личность в разных направлениях (психически, духовно, физически).

Философия ее имеет такие свойства:

  • Духовность – с помощью осознания раскрывается и постигается бытие.
  • Этичность – воспитывается добродетельность, где важный аспект отсутствие насилия.
  • Эмоциональность – развиваются благодетельные качества (любовь, доброта).
  • Практичность – умение управлять собственным телом.
  • Интеллектуальность – применение сила разума.

Йога является одним из направлений духовности Индии, это философская школа. Элементы ее можно встретить в ортодоксальных школах, буддизме, сикхизме и других современных направлениях. Основой многих из них является классическая йога.

Цель йоги

С помощью йоги человек получает знания об истине реальности, которая спрятана от каждой души с момента рождения. Она всесторонне изменяет человека, трансформируя его сознание через осознание своей божественной природы.

Древние мудрецы утверждали, что реальность – это не только Вселенная, но и сама личность (Атман). Многогранность мира проявляется в единой трансцендентной Реальности (Брахман). Пройти эту реальность – приблизиться к высшей цели йоги Самадхи.

Достижение Самадхи означает стирание границ между личностью и ее оболочкой, между человеком и временным пространством исчезают расстояния. Прошлого и будущего нет, есть только настоящее.

Философия основных йогических направлений

Сегодня существует много йогических направлений. Каждое из них имеет три составляющих:

  1. Упражнения.
  2. Дыхательные практики.
  3. Медитации.

Они не могут существовать друг без друга. Эффект от упражнений и дыхательной гимнастики будет только тогда, когда человек активизирует свои духовные способности.

Каждое направление в йоге имеет свою философию. Вот краткое описание философии наиболее популярных видов:

  • Хатха йога соединяет физическое совершенство и душевный покой. Достигается это не только специальными асанами, дыхательной практикой, но и медитацией. Так обретается гармония тела с окружающим миром.
  • Аштанга направляет неиссякаемую человеческую энергию в правильное русло для достижения душевного равновесия.
  • Кундалини йога нацеливает на то, что каждый человек имеет право на счастье. Для этого нужно умиротворение и жить в гармонии с миром.
  • С помощью Винни йоги человек залечивать не только физические травмы, но и душевные. Практика Винни избавляет человека от страхов, плохих воспоминаний, открывает мир радости и счастья.

В любом выбранном виде йоги важно работать не только над своим телом, но и над разумом. Каждая асана пропитана философией, поэтому упражнения не должны выполняться механически. Нужно разобраться в своих ошибках, со своим подсознанием. В этом помогают дыхательные практики, асаны, медитации. Это сделать непросто. Но применяя усилия, целенаправленность, сосредоточенность, человек получит в награду здоровое тело и здоровый дух.

Ф илософия – это любовь к мудрости. Философия Йоги – это альтруизм и любовь к естественной природе.

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

Йога - это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традицииВед) философских школ Индии. Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Классическая йога, называемая также «царской йогой» («раджа-йога»), была сформулирована Патанджали приблизительно во 2 в. до н.э. Как следует из «Йога сутры», произведения, состоящего из 195 коротких афоризмов(«сутр»), Патанджалиучил дуалистической, двойственной метафизике. Она противопоставляет Дух, или «Я» (Пурушу), Природе или Космосу (Пракрити), рассматривая их как две независимые друг от друга первопричины Реальности.

В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я - физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. - относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити.

Йога - это совокупность физических и духовных практик, направленных на развитие человека на всех уровнях: психическом, духовном и физическом.

Философия йоги обладает следующими свойствами:

Она духовна, т.е. ориентирована на раскрытие и постижения бытия при помощи осознания независимого и самосущего Духа личности.

Этична, т.е. содержит в себе добродетели, главной из которых является ненасилие.

Эмоциональна, т.е. учит о любви, доброте и других благодетельных качествах.

Практична, т.е.предлагает способы управления телом.

Интеллектуальна, т.е. ее методы предполагают использование сил разума, а основные положения обоснованы философскими текстами.

Йога может рассматриваться как путь освобождения сознания от ложной идентификации с конкретной физической оболочкой. Иными словами, это открытие духовного зрения, возвращающего «Я» к своей настоящей природе. Можно также сказать, что йога уничтожает экзистенциальное страдание ума, которое рождается из-за пагубной привычки отождествлять себя как индивида, обособленного от всего остального мира.

Опытные мастера говорят, что вся «Йога-сутра» и комментарии к ней были написаны с целью освещения учения о смысле существования человека, теории освобождения.

Мы уже знаем, что освобождение означает отделение духа от материи (Пуруши от Пракрити). Зачем оно нужно? Дело в том, что люди в обычном своем состоянии ограничивают собственное бытие рамками Пракрити. Именно из-за этого и происходят все наши страдания. Мы начинаем стремиться к постоянному чувству привязанности и удовлетворения, к получению удовольствий, которые всегда заканчиваются. Важно понять, что чем сильнее удовлетворение, тем больше будет разочарование в будущем, а стремление к формам Пракрити обуславливает существование кармы.

Йога направленная на всестороннее развитие человека, и, главным образом, на рост сознания, внутренней культуры любого человека.

В шестой главе "Бхагавад Гиты" (переводится с санскрита как "Песня Бога"), самого авторитетного источника по философии йоги, Бог Кришна объясняет своему ученику Арджуне значение йоги как освобождение от страданий и горя: "Когда мысли поток обуздан, ум пребывает лишь в атмане, Партха, когда муж успокоил желания - он тогда именуется "йогин". Когда йогин, мысль обуздавший, сам себя укрепляет в йоге, он подобен свече, чье пламя не колеблется в месте без ветра. Там, где мысль, упражнением в йоге остановленная, замирает, там, где в атмане радость находит созерцающий атманом атман, - ибо там он познает то счастье, что сверх чувств, одной мысли доступно, запредельное, стоя в котором, он от истины не уклонится, - пребывающий там не смутится даже самой тяжелою скорбью; ведь, достигнув той цели, не мнит он что-то высшее, лучшее встретить.

Состояние это есть йога, что оковы скорбей размыкает". Подобно хорошо отшлифованному алмазу, каждая из граней которого отражает тот или иной луч света, так и слово "йога" отражает каждой гранью тот или иной оттенок смысла, выявляя разные стороны всего диапазона человеческих устремлений добиваться счастья, любви и свободы. В "Бхагавад Гите" есть и другое объяснение термина йога, где ударение делается на Карма Йоге (йоге действия): "Лишь на действие будь направлен, от плода же его отвращайся; пусть плоды тебя не увлекают, но не будь и бездействием скован. От привязанностей свободен, в йоге стоек, свершая деяния, уравняв неудачу с удачей: эта ровность зовется йогой". Кришна называет йогой также мудрость в работе или умение жить в трудах, гармонии и умеренности: "Тот не йогин, кто переедает, и не тот, кто не ест совершенно, и не тот, кто спит свыше меры, и не тот, кто себя сна лишает. В пище, в отдыхе будь умерен, будь умерен в свершеньи действий, в сне и в бдении - так обретешь ты уносящую скорби йогу". В Катха Упанишаде йога поясняется так: "Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений".

Йога - это метод, система упражнений для успокоения мятущегося ума и направления энергии в конструктивные каналы. Подобно гидроэлектростанции на могучей реке, которая при разумно устроенной плотине и каналах представляет собой огромный запас воды, спасающий от засухи и голода и порождающий электроэнергию для жизни городов и промышленности, так и ум, когда находится под контролем, аккумулирует энергию из Космической реки и порождает громадные силы для всестороннего роста человека.

Успокоить ум человека также нелегко, как остановить горную реку.

Благодаря практическому применению йоги на ее различных стадиях йогин приобретает особую силу. Подобно сторонникам санкхьи и других систем индийской философии, основатель йоги Патанджали утверждает, что освобождение должно быть достигнуто благодаря непосредственному познанию отличия Я от физического мира, включая наше тело, ум и индивидуальность. По это возможно лишь в том случае, если мы сможем подавить и ограничить функции тела и чувств, ума-манаса и интеллекта, наконец, нашу индивидуальность (то есть эмпирическое, личное я) И вместе с тем обладать самосознанием, опытом трансцендентного духа (пуруши). Это убедило бы нас, что Я выше комплекса ум-тело, выше чувств и интеллекта, а также страданий или радости отдельной личности - я. Я, как будет показано, должно стоять выше всякой физической реальности с ее пространственно-временными и причинно-следственными отношениями.

Это и является осознанием Я как свободного, бессмертного духа, стоящего вне зла и страданий, смерти и разрушения. Иными словами, это есть достижение состояния свободы от всякого страдания и несчастия - освобождение. Система йоги указывает практически осуществимый путь саморазвития всем тем, кто следует велениям духа и кто искренно стремится следовать ему. Система же санкхьи больше внимания обращает на познание отличия Я от всего остального мира как на средство достижения освобождения. Но она не забывает рекомендовать и такие практические методы достижения освобождения, как изучение, размышление и постоянное сосредоточение на истине. Философия йоги заостряет свое внимание на практических методах очищения и сосредоточения для понимания отличия Я от тела и ума и вместе с тем для достижения освобождения.

Однако следует отметить, что учение йоги о самопознании Я имеет солидную основу в метафизике санкхьи, которая обосновывает реальность Я как метафизического и вечного начала сознания. Если верить в трансцендентный дух, то нельзя не признать, что имеются более глубокие ступени сознания, чем эмпирические, а также более широкие возможности и более высокие потенции, чем физические или относящиеся к органам чувств. Проблески этой более глубокой реальности нашей индивидуальной жизни осеняли не только пророков и святых, но и таких великих философов, как Платон и Аристотель, Спиноза и Лейбниц, Кант и Гегель. Физические исследования и современная школа психоанализа внесли большой вклад в область познания темных сторон психической жизни, скрьпых от обычного взора. Йога в этом отношении идет еще дальше, формулируя некоторые практические методы очищения и самоконтроля для осознания истинного я человека. Для правильной оценки этой философии необходимо ее благожелательное понимание и искреннее стремление осознать, реализовать ее истины...

Но должен сказать, что не у всех людей эта активация происходит быстро. Поэтому для многих йога так и остаётся физическими упражнениями типа утренней гимнастики, которая просто позволяет человеку «хорошо себя чувствовать». Это для тех людей, которые под словом "я" или "себя" понимают своё физическое тело. То есть для тех, кто думает, что он это «кусок мяса с костями и мозгом». И поэтому многие люди так и застревают в йоге. Физическому телу хорошо - и ладненько.

Прозанимавшись такой йогой-зарядкой несколько лет, человек развивает в себе гибкость и определённую ловкость в выполнении асан. В дальнейшем люди часто становятся инструкторами йоги (так как сейчас это выгодно и модно) и продолжают линию «йоги без учения». Поэтому на момент сейчас мы имеем множество йога-школ, в которых инструкторы не знают о йоге ничего! Хотя они великолепно гнутся на коврике в разные позы.

Но я не говорю, что это плохо! Для большинства людей это как раз то, что нужно. Так как далеко не все могут понять йогу как учение. А йога, прежде всего, это учение ! И оно предназначалось для касты воинов (правителей) и брахманов (учителей). Для тех, кто может увидеть в этом учении школу жизни на Земле. Остальные касты могут познавать йогу только как упражнения для физического тела.

Но лично для меня магия началась именно с йоги, поэтому я хочу всем пояснить, что же такое йога, так как этот вопрос мне достаточно часто задают. Можно сказать, что я до сих пор занимаюсь йогой, но уже на её высших ступенях. В моём понимании, магия это так называемая раджа-йога (йога царей или йога избранных). На данный момент существует тысячи различных вариаций йоги. Как в них разобраться?

Йога-сутры Патанджали

Само учение йоги описывается только в одном трактате. Этот трактат называется «Йога-сутры Патанджали». Что это такое? Жил раньше такой мудрец Патанджали (по разным данным было это примерно во втором или в четвёртом веке до нашей эры). Был он мудрецом, который долгие годы изучал ведические писания. И так как эра деградации уже началась, взял он и собрал свои знания для потомков в своей йога-сутре и передал их своим ученикам вместе с комплексом упражнений. Так вот, вся йога там делится на 8 ступеней.

Каждая ступень предполагает прохождение предыдущих ступеней. Первые 4 ступени условно называются хатха-йога. Следующие ступени — раджа-йога. То есть и хатха-йога, и раджа-йога это всего лишь подразделы классической восьмиступенчатой йоги, описанной Патанджали. Все остальные разновидности йоги также являются лишь более мелкими фрагментами классической 8-ступенчатой йоги! За исключением уже явной отсебятины, которая к йоге не имеет ни малейшего отношения. Поэтому для того чтобы понять, можно ли какое-либо направление назвать йогой, нужно прочитать саму йогу-сутру Патанджали.

Ступени йоги

  1. Нияма.
  2. Асана.
  3. Пранаяма.
  4. Пратьяхара.
  5. Дхарана.
  6. Дхиана.
  7. Самадхи.

Первые две ступени Яма и Нияма - это философские жизненные принципы, без утверждения в которых ученик не допускался к следующим ступеням. Самый первый принцип Ямы это Ахимса (непричинение вреда — ни в мыслях, ни в словах, ни в поступках), отсюда вытекает вегетарианство и соответствующее восприятие мира! Это только первая подступень первой ступени, а их там пять.

Только после освоения философии йоги ученик допускался к изучению асан, и только потом ему показывались пранаямы. До следующей пятой ступени ученик мог добраться только через десятки лет. Всё зависело от способностей ученика. Так как йога это «белый путь», помощь ученику была минимальной. Лучшим помощником у белого учителя является палка.

Все ступени, начиная с пятой, это и есть то, что мы называем магией. Но мы занимаемся этим уже в отрыве от тела, а также с помощью телесно-ориентированных практик. Мы можем себе это позволить, так как у нас есть наработки и энергия. Для людей, идущих самостоятельно, такой подход невозможен. Поэтому их путь более долгий и трудный. Однако при всём этом идущие данным путём развиваются более гармонично и правильно, так как они не забывают о своём теле! Поэтому всем магам и эзотерикам я настоятельно рекомендую не забрасывать телесно-ориентированные практики.